Научная статья на тему 'Агрошкола стала агрокомплексом'

Агрошкола стала агрокомплексом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО / ЛАГЕРЬ-КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманбаева Людмила Ивановна, Иванова Изабелла Сидоровна

Опыт победителя X Международного конкурса им. А.С. Макаренко. Путь от агрошколы к агрокомплексу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural School Has Become The Agricultural Complex

The winner experience at X International competition named after A.S. Makarenko. The path of agriculture school to agricultural complex.

Текст научной работы на тему «Агрошкола стала агрокомплексом»



Агрошкола стала агрокомплексом

Людмила Ивановна Аманбаева,

профессор Якутского педагогического института, доктор педагогических наук

Изабелла Сидоровна Иванова,

директор Тулагинской средней школы им. П.И. Кочнева г. Якутска

Кризисные явления нашего времени наносят огромный, невосполнимый нравственный урон подрастающему поколению из-за того, что труд в обществе теряет свой глубокий смысл: экономический, духовный, нравственный, идейно-культурный. В стране разрушено единое экономико-трудовое, производственное пространство с уникальными коллективами, солидарностью людей труда. В этой ситуации особенно ценно стремление педагогов Тулагинской школы — победителя Х Международного конкурса им. А.С. Макаренко — применить идеи, рекомендации Макаренко при организации труда детей и подростков в сельском производстве: тула-гинские педагоги доказали, что сегодня дети могут и должны, так же как воспитанники Макаренко, заниматься производственным трудом при очень продуманном планировании производственного процесса: «план — это тонкое кружево норм и отношений, это сложнейшее «оборудование» человеческой деятельности». Отсюда следует очень важное заключение: не сам по себе труд воспитывает человека, а педагогически правильно организованная трудовая деятельность, которая включает и «характер труда» и технологию вовлечения детей в производственную деятельность.

-е-

«Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие,

но не подкреплённые делом».

А.С. Макаренко

• агротехнологическое образование • школа-хозяйство • лагерь-комплекс • социальное партнёрство • энергосбережение • семейная община

В производственной деятельности, — как отмечал Макаренко, — возникает «простор для удовлетворения вкусов и потребностей», что обогащает человека духовно, воспитывает характер будущего гражданина. Прошедшие настоящую трудовую школу макаренковские воспитанники очень быстро адаптировались в сложных жизненных ситуациях. Опираясь на этот опыт, в Тула-гинской школе разработали и реализовали основные направления деятельности всего

коллектива, которые можно определить как инновационные, если учесть современные кризисные социально-экономические условия. Концепция этого процесса строится на совокупности принципов, идей, путей, содержания воспитания сельских школьников.

Суровые условия Якутии

«Двенадцать месяцев зима, а остальное — лето», как поётся в песне. Тем не менее наши предки выжили, создали хозяйства, содержали лошадей табунами, скот стадами. Лелеяли землю, которая кормила и сохраняла народ.

Было время, когда создавались и процветали коллективные хозяйства-миллионеры. Таким был совхоз «Якутский»: табуны, стада, удои молока, урожай, заготовки мяса, площади пашен — всё измерялось огромными цифрами.

Многие работники нашей городской по статусу, а по укладу сельской школы выросли в этом совхозе, провожая каждый день своих родителей на работу, отдыхая и воспитываясь в летних трудовых лагерях. Опыт, полученный в детстве, дал силы выстоять в трудные девяностые, в то время, когда было тяжело морально и материально городским коллегам и только подсобные хозяйства каждого из нас давали уверенность в завтрашнем дне. В это время укрепились личные хозяйства и педагогов, и семей школьников, ведь с ликвидацией совхоза перестали выполнять плановые мероприятия по мелиорации, земледелию, и ресурсы земли истощились, снизились производительность, плодородие, урожайность. Тогда и пришли мы к единому решению: создать на базе школы агрошколу.

Первые шаги — самые трудные

Свою агрошколу мы начинали на пустом месте, хотя, наверное, нельзя так говорить, так как у каждого члена нашего коллектива большой опыт коллективного воспитания. Многие были воспитаны учителем-новатором П.И. Кочневым, бессменным заместителем директора, заслуженным учителем ЯАССР, кавалером ордена Ленина. Принципы воспитания жизнеспособной личности в нашей школе созвучны с идеями, взглядами А. С. Макаренко, В. А. Сухо-млинского.

Учителя обратились к родителям и детям с просьбой собрать семенной картофель, и назавтра дети, кто на своих плечах, кто на велосипедах, кто на тракторе, несли и везли картофель. Так заложили «золотой фонд». Высаживали картофель вручную, техники не было. До сих пор с волнением вспоминаем уборку долгожданного урожая. Шёл дождь со снегом, а у детей горели глаза — урожай был отменным. Вот так появились у нас первые самостоятельно заработанные деньги.

В мае 2006 года было большое половодье, все населённые пункты Тулагино-Килдьямского наслега были подтоплены. Старшеклассники наравне со взрослыми участвовали в ликвидации последствий стихии, а на заработанные деньги отремонтировали автобус и старый трактор. Дело пошло.

Сегодня школьные посевные площади — более 10 га, большая коневодческая база, построили овощехранилище, теплицы, разводоч-ную теплицу, опытно-экспериментальную площадку для новых сортов овощей и ягод. Но для нас гораздо важнее радость детей, их уверенность в том, что всего можно добиться упорством и трудом.

Учебный труд

Программа Тулагинской школы ориентирована на опытно-экспе-риментальую деятельность школьников, сельскохозяйственное производство. С первого класса дети получают системные агротехно-логические знания, учатся вести хозяйство.

На первой ступени обучения (1-4-е классы) компонент агрошколы представлен на всех уроках; проводятся внеаудиторные занятия по агротехническим направлениям; на уроках «Окружающий мир» со второго по четвёртый классы изучаются основы экологии, овощеводства, животноводства, приусадебного хозяйства и дополнительно введена «Технология», где дети знакомятся с основами сельскохозяйственного труда.

На второй ступени обучения (5-9-е классы) введены часы технологии: изучаются цветоводство, овощеводство, животноводство, вер-микультивирование. На третьей ступени обучения (10 — 11-е классы) на профильном уровне изучаются биология и химия по три часа в неделю, введены курсы «Экология и мы», «Человек и техника», «Экономика», «Предпринимательство и бизнес», «Животноводство». Факультативно изучаются агротехнологические предметы: овощеводство, основы экономики и предпринимательства в сельском хозяйстве, трактороведение, животноводство, приусадебное хозяйство, окружающий мир (фито, лекарственные растения, цветоводство); есть специализация тракториста-машиниста.

Учебные классы оборудованы для изучения вермикультивирования, растениеводства, домоводства, кулинарии; есть учбеные кабинеты по биологии, химии, географии; столярная мастерская, питомник, разводочная теплица.

Школа достаточно оснащена компьютерной техникой: есть 60 компьютеров, 10 ноутбуков, 20 проекторов, 15 интерактивных досок, принтеры; все учителя постоянно пользуются современными компьютерными и интернет-технологиями, включены в городскую программу «Сетевой город» (электронный дневник, электронный журнал, расписание, офис). В школе два компьютерных класса: кабинет информа-

тики и кабинет методических консультаций для учителей-предметников, работает локальная сеть; каждый кабинет подключён к Интернету. Есть медиатека из 700 наименований обучающих программ и лицензионных программ автоматизации процессов управления.

По всем учебным предметам и по предметам агронаправления используются обучающие компьютерные программы. Есть обучающие программы и по фермерскому хозяйству: коневодство, крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство, пчеловодство, приусадебное хозяйство, домашние ремесла, дом и индивидуальное строительство, сад, цветоводство, огород, кулинария, продукты питания.

Выпускники, изучавшие учебные предметы, такие, как «Человек и техника», «Практическая математика», «Предпринимательство и бизнес», «Хозяин усадьбы», «Овощеводство», «Агротехнология», «Энергосбережение», «Экология и мы», сделали проект теплицы-лаборатории с инновационными технологиями, которая станет следующей ступенью развития агрошколы: мы считаем, что в каждой агрошколе должны быть такие лаборатории для экспериментальных, исследовательских работ.

От агрошколы — к агрокомплексу

По инициативе глав крестьянских хозяйств старожилы нашего наслега и выпускники создали на базе школы сельскохозяйственный потребительский кооператив. Решением собрания запротоколировали: вся материальная база, созданная кооперативом, должна оставаться за хозяйством школы. Сегодня кооператив, наряду с вермикутивированием, приусадебным хозяйством, круглогодичным лагерем-комплексом «Якутская усадьба» стал одним из направлений деятельности Тулагинской агрошколы. Она вошла в Союз агропрофи-лированных якутских школ. Теперь статус агрошкол признан наравне с гимназиями и лицеями. Организовав школу-хозяйство, мы как члены Союза агропрофилированных школ получаем поддержку правительства, министерств образования, сельского хозяйства и продовольственной политики и предпринимательства.

Содержание аграрного направления определяет стратегию развития и расширения учебно-производственной базы школы, материального, социального обеспечения населения. Основная цель — воспитать уважение к работе на земле, сохранить передовые традиции хозяйствования якутского народа, познакомить с современными аг-ротехнологиями и принципами производственной деятельности в рыночных условиях.

Задачи наши конкретны: организовать труд детей в условиях малого предпринимательства; привлечь инвестиции, приучить учащихся к новым экономическим отношениям; построить новую большую

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди...».

А.С. Макаренко

теплицу; расширить площадь пашен, увеличить количество скота, табунов породных якутских лошадей; снабжать рынок качественными продуктами питания и сырья; создать новые рабочие места на селе; увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции и её реализацию; повысить экономическую эффективность ведения хозяйства; улучшить социальное благополучие сельской семьи.

В нашей агрошколе с каждым годом всё больше старшеклассников учатся по индивидуальным образовательным программам; экономическая самостоятельность превращает агрошколу в агрокомплекс; расширяется взаимовыгодное сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей, с другими школами, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с частными предпринимателями; развивается инновационный потенциал школы: наши ученики регулярно участвуют в конкурсах, инновационных программах и проектах, получают гранты.

Создание агрокомплекса — пример тесного сотрудничества школы с научными учреждениями, сельским социумом и бизнесом, социальный катализатор для распространения подобного опыта. Социальный эффект проекта: обеспечение самозанятости населения, особенно несовершеннолетних детей из проблемных семей и взрослых, временно не занятых трудовой деятельностью; возможность получать дополнительный доход (школой, учащимися и их родителями); вовлечение передовой части общества (учёных, сельской интеллигенции) в процесс воспитания и социализации детей; укрепление социально-психологических свойств личности, духовных сил участников проекта.

Ресурсосбережение

Проблема нашего наслега — снижение уровня производительности почвы из-за ежегодного омывания весенними паводковыми водами. Поэтому для нас важнейшее значение имеет вермикультивирова-ние. Вермикультура представлена выведенным для промышленного разведения гибридом красного калифорнийского червя (поголовье — полтора миллиона). Технологии вермикомпостирования позволяют получить вермикомпост (биогумус) с высокими удобрительными свойствами — высокогумусный препарат с высоким содержанием гуминовых кислот. В вермикомпостах по сравнению с исходным сырьём возрастает минеральная доля при снижении общего количества органической составляющей. Повсеместное интенсивное производство и применение нетрадиционных органических удобрений, включая метод вермикультивирования, активно влияют на сложившиеся биогеохимические циклы обмена веществ в почве, восстанавливает экологическое равновесие природных систем.

У метода вермикультивирования огромные потенциальные возможности, которые пока ещё не полностью реализованы. В перспекти-

ве — исследования по использованию жидких высокоэффективных удобрений, расчёт показателей экономической эффективности вер-михозяйства.

Наши социальные партнёры: Управление сельского хозяйства город Якутска; Комитет по делам семьи и детства при Президенте республики; Центр занятости г. Якутска; Управление социальной защиты города; «Бизнес-школа» при Министерстве предпринимательства республики; Центр экологического просвещения «Эйгэ» республики; Якутская государственная сельскохозяйственная академия; сельскохозяйственный техникум; профессиональный лицей №7; технологический колледж сервиса; агроколледж; крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы; Ассоциация молодых фермеров республики; Институт физо-технических проблем Севера; НИИ сельского хозяйства республики; Республиканская проектно-изыскательная агрохимическая станция. Сотрудничество с многочисленными социальными партнёрами позволяет расширять и укрупнять хозяйство нашей агрошколы, постепенно превращая её в многопрофильный комплекс.

Теплоснабжение

В большинстве сельских поселений Якутии в школах центральное теплоснабжение, его обеспечивают котельные, работающие на каменном угле или жидком топливе. Но несмотря на титанические усилия коммунальных служб, зимой в помещениях многих школ дети учатся при температуре 10—12 градусов (на уровне пола при минусовых температурах). Из-за этого ребята вынуждены заниматься в тёплой одежде, не проводятся занятия, дети болеют. Тепло школы теряют по большей части в самих школьных помещениях из-за того, что полы не утеплены, отопительные системы устарели, не соблюдаются необходимые меры эксплуатации отопительных систем. Нерациональное потребление энергоресурсов приводит к негативным последствиям и для энергопотребителей и для природной среды. Для того, чтобы вместе с водой, теплом и электричеством не «утекал» бюджет муниципальных образований, предприятий и семей, создаются программы энергосбережения, тщательно разработанные для конкретных объектов и реализованные на практике.

Центр экологического просвещения республики при поддержке гранта Президента РФ осуществляет социальный проект «ЭнергоДобро — детям Севера!». Пилотная площадка проекта — наша Ту-лагинская школа. Специалисты изучили состояние теплоснабжения и потерь тепла. В результате рационального использования теплоресурсов муниципальные средства, сэкономленные на энергоресурсах, на основании постановления главы г. Якутска реинвестированы на дальнейшее развитие программы, которая будет направлена на тепло- и энергосбережение в здании школы.

Проект «ЭнергоДобро — детям Севера!» на основе эффективного социального партнёрства впервые в Якутии продемонстрировал экономическую рентабельность энергоэффективного поведения. Презентация итогов проекта на расширенном заседании Комиссии по ЖКХ и энергетике Якутской городской думы вызвала большой интерес у депутатов. Мы внесли свои предложения для комиссии, депутаты проголосовали о включении наших предложений в свои решения. В соответствии с решениями комиссии Управление образования составило план занятий по ресурсосбережению в школах города с выделением финансирования на следующий учебный год.

Первая фаза проекта (в рамках гранта Президента РФ) завершилась месячником по энергосбережению в Тулагинской школе. Ребята выполнили научно-практические проекты по расчёту потребления электроэнергии воды в школе, рассмотрели и оценили пути экономии, изучили альтернативные источники энергии, сделали экологические паспорта классов. Кроме того, старшеклассники провели классные часы по теме энергосбережения для начальных классов; провели акции «Выключи свет» для работников столовой; конкурс рисунков и плакатов и т.д.

Благодаря проекту «ЭнергоДобро — детям Севера» только за 2011 год мы сэкономили 1 730 тысяч рублей на оплату услуг ЖКХ. На сэкономленные деньги школа приобрела специальное оборудование для сокращения электропотребления на освещение и реконструировала гараж.

Летний трудовой лагерь

Для создания агропрофильного пространства заключены договоры на три года о сотрудничестве с крестьянскими хозяйствами. На основании договоров работает летний трудовой лагерь; набор — на добровольной основе. В лагере дети заняты сельскохозяйственным трудом: ухаживают за телятами, выращивают овощные культуры, картофель, ремонтируют изгороди, озеленяют территорию школы, села, собирают ягоды и лекарственные травы.

Обязательно отдыхают и трудятся в лагере дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, опекаемые, из многодетных и малообеспеченных семей, из группы риска. Питание в лагере полноценное, пища витаминизирована, ребята трудятся охотно, а их зарплата существенно дополняет семейный бюджет. Время, проведённое в лагере, становится для каждого ребёнка временем получения новых знаний, навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманно организованной системе планирования лагерной смены по самостоятельным программам: «Будущий хозяин усадьбы», «Научные исследования», «Культура и эстетика», «Семейная община».

В Совет лагеря входят вожатые и детский актив. В работе лагеря участвуют выпускники школы и старшеклассники. Лагерь наш кругло-

годичный. И зимой и летом проводим праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и культурные мероприятия, участвуем в различных акциях, выпуске листовок, мониторингах.

Каникулы — прекрасная пора, когда дети могут проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость. Формируем бригады: они работают на пришкольном участке; на предприятиях нашего села; вожатыми в младших группах лагеря; экологические бригады озеленяют территории школы, проводят экологические экскурсии по заповедным местам.

За плодотворную трудовую деятельность летний лагерь школы на республиканском конкурсе лагерей занял в 2010 году второе место, а в 2011 году — первое место. Школа награждена на Общероссийском конкурсе дипломом Гран-при за создание агрокомплекса.

Семейная община «Алаас»

Община состоит из нескольких семейных бригад, в них обязательно входят дети из малообеспеченных и неполных семей. Занимаются огородничеством, цветоводством, выращивают картофель разных сортов, учатся вести домашнее хозяйство — солить, мариновать, консервировать овощи. В начале августа — сбор шиповника, боярышника, малины, смородины. Обучаем детей обрабатывать собранный урожай, учитывать получаемую продукцию — всё это основы семейной экономики. В зависимости от погодных условий и для того, чтобы труд был не в тягость, меняем режим полива, сбор урожая, время заготовок.

Семейные бригады — очень удобная форма организации летнего отдыха и труда детей и подростков: они учатся жить в коллективе, вести домашнее хозяйство, приобретают трудовые навыки, на своём опыте видят, из чего состоит материальное обеспечение семьи.

Ребята ведут дневник наблюдений, где собирают материал для практической и исследовательской работы. Семейная атмосфера способствуют сплочению, сотрудничесву, укреплению родственных связей, закреплению и продолжению семейных традиций. Воспитанники становятся более ответственными, организованными, трудолюбивыми.

Да и урожай впечатляет: одна бригада собирает около полутонны капусты, 200 кг помидоров, 600 кг моркови, полторы тонны картофеля, 300 кг свеклы, 100 кг огурцов.

Вперёд, только вперёд

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремлённой

личности. «Нам нужны, — писал он, — новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам».

Агропрофильная школа сохраняет российские сёла, приобщает к коллективному труду; это и способ борьбы с ленью (эта проблема также сама по себе не исчезает: «Способ борьбы с ленью, — писал Макаренко, — единственный: постепенное втягиваете ребёнка в область труда... »

Наша Тулагинская школа с 2006 года стала городской экспериментальной площадкой «Школа — центр воспитания жизнеспособной личности в сельском социуме». С 2008 года школе решением комиссии Союза агропрофилированных школ республики присвоен статус средней общеобразовательной школы с агротехническим профилем (агрошкола). С 2010 года у школы статус ресурсного центра агропрофилированных школ республики. С 2011 года школа — пилотная площадка по внедрению энерго- и ресурсосбережению на уровне окружной администрации г. Якутска. С апреля 2012 года — республиканская экспериментальная площадка «Инновационная деятельность школы в сельском социуме — процесс сопряжённого развития науки, образования и бизнеса, основанный на принципах энерго- и ресурсосбережения».

Создание нового типа школ связано с ведущими видами производства — земледелием, скотоводством, оленеводством, национально-прикладным искусством. Школами, ориентированными на использование такого окружения в учебно-воспитательном процессе, становятся агрошколы. Основа их образовательной концепции — подготовить школьников к самостоятельной жизни в условиях села: какие бы иллюзии у сельских школьников села насчёт городской жизни ни создавали, большинство из них будут связаны с родным для них местом, с родной землёй.

Необходимы типы школ, где учтены и используются особенности сельского производства, сельского социума. Именно воспитывающая трудолюбие, умение и желание трудиться на селе. Следующий шаг — создание агрокомплекса в условиях школы: в такой школе развиваются умения ориентироваться в сложных социально-экономических отношениях, профессионально реагировать на требования рынка, иметь твёрдую гражданскую позицию. Создаётся новое образовательное пространство, соответствующее современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.