Организация высшего образования
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378 И.В. Рязанцева СГГ А, Новосибирск
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАБОРА СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
I.V. Ryazantseva SSGA, Novosibirsk
APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES FOR STUDENT'S ADMISSION TO GEODETIC HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Набор абитуриентов в вузы в последние годы становится все более актуальной задачей. По оценкам экспертов уже в 2009 г. в вузах ожидался недобор студентов. Основные причины - демографический спад, экономическая нестабильность, а так же серьезные изменения в правилах приема. Несмотря на это, в 2008 г. набор в Сибирскую государственную геодезическую академию прошел успешно. В СГГА в основном шли те выпускники школ, которые уже определились с выбором профессии. Широко востребованные специальности академии традиционно пользуются популярностью среди школьников и их родителей, и это сыграло главную роль.
Академия в 2009 г. приняла более 8 000 заявлений, из них на очную форму - почти 6 500 заявлений от абитуриентов из разных регионов России. Многие воспользовались возможностью подачи документов по почте, что существенно расширило географию набора. Самый высокий конкурс был на специальностях «Экономика и управление на предприятии», «Г ородской кадастр», «Информационные системы и технологии», «Геоэкология». Средний конкурс по академии по заявлениям составил 13,6 человек на место, реальный - около 4 человек на место.
По итогам зачисления уже в первую волну в академии были заполнены все бюджетные места. Количество абитуриентов, принятых на договорную форму в 2009/10 учебном году практически совпало с результатами от прошлого года.
Факторы, которые повлияли на прием в 2009/10 учебном году:
• ухудшение демографической ситуации;
• востребованность информации о порядке приема в академию;
174
Организация высшего образования
• введение ЕГЭ в штатный режим;
• новый перечень вступительных испытаний;
• изменение сроков подачи документов;
• различные формы вступительных испытаний;
• организация пункта приема ЕГЭ «вторая волна» в академии по трем предметам;
• изменение порядка приема для победителей олимпиад школьников;
• соблюдение нового порядка приема граждан с ОВЗ.
Из рис. 1 следует, что процент сокращения количества выпускников по отношению к 2006 г. составил: 2007 г. - 9,9 %; 2008 г. - 14 %; 2009 г. - 19,7 %; 2010 г. - 25,3 %.
Кол-во, чел.
Рис. 1. Количество выпускников 11-х классов школ региона
за период 2006-2010 гг.
В сложившейся ситуации основные направления работы центра тестирования и профориентации выглядели следующим образом:
- формирование нормативной базы приема;
- организация и проведение профориентационной работы;
- организация подготовительных курсов;
- размещение информации о вузе в справочных изданиях, на сайте СГГА;
- участие в образовательных ярмарках;
- проведение «Дня открытых дверей»;
- формирование структуры и состава комиссий (отборочных, предметных, апелляционных и т. д.);
- подготовка и проведение региональной олимпиады;
- организация работы приемной комиссии;
175
Организация высшего образования
- подготовка ППЭ и проведение июльской волны ЕГЭ;
- подготовка отчетных документов.
Рассмотрим подробнее основные направления работы Центра тестирования и профориентации (ЦТиП).
Профориентационная работа в академии велась в соответствии с планом работы приемной комиссии. Информация для абитуриентов о специальностях (направлениях) и условиях поступления в академию выставлялась в различных информационных сборниках и СМИ.
28 марта 2009 г. в академии был проведен «День открытых дверей».
В мероприятии приняло участие 270 школьников. Кроме того, академия учавствовала в Международной образовательной выставке «УчСиб-2009», где была представлена экспозиция академии, ориентированная на привлечение абитуриентов, проводились консультации для потенциальных абитуриентов, демонстрировались видеоролики.
Профориентационная работа концентрировалась в школах г. Новосибирска и районах Новосибирской области. Наряду с информацией о специальностях и направлениях обучения, условиях приема в СГГА, учащимся предлагалась разнообразная наглядная информация.
ЦТиП проводил предварительное компьютерное тестирование абитуриентов в форме ЕГЭ, позволившее выпускникам школ пройти демонстрационные тесты по всем предметам школьной программы, получить репетиционный опыт, оценить уровень знаний по предметам школьной программы, подготовиться психологически к процедуре тестирования.
По результатам тестирования школьники смогли оценить свой уровень готовности к сдаче базовой составляющей экзамена, получить распечатку с анализом эффективности выполнения заданий по тематическим разделам курса школьной программы.
Через тестирование прошло 240 человек, что в 2 раза больше, чем в 2008 г.
Для абитуриентов, не определившихся с выбором специальности, ЦТиП предлагал пройти дополнительное профориентационное компьютерное тестирование, которое помогало школьникам выбрать профильное обучение, вуз, специальность, определить профессиональные склонности, выявить свои сильные и слабые стороны, наметить пути подготовки в вуз.
Сеанс профконсультации включал два основных этапа: компьютерное тестирование и консультацию. Профориентационное тестирование позволило провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся.
Традиционно проводились подготовительные курсы разной продолжительности (до 7-ми месяцев).
Была проведена региональная открытая межвузовская предметная олимпиада по математике (дополнительный этап Всесибирской Олимпиады), в которой участвовали 180 человек.
176
Организация высшего образования
Набор в академию в 2009 г. проводился в соответствии с контрольными цифрами приема и был увеличен на 47 мест по сравнению с предыдущим годом. Результаты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Количество бюджетных мест в СГГА (2008, 2009 гг.)
Перечень укрупненных групп специальностей 2008 г. 2009 г.
Естественные науки 40 40
Экономика и управление 60 53
Информационная безопасность 15 20
Геодезия и землеустройство 185 214
Оружие и системы вооружения 20 25
Приборостроение и оптотехника 100 110
Информатика и вычислительная техника 35 35
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 20 25
Всего 475 522
Прием и оформление документов абитуриентов проводились в специально оборудованной аудитории, оснащенной компьютерами. Информация об абитуриенте заносилась в адаптированную для этого базу данных. Сформированные на этой базе заявления распечатывались и передавались абитуриентам с целью проверки и проставления подписи. Одновременно заверялись копии необходимых документов. Режим работы по принципу «одного окна» существенно позволил сократить время подачи и оформления документов абитуриентов, поступающих одновременно на несколько специальностей. На оформление одного заявления требовалось 7-10 минут, пакет документов формировался в личное дело абитуриента и передавался в приемную комиссию.
Абитуриентов, желающих участвовать во второй волне ЕГЭ, оформляли и регистрировали в отдельном порядке. Консультанты знакомили абитуриентов с расписанием проведения ЕГЭ, давали направления в другие вузы, обеспечивали ксерокопиями документов для подачи заявления.
В сложных случаях к услугам абитуриентов были специалисты Центра тестирования и профориентации СГГА, в том числе ответственный секретарь приемной комиссии и консультанты приемной комиссии. Для иногородних абитуриентов была организована возможность задавать вопросы по телефону, электронной почте и через группу на сайте «Вконтакте», где наши специалисты
177
Организация высшего образования
отвечали в режиме реального времени. Кроме того, на сайте «НГС» была организована он-лайн конференция с ректором Сибирской государственной геодезической академии А.П. Карпиком.
По окончании срока приема документов были сформированы объединенные списки рекомендованных к зачислению.
На рис. 2 приведена динамика подачи заявлений и характеристика состава абитуриентов.
Рис. 2. Динамика подачи заявлений
В табл. 2-5 представлена конкурсная ситуация и проходной балл на специальности институтов при зачислении.
178
Организация высшего образования
Институт геодезии и менеджмента
Таблица 2
Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл
Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства) 8 633 79 210
Экономика и управление на предприятии (в геодезическом производстве) 8 488 61 197
Менеджмент организации 14 580 41 193
Геодезия (бакалавр) 15 82 5 114
Прикладная геодезия 50 270 5 137
Астрономогеодезия 10 97 10 121
Космическая геодезия 15 110 7 127
Информационные системы и технологии 35 304 9 160
Менеджмент (бакалавр) 9 147 16 170
Таблица 3
Институт кадастра и геоинформационных систем
Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл
Экономика и управление на предприятии (в природопользовании) 3 411 136 203
Экономика и управление на предприятии (в операциях с недвижимым имуществом) 8 652 82 205
Землеустройство и кадастры (бакалавр) 15 136 9 158
Городской кадастр 29 362 12 169
Безопасность жизнедеятельности в техносфере 25 192 8 132
179
Организация высшего образования
Таблица 4
Институт дистанционного зондирования и природопользования
Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл
Картография 20 192 10 165
Геоэкология 20 228 11 175
Исследование природных ресурсов аэрокосмическими методами 15 121 8 134
Аэрофотогеодезия 15 133 8 116
Таблица 5
Институт оптики и оптических технологий
Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл
Экономика и управление на предприятии (в машиностроении) 3 364 121 201
Организация и технология защиты информации 20 260 13 155
Испытание и эксплуатация техники (электроника) 25 116 5 102
Оптотехника (бакалавр) 20 75 4 111
Оптико-электронные приборы и системы 23 114 5 94
Технология приборостроения 23 140 6 101
Метрология и метрологическое обеспечение 24 172 7 134
Характеристика состава абитуриентов
Подано заявлений:
- очная форма: 6 463;
- очно-заочная форма: 167;
- заочная: 1 814.
Зачислено:
- очная форма - 832 чел. (2008 г. - 897 чел.). Из них на бюджетную форму обучения - 552 чел.: по направлению подготовки бакалавров - 59 чел.; специа-
180
Организация высшего образования
листов - 393 чел.; магистров - 70 чел. (для сравнения: 2008 г. - 415 чел.). На договорной основе - 310 чел. (в 2008 г. - 423 чел.);
- очно-заочная форма - 89 чел. (на бюджетное обучение - 38 чел.; обучение на договорной основе - 51 чел.);
- заочная форма - 791 чел. (на бюджетную форму обучения - 91 чел.; обучение на договорной основе - 700 чел.).
Зачислено из особых категорий граждан:
- сироты, дети оставшиеся без попечения родителей - 14 чел. (2008 г. -13 чел.);
- инвалиды - 1 чел. (2008 г. - 10 чел. );
- по целевому набору - 36 чел. (2008 г. - 59 чел.);
- иностранные граждане - 2 чел.;
- лица с медалью - 9 чел. (2008 г. - 31 чел.);
- технический лицей при СГГА - 48 чел. (2008 г. - 61 чел.).
Средний конкурс составил 14,2 чел. на место (по заявлениям), 3,9 чел. на место (по 1 приоритету).
Динамика подачи заявлений на места госбюджетного финансирования за период 2005-2009 гг. представлена на рис. 3.
Рис. 3. Динамика подачи заявлений на места госбюджетного финансирования
в СГГ А по каждому институту
Анализ работы приемной комиссии позволяет сделать следующие выводы.
1. Исходя из прогноза выпуска школ Новосибирской области в 2010 г., необходимо увеличить объем профориентационной работы, в том числе:
- увеличить число «Дней открытых дверей»;
181
Организация высшего образования
- улучшить рекламную продукцию;
- использовать для профориентации лучшие лаборатории;
- разнообразить формы профориентационной работы.
2. Особое внимание следует обратить на снижение численности абитуриентов, поступающих по целевому набору. Необходимо развивать взаимодействие с производственными организациями и школами, способными заинтересовать школьников инженерными специальностями.
Получено 11.06.2010
© И.В. Рязанцева, 2010
182