Научная статья на тему 'Высшее геодезическое образование в Сибири'

Высшее геодезическое образование в Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесных И. В., Жарников В. Б., Карпик А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее геодезическое образование в Сибири»

УДК 378:528

И.В. Лесных, В.Б. Жарников, А.П. Карпик СГГ А, Новосибирск

ВЫСШЕЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ

Основные задачи обеспечения Урала, Сибири и Дальнего Востока инженерными кадрами геодезического профиля вот уже более полувека решает Сибирская государственная геодезическая академия (основана в 1933г. и до 1993 г. имела название Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии). В целом ряде строительных, аграрных и некоторых других вузов региона успешно работают кафедры геодезии, инженерной геодезии и маркшейдерии, выполняют оригинальные научные и научно-производственные проекты, но выпуском специалистов в области геодезии не занимаются.

В настоящее время СГГА ведет подготовку по 25 аттестованным и аккредитованным направлениям и специальностям, большая часть которых представляет геодезию, аэрофотогеодезию, картографию, землеустройство и кадастр, прикладную экономику, специальное приборостроение. Численный состав студентов всех форм обучения - около 10000, профессорско-преподавательского состава - около 550 человек, в том числе со степенями и званиями более 300 человек.

В составе Академии работают Институты: геодезии и менеджмента, дистанционного зондирования и природопользования, кадастра и геоинформационных систем, оптики и оптических технологий, дистанционного и заочного обучения; ряд филиалов и представительств, научно-исследовательский сектор, центр русского языка и культуры, другие подразделения.

Институты реализуют образовательные профессиональные программы подготовки специалистов, бакалавров и магистров. В настоящее время идет подготовка к переходу на государственные образовательные стандарты третьего поколения и активное взаимодействие с советами учебно-методических объединений по соответствующим группам специальностей: геодезия

(МосГУГК), землеустройство и кадастр (Госуниверситет по землеустройству, г. Москва), экономика (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург), геоэкология (МГУ), оптика (ЛИТМО, г. Санкт-Петербург).

Многопрофильность учебной и учебно-методической работы вуза в действительности, как было отмечено, не является принципиально политехнической, по крайней мере, в нашем понимании и в нашей реализации. Скорее, это профили различной глубины и измерения близколежащих предметных областей. Поэтому, приоритетными для нас являются специальности геодезические и примыкающие к ним геоинформатика, геоэкология, картография, землеустройство и кадастр, специальное приборостроение и сопутствующая им прикладная экономика. В этой связи возможная трансформация отдельных специальностей, объединение некоторых из них целевые позиции СГГА принципиально не

изменят, а определенная «исключительность» последних ставит нашу Академию в ряд важнейших технических вузов региона. Именно такие вузы позволят решить проблему самодостаточности научных и промышленных центров Сибири, о которых говорил полномочный представитель Президента РФ по СФО Л.В. Драчевский [1] на международной конференции по устойчивому развитию городов в 2004 г.

В последнее десятилетие Академия в большей степени учитывает проблемы и пожелания региона, выполнила и выполняет целый ряд реальных проектов образовательного, научно-внедренческого и производственного характера [2, 3].

Важнейший вопрос, постоянно требующий внимания - качество образования. На страницах печати в настоящее время обсуждается конкурентоспособность отечественной средней школы. Итоги международного исследования PISA за 2003 год знаний наших школьников по математике показали неудовлетворительность их применения в практических, нестандартных задачах. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко по этому поводу отметил необходимость модернизации системы образования, особенно в части использования полученных знаний на практике, самостоятельно принимаемых решений, ответственности выбора, успешности в жизни. Специалисты подчеркнули существенный факт, что от учителя школьник получает лишь около 10% знаний, остальное приобретает в ходе самостоятельной работы.

Подобная ситуация тревожит нас не только с точки зрения качества набора. Похожие проблемы сопровождают высшее образование до настоящего времени. Особенно это касается федеральной компоненты в дисциплинах начального обучения: математике, физике, ряде других. При этом преподаватели указанных кафедр «бьются» за качество фундаментального образования и в большей степени формально правы. Ядром современного образования должна стать осознанная потребность к новому знанию, самостоятельность, способность к диалогу и полемике. Мы согласны с проф. Л. Г. Олехом [4], что познавательный процесс должен быть тесно связан с разрешением проблемных ситуаций в процессе лекционных занятий, частично-поисковой и исследовательской работой на семинарах и практиках. Однако для решения указанных задач необходим неординарный творческий подход и соответствующее методическое сопровождение преподавательского коллектива. Подобные и ряд других задач сегодня являются предметом живого обсуждения в ходе рассмотрения проектов образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальностям Академии.

Фактически перед вузами поставлена задача найти вариант оптимизации качества подготовки специалиста - бакалавра с четырехлетним сроком образования. Поскольку задача поставлена, и подготовка бакалавров станет по численности выпускников вузов преимущественной, именно бакалавр в недалеком будущем определит основное содержание и качество нашей экономики. Вот поэтому нашей Академии необходим адекватный вариант

ГОСов и конкретных образовательных программ, прежде всего для наиболее сложных в научно-техническом и учебно-методическом отношении специальностей, таких как геодезия, информационные системы, оптотехника и других.

Поэтому важно определить перспективы своего развития, определить приоритеты в движении по возможным направлениям учебно -

образовательной деятельности.

Институт геодезии и менеджмента развивается, на наш взгляд, в соответствии с современными воззрениями на необходимость формирования технической системы в окружении дружественной среды управленческо-экономического содержания. В портфеле института полный набор

геодезических специальностей, включая свою экономику, плюс

информационные системы и менеджмент.

Новый вектор развития ИГиМ включает в себя большую часть инструментария существующих специальностей, соответствует направлению «Геоинформационное обеспечение развития территорий» [5] и может быть переквалифицирован в одну из современнейших специальностей.

Институт дистанционного зондирования и природопользования сделал ставку на дистанционное зондирование с применением космических и аэросъемок с целью исследования природных ресурсов и создания тематических карт и атласов самого современного содержания. Позиция подкрепляется специальностью «Геоэкология» и ее соответствующими возможностями. Уже сегодня возникло новое направление подготовки [6], связанное с геомониторингом природной среды.

Развитие института оптики и оптических технологий обусловлено развитием и потребностями в оптико-электронных изделиях, включая их конструкторско-технологические разработки и крупносерийное производство. Важным фактором успешности такого развития является центральное положение г. Новосибирска в этой области: здесь сосредоточено почти все производство электронно-оптических преобразователей, около 65% объема прицельных и наблюдательных приборов военного значения, 70% оптических контрольно-измерительных приборов и т.д. [7]. Поэтому выпуск специалистов и реализация проектов в области оптико-электронного приборостроения будут еще долго пользоваться устойчивым спросом и создавать необходимый запас прочности институту.

Другое направление связано с возрастающим спросом на метрологическую экспертизу и испытание сложных приборов и систем, особенно в условиях необходимости продления эксплуатационных качеств последних. Необходимость в таких специалистах очевидна и будет лишь возрастать, в т.ч. для обеспечения потребностей малого бизнеса.

Институт кадастра и геоинформационных систем, отмечающий в текущем году свое десятилетие, был образован с целью подчеркнуть возвращение к важной геодезической традиции быть в русле земельный отношений, происходящих новаций в области землеустройства, кадастра и мониторинга земель. Институт наряду с подготовкой специалистов по

городскому кадастру и указанному выше более широкому и общему направлению готовит экономистов природопользования и по операциям с недвижимостью, безопасности жизнедеятельности. По рекомендации Совета УМО рассматриваются возможности (до появления специальностей) создания специализаций «Кадастр объектов недвижимости» и «Управление земельными ресурсами и недвижимым имуществом».

Движение вперед связываем с совершенствованием качества подготовки и возможностей долговременных договорных отношений с основными потребителями выпускников, а в развитии специальностей - создание условий для «Юриспруденции» со специализацией «Земельное и имущественное право».

Институт дистанционного и заочного обучения, как и подобные структуры в других вузах, методично осваивает методики и технологии дистанционного обучения. Успешно работает ряд отделений, представительств и филиалов, причем работают в условиях острой конкуренции. Наиболее устойчивыми из них являются Тогучинский, Линевский, Кемеровский и Екатеринбургский филиалы, Бердское и Карасукское представительства.

Наработан определенный опыт, в том числе по обеспечению учебного процесса необходимым методическим материалом, сформированы коллективы преподавателей, налажена студенческая научноисследовательская работа. Надеемся, что на основе обобщения передового опыта компьютеризации учебного процесса, использования медиа-средств наше дистанционное образование не будет уступать по качеству образованию очному.

Отдельно отметим проблему подготовки экономистов в геодезическом вузе. Перспективы работы с этой группой специальностей (фактически она одна - экономика и управление на предприятии (по отраслям); отрасли следующие: геодезия и картография, машино- и приборостроение, туризм и гостиничное хозяйство, природопользование, операции с недвижимым имуществом) будут определяться фирменными «изюминками» вуза.

Большая часть экономического блока соответствует основному профилю Академии, а туризм с гостиничным хозяйством придают сложившейся системе сибирский размах и цивилизованную определенность.

Экономика недвижимости в сочетании с кадастром застроенных территорий и недвижимости, а также мощным технологическим и информационным инструментарием, в т.ч. экологических процессов может стать основным фактором развития Академии на ближайшие 15-20 лет -период нового планируемого этапа освоения Сибири и устойчивого развития ее территории.

Важной составной частью работы Академии всегда была и есть научноисследовательская работа, частично трансформированная за годы перестройки в реализацию научно-производственных и научновнедренческих проектов. Академия имеет практически весь спектр лицензий на выполнение научных и производственных работ от геодезической и

землеустроительной служб России, на отдельные виды работ - от Минобороны, служб строительной, метрологической и др.

Истоки современной НИР были заложены в начале 50-х годов и успешно развивались при участии и под руководством профессоров А.И. Агроскина, К.Л. Проворова, Г.И. Знаменщикова, А.В. Буткевича, В.В. Бузука, А.И. Гридчина, В.Г. Конусова, Г.И. Конусовой, Б.Э. Шлишевского, П.Д. Гука, Б.Н. Маликова, доцентов З. М. Юршанского, С.И. Пурсакова, С.И. Родионова, В.И. Алексеева, А.Л. Ивлева, О.А. Майера, И.М. Павлова, Ф.П. Носкова, ряда других.

В настоящее время эстафету продолжают новые поколения специалистов и ученых. При Академии работают диссертационные советы по защите докторских и кандадатских диссертаций по геодезии, картографии, оптике, экономике, кадастру, геоинформатике и геоэкологии. Динамично развиваются научные исследования по классическим и новым направлениям исследований: геодезия (профессора Лесных И.В., Гуляев Ю.П., Тетерин Г.Н., Карев П.А., Жуков Б.Н., Уставич Г.А., Дементьев Ю.В., Антонович К.М., Сурнин Ю.В. Аврунев Е.И., Ловягин В.Ф.); геодинамика (профессора Каленицкий А.И., Колмогоров В.Г., Панкрушин В.К., Вовк И.Г., Ван А.В., Кузнецов Ю.И.); аэрофотогеодезия и дистанционное зондирование (профессора Антипов И.Т., Гук А.П., Зятькова Л.К., Селезнев Б.В., Трубина Л.К., Широкова Т.А.); геоинформатика и картография (профессора Лисицкий Д.В., Карпик А.П., Неволин А.Г., Падве В.А., Гаврилов Ю.В., Горбенко С.М., Топчилов М.А.); землеустройство и кадастр (профессора Гладкий В.И., Бакаев П.Н., Жарников В.Б., Гиниятов И.А., Клюшниченко В.Н., Москвин В.Н.); экономика недвижимости и природопользования (профессора Шалмина Г.Г., Татаренко В.И., Робинсон Б.В., Краснов О.С., Золоторев И.И., Гагарин А.И.) оптика и оптико-электронное приборостроение (профессора Мещеряков Н.А., Шлишевский В.Б., Воронин М.Я., Малинин В.В., Соснов А.Н., Тымкул В.М., Устюгов М.Б., Ушаков О.К.); гуманитарных науки (профессора Колоткин М.Н., Осипов А.Г., Конев В.П., Марченко Ю.Г.).

Планируя будущее, определяя основные тенденции развития ВУЗа нельзя не отметить отсутствие четкой концепции развития государственной системы высшего профессионального образования. Как отметил в одном из своих выступлений Губернатор Новосибирской области В.А. Толоконский -«Мы потеряли многие традиции планирования... и сегодня в изменившихся условиях... недостаточно успешно овладеваем новыми методиками планирования» [8, с. 33]. Более 10 лет академия жила и развивалась в условиях жесточайшего социально-экономического стресса. С 2000 г. и до сегодняшнего дня этот процесс несколько нормализовался, но новая реформа образования опять ставит на повестку дня слабо обусловленные и плохо структурированные задачи. Тем не менее, для успешного развития Академии система планирования необходима и в нашем представлении она выглядит следующим образом. В основе системы - фундаментальные факторы и предпосылки окружения. Фундамент - это предыдущее состояние вуза и все его компоненты. Материальная база существенно определяет условия работы

и учебы, возможности физического развития. Второй важнейший компонент - учебные и научные школы, традиции, идеология, определяющие методологическое основание системы. Третий компонент - коллектив единомышленников, ядро преподавательского коллектива, реализующий современные научно-образовательные идеи в контексте модернизации традиций. Четвертый - общественная среда и уровень дружеских взаимоотношений в ней, что позволяет поддерживать современный уровень вузовской системы в целом (оборудование, состав ППС, реализация проектов и т.д.). Пятый компонент - система подготовки и ротации кадров, позволяющая осуществлять новый этап модернизации системы.

Что мешает сегодня развитию высшей школы Сибири вообще и геодезической в частности? Сегодня высшая школа, пережив коллизии перестройки, готова к решению практически любых задач. Нет гарантированной системы трудоустройства выпускников - вузы выстраивают такую систему самостоятельно, нет достаточного финансирования для обновления материальной базы - используются возможности зарабатывания внебюджетных средств.

Геодезическая академия сегодня в общей сумме годовых средств имеет только 30% бюджетных, позволяющих, кроме масштабного строительства, решать все текущие проблемы. Определенную настороженность вызывает реформаторский курс Минобразования РФ, целью которого является градация вузов по некоторому рейтингу и соответствующий уровень финансирования. Но и здесь наша Академия делает все возможное, чтобы постоянно подтверждать свою необходимость и свое место в высшей школе Сибирского региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Драчевский Л.В. Роль крупных городов в реализации Сибири [Текст] / Л.В. Драчевский // Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города, Новосибирск, НИИРУ, 2004. - С. 172-173

2. Жарников В.Б. Земля как предмет обучения и исследования [Текст] / В.Б. Жарников. Известия (неделя Сибири) от 31.01.2003 г.

3. Веремьяника Л. Экологическая карта с высоты страусинного полета [Текст] / Л. Веремьянина. Вечерний Новосибирск от 19.12.2002 г.

4. Олех Л.Г. Реформирование образования по ноосферному вектору [Текст] / Л.Г. Олех. Новосибирск, НГИ, 2002. - С. 225

5. Карпик А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий [Текст] / А.П. Карпик. Новосибирск, 2004. - С. 260

6. Зятькова Л.К. Геомониторинг природной среды [Текст] / Л.К. Зятькова, И.В. Лесных. Новосибирск, СГГА, 2004. - С. 376

7. Гугучкин В.И. Интеграция предприятий оптикоэлектронной промышленности на базе ассоциации СНПКТНВ [Текст] / В.И. Гугунин. // Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города - Новосибирск, НИИРУ, 2004. - С. 172173

8. Толоконский В.А. Стратегические задачи Новосибирской области и Новосибирска [Текст] / В.А. Толоконский. // Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города - Новосибирск, НИИРУ, 2004. - С. 33-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.