Научная статья на тему 'Комплексная маркетинговая деятельность академии по организации набора для подготовки специалистов'

Комплексная маркетинговая деятельность академии по организации набора для подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная маркетинговая деятельность академии по организации набора для подготовки специалистов»

Организация высшего образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 И.В. Рязанцева СГГ А, Новосибирск

КОМПЛЕКСНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАБОРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

I.V. Ryazantseva SSGA, Novosibirsk

INTEGRATED MARKETING ACTIVITY OF THE ACADEMY ON ADMISSION AND TRAINING OF SPECIALISTS

В 2010 г. в Новосибирске существенно сократилось количество выпускников школ, их стало почти на 2 000 меньше и составило 7 800 человек. Сдача ЕГЭ уже второй год подряд стала обязательной для выпускников школ, получающих аттестат после успешной сдачи экзамена по русскому языку и математике. В 2009 г. получить аттестат не смогли 3 % школьников, но получили возможность пересдать ЕГЭ в этом году.

В 2010 г. в Новосибирской области в ЕГЭ приняли участие 16 936 человек, в том числе выпускников текущего года - 15 188 человек (89,7 %). Выбор большинства школьников пал на обществознание, второе место заняла физика. Распределение участников ЕГЭ в Новосибирской области по предметам в 2010 г. выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Распределение участников ЕГЭ в 2010 г.

Предмет Количество участников, чел. Доля от количества выпускников, %

Русский язык 16 198 106,6

Математика 15 474 101,9

Физика 3 496 23,0

Химия 1 140 7,5

Информатика и ИКТ 2 046 13,5

Г еография 372 2,4

Английский язык 1 330 8,8

Обществознание 8 222 54,1

121

Организация высшего образования

Общий прием в вузы по России в 2010 г., с учетом бакалавриата и магистратуры, составил 498 000 человек. Число бюджетных мест на первый курс очной формы обучения в расчете на тысячу выпускников школ осталось на уровне 2009 г. в количестве 418 мест. При этом школу окончили 822 000 выпускников, что на 77 000 человек меньше, чем в 2009 г.

Организация профориентационной работы в академии проводилась в соответствии с планом работы Центра тестирования и профориентации СГГА.

Очередной «День открытых дверей» состоялся 3 ноября 2009 г. Большой интерес вызвала выставка профессиональных приборов. Телескопы, тепловизор, 3Д мониторы, лазерный сканер - все это можно было потрогать руками, узнать устройство, возможности прибора. В актовом зале прошла торжественная часть. Второй «День открытых дверей» состоялся сразу после весенних каникул - 3 апреля 2010 г., его посетили около 250 человек. Проконсультироваться по выбранным специальностям гости могли у представителей выпускающих кафедр.

В ноябре 2010 г. академия приняла участие в 30-й Московской международной выставке «Образование и карьера XXI век». В «Гостином дворе» столицы, где проходила выставка, академия представила стенд, презентации и показала свою визитную карточку - выступление на сцене, вызвавшее большой интерес гостей. Делегация академии смогла достойно заявить о себе, обменялась опытом и привезла памятный диплом «За работу с молодежью и большой вклад в пропаганду образования».

В марте 2010 г. академия приняла участие в Международной образовательной выставке «УчСиб-2010», проходившей в МВЦ «ITE Сибирская ярмарка». В выставке приняли участие более 250 образовательных учреждений и производственных предприятий России, а также представители Чехии, Швейцарии, Франции, Германии, Великобритании, Болгарии и Канады. Обширная программа выставки «УчСиб-2010» включала научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации и конкурсы. На стенде академии была представлена разнообразная информация по специальностям академии. Наши представители консультировали школьников и их родителей по всем интересующим вопросам. По итогам выставки академия была награждена дипломами в номинациях «Учебная книга», «Развитие инновационной инфраструктуры вуза» и большой золотой медалью за «Разработку и реализацию модели профессиональной школы в инженерно-технической сфере».

В течение всего года Центр тестирования и профориентации проводил выезды в школы города Новосибирска и области, знакомил будущих абитуриентов со специальностями академии, возможностями и перспективами обучения и трудоустройства. Школьники имели возможность получить квалифицированную консультацию у сотрудников приемной комиссии по вопросам поступления и подготовки к вступительным испытаниям, ознакомиться с презентациями специальностей.

Традиционно в академии проводились семимесячные, шестимесячные, четырехмесячные и летние подготовительные курсы. В этом году на курсах обучалось

122

Организация высшего образования

110 слушателей. Для проведения занятий привлекались высококвалифицированные сотрудники профессорско-преподавательского состава академии и Технического лицея при СГГА, которые работают как по программе подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ, так и по материалам вступительных испытаний СГГА.

В апреле 2010 г. академией была проведена Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири». По дипломам призеров и победителей олимпиады в академию было зачислено 19 человек.

В период приема документов приемная комиссия СГГ А ежедневно размещала на официальном сайте СГГА и на информационном стенде приемной комиссии информацию для абитуриентов и их родителей о количестве поданных заявлений и конкурсе.

Уже второй год обратную связь с абитуриентами приемная комиссия осуществляет в социальной сети «ВКонтакте. ги». Группа «Абитура СГГА» администрируется студентами академии. Группа является безусловным инструментом воздействия на абитуриентов в процессе профориентации и продвижения вуза среди целевой аудитории, и, что немаловажно, эта работа позволяет совершенствовать процесс приема абитуриентов и разрабатывать рекомендации для вуза в целом.

В 2009/10 уч. г. Сибирская государственная геодезическая академия проводила работу по выполнению государственного контракта с Областной администрацией № ГК-Н-11-16 от 25 ноября 2009 г. «Разработка и реализация модели профессиональной школы в сфере геоинформационных систем» и государственного контракта № ГК-Н-11-15 от 25 ноября 2009 г. «Разработка и реализация модели профессиональной школы в сфере приборостроения». Работа по этим государственным контрактам велась с Департаментом науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области.

Модель профессиональной школы интересна тем, что она открывает возможности применения предложенной модели «вуз - школе» в реальной практике взаимодействия общего среднего и высшего образования. В рабочую группу по выполнению контроля вошли представители профессорско-преподавательского состава академии, аспиранты и студенты. Со стороны школы в реализации совместных мероприятий принимали участие администрация школы, учителя, школьники, родители. Активное участие принимали потенциальные работодатели, руководители крупных предприятий.

На экспериментальных площадках были организованны профильные классы. Была разработана исходная теоретическая модель довузовского обучения на основе комплексного подхода, выявлены педагогические условия реализации идеи непрерывного образования в системе «школа - вуз», обеспечивающие обучающемуся возможность профессионального выбора, достижение готовности к поступлению в вуз и успешного обучения в нем.

Учащиеся профильных классов имели возможность регулярно посещать лаборатории и кафедры академии, компьютерные классы, где они под руково-

123

Организация высшего образования

дством преподавателей академии изучали современные программные продукты. В модель были включены различного рода лектории, семинары, консультации для учащихся и учителей, направленные на ознакомление их с научными направлениями академии.

Во время летней приемной кампании представители институтов давали квалифицированную консультацию об особенностях обучения и трудоустройства по конкретным специальностям вуза. Прием и оформление документов абитуриентов проводились в аудитории, оснащенной 8 компьютерами. Информация об абитуриенте заносилась техническими секретарями в специально адаптированную для этого базу данных. В период работы приемной комиссии в академии с визитом был губернатор Новосибирской области Виктор Александрович Толоконский, который высоко оценил техническую оснащенность приемной комиссии академии и организацию работы.

Набор в академию проводился в соответствии с контрольными цифрами приема. Сравнительная характеристика контрольных цифр приема за 2008, 2009 и 2010 г., количество абитуриентов и граждан, зачисленных в академию на очную форму обучения, приведены в табл. 2, 3, 4. Соответствующие изменения хорошо видны на рис. 1, 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика контрольных цифр приема (2008-2010 гг.)

Перечень укрупненных групп специальностей 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Естественные науки 40 40 50

Экономика и управление 60 53 20

Информационная безопасность 15 20 20

Геодезия и землеустройство 185 214 254

Оружие и системы вооружения 20 25 25

Приборостроение и оптотехника 100 110 100

Информатика и вычислительная техника 35 35 40

Безопасность жизнедеятельности 20 25 25

Всего 475 522 529

Таблица 3

Количество абитуриентов, зачисленных в академию на очную форму обучения (2005-20010 г.)

Форма обучения 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Бюджет 471 473 468 475 522 529

Контракт 606 506 625 423 310 274

Итого 1077 979 1032 898 832 808

124

Организация высшего образования

1200

1000

800

600

400

200

0

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

□ Итого

■ Бюджет

■ Контракт

Рис. 1. Количество абитуриентов, зачисленных в академию на очную форму обучения (2005-20010 г.)

Таблица 4

Количество зачисленных на очную форму обучения граждан из особых категорий (2008-2010 гг.)

Категория граждан 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Лица с медалью 31 9 21

Целевой набор 59 36 64

Технический лицей при СГГА 61 48 45

Льготная категория 23 15 20

2008г. 2009г. 2010г.

□ Лица с медалью

□ Целевой набор ПТЛ при СГГА

□ Льготная категория

Рис. 2. Количество зачисленных на очную форму обучения граждан из особых категорий (2008-2010 гг.)

125

Организация высшего образования

В 2010 г. количество лиц, поступающих по целевому набору, увеличилось на 28 человек. Количество выпускников Технического лицея при СГГА, поступивших в академию, сократилось на 3 человека, что составило 47 % от общего количества выпускников лицея. Почти в 2,5 раза возросло количество выпускников, окончивших школу с золотой или серебряной медалью, поступивших в СГГА. На 5 человек больше поступило в академию в этом году лиц, имеющих право на внеконкурсное зачисление (по различным льготным категориям).

Анализируя статистические данные по итогам работы приемной комиссии, можно сделать следующие выводы.

Средний конкурс в академии за последние 2 года по данным заявлениям (первый приоритет) держится на уровне 3,8 и 3,9 человек на место. Конкурс по общим заявлениям в 2009 г. был 14,2, в 2010 г. - 10,2 человек на место. Максимальный конкурс традиционно наблюдается на специальностях «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)» (113 человек на место) и «Экономика и управление на предприятии (в операциях с недвижимым имуществом)» (97 человек на место). Такой большой конкурс на эти специальности сформировался в связи с небольшим количеством бюджетных мест. Из инженерно-технических специальностей самый большой конкурс в 2010 г. был на специальностях: «Городской кадастр» (12 человек на место), «Организация защиты информации» (12 человек на место) и «Информационные системы и технологии» (8 человек на место). На сегодняшний день специальности инженерно-технического направления пользуются меньшей популярностью у школьников, чем специальности экономического направления.

Из-за минимального количества бюджетных мест на специальности экономического направления и проходной балл на эти специальности был самым высоким (190-203 балла). Самый низкий проходной балл был на специальностях «Испытание и эксплуатация техники (электроника)» (107 баллов), «Оптико-электронные приборы и системы» (103 балла), «Оптотехника (бакалавр)» (98 баллов).

По итогам проведения приемной кампании в Сибирской государственной геодезической академии можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Исходя из прогноза снижения числа выпускников школ Новосибирской области, в 2010 г. необходимо усилить профориентационную работу в школах города и области.

2. Следует регулярно обновлять ассортимент рекламной продукции об академии.

3. Необходимо активнее привлекать к профориентационной работе преподавателей, студентов, аспирантов и магистрантов институтов.

4. Целесообразно усилить профориентационную работу с учениками Технического лицея при СГГА, выпускающим кафедрам регулярно проводить встречи с лицеистами для введения их в мир профессий СГГА.

126

Организация высшего образования

5. Предлагается ввести с этого года «Недели профессий СГГА» (приглашать на площадку академии 2-3 раза в году школьников и проводить для них тематические встречи с деканами, консультации по правилам приема в вузы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Следует провести семинар или конференцию с учителями общеобразовательных школ на площадке СГГ А, так как это мероприятие позволит с самой лучшей стороны позиционировать СГГА.

7. Продолжить работу по проекту «Профессиональные школы в инженерно-технической сфере», так как этот проект дает возможность более тесно работать со старшеклассниками.

8. Надо более широко использовать интернет-ресурсы, в частности, организовывать конкурсы для абитуриентов через Интернет.

Получено 11.11.2010

© И.В. Рязанцева, 2010

И.В. Рязанцева - директор Центра тестирования и профориентации, ответственный секретарь приемной комиссии.

Тел.: 343-37-01.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.