Педагогика
УДК: 371.31(571.56)
кандидат педагогических наук, доцент Жиркова Зоя Семеновна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" (г. Якутск); студенка 4 курса бакалавр ЭУ-15 по направлению - психолого-педагогическое образование, профиль - Экономика и управление Оконешникова Гликория Елисеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" (г. Якутск)
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируются опыты работы инновационных сельских школ республики Саха (Якутия) по реализации новых педагогических идей и технологий, вариативных моделей оптимизации учебно-воспитательного процесса, позволил выделить основные тенденции развития сети сельских общеобразовательных учреждений, которые можно обозначить через проекты, направленные на моделирование вариативных видов образовательных организаций.
Ключевые слова: развитие, личность, проектирование, инновации, сельская школа, вариативная система образования, вариативность обучения.
Annotation. The article analyzes the experience of innovative rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) in the implementation of new pedagogical ideas and technologies, variable models of optimization of the educational process, allowed to identify the main trends in the development of a network of rural educational institutions, which can be identified through projects aimed at modeling of variable types of educational organizations.
Keywords: development, personality, design, innovation, rural school, variable education system, variability of learning.
Введение. В общей стратегии модернизации системы образования выступают проблемы проектирования образовательного пространства выбора и создания условий для творческой самореализации учащихся. В процессе проектирования пересматриваются привычные трактовки процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, только как организацию усвоения учебного материала. В этой связи становится очевидным, что обеспечение качества образования в его системном выражении и реализации вариативности обучения, сегодня можно достичь только в рамках комплексного, целостного механизма, направленного на реализацию фундаментальных принципов вариативности, дифференциации, индивидуализации и персонализации образовательного процесса, его интеграции с социумом.
Изложение основного материала статьи. Образование, ориентированное на развитие личности, это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для проявления и развития личностных функций и вариативности обучающихся. В данном контексте справедливо замечание А.С.Петелина[5], что в зависимости от цели проектируемого воспитательного воздействия педагог может акцентировать внимание на различных личностных проявлениях.
В современной парадигме образования, образование рассматривается как деятельность, целью - является развитие личности посредством воспитания и обучения, обеспечения возможности постепенного творческого обновления, развития и совершенствования на протяжении всей жизни.
Исследование процессов, происходящих в образовании, показывает, что представления об образовании изменяются в направлении смены образования, понимаемого как познание мира, образованием, понимаемым как создание мира, его проектирование, преобразование и конструирование. Проектирование как процесс исследуется с позиций системного, кибернетического, задачного, синергического подходов. Проектирование как деятельность может быть изучено с точки зрения деятельностного и технологического подходов. В частности, проектирование вариативной системы образования в сельской школе основывается на культурологическом, аксиологическом, личностном подходах.
Классическим считается положение Дж. К. Джонсона о том, что процесс проектирования в своем развитии проходит три этапа: дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения); трансформации (создание принципов и концепций); конвергенции (выбор оптимального варианта решения из множества альтернативных) [2]. Условия проектирования новой образовательной системы обозначены в научных концепциях А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, В.И.Загвязинского, В.В. Краевского, Л.П. Крившенко, В.С. Лазарева А.М. Новикова, М.М. Поташника, В.В.Рубцова, В.А. Сластенина, Т.И.Шамовой, Г.И. Щедровского.
Выбор вариативной модели образования осуществляется внутри самой системы путем попыток перебора возможностей и доминирующих тенденций. На современном этапе образовательные системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Система образования существует для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. Специалист В.С. Лазарев отмечает, что педагогическая система школы - это совокупность особым образом связанных межу собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, учебно-воспитательного процесса и результатов образования [4]. Образовательные системы, во-первых, это системы, реализующие заказ общества в области образования, который трансформируется в цели образования. Во-вторых, эти системы открыты влиянию не только педагогов, но и более широкого социума, как регулируемого, так и не регулируемого педагогами. Именно в образовательных системах в широком смысле слова происходит образование личности, обретение образа, соответствующего потребностям самой личности общества.
Новые приоритеты образования, необходимость приведения системы в соответствие с современными парадигмальными установками заставляют коллективы школ искать новые подходы и решать задачи, опираясь на достижения педагогической мысли и передового опыта. Для достижения поставленных целей и задач целостного формирования личности обучающихся они основываются на следующие принципы: гуманизация образования (образование-личность); природосообразности, т.е. учета биологических, психологических особенностей учащихся; развивающего обучения, направленное на ориентацию учебного
процесса на возможности обучающихся и их реализацию; демократизма (образование - общество); опережающее образование (образование-производство); непрерывное образование - базовое образование, предоставляющее основу для дальнейшего движения человека в образовательном пространстве и обеспечивающее дополнительное образование, многоуровневость, маневренность, преемственность и интеграция образовательных программ, гибкость организации форм образования.
В Республике Саха (Якутия) 70% общеобразовательных школ находится на селе, из них 83 % -малокомплектные и малочисленные. Многие сельские школы, особенно в Арктической зоне, удалены от центральной усадьбы на сотни километров. Анализ опыта работы инновационных сельских школ республики по реализации новых педагогических идей и технологий, вариативных моделей оптимизации учебно-воспитательного процесса, позволил выделить основные тенденции развития сети сельских общеобразовательных учреждений, которые можно обозначить через проекты, направленные на моделирование вариативных видов образовательных учреждений. Вариативность модели проявляется в двух аспектах: во-первых, на каждом шаге проектирования и программирования рассматриваются альтернативные варианты развития системы образования, во-вторых, реализация модели в зависимости от конкретных условий сельской местности возможна в разных вариантах организации образовательной деятельности. Сельские школы в РС (Я) развиваются с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера. Она в соответствии с производственно-хозяйственной, социально-педагогической картой местности находит то индивидуальное направление, которое в данных условиях лучше решает ту или иную социальную, духовную, психологическую, мировоззренческую задачу в микросоциуме. Новая социально-производственная ситуация определила новые виды школ. Одна из особенностей организации образовательной деятельности в сельских школах сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие предпочтительней строить на принципах кооперации: во-первых, совместная образовательная деятельность, во-вторых, общее информационное пространство и ресурсов для осуществления деятельности [1]. Разнообразие видов сельских школ возникает за счет того, что каждая школа на основе определения основного направления деятельности находит свои пути и способы осуществления учебно-воспитательного процесса, совершенствуя и обновляя его содержание и технологии.
В системе общего среднего образования функцию проектирования выполняет Программа развития школы. Это система стратегических, философских, организационных, методических, педагогических идей, которые должны воплотить в жизнь педагогический коллектив и его руководитель, основываясь на ценностях, заложенных в школьном Уставе. Нами проанализированы более ста Программ развития школ республики Саха (Якутия) [3] и определили ключевую идею вариативности образования в сельских школах.
В проектировании инновационной образовательной организации, исходя из анализа литературы и обобщения эмпирического опыта, нами определены направления деятельности педагогических коллективов сельских школ по реализации вариативной системы образования (таблица 1).
Нормативная основа вариативного образования закреплена в Законе РФ «Об образовании»[6], и предполагает, с одной стороны, многообразие различных видов учебных заведений, образовательных программ, подходов, методов и форм обучения, а с другой стороны - право личности на самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий.
Таблица 1
Модели сельских школ Республика Саха (Якутия) по реализации развития вариативной системы
образования
Направления деятельности сельских школ по реализации развития вариативной системы образования Вариативная модель сельской школы Результаты работы сельских школ по вариативной системе образования
Проектирование учебновоспитательных систем сельских школ и межвозрастных взаимодействий с индивидуально-творческой составляющей личностного развития Хара-Алданская СОШ им. Г.В. Егорова, Таттинский улус. Цель проекта: разработка и апробирование модели вариативного образования, индивидуализации образовательного процесса на основе самоопределения учащихся как создание условий для их успешной самореализации Задачи: - Разработать и апробировать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития учащихся; - Разработать модели управления сетевым взаимодействием и развитием вариативного образования как социального партнерства в области образования; - Создать информационный банк данных по исследуемой проблеме; - Коррекция программы развития школы на основе комплексного мониторинга образовательного На основе изучения образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса и выявления индивидуальных особенностей развития личности апробирована модель вариативного образования. Показатели: положительная динамика результативности образовательного процесса; удовлетворенности учащихся, их родителей и педагогов образовательной деятельностью школы; общественной активности, инициативы и самостоятельности учащихся; социального партнерства школы;общественного самосознания, активности, инициативы жителей. Итоги проекта опубликованы в следующих публикациях: - Восхождение: Из опыта экспериментальной работы Хара-Алданской школы / Сост. Самсонова О.Н., ред. Захарова В.И. - Якутск, 2004.
процесса.
-«Восхождение: шаг за шагом» / Сост. Бугаев Н.И., Самсонова О.Н. -Якутск: Офсет, 2006.
Разработка вариативных дидактических и
методических средств обучения с учетом познавательных интересов и направления выбора учащихся, формирование электронных
дидактических средств, для обеспечения
индивидуального образовательного сопровождения учащихся, отбор и адаптирование информационных ресурсов в сельской малочисленной
Тополинская СОШ филиал кочевая школа «Айлик» Томпонский улус. Цель проекта: создание системы воспитания и обучения детей без отрыва от традиционного уклада жизни кочевой семьи, сохраняя язык и культуру. Задачи:
- Определить рациональные для северных этносов, ведущих кочевой традиционный уклад жизни, специфические социально -педагогические условия совершенствования деятельности школы;
- Определить содержание образования и воспитания без отрыва от традиционного уклада жизни и семьи и сохранении преемственности поколений;
- Построить сетевую кочевую школу, как открытой социальной системы с адаптированной, личностно-ориентированной моделью обучения и воспитания, отличающейся гибкостью и отвечающей быстро меняющимся социальным, экономическим и педагогическим условиям.
- Разработать методические рекомендации по народной педагогике, проекты, программы, учебные пособия для кочевых школ.
Изучение организации учебного процесса показало, что учащиеся в условиях кочевья родителей фактически обучаются 16,5 учебных недель, а в опорной школе - 19,5 недель. Разработаны и апробированы в образовательном процессе учебно-методический комплекс (УМК) по предметам, согласно учебному плану кочевой школы:
по математике, русскому языку, природоведению и родному языку, разработанные учителями начальных классов, по предметам в старших классах: математики, русскому языку, биологии и химии, географии и оленеводству
Разработаны электронные ресурсы: методические рекомендации по обучению родному языку, по развитию речи, «мини-библиотеки» по народной педагогике,
тематический словарь обиходных слов по эвенскому языку, стихи на русском и эвенском языках для заучивания; подвижные,
дидактические и народные игры Разработана модель сетевого взаимодействия опорной средней общеобразовательной школы и кочевой сад - школы «Айлик». Реализованы проекты социализации, воспитания учащихся,
образовательные программы.
Обеспечение психолого-
педагогической,
диагностико-
коррекционного
сопровождения
вариативного образования
учащихся сельской школы
Тыллыминская СОШ
им.С.З.Борисова Мегино -Кангаласский улус
Цель проекта: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития личности, индивидуальности на всех возрастных этапах, способности к саморазвитию и
профессиональному и жизненному самоопределению. Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогический климат развития личности ребенка.
- Разработать оптимальную систему работы психологической службы в системе непрерывного образования.
- Разработать программы по основным направлениям коррекционно-развивающей работы.
- Подведение итогов, анализ работы
Разработан пакет документов по сопровождению вариативного
образования: годовой план, календарно-тематический план
коррекционных занятий,
индивидуальные карты учащихся, программы психологического
сопровождения учащихся в системе непрерывного образования. Реализованы Программы:
1. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в системе непрерывного образования»
2. Коррекционно-развивающая программа «Развитие личности ребенка в непрерывной системе детский сад - школа».
3. Программа «Адаптация школьников: вновь прибывших учащихся, первоклассников и пятиклассников».
4. Программа «Психологическоего сопровождения учащихся группы риска».
5. Программа «Психологическое сопровождение родителей»: педагогический всеобуч; тренинговые занятия с родителями, кураторство над семейными союзами.
Разработка моделей индивидуальных образовательных траекторий учащихся, информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы Кочевая школа «Угут» культурно-образовательный центр родовых общин «Амга», Алданский улус Цель проекта: создать условия для восстановления преемственности поколений, сохранения и дальнейшего развития традиционного образа жизни и этнической культуры народа. Задачи: - разработать модели индивидуальных образовательных траекторий учащихся; - воспитание граждан, способных использовать современные информационные технологии и технические средства в условиях Севера; - создание информационно-образовательной среды кочевой школы. Разработана и реализована модель индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Учебно-воспитательный процесс в кочевой школе проводится по индивидуальному учебному плану для каждого учащегося, основанный на образовательной программе. Создана информационно-образовательная среда для учащихся и учителей. Индивидуальная траектория образования - это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. К обучению образовательным областям «Технология», «Культура» привлекаются родители, члены общины. Учебный год организован с учетом годового хозяйственного цикла оленеводов и охотников: осенне-весенние охотничьи сезоны, отел, подсчет оленей, профильное обучение традиционным отраслям хозяйствования.
1. Проектирование практико-ориентированной, природносообразной, и деятельностной, исследовательской технологии 2. Освоение сетевой и внутришкольной моделей организации профильного обучения школьников в условиях малочисленных структур образовательных учреждений В сельских школах разрабатываются проекты по организации учебно-производственного комплекса целью, которых является формирование у сельских школьников исследовательских компетенций в условиях сельскохозяйственного производственного окружения. Задачи проектов: - организация функционирования образовательной организации с агротехнологическим профилем (агрошколы) -вовлечение сельских школ опытническую работу, в научно исследовательскую деятельность; - обучение детей основам профессий, необходимых в сельской местности. - объединение усилий педагогов социума, работников сельского хозяйства, высших и средних учебных заведений, научных учреждений в целях предоставления детям села широкой возможности саморазвиваться, учиться и трудоустраиваться. В республике создана (2009г.) и функционирует некоммерческая организация «Союз агропрофиллированных школ РС (Я)». Создана нормативная база для государственной поддержки сельских образовательных учреждений с подсобными хозяйствами, субъектов малого бизнеса при агрошколах. За агрошколами закреплены в учебно-производственных целях земельные участки, пришкольные участки, сельскохозяйственная техника, тепличные хозяйства и иное имущество. Борогонская агрошкола Вилюйского улуса проводят опытную работу с 13 сортами картофеля, 8 сортами капусты, 2 видами свеклы, 6 сортами моркови; Рассолодинская агрошкола Мегино-Кангаласского улуса изучает 17 видов овощных и зеленых культур, в т.ч. на получение семян культур; Магарасская агрошкола Горного улуса занимается по выращиванию лекарственных трав; Индигирская агрошкола Момского улуса изучает вопросы земледелия в условиях Крайнего Севера; Модутская агрошкола Намского улуса ведет работу по исследованию якутской породы крупного рогатого скота. Реализуют проекты по учебно -производственной работе в Мегино-Алданской агрошколе Томпонского; традиционного хозяйства народов Севера в Алеко-Кельской агрошколе Средне - Колымского и Урасалахская агрошкола Абыйского улусов; Агрошколы готовят школьников по 22 сельским специальностям: водитель, тракторист, сельский механизатор, хозяйка усадьбы, овощевод, полевод, столяр, обувщик, животновод, мастер - швея и т.д.
Адаптирование технологий личностно-ориентированного Верхоянская СОШ им. М.Л. Новгородова, Верхоянский улус. Цель проекта: Обеспечение Реализованы проекты «Учебный год в условиях Арктики» в основу, которой положен принцип
образования, уровневой дифференциации к условиям функционирования сельских школ качества образования за счет учета природы детей. Задачи проекта: - Разработка нового режима и продолжительности учебного года в условиях Арктики на основе принципа природосообразности; - Создание условий для перехода к новому уровню в деятельности школы на основе внедрения новых методов обучения и воспитания, современных ИКТ; - Формирование образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей участников учебно-воспитательного процесса и других социальных партнеров путем обновления структуры, содержания практической направленности образовательных программ. природосообразности, и учета природы детей. Разработаны и реализованы оптимальный режим учебного года, соответствующий биологическому ритму арктического человека, изучена зависимость успешности обучения от степени работоспособности индивида, создана новая практика организации учебно-воспитательного процесса. Обеспечены условия по достижению положительной динамики качества учебного процесса, путем внедрения здоровьесберегающих, интегрированных, информационных технологий обучения, воспитания и развития учащихся. Реализованы проекты «Международный и культурный туризм детей на Полюсе холода как средство формирования социально адаптированной личности учащихся».«Экология и краеведение», «Летние трудовые лагеря».
Моделирование педагогической системы и системы управления сельской школы на уровне администрации, учителя предметника, классного руководителя педагога дополнительного образования при ее вариативной организации СОШ №1 имени А.П.Павлова, Сунтарский улус. Цель проекта: управление качеством образования на основе мониторинга образовательных потребностей в условиях перехода к профильному образованию Основные задачи: - Моделирование системы управления развитием сельской школы; - Развитие познавательных и творческих способностей учащихся; - Формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя; - Создание единой целостной общности заинтересованных и участников образовательного процесса (содружество учителей учащихся и родителей); - Создание условий «ситуации успеха» и «ситуации развития» для каждого ученика, учителя, родителя. Разработана система управления развитием школы на диагностической и аналитической основе. Учрежден единый методический центр в школе учителей, классных руководителей и педагогов дополнительного образования. Повысилось качество преподавания учебных дисциплин, воспитательной работы в школе, качественная подготовка выпускников к ЕГЭ. Реализованы проекты: «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания на основе педагогики успеха», «Школа успеха как условие развития личности в открытом образовательном пространстве», «Фестиваль франкоязычных театров», «Школа-территория здоровья», «Экология начинается со двора». Проведены республиканские авторские курсы «Дифференциация и индивидуализация в условиях сельской школы».
Модель школы для всех Тюнгюлинская СОШ .Мегино-Кангаласский улус. Цель проекта: создание оптимальных условий для развития каждого ученика Задачи проекта: - Разработать модель школы для всех; - Определить рациональную форму организации учебно-воспитательного процесса; - Организация профильного обучения по гуманитарному, физико-математическому, медико-биологическому, аграрно-прикладному направлениям. Образована единая образовательное пространство и созданы оптимальные условия для развития личности на основе учета индивидуальных особеностей учащихся. В внутришкольной дифференциации во II ступени действует гибкая трехуровневая система обучения: гимназические, прогимназические, классы возрастной нормы (КВН), классы ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания (КПИВ). На III ступени образования (9-11 классы) введено профильное обучение по гуманитарному, физико математическому, медико-биологическому, аграрно-прикладному направлениям.
Моделирование и осуществление информатизации школьного образования. Целенаправленная, системная работа в МОУ «Ботулинская СОШ», Верхневилюйский улус Цель проекта: Создание условий для внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий Повысилась профессиональная компетентность педагогов. Проведен мониторинг качества образовательного процесса, который показал положительную динамику учебных, внеучебных достижений
информационном Интернет-пространстве по освоению актуального педагогического опыта, комплекснообеспечивающ его развитие вариативных региональных систем образования сельских школ.
(ИТК) в работе школы. Задачи:
- Автоматизировать сбор, накопление, систематизацию и обработку информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах на всех уровнях образования;
- Внедрить информационные технологии в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества образования и информационной культуры;
- Обеспечить подготовку и переподготовку педагогических кадров по использованию компьютерных образовательных технологий в профессиональной деятельности;
- Создать условия в решении организации учебно-воспитательного процесса по вариативному принципу, дифференциацию и индивидуализацию обучения.
- Разработать систему методического сопровождения введения ФГОС нового поколения и совершенствовать формы и методик применения информационных технологий в преподавании учебных предметов._
учащихся школы и формирование компетентностей всех участников образовательного процесса в области ИКТ. Разработана система методического сопровождения
введения нового ФГОС. Создано информационное образовательное пространство, в информационном Интернет пространстве. Повысилась общая информационная культура всех участников образовательного процесса. Обеспечена обратная связь с представителями широкой
общественности.
Созданы медиакласс, школьная медиатека и банк программно-педагогических средств для использования в учебном-воспитательном процессе; Проведена психолого-педагогическая диагностика индивидуализации и дифференциации обучения учащихся Обобщен и распространен опыт работы данной по созданию условий в организации учебно -воспитательного процесса по вариативному
принципу,.использованию ИКТ в работе школы.
Выводы. Таким образом, педагогические коллективы на основании сбалансированных, комплексных подходов, с современными парадигмальными установками, опираясь на достижения педагогической мысли и передового опыта с учетом исторических, природно-климатических и национально-культурных особенностей развития данных территорий и сообществ, на них проживающих, проектируют развитие образовательного учреждения. Основным результатом деятельности школ является образовательный процесс, направленный на развитие ключевых компетенций обучающихся и рост социальной и профессиональной мобильности личности, ее саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации.
Литература:
1. Адамский А.И Проект «Эврики». // Российское образование: Сетевой подход. - СПБ: «Атлант», 2003, С. 101-105.
2. Джонсон Д. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. - 316 с.
3. Жиркова З.С. Особенности проектирования инновационной модели системы развития школ Севера: Монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2010. - 101 с.
4. Лазарев, В. С. Концепция новой модели развивающего школьного образования [Текст] / В. С. Лазарев // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 11-23.
5. Петелин А.С. Педагогическое проектирование в личностно-ориентированном образовании // Профессиональное педагогическое образование: личностный подход: Сборник научных трудов. Вып. 1. / Под ред. В. И. Лещинского, Е. Е. Седовой, Т. Е. Стародубцевой / Воронежский государственный педагогический университет, 2003.
6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://%'%гл'^акошг£ info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 02.03. 2014).
Педагогика
УДК: 376
кандидат психологических наук, доцент Журавлева Жанна Игоревна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры логопедии Павлова Анна Сергеевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация. В статье обосновывается актуальность повышения профессиональной, в том числе методической компетентности педагога дополнительного образования, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагог дополнительного образования, методическая компетентность, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.
An^tatton. The article proves the urgency of raising the professional and methodological competence of the