Научная статья на тему 'Социальное время и его праздничное измерение в период выборов'

Социальное время и его праздничное измерение в период выборов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ВЫБОРЫ / ПРАЗДНИК / ИНДОКТРИНАЦИЯ / СИГНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL TIME / ELECTIONS / HOLIDAYS / INDOCTRINATION / SIGNAL FUNCTION / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Байханов Исмаил Баутдинович

В статье рассмотрены психологические, социальные и политические векторы совпадения духа праздников и выборов. Автор раскрывает особенности создания праздничной атмосферы в день выборов в советские годы. Выводятся закономерности ритмики избирательного и праздничного циклов. Показано, как праздничный компонент выборов используется в коммерческих целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the psychological, social and political vectors of matching the spirit of holidays and elections. The author reveals the features of making festive atmosphere on the day of elections in the Soviet years. The conformities of rhythmics of the electoral and festive cycles are concluded. It is shown how festive component of elections is being used in commercial purposes.

Текст научной работы на тему «Социальное время и его праздничное измерение в период выборов»

Исмаил БАЙХАНОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ЕГО ПРАЗДНИЧНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ПЕРИОД ВЫБОРОВ

В статье рассмотрены психологические, социальные и политические векторы совпадения духа праздников и выборов. Автор раскрывает особенности создания праздничной атмосферы в день выборов в советские годы. Выводятся закономерности ритмики избирательного и праздничного циклов. Показано, как праздничный компонент выборов используется в коммерческих целях.

The article examines psychological, social and political vectors of matching the spirit of holidays and elections. The author reveals the features of making festive atmosphere on the day of elections in Soviet years. The conformities of rhythmics of electoral and festive cycles are concluded. It is shown how festive component of elections is being used in commercial purposes.

Ключевые слова:

социальное время, выборы, праздник, индоктринация, сигнальная функция, социальная ответственность; social time, elections, holidays, indoctrination, signal function, social responsibility.

Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.

Демокрит

В социальном времени мы четко видим три его вида — повсе -дневность, выходные дни и дни праздничные. Однако нельзя считать, что между этими компонентами имеются непреодо -лимые перегородки. В жизни каждого социума нередки ситуации, когда повседневность воспринимается как праздник и наоборот. Так, по многим параметрам выборы можно рассматривать как праздник. Именно так день голосования давно и четко позициони -руется во многих государствах.

Связь двух процессов — выборов и праздника — можно обнаружить в весьма далекой истории. Праздник выступал в качестве важ -ной формы социальной регуляции, а поэтому и сами праздничные события подвергались тщательному регулированию. А для этого необходимо было избирать тех, кто олицетворял праздничный порядок. Так, во многих европейских странах с весенними праздни -ками были связаны выборы майского короля и майской королевы. А в Швеции до сих пор выборы Люции к празднику этой святой проходят в условиях жесткой конкуренции.

На самом деле и не связанные с обрядовой стороной жизни и с национальной культурной традицией, а являющиеся частью политической жизни выборы можно воспринимать как праздник. Если даже абстрагироваться от социально - культурного понима -ния праздника, то следует помнить, что именно в прямых выборах все люди видят завоевание демократии, которое надо обязательно сохранить.

Можно вспомнить, что в истории России в советский период выборы, точнее голосование, проходило в торжественной и празд ничной обстановке. Но ведь по многим параметрам то были выборы без выбора. В этом можно видеть лишь отрицательные моменты, а можно попытаться найти и проявление положительных черт совет -ской эпохи. Так, большинство граждан воспринимали свое участие в голосовании как сопричастность к великому делу — формирова -нию органов власти как в центре, так и на местах. И это была одна из причин праздничного настроения.

К тому же выборы становились формой активности коллектива, который отвечал за свой избирательный участок, стремился, чтобы

БАЙХАНОВ

Исмаил

Баутдинович —

к.полит.н.,

председатель

Избирательной

комиссии Чеченской

Республики,

Заслуженный

юрист Чеченской

Республики

ismail.67@mail.ru

он выглядел красиво, чтобы все избира -тели были довольны тем, как организо -вано голосование. И такая форма спло -чения коллектива, безусловно, быстро давала в итоге повод для ощущения празд -ника. Важно понимать, что сплачиваю -щий эффект выборов распространяется не только на конкретный коллектив, жителей какого -либо города или региона, но и на всю страну.

Именно поэтому столь радостной была реакция советских граждан на принятие Конституции 1936 г. До этого в СССР существовала многоступенчатая выбор ная система. Это означало, что депутатов вышестоящих представительных орга -нов избирали на собраниях нижестоящих представительных органов. Также воз -можности участвовать в выборах не имели так называемые лишенцы — выходцы из правящих сословий царской России. С

1936 г. ситуация изменилась.

Первые всеобщие выборы в Советском Союзе — выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся 12 декабря 1937 г.,

— стали восприниматься не только как праздник, а как торжество демократии. По воспоминаниям очевидцев, декабрь

1937 г. был феерическим месяцем. Ярким, запоминающимся было художественное оформление улиц и самих избирательных участков. Повсюду были лозунги, транс паранты, плакаты, а в ночь выборов орга низовывались праздничные салюты и даже факельные шествия. Праздничная музыка звучала из репродукторов. На избиратель -ных участках работали буфеты.

Здесь большую роль играло искусство плаката. Чтобы подчеркнуть устремлен -ность в будущее и праздничный характер выборов, советский плакат стал уде -лять много внимания детям и молодежи. Например, на плакатах В. Иванова и О. Буровой выборы в Верховный Совет СССР изображены как семейный празд ник, в котором принимают участие взрос лые и дети1. И все эти или, по крайней мере, значительная часть атрибутов празд -ника сохранялись до последних выборов в Советском Союзе.

Безусловно, мощное праздничнопропагандистское сопровождение выбо ров — особенность тоталитарной полити -ческой культуры. Особенно ярким такое

1 См.: Материнство и детство в русском плакате : альбом / сост. А. Снопков, П. Снопков, А. Шклярук. - М., 2006.

подтверждение оказывается там, где в любой форме сохраняются представле -ния о сакральном происхождении власти. Поэтому, например, в Непале накануне голосования по вопросу упразднения монархии 10 апреля 2008 г. власти, опа -саясь волнений, запретили передвижение общественного и частного транспорта, ввели контроль над полетами вертолетов и «сухой закон». Однако в качестве компен -сации за введенные ограничения в честь выборов были объявлены пятидневные праздники.

В Королевстве Бутан первые выборы парламента состоялись 24 марта 2008 г. Так в этой стране было ознаменовано столетие монархии, а день выборов объявлен наци -ональным праздником. И даже репетиция выборов, состоявшаяся в Бутане примерно за год до настоящего голосования, была превращена в праздник. Во время репе тиции была отмечена высокая явка изби рателей (71%), при этом жители Бутана пришли на выборы нарядными, одевшись в красочные национальные костюмы2.

Объявляют праздниками дни выборов и монархии Персидского залива — Оман, Катар, Саудовская Аравия. Этим демон -стрируется готовность власти следовать демократическим традициям, сохраняя устои. Причем речь идет об устоях в самом широком смысле, включая устои трудовой этики. В Сингапуре день голосования объ является государственным праздником, а в соответствии с положением закона о парламентских выборах определенной категории работающих граждан день голо -сования оплачивается как рабочий день в двойном размере.

Мотивация объявления дня выборов праздничным, нерабочим днем в разных странах отличается. 22 апреля 2009 г. Н.А. Назарбаев подписал закон «О вне -сении изменений в Закон Республики Казахстан “О праздниках в Республике Казахстан”». Закон предусматривает, что день выборов президента Республики Казахстан является праздничным днем. Согласно данному Закону о выборах, при совпадении выходного и праздничного дней выходным днем является следующий после праздничного рабочий день.

Пожалуй, наиболее обстоятельно во прос о выборе дня голосования решен в

2 См.: Арбатская М.Н. Выборы как праздник // http://www.ismi.ru/pk/mdex.php?ГОE=8649

США. При этом в американском обще -стве вопрос о том, считать ли выборы праздником, остается дискуссионным. Имеется точка зрения, что законодатель ное закрепление представления об этом дне, как о праздничном, может способ ствовать большей активности избирате лей.

В США день выборов — «супервтор -ник», — приходящийся на вторник после первого понедельника в ноябре каждый четвертый год, был определен еще в 1845 г. для назначения выборщиков президента и вице - президента страны. В 1875 г. этот день установили для избрания членов палаты представителей. А в 1914 г. тот же день был определен для избрания сенато ров США.

Ноябрь — месяц исключительно удоб -ный с точки зрения обеспечения избирате -лям возможности посещения избиратель -ных участков. Особенно важно это было для фермеров и сельскохозяйственных рабочих, а ведь когда принимались реше ния о дне голосования, Соединенные Штаты были преимущественно аграрной страной. Да и вторник давал возможность выехать на голосование после воскрес ного церковного богослужения. И даже было учтено, что на 1 ноября приходится католический День всех святых, который католики обязаны отметить в церкви.

Заметим, что календарная фиксация дня выборов сродни календарной фикса ции праздников. Знание о том, что тебя ждет в такой то день, полученное зара нее, создает и соответствующий настрой. Именно по такой логике развивалось законодательное закрепление дня выбо ров в Канаде. Изначально канадское зако нодательство предусматривало, что день выборов приходится на понедельник, т.е. рабочий день. Власти исходили из того, что в выходные дни труднее рассчитывать на явку тех избирателей, которые считают время для отдыха не просто заслуженным, а «святым». С учетом этого в стране если день выборов совпадал с праздником, то голосование переносилось на вторник. Но в 2006 г. в Канаде была установлена фиксированная дата выборов — третий поне -дельник октября один раз в четыре года. Это решение упорядочило избирательный цикл.

Следует обратить внимание на то, что день выборов является важной точкой именно избирательного цикла. Значит,

вся ритмика избирательного процесса подчиняется ритмике циклического движения времени. Этой же ритмике подчинен и праздничный цикл. И в нем есть четко сменяемые периоды с обяза тельным периодом выражения чувства радости.

Причем радость граждан в связи с побе дой на выборах выходит за рамки не только избирательного округа, но и страны. В этом мы видим проявление националь ных чувств, которые сохраняются по отношению к соотечественникам, прожи вающим за рубежом. Особенно активно выражают такие чувства и политики, и простые граждане, когда соотечественник занимает в результате выборов высокий государственный пост. В последние годы американские выборы принесли два таких примера.

В октябре 2003 г. австрийцы устроили праздник по поводу победы своего сооте чественника Арнольда Шварценеггера на выборах губернатора Калифорнии. Второй пример — избрание президентом США Барака Обамы. Осенью 2008 г. в Кении, на родине отца избранного пре зидента — выходца из племени луо, даже проливной дождь не помешал несколь ким сотням человек, собравшимся в дере вушке Когело, петь и танцевать. С точки зрения привнесения в выборы празднич -ного компонента в самих Соединенных Штатах Америки давно имеется отрабо танный механизм политической рекламы. К тому же в рекламу политическую весьма свободно проникает реклама коммерче -ская. Ее использование в день выборов часто завуалированно.

Выборы дают возможность многим компаниям заявить о соответствии своей торговой марки потребностям времени и ожиданиям избирателей. И президент ские выборы США в 2008 г. наглядно показали сохранение значимости ком мерческой составляющей восприятия выборов как праздника. Например, в связи с избранием президентом США Барака Обамы компания PepsiCo во время рейтинговых телетрансляций запустила масштабную рекламу с участием звезд. В рекламной кампании затрагивались важ ные социальные темы и звучали слова и фразы, созвучные таким лозунгам Обамы, как «надежды» и «у тебя все полу чится». Даже сине бело красный логотип Pepsi удачно напоминал цветовую симво

лику президентской кампании Обамы, появившуюся на автобусах и поездах в Вашингтоне.

Заметим, что в праздник всегда выделя ются определенные соответствующие тра дициям площадки. Если в классическом восприятии праздника ими раньше могли быть священные рощи, городские или сельские площади, то в наши дни тако выми оказываются места значительного скопления людей, например вокзалы. И компании, как правило, не обходят вни манием такие места в праздничные дни. К той же инаугурации Обамы IKEA воз вела на Центральном вокзале Вашингтона «Овальный кабинет», в котором рекла -мировала дешевые товары под слоганом: «Ответственно распорядитесь бюдже -том». С учетом формирования активного интернет сообщества бренды используют праздничный момент, работая с блогге рами.

Не менее важный компонент праздника

— его культурная программа. Не только в каждой стране, но и в каждой местности она отражает глубокие традиции. Для рос -сийской избирательной практики свой ственно активное участие творческих кол -лективов и домов культуры в культурно -массовых мероприятиях на избиратель ных участках. Например, в 2008 г. во время выборов президента Российской Федерации в таких мероприятиях на тер ритории Чеченской Республики можно было увидеть артистов государствен-ного ансамбля «Вайнах», ансамблей «Даймохк», «Нур - Жовхар», «Башлам», групп «Жималла», «Доктор - С», «Илли», «хазна», «Ламанхой», молодых звезд

продюсерского центра МК ЧР, звезд эстрады Чеченской Республики — Тамару Дадашеву, Кузани Абдурашидову, Макки Межиеву, Раису Кагерманову и т.д. Культурно массовые мероприятия про ходили на избирательных участках всех районов республики, а также на площадях столицы — г. Грозного, в городах Аргун, Гудермес и районных центрах. Все это наглядно доказывало, что выборы дей ствительно стали большим праздником для всех жителей Чеченской Республики.

Для любого человека праздник — еще и возможность для саморазвития. Когда же человек и свое участие в выборах оце нивает с такой же позиции, он поднима ется на ступень выше в проявлении своей социальной ответственности, создавая в то же время условия формирования обще ственного согласия, столь необходимого для благополучия и безопасности государ ства.

Как уже отмечалось, праздник представ -ляет собой особый элемент в структуре социального времени. И, как неотъем -лемый компонент социального времени, праздник выполняет важную функцию — интегративную, заключающуюся в социо -культурной интеграции и социальной общности на местном уровне и соци альной общности на уровне националь -ном. И от того, как вписывается празд ничный компонент выборов в общую социокультурную функцию праздника, в существенной степени зависит и сте пень социальной интеграции людей, их желание и готовность участвовать в голо совании в следующий раз, на следующих выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.