Научная статья на тему 'Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования'

Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна, Бырдина Ольга Геннадьевна, Поворознюк Ольга Алексеевна

Социальное здоровье рассматривается в статье как интегральное понятие, базирующееся на системе отношений индивида к себе как природному, социальному индивиду и как к субъекту деятельности. Авторы определили направления формирования социального здоровья студентов, основанные на социально значимых проблемах, выступающих в личностном плане как трудности социализации личности. Также в статье представлены структурные компоненты социального здоровья студентов, включающие социальную образованность, социальную сознательность и социальное поведение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна, Бырдина Ольга Геннадьевна, Поворознюк Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования»

_VOCATIONAL TRAINING_

УДК 37.035

Ведерникова Людмила Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, филиал Тюменского государственного университета в г. Ишиме, Wedernikowa@mail.ru, Ишим

Бырдина Ольга Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, филиал Тюменского государственного университета в г. Ишиме, olgabirdina@rambler.ru, Ишим

Поворознюк Ольга Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, филиал Тюменского государственного университета в г. Ишиме, olgi-ya@mail.ru, Ишим

социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования

Аннотация. Социальное здоровье рассматривается в статье как интегральное понятие, базирующееся на системе отношений индивида к себе как природному, социальному индивиду и как к субъекту деятельности. Авторы определили направления формирования социального здоровья студентов, основанные на социально значимых проблемах, выступающих в личностном плане как трудности социализации личности. Также в статье представлены структурные компоненты социального здоровья студентов, включающие социальную образованность, социальную сознательность и социальное поведение личности.

Ключевые слова: социальное здоровье, социализация, социальная образованность, социальная сознательность и социальное поведение личности.

Качество подготовки студентов в вузе, способность данной социальной группы к аккумулированию и трансляции знаний во многом обусловлены уровнем их социального здоровья, которое имеет немаловажное значение для успешного социального функционирования как самих молодых людей, так и общества в целом. Поэтому особое значение в современных условиях высшего образования приобретает деятельность, направленная на формирование социального здоровья студентов, которое наряду с профессиональным уровнем входит в число показателей качества подготовки специалистов высокой квалификации, определяющих экономическое процветание и социальное благополучие государства.

Во многих исследованиях социальное здоровье студентов рассматривается как интегральное понятие, отражающее уровень адаптации личности в социальной среде, степень ее социальной активности, гармонию взаимоотношений с другими людьми и социальными группами, адекватную существующим нормам и общечеловеческим ценностям регуляцию поведения, здоровый образ жизни [10], как состояние социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его способности устанавливать

и поддерживать социальные связи и отношения, как состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом, как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие.

Человек - существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

В процессе становления социального здоровья ведущим является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т. е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности [3].

В нашем исследовании социальное здоровье рассматривается как интегральное понятие, базирующееся на системе отношений индивида к себе как природному, социальному

индивиду и как к субъекту деятельности.

Мы рассматриваем процесс формирования социального здоровья личности через призму процесса ее социализации. Социализация (от. лат. .ъоааН,? - общественный) -это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье) [5]. Социализация - это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т. е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно - под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации - это:

а) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности;

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе (социали-зированность).

Определение направлений формирования социального здоровья студентов в нашем исследовании основывается на выявлении ведущих групп социально значимых проблем, выступающих в личностном плане как трудности социализации личности [9].

Проведенный нами пилотажный проективный опрос с последующим тестированием выявил три группы проблем: итраиндивидные проблемы (сложности саморегуляции, самочувствия, самоорганизации), проблемы межличностных отношений и проблемы сформированности тех социально значимых качеств личности, которые востребованы в обществе.

Получая уникальную субъективную окраску и содержание на уровне отдельной личности, эти проблемы (их можно определить как уровни существования в социуме) структурируют направления формирования социального здоровья студентов: «Я как природный индивид», «Я как социальный индивид» и «Я как субъект деятельности».

Представления о строении и содержании социального здоровья личности легли в основу предложенных нами направлений его формирования на всех уровнях существования в социуме: в качестве природного индивида, социального индивида и субъекта деятельности.

В системе отношений «Я - природный индивид» выделяются локус «физического Я» (осознание схемы тела, физического развития и т. п.), психический локус (знание собственных типологических и эмоционально-волевых особенностей), половозрастной локус (осознание принадлежности к определенному полу и возрасту). В данной системе формируется образ «Я - живой организм», который складывается на основе знания собственных типологических и эмоционально-волевых особенностей, накопления информации о себе, переживания собственной ценности и значимости, действия на основе знаний о себе, своего внутреннего «Я» [1].

Юношеский возраст (18-20 лет) - это период наиболее активного развития нравственных и этических чувств, становление и стабилизация характера и, особенно это важно, овладение набором социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С периодом юношества связано начало активности, под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются качества, появившиеся на предыдущем (подростковом) этапе: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой. Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии (Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.), отмечая сложность юношеского возраста, обращают внимание на то, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения на этом этапе онтогенеза развита не в полной мере. В возрасте 18-19 лет юноши и девушки нередко идут на немотивированный риск, не умеют предвидеть последствия своих поступков, в основе которых не всегда могут быть достойные мотивы.

Действия относительно «Я» при указанном типе отношения к себе способствуют решению названных проблем. Данные действия определяются усилиями, способствующими самовыражению. Автокоммуникация, имеющая форму внутреннего диалога, способствует расширению «диапазона приемлемости» возможных способов действия

в мире, самовыражения и самореализации. В результате такого подхода происходит сознательная регуляция своего поведения, осознанный выбор мотивов, рост силы собственного «Я» [1].

Осознание себя, принятие собственной личности являются важнейшими психологическими механизмами развития личности студента и управляются на уровне самооценки, которая является регулятором поведения и деятельности: адекватная самооценка позволяет молодому человеку правильно соотносить свои возможности с задачами разной трудности, строить отношения с окружающими людьми.

Система отношений «Я - социальный индивид» результируется в образе «Я-взаимодействующее», который складывается из двух взаимосвязанных способов видения и объективизации своего «Я» в коммуникациях: действием «рефлексивного Я» («Я глазами других») и «реверсивного Я» (сличения образа «Я глазами других» с собственным видением себя).

На основе самопознания складывается самопредставление, которое Э. Гофман определяет как представление себя другому. Такое представление себя другим является, по мнению исследователя, частью активности личности, которая углубляется в своем самопонимании, когда посредством самопредставления реализует свое стремление быть самой собой и быть понятой другим. В этом случае личность глубже и адекватнее начинает понимать себя, мотивы своих поступков, свои отдельные качества и т. д.

В основе системы отношений «Я - социальный индивид» реализуется межличностный механизм социализации, который, по мнению А. В. Мудрика, функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него людьми. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса посредством эм-патии, идентификации, рефлексии и т. д. [5].

На этом этапе формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя. Далее студент учится действовать на основе знаний о себе, оперировать уже готовыми знаниями с точки зрения понимания требований социума и собственных требований к себе.

Таким образом, постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который складывается из множества единичных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа [2].

В системе отношений «Я - субъект деятельности» происходит осознание себя личностью в сфере деятельности, переживание чувства ценности и значимости, проявляющееся в умении создавать положительный фон общения, выражать эмоциональный отклик, ведущий к развитию самопознания личности, развитию ее самооценки. В данном комплексе отношений формируется образ личности как активного субъекта деятельности - «Я - действующее» [3].

Представленные направления формирования социального здоровья личности студента отражают план его социализации в обществе.

В ходе формирования социального здоровья личности необходимо учитывать три основных и взаимосвязанных ее элемента: социальную образованность, социальную сознательность, социальное поведение.

Социальная образованность предполагает создание информационной среды, которая обеспечивала бы учащимся возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей, создавала бы условия для свободного творческого поиска, решения проблем, связанных с пониманием сущности социального здоровья и социума в целом.

Социальная образованность служит предпосылкой к пониманию студентом сущности социального здоровья и удовлетворению потребности в социализации.

Важным элементом педагогического влияния на студентов должно стать целенаправленное развитие их социальной сознательности.

Под социальной сознательностью понимается система убеждений личности, ее взгляды на социум и себя как на субъекта социума, которые чаще всего реализуются в форме оценочных суждений. Эффективное развитие социального сознания студентов на практике должно включать в себя:

- уважение другого человека;

- умение противостоять стрессовой ситуации и помочь справиться с ней другому;

- принятие окружающих как форму отношения к людям, характеризующуюся способностью воспринимать людей такими, какие они есть, уважать их своеобразие и право быть собой, признавать их ценности и доверять им;

- понимание других, выражающееся в способности к адекватному, свободному от стереотипов восприятию окружающей действительности, готовности вступать в межличностное общение на основе эмпатии.

Таким образом, рассмотрев данные критерии, можно утверждать, что основными механизмами социальной сознательности являются:

- децентрация (способность встать на позицию другого человека);

- идентификация (неосознанное отождествление себя с другим);

- эмпатия (постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания);

- толерантность (уважительное добродушное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других людей).

Социальная сознательность, будучи элементом социального здоровья, выступает как надстройка, реализующая применение знаний о социуме, окружающих людях и приемах социального поведения в качестве личного способа социальной ориентировки [7]. Так осуществляется переход от мировоззрения к практическому использованию знаний о социуме путем внутреннего формирования социальной позиции как направленности социальных действий личности, характеризующих ее отношение к другим людям, социальным группам.

Третьим элементом, формирующим социальное здоровье личности, является социальное поведение, которое может быть рассмотрено как проявление студентами социальной активности в деятельности, развитие их контактов с окружающими и совместной с ними деятельности. Именно в «действии», «поступке», по мнению В. А. Сластенина, происходит осознание себя как частицы окружающего мира, понимание своей уникальности и значимости. В поступке как акте поведения выражается отношение к окружающим людям, обществу в целом и самому себе [8].

Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей (парадигма «Я и ты», «Я и мы»). Это не просто

действия среди людей, а социально значимые действия, то, что значимо для окружающих. Социальное поведение предполагает проявление таких качеств, черт личности, которые востребованы в данном обществе.

Социально значимые качества - наиболее полные и весьма детализированные характеристики сформировавшегося социального сознания и поведения личности. Одни из них могут играть доминирующую роль в становлении социального здоровья личности, другие - подчиненную. Их становление зависит от общего строя мотивов личности, ее направленности и внутренней позиции. Взаимосвязанные с опытом и привычками социального поведения, они выступают как определенное отношение к социуму и себе как субъекту данного социума и проявляются в различных ситуациях.

Социально значимые качества личности становятся результатом и обобщенным выражением устойчивых отношений личности с окружающими, ее деятельности и поведения. К ним относятся: сила воли, сдержанность, взаимопонимание, доброта, организованность, настойчивость, вежливость, взаимопомощь, трудолюбие.

Социально значимые качества личности проявляются в отношении человека к обществу, в поступках и поведении и отражают в себе единство знаний, мотивов и способов поведения, учитывают сложившиеся у личности комплексы социальных проявлений (отзывчивость, серьезность, смелость, целеустремленность, непримиримость к вредным привычкам).

Критериями социального поведения студентов могут служить следующие:

- адаптация в референтных общностях (семья, студенческая группа);

- овладение нормативным, правилосо-образным поведением;

- уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

- выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

- самоконтроль и саморегуляция поведения в зависимости от обстоятельств;

- общая средовая адаптация - интеграция в общество [4].

Таким образом, для успешного формирования социального здоровья студентов важно, чтобы каждое из его структурных проявлений (элементов) приобрело устойчивость, стало неотъемлемым социально значимым

качеством личности. А это возможно, если источником этих проявлений наряду с внешними факторами воздействия на личность станут потребности, чувства, ценностные ориентации, мировоззрение личности.

Мы уверены, что именно потребности, убеждения, чувства, устойчивая социальная позиция и отношения личности, выполняя функцию внутренних побудителей социального поведения, станут основным духовным «строительным материалом» для становления социального здоровья личности.

Библиографический список

1. Бырдина О. Г. Модель формирования профессионально-ценностного самоотношения личности будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 162-168.

2. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 5. - С. 87-91.

3. Ведерникова Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 98-107.

4 Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А. Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 98-103.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

6. Поворознюк О. А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогическая наука и образование. -2012. - № 2. - С. 91-94.

7. Поворознюк О. А. Социально-психологическая адаптация студентов в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. -2007. - № 6. - С. 67-69.

8. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 192 с.

9. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности / О. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина, О. В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 8-14.

10. ЦикалюкЕ. В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи в условиях организационной культуры вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2012. - 140 с.

11. O'Donoghue T. A., Ross Brooker R. The Rhetoric and the Reality of the Promotion of Reflection During Practice Teaching: An Australian Case Study // Journal of Teacher Education. -March-April 1996. - Vol. 47, № 2. - P. 99-109.

Vedernikova Lyudmila Vasilyevna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Deputy Director for Science of the branch of Tyumen State University in Ishim, Wedernikowa@mail.ru, Ishim

Byrdina Olga Gennadevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Chair of Pedagogical and Psychological Science, the branch of Tyumen State University in Ishim, olgabirdina@rambler.ru, Ishim

Povoroznyuk Olga Alexeyevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Chair of Social Pedagogical Science and Infantile Pedagogical Science of the branch of Tyumen State University in Ishim, olgi-ya@mail.ru, Ishim

social health of students: essence, structure and main direction of its formation

Abstract. The article examines the social health as an integral concept, which is based on a system of relations of the individual to himself as natural, social individual and as person of activity. The authors determined the direction of the formation of social health of students, based on socially significant issues, acting in a personal sense as the difficulty of socialization. The article also presents the structural components of the social health of students, including social education, social consciousness and social behavior of the individual.

Keywords: social health, socialization, social education, social consciousness and social behavior of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.