Научная статья на тему 'Агрошкола на полюсе холода'

Агрошкола на полюсе холода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРУД / ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / «ШКОЛА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА…» / ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PRODUCTION EXPERIENCE / PRODUCTION VOLUME / SOCIAL PARTNERSHIP / ORGANIZATION OF WORK AND SCHOOL SUMMER HOLIDAYS / THE CONTENT OF AGRONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божедонова Зинаида Николаевна

Работа по экспериментальной программе «Школа жизненного успеха и качества жизни выпускника арктического села». Переход от традиционного образования к природосообразной и деятельностной технологиям (на примере Борулахской средней школы Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агрошкола на полюсе холода»

АГРО

ШКОЛА НА ПОЛЮСЕ ХОЛОДА

Зинаида Николаевна Божедонова,

директор Борулахской средней школы Верхоянского района Республики Саха (Якутия), Почётный работник общего образования РФ, отличник образования РС(Я)

Самый строгий, справедливый и умелый воспитатель - труд.

На Крайнем Севере, за Полярным кругом, в 70 км от районного центра среди синих сопок находится небольшое село Томтор Верхоянского района. Население занимается разведением крупного рогатого скота, коневодством, ведением личного подсобного хозяйства, охотой, рыболовством. В центре села — Борулахская средняя школа с агротехническим профилем, основанная в 1901 г. как церковно-приходская.

• производственный труд • трудовые традиции • экспериментальная деятельность • «Школа жизненного успеха...» • трудовые умения

Меняется время, меняются подходы к обучению и воспитанию, появляются новые современные технологии, новые образовательные системы. Сегодня особенно острой стала проблема самореализации личности: в результате социально-экономических перемен в нашем обществе растёт уровень безработицы, увеличивается число малоимущих семей, что особенно заметно в северных сельских наслегах, живущих в экстремальных условиях.

Какой должна быть сельская школа

Нередко это единственное образовательное учреждение в отдалённом, труднодоступном, небольшом по численности населённом пункте.

Детям предстоит жить и трудиться на нашей земле с суровыми климатическими условиями, поднимать сельское хозяйство, и наша главная задача — воспитание хозяина земли, конкурентоспособного в современных условиях рынка труда, готового к созидательному труду в экстремальных условиях Арктики. Понимая необходимость создания школы нового типа, учитывающей особенности сельского уклада жизни, социума, коллектив школы работал в режиме развития, переводя школу с одного уровня на следующий. В 2005 году наша школа, выбрав агротехническое направление, вошла в состав «Союза агропрофилированных школ РС(Я)». Нашим научным руководителем был кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Педагогическое проектирование и политехническое образование» ИПКРО П.П. Кондратьев.

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

С чего мы начинали?

Трудовые традиции в нашей школе были заложены ещё в далёкие 60-е годы, когда был открыт летний лагерь труда и отдыха «Кодой». Понимая важность труда для воспитания чувства хозяина к своей «малой родине», лагерь работал даже в трудные 90-е годы.

В годы экономических реформ после ликвидации совхоза администрация села выделила школе семь лошадей. Имея такое «наследство», мы решили создать агрошколу — учебно-воспитательное пространство, где проявятся личностные и деловые качества наших учеников и педагогов. Для повышения качества образования, реализации программы дальнейшего развития школы необходима хорошая материально-техническая база. Сегодня у нас два микроавтобуса УАЗ, учебно-производственная мастерская, база летнего лагеря, коневодческая база, учебно-опытный участок, две теплицы, супервнедорожник «Донгфен» с прицепом, пять сенокосилок SHTIHL. На внебюджетные средства купили новый трактор «Беларусь» МТ3-82.1. Для развития подсобного хозяйства за школой закреплено 45 гектаров сенокосных угодий, 197 гектаров пастбищ, что позволило увеличить поголовье лошадей до 36 голов. Методом народной стройки построили два жилых корпуса с общей площадью 96 квадратных метров на базе летнего лагеря «Кодой», гараж с двумя боксами, баню, теплицу, музей.

Новым этапом развития нашей агрошколы стало строительство оздоровительно-развивающего комплекса «Чиргэл» на живописном берегу реки Борулах. В 2009—2010 годах наши старшеклассники вместе с учителями, техническими работниками и молодёжью, привлечёнными через Центр занятости населения, построили загон для лошадей протяжённостью 1200 м, жилой корпус. В дальнейшем построили ещё два красивых дома, площадку для культурно-массовых мероприятий, хозяйственные постройки, загон для табуна с хоралом для доения лошадей.

В 2011 году построили новое каменное здание школы, пополнили компьютерное оборудование, соответствующее современным тре-

бованиям, есть компьютерный класс, хорошо оборудованы учебные кабинеты по биологии, химии, физике, математике, якутскому языку, технологии, столярная мастерская, медиатека.

Направления работы агрошколы включают разведение лошадей, выращивание овощей в теплицах с учётом наших северных условий, столовых корнеплодов, сбор и реализацию дикорастущих сортов ягод. Ранней весной выращиваем цветочные культуры, овощи. Часть рассады продаём населению. Вырученные от реализации сельхозпродукции средства используются для обновления материально-технической базы школы, необходимой для образовательных целей, на организацию горячего питания в школьной столовой и столовой пришкольного интерната.

Экспериментальная деятельность

В 2007 — 2011 годах мы апробировали республиканскую экспериментальную программу «Развитие конкурентоспособных компетенций выпускника агрошколы Арктики». Сегодня работаем по республиканской экспериментальной программе «Школа жизненного успеха и качества жизни выпускника арктического села», цель которой — переход от традиционной технологии образования к практико-ориентированной, при-родосообразной и деятельностной технологиям. Разработка проекта была продиктована необходимостью повысить уровень образования в школе. Родители, население заинтересованы в предпрофессиональной подготовке учащихся на базе школы; это актуально и в связи с тем, что потребности республики в кадрах для промышленности, малого и среднего бизнеса постоянно растут.

По экспериментальному проекту «Школы жизненного успеха...» успешно используем здоровьесберегающие

технологии, профильное и дуальное обучение, возможности дополнительного образования; по направлениям учебно-воспитательной деятельности разработаны программы, определяющие приоритетные направления развития школы. Главную роль во всех этих начинаниях играет стабильный, профессионально подготовленный педагогический коллектив школы: 32 учителя, средний возраст — 36 лет; из них высшая квалификационная категория у девяти педагогов, первая — у восьмерых. Учителя осваивают инновационные технологии на семинарах, курсах повышения квалификации, в методических практикумах, участвуют в конкурсах, фестивалях.

Мы работаем по круглогодичному циклу учебно-производственной деятельности. На полигонах агрошколы в течение года учащиеся проходят трудовую практику по сезонам в трудовых бригадах «Сувенир», «Столяр-мебельщик», в строительной и овощеводческой бригадах, в бригадах се-нокосчиков и волонтёров.

Профилизация

С 2004 года школа включилась в реализацию Концепции профильного обучения. Профилизация образования ведётся целенаправленно: в начальных классах в предметных кружках и на малых олимпиадах, в средних классах — на вариативных спецкурсах с учётом индивидуальных особенностей, в девятом классе учащиеся по результатам тестирования распределяются в пред-профильные группы. В 10 — 11-х классах наши ученики получают профильное образование по химико-биологическому, физико-математическому профилям, при этом у каждого есть индивидуальный учебный план, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития с учётом способностей и склонностей. Профильное образование увеличило число наших выпускников, поступивших в вузы на специальности «математика и информатика», «физика», «геоло-

гия», «инженерия и архитектура», «экономика сельского хозяйства», «химия в промышленности», «медицина».

С 2006 года школа включилась в работу по Концепции дуального образования: ребята занимаются на элективных курсах агротехнологического профиля: «Мир растений», «Юный земледелец», «Юный кулинар», «Юный коневод», «Культура Джесегей (коневодства) у якутов», «Юный овощевод», «Азбука рукоделия», «Национальное шитье», «Техническое проектирование», «Малая сельскохозяйственная техника» и т.д. Ведётся предпрофессиональная подготовка старшеклассников на сельскохозяйственные специальности: коневодство, столярное дело, дизайнер национальных сувениров, швея. В 2011 году было заключено соглашение о сотрудничестве с Батагайским ПТУ-32 о подготовке по специальности «Водитель категорий В и С», что вызывает большой интерес у старшеклассников и родителей. Для практических занятий мы подготовили автодром, где теперь проходят курсы вождения сельскохозяйственной техники. Школа приобрела автотренажер, программное обеспечение.

Для успешной социализации старшеклассников организована производствен-ная практика на рабочих местах предприятий социальных инфраструктур в селе: в администрации наслега, больнице, детском саду, школе, Доме культуры, библиотеке, ветеринарном участке, электростанции, центральной котельной, в торговых организациях, школьном музее, на почте. Подростки знакомятся с разными сферами деятельности, адаптируются, более осознанно выбирают профессию.

Учение и труд

В современной сельской школе воспитание возможно только на основе разумного сочетания учебно-воспитательного

НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

процесса с практической трудовой деятельностью. Мы опираемся на опыт А.С. Макаренко: «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие — хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости». Создаём условия для трудовой подготовки и производственного труда: работают мастерские, есть материально-техническая база: школьный учебно-опытный участок, конебаза, автопарк, учебно-производственная мастерская, теплица, лагерь труда и отдыха, оздоровительно-развивающий комплекс, техника; проводятся элективные курсы, спецкурсы по аг-ропрофилированию; работают ученические хозрасчётные подразделения по программе «Временное трудоустройство несовершеннолетних»; школьники работают на субботниках, в волонтёрских бригадах.

Летний труд и отдых

Дети у нас с малых лет приучаются к крестьянскому труду: летом работают на сенокосе, в теплицах, ухаживают за домашним скотом, отдыхают и работают на школьной производственной базе «Кодой», в мобильных трудовых бригадах, в лагерях разных направлений: военно-спортивном «Уолан», оздоровительном «Чэчик», экологическом, трудовом «Кодой», творческом «Ай-Куо», туристическом «Даба-ан», фольклорном, семейном.

В летнее время работает учебно-исследовательский лагерь для юных экологов «Чэчир» на базе оздоровительно-развивающего комплекса «Чиргэл», где дети проводят научно-исследовательские работы, ставят опыты, готовятся к научным конференциям. За свой труд школьники получают заплату: к выделенным Центром занятости средствам добавляем средства из школьного бюджета. Так дети постепенно приобретают трудовые навыки, учатся экономии, бережливости, расчётливости. Оценивая результаты своего труда, ребята испытывают настоящую радость от того,

что и они внесли посильный вклад в развитие подсобного хозяйства родной школы.

В статусе агрошколы

В основу Концепции развития нашей агрошколы положены идеи педагогики А.С. Макаренко. Его уникальный педагогический эксперимент, имеющий мировое значение, изучается повсюду и сегодня более, чем когда-либо, актуальны его слова: «...труд должен быть одним из самых основных элементов». Сельский образ жизни невозможно представить без многогранной трудовой деятельности, именно труд определяет социальное положение человека на селе, его культуру, благополучие.

Получив статус агрошколы, мы создали ученические производственные подразделения. Благодаря партнёрским отношениям с Центром занятости и трудоустройства Верхоянского района по программе «Трудоустройство несовершеннолетних» школа сумела организовать круглогодичный (сезонный) оплачиваемый труд.

Трудовая подготовка учащихся ведётся на базе школьного хозяйства. В производственные подразделения мы привлекаем учащихся средних и старших классов, при этом стараемся привлечь как можно больше детей из многодетных, малообеспеченных семей. В трудовых бригадах ребята участвуют в строительных работах, на сенокосе, в подсобном хозяйстве школы, в теплицах, на огороде. Осенью основной фронт работ — ремонт изгороди сенокосных угодий, уборка урожая. Зимой старшеклассники изучают основы коневодства, учатся изготовлять предметы быта, орудия труда, поделки из кожи и конского волоса. Весной выращивают цветы, рассаду.

Коллективная организация жизни и деятельности — самый эффективный

метод воспитания личности, индивидуальности каждого воспитанника. Нередко дети, не отличающиеся особым рвением к учёбе, раскрываются в совместном труде совершенно с другой стороны, проявляют свои лучшие качества, становятся уверенными. Требовательность и твёрдость в сочетании с уважением и доверием, выработка у них трудовых умений и навыков дают возможность прийти к намеченной цели — воспитать каждого сельского школьника так, что бы он стал настоящим хозяином земли.

В связи с Годом развития села в Республи ке Саха (Якутия) и с Годом охраны окружающей среды стартовали новые проекты повышения качества экологического, агро-технологического образования, а также расширения материально-технических ресурсов школы. По годовому плану эколого-биоло-гической деятельности школы и календарю труда сельского школьника по месяцам про водятся различные мероприятия, в том числе в районе. Продолжаем строительство но

вого здания нашей учебно-производственной мастерской «Дом мастеров».

Школа сильна трудовыми традициями, воспитывает будущее поколение молодых сельчан, хозяев родной земли. Из года в год коллектив агрошколы добивается значительных результатов. Школа — победитель районных и республиканских конкурсов агропрофилированных школ, Приоритетного национального проекта «Образование», обладатель Грантов Президента РФ и Президента Республики Саха (Якутия).

В этом году школа заняла второе место на Международном конкурсе имени А.С. Макаренко.

Мы уверены: как бы ни сложилась судьба выпускников школы, опыт производственного труда, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

I

Мотивация воспитанников к производственной деятельности в теории и практике А.С. Макаренко

Н.Г. Санникова, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Социального института Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, руководитель Уральского отделения Российского макаренковского содружества

В статье обосновывается актуальность проблемы мотивации современной молодёжи к производственному труду. Исходя из того, что теоретические разработки этой проблемы сегодня не ведутся, автор обращается к теории и практике А.С. Макаренко в этом направлении, которая до настоящего времени остаётся не изученной. А между тем эта теория и практика, по мнению автора, могли бы составить основу для современных разработок мотивации молодых людей нынешнего поколения к производственному труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.