УДК 504.062:378.147:51
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Людмила Константиновна Трубина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой экологии и природопользования, тел. (383)361-09-11, e-mail: [email protected]
Геннадий Павлович Мартынов
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры высшей математики, тел. (383)343-25-77, e-mail: [email protected]
В данной статье анализируются сложности и проблемы подготовки бакалавров экологии и природопользования, связанные со вступлением в законную силу Федерального закона о поэтапном введении профессиональных стандартов в Российской Федерации.
Ключевые слова: экология, природопользование, подготовка бакалавров, профессиональные стандарты.
PREPARATION OF BACHELORS OF DIRECTION «ECOLOGY AND LAND MANAGEMENT» IN THE ADMINISRATION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Lyudmila K. Trubina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., head of the Department Ecology and Land Management, tel. (383)361-09-11, e-mail: [email protected]
Gennadiy P. Martynov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assoc. Prof. of the Department of Higher Mathematics, tel. (383)343-25-77, e-mail: [email protected]
The article analyzes the difficulties and problems of preparations of bachelors of ecology and land management related to entering into legal force of the Federal law on stage-by-stage introduction of professional standards in the Russian Federation.
Key words: ecology, land management, preparation of bachelors, professional standards.
Одной из особенностей подготовки специалистов в области экологии и природопользования является исключительная динамичность и изменчивость объектов профессиональной деятельности, поскольку постоянно разрабатываются и внедряются новые технологии исследования окружающей среды, изменяется природоохранное законодательство. С учетом направлений государственной политики в области образования, отраженных в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., и введением в текущем
году в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ» требуется решение ряда проблем подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование».
Прежде всего, это модернизация основной образовательной программы в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в которых квалификационная характеристика выпускника детализирована до двух самостоятельных квалификаций - академический и прикладной бакалавр с разными наборами компетенций, и выделение компетенций, обеспечивающих целенаправленную подготовку к одному из видов деятельности.
Второй аспект связан с законом № 122, где предусмотрены обязательные для работодателей формы введения и применения профессиональных стандартов на всей территории РФ. С 01.07.2016 он обязателен для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Затем до 2020 г. последует введение этого Закона для всех предприятий и организации, расположенных на территории России.
Профессиональный стандарт придуман в качестве одного из механизмов регулирования рынка труда. Работодатель становится полномочным для проверки соответствия образования, квалификации и профессиональных навыков работника требованиям профессионального стандарта той или иной должности, которую занимает работник или планирует занять.
При несоответствии параметров работодатель вправе объявить конкурс на имеющиеся должности и взять на работу или службу более подходящего сотрудника. При этом сотрудники, чьи профессиональные параметры не соответствуют установленным требованиям, могут сами заранее повысить свою квалификацию за свой счёт, либо (по согласию с организацией) за счёт предприятия или организации.
Например, в соответствии с единым квалификационным справочником (ЕКС) имеются следующие требования к должностям:
1) инженер по охране окружающей среды (эколог) I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории не менее 3 лет;
2) инженер по охране окружающей среды (эколог) II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет.
3) инженер по охране окружающей среды (эколог): высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
На настоящий момент нет утвержденных ни профессиональных стандартов, ни образовательных стандартов. Проект федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования подготовки бакалавров по направлению 05.03.06 имеется в Интернете с 2013 г. Их отсутствие вызывает сложности по совершенствованию подготовки бакалавров и далее - магистров направления 05.03.06 «Экология и природопользование».
Для получения квалифицированного (соответствующего требованиям профессиональных стандартов) выпускника СГУГиТ, должна быть выстроена система, обеспечивающая конкурентно способного и умеющего быстро переучиваться в условиях постоянно меняющегося рынка труда.
Переход к образовательным стандартам нового поколения призван решать эти возникающие проблемы перехода к постоянно меняющемуся рынку труда.
В проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования подготовки бакалавров по направлению 05.03.06, в частности, сформулированы новые (по сравнению с 2009 г.) общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник бакалавриата (академического и прикладного). Анализ компетенций показывает, что на первый план выходит практико-ориентирован-ная подготовка, базирующаяся на естественнонаучной основе. Важным является учет особенностей экологических проблем Сибирского региона, в котором работают наши выпускники.
Для учета перечисленной специфики в СГУГиТ постоянно совершенствуется основная образовательная программа по направлению «Экология и природопользование». В рамках формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций наряду с овладением базовыми знаниями по закономерностям и процессам в живой и неживой природе, большое внимание уделяется математической подготовке [1]. Владение математическим аппаратом обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию является залогом успешности будущего специалиста. Дисциплина «Математика» [2] на основе не очень сложных абстрактных задач позволяет привить студенту умение выполнять порученное задание от начала до конца в соответствии с имеющимся планом (инструкцией), при этом проявлять логическое и системное мышление для анализа задания и хода выполнения работы. Такие же навыки необходимы студенту и при выполнении заданий по его профессиональным дисциплинам. Кроме того, изучение «Математики» является базой успешного овладения современными информационными технологиями
Для усилия междисциплинарных подходов и последовательного рассмотрения экологических проблем региона перерабатывается содержание целого ряда дисциплин. Для формирования профессиональных компетенций предусмотрена «сквозная» подготовка». В частности, компетенция «владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике» обеспечивается рядом дисциплин, на которых студенты получают навыки использования разных программных средств по обработке информации о природной среде, включая ГИС и дистанционное зондирование. Это при согласовании рабочих программ дает хороший эффект.
Следующий подход - постановка комплексных лабораторных работ и комплексных учебных практик. Фактически это реализация метода проектного обучения, поскольку комплексная лабораторная работа основа на ее выполнении при изучении нескольких дисциплин для реализации конкретного проекта. В частности, это предусмотрено по дисциплине «экологическое проектирование и экспертиза», предусмотренной на четвертом курсе, а исходные данные в виде природно-климатических, физико-географических, гидрологических, социально-экономических характеристик исследуемого региона должны собираться во время изучения других дисциплин. Таким образом, экологическая экспертиза должна осуществляется по большому объему фактического материала. Предусмотрена комплексная учебная практика по ландшафто-ведению и почвоведению.
Особое внимание в образовательной программе уделяется изучению современных достижений науки освоению информационных технологий. По ряду дисциплин разработаны задания с использованием имитационных моделей, видео-кейсов и деловых игр, при проведении лекций активно используется интерактивная доска. Ведется работа по разработке электронных мультимедийных учебных пособий, в том числе с визуализацией объектов в виде 3D-моделей [4]. Создание таких обучающих средств актуально, поскольку объектами изучения являются компоненты природной среды, то особую роль приобретает образная наглядная форма представления изучаемого материала.
Таким образом, в соответствии с требованиями современного законодательства в СГУГиТ по направлению подготовки бакалавров «экология и природопользование» постоянно совершенствуется реализуемая образовательная программа. Важно в процессе обучения создать у студента стремление к овладению постоянно изменяющимися знаниями и методами совершенствования профессиональных навыков и компетенций.
Желательно, чтобы студенты СГУГиТ [5] также сильно стремились в наш университет как ученица с острова Хоккайдо в Японии, ради одной которой на участке железной дороги появилась остановка у станции Ками-Сиратаки, чтобы забрать и привезти обратно одну и единственную пассажирку, которая очень хочет учиться.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мартынов Г.П. Математика в рамках стандартов нового поколения // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза. - Сб. материалов региональной научно-методической конференции. - Новосибирск: СГГА. - 2011. -С. 49-50.
2. Мартынов Г.П. Формирование единого образовательного пространства в авторском курсе «Математика» для экологов // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 3-7 февраля 2014 г.). -Новосибирск : СГГА, 2014. Ч. 2. - С. 138-141.
3. Мартынов, Г. П., Луговская А. Ю. О достоверности некоторых статистических оценок в биоиндикационных исследованиях // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар.
науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Дистанционные методы зондирования Земли и фотограмметрия, мониторинг окружающей среды, геоэкология» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - С. 184-188.
4. Трубина Л.К., Дубовик Д.С. Реализация 3D-визуализации стереопар изображений в электронных учебных пособиях // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2014. - № 4/С. -С. 73-77.
5. Мартынов Г.П. Сравнительный анализ баллов ЕГЭ по «Математике» и успеваемости студентов в первом семестре // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 16-20 февраля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Ч. 1. - С. 317-322.
© Л. К. Трубина, Г. П. Мартынов, 2016