Научная статья на тему 'Роль учебно-методического объединения (умо) в подготовке кадров по направлению «Землеустройство и кадастры» для Сибирского региона'

Роль учебно-методического объединения (умо) в подготовке кадров по направлению «Землеустройство и кадастры» для Сибирского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учебно-методического объединения (умо) в подготовке кадров по направлению «Землеустройство и кадастры» для Сибирского региона»

Организация высшего образования

УДК 349.417\.418

РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (УМО) В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ» ДЛЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Евгений Ильич Аврунев

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой кадастра СГГА, тел. (383)344-31-73, e-mail: avrynev_ei@ngs.ru

Валерий Борисович Жарников

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор кафедры кадастра СГГА, тел. (383)361-05-66, e-mail: vestnik@ssga.ru

THE ROLE OF THE EDUCATIONAL AND METHODICAL ASSOCIATION (TMA) ON EDUCATION IN THE DIRECTION OF «LAND AND INVENTORIES» IN TRAINING FOR THE SIBERIAN REGION

Evgeny I. Avrunev

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Prof., department of cadastre SSGA, tel. (383)361-05-66, e-mail: avrynev_ei@ngs.ru

Valeriy B. Zharnikov

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Prof., department of cadastre SSGA, tel. (383)361-05-66, e-mail: vestnik@ssga.ru

Современными центрами координации образовательной деятельности вузов России являются Учебно-методические объединения (УМО) вузов по соответствующим направлениям. Одним из них является УМО по образованию в области землеустройства и кадастров, созданное более 20 лет назад на базе одного из старейших вузов России - Г осударственного университета по землеустройству (г. Москва).

На начальном этапе в УМО вошли вузы в основном сельскохозяйственного профиля, ведущие подготовку по специальностям «Землеустройство и земельный кадастр».

В настоящее время УМО существенно расширилось, включив в свой состав вузы, входящие в состав других министерств и ведомств, в том числе ряда зарубежных государств, став не только общероссийским, но и международным центром координации высшего профессионального образования в области землеустройства и кадастров.

УМО объединяет в настоящее время семьдесят отечественных и более двух десятков зарубежных университетов и академий, в число которых входят Московский государственный университет геодезии и картографии и Сибирская государственная геодезическая академия.

134

Организация высшего образования

Члены совета УМО

Важнейшим направлением деятельности УМО стала выработка и продвижение общей идеологии подготовки специалистов с высшим образованием по землеустройству и кадастрам в практику деятельности отечественных и зарубежных вузов. Основное внимание членов УМО, а в последующем и профессорско-преподавательского состава вузов было сосредоточено на решении следующих основных вопросов:

- нормативно-методическое обеспечение государственных образовательных стандартов ВПО в целом и в области землеустройства и кадастра в частности;

- реализация ГОС по направлению «Землеустройство и кадастры» и составляющим его специальностям: землеустройство, земельный кадастр, городской кадастр;

- содержание вузовской подготовки и переподготовки специалистов в области автоматизированных земельно-кадастровых систем и технологий;

- задачи и содержание переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов - участников УМО;

- разработка предложений по методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса по направлению, специальностям и дисциплинам земельно-кадастрового цикла.

Решению указанных и целого ряда иных, более частных вопросов, предшествовало их широкое и глубокое обсуждение на профильных секциях: землеустройства, земельного кадастра, городского кадастра. Следует отметить, что высокий уровень деятельности УМО определялся хорошо проработанной его структурой и кадровым составом президиума.

135

Организация высшего образования

Руководство деятельности УМО осуществлял его президиум во главе с председателем - ректором Г осударственного университета по землеустройству, на начальном этапе - членом-корреспондентом РАСХН, профессором Ю.К. Неумывакиным, в настоящее время - академиком РАСХН, профессором С.Н. Волковым.

В этой связи разносторонняя деятельность ГУЗа, в первую очередь его руководства, выпускающих кафедр и их ведущих специалистов играла и играет огромную роль в определении содержания деятельности УМО, тенденций развития земельно-кадастрового производств, современных задач образовательной деятельности и преодолении всевозможных барьеров на пути их успешной реализации.

На протяжении многих лет бессменным заместителем председателя Совета УМО являлся профессор ГУЗа, к.э.н. Купчиненко Анатолий Васильевич, авторитетный специалист, умелый организатор и прекрасный человек. Именно с ним работало большинство членов УМО: получали информацию; конкретные поручения по реализации сформулированных УМО задач, представлению необходимых статистических материалов, решению обычных житейских вопросов в связи с приездом в командировку в ГУЗ. В настоящее время заместителем председателем Совета УМО является профессор ГУЗа Евгений Михайлович Чепурин.

С расширением подготовки специалистов в области землеустройства и кадастров процесс регулирования деятельности его участников, влияния на работу вузов и его выпускающих кафедр заметно усложнился. Среди основных факторов, конечно же, география, различная ведомственная подчиненность вузов, приобретенный вузами и его основными кафедрами опыт образовательной деятельности, значительная ориентация на местные условия, особенно в части распределения выпускников, научно-производственного взаимодействия с территориальными земельно-кадастровыми органами и производственными структурами.

Тем не менее, наша академия всегда оставалась приверженцем единой образовательной политики и по мере возможности демонстрировала необходимость сохранения и поддержания высокого уровня взаимодействия вузов в рамках УМО - серьезной профессиональной площадки взаимной информированности и обмена мнениями в общих делах и целенаправленной корректировки на благо отечественному высшему образованию и каждому из его заинтересованных субъектов.

Значительна роль в укреплении такого взаимодействия и дружеского профессионального общения принадлежит старейшинам состава УМО: его председателю, ректору ГУЗа академику РАСХН С.Н. Волкову, профессорам А.А. Варламову, Н.А. Кузнецову, Н.Г. Конокотину, Е.К. Никольскому, М.А. Сулину, Ю.М. Рогатневу, Л.М. Татаринцеву, В.В. Голубеву, В.И. Павлову, Б.И. Туктарову, А.С. Ярмоленко, Е.М. Чепурину и целому ряду представителей отечественных вузов, играющих ответственную роль в организации и реализа-

136

Организация высшего образования

ции научно-образовательных задач в сфере землеустройства, кадастра, ряда смежных областей.

Заседание секции УМО

Помощь, организующая роль УМО в решении указанных задач безусловна. Приведем некоторые факты.

1992 г. - УМО предлагает вузам обсудить временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ и вариант его реализации в подготовке специалистов земельно-кадастрового профиля.

1994 г. - на совместном заседании коллегии Роскомзема, президиума УМО и ученого совета ГУЗа принято решение о развитии образования в области землеустройства и кадастров России: определены меры поддержки, возможности открытия новых специальностей и специализаций, вопросы переподготовки кадров, финансового и материально-технического сопровождения мероприятий. Положительное решение принятых задач обеспечивалось активной работой ректора ГУЗа Ю.К. Неумывакина и поддержкой руководителей отрасли Н.В. Комова, И.И. Пономаренко, А.З. Родина, В.В. Алакоза, П.Ф. Лойко.

УМО решает с заинтересованными вузами вопрос открытия новой специальности «Городской кадастр». Обсуждается обязательный минимум подготовки выпускника с целью его согласования в Роскомземе и Минсельхозе. Среди вышеуказанных заинтересованных» вузов - МосГУГК и СГГА, получившие вскоре разрешение на подготовку специалистов «Городского кадастра».

137

Организация высшего образования

1996 г. - УМО предлагает вузам дать предложения по формированию нового Государственного образовательного стандарта, обеспечивающего качественную подготовку бакалавров и магистров.

1998 г. - УМО подводит итоги своей работы, констатируя наличие в своем составе 30 вузов России и зарубежных вузов, ассоциированных членов УМО; ежегодно возрастающий прием в вузы студентов 1-го курса, составивший в 1998 г. более 1 500 человек; наличие подготовки бакалавров и магистров, хорошую методическую обеспеченность вузов, их активную работу по оснащению учебных лабораторий необходимым технологическим оборудованием, решение ряда других принципиальных вопросов. УМО продолжает активную работу по изданию учебных типовых программ дисциплин «своих» специальностей и учебно-методической литературы.

2000 г. - президиум УМО обсудил предложения ряда вузов об открытии подготовки будущих специалистов по землеустройству и кадастрам и дал положительные заключения ряду из них, в том числе нашей академии, о возможности подготовки бакалавров по направлению «Землеустройство и земельный кадастр» в Болотнинском и Линёвском филиалах, а дипломированных специалистов по специальности «Городской кадастр» - в Уральском и Тогучинском филиалах.

Президиум УМО активно продвигает вопросы материально-технического обеспечения вузов УМО, подведомственных Минсельхозу РФ. Наша академия, МосГУГК и ряд других вузов, к сожалению, такой поддержки не имели. Вузом предложена новая учебная и учебно-методическая литература, в том числе, учебные пособия: В.Т. Артеменко, А.В. Севостьянова «Экономика недвижимости»; О.Р. Дрогицкая «Экономика и планирование городского хозяйства»; авторский коллектив «Научные основы земельного кадастра».

Определены планы новых изданий, в том числе серии учебников «Землеустройство» и «Земельный кадастр». Координатор нового проекта, профессор Н.Г. Конокотин, пригласил дать предложения по участию в двухгодичной программе подготовки магистров в области управления недвижимым имуществом (LM - Programme), реализуемой на базе Королевского Технологического Института Швеции (г. Стокгольм).

2002 г. - УМО с приглашением специалистов Роскомзема проводит обсуждение потребностей отрасли в специалистах геодезического и земельнокадастрового профиля. В результате выработан прогноз подготовки необходимых кадров на 2003-2006 гг. и проект госзаказа вузам учебно-методического объединения. На этот момент в состав УМО входят 22 вуза, находящихся в ведении Минсельхоза РФ и 26 вузов Минобразования РФ.

2004 г. - проведены два пленарных заседания совета УМО: в мае - в честь празднования 225-летия Государственного университета по землеустройству и в ноябре - по обсуждению проектов новых образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров.

138

Организация высшего образования

Отмечено возрастающее значение УМО, вхождение в него новых участников, число которых возросло до 54, прием студентов на первый курс превысил 3 000 человек (с учетом обучающихся на договорной основе), а выпуск специалистов в 2004 г. составил 1 950 человек очного и около 500 человек заочного обучения. Положительное заключение на право подготовки бакалавров и специалистов получили Тульский ГТУ, Ульяновская, Ставропольская и Пермская ГСХА, Новочеркасская ГМА.

Продолжается работа по изданию учебной литературы, в том числе серия учебников С.Н. Волкова «Землеустройство» и А.А. Варламова «Земельный кадастр».

2007 г. - Президиум УМО, активно работавший над редакциями нового поколения государственных стандартов и примерных учебных планов подготовки бакалавров и магистров, предложил составу совета УМО детально обсудить их на заседании профильных секций.

В результате обсуждения предложенных проектов были сделаны дельные замечания и предложения, а также отмечена преемственность новых разработок традициям землеустроительного образования, выразившаяся, в частности, в предложении сохранить профилированную подготовку будущих бакалавров и магистров с присвоением соответствующей академической степени по специальности, например «Бакалавр землеустройства».

Члены УМО также были ознакомлены с проектом федерального закона «О формировании, инвентаризации, государственном кадастровом учете недвижимого имущества». В последующем, как известно, данный проект был существенно изменен и принят как основополагающий закон в области кадастровой деятельности № 221-ФЗ «О государственного кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г..

2009 г. - на двух заседаниях УМО рассмотрены окончательные варианты разработки ФГОСов по направлению «Землеустройство и кадастры». В стандарты введены такие понятия, как «основная образовательная программа», «трудоемкость дисциплины», «зачетная единица», «компетенции», «профиль подготовки» и др. Существенно расширена область профессиональной деятельности магистра, чуть уступает ей область деятельности бакалавра. В этой связи можно говорить о достаточности теоретической подготовки бакалавра, которую необходимо подкрепить прочными практическими умениями и навыками.

2010-2011 гг. - основная деятельность УМО состояла в разъяснении порядка организации первоочередных мероприятий по практическому внедрению федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. В СГГА такие рекомендации были внимательно рассмотрены и приняты к реализации в учебном процессе бакалавров с 2011 г. и магистров с 2012 г.

В заключение отметим главное:

- администрация СГГ А, Института кадастра и природопользования, профессорско-преподавательский состав кафедры кадастра и ряда других, обеспечивающих подготовку специалистов по направлению «Землеустройство и када-

139

Организация высшего образования

стры» отмечают значительную роль «своего» УМО, Г осударственного университета по землеустройству (г. Москва) в деле подготовки специалистов для Сибирских регионов, осуществляемой на базе СГГ А и целого ряда других вузов;

- в современных условиях повышенного спроса на качество подготовки специалистов, все более возрастающих требований к их компетенциям, особенно важна и необходима стабильная координация планов и конкретной работы по всем направлениям научно-образовательных комплексов; СГГА к этому готова и будет наращивать ее в партнерстве с вузами УМО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков С.Н., Чепурин Е.М. О состоянии и перспективах образования в области землеустройства и кадастров // Вестник Росреестра. - 2011. - № 2 (8). - С. 22-27.

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентном подходе / В.А. Бого-славский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры». - М., 2011.

4. Карпик А.П. Основные принципы формирования современного инновационного университета // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза. - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 3-6.

5. Жарников В.Б., Мусихин И.А. Разработка международной магистерской программы в связке Россия - Европа. // Вестник СГГА. - 2009. - № 1 (12). - С. 131-133.

6. Аврунев Е.И. Особенности взаимодействия с мэрией г. Новосибирска в сфере дополнительного образования работников // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Ч. 2 - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 129-131.

Получено 10.09.2012

© Е.И. Аврунев, В.Б. Жарников, 2012

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.