РАСТИМ ХОЗЯЕВ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ
Кирилл Иванович Платонов,
директор Магарасской средней общеобразовательной школы им. Л.Н. Харитонова Горного улуса, отличник образования Республики Саха (Якутия), почётный работник общего образования РФ
Сельская школа — важный компонент российской системы образования. Она сохраняет возможность влиять на социализацию выпускников сельской школы, а через них — и на преобразование сельского социума.
• эксперимент • воспитание трудом • школа-хозяйство • сельскохозяйственная грамотность • профильное обучение • школьные трудовые лагеря
Нынешние дети — это завтрашние жители, активно влияющие на производственную, бытовую, информационную, образовательную культуру села. Поэтому мы предъявляем к выпускникам нашей школы особые требования. Хотим, чтобы люди это были конкурентоспособные, обладающие высокой профессиональной мобильностью, социальной ответственностью и способностью принимать важные самостоятельные решения нравственного, юридического, экономического характера.
Школа и социум несут большую ответственность перед будущим своих воспитанников. В новых социальноэкономических условиях дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней. Важнейшая задача нашей школы — воспитать «сельскохозяйственную грамотность», вооружить учеников тем минимальным объёмом знаний и умений по сельскому хозяйству,
который позволит им успешно, грамотно хозяйствовать на земле.
Сегодня наша школа — это 26 творческих, преданных своему делу педагогов-единомышленников, 165 учащихся, уверенно смотрящих в будущее. В школе сложилась продуманная система воспитания и обучения сельского труженика — самостоятельного, образованного, физически и духовно развитого. Мы несколько лет работали в режиме республиканского эксперимента «Воспитание трудом в условиях сельской школы». Накоплен большой опыт по этому направлению, до сих пор тесно взаимосвязаны учебная, воспитательная работа и производственный труд; достигнуто единство педагогических требований учителей и родителей.
Школа известна в республике своими успехами в получении внебюджетных доходов от производственной деятельности финансирования, инициативами в создании школьной производственной кооперации. Благодаря внебюджетному
Чародное образование 8’2012
финансированию есть возможность сохранить и развивать программы социально-педагогической поддержки учащихся.
Практика доказала, что в процессе труда в ребёнке происходят изменения интеллектуального, физического и социального характера, оказывающие огромное воздействие на формирование его личности, его мировоззрения.
Приоритетный национальный проект «Образование» стал стимулом, который способствовал повышению мотивации руководителей школы и учителей к эффективному творческому труду. В рамках проекта в 2006 году наша школа стала победителем конкура среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Победа в конкурсе — результат кропотливой повседневной работы педагогического коллектива, который ищет эффективные пути в решении задач, модернизации образования.
Учителя-новаторы — Иван Иванович Горохов (учитель физкультуры), Луиза Петровна Тимофеева (учитель русского языка и литературы) — победители конкурса в течение двух лет в рамках национального проекта «Образование».
Развитие школы невозможно представить без личностного профессионального роста её педагогического коллектива. В последние годы идёт значительный рост профессионального уровня учителей. Ежегодно они посещают курсы разного уровня. В последние годы они прошли стажировку в Москве, Хабаровске, Казани.
Для трудовой подготовки учащихся мы реализуем проекты «Сельская школа-хозяйство», «Информатизация», «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», «Внебюджетное финансирование», «Одарённые дети», «Здоровьесберегающая среда школы», «Техническое образование», а также про-
граммы «Патриотическое воспитание школьников», «Одуну кэскилэ».
Анализ достижений учеников показывает, что они проявляют большую активность, мотивированность и в учебном процессе, и во внеурочных формах интеллектуальной и производственной деятельности. Внешние и внутренние экспертные оценки свидетельствуют о том, что школа пользуется авторитетом и популярностью среди родителей и общественности села.
Для создания оптимальных условий развития личности, на основе индивидуальноличностных потребностей и возможностей учеников коллектив активно внедряет проект «Профильное обучение в условиях сельской школы». Ежегодно учащиеся радуют нас своими успехами на районных, республиканских предметных олимпиадах, общероссийских научно-практических конференциях. По итогам ЕГЭ выпускники поступают в престижные вузы республики и других регионов России.
Поддерживая идею непрерывности профессионального образования, наша агрошкола с 2000 года тесно сотрудничает с биолого-географическим факультетом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Тем самым приучаем детей к опытнической, исследовательской и научной работе. Вот уже двенадцатый год на базе школы работает летний научный химико-биологический лагерь «Чэчир» (руководители —
П.В. Лазарева, Н.Н. Сокольникова,
В.И. Жиркова). Благодаря такому сотрудничеству научно-исследовательская деятельность школьников стала одним из приоритетных направлений. Плодотворно работают 15 клубов и студий по интересам, 18 творческих и предметных кружков, 7 спортивных секций, филиал улусной станции «Юный техник», филиалы детско-юношеской спортивной школы, вокальный ансамбль «Мичийээнэ», танцевальный ансамбль «Кулумчээнэ», ставший лауреатом улусных и республиканских конкурсов.
Народное образование 8’2012
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
В создании необходимых условий, направленных на сохранение и развитие здоровья школьников, ведущую роль играет спортивнооздоровительная деятельность. Плановая работа по этому направлению даёт хорошие результаты. Школа стала инициатором и организатором улусных и республиканских спортивных соревнований, создания и внедрения спортивных проектов. Ученики — победители, призёры улусных, региональных, республиканских спортивных соревнований. Мы гордимся членом сборной команды республики по спортингу, чемпионом в командном зачёте чемпионата России Иваном Петровым, чемпионами республики и Дальневосточного региона по лыжным гонкам Варварой Теке-новой, Иннокентием Никаноровым и другими спортсменами.
В летнее время все ученики заняты общественно полезным трудом. Организации летней занятости уделяем постоянное внимание.
На базе школы работают два трудовых лагеря: спортивно-трудовой для детей из социально незащищённых семей и научный химико-биологический. Работе лагерей существенную помощь оказывают родители. Кроме этого, работают семейные лагеря при поддержке администрации наслега, Комитета семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
Педагоги школы принимают активное участие в решении социально-экономических проблем наслега, ведут плодотворную работу по социокультурной модернизации образования. Сложилась добрая традиция совместной деятельности с предприятиями наслега. Учителя большую помощь оказывают общественности наслега, разрабатывают различные социальные проекты. В последние три года активисты Одунунского наслега получили гранты на сумму 260 тыс. рублей, которые использованы на реализацию социальных проектов.
Родители школьников принимают активное участие в школьной жизни, действует школьный Управляющий совет, родительский комитет. Родители совместно с администрацией школы принимают решение по любому вопросу школьной жизни, существенно влияют на создание условий для улучшения качества образования и производственной деятельности ребят.
Сегодня всё больше растёт значение агрошкол, дающих детям трудовую подготовку, помогающих им войти в жизнь грамотными хозяевами своей северной земли. НО