УДК: 339.138:378 И.В. Рязанцева СГГА, Новосибирск
ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА
С переходом России на рыночную экономику активно формируется и рынок образовательных услуг, который предоставляет возможность получения профессионального образования. Конкурентная среда в этой области с каждым годом усиливается, и поэтому применение маркетинговых подходов на образовательном рынке становится очень актуальным. Грамотно спланированная маркетинговая политика учебного заведения позволяет не только выявить наиболее перспективные направления развития вуза, но и в целом влиять на его конкурентоспособность.
I.V. Ryazantseva SSGA, Novosibirsk
MARKETING STRATEGY EFFECT ON HIGHER SCHOOL COMPETITIVENESS
With Russia’s transition to the market economy the educational services market is rapidly developing. It offers the opportunity of professional training. The competitive environment in this field is growing with each year, marketing approaches are commonly applied. The properly developed marketing policy permits determining the most promising directions of the educational institution development and increasing its competitiveness.
В России с переходом на рыночную экономику активно формируется и рынок образовательных услуг, который предоставляет возможность получения профессионального образования. Конкурентная среда в этой области с каждым годом усиливается, и поэтому применение маркетинговых подходов на образовательном рынке становится очень актуальным. Основными субъектами маркетинга образовательных услуг являются образовательные учреждения различного уровня — университеты, академии, институты и колледжи.
Грамотно спланированная маркетинговая политика учебного заведения позволяет не только выявить наиболее перспективные направления развития вуза, но и в целом влиять на его конкурентоспособность. Проводимые во время рекламных кампаний опросы и анкетирования школьников, родителей и руководителей предприятий позволяют изучать не только рынок образовательных услуг, но и рынок труда с целью определения потребности в тех или иных специалистах, сравнивать ценовую политику вузов, изучать спрос
и предложения, а также находить новые способы мотивации школьников для выбора своей будущей профессии. Высокая конкурентоспособность учебного заведения влияет в целом и на имидж вуза, тем самым привлекая большее количество потенциальных абитуриентов для обучения.
Основные принципы формирования маркетинговой политики в сфере образования в первую очередь должны ориентироваться на потребителя. Ежегодно тысячи выпускников школ устремляются в вузы за получением профессиональных «образовательных услуг». У любого старшеклассника к концу обучения в школе формируются определенные запросы к специальности, различным характеристикам учебного заведения, цене и качеству предоставляемых услуг. Предоставить всю необходимую информацию потенциальным потребителям позволяет система интегрированных маркетинговых коммуникаций сформированных в Сибирской государственной геодезической академии. Размещения рекламы в информационных справочных изданиях и в сети Интернет часто не хватает, так как многие абитуриенты стремятся получить дополнительную информацию, которой нет на размещенных макетах - это состояние материально-технической базы, возможности прохождения практик и дальнейшего трудоустройства. Поэтому в течение всего года проводится различная профориентационная работа с выпускниками школ, лицеев и гимназий, образовательных учреждений среднего профессионального образования. Проводятся «Дни открытых дверей», «Недели профессий», ведется работа в учебных заведениях, на базе которых организованы «Профессиональные школы в сфере приборострения и геоинформационных систем». Особое значение в системе формирования имиджа и реализации плана маркетинговых мероприятий академия придает взаимодействию со школами и проведению различных рекламных акций среди старшеклассников и родителей. В академии функционирует специализированное подразделение, ориентированное на эту работу - Центр тестирования и профориентации.
Предпрофессиональное образование является важным компонентом системы непрерывного образования как предпрофессиональная подготовка, предшествующая высшему профессиональному образованию, составной частью которой является профориентационная работа. Основная цель довузовской подготовки как звена многоуровневой системы высшего образования - вхождение старшеклассника в социокультурное пространство вуза. В работу включены все формы довузовской работы, создаются необходимые условия для подготовки абитуриентов в вуз. Академия придает особое значение именно работе со школьниками по системе «вуз-школе». Так как успешная подготовка студента к практической деятельности зависит не только от качества подготовки в вузе, но и от практической готовности абитуриентов к обучению и овладению будущей профессией.
Ежегодно академия принимает участие в Международной образовательной выставке «УЧСИБ», которая проходит в МВЦ «1ТЕ-Сибирская ярмарка». Выставка является крупнейшим в России образовательным форумом. Цель — показать возможность качественных изменений в сфере образования,
соответствующего потребностям экономики и общества. В выставке принимают участие более 250 образовательных учреждений и производственных предприятий из разных городов и населённых пунктов России. Обширная программа участия академии выставке включает научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации и конкурсы.
В течение всего учебного года Центр тестирования и профориентации проводит профориентационные выезды в школы города Новосибирска и области с целью ознакомления будущих абитуриентов со специальностями академии, возможностями и перспективами обучения и дальнейшего
трудоустройства. Школьники имеют возможность получить квалифицированную консультацию у сотрудников приемной комиссии по вопросам поступления и подготовки к вступительным испытаниям,
ознакомиться с презентациями специальностей и направлений вуза.
Большой вклад в общее представление об академии вносит проведение недели «Мир профессий СГГА». Это мероприятие проходит 3 раза в год, в течение недели школьники приходят на тематические встречи с преподавателями, на которых ребята более подробно узнают про специальности нашей академии, возможностях трудоустройства.
Помощь в подготовке к поступлению в ВУЗ оказывает профориентационное компьютерное тестирование. Комплекс
«Профориентатор» ориентирован на работу со старшеклассниками, рассматривающими вопрос о выборе профессии и учебного заведения. Ведь при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Пройдя тестирование, ребята могут узнать, в каком направлении продолжить обучение, в каких ВУЗах можно получить соответствующее образование.
Проводимые олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы и другие совместные мероприятия школ и вузов позволяют выявлять учащихся, не только подготовленных к поступлению в вузы, но и способных неординарно мыслить, находить различные подходы к решению научных задач.
Уже несколько лет обратную связь с абитуриентами приемная комиссия осуществляет по средствам группы «Абитура СГГА» в социальной сети «ВКонтакте.ру», которая является безусловным инструментом воздействия на абитуриентов в процессе профориентации и продвижения вуза среди целевой аудитории.
В 2009-2010 учебном году Сибирская государственная геодезическая академия начала работу по выполнению государственного контракта с Областной администрацией «Разработка и реализация модели
профессиональной школы в сфере геоинформационных систем» и
государственного контракта «Разработка и реализация модели
профессиональной школы в сфере приборостроения». Работа по этим государственным контрактам ведется при поддержке Областной администрации Новосибирской области. Модель профессиональной школы интересна тем, что
она открывает возможности применения предложенной модели «вуз-школе» в реальной практике взаимодействия общего среднего и высшего образования.
В рабочую группу входят представители профессорско-преподавательского состава академии, аспиранты и студенты. Со стороны школы в реализации совместных мероприятий принимают участие администрация школы, учителя, школьники, родители. Для внедрения модели профессиональной школы, было достигнуто соглашение со школами города и области. Учащиеся профильных классов имеют возможность регулярно посещать лаборатории академии, кафедру картографии и геоинформационных систем, научно-исследовательский центр, компьютерные классы академии.
Все эти мероприятия направлены на ориентирование школьников в мире профессий. Для осуществления самостоятельного и осознанного самоопределения будущие абитуриенты на стадии выбора высшего учебного заведения, должны четко представлять, какую профессию они выбрали и чем в дальнейшем они будут заниматься. В условиях реформирования системы образования с учетом ранней профилизации в школах, необходимо применять наиболее целесообразные способы маркетинговой политики вуза, способные повлиять на процесс профессионального самоопределения школьника.
Для реализации необходимых мероприятий важно задействовать все инструменты маркетинга, включая исследования рынка труда и клиентоориентированный набор услуг. При реализации основных мероприятий направленных на развитие конкурентоспособности академии и повышение статуса технических специальностей необходимо:
- При проведении рекламных акций и профориентационной работы со школьниками делать акцент на том, что при современной подготовке специалистов инженерно-технического профиля активно используется новейшая компьютерная техника, что позволяет решать широкий круг специализированных задач. За счет востребованности таких специалистов рынком труда, престиж инженерной профессии с каждым годом становится выше.
- Доводить до сведения целевых аудиторий информацию о том, что у специалистов инженерно-технического профиля широкие перспективы дальнейшего трудоустройства. На сегодняшний день география трудоустройства выпускников академии распределилась уже за пределы России.
- Расширять возможности проведения занятий в профильных классах на площадках школ и вуза, наглядно показывать применение различных программных продуктов, используя визуальный эффект возможностей современных лабораторий и приборов.
Современная рыночная ситуация заставляет высшие учебные заведения для сохранения конкурентоспособности более тщательно использовать свой маркетинговый потенциал, влияющий на взаимоотношения с потребителями и на продвижение образовательных услуг на образовательный рынок. Прежде всего, важно правильно ориентироваться на потребителя и учитывать спрос и предложения на рынке труда. Разработка собственной концепции и стратегии
развития с учетом потребностей целевого рынка, развитие современных коммуникативных методов с привлечением бизнес-сообщества, развитие собственного бренда и внедрение современных информационных технологий -входит в состав первоочередных задач вуза. Это позволит вузам развивать конкурентоспособность и наращивать весь необходимый потенциал для подготовки специалистов в долгосрочной перспективе.
© И.В. Рязанцева, 2011