Научная статья на тему 'Особенности подготовки бакалавров направления «Картография и геоинформатика» при введении профессиональных стандартов в российской Федерации'

Особенности подготовки бакалавров направления «Картография и геоинформатика» при введении профессиональных стандартов в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЯ / ГЕОИНФОРМАТИКА / БАКАЛАВР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / CARTOGRAPHY / GEOINFORMATICS / BACHELOR / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дышлюк Светлана Сергеевна, Мартынов Геннадий Павлович

В статье анализируются проблемы подготовки бакалавров-картографов, возникающие при вступлении в силу Федерального закона о поэтапном введении профессиональных стандартов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дышлюк Светлана Сергеевна, Мартынов Геннадий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION OF BACHELORS OF DIRECTION «CARTOGRAPHY AND GEOINFORMATICS» AT INTRODUCTION OF PROFTSSIONAL STANDARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines problems of training of bachelors-cartographers arising from the entry into force of the Federal law on the phased introduction of professional standards in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки бакалавров направления «Картография и геоинформатика» при введении профессиональных стандартов в российской Федерации»

УДК 528.9:378.147:51

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КАРТОГРАФИЯ И ГЕОИНФОРМАТИКА» ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Светлана Сергеевна Дышлюк

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, зав. кафедрой картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: s.s.dyshlyk@ssga.ru

Геннадий Павлович Мартынов

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры высшей математики, тел. (383)343-25-77, e-mail: martynov@ssga.ru

В статье анализируются проблемы подготовки бакалавров-картографов, возникающие при вступлении в силу Федерального закона о поэтапном введении профессиональных стандартов в Российской Федерации.

Ключевые слова: картография, геоинформатика, бакалавр, профессиональные стандарты.

FEATURES OF PREPARATION OF BACHELORS OF DIRECTION «CARTOGRAPHY AND GEOINFORMATICS» AT INTRODUCTION OF PROFTSSIONAL STANDARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Svetlana S. Dyshlyuk

Sibirian State University of Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., head of the Department Cartography and Geoinformatics, tel. (383)361-06-35, e-mail: s.s.dyshlyk@ssga.ru

Gennadiy P. Martynov

Sibirian State University of Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assoc. Prof. of the Department of Higher Mathematics, tel. (383)343-25-77, e-mail: martynov@ssga.ru

The article examines problems of training of bachelors-cartographers arising from the entry into force of the Federal law on the phased introduction of professional standards in the Russian Federation.

Key words: cartography, geoinformatics, bachelor, professional standards.

Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 02.05.2015 установил обязательные для работодателей правила применения профессиональных стандартов на территории России. Этот Закон вступает в силу 01.07.2016 года для ля применения государственными внебюджетными фондами Российской Федера-

ции, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Далее планируется до 2020 г. введение того Закона для всех предприятий и организации, расположенных на территории РФ.

Профессиональный стандарт разрабатывается в целях:

• обеспечения взаимодействия сферы труда и системы образования;

• поддержки непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности;

• учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения, в том числе модульных, а также учёта экзаменационных требований;

• унификации, установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определения квалификационных требований к работникам; прозрачности подтверждения и оценке профессиональной квалификации работников и выпускников учреждений профессионального образования;

• совершенствования деятельности по подбору подходящей работы, профессиональной ориентации населения;

• оценки качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирования трудовых ресурсов, согласования требований рынка труда и развития сферы профессионального образования и обучения.

Профессиональный стандарт призван выступить в качестве механизма саморегуляции рынка труда. Работодатель наделяется правами проверки соответствия образования, квалификации и профессиональных навыков работника требованиям профессионального стандарта той или иной должности, занимаемой работником.

При несоответствии этих параметров работодатель вправе объявить конкурс на имеющиеся должности и взять на работу более подходящего сотрудника. При этом сотрудники, чьи профессиональные параметры не соответствуют установленным требованиям, могут заранее повысить свою квалификацию за свой счёт, либо (по согласию с работодателем) за счёт предприятия.

Профессиональный стандарт в области картографии направлен на изучение, создание и использование геоинформационных систем, баз пространственных данных и картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения; создание геодезической и картографической продукции, материалов и данных.

При этом, например, квалификационные требования к претенденту на должность «инженер-картограф» предполагают наличие соответствующего высшего профессионального образования, стаж работы - не менее 1 года, знание распоря-

жений и приказов, методических рекомендаций и инструкций, касающихся выполняемой работы по составлению карт и планов, а также многое другое (см. справочник по единым квалификационным требованиям).

В соответствии с вышеизложенным возникает ряд задач при подготовке бакалавров и магистров направления 05.03.03 «Картография и геоинформатика». Во-первых, каким образом построить систему этой подготовки для получения квалифицированного (соответствующего требованиям профессиональных стандартов) выпускника СГУГиТ, конкурентно способного и умеющего быстро переучиваться в условиях постоянно меняющегося рынка труда. Во-вторых, как построить адекватную систему переподготовки кадров, соответствующую потребностям современности.

Переход к образовательным стандартам нового поколения призван решать эти возникающие проблемы перехода к постоянно меняющемуся рынку труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования подготовки бакалавров по направлению 05.03.03 «Картография и геоинформатика» утверждён приказом № 212 Минобрнауки от 12.03.2015. В этом образовательном стандарте, в частности, сформулированы новые общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник бакалавриата.

Основными задачами подготовки студентов направления «Картография и геоинформатика» являются:

• обучение методам традиционного и геоинформационного картографирования, аэрокосмическим методам и использованию новейших систем телекоммуникации и спутникового позиционирования, технологий Web-картографирования для решения проектно-производственных, оборонных, мониторинговых и других задач;

• подготовка к проектированию ГИС-систем разного территориального охвата, тематического содержания и целевого назначения;

• подготовка к созданию баз данных цифровой и тематической информации, тематических карт и атласов;

• подготовка к научно-исследовательской деятельности в области цифровой и традиционной картографии, геоинформатики, географии, природопользования и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

• подготовка к проектно-производственной деятельности в области общегеографического, тематического и кадастрового геоинформационного картографирования;

• подготовка выпускника к продолжению образования в магистратуре и аспирантуре.

Важную роль при подготовке студентов по направлению «Картография и геоинформатика» играет овладение не только профессиональными компетенциями, но и общекультурными и общепрофессиональными.

Часть этих компетенций студент должен приобрести при изучении общеобразовательных дисциплин. Например, при изучении курса «Математики» [1] должны формироваться следующие компетенции:

- способность к коммуникации в устной и в письменной форме на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способность к самоорганизации и к самообразованию (ОК-7);

- владение базовыми знаниями фундаментальных разделов математики, в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом географических наук и картографии, для обработки информации и анализа географических и картографических данных (ОПК-1).

Дисциплина «Математика» [2] на основе не очень сложных абстрактных задач должна прививать студенту умение выполнять порученное задание от начала до конца в соответствии с имеющимся планом (инструкцией), при этом проявлять логическое и системное мышление для анализа задания и анализа хода выполнения работы. Такие же навыки необходимы студенту и при выполнении заданий по его профессиональным дисциплинам. Кроме того, при изучении «Математики» важно подчеркивать связь дисциплины [3] с будущей профессией студента для формирования общепрофессиональной компетенции ОПК-1.

Основополагающую роль при подготовке студентов по направлению «Картография и геоинформатика» играют профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции - это компетенции, связанные с областью деятельности, навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям. Личностная позиция студента играет ключевую роль в готовности и способности к саморазвитию, сформиро-ванности мотивации к обучению и познанию, что, в конечном итоге, ведет к формированию компетенций [5].

В связи с вышесказанным можно отметить, что в процесс обучения активно вводятся новые инновационные формы преподавания профессиональных дисциплин, такие как лекции-дискуссии, проектная деятельность, деловые игры и т.д.

Целями таких видов обучения являются:

• мотивация к постановке задач в профессиональной деятельности;

• приобретение навыка познания нужд произвольного заказчика;

• активация системного подхода в профессиональной сфере;

• охват всей совокупности профессиональных компетенций;

• практическое применение суммы знаний, полученных в ходе обучения; получение собственного опыта в определении главных черт поставленных

профессиональных задач;

•знакомство с характером работы в коллективе; подвижка к реальной личной ответственности в профессии.

Важно в процессе обучения создать у студента стремление к овладению постоянно обновляющимися знаниями и методами совершенствования профессиональных навыков и компетенций [6].

Желательно, чтобы студенты СГУГиТ [7] также сильно стремились в наш университет как девочка с острова Хоккайдо в Японии, ради одной которой на участке железной дороги появилась остановка у станции Ками-Сиратаки, чтобы забрать и привезти обратно единственную пассажирку, которая очень хочет учиться.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мартынов Г.П. Математика в рамках стандартов нового поколения // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза. - Сб. материалов региональной научно-методической конференции. - Новосибирск: СГГА. - 2011. - С. 49-50.

2. Мартынов Г.П. Формирование единого образовательного пространства в авторском курсе «Математика» для экологов // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета. - Сб. материалов Международной научно-методической конференции. - Новосибирск: СГГА. - 2014. -С. 138-141.

3. Мартынов Г.П., Луговская А.Ю. О достоверности некоторых статистических оценок в биоиндикационных исследованиях // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Дистанционные методы зондирования Земли и фотограмметрия, мониторинг окружающей среды, геоэкология» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - С. 184-188.

4. Мартынов Г.П. Федеральные тесты по математике последнего поколения - путь инновационного развития // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России. - Сб. материалов международной научно-практической конференции. -Новосибирск: СГГА. - 2012 - С. 119-123.

5. Дышлюк С.С., А.Ю. Матерук, Радченко Л.К. К вопросу об учебно-методическом обновлении современного университета // Сб. материалов Международной научно-методической конференции. Часть 2. - Новосибирск: СГУГиТ. - 2015. - С. 27-30.

6.Дышлюк С.С., Ромашова Л.А., Елшина Т.Е., Радченко Л.К. Формирование у студентов профессиональных компетенций в процессе проведения учебных и производственных практик. -Сб. материалов Международной научно-методической конференции. Часть 2. - Новосибирск: СГУГиТ. - 2015. - С. 30-35.

7. Мартынов Г.П. Сравнительный анализ баллов ЕГЭ по «Математике» и успеваемости студентов в первом семестре // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 16-20 февраля 2015 г.). -Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Ч. 1. - С. 317-322.

© С. С. Дышлюк, Г. П. Мартынов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.