Научная статья на тему 'Применение современных технологий при организации набора студентов в вузы геодезического профиля'

Применение современных технологий при организации набора студентов в вузы геодезического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных технологий при организации набора студентов в вузы геодезического профиля»

Организация высшего образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 И.В. Рязанцева СГГ А, Новосибирск

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАБОРА СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

I.V. Ryazantseva SSGA, Novosibirsk

APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES FOR STUDENT'S ADMISSION TO GEODETIC HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Набор абитуриентов в вузы в последние годы становится все более актуальной задачей. По оценкам экспертов уже в 2009 г. в вузах ожидался недобор студентов. Основные причины - демографический спад, экономическая нестабильность, а так же серьезные изменения в правилах приема. Несмотря на это, в 2008 г. набор в Сибирскую государственную геодезическую академию прошел успешно. В СГГА в основном шли те выпускники школ, которые уже определились с выбором профессии. Широко востребованные специальности академии традиционно пользуются популярностью среди школьников и их родителей, и это сыграло главную роль.

Академия в 2009 г. приняла более 8 000 заявлений, из них на очную форму - почти 6 500 заявлений от абитуриентов из разных регионов России. Многие воспользовались возможностью подачи документов по почте, что существенно расширило географию набора. Самый высокий конкурс был на специальностях «Экономика и управление на предприятии», «Г ородской кадастр», «Информационные системы и технологии», «Геоэкология». Средний конкурс по академии по заявлениям составил 13,6 человек на место, реальный - около 4 человек на место.

По итогам зачисления уже в первую волну в академии были заполнены все бюджетные места. Количество абитуриентов, принятых на договорную форму в 2009/10 учебном году практически совпало с результатами от прошлого года.

Факторы, которые повлияли на прием в 2009/10 учебном году:

• ухудшение демографической ситуации;

• востребованность информации о порядке приема в академию;

174

Организация высшего образования

• введение ЕГЭ в штатный режим;

• новый перечень вступительных испытаний;

• изменение сроков подачи документов;

• различные формы вступительных испытаний;

• организация пункта приема ЕГЭ «вторая волна» в академии по трем предметам;

• изменение порядка приема для победителей олимпиад школьников;

• соблюдение нового порядка приема граждан с ОВЗ.

Из рис. 1 следует, что процент сокращения количества выпускников по отношению к 2006 г. составил: 2007 г. - 9,9 %; 2008 г. - 14 %; 2009 г. - 19,7 %; 2010 г. - 25,3 %.

Кол-во, чел.

Рис. 1. Количество выпускников 11-х классов школ региона

за период 2006-2010 гг.

В сложившейся ситуации основные направления работы центра тестирования и профориентации выглядели следующим образом:

- формирование нормативной базы приема;

- организация и проведение профориентационной работы;

- организация подготовительных курсов;

- размещение информации о вузе в справочных изданиях, на сайте СГГА;

- участие в образовательных ярмарках;

- проведение «Дня открытых дверей»;

- формирование структуры и состава комиссий (отборочных, предметных, апелляционных и т. д.);

- подготовка и проведение региональной олимпиады;

- организация работы приемной комиссии;

175

Организация высшего образования

- подготовка ППЭ и проведение июльской волны ЕГЭ;

- подготовка отчетных документов.

Рассмотрим подробнее основные направления работы Центра тестирования и профориентации (ЦТиП).

Профориентационная работа в академии велась в соответствии с планом работы приемной комиссии. Информация для абитуриентов о специальностях (направлениях) и условиях поступления в академию выставлялась в различных информационных сборниках и СМИ.

28 марта 2009 г. в академии был проведен «День открытых дверей».

В мероприятии приняло участие 270 школьников. Кроме того, академия учавствовала в Международной образовательной выставке «УчСиб-2009», где была представлена экспозиция академии, ориентированная на привлечение абитуриентов, проводились консультации для потенциальных абитуриентов, демонстрировались видеоролики.

Профориентационная работа концентрировалась в школах г. Новосибирска и районах Новосибирской области. Наряду с информацией о специальностях и направлениях обучения, условиях приема в СГГА, учащимся предлагалась разнообразная наглядная информация.

ЦТиП проводил предварительное компьютерное тестирование абитуриентов в форме ЕГЭ, позволившее выпускникам школ пройти демонстрационные тесты по всем предметам школьной программы, получить репетиционный опыт, оценить уровень знаний по предметам школьной программы, подготовиться психологически к процедуре тестирования.

По результатам тестирования школьники смогли оценить свой уровень готовности к сдаче базовой составляющей экзамена, получить распечатку с анализом эффективности выполнения заданий по тематическим разделам курса школьной программы.

Через тестирование прошло 240 человек, что в 2 раза больше, чем в 2008 г.

Для абитуриентов, не определившихся с выбором специальности, ЦТиП предлагал пройти дополнительное профориентационное компьютерное тестирование, которое помогало школьникам выбрать профильное обучение, вуз, специальность, определить профессиональные склонности, выявить свои сильные и слабые стороны, наметить пути подготовки в вуз.

Сеанс профконсультации включал два основных этапа: компьютерное тестирование и консультацию. Профориентационное тестирование позволило провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся.

Традиционно проводились подготовительные курсы разной продолжительности (до 7-ми месяцев).

Была проведена региональная открытая межвузовская предметная олимпиада по математике (дополнительный этап Всесибирской Олимпиады), в которой участвовали 180 человек.

176

Организация высшего образования

Набор в академию в 2009 г. проводился в соответствии с контрольными цифрами приема и был увеличен на 47 мест по сравнению с предыдущим годом. Результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Количество бюджетных мест в СГГА (2008, 2009 гг.)

Перечень укрупненных групп специальностей 2008 г. 2009 г.

Естественные науки 40 40

Экономика и управление 60 53

Информационная безопасность 15 20

Геодезия и землеустройство 185 214

Оружие и системы вооружения 20 25

Приборостроение и оптотехника 100 110

Информатика и вычислительная техника 35 35

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 20 25

Всего 475 522

Прием и оформление документов абитуриентов проводились в специально оборудованной аудитории, оснащенной компьютерами. Информация об абитуриенте заносилась в адаптированную для этого базу данных. Сформированные на этой базе заявления распечатывались и передавались абитуриентам с целью проверки и проставления подписи. Одновременно заверялись копии необходимых документов. Режим работы по принципу «одного окна» существенно позволил сократить время подачи и оформления документов абитуриентов, поступающих одновременно на несколько специальностей. На оформление одного заявления требовалось 7-10 минут, пакет документов формировался в личное дело абитуриента и передавался в приемную комиссию.

Абитуриентов, желающих участвовать во второй волне ЕГЭ, оформляли и регистрировали в отдельном порядке. Консультанты знакомили абитуриентов с расписанием проведения ЕГЭ, давали направления в другие вузы, обеспечивали ксерокопиями документов для подачи заявления.

В сложных случаях к услугам абитуриентов были специалисты Центра тестирования и профориентации СГГА, в том числе ответственный секретарь приемной комиссии и консультанты приемной комиссии. Для иногородних абитуриентов была организована возможность задавать вопросы по телефону, электронной почте и через группу на сайте «Вконтакте», где наши специалисты

177

Организация высшего образования

отвечали в режиме реального времени. Кроме того, на сайте «НГС» была организована он-лайн конференция с ректором Сибирской государственной геодезической академии А.П. Карпиком.

По окончании срока приема документов были сформированы объединенные списки рекомендованных к зачислению.

На рис. 2 приведена динамика подачи заявлений и характеристика состава абитуриентов.

Рис. 2. Динамика подачи заявлений

В табл. 2-5 представлена конкурсная ситуация и проходной балл на специальности институтов при зачислении.

178

Организация высшего образования

Институт геодезии и менеджмента

Таблица 2

Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл

Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства) 8 633 79 210

Экономика и управление на предприятии (в геодезическом производстве) 8 488 61 197

Менеджмент организации 14 580 41 193

Геодезия (бакалавр) 15 82 5 114

Прикладная геодезия 50 270 5 137

Астрономогеодезия 10 97 10 121

Космическая геодезия 15 110 7 127

Информационные системы и технологии 35 304 9 160

Менеджмент (бакалавр) 9 147 16 170

Таблица 3

Институт кадастра и геоинформационных систем

Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл

Экономика и управление на предприятии (в природопользовании) 3 411 136 203

Экономика и управление на предприятии (в операциях с недвижимым имуществом) 8 652 82 205

Землеустройство и кадастры (бакалавр) 15 136 9 158

Городской кадастр 29 362 12 169

Безопасность жизнедеятельности в техносфере 25 192 8 132

179

Организация высшего образования

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт дистанционного зондирования и природопользования

Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл

Картография 20 192 10 165

Геоэкология 20 228 11 175

Исследование природных ресурсов аэрокосмическими методами 15 121 8 134

Аэрофотогеодезия 15 133 8 116

Таблица 5

Институт оптики и оптических технологий

Название специальности и направления Количество бюджетных мест Подано заявлений Конкурс ч/место Проходной балл

Экономика и управление на предприятии (в машиностроении) 3 364 121 201

Организация и технология защиты информации 20 260 13 155

Испытание и эксплуатация техники (электроника) 25 116 5 102

Оптотехника (бакалавр) 20 75 4 111

Оптико-электронные приборы и системы 23 114 5 94

Технология приборостроения 23 140 6 101

Метрология и метрологическое обеспечение 24 172 7 134

Характеристика состава абитуриентов

Подано заявлений:

- очная форма: 6 463;

- очно-заочная форма: 167;

- заочная: 1 814.

Зачислено:

- очная форма - 832 чел. (2008 г. - 897 чел.). Из них на бюджетную форму обучения - 552 чел.: по направлению подготовки бакалавров - 59 чел.; специа-

180

Организация высшего образования

листов - 393 чел.; магистров - 70 чел. (для сравнения: 2008 г. - 415 чел.). На договорной основе - 310 чел. (в 2008 г. - 423 чел.);

- очно-заочная форма - 89 чел. (на бюджетное обучение - 38 чел.; обучение на договорной основе - 51 чел.);

- заочная форма - 791 чел. (на бюджетную форму обучения - 91 чел.; обучение на договорной основе - 700 чел.).

Зачислено из особых категорий граждан:

- сироты, дети оставшиеся без попечения родителей - 14 чел. (2008 г. -13 чел.);

- инвалиды - 1 чел. (2008 г. - 10 чел. );

- по целевому набору - 36 чел. (2008 г. - 59 чел.);

- иностранные граждане - 2 чел.;

- лица с медалью - 9 чел. (2008 г. - 31 чел.);

- технический лицей при СГГА - 48 чел. (2008 г. - 61 чел.).

Средний конкурс составил 14,2 чел. на место (по заявлениям), 3,9 чел. на место (по 1 приоритету).

Динамика подачи заявлений на места госбюджетного финансирования за период 2005-2009 гг. представлена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика подачи заявлений на места госбюджетного финансирования

в СГГ А по каждому институту

Анализ работы приемной комиссии позволяет сделать следующие выводы.

1. Исходя из прогноза выпуска школ Новосибирской области в 2010 г., необходимо увеличить объем профориентационной работы, в том числе:

- увеличить число «Дней открытых дверей»;

181

Организация высшего образования

- улучшить рекламную продукцию;

- использовать для профориентации лучшие лаборатории;

- разнообразить формы профориентационной работы.

2. Особое внимание следует обратить на снижение численности абитуриентов, поступающих по целевому набору. Необходимо развивать взаимодействие с производственными организациями и школами, способными заинтересовать школьников инженерными специальностями.

Получено 11.06.2010

© И.В. Рязанцева, 2010

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.