Научная статья на тему 'Предпрофессиональное образование в НГУЭУ'

Предпрофессиональное образование в НГУЭУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / QUALITY OF EDUCATION / PRE-VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION / EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Геннадиевна

В статье предвузовская подготовка потенциальных студентов университета представлена как система, являющаяся в то же время важнейшей подсистемой многоступенчатой модели высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Людмила Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of education starts before university

Multi-level system of pre-vocational training of the potential university entrants developed at Novosibirsk State University of Economics and Management is described.

Текст научной работы на тему «Предпрофессиональное образование в НГУЭУ»

Л.Г. ВОЛКОВА, доцент начальник управления профориентации и маркетинга образовательных услуг

Предпрофессиональное образование в НГУЭУ

В статье предвузовская подготовка потенциальных студентов университета представлена как система, являющаяся в то же время важнейшей подсистемой многоступенчатой модели высшего образования.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная ориентация, образовательная траектория.

Гибкая и многоступенчатая модель высшего учебного заведения, сформированная в НГУЭУ, - это залог дальнейшего устойчивого развития вуза, который смог не только «встроиться» в современные рыночные условия, но и повысить качество предоставляемых образовательных услуг. Не случайно по результатам участия в традиционной Международной образовательной выставке «УчСиб» в номинации «Профориентационные технологии в современном образовании » в 2008 г. НГУЭУ был награжден большой Золотой медалью, а в номинации «Многоуровневая система образования как средство повышения качества образования» в 2009 г. награжден малой золотой медалью.

Система многоуровневого образования в НГУЭУ включает в себя следующие ступени, или уровни.

Предпрофессиональное образование -первый уровень системы непрерывного образования - реализуется Управлением профориентации и маркетинга образовательных услуг. Его задачей является создание в НГУЭУ условий для постоянного развития системы довузовского образования, профессиональной ориентации, обучения и отбора потенциальных абитуриентов.

Следующая ступень образовательной системы - это бизнес-колледж НГУЭУ, студенты которого получают среднее профессиональное образование по шести самым востребованным экономическим специальностям и после его окончания имеют возможность получить высшее образование в вузе по сокращенным программам

обучения. Результаты такой интеграции налицо: более 20% выпускников бизнес-колледжа поступают в университет на бюджетной основе. Кроме того, с 2003 г. у нас выстроена новая образовательная траектория: учащиеся профильных классов имеют возможность параллельно получать образование и в школе, и в бизнес-колледже; таким образом, фактически через год после окончания школы выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании.

Второй и третий уровни системы, на первый взгляд, традиционны для высшей школы - это подготовка бакалавров

(6 направлений), магистров (12 программ) и специалистов высшего образования (более 20 специальностей экономического, управленческого, гуманитарного, информационно-технического профиля). Однако университет внедряет инновации и на этих уровнях системы. Так, одновременно с обучением по основной специальности у студентов НГУЭУ есть возможность за четыре года получить второе высшее образование - специальность «переводчика в сфере профессиональных коммуникаций», подтвержденную дипломом государственного образца. Для этих целей в вузе открыт лингвистический центр, где работают высококвалифицированные преподаватели.

Заключительная ступень многоуровневой системы - послевузовское и дополнительное образование: аспирантура (по 12 специальностям), докторантура (по 4 специальностям), курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов с последующей аттестацией.

Особое значение в современной конкурентной среде приобретает предвузовское образование, о котором мы дальше и будем говорить.

Работа с абитуриентами сегодня ведется вузами в основном на территории школы, как правило, она носит характер традиционных эпизодических встреч и рассчитана на массовость. При таком положении дел не учитываются интересы семьи и личности, поэтому в вуз зачастую попадает случайный человек, не мотивированный на обучение именно в данном учебном заведении. Следовательно, учится он плохо и часто не заканчивает обучение.

Средняя школа, к сожалению, не может обеспечить качественное общее образование: по результатам ЕГЭ 2008 г. в Новосибирской области не справились с экзаменом по русскому языку 14% выпускников, по математике - 33%. Вуз вынужден доучивать абитуриентов, но, несмотря на

эти усилия, качество набора не всегда удовлетворяет преподавателей.

Решением названных проблем и реализацией целенаправленной политики пред-профессионального образования в НГУЭУ вот уже более пяти лет занимается специальное структурное подразделение - Управление профориентации и маркетинга образовательных услуг (УПМОУ). В его состав входят три взаимосвязанные структуры:

• отдел профориентации и связей с общественностью;

• школьная академия;

• приемная комиссия.

Отдел профориентации и связей с общественностью

Суть эффективной профориентационной политики заключается в установлении стабильных партнёрских отношений с учреждениями общего и среднего профессионального образования, постоянное сотрудничество с учащимися, руководителями и учителями экономического лицея, профильных классов в школах, лицеях и гимназиях Новосибирска.

В своей работе отдел использует три основных подхода к профориентации: информационный, диагностический и развивающий. Формы профориентационной работы весьма разнообразны.

Как правило, в течение учебного года сотрудники УПМОУ посещают более 60 образовательных учреждений с профориентационными беседами. На родительских собраниях также проводятся презентации направлений и специальностей университета, консультации по правилам приема и условиям обучения в нашем университете. Постоянно обновляются рекламно-информационные материалы на стендах, размещенных в школах, лицеях, гимназиях, колледжах.

Интересной формой работы являются экскурсии в музей НГУЭУ. В прошлом году подобные мероприятия прошли с участием выпускников Новосибирска, НСО, а так-

же выпускников образовательных учреждений других регионов.

«День открытых дверей » превратился в НГУЭУ из разового мероприятия в систему встреч с потенциальными абитуриентами и их родителями. Традиционно университет открывает для них двери два раза в год - в сентябре и в апреле. Потенциальные абитуриенты и их родители знакомятся с классическими и новыми специальностями. Работает ярмарка-продажа учебнометодической литературы, разыгрываются призы. Как показывает практика, в подобных мероприятиях принимают участие около 1000 человек.

Профориентационная работа проводится не только со школьниками и их родителями. Два раза в год (на осенних и весенних каникулах) организуется работа круглых столов: в расширенных заседаниях принимают участие директора образовательных учреждений, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, и руководство нашего вуза.

К профориентационной работе привлекаются и студенты. Традиционным стал конкурс для студентов «Презентация направлений подготовки и специальностей НГУЭУ», который проходит по трем номинациям: «Листовка-презентация», «Газета-презентация», «Слайд- и видеопрезентация». По итогам конкурса победители получают денежные призы, а конкурсные работы обязательно используются в профориентационной деятельности.

НГУЭУ рассматривает участие в Международной образовательной выставке «УчСиб » как важнейший этап в профориентационной деятельности.

Школьная академия

Школьная академия - это наш новый проект, включающий в себя систему открытого дополнительного образования для потенциальных абитуриентов, их родителей и учителей. Цель - интеграция усилий трех субъектов образовательного пространства (семьи, школы и вуза) для

удовлетворения потребностей потенциальных абитуриентов, их родителей и учителей в повышении образовательной компетенции через реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в сфере образования.

Достижение названной цели базируется на решении трех главных задач:

1) соединение возможностей средней и высшей школы в качественном обучении ученика, подготовка его к успешной сдаче ЕГЭ благодаря использованию новых педагогических технологий;

2) преодоление противоречия между потребностью вуза в развитой личности и формой ЕГЭ, не позволяющей адекватно её оценить (через систему конференций и олимпиад для учащихся профильных классов, экономического лицея, бизнес-колледжа НГУЭУ, а также выпускников образовательных учреждений, с которыми заключены договоры о сотрудничестве);

3) формирование у учащихся мотивации для поступления в наш университет посредством разных специальных структур, в частности школ-лабораторий.

На решение первой задачи направлены:

• курсы по подготовке к ЕГЭ;

• тренинги по ЕГЭ;

• виртуальная школа «Тебе, абитуриент!» (дополнительное образование в НГУЭУ за счет использования современных Интернет-технологий);

• сотрудничество с образовательными учреждениями (оказание поддержки в выборе направленности профильного обучения, в разработке методического обеспечения элективных и других изучаемых курсов, в повышении квалификации учителей, в организации и проведении научно-исследовательской работы со школьниками).

Решение следующих двух задач - развитие личности абитуриента и формирование его мотивации на поступление в НГУЭУ

- осуществляется в трех направлениях:

■ школы-лаборатории;

■ профильное обучение в экономическом лицее и профильных классах;

■ система конференций и олимпиад.

В настоящее время у нас весьма успешно работают четыре профильные школы-лаборатории: школа молодого предпринимателя, гуманитарно-экономическая школа, психологическая школа и детская международная школа мультимедиа.

Курируют данные проекты ведущие преподаватели университета: д.ф.н., профессор О.А. Донских (школа молодого предпринимателя и гуманитарно-экономическая школа), д.п.н., профессор В.В. Ко-лышкин (психологическая школа), С.Г. Гора (детская международная школа мультимедиа).

Школа молодого предпринимателя. В программе школы - выступления ведущих ученых и преподавателей университета и активные формы обучения, например, деловые игры.

В процессе игры преподаватели и студенты учат абитуриентов основам экономической грамотности, показывают, как работать в команде, как строить свой бизнес, выявлять проблемы, формулировать их, анализировать и находить оптимальные пути решения. Ученики приобретают знания, умения и навыки, которые не только помогут им в дальнейшей учебе, но и позволят взять хороший финансовый старт в жизни. Старшеклассники, успешно прошедшие обучение в школе, получают специальные сертификаты и преимущественное право (в случае равных конкурсных баллов) при зачислении в наш университет.

Гуманитарноэкономическая школа. Предлагает обучение по таким темам, как «Семья:традиции и новации»,

«Культура делового общения: жанры, логика, техники, этика », «Экологические проблемы и наша повседневная жизнь», «Искусство, эстетика и бизнес». Так, в рамках первого направления открыта «Школа семейной жизни», где слушатели овладевают основами экономической грамотности («Что такое семейный бюджет? »), знакомятся со своими правами и обязанностями («Материнский капитал: дети, деньги, перспективы ») и узнают, как правильно обустроить свой дом («Умный дом »).

Психологическая школа. В ней обучаются школьники 10-11-х классов, интересующиеся современной психологической наукой и практикой. Это реальная возможность для тех, кто ещё не определился с выбором профессии, проверить свои способности, интересы, наклонности, получить профессиональную консультацию и, участвуя в тренинге, развить коммуникативные навыки, необходимые в жизни. Во время обучения школьники познают искусство взаимоотношений с людьми, проходят психологическое компьютерное тестирование, а также принимают участие в научных экспериментах, которые проводят студенты-старшекурсники под руководством преподавателей кафедры. По окончании психологической школы слушателям выдается сертификат. Успешно

окончившие имеют преимущество при поступлении в НГУЭУ на специальность «Психология».

Детская международная школа мультимедиа. Школа ориентирована на обучение детей и подростков современным информационным технологиям. Педагоги не только учат осваивать самое современное программное обеспечение, но и уделяют особое внимание развитию творческих способностей учащихся. В программу школы включено несколько курсов, которые объединены по темам: «Цифровое портфолио », «Компьютерная графика», «Полиграфический дизайн», «2D-анимация», «SD-анимация», «Анимационный фильм», «Создание сайта». При успешном окончании всех семи курсов слушатель получает сертификат международной школы мультимедиа Specialist of multimedia, а также сертификаты по отдельным курсам.

Международная школа мультимедиа предоставляет для своих слушателей возможности творческого развития в студии анимационного кино «Горница». Студии всего четыре года, однако ее достижения весьма значительны: она принимала самое активное участие в фестивалях «Жар-птица» (2004-2008 гг.), «На старой мельнице » (2006 и 2007 гг.), является дипломантом конкурса социальной рекламы ЮНИОР, победителем III городского конкурса компьютерных работ («Эгида»), дипломантом проекта ООН «Детям до 16 разрешается...», победителем международного конкурса «Цифровой ветер-2007 » в номинации «Мультипликация» и «Цифровой ветер-2008» в номинациях

«Мультипликация» и «Тематический сайт». В 2007 г. студия стала победителем XIII Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» в номинации «Права ребенка » и получила приз Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

К перспективам дальнейшего развития можно отнести разработку новых проектов (к ним относятся, например, экологическая школа и языковая школа).

Система профильного обучения много лет существует в специализированном экономическом лицее. Многие преподаватели НГУЭУ в течение длительного времени весьма успешно работают со старшеклассниками лицея (Владимиров Ю.Н., Гришанова А.В., Гуляева Л.А., Дудина Т.Н., Половова Т.А., Саламатова М.А. и др.).

Вчерашнему школьнику, еще за партой получившему необходимый набор специальных знаний по экономике, менеджменту, праву, информатике, гораздо проще определиться с выбором профессии, ориентируясь прежде всего на свои интересы и цели. Лицеисты обучаются по уникальным образовательным программам, созданным НГУЭУ специально для средней школы. Радует тот факт, что более 80% выпускников экономического лицея ежегодно становятся студентами нашего университета, а всего среди поступивших - около

четверти тех, кто прошел предварительную подготовку в экономическом лицее или экономических классах г. Новосибирска и НСО.

Вот уже более 30 лет на базе нашего университета работают подготовительные курсы, где даются не только знания, необходимые для поступления, но также умения и навыки, позволяющие первокурсникам в короткие сроки адаптироваться к вузовской жизни в стенах университета.

Ежегодно через подготовительные курсы НГУЭУ проходит около 1000 потенциальных абитуриентов (в 2006 г. - 1092, в 2007 г. - 1088, в 2008 г. - 997, в 2009 г. -978). Как показывает практика, студенты

- бывшие слушатели курсов лучше успевают по всем вузовским дисциплинам, они более мотивированы на учебу и на научную деятельность. Поэтому выпускники образовательных учреждений идут учиться на наши курсы вполне осознанно, зная по опыту своих предшественников, что это - самая первая ступенька в их карьерной лестнице.

На территории ряда образовательных учреждений открыты профильные классы: юридический класс - на базе «Второй новосибирской гимназии» (Шипилов П.А.); информационно-технический класс - на базе лицея № 22 «НадеждаСибири» (Мо-шегова А.Т.). Кроме того, в школах и гимназиях преподаватели университета читают для старшеклассников ряд элективных курсов. Программа профильного обучения реализуется в 12 базовых школах-партне-рах г. Новосибирска и Новосибирской области.

Перспективы данной работы связаны с созданием специального ресурсного центра на базе школы № 132 при поддержке НГУЭУ. Цель данного проекта - качественная подготовка выпускников, мотивированных на получение классического экономического образования. Ресурсный центр - это новая модель организации профильного обучения, которая строит-

ся на основе объединения нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающим достаточным материальным и кадровым потенциалом и играющим роль «ресурсного учреждения».

Хорошей традицией стало участие УПМОУ в организации и проведении олимпиад различных уровней, а именно: Всероссийской олимпиады школьников по экономике и обществознанию - школьный, муниципальный и региональный этапы (сроки проведения: октябрь-январь); Предметной олимпиады НГУЭУ I (отборочный тур проводится по всем профильным предметам на базе образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области, принимает участие около 1300 человек, а также на базе нашего вуза - принимает участие около 800 человек); Предметной олимпиады НГУЭУ II (в заключительном туре принимает участие более 900 человек); Открытой региональной межвузовской олимпиады, в которой ежегодно участвует более 2000 выпускников различных образовательных учреждений (в 2008 г. результаты данной олимпиады перезачли в качестве вступительных испытаний в НГУЭУ для 407 человек, из них зачислены на бюджетные места 211 человек); научно-практической конференции школьников «Экономика и управление».

Приемная комиссия

Приемная комиссия осуществляет управление набором контингента. В ее функции входит планирование, организация набора, мониторинг работы с потенциальными абитуриентами, зачисление в вуз, анализ результатов и прогнозирование.

Деятельность Приемной комиссии отличает наличие мощной информационной поддержки, которую обеспечивают:

1) сайт НГУЭУ: прямая связь с адресатом (анкетирование, ответы на вопросы в режиме он-лайн, отзывы и т.д.);

2) специальная страница «Абитури-

ент» на сайте университета, где представлены три основных «поля »: Приемная комиссия (нормативные документы, информация о ЕГЭ, планы мероприятий); Отдел профориентации и связей с общественностью (информация об институтах и специальностях); Школьная академия (расписание подготовительных курсов, информация о школах-лабораториях, сроки проведения и результаты олимпиад и конкурсов).

3) газета «Наша академия» (спецвыпуски для абитуриентов и их родителей, постоянная рубрика в газете «Тебе, абитуриент! »);

4) рекламно-информационные стенды УПМОУ в университете и школах-парт-нерах (советы абитуриентам, памятки, комментарии специалистов и пр.);

5) единая информационная служба НГУЭУ, организованная на базе Приемной комиссии, для консультирования потенциальных абитуриентов, их родителей и всех заинтересованных лиц.

Система довузовского образования НГУЭУ доказала свою жизнеспособность. Политика, проводимая университетом на протяжении многих лет, позволила создать ряд структурных подразделений, интегрирующих свои усилия для достижения качественного образования на всех его уровнях.

Благодаря открытости многоуровневой системы образования существует возможность внедрения основных разработок в другие высшие учебные заведения. Первым шагом в этой работе стало сотрудничество по проблемам довузовского образования с Новосибирским государственным педагогическим университетом, где в 2007 г. по модели УПМОУ нашего вуза была создана и успешно функционирует подобная структура.

Итак, наша система предпрофессио-нального образования апробирована временем, но главное - она открыта для инноваций.

VOLKOVA L. QUALITY OF EDUCATION STARTS BEFORE UNIVERSITY Multi-level system of pre-vocational training of the potential university entrants developed at Novosibirsk State University of Economics and Management is described.

Keywords: quality of education, pre-vocational training, professional orientation, educational trajectory.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ /і^ШШ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - ”НИНХ”

международньіетдипломбі

©иа/ш?

^

Master of Business Administration

Aptech Computer Education -

профессиональное программирование

ш

Arena Multimedia -

графика, анимация, web-дизайн

Российско-американская программа -

«Нью-йоркский институт бизнеса в России»

Детская компьютерная школа

графика, анимация, видео, программирование

>»lwww. n s u е m:г и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.