Научная статья на тему 'Роль женского клуба в развитии духовно-нравственного потенциала сельского социума (на примере Мальжегарского наслега Олёкминского улуса республики саха (Якутия))'

Роль женского клуба в развитии духовно-нравственного потенциала сельского социума (на примере Мальжегарского наслега Олёкминского улуса республики саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ЖЕНСКИЙ КЛУБ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL CAPACITIES / RURAL SOCIETY / WOMEN'S CLUB / PUBLIC ORGANIZATIONS / NETWORKING / NETWORKING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Степанова Людмила Валерьевна, Шепеткин Анатолий Павлович

Статья посвящена исследованию феномена активной деятельности женских организаций в России, в частности в Республике Саха (Якутия). Описаны основные направления их работы и формы взаимодействия с государственными структурами с целью повышения роли женщин в обществе. Материал представлен в научно-педагогическом аспекте. Авторы проанализировали деятельность членов женского клуба «Сарыал» в селе Мальжегар муниципального образования «Мальжегарский наслег» Олёкминского района. Выявлены основные организационные принципы сетевого взаимодействия образовательных, воспитательных, культурно-просветительских, административных учреждений и общественных организаций: до́ма народного творчества, средней общеобразовательной школы, администрации муниципального образования, экологического общества села, клубов по интересам, сельского клуба и дошкольного образовательного учреждения. Охарактеризованы методы сетевого взаимодействия. Предложена наиболее эффективная модель сетевого взаимодействия женского клуба «Сарыал» для развития духовного потенциала сельского социума, прежде всего местных женщин, молодых семей и подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of women’s club in the development of spiritual and moral capacities of the rural society (by a case study of Malzhegarsky Nasleg of Olyokminsky Ulus of the Republic of Sakha (Yakutia))

The research examines the phenomenon of vigorous activity of women’s organizations in Russia, in particular in the Republic of Sakha (Yakutia). The paper describes the main strands of their work and their interaction with government agencies with a view to enhancing the role of women in society. The material is presented in the scientific and teaching aspect. The authors analyze the activities of Saryal women’s club members in the Malzhegar village of Malzhegarsky Nasleg (agricultural community) of Olyokminsky Ulus (District). The research reveals the main networking management principles of educational, information and cultural administrative agencies and public organizations: arts center, secondary school, municipal administration, environmental community, hobby club, village club, pre-school educational institution. Networking methods are described as well. The study provides the most effective networking model for Saryal women’s club in order to develop the spiritual and moral capacities of the rural society, especially local women, young families, and the younger generation.

Текст научной работы на тему «Роль женского клуба в развитии духовно-нравственного потенциала сельского социума (на примере Мальжегарского наслега Олёкминского улуса республики саха (Якутия))»

УДК 371.833.1-055.2:379.8.093(571.56-22)

https ://doi.org/10.24158/spp.2018.3.13

Колпакова Августина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Степанова Людмила Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Шепеткин Анатолий Павлович

учитель истории и обществознания среднеобразовательной школы № 12 города Якутска

РОЛЬ ЖЕНСКОГО КЛУБА В РАЗВИТИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ МАЛЬЖЕГАРСКОГО НАСЛЕГА ОЛЁКМИНСКОГО УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Аннотация:

Статья посвящена исследованию феномена активной деятельности женских организаций в России, в частности в Республике Саха (Якутия). Описаны основные направления их работы и формы взаимодействия с государственными структурами с целью повышения роли женщин в обществе. Материал представлен в научно-педагогическом аспекте. Авторы проанализировали деятельность членов женского клуба «Сарыап» в селе Мальжегар муниципального образования «Мальжегарский наслег» Олёкмин-ского района. Выявлены основные организационные принципы сетевого взаимодействия образовательных, воспитательных, культурно-просветительских, административных учреждений и общественных организаций: дома народного творчества, средней общеобразовательной школы, администрации муниципального образования, экологического обще-ства села, клубов по интересам, сельского клуба и дошкольного образовательного учреждения. Охарактеризованы методы сетевого взаимодействия. Предложена наиболее эффективная модель сетевого взаимодействия женского клуба «Сарыал» для развития духовного потенциала сельского социума, прежде всего местных женщин, молодых семей и подрастающего поколения.

Ключевые слова:

развитие духовно-нравственного потенциала, сельский социум, женский клуб, общественные организации, сетевое взаимодействие, модель сетевого взаимодействия.

Kolpakova Avgustina Petrovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Stepanova Lyudmila Valeryevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Shepetkin Anatoly Pavlovich

Teacher of History and Social Studies, School No. 12, Yakutsk

THE ROLE OF WOMEN'S CLUB IN THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL CAPACITIES OF THE RURAL SOCIETY (BY A CASE STUDY OF MALZHEGARSKY NASLEG OF OLYOKMINSKY ULUS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

Summary:

The research examines the phenomenon of vigorous activity of women's organizations in Russia, in particular in the Republic of Sakha (Yakutia). The paper describes the main strands of their work and their interaction with government agencies with a view to enhancing the role of women in society. The material is presented in the scientific and teaching aspect. The authors analyze the activities of Saryal women's club members in the Malzhegar village of Malzhegarsky Nasleg (agricultural community) of Olyokminsky Ulus (District). The research reveals the main networking management principles of educational, information and cultural administrative agencies and public organizations: arts center, secondary school, municipal administration, environmental community, hobby club, village club, pre-school educational institution. Networking methods are described as well. The study provides the most effective networking model for Saryal women's club in order to develop the spiritual and moral capacities of the rural society, especially local women, young families, and the younger generation.

Keywords:

development of spiritual and moral capacities, rural society, women's club, public organizations, networking, networking model.

Женские клубы по всему миру самостоятельно определяют, какой круг проблем им решать и на каком уровне. Их деятельность может предполагать большое число участников, но также они имеют право ограничиться малой родиной: проблемами родного села, двора, школы и др. Цели клуба зависят от того, с каким социумом он будет взаимодействовать. Основные инициативы клуба

следующие: усиление роли женщин во всех сферах жизни, участие в здоровье- и природосберегающих программах, выявление, поддержка деловых качеств, защита трудовых прав, содействие реализации женщин, помощь нуждающимся семьям.

Роль женских клубов актуализируется их вкладом в реализацию перечисленных инициатив, особенно если это касается сельского социума. В связи с этим нами изучена роль женского клуба «Сарыал» в развитии духовного потенциала сельского социума. Мы считаем, что развитие духовного потенциала сельского социума возможно при организации сетевого взаимодействия женского клуба «Сарыал» с другими социальными институтами; создании и реализации модели сетевого взаимодействия институтов в условиях сельского социума; использовании наиболее эффективных методов и форм сетевого взаимодействия в развитии духовного потенциала сельского социума.

После перестройки и с началом демократизации в стране началось зарождение женских объединений [1]. При этом наблюдался рост количества женских объединений, ассоциаций, защищающих общественные интересы женщин. Данные объединения имеют разную направленность, при этом преобладают ассоциации корпоративистского вида.

Эксперты предлагают различные классификации женских организаций. Их можно сгруппировать по направлениям, целям занятий, организационным формам и другим параметрам. Женские объединения функционируют в разных направлениях, стараясь главным образом прийти на помощь жительницам улуса: содействуют в поиске рабочих мест, оказывают поддержку в вопросах здоровья, психологическую помощь, разрешают ситуации с проблемными учениками и т. д. Для того чтобы решить эти вопросы, они выстраивают партнерские взаимоотношения с органами государственной власти [2].

В числе достижений женских организаций следует назвать гендерное просвещение населения через распространение информации о правах человека, в особенности женщин. В отечественной прессе имеются журналы и газетные издания, посвященные только гендерным проблемам. Более того, Правительство РФ работает над вопросом предоставления молодым матерям возможности бесплатно получить второе высшее образование. Каждый год в последнее воскресенье ноября в России празднуется День матери. Лига «Женщины-ученые Якутии» помогает жительницам республики построить свою научную карьеру. Так, 2 марта 2018 г. прошел семинар, посвященный вопросам публикационной активности, организованный данной лигой [3].

Многие нормативные документы, такие как указ президента, конституция и бюджетный кодекс, предусматривают возможности для творческой деятельности различных клубов, объединений или местного самоуправления [4]. В Республике Саха (Якутия) функционируют сельские общественные советы отцов, женские советы, комитеты, ассоциации и клубы, которые выступают значимым воспитывающим фактором. Они способствуют решению повседневных проблем, борьбе против влияния отрицательного примера асоциальных членов общества и просвещению подрастающего поколения. В Олёкминском районе создана межведомственная административная комиссия по реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни. В ее программе выражен алгоритм действий органов исполнительной власти и общественных сообществ по повышению уровня рождаемости и сохранению активной позиции семьи в сельском обществе. В плановом порядке организуются ознакомительные занятия по семейной экономике. В местной газете отдельная рубрика посвящена делам семьи и детства, и в частности вопросам семейной экономики. Телевидение знакомит жителей с интересными семьями, женщинами села, их достижениями. Общественная деятельность инициативных членов женского движения систематически сопровождается обменом опыта с целью стимулирования их работы.

Опираясь на труды о возможностях сетевого взаимодействия Н.С. Якушкиной и Н.Н. Жуко-вицкой, мы определили следующие принципы функционирования женского клуба «Сарыал» во взаимодействии с административными и социокультурными институтами: 1) открытость и доступность (возможность с помощью средств массовой информации распространять идеи, цели и содержание деятельности клуба, предлагаемые формы сотрудничества; 2) необходимость включения всех организаций улусного наслега в совместную созидательную деятельность; 3) саморегулируемость сети в выборе общих дел [5].

В рассматриваемом наслеге имеются разновозрастные объединения школьников, родителей, учителей, работников сельских библиотек, организаций (дома творческих объединений, например «Сарыал», общественные и молодежные объединения, проектные группы и др.): на основе сети воспитательных и общественных объединений (например, детский сад «Кыталык», школа с экологической направленностью, этнокомплекс «Ар5аас»); на основе общественно-культурного центра «Дьо5уур» в улусе на базе сельского образовательного пространства, а также эколого-краеведческого лагеря «Колукочоон». Духовно-нравственный потенциал личности определяется конкретными ролями, обычаями народа саха. Поэтому воспитательный потенциал, которым обладает каждый из субъектов взаимодействия, лежит в основе их сотрудничества: педагогическое общество в процессе своего развития фиксирует, чем его участники могут дополнить друг друга в своем воспитательном влиянии на детей и взрослых.

Общественные организации села Олёкминское Дом народного творчества (ДНТ) «Аартык», экологическое общество «Чагда», клуб бабушек «Эрчим», клуб «Далбар хотун» действуют на основе совместных интересов и целей. Так, СКЦ «Саргы^улгэтэ» организует зрелищные мероприятия, концерты; экологическое общество «Чагда» проводит мероприятия по улучшению и благоустройству села Олёкминское; клуб бабушек «Эрчим» ставит своей целью обмен опытом, организацию самозанятости. Клуб «Далбар хотун» способствует духовно-нравственному развитию населения, приобщению к национальным культурам, традициям, обычаям. Клуб направлен на привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортивно-техническими и прикладными видами творчества, способствующими развитию их личности; формирование привычки к здоровому образу жизни; воспитание физических, морально-этических и интеллектуальных качеств; личностное развитие самих членов клуба. Цель объединения - развитие творческого духовного потенциала молодежи; воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у детей и подростков; сохранение и укрепление традиций; обеспечение художественного и эстетического воспитания молодого поколения на основе лучших традиций народа саха и улуса.

Активной деятельности женского клуба «Сарыал» способствует наличие специального помещения лекционного зала и кинобудки, а также материально-технических ресурсов: спецоборудования, инвентаря, музыкального центра, музыкального оборудования для проведения мероприятий, ноутбуков, гримерной, швейной мастерской. Число участников клуба «Сарыал» составляет 25 человек в возрасте от 20 до 35 лет.

Формы работы клуба - встречи, беседы, экскурсии - обеспечивают взаимодействие с организациями и учреждениями образования, здравоохранения, соцзащиты, правоохранительными органами, общественными организациями, привлечение молодежи и сотрудничество с любительскими объединениями и клубами по интересам села и улуса, а также республики. Женсо-вет клуба «Сарыал» оказывает частично платные услуги. Деятельность клуба осуществляется за счет финансирования муниципального образования, доходов от мероприятий. Внебюджетные средства поступают от следующих мероприятий: акции, добровольные пожертвования, благотворительность, спонсорство проводимых ярмарок. Активную поддержку клубу оказывают женсовет поселка, средняя общеобразовательная школа, музей, администрация, любительские объединения села. Среди участников клуба воспитатели, домохозяйки, преподаватели, представитель из сферы торговли, психолог, стоматолог, предприниматели, школьники. Модель сетевого взаимодействия женского клуба «Сарыал» показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель сетевого взаимодействия женского клуба «Сарыал»

Разнообразные по форме и содержанию мероприятия в клубе «Сарыал» преследуют единую цель - выявление наиболее эффективных форм и методов воспитания, формирующих умения и навыки по интересам, которые обеспечивают потребности в творческой самореализации личности, в интеллектуальном, духовном и физическом развитии подростков, а также подготовку к активной профессиональной и общественной деятельности.

К методам сетевого взаимодействия клуба «Сарыал» относятся организационные и административные методы управления. По мнению Н.Н. Жуковицкой, они реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, инструктирования исполнителей в форме указаний, распоряжений, требований. Кроме того, в женском клубе «Сарыал» активно применяются методы социально-психологического воздействия: совет, просьба, пожелание, требование, распоряжение, поощрение и благодарность. Благодаря использованию перечисленных методов возможно реальное планирование развития и воспитания членов объединения, образуется благоприятный климат в коллективе, появляется тяга к творчеству и коллективному мыслетворчеству, активной жизненной позиции, воспитывается самосознание и чувство коллективизма. Члены клуба все больше проецируют в свою жизнь тот положительный опыт, который они наблюдают в деятельности односельчан. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов клуба.

Методы общественного воздействия клуба «Сарыал», среди которых свободное вовлечение членов правления, развитие в нем демократических начал посредством широкого обсуждения основных проблем и их преодоления, охват членов коллектива процессом развития в коллективе здоровой конкуренции, а также использование этнопедагогических методов «кут-сюр», в значительной степени способствуют воспитанию ответственности, чувства долга, развитию активных жизненных принципов членов улусно-наслежного клуба «Сарыал». Формами сетевого взаимодействия клуба, направленными на духовного-нравственный потенциал, являются: различные развлекательно-игровые проекты, встречи с уважаемыми людьми улуса, онлайн-вы-ставки, просмотры тематических документальных и художественных фильмов для подростков и молодежи, чествования на дому многодетных семей, патронажных семей, встречи поколений в туолбэ (по округам). Методы сетевого взаимодействия клуба, нацеленные на раскрытие духовно-нравственных способностей, позволяют выявлять и мобилизовать запасы времени, видеть весь спланированный процесс объемно, управлять выполнением плана, учитывать соотношение различных видов работ, повысить результативность управленческой деятельности того или иного процесса. Взаимодействие клуба с организациями улусного наслега показано в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимодействие женского клуба «Сарыал» с организациями улусного наслега

Организация Характер взаимодействия

Женсовет администрации Решение широкого круга социальных проблем женского клуба, организация досуговой занятости дошкольников

МБОУ «Амгино-Олёкминская СОШ» Содействие организации образовательного процесса школьников

Участковая больница Профилактика заболеваний, беседы на тему ЗОЖ

МБДОУ «Радуга» Организация зрелищных мероприятий, концертов

Экологическое общество «Чагда» Мероприятия по благоустройству села

Клуб «Далбар хотун» Встречи поколений, обмен опытом

Дом народного творчества «Аартык» Содействие духовно-нравственному развитию, приобщению к национальной культуре

Все это в совокупности создает условия для социальной защиты и организации содержательного досуга соответственно способностям и состоянию здоровья воспитанников, учеников и слушателей. Главная цель деятельности клуба - создание условий для творческого, интеллектуального, духовного и физического развития детей в свободное от учебы время, подготовка подростков к жизни в современных условиях, содействие молодым семьям. Основными стратегическими направлениями деятельности клуба являются актуализация гуманистических традиций; формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения учеников, способности измерять этическими критериями свои поступки; укоренение личности школьника в его национальной культурной традиции, которая должна превратиться в духовный источник современного и будущего развития, предоставление ему помощи в обретении черт человека культуры; ориентация на познавательную и творчески-практическую деятельность школьников в освоении социокультурного, естественного пространства, развитие их творческого потенциала, «становление личностного образа ребенка»; овладение механизмом ориентации для построения жизненной перспективы, профессионального, нравственно-эстетичного самоопределения.

Женский клуб «Сарыал» в своей деятельности наиболее эффективно осуществлял просветительские и воспитательные функции, присущие объединениям по интересам. Каждый человек, независимо от возраста, в определенный период своего развития обращается к досуговой деятельности. В процессе взросления эти функции приобретают особенный смысл для каждого человека в отдельности. С возрастом в силу обстоятельств у человека меняются образ жизни, вид деятельности, отношение к окружающему миру, что не редко связано с отставанием от современного ритма жизни. Досуг выступает связующим во всех отношениях звеном между социумом и индивидом. В статье Н.Н. Ярошенко отмечено, что досуг понимается как осознанное социальное участие [6]. Основываясь на этой мысли, считаем, что общение с новыми людьми в клубах по интере-

сам дает возможность развивать в себе потребность в умении ставить цель, связанную с социальным благополучием и пользой для родного края, улуса, микросоциума. С каждым годом работа клуба привлекает молодых матерей и семей, которые в последующем становятся его членами. Так, в 2015 г. членами женского клуба «Сарыал» являлись 16 чел., в 2016 г. - 20, а в 2017 г. уже 25 чел.

Досуг в клубе интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. В деятельности клуба просматривается механизм социокультурного подхода: анализ социокультурной ситуации, оформление гражданского заказа на образовательные услуги, формирование образовательных программ и соответствующих им моделей управления. В числе механизмов реализации социокультурной модернизации важная роль отводится сетевому образованию. Его основной характеристикой стала самоорганизующаяся сеть. В числе преимуществ сетевой организации инновационной деятельности клуба выделяются мобильность и гибкость, многоплановый характер мотивации участников клуба, малый управленческий персонал, возможность использования всех видов ресурсов для решения сельских проблем.

Для улучшения деятельности женского клуба «Сарыал» рекомендуем следующее: 1) возродить этнопедагогические мероприятия: развлекательно-игровые проекты, тематические встречи с уважаемыми людьми наслега, викторины «Алаас остуоруйата», посвященные истории наслега, мультимедийные уроки, эколого-краеведческий лагерь «Алаас ыллыга» ('От отчего порога'), вечера памяти «Ким да умнулубат, туохта умнулубат» (с якутского 'Никто не забыт, ничто не забыто'), вечера-рассказы, познавательные программы, выставки изделий из тоса, хаты-рыка, круглые столы, диспуты, устные журналы, кинолектории, предсеансовые мероприятия и просмотры тематических документальных и художественных фильмов для подростков и молодежи, встречи, чествования на дому многодетных семей, патронажных семей, встречи поколений, огоньки для взрослого населения, например «Эдэртэн эйэтин-кырдьа5астан субэтин» (с якутского 'От пожилых - совет, от молодых - мир'); 2) разработать совместную программу с центром занятости населения в городе Якутске и направить молодых мам на обучение в республиканский центр занятости, основываясь на международном опыте и эксперименте Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению молодым женщинам в возрасте до 23 лет, имеющим одного или более детей, возможности пройти обучение на подготовительных отделениях высших учебных заведений (проект Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2018-2024 гг. эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (подготовлен Минобрнауки России 13 апреля 2017 г.) [7].

Также одним из результатов развития духовного потенциала населения является осознанная деятельность по благоустройству села. Недостаточное развитие детской инфраструктуры стало предметом деятельности клуба «Сарыал». Члены женского клуба поэтапно вели работу по созданию проекта детской культурно-спортивной площадки в 2015-2017 гг. (таблица 2).

Таблица 2 - Проект создания культурно-спортивной площадки на 2015-2017 гг.

Название Детская культурно-спортивная площадка

Разработчик Женский клуб «Сарыал»

Стратегическая цель Строительство культурно-спортивной площадки, необходимой для повышения уровня политехнической подготовленности и спортивных результатов, профилактики вредных привычек и правонарушений, оздоровления населения

Задачи Изучение территории села для выбора удобного места расположения площадки для посещения занятий Подбор необходимого инвентаря в соответствии со спросом подрастающего поколения Работа со спонсорами, меценатами Подбор строителей из заинтересованных жителей села

Ожидаемые результаты Систематическая эксплуатация культурно-спортивной площадки детьми и подростками: посещение занятий физкультуры, проведение культурно-массовых мероприятий и спортивных конкурсов, тренировок и игр Вовлечение большего числа детей и подростков в спортивные секции и кружки Использование площадки для пропаганды ЗОЖ среди населения

Источники финансирования проекта Благотворительные: спонсорство с индивидуальными предпринимателями, учреждениями села от проводимых ярмарок и т. д. по принципу частичной самоокупаемости; добровольные пожертвования жителей села

Сроки и этапы реализации I этап - разработка программы - 2015 г. II этап - реализация и корректировка программы - 2015-2017 гг. III этап - строительство площадки - 2017 г.

Таким образом, предлагаемая модель сетевого взаимодействия улусно-наслежного социума включает взаимодействие многообразных организаций: женсовета поселка, средней общеобразовательной школы, музея, дошкольного образовательного учреждения, клуба «Сарыал», администрации, больницы, профессиональных организаций улусного наслега. Различные по форме и содержанию мероприятия раскрывают наиболее результативные формы и методы воспитания, формирующие умения и навыки по определенному кругу интересов. Они обеспечивают потребности личности в созидательной деятельности, в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом развитии и подготовку к активной профессиональной и общественной деятельности. Все это в совокупности создает условия для социальной защиты и организации содержательного досуга с учетом способностей и состояния здоровья воспитанников, учеников и слушателей, увеличения инициативности отдельных граждан и целых семей.

Ссылки:

1. Айвазова С.Г. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 122-130.

2. Калинкина О.Н. Общественные организации в современной России: межсекторное взаимодействие с властью и бизнесом (социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пермь, 2014. 19 с.

3. Ольга Винокурова: Объединение женщин-ученых в общественную организацию - это стимул для консолидации усилий научной общественности в решении проблем общества [Электронный ресурс]. URL: http://iltumen.ru/node/6629 (дата обращения: 26.03.2018).

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : с изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3339 ; Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апр. 1992 г. // Якутия. 2002. № 210. 12 нояб. ; Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : в ред. от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 дек. ; 2009. 21 янв. ; Об утверждении Положения Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] : указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 авг. 2006 г. № 2862 : в ред. от 25 дек. 2009 г. № 1736. URL: http://docs.cntd.ru/document/815001590 (дата обращения: 26.03.2018).

5. Жуковицкая Н.Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 33 (73), ч. 1. С. 205-209 ; Якушкина М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства : монография. СПб., 2007. 207 с. ; Ее же. Сетевая форма взаимодействия социокультурных институтов в воспитательном пространстве муниципального района // Философия образования. 2008. № 1. С. 227-234.

6. Ярошенко Н.Н. Досуг как осознанное социальное участие: контекст постиндустриального общества // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению : материалы X Междунар. форума. М., 2017. С. 229-238.

7. О проведении в 2018-2024 гг. эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования : проект Постановления Правительства Российской Федерации : подгот. Минобрнауки России 13 апр. 2017 г. ; Hailemariam M., Getiye G., Beza H. Perception of University Female Students on Factors Affecting Their Academic Performance and Competency: A Study from Dire Dawa University, Ethiopia // Science Journal of Education. 2017. Vol. 5, no. 5. October. P. 211215. https://doi.org/10.11648/j.sjedu.20170505.15.

References:

Aivazova, SG 2005, 'Women's movement in Russia: traditions and modernity', Obshchestvennyye nauki i sovremennost', no. 2, pp. 122-130, (in Russian).

Hailemariam, M, Getiye, G & Beza, H 2017, 'Perception of University Female Students on Factors Affecting Their Academic Performance and Competency: A Study from Dire Dawa University, Ethiopia', Science Journal of Education, vol. 5, no. 5. October, pp. 211-215. https://doi.org/10.11648/j.sjedu.20170505.15.

Kalinkina, On 2014, Public organizations in modern Russia: intersectoral interaction with government and business (sociological analysis), PhD thesis abstract, Perm, 19 p., (in Russian).

'The Constitution (Principal Law) of the Republic of Sakha (Yakutia) as of April 04, 1992' 2002, Yakutia, No. 210. November 12, (in Russian).

Yakushkina, MS 2007, Interaction of social and cultural institutions as a factor in the educational space development, monograph, St. Petersburg, 207 p., (in Russian).

Yakushkina, MS 2008, 'Network of social and cultural institutions in the educational space of the municipal district', Filosofiya obrazovaniya, no. 1, pp. 227-234, (in Russian).

Yaroshenko, nN 2017, 'Leisure as a conscious social participation: the context of post-industrial society', Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya: ot idei k voploshcheniyu: materialy XMezhdunar. foruma, Moscow, pp. 229-238, (in Russian).

Zhukovitskaya, NN 2008, 'Networking model of educational institutions in the regional education system', Izvestiya Ros-siyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. Aspirantskiye tetradi, no. 33 (73), part 1, pp. 205209, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.