Научная статья на тему 'Социальные аспекты трансформации системы образования'

Социальные аспекты трансформации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / РОЛЬ / ФУНКЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATION / SOCIAL INSTITUTION / ROLE / FUNCTIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Елена Ивановна

Рассматриваются процессы трансформации системы образования, её адаптации к новым условиям информационного общества. Указываются определенные противоречивые последствия во влиянии этих изменений на кадровый потенциал общества и социальные позиции отдельных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF EDUCATIONAL SYSTEM TRANSFORMATION

The processes of educational system transformation and its adaptation to the new conditions of information society are considered. Some contradictory consequences of these changes effect on the personnel potential of the society and social positions of certain groups are shown.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты трансформации системы образования»

УДК 378

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Ивановна Антипова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: kaf. gumanitar@ssga.ru

Рассматриваются процессы трансформации системы образования, её адаптации к новым условиям информационного общества. Указываются определенные противоречивые последствия во влиянии этих изменений на кадровый потенциал общества и социальные позиции отдельных групп.

Ключевые слова: образование, социальный институт, роль, функции, образовательное пространство, культурный потенциал.

SOCIAL ASPECTS OF EDUCATIONAL SYSTEM TRANSFORMATION

Elena I. Antipova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc Prof, Department of Law and Social Sciences, tel. (383)344-29-76, e-mail: kaf.gumanitar@ssga.ru

The processes of educational system transformation and its adaptation to the new conditions of information society are considered. Some contradictory consequences of these changes effect on the personnel potential of the society and social positions of certain groups are shown.

Key words: education, social institution, role, functions, educational environment, cultural potential.

Социальный институт образования играет ключевую роль в обеспечении кадровым потенциалом всех сфер системы общественного разделения труда и формировании творческих и интеллектуальных ресурсов для развития социума.

В современных условиях основными тенденциями являются переход к информационному типу общества и процессы глобализации. Под их влиянием существенно возрастает значимость качества образования и эффективность всех видов деятельности всех звеньев системы подготовки специалистов: для жизненных перспектив отдельных индивидов, статусных характеристик различных социальных групп и общностей, безопасности и конкурентоспособности государств.

В последние десятилетия определяющим направлением в трансформации института образования, его адаптации к меняющемуся миру стал так называемый Болоноский процесс, в который включилась и российская высшая школа. Вместе с тем опыт развертываемых основных составляющих образовательных реформ неоднозначен. По оценкам западных исследователей, только в отдельных странах-участницах новые принципы

реализованы полностью, в большинстве - нет. Выражено критическое отношение к данным новациям в университетской среде (и среди преподавателей, и среди студентов). Конкретные результаты реформирования представлены, в основном, формально-организационными моментами: двухуровневая подготовка, унификация академических сертификатов и образовательных кредитов. Ожидаемые содержательные результаты не достигнуты: качество обучения снижается, мобильность студентов относительно возрастает, но не в прогнозируемых масштабах [1].

Глобальные тенденции, являясь внешним фактором, влияют на национальные системы образования, диктуют доминирующий вектор преобразований. Но не в меньшей степени воздействую и внутренний факторы: специфика культурных тенденций, менталитет, материально -финансовое обеспечение социальной инфраструктуры, актуальная социально-политическая конъюнктура.

В российском обществе определяющие задачи - это становление гражданского общества, инновационное развитие, что невозможно без эффективной политики в области образования. Вместе с тем «социальный заказ» и ограниченность бюджетного финансирования проецируют противоречивость стратегических и тактических установок в ходе модернизации образования. Научно-технический прогресс, быстрая смена технологий, «информационный бум» требуют специалиста гибкого, с глубокими базовыми знаниями, творческим потенциалом, способностью адаптироваться в новым задачам. В тоже время работодатели заинтересованы в модели специалиста, максимально соответствующей конкретным производственным условиям, то есть обладающего определенными инструментальными умениями и компетенциями [2].

Очевидно, что попытки реализации этих противоречивых установок в рамках одних образовательных программ и организационно- методических принципов организации учебной деятельности снижает эффективность образования.

Более существенные издержки могу быть следствием самого процесса реформирования ВУЗов страны:

- ограниченность бюджета не позволяет относительно равномерно финансировать все субъекты РФ и все высшие учебные заведения. Акцент на федеральные университеты, безусловно, создает «точки роста», но может разрушить единое образовательное пространство (потенциальная угроза принципам федерализма);

- расширение зоны платных образовательных услуг отчасти решает проблему самофинансирования образования, но коммерциализация ограничивает доступ к качественной подготовке, особенно на магистерской ступени, различным группам молодежи (эффективность образования как социального лифта падает);

- массово доступным сектором образования является подготовка бакалавров, что неизбежно приведет к снижению стоимости данной категории работников как рабочей силы по сравнению с выпускниками-

магистрами и специалистами (в перспективе - усиление значимости образования и профессиональной подготовки как критерия стратификации и «размывание» среднего класса, представительство которого в социальной структуре современной России в настоящий момент неоптимально мало);

-существенное изменение (по общему объему часов и набору дисциплин) гуманитарной составляющей в обучении бакалавров негативно влияет на формирование общей культуры студентов, познавательных способностей, гражданских позиций (риск деформации процессов культурной преемственности и этнонациональной идентификации [3]).

-преимущественное влияние организационных аспектов образовательных реформ неизбежно ведет к разрастанию численности и усилению роли управленческого аппарата во всех звеньях системы подготовки кадров (следствие- доминирование формальных, а не содержательных сторон в педагогической деятельности, падение престижа профессии преподавателя, в студенческой среде - преобладание мотивов «получит корочки», а не знания).

Указанные риски суммарно будут создавать эффект дисфункций в социальном институте образования, формировать социальную и политическую напряженность. Это ставит на повестку дня необходимость анализа всех тенденций в сфере образования, зарубежного и отечественного опыта с целью выработки гармоничных подходов к развитию интеллектуального потенциала, адекватного вызовам информационной среды, новым поколениям высоких технологий и задачам сохранения социокультурной идентичности страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Роджеро Д. Из руин в кризис: об основных тенденциях глобального университета // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2011. - № 3 (77). - С. 88-103.

2. Е. И. Антипова, Н. Ю. Гаврилова, Г. И. Федорова. Координация деятельности различных звеньев системы подготовки специалистов как средство обеспечения модернизации системы образования // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 77-80.

3. Марченко Ю. Г. Проблемы этнокультурной идентичности в условиях модернизации образования // Международная научно-методическая конференция «Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики» : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 3. - С. 31-34.

© Е. И. Антипова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.