Научная статья на тему 'Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности'

Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна, Поворознюк Ольга Алексеевна, Бырдина Ольга Геннадьевна, Дубровина Ольга Валерьевна

В статье представлены сущность социальной успешности школьников как результата профилактики их виктимности. Рассмотрены социально-виктимологические характеристики школьников группы риска. Раскрывается понятие социальной успешности. Описаны основные направления формирования социальной успешности (обеспечение направленности обучаемых на субъективно-ценностные достижения в образовательном процессе; обеспечение реализации обучающихся в социально-значимой деятельности; обеспечение взаимодействия образовательного учреждения, учителей, родителей и самого ребенка). Рассмотрены основные механизмы создания ситуации успеха у школьников: момент персональной исключительности, усиление мотивации, авансирование, снятие страха, скрытая помощь или скрытая интуиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна, Поворознюк Ольга Алексеевна, Бырдина Ольга Геннадьевна, Дубровина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности»

вопросы воспитания и обучения

УДК 37.035

Ведерникова Людмила Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Ишим-ского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, Wedernikowa@mail.ru, Ишим

Поворознюк Ольга Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, olgi-ya@mail.ru, Ишим

Бырдина Ольга Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова», olgabirdina@rambler.ru, Ишим

Дубровина Ольга Валерьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, dubrovina-75@mail.ru, Ишим

социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности

Аннотация. В статье представлены сущность социальной успешности школьников как результата профилактики их виктимности. Рассмотрены социально-виктимологические характеристики школьников группы риска. Раскрывается понятие социальной успешности. Описаны основные направления формирования социальной успешности (обеспечение направленности обучаемых на субъективно-ценностные достижения в образовательном процессе; обеспечение реализации обучающихся в социально-значимой деятельности; обеспечение взаимодействия образовательного учреждения, учителей, родителей и самого ребенка). Рассмотрены основные механизмы создания ситуации успеха у школьников: момент персональной исключительности, усиление мотивации, авансирование, снятие страха, скрытая помощь или скрытая интуиция.

Ключевые слова: виктимность, социальная успешность, Я-концепция, ситуация успеха, социальная успешность, субъект-субъектное взаимодействие, формирование социальной успешности

Vedernikova Lyudmila Vasilyevna

Doctor of Pedagogical Science, a professor of the Chair of Pedagogical Science, the vice-principal on Research and Innovation Activities of the Ishim Ershov Teachers Training Institute, Wedernikowa@mail.ru, Ishim

Povoroznyuk Olga Alexeyevna

Candidate of Pedagogical Science, an Associate Professor of the chair of Social Pedagogical Science and Infantile Pedagogical Science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute, olgi-ya@mail.ru, Ishim

Byrdina Olga Gennadevna

Candidate of Pedagogical Science, an Associate Professor of the Chair of Pedagogical Science, the Ishim Ershov Teachers Training Institute, olgabirdina@rambler.ru, Ishim

Dubrovina Olga Valerievna

Candidate of Psychology Science, an Associate Professor of the chair of Psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute, dubrovina-75@mail.ru, Ishim

social successfulness of schoolchildren as a result of victimization preventive measures

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

Abstract: The article presents the essence of social successfulness of schoolchildren which is a result of their victimization preventive measures. The social and victimological characteristics of schoolchildren from the risk group are considered. The notion of social successfulness is defined. Basic directions and mechanisms of creating situations of potential success are described.

Keywords: victimization, social successfulness, one's self-concept, directions of and mechanisms of forming. social successfulness

В настоящее время проблема виктимности школьников становится все более острой. А. В. Мудрик, являющийся одним из основоположников социальной виктимологии, определяет виктимность как социально-психологическую предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств [8]. Характеристика современных детских и подростковых групп риска представляет собой сложную социальную картину. По данным педагогических, психологических и социологических исследований, школьники данной группы имеют следующие социально-виктимологические характеристики:

- повышенный уровень тревожности;

- эмоциональное отвержение детей и подростков со стороны родителей и довольно часто - сверстников, сопровождаемое для них поиском автономии;

- непринятие ценностей, социально значимых в обществе;

- неуверенность в себе, в своих силах и возможностях;

- убеждение в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом;

- проекция на себя неудачной жизни своих родителей;

- стремление к легкой и «красивой» жизни, к удовольствиям [10].

Важнейшим институтом социализации, способным предупредить и предотвратить развитие названных качеств, обеспечить социальное перемещение и продвижение подрастающего поколения вверх по социальной лестнице, является образование. Отказ от узкопредметного образования в пользу социокультурного контекста, в центре которого находится сам ребенок, предполагает развитие у школьника жизненных, ключевых компетенций, составляющих основу его социальной успешности.

Социальная успешность может определяться с различных позиций. Во-первых, это внешняя по отношению к личности позиция,

анализирующая социальную успешность с точки зрения социального признания; это представление социальной успешности как достижений в профессиональной деятельности и связанное с ними профессионально-личностное самоопределение человека в старшем школьном возрасте; рассмотрение в контексте процессов социализации и социальной адаптации как их результат, признанный обществом (адекватная требованиям общества социализация, эффективная социальная адаптация); как эффективное моделирование поведения и как эффективное взаимодействие с миром, другими людьми и самим собой [11].

На наш взгляд, социальная успешность -это интегративная характеристика личности, определяющая наличие субъективно-ценностных достижений школьника в социально значимой деятельности, взаимодействии, решении жизненно важных проблем и способствующая преодолению учеником негативных обстоятельств социализации.

Безусловно, в нашей трактовке социальной успешности внутриличностная составляющая является основополагающим, базовым компонентом, обусловливающим наличие внешних атрибутов достижений (статуса, имидж, общественное признание, одобрение). Уточняя понятие, можно охарактеризовать социальную успешность как устойчивое состояние личности, основанное на позитивной Я-концепции, в котором отражается ее включенность в систему социальных связей и отношений как социально полноценного субъекта, что способствует преодолению негативных обстоятельств социализации [9]. Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е. на то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит ее способность преобразовывать свой внутренний мир, об-

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ

ретать благодаря переоценке ценностей осмысленность существования в изменившихся условиях.

В связи с этим, педагогу важно осуществлять педагогическое взаимодействие с детьми, чтобы помочь им изменить свое сознание, переориентацию ценностей, отношений, установок. Перед современной школой стоит задача - обеспечение социальной успешности школьников и создание для этого благоприятных условий и полноценных возможностей.

Формирование социальной успешности может осуществляться по следующим направлениям.

• Обеспечениенаправленностиобучаемых на субъективно-ценностные достижения в образовательном процессе.

В современной педагогической науке и практике суще ствуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученно-сти учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований. На наш взгляд, приоритетность социального развития школьников перед когнитивным создает возможность для удовлетворения потребностей обучающихся в социокультурной адаптации и развитии.

• Обеспечение реализации обучающихся в социально-значимой деятельности

Социально значимая деятельность общеобразовательного учреждения - это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию со-

циальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде школы и во внешней социальной среде и закрепляющих у обучающихся социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса.

Главной задачей социально значимой деятельности в школе является обеспечение социальной адаптации обучающихся в школьной и социальной среде во внеурочное и каникулярное время.

Современному школьнику свойственны, с одной стороны, стремление к успешности и самоопределению, а с другой - неуверенность, напряженность, тревожность. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать это стремление с учетом актуального состояния школьника. Как только ученик чувствует себя успешным в деятельности, видит, что у него получается, сразу улучшается его эмоциональное состояние, повышается мотивация, увеличивается активность в поиске средств.

Таким образом, деятельность будет успешной, если она актуализирована и социально значима для ребенка (ребенок стремится включиться в работу); осознается учеником (он понимает и принимает цель деятельности); приближена (школьник активен в достижении результата), то есть предстоящая деятельность как бы перемещается с заднего плана (мало осознаваемого, пассивного) на передний (хорошо осознаваемый, активный).

Желательным для любой деятельности является актуальное состояние ученика, которое характеризуется как открытость (высокая степень благоприятности для ребенка, его готовность к эмоциональному проживанию), уверенность в своих силах (готовность организма) и сосредоточенность (адекватность и высокая степень осознанности к включению в предстоящую деятельность). Данное состояние характеризуется расширением сознания, ясностью и целостностью отражения действительности, углубленным пониманием собственного «Я», уравновешенностью в отношениях, позитивным настроем (увлеченность, вдохновение, заинтересованность, уверенность) и в целом -чувством успешности в социально значимой деятельности.

• Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения, учителей, родителей и самого ребенка.

Социальная успешность школьника - это результат совместной деятельности образовательного учреждения, учителей, родителей и самого ребенка.

В настоящее время происходит смена модели взаимодействий педагога и воспитанника в современном образовании - от учебно-дисциплинарной, авторитарной к гуманной, личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка и отвергающей манипулятивный подход к нему.

Среди основных принципов современного подхода в организации гуманистического образовательного процесса Е. В. Коротаева выделяет:

- ценностное отношение к личности ребенка и подростка, признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний. При этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это - показатель уровня профессионального мастерства учителя;

- субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, то есть предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;

Являясь альтернативой традиционной субъект-объектной модели отношений, педагогическое взаимодействие основывается на субъект-субъектном взаимодействии и способствует становлению личности, развитию индивидуальности, формированию самосознания и позитивного самовосприятия [2; 4].

По мнению В. А. Сластенина, педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное

восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т. п. [14].

Таким образом, педагогическое взаимодействие - это личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, где оба участника педагогического процесса выступают как паритетные и равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры [12].

Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции, готовность к безоценочному отношению к нему как к личности.

Стратегию сотрудничества формируют механизмы стимулирования учителем познавательных интересов учащихся, создания ситуации успеха.

К этим механизмам можно отнести:

1. момент персональной исключительности, который снимает неуверенность в ребенке, застенчивость;

2. усиление мотивации - положительный настрой, положительные впечатления, которые влияют на мотив деятельности. Для педагога главное, чтобы ребенок оценивал деятельность как значимую, для этого необходимо создание ситуации «новизны», сюрпризности, неожиданности, побуждая ребенка повторно пережить положительные эмоции;

3. авансирование (для того, чтобы ребенок приступил к деятельности, необходимо авансирование со стороны взрослого. Педагог обращает внимание на достоинства учащегося, которые стимулируют его);

4.снятие страха - это преодоление неуверенности, нежелание ребенка приступать к выполнению задания;

5. скрытая помощь или скрытая интуиция.

Таким образом, можно сказать, что сотрудничество педагога и учащегося - это

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:

1) пространственное и временное соприсутствие,

2) единство целей,

3) организация и управление деятельно -стью,

4) разделение функций, действий, операций,

5) наличие позитивных межличностных отношений.

Важным условием педагогического взаимодействия является создание на уроках эмоционально-интеллектуального поля, в котором осуществляется «проживание» учениками со-бытия и обретения личностных ценностей.

В результате этого формируется аксиосфе-ра взаимодействия учителя и учащихся в процессе их совместной деятельности, включающая ценности учителя, связанные со сферой взаимоотношений с учащимися (уважение учеником личности учителя, внимание к речи учителя, дисциплинированное отношение школьников) и ценности ученика, связанные со сферой взаимоотношений с учителем (уважение учителем личности ученика, учет возрастных, индивидуальных особенностей, интересов и потребностей и т.д.).

• Обеспечение решения школьниками жизненно важных проблем.

Можно выделить четыре группы жизненно важных проблем школьников, с которыми они сталкиваются в процессе социализации:

• Проблемы в достижении позитивного общения и продуктивного взаимодействия.

Вопросы обретения школьниками умений общаться, являются для учителей не просто «вторичными», зачастую они просто выпадают из реального образовательного процесса. Педагоги не всегда уделяют должное внимание усвоению детьми коммуникативных умений, испытывают затруднение в руководстве процессом межличностного общения школьников, часто не учитывают богатый потенциал коммуникации в нравственном образовании детей. Такое невнимание к данной проблеме оборачивается деструктивным поведением учеников, склонностью детей разрешать конфликты с помощью силовых средств, а также появлением у них различных психологических

комплексов, возникновением стрессовых ситуаций в классе. Обучение школьника общению и конструктивному взаимодействию должно осуществляться через:

- создание условий для обогащения собственного опыта позитивного общения и взаимодействия учеников;

- обогащение теоретическими сведениями из различных областей человекознания;

- упражнение в таком поведении по отношению ко всем остальным, которое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинство и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напряжению во взаимоотношениях [1; 8].

• Проблемы самооценки школьников.

Адекватная самооценка - это предпосылка и следствие социального взаимодействия, накопления социального опыта. Очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и педагогам надо учить ребёнка видеть и понимать себя.

• Проблемы, связанные с управлением эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватным поведением в стрессовых ситуациях.

Эмоциональное развитие детей происходит спонтанно. Воздействие социума на эмоциональную сферу сводится чаще всего к ознакомлению ребенка с нормами и правилами общественно одобряемого поведения. Такая система не дает ему возможности самостоятельного проживания, осознания и преодоления эмоционально экстремальных ситуаций, а значит, не наполняет копилку его собственного эмоционального опыта. Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины. Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создает серьезные сложности в общении и взаимопонимании как со сверстниками, так и с родителями. Такая эмоциональная некомпетентность часто

является причиной стрессов. Необходимо помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия:

- осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;

- видеть и понимать эмоции и чувства других людей;

- соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие эмоциональной реакции различных людей в одной и той же ситуации;

- произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, необходимы специальные игровые учебные задания.

• Проблемы, связанные с самостоятельным принятием и исполнением решений.

Человек, способный принимать конструктивные, взвешенные решения, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Обеспечение решения школьниками жизненно важных проблем становится возможным только при организации целенаправленной деятельности педагогического коллектива и родителей учеников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, социальная успешность, являясь значимой ценностью для современного человека, становится своеобразным показателем результативности педагогической деятельности. Формируя социальную успешность, мы формируем личность ребенка, способного преодолеть негативные обстоятельства социализации.

Библиографический список

1. Бодалёв А. А. Личность и общение: - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.

2. Бырдина О. Г. Диалоговая технология формирования ценностного самоотношения личности студента на занятиях по иностранному языку // Сибирский педагогический журнал. -2010. - №3. - С. 40-47.

3. Бырдина, О. Г. Механизмы формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. - 2013. - №5(11). - С. 15-21.

4. Ведерникова Л. В. К вопросу о становлении научно-исследовательской позиции магистрантов // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. - 2012. -№1(5). - С. 51-57.

5. Ведерникова, Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №3. -С. 34-40.

6. Ведерникова Л. В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 102-106.

7. Ведерникова Л. В. Становление траекторий профессионального развития как средство самореализации будущих педагогов / Л.В. Ведерникова, И.А.Тенюнина // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. - 2013. - №5(11). - С. 4-10.

8. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 178 с.

9. Дубровина О. В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №1. -С. 333-342.

10. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций. - Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. - 172 с.

11. Калинина Н. В. Психологическая помощь учащимся в достижении социальной успешности [Электронный ресурс]/Н. В. Калинина, К. И. Калинина //Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - 2010. - №3. Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/. (дата обращения: 05. 04. 2014).

12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед.. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

13. Поворознюк О. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. - 2013. - №5(11). -С. 97-101.

14. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.