Научная статья на тему 'Президентские выборы 2011 г. В Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты'

Президентские выборы 2011 г. В Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА / СТАНДАРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ / РЕСПУБЛИКА КИРГИЗИЯ / ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ELECTION OF THE PRESIDENT / STANDARDS OF DEMOCRATIC ELECTIONS / THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN / RULES OF ELECTIONS / ELECTORAL LAWS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабуркин Сергей Александрович

В статье освещается избирательная система и организация выборов Президента в Республике Киргизия. Особое внимание уделяется отдельным нарушениям и конфликтным ситуациям в ходе проведения выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 2011 Presidential Election in the Kyrgyzstan Republic: Organizational-Legal Aspects

In the article the electoral system and the organization of the Presidential election in the Republic of Kyrgyzstan is overviewed. The special attention is given to separate violations and conflict situations during the elections.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы 2011 г. В Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты»

ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

УДК 324

С. А. Бабуркин

Президентские выборы 2011 г. в Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты

В статье освещается избирательная система и организация выборов Президента в Республике Киргизия. Особое внимание уделяется отдельным нарушениям и конфликтным ситуациям в ходе проведения выборов.

Ключевые слова: выборы Президента, стандарты демократических выборов, Республика Киргизия, правила проведения выборов, избирательное законодательство.

S. A. Baburkin

The 2011 Presidential Election in the Kyrgyzstan Republic: Organizational-Legal Aspects

In the article the electoral system and the organization of the Presidential election in the Republic of Kyrgyzstan is overviewed. The special attention is given to separate violations and conflict situations during the elections.

Keywords: election of the President, standards of democratic elections, the Republic of Kyrgyzstan, rules of elections, electoral laws.

30 октября 2011 г. состоялись выборы президента Киргизской Республики. Они подвели черту под периодом политической нестабильности после событий весны 2010 г., которые привели к отставке президента Бакиева, покинувшего страну. Декрет временного правительства Кыргызской Республики № 39 от 19 мая 2010 г. «О Президенте Кыргызской Республики на переходный период» наделял полномочиями Президента Кыргызской Республики на переходный период до вступления в должность вновь избранного главы государства Председателя Временного Правительства Р. И. Отунбаеву. Срок ее полномочий истекал 31 декабря 2011 г. Временному президенту запрещалось баллотироваться на должность Президента на очередных выборах 2011 г. [1, с. 125].

Конституция Кыргызской Республики, принятая на референдуме 27 июня 2010 г., устанавливает, что Президент является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти. Он избирается на шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано на этот пост дважды. Президентом может быть избран гражданин Киргизской республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Для регистрации кандидатом в президенты необхо-

димо собрать не менее 30 тысяч подписей избирателей [3, с. 91]. Порядок выборов Президента определяется конституционным законом. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

Выборы проходили на основе нового избирательного законодательства, что наложило отпечаток на подготовку и организацию народного волеизъявления. Нововведения касались нескольких важных организационных аспектов процедуры голосования.

Избирательные комиссии

Единая система избирательных комиссий Кыргызской Республики состоит из трех компонентов -Центральной избирательной комиссии, территориальных (районных и городских) комиссий и участковых избирательных комиссий [2, с. 43].

ЦИК, состоящий из двенадцати членов, избирается на пять лет парламентом (Жогорку Кенешем) по представлению президента республики, парламентского большинства и парламентской оппозиции в равных долях с учетом представительства не более 70 % лиц одного пола. Деятельность ЦИК не может быть приостановлена в связи с изменением состава коалиции партий в парламенте, его роспуском или прекращением полномочий президента [2, с. 45, 46]. Центральной избирательной комиссии были переданы штатные

© Бабуркин С. А., 2012

Президентские выборы 2011 г. в Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты

единицы системных администраторов, находившиеся в штатах областных и районных государственных администраций и мэрий городов [2, с. 76].

ЦИК формирует состав территориальных избирательных комиссий, создает резерв для нижестоящих комиссий [2, с. 47]. ЦИК имеет постоянного специального представителя и системного администратора в каждой территориальной избирательной комиссии. Они назначаются на должность председателем ЦИК и являются сотрудниками аппарата ЦИК и государственными служащими. ЦИК ведет единую систему учета избирателей. Члены ЦИК, за исключением председателя и его заместителей, осуществляют свои полномочия без отрыва от основной работы [2, с. 52-54].

Территориальные и участковые избирательные комиссии формируются сроком на два года из представителей политических партий и представительных органов местного самоуправления в пропорции 50 на 50. При этом в составе комиссии не может быть более одного представителя от каждой политической партии. Территориальная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией в составе не менее одиннадцати членов из представителей политических партий и лиц, состоящих в резерве соответствующей территориальной избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией в составе не менее семи членов из представителей политических партий и резерва соответствующей участковой избирательной комиссии с учетом требований частей 1 и 2 настоящей статьи [2, с. 61].

Резерв территориальной, участковой избирательной комиссий формируется сроком на пять лет из числа входящих в представительные органы местного самоуправления в количестве не менее предусмотренного количества членов соответствующей избирательной комиссии. В случае если от политической партии представлено более предусмотренного количества членов территориальной избирательной комиссии, то соответствующая вышестоящая избирательная комиссия проводит жеребьевку. Представители политической партии, не вошедшие в состав соответствующей избирательной комиссии, формируют резерв политической партии для замещения вакансий в случае досрочного выбытия члена избирательной комиссии от политических партий [2, с. 62]. Если от партий нет представителей, то доукомплектование производится из резерва представителями представительных органов местного самоуправления. Закон предусматривает, что обязанности членов УИК (кто контролирует наличие маркировки, кто выдает избирательные бюллетени и т. д.) определяются жребием.

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий работают без отрыва от основной работы, но на период подготовки и проведения вы-

боров временно освобождаются от исполнения обязанностей по основной работе с сохранением среднего заработка. Им выплачивается вознаграждение в двадцатикратном размере расчетного показателя. Председателю и секретарю ТИК вознаграждение выплачивается в тридцатикратном размере, а председателю и секретарю УИК - в двадцатипятикратном размере [2, с. 67-68]. Членам комиссии выплачиваются суточные в день, предшествующий дню выборов, а также в день выборов. Предусматриваются выплаты на организацию питания в эти дни [2, с. 74].

В ходе подготовки к выборам состав участковых избирательных комиссий менялся (в Джалал-Абаде, например, на 20 %). Члены УИКов выбывали по собственным заявлениям, главным образом по двум причинам - неожиданно большой нагрузке и малом вознаграждении. Увеличение нагрузки на членов УИК было связано с изменением порядка работы со списками избирателей.

Списки избирателей

От членов УИК требовался тщательный подворо-вый обход для уточнения списков. Кроме того, были введены три формы заявлений избирателей для уточнения своих данных, для включения в список по месту жительства и для включения в список по избирательному адресу. Избирателям направлялись приглашения прийти в участковые комиссии для уточнения своих данных в списках избирателей, памятки с разъяснением новых правил. На первый взгляд, новый порядок работы со списками избирателей обеспечивал гарантию их полноты и точности, так как предусматривал прекращение приема заявлений и уточнения списков за десять дней до дня голосования. На деле, однако, получилось иначе. Работа со списками стала слабым звеном этой избирательной кампании. В день голосования ряд избирателей, придя на избирательные участки, не нашли себя в списках и не смогли проголосовать. Кто-то пропустил дэдлайн, не зная о нововведении и действуя по привычке. Но были и те, кто уверял, что приходил в УИк с документом (ГО-картой) и подавал заявление по соответствующей форме. Однако, придя на участок в день голосования, в списках себя не обнаружили. Таких избирателей накопилось немало. На некоторых участках они образовывали стихийные группы, которые шумно возмущались, обращаясь к председателям УИК и международным наблюдателям. В середине дня ЦИК Киргизии принял решение, предписывающее УИКам не направлять жалобы и вопросы в ЦИК, а принимать от избирателей, не нашедших себя в списках, заявления с копией идентификационной карты (ГО) для последующего разбирательства. Однако наиболее активные и раздраженные избиратели, понимая, что эта мера все равно не даст им возможности проголосовать, бурно возмущались и с

124

С. А. Бабуркин

раздражением и нелицеприятными комментариями в адрес властей и организаторов выборов покидали избирательные участки.

Маркировка проголосовавших избирателей. На

ногте большого пальца левой руки по его внутренней кромке проводилась черта шириной около полусантиметра несмываемым в течение десяти дней химическим составом темно-зеленого цвета. Маркировка на выборах в Киргизии применялась и раньше, но производилась она невидимыми чернилами, которые светились под ультрафиолетовым освещением. Процедура маркировки воспринималась избирателями спокойно, не вызывала удивления, вопросов и возражений. Правда, один из кандидатов в президенты ставил под сомнение надежность метода, заявляя, что краска легко смывается уайтспиритом и он сам видел, как сторонники другого кандидата стирали маркировку недалеко от избирательного участка с тем, чтобы снова получить избирательные бюллетени.

Избирательные бюллетени

Было отпечатано более 3 млн избирательных бюллетеней. Они были изготовлены в виде блокнота, формата А4 по 100 бюллетеней в блоке. Особенностью бюллетеней было то, что они отрезались или отрывались по линии отреза от пронумерованного корешка, на котором избиратель ставил свою подпись. Корешки, таким образом, оставались в УИК для отчета, а оторванная часть блока - собственно бюллетень без номера и каких-либо идентифицирующих признаков - выдавалась избирателю, который после заполнения ее в кабинке для голосования опускал в ящик для голосования. В качестве кандидатов было зарегистрировано 23 человека. Двадцать четвертый пункт в избирательном бюллетене занимал кандидат «против всех». В таком составе они и были включены в избирательные бюллетени. Однако за день до начала голосования в списке осталось 16 кандидатов. Бланки бюллетеней выдавались участковым избирательным комиссиям вместе с образцом, по которому члены комиссий вычеркивали выбывших кандидатов.

К выборам президента была проведена значительная материально-техническая подготовка. Избирательные участки были оснащены прозрачными ящиками для голосования - большими, стационарными, и маленькими, переносными, для голосования вне помещения, плакатами с информацией о кандидатах (фото и биография), плакатами, поясняющими процедуру маркировки избирателей и информирующими о запрете фото- и видеосъемки избирательных бюллетеней, копировальной техникой.

Несмотря на прописанные в законе правила проведения выборов, на практике наблюдался ряд отступлений от них. Отчасти это было следствием изменения избирательного законодательства и недостаточ-

ной информированности организаторов выборов и избирателей. Не на всех участках были вывешены плакаты с информацией о кандидатах. На избирательном участке, где мы присутствовали при подсчете голосов, председатель избирательной комиссии на вопрос, почему нет этой информации, заявил, что ему сказали, что в день голосования нельзя вывешивать этот плакат. Поэтому он лежал свернутым в шкафу.

Не соблюдались единые стандарты опечатывания ящиков для голосования. На одних участках это было сделано самоклеящимися полосками с названием избирательной комиссии. На других - белыми полосками бумаги с печатью избирательной комиссии. На одном участке урна была дополнительно заперта на висячий замок, на другом участке ящик был не опечатан и не заклеен. Нарушался порядок работы с избирательными бюллетенями, содержавшимися в ящиках для голосования вне помещений, которые в соответствие с законом использовались накануне дня голосования.

Отмечалось отступление от порядка маркировки избирателей и контроля за наличием маркировки. На некоторых участках маркировка проверялась и наносилась на ноготь большого пальца левой руки не перед выдачей избирательного бюллетеня, а возле стационарного ящика для голосования, перед тем как избиратель опускал в него бюллетень. На одном участке избирательная комиссия вскрыла ящик для голосования и приступила к извлечению из него избирательных бюллетеней до погашения неиспользованных бюллетеней.

Однако эти незначительные отступления от установленных правил не могли помешать проведению выборов и повлиять на итоги голосования. В нем приняли участие 1 млн 858 тыс. 596 избирателей (61,28 %). Победу одержал А. Атамбаев, получивший 63,24 % голосов.

Библиографический список

1. Декрет временного правительства Кыргызской Республики ВП № 39 19.05.2010 г. «О Президенте Кыргызской Республики на переходный период» // Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: ОАО «Учкун», 2011.

2. Закон Кыргызской Республики об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики. Бишкек, 30 июня 2011, № 62. - Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики: Бишкек, 2011.

3. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: ОАО «Учкун», 2011.

Президентские выборы 2011 г. в Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.