Научная статья на тему '«Пятый элемент» воспитания'

«Пятый элемент» воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

Учёба в школе становится школой жизни. Социальная компетентность подростков сельской школы. Созидательная деятельность учащихся. Социальное взаимодействие школы с партнёрами сельского социума. Пути развития сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Пятый элемент» воспитания»

Народный ТРОЕКТ

«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» ВОСПИТАНИЯ

Татьяна Николаевна Немирич,

директор школы № 16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области

Роль школы, в которой закладываются основополагающие «кирпичики» человеческого капитала, неоценима, особенно на селе, где зачастую она остаётся единственным культурным центром. Сельская школа способна выявить и развить способности подростка, воспитать в нём инициативность, настойчивость, предприимчивость.

Учёба в школе становится школой жизни

Чтобы ответить на вызовы времени, надо изменить характер и организацию учёбы и воспитания детей в школе. И дело здесь не столько в компьютеризации классов, сколько в индивидуализации образования: каждому школьнику необходимо предоставить возможность рассказывать свои способности, придать осмыслен-

ность учебным действиям, научить использовать полученные знания на практике. А главное сегодня — восстановить позитивное отношение к труду как важнейшей ценности, найти оптимальные формы организации производственного воспитания сельских школьников. Наша цель — выработать и закрепить привычку трудиться, как сделать труд образом жизни, а не тяжёлой повинностью.

К сожалению, при реформировании отечественного образования трудовое воспитание, производственная деятельность выпали из числа приоритетов. На первом месте — компьютеризация, ЕГЭ, тестирование, другие технологические аспекты, необходимые для учёбы. А об отрыве образования от практических потребностей молодёжи, о жизни речи не ведётся. А ведь школа готовит подростков не к итоговой аттестации, а именно к жизни, к труду.

Мы убеждены, что организация производственного труда, несмотря на определённые сложности, — один из самых экономически эффективных и педагогически значимых способов воспитания социальной компетентности подростков сельской школы.

Наша школа находится в 45 километрах от районного центра, а деревня Кулиш — в «дорожном тупике». Большинство населения — татары, потомки обосновавшихся в начале прошлого века переселенцев, которые прибыли в таёжную глухомань по столыпинской реформе.

Реформы начала 90-х годов прошлого века нанесли селу большой ущерб. Развалился некогда крепкий колхоз, с ним школа потеряла союзника и партнёра в организации производственной подготовки учеников. Теперь нам приходится самостоятельно решать эту задачу. К числу немногочисленных позитивных аспектов жизни сегодняшнего села можно отнести возможность проявлять хозяйственную инициативу. Что и сделала школа, поставившая перед собой цель — воспитать у сельских школьников любовь к земле, сельскохозяйственному труду, укрепить традиции деревенской жизни, повысить общую и экологическую культуру не только детей, но и взрослых. Наша школа — единственная в Чунском районе с таким крупным подсобным хозяйством почти в три гектара.

Искали и нашли путь к выживанию

Итак, с одной стороны отсутствие финансирования на хозяйственные, учебные расходы,

прекращение поддержки от бывшего колхоза, с другой — стремление поощрять персонал школы, учеников бесплатно кормить горячими обедами, проводить праздники, воспитывать умения и желание трудиться.

Жизнь заставила нас искать пути выживания. За сравнительно короткий срок обновили подходы к процессу обучения и воспитания. В условиях, когда ждать помощи неоткуда, создали подсобное хозяйство, которое кормит учеников в течение всего учебного года, помогает оснащать материально-техническую базу. Главное же, труд на земле становится для детей неотъемлемой частью учебного процесса. Зная особенности сельской жизни, педагогический коллектив школы помогает ученикам найти себя, не потеряться в сложном водовороте взрослой жизни в нынешней социально-экономической ситуации.

В вариативную часть учебного плана мы ввели специальные курсы «Огородничество», «Птицеводство», «Машиноведение с основами сельскохозяйственной техники», «Хозяйка сельского дома», «Твоё здоровье», «Основы животноводства», «Традиции татарского народа».

Сочетание обязательной и вариативной частей учебного плана, — использование позитивных возможностей для развития личности, предоставляемых сельской местностью, — особенность нашей воспитательной системы.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию социальной компетентности сельских школьников дали возможность выйти за стены школы: активно участвовать в сельских, районных и областных мероприятиях. Наша школа — участник и неоднократный победитель областных программ, реализуемых в профильных лагерях.

Проблему летнего отдыха и трудоустройства учеников решаем совместно с отде-

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

лом образования и Центром занятости населения. На базе школы ежегодно работает лагерь дневного пребывания, где труд, отдых и оздоровление — неотделимы. В течение года организовано бесплатное горячее питание детей, их занятость во внеурочное время.

Подсобное хозяйство — наша гордость

Подсобное хозяйство школы функционирует более 11 лет. Начали с кроликов и овец, а сегодня это, можно сказать, ферма, где содержится 6 голов крупного рогатого скота, 90 кроликов, 13 овец, до 110 кур, 40 гусей, два поросёнка. Кроме того, ежегодно выращиваем хороший урожай картофеля, капусты, свёклы, моркови, лука, помидоров, перца, огурцов, зелени. Часть собранного урожая идёт в школьную столовую, часть реализуем. Наша продукция выгодно отличается от магазинной, так как она экологически чистая. За рассадой жители деревни идут к нам, у них отпала необходимость ехать на рынок за 45 километров.

Качество продукции — главное преимущество, гарантирующее спрос. Всё делаем своими руками: сажаем семена, выращиваем рассаду, собираем урожай, готовим корм для скота, закладываем яйца в инкубатор, следим за выведением цыплят и гусят. В детско-взрослом производстве трудятся учителя, учащиеся, вспомогательный персонал, привлекаем и родителей. Всё на добровольной основе.

Администрация Иркутской области в 2008 г. подарила нам трактор «Беларусь МТЗ-83» и набор сельхозтехники к нему. Он и сено косит, и землю пашет, и дороги зимой чистит, и много чего ещё может делать. Есть у нас и свой грузовой автомобиль — незаменимый помощник в деревне. Вся техника выполняет ещё и учебную функцию — используется на занятиях факультатива «Машиноведение с элементами сельхозтехники». Подсобное хозяйство обеспечивает практическую направленность и другим факультативам — по животноводству, овощеводству.

Ребята трудятся с удовольствием. Содержание образовательного процесса в школе максималь-

но приближено к повседневной жизни детей, к сельскохозяйственному производству. Такой подход к образованию помогает нам сохранить село, учить подростков не для школы, а для жизни.

Сегодня нет необходимости убеждать учеников, что надо выполнять ту или иную работу, как было 11 лет назад, когда мало кто верил в серьёзность нашего производственного проекта. Ситуация сегодня в корне изменилась. Учащиеся видят реальные итоги своей работы, и это стимул для дальнейших стараний. На средства, вырученные от реализации продукции, выращенной в подсобном хозяйстве, приобретён спортивный инвентарь, морозильные камеры, компьютеры, мы покупаем книги для библиотеки, оргтехнику и многое другое. Ежегодно за счёт школьных средств делаем косметический ремонт здания, проводим праздники с угощениями.

Такая полезная и эффективная производственная деятельность оправдана и с экономической, и с учебной, и с воспитательной точек зрения. Она включает учащегося в социальное взаимодействие с партнёрами, реально действующими в сфере рыночных отношений в сельском социуме.

Дурной пример заразителен...

А хороший?

Инерция школьной жизни легко приводит к ситуации, когда отношения учеников, учителей и родителей формализуются: в ученике видят лишь его учебную успешность или неуспешность, а воспитание сводится к череде случайных мероприятий. Такой тип отношений абсолютно неприемлем для современной школы, где бы она ни находилась.

В апреле-мае прошлого года мы провели исследование — выявили сформиро-ванность социальной компетентности

сельских школьников 6—11-х классов школ Чунского района. Протестировали 120 учащихся из пяти сельских школ. Результаты опроса свидетельствуют о недостаточной социальной компетентности подростков. Размыты их ценностные ориентации, превалирует недоверие и недоброжелательность к обществу, шокирует детская безынициативность и неуверенность в себе. Чаще всего это объясняется тем, что многие школьники не осознают свой потенциал, у них нет потребности в его совершенствовании, они не задумываются о перспективах развития своего села, района, области. Сопоставление показателей, полученных в других школах с достигнутыми в нашей школе, позволяет утверждать, что один из основных факторов формирования социальной компетентности подростков — умение организовать производственную, созидательную деятельность учащихся в условиях села.

Из этого следует вполне чёткий вывод о необходимости включать трудовое обучение, производственную деятельность в учебный процесс. Это происходит двумя путями: включением производственного обучения в учебную программу и введением дополнительных программ производственного обучения, которые не являются обязательными.

На бумаге всё вроде бы ясно: каждой форме отведено своё место. На деле же существующие сегодня методики трудового обучения, включаемые в учебную программу (производственная практика, создание учебных бригад и т.д.) не учитывают потребностей учащихся и определяются, как правило, не их интересами, а способностью школы заключить договор с тем или иным предприятием, учреждением. В данном случае речь идёт не о целенаправленном, осмысленном производственном обучении, а лишь о возможности отчитаться. Такая тактика ведёт к падению интереса учащихся к труду, к полной его неэффективности.

Дополнительное трудовое обучение в разного рода мастерских, подсобных хозяйствах

не носит характера обязательности. Это приводит к тому, что количество учащихся, посещающих эти занятия, невелико. Сегодня нужны новые методики производственного обучения, которые существовали бы не как дополнение к основному учебному процессу, а стали бы его неотъемлемой частью. Такой универсальной меркой остаётся детско-взрослое школьное производство. Сегодня более чем когда-либо актуальна мысль А.С. Макаренко: «... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, когда «словесное формирование нового человека» оборачивается криминальной статистикой, молодёжной наркоманией, «аморальной развязностью», когда не стыдно любыми средствами (даже преступными) «делать деньги», а стыдно их не иметь, когда от тотального вербализма молодёжь не становится нравственнее, трудолюбивее, ответственнее. Труд — основа преодоления трудностей и в жизни, и в себе. Это основа развития и счастья человека.

Следуя традициям А.С.Макаренко, мы разработали целостную систему производственного воспитания, куда вошли самообслуживание, участие всех школьников в производственном сельскохозяйственном труде, деятельность кружков по подготовке к самостоятельной жизни, коллективные творческие дела, соревнование с обязательным подведением итогов, продуманное планирование любой предстоящей работы, ответственное отношение к любому поручению.

В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал: «Вот эта именно штука — ответственность за уборку, и за ведро, и за тряпку — есть для меня технологический момент... на нём обтачиваются крепёжные части для важнейшего человеческого атрибута: чувства ответственности. Без этого атрибута не может быть человека, будет «некомплект». К чему приводит этот «некомплект» мы убедились на

НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

трагедиях, начиная от Саяно-Шушенской и до недавней «Булгарии».

Воспитание трудом ведётся в школе с начальных классов. Каждый класс имеет свои обязанности и поручения. Поэтому учащиеся начальных классов способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посаженными деревьями и растениями, наводить порядок на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений. Учащиеся 4—9-х классов на уроках труда, во время летней практики работают в теплице и на пришкольно-опытном участке, благоустраивают и озеленяют территорию шко-

лы, помогают старшеклассникам в подсобном хозяйстве школы.

Старшеклассники, как уже сказано, составляют производственное звено, выращивающее овощи. Поле хозяйственной деятельности у них достаточно широкое, это приносит не только доход, но и воспитательный эффект — формирует необходимый опыт работы на земле, убеждает ребят в том, что земля остаётся основным капиталом людей, матерью народного богатства. Эта истина сегодня забыта. НО

Д

ЕТСКОЕ

Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию у них нравственных, эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.

Одна из самык сложных проблем — работа с одарёнными детьми. Как вышвить одарённость? Как создать условия для её развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся своим опытом в «Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.

Главный редактор Ерегина Т.Н.

Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать». Подписные индексы 71980 для индивидуальны« подписчиков 71981 для организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.