Научная статья на тему 'Триумфаторы из деревни Головково'

Триумфаторы из деревни Головково Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целищева Нина Ивановна

Школьный бизнес-инкубатор. Воспитательный эффект школы-производства (на примере лицея им. В. Волошиной Московской области). Социальная поддержка людям, нуждающимся в помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Триумфаторы из деревни Головково»

ТРИУМ

ФАТОРЫ ИЗ ДЕРЕВНИ ГОЛОВКОВО

Нина Ивановна Целищева

Бывают в жизни такие парадоксы: в Министерстве образования столичной области несколько лет назад нам сказали: «В Московской области школ-хозяйств нет». Произнесли это не без гордости...

Что ж, простим анонимному чиновнику былую «осведомлённость». Привожу этот частный факт только для того, чтобы показать, каково общественное мнение, до сих пор существующее в органах управления образованием.

Заместитель министра образования Московской области Алексей Владимирович Гусев опроверг негативное отношение некоторых его коллег самим своим участием в работе XI Международного конкурса трудовых школ им. А.С. Макаренко. Больше того, в своём выступлении он показал, как необходимы сегодня огромному региону люди, умеющие работать на земле и любящие этот нелёгкий труд.

А самое убедительное тому доказательство представили Татьяна Борисовна Енякина — директор лицея имени Героя России Веры Волошиной и её коллега Татьяна Юрьевна Хударова. Лицей расположен в небольшом селе Головково подмосковного Наро-Фоминского района. Директор лицея встала со своего места неспеша, словно ничуть и не волновалась по поводу ответственного отчёта перед жюри и своими коллегами.

Восемнадцать лет эта маленькая сельская школа в полном составе

детско-взрослого коллектива обрабатывает землю, трудится на животноводческой ферме, получая мясо и перерабатывая молоко на школьном молочном мини-заводе (в школе всегда свежая сметана, творог, сливочное масло и сгущённое молоко). А ещё есть у ребят своя растениеводческая фирма с теплицей и пришкольным участком, десять гектаров земли (выращивают картофель, овощи; кормовые культуры для своих бурёнок). Продукцию юные производственники продают через учебный магазин. Всё это называется в школе «бизнес-инкубатором», каждую фирму возглавляют мастера производственного обучения в соуправлении в ученическими структурами.

Восемнадцать лет — срок достаточный для того, чтобы проследить отдалённые результаты производственно-педагогической деятельности школы. Татьяна Борисовна оценивает их как дело естественное, которое по плечу каждой сельской школе — к тому предназначила их сама природа сельской школы, живущей на земле.

В Головкове нет людей, которые годами слоняются без дела, бьют баклуши, пьянствуют и жалуются на жизнь, на свою горькую судьбу, на бедность и безденежье. Часть выпускников лицея окончила высшие и средние учебные заведения, другие работают, около тридцати питомцев стали успешными бизнесменами. Поинтересовались учителя и устройством личной жизни своих бывших питомцев — у всех семьи, дети...

Слушали Татьяну Борисовну с огромным вниманием (после её сообщения забросали вопросами). А я думала о том, как спокойно и буднично выглядит этот директорский рассказ, сколько скрыто за ним жизненной драматургии, острых сюжетов, беспокойных директорских ночей... Всё это делается ведь не от скуки, не в размеренном темпе, не во времени, специально отведённом для этого. Создавался школьный бизнес-инкубатор параллельно с уроками, с внеклассными мероприятиями, с экзаменами и бесконечными ныне в директорской жизни отчётами, справками, «срочной информацией».

И ещё думала я о том, как похожи они, эти сельские женщины, взвалившие на свои плечи такой эверест забот. Пока они — «штучный товар». Но их плеяда неистребима. Одиннадцать лет назад на первом конкурсе им. А.С. Макаренко вышла к трибуне такая же несуетная сельская женщина — директор Городищенской сельской школы Староос-кольского района Белгородской области Валентина Дмитриевна Курчина. Спокойным голосом, без тени надрыва рассказала, что школа легко пережила позорный дефолт начала 90-х, когда российский рубль был низведён до уровня «деревяшки», а 80% граждан страны отброшены в нищету и безработицу. На зарплату в те годы можно было только «прокормить канарейку», как определили наше тогдашнее материальное положение эксперты в газете «Коммерсант».

А помогло пережить это время небольшой сельской школе то, что она «стоит на земле-кормилице», как сказала тогда Валентина Дмитриевна. И это был самый неоспоримый аргумент против нищеты.

Вспомнила я о Курчиной неслучайно: несколько лет спустя позвонила в школу. Хотелось узнать, до каких экономических высот доросла школа, которая в самые трудные для страны времена могла установить ежемесячную оплату труда членам ученической производственной бригады по наряду с увеличением выработки на 25% от нормы, 2400 руб-

лей в месяц руководителю бригады, по 2900 рублей механизаторам. До сих пор не могу спокойно вспоминать, как в ответ на мои вопросы приглушённым, голосом Валентина Дмитриевна сказала:

— Нет уже у нас ничего.

Позже её коллега — директор из соседнего села рассказал, каким бревном в глазу была эта школа для некоторых местных руководителей.

— Убили доброе дело, — так определил судьбу успешнейшей школы-хозяйства мой собеседник. — Наслали туда проверок, наловили «блох». Ну, и.

Что было дальше — известно. По части проверок и «ловли блох» мы бо-о-льшие мастера. Если это, конечно, не касается кражи миллиардов рублей (или сколько они там наворовали в «Оборонсервисе»?) и обитателей 13-комнатных апартаментов в центре Москвы с поваром и парикмахером. Их-то уж наголо не обреют и на более ограниченную площадь не переселят.

А ведь будь хотя бы половина таких сельских школ в стране, наши уважаемые министры образования вкупе с министром финансов могли бы спать все ночи безмятежно, как младенцы: ни о повышении финансирования думать не надо, ни о преодолении всех видов девиантного поведения наших школяров, начиная от зависимостей и кончая детской проституцией.

Так вот, доброе дело в селе Городище убили вместе с первенством в конкурсном соревновании. Но идею убить гораздо труднее, она живёт, собирает «под свои знамёна» новых последователей. Татьяна Борисовна Енякина из тех, кто словно принял эстафету из рук Валентины Дмитриевны Курчиной.

Производственные бригады учащихся го-ловковского лицея имени Героя России Веры Волошиной трудятся круглый

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

год — в учебное время и летом. Работы особенно много летом. Вместе с центром занятости населения лицей открывает в каникулярное время в фирмах бизнес-инкубатора рабочие места для школьников района, уделяя особое внимание детям из социально неустроенных, малообеспеченных семей. Так естественно школа-производство оказывает социальную поддержку людям, нуждающимся в помощи. Инициаторами её стали прежде всего сами лицеисты, проявляя присущую трудовому человеку нравственность. По мысли великого русского педагога К.Д. Ушинского, только безделье делает человека безнравственным, «опустошает сердце и отнимает у человека все его достоинства».

На базе бизнес-инкубаторов учащиеся 5—8-х и 10-го класса проходят летнюю практику по технологии, экономике, сельхозмашинам (в школе, к слову сказать, юные производственники глубоко изучают эти дисциплины в течение учебного года). Летом — раздолье для практического использования теоретических знаний: на базе бизнес-инкубатора школьники реализуют свои производственные проекты, проводят научные исследования. Помогают вести эту работу на подлинно научном уровне тесные контакты лицея с учёными Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и московского государственного университета имени В.П. Горячкина.

Не хочется загромождать очерк многочисленными (и длинными) таблицами, характеризующими и конкретизирующими бизнес-план проектов «Агрошкола» и «Шаг в будущее». Ограничусь лишь основными направлениями модернизации школьного бизнес-инкубатора.

Татьяна Борисовна так определяет задачи на ближайшее будущее.

«Материально-техническая база бизнес-инкубатора создавалась в середине 90-х годов. Сегодня сильно устарела. А стране требуются «удвоение ВВП», «переход на инновационные механизмы развития, достижение конкурентоспособности...». Мы просто не имеем права учить детей, используя старое оборудование и примитивные инструменты. Детей надо учить новым технологиям, для этого необходимо переоснащение матери-

ально-технической базы бизнес-инкубатора, замена устаревшего оборудования новым. К 2015 году изменим структуру бизнес-инкубатора: заработают новое тепличное хозяйство, вермиферма, «чудо-огород» (на основе новых агротехнологий), питомник, ми-ни-маркет, создадим новые фирмы — «Сельхозтехнику» и «Мастерицу», украсим территорию «весёлыми клумбами». К 2014 году будет построена и начнёт функционировать новая теплица площадью 132 кв.м (предполагаем использовать светодиодные аграрные светильники и автоматическое орошение растений). Это позволит выращивать не только цветы, зелень и рассаду, но и овощи круглый год. Для работы фирмы «Сельхозтехника» строим новый гараж с мастерскими и классом для занятий. На свои заработанные деньги (доход хозяйства около миллиона) и средства спонсоров приобретаем новую технику и учебное оборудование для класса механизации. Это позволит повысить квалификационную категорию при обучении по специальности тракторист-машинист. Планируем получать доход от оказания фирмой услуг по вспашке индивидуальных участков».

Совершенствуют своё хозяйство ребята каждый год. Переструктурировали бизнес-инкубатор: усилили внимание растениеводству и такому востребованному его сектору, как картофелеводство. В районе нет хозяйства, занимающегося выращиванием картофеля.

Подверглось реконструкции и тепличное хозяйство: площадь теплицы увеличилась почти в три раза, использовать её теперь можно круглогодично: капельный полив, светодиодное освещение, блок автоматизации управления оборудованием, хозяйственное помещение для хранения инвентаря и продукции — всё предусмотрено рачительными хозяевами. Они планируют выращивать овощные и цветочные культуры.

На одном из конкурсов Татьяна Борисовна ознакомилась с технологией использования червей для производства гумуса. Поделилась с коллективом методикой этой прибыльной деятельности, и все в один голос решили: создаём новую фирму «Вермиферма». «Чудо-огород» создан на основе пришкольного участка, который состоял из плодового сада, огорода, цветочной зоны. Преобразуются и фирмы «Питомник», «Весёлая клумба».

Перед тем, как приступить к модернизации своего хозяйства, учащиеся вместе с учителями всё просчитали, промерили, прикинули свои возможности. И убедились: «Сможем!»

Право же, не зря в школе такое внимание уделяется изучению экономики. Вот простой расчёт: школьникам необходимо использовать современные технологии при выращивании огородных культур. Установка «Климатрон» в открытом грунте позволит увеличить урожайность в восемь раз при уменьшении площади огорода в два раза. Предусматривается устройство на участке экофермы. Это солнечный вегетарий, совмещённый с червятни-ком. В солнечном вегетарии выращиваются биопродукты по технологии экологического земледелия.

Фирмы бизнес-инкубатора «Мастерица» (изготовление швейных изделий из полотна), «Весёлая клумба» (посадка и уход за цветочными культурами), «Питомник» (разведение и выращивание плодово-ягодных культур) дают возможность организовать производственный труд учащимся начальной и основной школы за счёт введения часов внеурочной деятельности.

Увеличится количество зарабатываемых лицеем средств, которые можно будет использовать на реализацию программы развития.

Так, к 2015 году ребята и педагоги планируют довести доход до 2 млн рублей в год.

Разработали школьники план маркетинга — подробного перечня услуг — количество потребителей, наличие конкурентов, материально-техническое обоснование оказания услуг (это заняло 13 страниц, заполненных очень мелким шрифтом). Есть в этом перечне — очень важная графа: предоставление услуг по обучению профессии. Их несколько, ориентированных на муниципальный и региональный рынок: тракторист-машинист категорий А, В, С, F; продавец-кассир продовольственных товаров, овощевод, швея-мотористка.

Продумали, на каких площадях всё это будет делаться, с каким оборудованием, с помощью каких механизмов. Составили подробный финансовый план производственной деятельности, оценили риски.

На каждом конкурсе им. А.С. Макаренко в число членов жюри входит доктор экономических наук Анатолий Борисович Вифлеемский. Если в документах конкурсантов появится малейшая «туфта», она будет выловлена незамедлительно и беспощадно.

Документы Головковской школы-хозяйства были безупречны, дела интересны и эффективны. Юные производственники оказались триумфаторами в числе их сверстников из других регионов страны: Голо-вковская школа-хозяйство (лицей имени Героя России Веры Волошиной) завоевала на XI конкурсе им. А.С. Макаренко третье призовое место.

Поздравляем, Татьяна Борисовна, учащихся лицея и их наставников — учителей с этой престижной победой! НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.