ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Игорь Александрович Мусихин
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат педагогических наук, проректор по международному сотрудничеству, тел. (383)345-25-39, e-mail: [email protected]
Валерий Борисович Жарников
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор, директор регионального информационного центра, тел. (383)361-05-66, e-mail: [email protected]
Обсуждаются проблемы профессионального образования, в первую очередь связанные с организацией учебного процесса и научной деятельности в вузе, характером реализуемого вузовского менеджмента. Отмечается, что большинство существующих проблем обусловлено формально реализуемыми механизмами Болонского процесса, ставшими, тем не менее, принципиальными элементами отечественной системы высшего образования.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, учебный и научный процессы, тенденции развития.
CURRENT HIGHER EDUCATION: CHALLENGES,
PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
Igor A. Musikhin
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Vice-rector for International Cooperation, tel. (383)345-25-39, e-mail: [email protected]
Valery B. Zharnikov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Director of Regional Information Centre, tel. (383)361-05-66, e-mail: [email protected]
Some issues of professional education are considered. The authors put forward the problems of organization of educational process and research activities, and the current features of management at higher school. It is pointed out that most of the problems result from the formalist approaches to the mechanisms of Bologna Process realization, these being the principal elements of higher education system in our country.
Key words: higher education, educational and scientific processes, development tendencies.
161
Профессиональное образование
Российская система образования сегодня - одна из наиболее реформируемых, а оценки реформ - самые противоречивые, от сдержанных до радикальных: образование разрушено. Подобное состояние отечественного рынка образовательных услуг, затрагивающего значительную часть общества (только в вузах обучается 6,5 млн. человек, а если учитывать родителей этих студентов, -это более 20 млн. человек), не может не порождать у его прямых, косвенных и будущих участников, в том числе зарубежных, чувства неуверенности и неопределенности, особенно в части перспектив будущей профессиональной деятельности выпускников вузов. Безусловно, это сказывается как на росте числа желающих получать образование за рубежом, так и отсутствии острого желания у лучших выпускников продолжать свою деятельность в качестве педагога вуза и научного работника.
Предметом активного обсуждения в обществе до сих пор являются механизмы мониторинга вузов и оценки его результатов, внедрение бюджетирования, ориентированного на некий результат, изменение подходов к оплате труда работников образовательных учреждений, изменения в налогообложении последних и др.
Одновременно многие эксперты [1] отмечают тактический характер решаемых вузовских проблем, часто обусловленный кризисным состоянием российской экономики. В тени остается видение перспектив развития высшего образования в целом, особенно его периферийной части, за исключением десятка федеральных и исследовательских университетов; недооценка стабильного роста доли интеллектуального труда, обеспечивающего инновационную направленность современной экономики и, одновременно, формирующего содержание программ профессиональной подготовки и переподготовки, требований к качеству молодых специалистов.
Последний аспект особенно важен, поскольку разрыв между текущими и перспективными потребностями отечественной экономики не только отчетливо просматривается, но уже обозначил ряд требующих решения непростых задач. Главная из них - соответствие основных параметров экономики России уровню развивающегося технологического уклада, а также требованиям ВТО, игнорирование которых автоматически переводит страну в разряд второстепенных. Причем указанное соответствие связано с реальным переходом России в постиндустриальное общество, переходом медленным, но неуклонным, ускорение которого определяется такими базовыми факторами, как уровни инвестиций и инновационного развития базовых отраслей экономики.
Современная концепция «Образование через всю жизнь» [2], пришедшая на смену прежней («Образование на всю жизнь»), становится привлекательной для значительной части общества, особенно молодежи. Причина этого очевидна: для человека это возможность через образование повысить свой социальный статус и качество жизни, для общества - удовлетворить его потребности в образованных гражданах и квалифицированных работниках, адекватных требованиям времени и структуре экономики.
162
Профессиональное образование
Коммерциализация образования, в первую очередь, высшего, несколько деформировала социальную структуру общества (в смысле числа граждан, имеющих высшее образование), но, на наш взгляд, в сторону, более позитивную, чем наоборот. И это при том, что значительная масса выпускников вузов до настоящего времени уровень подготовки имеет не самый высокий. Причин здесь несколько, среди основных, по-видимому, следующие:
- слабая школьная подготовка;
- неготовность, а иногда формализм вузов к качественной работе со значительно изменившимся контингентом, особенно в части его практической подготовки, необходимости преодоления школьных «огрехов» и пропусков занятий, связанных с зарабатыванием средств «на жизнь»;
- сложности трудоустройства, простота которого в советский период определяла возможности реализации целевой подготовки, а в современный период требует активного, не всегда эффективного диалога с работодателями.
Внутривузовский мониторинг мнений выпускников института кадастра и природопользования СГГА, в частности, подтверждает определенные сложности освоения практической части будущей профессии, но в целом показывает их удовлетворение результатами вузовской подготовки. Так, из анализа анкет выпускников 2009-2011 гг. можно сделать следующие выводы:
- выпускники СГГА в целом удовлетворены учебой в вузе и результатами своей профессиональной подготовки;
- выпускники СГГА считают себя принципиально готовыми к практической деятельности, но одновременно отмечают возможный спектр разнообразия профессиональных требований в будущих местах работы, к которым они не готовы;
- одной из причин, определяющих данное обстоятельство, является практическое отсутствие профессиональных стандартов и невысокая заинтересованность профильных производств участвовать в подготовке специалистов, особенно уровня бакалавров.
Следует отметить, что в двухуровневой системе высшего образования европейских стран в подготовке бакалавриата приоритет целенаправленно отдается общему развитию, а не узкопрофессиональной подготовке, что также создает определенные проблемы обоснованию необходимости и признанию профессиональной ценности бакалавров для реального сектора экономики. Тем не менее, зарубежные вузы имеют профессиональные стандарты и активно используют их при компановке учебных планов, предполагающих самостоятельный выбор студентами необходимых предметов для будущей профессионализации. В России ситуация с бакалавриатом более обострена из-за исторических и культурных традиций восприятия высшего образования в обществе, являющегося серьезным препятствием к высокой оценке степени бакалавра и возможностей его достойного трудоустройства.
Следует подчеркнуть, что роль академической мобильности, как одного из условий развития института бакалавриата, для российских вузов все еще оста-
163
Профессиональное образование
ется незначительной. По этому показателю Россия не входит даже в двадцатку стран мира [3]. Поэтому, если в западных европейских странах Болонский процесс является инструментом обеспечения экономических интересов Евросоюза, в России, стремящейся к присутствию в едином европейском образовательном пространстве, сохраняя лучшие традиции отечественной высшей школы, бакалавриата он также должен быть нацелен на решение конкретных и понятных потребностей отечественного рынка квалифицированного труда.
С целью синхронизации процессов развития различных систем высшего образования, прежде всего, европейских, подчеркнем ряд основных позиций, по которым наблюдаются [4] наиболее существенные различия, требующие особого внимания отечественной высшей школы. Среди них:
- уровень материально технической базы вузов, определяющей возможности самостоятельной работы и проведения научных исследований академического уровня студентами, аспирантами и другими категориями работников;
- уровень связей и взаимодействия с бизнес-сообществом, обеспечивающим привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов;
- ориентация научно-образовательного процесса на нужды профильных производств в сочетании со специальной, в том числе языковой подготовкой.
Высокий уровень инвестиций в высшее образование развитых стран мира (в США, Канаде, Франции, Польше - 5,3-6,5 % ВВП, в Японии, Германии, Болгарии - 3,9—4,1 % ВВП [5]), отсутствие платы за обучение даже для иностранных студентов, например, в Финляндии, создает благоприятные условия для утечки лучших молодых умов за границу.
Современная организация образовательного и научного процессов в высшей школе предполагает их единство, поскольку каждый из них является друг для друга и основанием, и стимулом дальнейшего развития.
В этой связи актуализируются задачи российского высшего образования, связанные с интернационализацией интеллектуального и образовательного процессов, на основе объединения исследовательского пространства и взаимопроникновения разнообразных образовательных технологий; стабилизацией расходов на науку, которые имеют устойчивую тенденцию к увеличению. К сожалению, в России ассигнования на науку гражданского назначения снизились в 2013 г. до 0,36 % ВВП [5], что вряд ли приемлемо для страны, развивающейся по инновационному пути.
Еще одно замечание отнесем к подготовке кадров, требующей особого внимания в части социального и коммуникативного опыта молодых ученых, претендующих быть наставниками студенчества в качестве доцентов и профессоров.
Анализ современных тенденций развития высшего образования в России и за рубежом задает вектор приоритетов, на которые вузам необходимо ориентироваться заблаговременно. Ряд из них связан с тем, что большинство развивающихся стран мира по-прежнему не могут обеспечить у себя достаточное количество и качество подготовки специалистов в области медицины, высоко-
164
Профессиональное образование
технологичных отраслей техники, физико-математических и естественных наук из-за отсутствия современной материально-технической, учебно-лабораторной базы, а также высококвалифицированных кадров [6]. По оценкам ЮНЕСКО подобное положение дел сохранится в ближайшие 10-15 лет, поэтому у отечественной высшей школы осталось не так много времени для исправления сегодняшней ситуации с целью выхода на мировой рынок образовательных услуг. Именно по этой причине более 80 % иностранных студентов из развивающихся стран выезжают на учебу в развитые страны мира, развивающие англо- и испано-язычные магистерские программы.
Подобное положение дел активно реализуется в университетах Германии, Нидерландов, Швеции, а в последнее 10-летие - в Китае, Индии, Бразилии и даже ряде стран Ближнего Востока. Отставание России здесь очевидно, а, следовательно, требует и государственного внимания, и конкретной практической работы ведущих вузов.
Потребители
Предлагаемый
продукт
Образовательные программы
Продвижение
продукта
Передача знаний
Студенческие
службы
Отдел обработки информации
Отечественные студенты Зарубежные студенты Промышлен- ность
Профессиональное и дальнейшее обучение Высшее образование Исследовательская деятельность
Бакалавриат Бакалавриат КПК
Магистратура Магистратура КПП
Аспирантура Аспирантура Стажировки
Специалитет Специалитет Другое
Школы Агентства Цифровое
Дни открытых дверей Бизнес-туры Другое
Цифровое
Цифровое
Другое
Студенческая администрация МЦО Другое
Человеческие ресурсы IT Система денежных отношений Договорной Правовой отдел Другое Другое
Рис. 1. Классическая модель вуза
165
Профессиональное образование
Современные тенденции развития высшего образования предъявляют повышенные требования к его качеству, составляющему основу современной системы непрерывного образования. В развитии последнего наблюдаются такие тенденции, как университезация высшего образования; становление вузов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; внедрение в образовательный процесс вариативных форм получения высшего образования; наличие процессов фундаментализации знаний [7-13]. В связи с этим классическим институтам, дающим высшее образование (рис. 1), необходимо видоизменяться, эволюционировать, отвечать другим требованиям времени (рис. 2).
Потребители Отечественные студенты Зарубежные студенты Специалисты индустрии Образовательные центры
Выпускники школ, взрослая аудитория Выпускники вузов, рынок труда Обучение руководящих работников, В2В Провайдеры услуг
Родители Контентные оптовики Потребители контента
Предлагаемый продукт Профессиональное и дальнейшее обучение Высшее образование Исследова- тельская деятельность Массовое распространение
Сосредоточение контента Стажировки, другое Финансовые услуги Другое Другое
Продвижение продукта Другое Цифровое Другое
Передача знаний Цифровое Партнерство Другое Другое
Студенческие
службы
Отдел обработки информации
Студенческая администрация, карьерные центры, другое(привлеченное)
Менеджмент отношений между потребителями услуг (облако) Привлеченный персонал
Рис. 2. Эволюционная модель современного вуза
Анализ динамики развития высшей школы показывает, что особое значение приобретает формирование образовательных сетей, которые должны устанавливать взаимодействие вузов с организациями-работодателями, органа-
166
Профессиональное образование
ми местной и государственной власти с целью содействия обеспечению востребованности, трудоустройству и экономической состоятельности выпускников [14, 15].
Горизонтальная структура образовательных вузовских сетей предполагает соединение в общую систему образовательной деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции. Вертикальная структура образовательных сетей вузов предполагает взаимодействие образовательных учреждений с субъектами других сфер профессиональной деятельности.
В заключение сделаем вывод, что существующая непростая ситуация в системе высшего образования России имеет шансы на конструктивное позитивное разрешение. Важнейшими условиями здесь должны стать [16-20] реальные дела, интересы молодых людей, приобретающих профессию, и, конечно же, глубоко заинтересованная и нацеленная на результат работа преподавательского корпуса, по существу, определяющая требуемое содержание и развитие всей системы отечественного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алимова Н. К. Проблемы финансирования образования в условиях формирования инновационной экономики // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 62-69.
2. Алимова Н. К., Пугач В. Н. // Экономика образования: развитие взглядов // Экономика образования. - 2010. - № 1. - С. 4-29.
3. Круглов В. И., Кулик С. Г. Системный подход к набору иностранных студентов для обучения в России [Электронный ресурс] // «Открытое образование»: МЭСИ. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/98/4_98/st119.html.
4. Ищук Т. Л. Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы // Экономика образования. - 2010. - № 3. - С. 87-100.
5. Газета.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/15/3428907.shtml
6. По материалам выступления ректора РУДН В.М. Филиппова «Мировые тенденции в развитии высшего образования» [Электронный ресурс] // Student portal. - Режим доступа: http://bntu-help.net/Mirovie-tendencii-v-razvitii-visshego-obrazovaniya.html.
7. Петрова Е. И. Образовательные модели в историко-культурном аспекте // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 113-116.
8. Силкин С. В. Проблемы системы подготовки кадров для отраслей реальной экономики // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. -С.184-187.
9. Николаев Д. П. Вопросы применения моделей предприятий в образовательном процессе при подготовке специалистов - менеджеров // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 222-226.
167
Профессиональное образование
10. Алексеева З. Е., Балабина И. А. Особенности организации инновационных направления подготовки специалистов без отрыва от производства // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 261-263.
11. Сагеева Г. Н. Формирование компетентностного подхода в преподавании физической культуры в СГГА // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 33-35.
12. Щербакова Т. В. О некоторых формах организации самостоятельной работы студентов технических вузов при обучении иностранному языку // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 74-76.
13. Шабалина Л. А. Методико-диагностические особенности обучения риторике студентов технических вузов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 105-109.
14. Мызрова К. А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. - 2011. - № 9 (57) - C. 48-52. - Режим доступа:
http://www.creativeconomy.ru/articles/4179/
15. Mattsonn. RE-structuring KTN programs // Materials of the international and methodologies Congress (Novosibirsk, 23-29 April 2010). - Novosibirsk: SSGA, 2010. p. 8-10.
16. Середович С. В., Рязанцева И. В. Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1(21). - С. 123-128.
17. Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии / А. П. Карпик, В. А. Ащеулов, С. М. Горбенко, А. К. Синякин // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 2 (18). - С. 125-132.
18. Мусихин И. А. Современные подходы в проведении мониторинга качества результатов образования в вузе // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 113-122.
19. Середович С. В., Рязанцева И. В. Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 123-128.
20. Ащеулов В. А., Рязанцева И. В. Итоги приема-2012 в СГГА - ориентир на качественного абитуриента // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 3 (16). - С. 129-133.
Получено 03.02.2014
© И. А. Мусихин, В. Б. Жарников, 2014
168