Организация высшего образования
УДК 378
ВЛИЯНИЕ РЫНКА ТРУДА
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ МОЛОДЕЖИ
Инна Вячеславовна Рязанцева
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пла-хотного, 10, директор Центра тестирования и профориентации, тел. (383)343-37-01, e-mail: priem.com@ssga.ru
В статье рассматривается влияние современного рынка труда на профессиональную ориентацию молодежи. Автор обобщает ряд негативных явлений, которые затрудняют процесс профессиональной ориентации молодежи. Описаны направления, в которых возможно в настоящий период найти оптимальное решение в профилактике безработицы.
Ключевые слова: рынок труда, образовательные услуги, профессиональный выбор, выпускник.
INFLUENCE OF THE LABOR MARKET ON PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH
Inna V. Ryazantseva
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., director of Testing and Vocational Counseling Career - guidance, tel. (383)343-37-01, e-mail: priem.com@ssga.ru
The article considers the influence of the modern labour market, vocational guidance of youth. The author summarizes the number of negative phenomena, which complicate the process of professional orientation of the youth. Describes the direction in which it is possible at this time to find the optimal solution in the prevention of unemployment.
Key words: labor market, educational services, professional choice, graduate.
В наши дни происходит активная перестройка российской экономики и возникновение новой системы социально-профессиональной структуры [1]. Институты образования и труда занимают особое место в этой системе. Связь между этими институтами традиционно происходила через процесс профессиональной ориентации. Проблема сбалансированности между качеством и количеством специалистов с высшим образованием и потребностями рынка труда сегодня становится очень актуальной [2]. Особое влияние на современную молодежь оказывают новые рыночные механизмы регулирования профессиональной ориентации. На рынке труда происходит сокращение потребностей в специалистах определенных профессий, невостребованных на рынке труда. Молодежь же оказывается недостаточно подготовленной к современной ситуации на нем.
Поэтому вопросы о профессиональном выборе выпускников школ с каждым годом становятся все более актуальными. И чем раньше и более осознанно школьники будут подходить к выбору своей будущей профессии и дальнейшей
141
Организация высшего образования
профессиональной деятельности, тем более подготовленными они поступят в вуз. Успешная подготовка студента к практической деятельности зависит не только от качества подготовки в вузе, но и от практической готовности абитуриентов к обучению и овладению будущей профессией. Многие абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, руководствуются при выборе профессией не интересом к конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами (влияние родителей, друзей, место расположения вуза), и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности [3]. Нельзя не отметить, что успех дальнейшего профессионального образования и самореализации в профессии зависит и от качества школьного обучения. Выбор будущей профессии носит индивидуальный характер и очень важно, чтобы впоследствии выпускник вуза был удовлетворен своим делом и местом в профессиональном мире.
Сегодня на рынке труда существует ряд негативных явлений, которые затрудняют процесс профессиональной ориентации молодежи. Во-первых, высокая динамика процессов спроса и предложения на специалистов различных профессий [4]. Во-вторых, часто выпускникам вузов предоставляется работа, не соответствующая полученной ими специальности. В-третьих, появление на рынке труда большого количества выпускников экономических специальностей, что не соответствует потребностям реального сектора экономики, а это, в свою очередь, порождает необходимость профессионально переориентироваться при выходе на рынок труда.
У многих студентов возникают затруднения в процессе адаптации к условиям рынка труда, из-за этого происходит нарастание дезориентационных тенденций среди выпускников вузов, которые проявляются как разочарование в выбранной специальности и укрепление стремления части студенческой молодежи к смене профессии еще до окончания учебного заведения.
Сегодня высшая школа прочно входит в рыночные отношения, реагирует на спрос рынка труда на специалистов, и сама стала субъектом рыночных отношений, создавая рынок образовательных услуг. Современные рыночные отношения, спрос и предложения на рынке труда, безработица показали значимость высшего профессионального образования в конкуренции специалистов на рынке труда. В условиях современной экономики с дефицитом квалифицированных инновационно-активных кадров сталкиваются все отрасли народного хозяйства [5]. Перед высшей школой стоят очень важные задачи, такие как улучшение качества образования и приведение структуры высшего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В наши дни вопрос подготовки экономически активных молодых специалистов, способных приспосабливаться к современным экономическим условиям, стал актуальным для всего современного общества [6]. У молодежи начинает повышаться уровень психологической адаптации к реалиям рынка труда. Формируются новые стратегии трудоустройства, связанные в основном с переориентацией на востребованные профессии [7].
142
Организация высшего образования
В системе непрерывного образования СГГА отработан механизм взаимодействия академии с общеобразовательными и средне-профессиональными учебными заведениями, а также работодателями. Схема взаимодействия академии с образовательными учреждениями и работодателями представлена на рисунке.
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ»
Z
обще; ОБ Р А ЗОВ AT ЕЛ ьн ые у ч режд е н ИЯ
ЦЕЛИ:
Е.Попыиссннс качества образования
2. Формирование начальных обилии н профессиональных компетенций у молодежи
3. Профессиональная ориентация старл1еклассннкоп ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
I .Подготовка к сдаче ЕГЭ З.Провеленкс Оли.чпнэл, конкурсов я конференций 3.Ведение элективных курсов к открытых уроков лля старшеклассников
^Проведение общих профориентационных н рекламных мероприятии [Дни открытых дверей, консультации по направленном академии, участие а ярмарках и т,л,)
РЕЗУЛЬ ТА ТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
I .Болес 40 Соглашений о сотрудничестве
2. Рост участников Олимпиад (более 20№сл)
3. Болес 1500 старшеклассников ежегодно принимают участие я мероприятиях, проводимых академией
4. Увеличение % поступивших из области и регионов. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ:
1. Низкий уровень подготовки школьников по
общеобразовательный дисциплинам естествен по
научного блока дисциплин (физика, информатика)
2. Низкий конкурс на отдельных направлениях, например «Приборостроение » и «Оптотехннка»
3. Низкая информированность школьников о возможностях дальнейшего трудоустройства н перспективах получения образования по определенным направлен ням
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО-ПРОФЕССИОН.АЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛИ:
L Реализация системы непрерывкой подготовки ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1 .Обучение по сокращенным программам (очнозаочная и заочная формы обучения)
2.Проведение общих профориентационных мероприятий
РЕЗУЛЬТА ТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
] .Более 30%от общего числа зачисленных на заочную и очнозаочную форму-вылускники профильных учреждений С ПО СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ:
LОтсутствие разработанных и внедренных программ для сокращенного обучения по очной форме
2,Ннзкая информированность выпускников СПО о перспективах ьзрьсрного роста при наличии высшего образования
З.Отсугствнс регулярных совместных мероприятий академии н учреждении СПО
X
РАБОТОДАТЕЛИ
ЦЕЛИ:
2. Организация трудоустройства выпускников
3. Формирование практических навыков по конкретной профессии на сталии обучения в вузе ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
3.Обучение пи целевой бюджетной н контрактной подготовке
4,Организация учебных н производственных практик
5 .Организация трудоустройства в рамках заключенных договоров о сотрудничестве РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
1 .Болес 300 договоров о сотрудничестве 2.Ежсгодкос прохождение студентами практик и стажировок на профильных предприятиях 3,60-65% выпускников трудоустроены по полученной специальности СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1 .Неудовлетворенность работодателей качеством подготовки
2, Низкий процент трудоустройства по полученной специальности
3. Низкая информированность абитуриентов н студентов о возможностях и перспективах работы в определенной отрасли
Рис. Схема взаимодействия СГГА с образовательными учреждениями и работодателями
Основными результатами взаимодействия является ежегодный рост участников различных мероприятий и олимпиад, проводимых академией, увеличение количества абитуриентов, желающих обучаться по специальностям и направлениям академии, увеличение процента поступивших из области и регионов.
Тем не менее, сегодняшний механизм взаимодействия имеет ряд существенных проблем, которые кратко можно охарактеризовать следующим образом:
1. Низкий уровень подготовки школьников по общеобразовательным дисциплинам естественно-научного блока дисциплин (физика, информатика).
2. Низкий конкурс на отдельных направлениях («Приборостроение» и «Оптотехника»).
3. Низкая информированность школьников о возможностях дальнейшего трудоустройства и перспективах получения образования по определенным направлениям.
143
Организация высшего образования
Большое значение академия придает взаимодействию с организациями и отраслевыми предприятиями. Согласно принятой Министерством образования и Министерством труда и социального развития программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, в СГГА был создан соответствующий Центр. Основные задачи центра представлены в таблице.
Таблица
Задачи Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников СГГА
Задача Направление деятельности
Непосредственная деятельность по трудоустройству Временная занятость студентов во время обучения. Организация производственных практик, стажировок. Трудоустройство по окончании академии
Предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда Формирование и ведение базы данных предприятий и организаций - заказчиков выпускников академии
Стратегические задачи по содействию трудоустройству Работа с предприятиями и организациями, анализ спроса на выпускников академии. Корректировка учебных планов, в соответствии с текущими требованиями работодателей
Основной целью сотрудничества является организация трудоустройства выпускников и формирование практических навыков по конкретной профессии на стадии обучения в вузе. На сегодняшний день академией заключено более 300 договоров о сотрудничестве. При содействии работодателей студенты академии ежегодно проходят практики и стажировки на профильных предприятиях. Благодаря этим мероприятиям, 60-65 % выпускников академии трудоустроены по полученной специальности.
При общей положительной динамике функционирования механизма существует проблема неудовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников и низкого процента трудоустройства по полученной специальности, а по направлению «Приборостроение» и «Оптотехника» трудоустраивается не более 20 % выпускников СГГА.
Нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время профессиональная ориентация молодежи направлена в основном на стремление овладеть в первую очередь профессиями, обеспечивающими максимальный материальный достаток. Рынок образовательных услуг для удовлетворения потребностей молодых людей увеличивает количество специальностей и направлений по престижным, высокооплачиваемым профессиям, не учитывая потребности рынка труда. Процессы планирования выпуска специалистов необходимо регулировать для уменьшения безработицы.
144
Организация высшего образования
На сегодняшний день рынок труда выступает как основной фактор вторичной профессиональной ориентации в условиях переходной экономики. Современная профессиональная ориентация формируется в большей мере под влиянием взаимодействия рынков труда и образовательных услуг [8]. Работая в тесной связи, будут выигрывать обе стороны: вузы, развивая свою конкурентоспособность и повышая имидж, привлекая новых абитуриентов, и, конечно, работодатели, которые в итоге получат высококлассных специалистов. Создание единой системы «наука - образование - бизнес» обеспечивает динамичное развитие всех ступеней многоуровневой подготовки и позволит в рамках организации учебного процесса в вузе адаптировать теоретическую и профессиональную подготовку будущих специалистов к современным требованиям производства [9].
Важно осознать необходимость не только изучать, но и формировать профессиональную ориентацию у молодежи, адекватную структуре рынка труда. Именно в этом направлении возможно в настоящий период найти оптимальное решение в профилактике безработицы. Необходимо постоянно изучать потребности рынка труда и образовательных услуг, вырабатывая стратегию и тактику решения проблем профессиональной занятости. Перечень профессий в системе профессионального образования должен основываться на реальной потребности в соответствующих специалистах на рынке труда с учетом перспектив его развития. Без этого сложно добиться успеха в проведении эффективной политики по развитию рынка труда и образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федорова Л. А., Алексеева З.Е. Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА,
2011. Т. 6. - С. 267-272.
2. Мороз О.Н. Организационные формы обучения в системе непрерывного образования // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Междунар. науч.-методич. конф. : сб. материалов в 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 2. - С. 151-155.
3. Рязанцева И.В. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профессии - залог повышения качества подготовки квалифицированных специалистов // Актуальные вопросы модернизации высшего образования. Регион. науч.-методич. конф. : сб. материалов (Новосибирск, 11-12 февраля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011.
4. Нитяго И. В. Молодой специалист и его место на рынке труда // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России. Междунар. науч.-методич. конф. : сб. материалов (Новосибирск, 13 сентября 2012 г.). - Новосибирск: СГГА,
2012.
5. Самойлюк Т.А. Профессиональное развитие кадров в современных условиях // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России. Ме-ждунар. науч.-методич. конф. : сб. материалов (Новосибирск, 13 сентября 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012.
6. Рязанцева И.В. Организация и планирование воспроизводства конкурентоспособных специалистов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. на-
145
Организация высшего образования
уч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 178-184.
7. Веселков А.В., Головатых О.К. Интеграция процессов профессионально-личностного качественно образовательного специалиста // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Междунар. науч.-методич. конф. : сб. материалов в 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 3.
8. Шестакова А.В. Адаптационные возможности студентов младших курсов в условиях модернизации образования // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 6. - С. 308-309.
9. Шабурова А.В., Рязанцева И.В. Интеграция взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в системе непрерывного образования как фактор повышения качества подготовки квалифицированных специалистов // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза. Регион. науч.-методич. конф. : сб. материалов (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011.
Получено 26.05.2013
© И.В. Рязанцева, 2013
146