Научная статья на тему 'Растим хозяев Северной земли'

Растим хозяев Северной земли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ / ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ / EXPERIMENT / EDUCATION THROUGH THE WORK / FARMING SCHOOL / AGRICULTURE / LITERACY / PROFILE EDUCATION / SCHOOL WORK CAMPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонов Кирилл Иванович

Воспитание сельскохозяйственной грамотности. Эксперимент «Воспитание трудом в условиях сельской школы». Внебюджетные доходы производственной деятельности. Создание школьной производственной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонов Кирилл Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Растим хозяев Северной земли»

РАСТИМ ХОЗЯЕВ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ

Кирилл Иванович Платонов,

директор Магарасской средней общеобразовательной школы им. Л.Н. Харитонова Горного улуса, отличник образования Республики Саха (Якутия), почётный работник общего образования РФ

Сельская школа — важный компонент российской системы образования. Она сохраняет возможность влиять на социализацию выпускников сельской школы, а через них — и на преобразование сельского социума.

• эксперимент • воспитание трудом • школа-хозяйство • сельскохозяйственная грамотность • профильное обучение • школьные трудовые лагеря

Нынешние дети — это завтрашние жители, активно влияющие на производственную, бытовую, информационную, образовательную культуру села. Поэтому мы предъявляем к выпускникам нашей школы особые требования. Хотим, чтобы люди это были конкурентоспособные, обладающие высокой профессиональной мобильностью, социальной ответственностью и способностью принимать важные самостоятельные решения нравственного, юридического, экономического характера.

Школа и социум несут большую ответственность перед будущим своих воспитанников. В новых социальноэкономических условиях дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней. Важнейшая задача нашей школы — воспитать «сельскохозяйственную грамотность», вооружить учеников тем минимальным объёмом знаний и умений по сельскому хозяйству,

который позволит им успешно, грамотно хозяйствовать на земле.

Сегодня наша школа — это 26 творческих, преданных своему делу педагогов-единомышленников, 165 учащихся, уверенно смотрящих в будущее. В школе сложилась продуманная система воспитания и обучения сельского труженика — самостоятельного, образованного, физически и духовно развитого. Мы несколько лет работали в режиме республиканского эксперимента «Воспитание трудом в условиях сельской школы». Накоплен большой опыт по этому направлению, до сих пор тесно взаимосвязаны учебная, воспитательная работа и производственный труд; достигнуто единство педагогических требований учителей и родителей.

Школа известна в республике своими успехами в получении внебюджетных доходов от производственной деятельности финансирования, инициативами в создании школьной производственной кооперации. Благодаря внебюджетному

Чародное образование 8’2012

финансированию есть возможность сохранить и развивать программы социально-педагогической поддержки учащихся.

Практика доказала, что в процессе труда в ребёнке происходят изменения интеллектуального, физического и социального характера, оказывающие огромное воздействие на формирование его личности, его мировоззрения.

Приоритетный национальный проект «Образование» стал стимулом, который способствовал повышению мотивации руководителей школы и учителей к эффективному творческому труду. В рамках проекта в 2006 году наша школа стала победителем конкура среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Победа в конкурсе — результат кропотливой повседневной работы педагогического коллектива, который ищет эффективные пути в решении задач, модернизации образования.

Учителя-новаторы — Иван Иванович Горохов (учитель физкультуры), Луиза Петровна Тимофеева (учитель русского языка и литературы) — победители конкурса в течение двух лет в рамках национального проекта «Образование».

Развитие школы невозможно представить без личностного профессионального роста её педагогического коллектива. В последние годы идёт значительный рост профессионального уровня учителей. Ежегодно они посещают курсы разного уровня. В последние годы они прошли стажировку в Москве, Хабаровске, Казани.

Для трудовой подготовки учащихся мы реализуем проекты «Сельская школа-хозяйство», «Информатизация», «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», «Внебюджетное финансирование», «Одарённые дети», «Здоровьесберегающая среда школы», «Техническое образование», а также про-

граммы «Патриотическое воспитание школьников», «Одуну кэскилэ».

Анализ достижений учеников показывает, что они проявляют большую активность, мотивированность и в учебном процессе, и во внеурочных формах интеллектуальной и производственной деятельности. Внешние и внутренние экспертные оценки свидетельствуют о том, что школа пользуется авторитетом и популярностью среди родителей и общественности села.

Для создания оптимальных условий развития личности, на основе индивидуальноличностных потребностей и возможностей учеников коллектив активно внедряет проект «Профильное обучение в условиях сельской школы». Ежегодно учащиеся радуют нас своими успехами на районных, республиканских предметных олимпиадах, общероссийских научно-практических конференциях. По итогам ЕГЭ выпускники поступают в престижные вузы республики и других регионов России.

Поддерживая идею непрерывности профессионального образования, наша агрошкола с 2000 года тесно сотрудничает с биолого-географическим факультетом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Тем самым приучаем детей к опытнической, исследовательской и научной работе. Вот уже двенадцатый год на базе школы работает летний научный химико-биологический лагерь «Чэчир» (руководители —

П.В. Лазарева, Н.Н. Сокольникова,

В.И. Жиркова). Благодаря такому сотрудничеству научно-исследовательская деятельность школьников стала одним из приоритетных направлений. Плодотворно работают 15 клубов и студий по интересам, 18 творческих и предметных кружков, 7 спортивных секций, филиал улусной станции «Юный техник», филиалы детско-юношеской спортивной школы, вокальный ансамбль «Мичийээнэ», танцевальный ансамбль «Кулумчээнэ», ставший лауреатом улусных и республиканских конкурсов.

Народное образование 8’2012

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

В создании необходимых условий, направленных на сохранение и развитие здоровья школьников, ведущую роль играет спортивнооздоровительная деятельность. Плановая работа по этому направлению даёт хорошие результаты. Школа стала инициатором и организатором улусных и республиканских спортивных соревнований, создания и внедрения спортивных проектов. Ученики — победители, призёры улусных, региональных, республиканских спортивных соревнований. Мы гордимся членом сборной команды республики по спортингу, чемпионом в командном зачёте чемпионата России Иваном Петровым, чемпионами республики и Дальневосточного региона по лыжным гонкам Варварой Теке-новой, Иннокентием Никаноровым и другими спортсменами.

В летнее время все ученики заняты общественно полезным трудом. Организации летней занятости уделяем постоянное внимание.

На базе школы работают два трудовых лагеря: спортивно-трудовой для детей из социально незащищённых семей и научный химико-биологический. Работе лагерей существенную помощь оказывают родители. Кроме этого, работают семейные лагеря при поддержке администрации наслега, Комитета семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).

Педагоги школы принимают активное участие в решении социально-экономических проблем наслега, ведут плодотворную работу по социокультурной модернизации образования. Сложилась добрая традиция совместной деятельности с предприятиями наслега. Учителя большую помощь оказывают общественности наслега, разрабатывают различные социальные проекты. В последние три года активисты Одунунского наслега получили гранты на сумму 260 тыс. рублей, которые использованы на реализацию социальных проектов.

Родители школьников принимают активное участие в школьной жизни, действует школьный Управляющий совет, родительский комитет. Родители совместно с администрацией школы принимают решение по любому вопросу школьной жизни, существенно влияют на создание условий для улучшения качества образования и производственной деятельности ребят.

Сегодня всё больше растёт значение агрошкол, дающих детям трудовую подготовку, помогающих им войти в жизнь грамотными хозяевами своей северной земли. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.