Научная статья на тему 'Применение инновационных систем и технологий для обеспечения информационной безопасности при проведении выборов и референдумов'

Применение инновационных систем и технологий для обеспечения информационной безопасности при проведении выборов и референдумов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
963
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ГОЛОСОВАНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ / QR-КОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Петр Олегович

Приведен анализ применявшихся в России за последние годы избирательных систем и технологий. Выявлено их несовершенство, обусловившее возможности для фальсификаций, которые проиллюстрированы на основе результатов голосования по отдельным избирательным комиссиям Санкт-Петербурга. Показана эффективность использования инновационных систем и технологий при проведении президентских выборов 18 марта 2018 года. Даны предложения, направленные на дальнейшее повышение информационной безопасности при проведении выборов и референдумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Петр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных систем и технологий для обеспечения информационной безопасности при проведении выборов и референдумов»

Уда 324

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ

П.О.Захаров1

Территориальная избирательная комиссия (ТИК) №30, 191167, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 176

Приведен анализ применявшихся в России за последние годы избирательных систем и технологий. Выявлено их несовершенство, обусловившее возможности для фальсификаций, которые проиллюстрированы на основе результатов голосования по отдельным избирательным комиссиям Санкт-Петербурга. Показана эффективность использования инновационных систем и технологий при проведении президентских выборов 18 марта 2018 года. Даны предложения, направленные на дальнейшее повышение информационной безопасности при проведении выборов и референдумов.

Ключевые слова: выборы, голосование, избирательные комиссии, инновационные системы и технологии, QR-код, информационная безопасность.

APPLICATION OF INNOVATIVE SYSTEMS AND TECHNOLOGIES FOR INFORMATION SECURITY IN THE ELECTIONS AND REFERENDUMS

P.O. Zakharov

Territorial election Commission (TEC) № 30,191167, Saint Petersburg, Nevsky prospect, 176

The analysis applied in Russia in recent years, electoral systems and technologies. Revealed their imperfection, giving rise to opportunities for falsifications which are illustrated on the basis of the results of the voting on separate electoral commissions in St. Petersburg. Shows the efficiency of the use of innovative systems and technologies in the conduct of the presidential elections March 18, 2018 year. Given the proposals aimed at further enhancement of information security for the elections and referendums.

Keywords: elections, voting, election commissions, innovative systems and technologies, QR code, information security.

По действующему избирательному законодательству [1] проведение голосования в участковых избирательных комиссиях (УИК) возможно с применением автоматизированных систем и технологий. Для этого предназначены программно-технические комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и оборудование для электронного голосования [2]. С их помощью данные протокола УИК об итогах голосования могут передаваться в вышестоящую комиссию с использованием автоматизированной системы ГАС "Выборы".

При использовании КОИБ до передачи протокола УИК осуществляет распечатку протокола из КОИБ, оглашает и заносит уточненные данные в соответствующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования, а затем проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете

1 Захаров Петр Олегович - кандидат техническихъ наук, са, тел. +7 (812) 995-18-74,e-mail: [email protected];

по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если контрольные соотношения снова не выполняются, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования.

В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на выборах всех уровней. При этом решением Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК) может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная избирательная комиссия (ТИК), не менее чем на пяти процентах определяемых жребием избирательных участков, (но не менее чем на трех избирательных участках), на которых использовались такие технические

доцент, член УИК № 2241 с правом решающего голо-

средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей непосредственно членами УИК с правом решающего голоса (ручным подсчетом голосов).

Такая жеребьевка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется дополнительный акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными.

Председатель участковой комиссии избирательного участка, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию. Она незамедлительно принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории.

При проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования в порядке, определяемом ЦИК, размещаются также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во всех случаях использования информационных систем и технологий для представления данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в аппарат каждой избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в качестве структурного подразделения вводится информационный центр. В его функции входят техническое и информационное обеспечение деятельности этой избирательной комиссии, автоматизация информационных процессов, реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов, а также эксплуатация и развитие части ГАС "Выборы", функционирующей на территории данного субъекта Российской Федерации. Работники такого информационного центра организуют и осуществляют работы по эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе в территориальных комиссиях, а также в избирательных ко-

миссиях муниципальных образований, на территориях которых сформировано более одной территориальной комиссии.

Если после ввода данных протокола участковой комиссии об итогах голосования в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, по мотивированному решению непосредственно вышестоящей комиссии в ГАС "Выборы" вводятся требующие корректировки данные.

Из-за указанных выше процедурных и технических сложностей в Санкт-Петербурге, как и в других российских регионах, при проведении выборов в органы власти такие автоматизированные технические средства пока применялись лишь ограниченно и в тестовом режиме. При этом была выявлена недостаточно высокая надежность используемого оборудования, в отдельных случаях приводящая к сбоям в работе.

Вместе с тем при проведении голосования после 2012 года начала использоваться система видеонаблюдения и трансляции изображения для дальнейшей передачи изображения на соответствующий сайт [3]. Она состоит из средств видеонаблюдения и трансляции изображения, устанавливаемых в помещениях для голосования, а также средств записи и хранения видеоинформации, средств обработки данных видеотрансляций, расположенных в региональных центрах обработки данных Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При этом объектами видеонаблюдения служили:

- помещение для голосования в целом (камера видеонаблюдения № 1);

- места выдачи избирателям избирательных бюллетеней (при использовании комплексов для электронного голосования -места выдачи избирателям карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию) и работы со списком избирателей - камера видеонаблюдения №1;

- стационарные и переносные ящики для голосования, а также комплексы обработки избирательных бюллетеней, переносные устройства для электронного голосования в случае их использования - камера видеонаблюдения № 2;

- места подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, подсчета бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования (при использовании комплексов для электронного голосования - места погашения неиспользованных карточек со штрих-

кодом для доступа к электронному голосованию) - камера видеонаблюдения № 2;

- место проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии, увеличенная форма протокола участковой комиссии - камера видеонаблюдения № 1 или № 2.

Таким образом, территориальные комиссии системами видеонаблюдения на предыдущих выборах не оборудовались. Поэтому до 2018 года результаты голосования определяли преимущественно путем подсчета бумажных избирательных бюллетеней вручную членами УИК с правом решающего голоса под контролем наблюдателей и камеры видеонаблюдения № 2, а председатели УИК оформляли протоколы результатов голосования и самостоятельно доставляли их в территориальные избирательные комиссии (ТИК). Там результаты голосования вводились в приемное устройство ГАС «Выборы» операторами вручную и практически бесконтрольно. При такой системе имелась возможность искажать в ТИКах конечные результаты голосований: председателями УИК - заново переоформляя протоколы, а операторами - вводя ошибочные данные.

Ниже проиллюстрированы выявленные автором настоящей статьи факты несоответствия данных из протоколов отдельных УИК официальным результатам, размещенным на сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии (Избиркома) по выборам в 2011 и 2016 годах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ГД) и депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга (ЗАКС).

Как видно из рисунка 1, наиболее заметные расхождения наблюдаются у избирательных объединений, получивших наибольшее (в процентном измерении) количество голосов: политических партий СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (СР), ЯБЛОКО, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) и ЕДИНАЯ РОССИЯ (ЕР). При этом на сайте Избиркома у первых трех партий значения ниже, а у ЕР - существенно (более чем в 2 раза) выше величин, которые были зафиксированы в протоколах УИК. В меньшей степени несоответствие относится к Либерально-демократической партии России (ЛДПР) и практически не заметно для партий ПАТРИОТЫ РОССИИ (ПР) и ПРАВОЕ ДЕЛО (ПД). О достоверности запротоколированных результатов голосования при выборах в ЗАКС свидетельствует близость их величин по партиям к значениям, полученным при выборах в ГД. Это закономерно с учетом нали-

чия одинаковых политических предпочтений у одних и тех же избирателей к представителям партий независимо от вида органов власти, формируемых путем выборов.

50%

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

или пгпт

□ ГД Избирком УИК 1818 Е ЗАКС Избирком УИК 1818 а ЗАКС протокол УИК 1818

Рисунок 1 - Результаты голосования 04 декабря 2011 года на УИК 1818, входящей в ТИК территории №8 (по выборам в ЗАКС), и в ТИК №30, относившуюся к многомандатным избирательным округам территории Санкт-Петербург - Восточная (по выборам в ГД)

Из рисунка 2 видно, что общее количество избирателей, проголосовавших за ЕР на половине из числа участковых комиссий ТИК 30, согласно подписанным членами комиссии протоколам должно было составить 32,44% от числа принявших участие в выборах депутатов ЗАКС (линия из коротких штрихов). А по результатам, представленным в Горизбирком, эта величина равна 55,94% (линия из длинных штрихов), т.е. существенно выше.

Также сомнительны приведенные в таблице 1 аномальные значения некоторых других показателей с сайта Избиркома по официальным итогам выборов 04 декабря 2011 года по единому избирательному округу.

Согласно данным таблицы 1, при извлечении избирательных бюллетеней из стационарных ящиков на некоторых участках отсутствовали в сумме тысячи бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования, причем нигде не было зафиксировано ни одного утраченного бюллетеня. Опыт работы на избирательных участках показывает, что избиратели весьма редко уносят с собой полученные бюллетени.

Кроме того, в результатах голосования по большинству избирательных участков отсутствует разница между числом выданных и числом извлеченных бюллетеней. Поэтому такую разницу по отдельным участкам можно объяснить умышленным уничтожением на них бюллетеней за одних кандидатов для перераспределения количества голосов в пользу других кандидатов.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

—♦—Избирком ТИК 30 — ■ - по данным 16-ти УИК _ _ всего Избирком ТИК 30 -всего по 16-ти УИК

Рисунок 2 - Результаты голосования 04 декабря 2011 года по выборам в ЗАКС за ЕР по данным Избиркома и протоколам 16-ти из 32-х УИК, входящих в ТИК № 30.

Некорректным показателем представляется и существенный разброс результатов голосования на разных избирательных участках. Например, как видно из таблицы 1, процент одновременно проголосовавших за партию Единая Россия на участке УИК № 1811 по выборам в ЗАКС составил 91,28%, а по выборам в ГД -36,85%. Такое разительное отличие противоречит результатам вышепроведенного анализа, показавшего закономерную близость результатов голосования по выборам разных уровней власти на одном участке. Для сравнения, на участке УИК № 1758 эти показатели составляют соответственно 15,59% и 16,50%, то есть весьма близки друг другу и существенно ниже, чем на участке УИК № 1811.

70% 60% 50% 40% 30% 20°% 10% 0%

Ш

гтПип

\ I I I

в

й

\ I

пыгь

^ х* г* -к* ^Р <9 .С

Л» ^ /

^ с/

□ ГД протокол и Избирком УИК-2241

Таблица 1 - Показатели с сайта Избиркома по

официальным итогам выборов 04 декабря 2011 года по единому избирательному округу

□ ЗАКС протокол и Избирком УИК-2241

□ ГД Избирком ТИК-30

Показатель Выборы в ЗАКС Выборы в ГД

ТИК по территории № 8 по территории Санкт-Петербург-Восточная

Разница между числом бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования и числом бюллетеней в стационарных ящиках для голосования 1686 4394 (ТИК № 16); 1526 (ТИК № 30)

Кол-во голосов, отданных за партию Единая Россия 91,28% (УИК 1811) 36,85% (УИК 1811)

15,59% (УИК 1758) 16,50% (УИК 1758)

Рисунок 3 - Результаты голосования 18 сентября 2016 года на выборах по партийным спискам в ГД и ЗАКС из протокола УИК-2241 и данных Избиркома по ТИК-30

Согласно гистограмме на рис. 3 результаты голосования 18 сентября 2016 года по выборам в ЗАКС, приведенные на сайте Избиркома на территории ТИК 30, существенно отличаются (по ЕР значительно выше, а по остальным партиям, за исключением ЛДПР, - ниже) от приведенных там же результатов по выборам в ГД. При этом, как и ранее по УИК 1818 (см. рисунок 1), на участке УИК 2241 итоги выборов в ГД по всем партиям отчетливо близки к итогам выбо-

ров в ЗАКС, что, как и в 2011 году, вполне закономерно.

Примечательно, что приведенные на рисунке 3 результаты голосования на участке УИК 2241 за партию Единая Россия по партийному списку в ГД существенно ниже и официальных данных в целом по России (соответственно 32% и 54%), но в ЗАКС - близки к официальным показателям по всему Санкт-Петербургу (соответственно 33% и 37%).

Обнаружено, что фальсификации осуществлялись и на выборах Президента РФ 04 марта 2012 года. Так, согласно протоколу УИК 1820 кандидат Прохоров М.Д. получил 266 голосов, а кандидат Путин В.В. - 501 голос избирателей. Однако на официальном сайте Горизбирко-ма размещены иные данные - соответственно, 166 и 601 голос.

По факту такого искажения результатов голосования членом УИК 1820 было своевременно заявлено председателям этой и территориальной комиссий, в Горизбирком и в Прокуратуру. Однако, вопреки постановлениям Прокуратуры о проведении расследований, дознаватели полиции восемь раз выносили свои постановления об отказе в проверке материалов и возбуждении уголовного дела. При этом жалобу на бездействие полиции Смольнинский районный суд и Санкт-Петербургский городской суд оставили без рассмотрения.

Осмысление фальсификаций результатов голосования и отсутствие возможности восстановления истинных итогов выборов вызвало потерю доверия со стороны населения РФ к избирательной системе. Это, с учетом также невозможности проголосовать для части избирателей, находящихся в день голосования вдали от своих избирательных участков, негативно отразилось на явке избирателей. Сравнение официальных данных показало, что за последние пять лет она существенно снизилась: если в 2011 году проголосовало более половины избирателей, то в 2016 году на выборы пришла лишь одна треть от граждан, обладающих активным избирательным правом.

Это обусловило необходимость использования при проведении выборов и референдумов современных информационных систем и технологий, позволяющих повысить защищенность результатов голосования от внешних воздействий и приблизить избирательный процесс непосредственно к избирателям. Международ-

ный опыт показывает, что наиболее перспективным является электронное голосование, при котором избиратель осуществляет свое волеизъявление через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» из любого места своего нахождения.

В России интернет-системы получили развитие в связи с переходом с 2014 года к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Для этого Минкомсвязи РФ в рамках инфраструктуры электронного правительства создало Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) [4] с защитой пользователей путем оперативной регистрации их учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). ЕСИА может обеспечить надежную защиту и избирательной системы с электронным голосованием. Например, в 2014 году на платформе интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», также использующего ЕСИА, были избраны 43 члена Общественной Палаты РФ, за которых пользователями отдано 2 344 769 голосов [5].

Внедрение подобной инновационной избирательной системы позволило бы всем гражданам России реализовать свое активное избирательное право путем свободного волеизъявления с использованием компьютера, планшета или смартфона на любом избирательном участке, либо в удаленном доступе. В результате могли бы снизиться возможность фальсификации результатов голосования, повыситься явка избирателей и сократиться затраты на проведение выборов.

Следует отметить высокие темпы работ по устранению цифрового неравенства среди регионов России в условиях успешного развития передовых разработок отечественного программного обеспечения, а также стремительный рост популярности ЕПГУ. Количество его зарегистрированных пользователей, согласно сведениям Минкомсвязи РФ, за 2017 год увеличилось на 25 млн и составило 65 млн. человек. Однако оно пока составляет лишь немного более половины от общего числа обладателей активного избирательного права в России, что недостаточно для полного перехода на систему электронного голосования, как например в Эстонии.

Поэтому при проведении выборов Президента РФ 18 марта 2018 Россия для обеспечения информационной безопасности были ис-

пользованы современные инновационные технологии.

Во-первых, использование системы видеонаблюдения и трансляции изображения было предусмотрено не только для участковых, но и для территориальных комиссий. Это позволило контролировать процесс ввода данных из протоколов УИК в приемное устройство ГАС "Выборы".

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» был разработан Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации [6]. Он предоставил возможность любому избирателю, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, заранее подать заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения в день голосования. Причем такое заявление в обусловленный Порядком срок избиратель вправе подать лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации на любой избирательный участок, либо через любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или в электронном виде через ЕГПУ.

Для обработки информации о заявлениях была сформирована централизованная база данных ГАС "Выборы" (далее - база обработки заявлений). А в целях информирования избирателей о порядке и сроках подачи заявлений, а также о номерах избирательных участков, адресах и номерах телефонов, соответствующих участковых и территориальных избирательных комиссий (адресах помещений для голосования) ЦИК России организовал работу Информационно-справочного центра.

Известно, что регистрация и установление численности избирателей на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием специальной государственной системы регистрации (учета) избирателей. Она представляет собой комплекс мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях и обеспечивается комплексом средств автоматизации (КСА), призван-

ных обеспечивать единый порядок учета избирателей.

Очевидно, что состав избирателей и сведения о них могут изменяться, например, в результате изменения места жительства, замены паспортов, смерти, призыва (поступления по контракту) на военную службу (увольнения с военной службы), содержания в местах лишения свободы по приговору суда, признания судом недееспособности. Поэтому соответствующие службы должны оперативно представлять возникающие уточнения в исполнительные органы власти для корректировки списков избирателей.

Важным условием информационной безопасности является создание эффективной системы передачи информации о заявлениях между избирательными комиссиями с целью включения избирателей, подавших заявления, в список избирателей по месту нахождения и исключения из списка избирателей по месту регистрации.

Вместе с тем предусмотрено, что не ранее чем за четыре дня до дня голосования (вторник) и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования (суббота), избиратель может оформить в УИК избирательного участка, где он включен или имеет право быть включенным в список избирателей специальное заявление, при предъявлении которого в день голосования избиратель включается в список избирателей на указанном в специальном заявлении избирательном участке. При этом в целях защиты специального заявления от подделки используется специальный знак - марка строгой отчетности, имеющая единую нумерацию на всей территории Российской Федерации. Следует отметить, что такая технология специального заявления не является инновационной, так как она применялась и ранее в форме открепительного удостоверения. На выборах Президента РФ она предусмотрена лишь в ограниченном по времени масштабе.

Примененная на выборах технология подачи заявлений, позволила достаточно существенно повысить явку избирателей. Так, в Москве перед началом голосования было включено в списки 430162 избирателя и исключено 242109 избирателей [7]. Если учесть, что в Москве всего порядка 7 млн. избирателей, то можно предположить, что дополнительно около 10 процентов из них удалось осуществить свое волеизъявле-

ние, проголосовав по месту своего нахождения в день выборов.

Другой инновационной технологией на последних президентских выборов послужило использование впервые машиночитаемого QR-кода как на заявлениях о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, так и на протоколах УИК о результатах голосования. В первом случае это позволило защитить заявления от подделок, а во втором - исключить возможность фальсификации результатов голосования в территориальных комиссиях.

При этом исполнителем по оказанию услуг по организации видеонаблюдения за ходом выборов Президента РФ в марте 2018 года было назначено ПАО «Ростелеком». Оно организовало видеонаблюдение на более чем 43 тысячах УИК с периодом трансляции 51 час и на 2775 ТИК с максимальным периодом трансляции 72 часа [8]. Это обеспечило дополнительный контроль (по сравнению с предыдущими выборами) над деятельностью территориальных комиссий.

Таким образом, прошедшие 18 марта 2018 года выборы Президента РФ отличались использованием таких инновационных систем и технологий, как КОИБ либо электронное голосование, видеонаблюдение и трансляции изображения, а также возможность подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения с использованием машиночитаемого QR-кода для этого заявления и для протокола о результатах голосования.

В дальнейшем для более надежной защиты избирательных прав граждан представляется перспективным разработка дистанционной информационно-коммуникационной системы на базе успешной отечественной разработки - портала «Госуслуги» Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ. Причем для защиты от несанкционированного вмешательства в проведение голосования может быть использована достаточно апробированная на практике Единая система идентификации и аутентификации.

Реализация такой инновационной системы позволит в значительной степени упростить избирательные процедуры, сэкономить бюджетные средства, повысить количество участников и получить достоверные результаты голосования. В результате будут созданы приоритетные условия для повышения информационной

безопасности при проведении выборов и референдумов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

2. Постановление ЦИК России от 6 марта 2013 г. № 165/1212-6 «О порядке использования при голосовании на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумах технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования».

3. Постановление ЦИК России от 26.09.2012 N 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации».

3. Приказ Минкомсвязи России от 30.06.2014 № 179 «О вводе в эксплуатацию модернизированной версии Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»

4. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

5. Формирование Общественной палаты Российской Федерации на 2014-2017 годы. [Электронный ресурс] - 18.03.2018. - http://2014.oprf.ru

6. Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации. Утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 ноября 2017 г. N 108/900-7.

7. Эхо Москвы. [Электронный ресурс] - 18.03.2018. -https://echo. msk.ru/blog/aav/2167264-еЛо/

8. Петербургский дневник. [Электронный ресурс] -18.03.2018. - https://www.spbdnevnik.ru/news/2018-03-18/rostelekom--zapustil-portal-dlya-videonaЫyudeniya-za-vyborami-prezidenta-rf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.