Научная статья на тему 'Основные направления инновационных процессов сельских общеобразовательных учреждений Чурапчинского улуса'

Основные направления инновационных процессов сельских общеобразовательных учреждений Чурапчинского улуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постникова И. Р.

В статье рассмотрены основные направления инновационных процессов в сельских школах, их особенность для Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационных процессов сельских общеобразовательных учреждений Чурапчинского улуса»

- наличие концепции развития;

- использование образовательного потенциала социума;

- открытость миру;

- изучение и использование позитивного опыта других.

Признаки деятельности педагога в режиме развития:

- актуальность, потребность педагога детям, родителям, учителям, населению;

- включенность в поисковую деятельность педагога: инновационный материал;

- характеристика результатов: эффективность способа деятельности, продуктивность (составление программ, проектов, пособий);

- показатель инновационного развития: устойчивость. воспроизводимость.

Таким образом, гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе. Внедрение идей гуманистического направления в дошкольных образовательных учреждениях позволит улучшить состояние психосоматического здоровья детей, обеспечить успешную адаптацию к образовательным учреждениям, построить индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Библиографический список

1. Суховей, Е. А. Гуманизация педагогического общения в свете идей русского риторического идеала / Е. А. Суховей // Сибирский педагогический журнал. -2006. - N° 1. - с. 152 - 160.

УДК 37.0+39

И. Р. Постникова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧУРАПЧИНСКОГО УЛУСА

Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство, модернизация общего среднего образования предполагают всестороннюю поддержку сельских школ: их приоритетную информатизацию, совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечение современной материально-технической базой, оптимизацию их сетевой координации на базе образовательно-производственных и социально-культурных

комплексов. Известно, что осуществляя обучение и воспитание детей, сельская школа реализует и другие специфические задачи в области социальноэкономического и духовно-культурного развития села.

Многие исследователи обращались к изучению проблем развития сельской школы. В работах А. З. Андрейко, Т. Р. Антоновой, Е. В. Бондаревской, В. Г. Бочаровой, Г. Н. Волкова, М. П. Гурьяновой, М. И. Зайкина, В. Т. Лисовского, С. А. Рачинского, Г. Ф. Суворовой, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. М. Цирульникова, местных авторов Д. А. Данилова, Е. И. Михайловой, Н. Д. Неустроева, А. П. Оконешниковой и др. в центре внимания находятся проблемы определения содержания и технологий образования, идеи целостного педагогического процесса, соединения воспитания с жизнью, трудом, объединения всех воспитательных сил окружающей среды, закономерностей и культурно-исторического процесса организации и развития сельской школы.

В частности, М. П. Гурьянова дает следующее определение понятию «сельская школа»: «совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социально-педагогические функции» [2].

Современная сельская школа изменяется не только под воздействием внешних социально-экономических условий жизни общества, но и в силу внутренних процессов развития. В российском образовании провозглашение принципа вариативности дало возможность педагогическим коллективам школ выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс сельского образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Социально-культурные изменения в системе образования требуют перемен в сфере управления педагогическим процессом в сельской школе, призванной выполнить заказ современного общества по воспитанию нового социально-культурного типа личности, формирование которой в образовательном процессе носит характер общекультурного развития при всемерном сохранении национальных и региональных культурных традиций.

Если в педагогической литературе вполне достаточно рассматриваются условия эффективного управления образованием, то, на наш взгляд проблема управления образованием в сельских условиях с учетом региональ-

ных особенностей рассматривается недостаточно.

Начавшиеся в 1990-х гг. инновационные движения в сфере российского образования явились поворотным моментом в развитии системы образования Республики Саха (Якутия). В числе первых включились в инновационную деятельность педагогические коллективы сельских школ Чурапчинс-кого улуса. Как отмечает научный руководитель системы образования улуса профессор Д. А. Данилов, особое место в определении вида школы имеет ее социальное окружение. Как выяснилось, каждый наслег (даже населенный пункт) имеет как бы «свое лицо», обусловленное, в частности, характерным социальным наследованием. Местные факторы обусловливают развитие школы [1]. 2

Основываясь на этом подходе, рассмотрим характерные особенности Чурапчинского улуса. Он ра£ положен в 180 км от г. Якутска, центра Респуб -лики Саха (Якутия); территория занимает 12,6 тыс. км ; численность населения составляет 19,2 тыс. чел.; плотность сельского населения -1,52 тыс. чел. на 1 тыс. км . Население в основном занимается сельским хозяйством.

В улусе функционирует 27 общеобразовательных учреждений. Из них 20 средних, 1 основная, 1 начальная и 5 школ-детских садов. Всего в них обучается 5268 учащихся. Сегодня из 20 средних 15 школ однокомплектные. Среднее количество учащихся составляет в них 150 человек.

Инновационное движение школ улуса по опытно-экспериментальным программам способствует подъему творческого потенциала учительства и педагогических коллективов, предоставляет широкие возможности для массового распространения всего передового и прогрессивного. Две трети школ улуса ведут экспериментальную деятельность республиканского и федерального уровня, реализуют новые педагогические идеи, системы, технологии с учетом национально-региональных особенностей. В процессе инновационной деятельности каждая школа улуса определила свое приоритетное направление развития. Появились новые типы и виды образовательных учреждений: гимназия, школа-лицей, агрошкола, художественноэстетическая школа, школа с экологическим направлением и т. д. Таким образом, создалось многообразие в управляемой системе. Стратегия поиска многообразия моделей сельских школ, поддержка «самости» и инициативности каждой сельской школы позволит начать широко обсуждать и качество образования, и уровень удовлетворенности родителей, местного сообщества существующей системой обучения, и сделать шаг в становлении государственно-общественного управления.

Развитие инновационных процессов в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление образовательными учреждениями. Решение стоящих перед обновляющейся школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функ-

ционирующей системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления.

С этой позиции вкратце остановимся на некоторых направлениях инновационных процессов системы образования на селе, которые позволяют раскрыть основные подходы к управлению развитием сельских общеобразовательных учреждений:

1. Дифференциация и профилизация образования. Важной вехой развития системы образования улуса стало открытие гимназии, которая состоит из прогимназических (с 5-го по 7-й класс) и гимназических классов (с 8-го по 11-й). Профили образования - математический и гуманитарный. В гимназии инновационная деятельность обеспечивается через собственные подходы к содержанию обучения и воспитания, через исследования и разработки педагогов, через новые идеи, новые проекты, новые инициативы, через внедрение современных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное образование в рамках гимназии направлено на формирование личности учащегося, способного к саморганизации, самоутверждению, самоактуализации, самореализации и профессиональному самоопределению. Важную роль играет организация научно-исследовательской деятельности, умение увлечь своих учеников этой деятельностью. Вся жизнедеятельность гимназии как образовательного учреждения повышенного типа направлена на создание наиболее благоприятных условий для интеллектуального развития учащихся.

Профильное обучение, кроме гимназии, реализуется в следующих шко -лах:

• В Чурапчинской средней школе им. С. А. Новгородова (количество учащихся - 776) профильным обучением охвачены учащиеся 9 - 11-х классов. С учетом индивидуальных способностей, потребностей и интересов учащиеся распределены по классам: математический, естественный, педагогический, гуманитарный, спортивный. Основной проблемой опытно-экспериментальной деятельности школы являются особенности организации профориентационной работы и допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы-лаборатории Педагогического института Якутского госу-ниверситета. С введением профильного обучения в данной школе усилилась индивидуализация обучения, наблюдается повышение уровня удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом школы.

• На базе Диринской агрошколы создана Малая сельхозакадемия, где профильное обучение начинается с 8-го класса по следующим сельскохозяйственным направлениям: агрономия, животноводство, механизация, растениеводство. По данным дисциплинам педагогами агроцикла совместно с учеными Якутской государственной сельхозакадемии разработаны и апро-

бированы образовательные программы. Это направление привлекательно еще и тем, что такие программы формируются на конкретном региональном материале и дают учащимся всеобъемлющие знания о сельском хозяйстве и природе, их современном состоянии, подсказывают пути их сохранения, восстановления, развития и разумного использования. Агрошкола стремится находить оптимальное соотношение особенностей современного сельскохозяйственного труда и рыночной экономики, через реализацию ребенком естественной потребности к созидательному труду обеспечивает его общее развитие и решает проблему получения умений и знаний профессионального характера.

• В Сыланской и Хаяхсытской средних школах с 2001 учебного года налажено отношение на договорной основе с Мединститутом ЯГУ, которое дало возможность открыть медицинские классы на базе данных школ с углубленным изучением химии и биологии. Практическая часть начального медицинского образования осуществляется на базе местных больниц в определенные часы согласно учебному плану и во время летней практики. Два раза в год организуется выезд учащихся медицинского класса в г. Якутск для обучения на базе мединститута, что обеспечивает углубление и систематизацию знаний и благоприятную адаптацию учащихся в вузе. Открытие данных классов вызвано потребностью улуса в высококвалифицированных медицинских кадрах. Такая целевая подготовка кадров для села может обеспечить возврат выпускников в родное село после обучения в вузах.

• Интеграция Ожулунской средней школы и политехнического лицея способствовала реализации политехнического профиля на селе. В рамках программы развития решаются проблемы преемственности между общеобразовательной и профессиональной подготовкой, проблемы материально-технической базы, обеспечивается непрерывность политехнического образования. В процессе обучения каждый ученик овладевает жизненно необхо -димыми трудовыми и бытовыми навыками, навыками сохранения и укрепления своего здоровья.

Как показывает анализ результатов введения профильного обучения в школах, оно благоприятствует поступлению выпускников в вузы. За последнее десятилетие в целом по улусу поступление выпускников в высшие учебные заведения с 34% увеличилось до 65%. Вместе с тем существуют проблемы нехватки высококвалифицированных учителей при расширении внедрения профильного обучения и профилей. Поиск путей решения данной проблемы требует рассмотрения следующего направления инновационного процесса.

2. Усиление горизонтальных связей в системе сетевого взаимодействия. В условиях профилизации образования повышенную актуальность приобретают исследования, связанные с разработкой, апробацией и предъявлением педагогическому сообществу модели сетевого взаимодействия ма-

лочисленных школ. Нами изучен опыт работы введения профильного обучения в сельской местности российских коллег. В частности, модель профильного обучения для малочисленной школы, предложенная А. А. Остапенко , кандидатом педагогических наук, зам. директора Азовского государственного педагогического лицея Краснодарского края, и модель сетевого взаимодействия нескольких сельских образовательных учреждений Шушенского и Балахтинского районов Красноярского края.

Ведущей идеей модели сетевого взаимодействия школ улуса выступает идея развития и сохранения сети образовательных учреждений, которая направлена на консолидацию усилий сельских школ в целях оказания более качественных современных образовательных услуг путем реализации внутреннего потенциала и эффективного использования ресурсов системы. Так, в 1997 г. был разработан и апробирован межулусный эксперимент с респуб -ликанским статусом «Интеграция как основа управления развитием Ожулунской СОШ Чурапчинского улуса и Черкехской школы-лаборатории Тат-тинского улуса» (научный руководитель кандидат филологических наук

Н. И. Бугаев); с 1998 г. реализуется программа сетевого взаимодействия Бол-тогинской, Хаяхсытской СОШ и детских садов Чурапчинского и Хангалас-ского улусов (научный руководитель Г. В. Иванова); в 2000 г. началась разработка программы «Реструктуризация образовательного процесса в системе сетевого взаимодействия малокомплектных сельских школ». В реализации данной программы участвуют 8 школ Таттинского, Амгинского и Чурапчинского улусов, расположенных на пойме реки Амга (научный руководитель кандидат педагогических наук А. А. Кычкина). Согласно учебному графику один раз в четверть осуществляется обмен детьми между школами для реализации профильного изучения того или иного предмета в течение недели.

Создание интегративного образовательного пространства в системе взаимодействия нескольких образовательных учреждений близлежащих сел, на наш взгляд, является наиболее оптимальным вариантом введения профильного обучения в малочисленных однокомплектных школах. Оно дает возможность:

- воспользоваться образовательными услугами другой школы;

- широко использовать вахтовый метод обучения;

- расширить круг общения учителей и учащихся;

- обеспечить качественное обучение, способствующее развитию профессионального самоопределения учащихся.

3. Интеграция общего и дополнительного образования. В данном направлении интересна модель общеобразовательной школы, ориентированной на развитие творческого мышления учащихся, которая проходит апробацию в Кытанахской художественно-эстетической школе. Ее основные положения отражены в концепции развития школы «Развитие творческих способностей личности средствами художественно-эстетического искусства»,

где учебное заведение должно стать для учащихся развивающим пространством. Цель школы - удовлетворение потребностей учащихся в области художественно-эстетического образования, воспитание духовно и эстетически развитой личности, формирование общей культуры, их адаптация к жизни в обществе, освоение профессиональных и образовательных программ. Содержание образования обогащено понятиями красоты окружающей среды и искусства. В результате обучения изобразительному искусству сформировалась не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и потребность широко использовать свои умения и навыки в дальнейшей практической деятельности, в жизни, потребность к саморазвитию и самовыражению, ориентации на профессии, связанные с художественно-эстетической деятельностью, и повысилась успеваемость по общеобразовательным предметам от 5 до 12%.

4. Школа как открытая социально-педагогическая система. Данное направление предполагает участие школьников и учителей во всех трудовых, культурно-просветительских и общественных делах села, с одной стороны, и широкое привлечение общественности села, родителей, выпускников школы к решению педагогических, организационных, управленческих задач школы - с другой. Двум образовательным учреждениям, реализующим принцип открытости, присвоен статус авторской школы: Сыланской СОШ - «Эколого-социальный комплекс “Эйгэ”» (1997 г.), автор и руководитель проекта заместитель директора по научной работе заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Е. Д. Макаров; Мугудайской школе-комплексу - «Интеграция воспитательных усилий села» (1996 г.), авторы педагогической инициативы - директор школы В. П. Иванов и заместитель директора школы Е. М. Иванова. Опыт работы данных школ позволяет рассматривать социум села как интегративное образовательно-воспитательное пространство, как школу жизни, как важный фактор развития личности.

Социальное партнерство в различных формах проявления: сотрудничество с другими ведомствами, деятельность попечительских советов, взаимодействие образовательных учреждений являются одним из аспектов развития общественно-государственного управления образованием.

Таким образом, открытость школы имеет организационный и содержательный характер.

5. Использование прогрессивных идей этнопедагогики. Воспитание национального самосознания основывается на понимании сокровенной сопричастности к многонациональной России и чувстве ответственности за ее судьбу. Воспитание личности должно опираться на живую историю, культуру, духовные традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов. Опыт воспитания и обучения нашего народа уникален и мало изучен. Интересен в этом плане опыт работы Хадарской СОШ

как одной из типичных сельских малокомплектных школ, по внедрению народных традиций в учебно-воспитательный процесс на тему «Саморазвитие детей на основе этнопедагогических традиций» (научный руководитель профессор И. С. Портнягин). Школа уже многие годы имеет положительный опыт по созданию целостной концепции воспитательной работы в условиях села. Педагогами школы изучается влияние воспитательной среды, основанной на традициях и культуре народа, на мотивацию, качество обучения и воспитания.

6. Информатизация образования является важнейшим шагом на пути к созданию информационного общества. В управлении и развитии сельских общеобразовательных школ огромное значение имеют перспективы использования информационных технологий. Улусным управлением образования разработан проект «Информационная инфраструктура управления развитием сельских образовательных учреждений». Основным объектом инфраструктуры является улусная образовательная телекоммуникационная сеть. В настоящее время все школы и 6 дошкольных учреждений подключены к телекоммуникационной сети и получили доступ в Интернет. Работает образовательный сервер, создан Web-сайт. Налаживается электронный документооборот, установлена оперативная on-line связь с образовательными учреждениями, создана улусная образовательная медиатека. С 2004 г. улусные совещания работников образования проводятся с виртуальным блоком, что обеспечивает широкое участие педагогов, родителей, общественности не только данного улуса, но и всей республики.

В 2002 г. данная программа удостоена звания лауреата Приморско - Дальневосточной выставки «Образование - 2001» и республиканского конкурса инновационных проектов. Это свидетельствует об актуальности идеи и необходимости ее реализации. Развитие глобальных информационных сетей, средств связи и передачи информации значительно опережает образование. Поэтому информатизация является одним из компонентов обеспечения социального заказа - развития личности воспитанника, способного самореализоваться в новом информационном обществе ХХ1 в.

Отнюдь не случайна активность сельских школ к инновациям. Она решает проблемы не только развития, но и выживания, стоит перед выбором: искать и найти пути дальнейшего развития или быть закрытой.

Таким образом, на основе рационального сочетания федерального и регионального, общечеловеческого и этнического, общего и особенного обосновываются поиски и решения актуальных проблем по обновлению и развитию сельских общеобразовательных учреждений в системе российского образования. Сегодня многообразие стало нормой и определяет вектор развития сельских школ. Нужно отметить, что выделенные направления инновационных процессов сельских общеобразователь-

ных учреждений являются условными, поскольку они носят проникающий характер.

Библиографический список

1. Данилов, Д. А. Основы управления педагогическими системами: учеб.-пед. комплекс / Д. А. Данилов. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2001.

2. Гурьянова, М. П. Сельская школа - народное достояние / М. П. Гурьянова // Новая школа. - 1999. - № 2. - С. 6 - 10.

3. Олейникова, О. Д. Социокультурная среда как фактор воспитания / О. Д. Олейникова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 227 - 232.

УДК372.016: 33

Е. Н. Неустроева ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Прежде чем начать разговор об экономическом образовании в современной школе, следует затронуть историю его развития. Исторический анализ экономического образования с позиций марксизма-ленинизма необходим для того, чтобы понять и научно обосновать его современное состояние, проследить генетические корни социально-экономических концепций и направлений в области развития педагогики.

Идеи социальной природы экономического воспитания встречаются уже в домарксистской философии и педагогике. В сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Слово «экономия» (греческое «ойкономиа», от слов «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» -правило, закон) является заглавием одного из сочинений грека Ксенофонта, в котором в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.

Наиболее глубокую систему взглядов на экономику и роль воспитания в обществе создал выдающийся мыслитель древности Аристотель, философские и педагогические идеи которого были наивысшим достижением теоретической мысли античного мира. Он употребил термин «экономия» и производный от него «экономика» в том же смысле, что и Ксенофонт. Аристотель подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества, в котором жил, и стал первым экономистом в истории науки. Аристотель установил отдельные категории политической экономии и их взаимосвязь.

В своей работе «Этика» он впервые развивает «концепцию разумного эгоизма». Аристотель обосновал два вида эгоизма. Он писал, что одни люди стремятся получить «побольше денег, почета и чувственных наслаждений» и стремятся делать это во имя своего удовлетворения. Другие стараются совершить благороднейшие дела «во имя общего блага» и тоже делают это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.