Научная статья на тему 'Современные технологии обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса в деятельности избирательной комиссии Московской области'

Современные технологии обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса в деятельности избирательной комиссии Московской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
971
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / «КОМПЛЕКС ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ» / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются способы совершенствования избирательного процесса путём анализа опыта использования современных технологий. В ходе исследования выявлены слабые и сильные стороны используемых технологий: технологий, направленных на информирование избирателей и участников избирательного процесса; технологий, связанных с подсчётом голосов избирателей; технологий, предназначенных для организации контроля за ходом избирательного процесса. На основании этих данных автор делает вывод, что сегодня современные технологии плотно вошли в избирательный процесс и существенно облегчают работу, при этом укрепляют доверие граждан к институту выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF PROVIDING THE OPENNESS AND TRANSPARENCY OF ELECTORAL PROCESS IN THE WORK OF THE MOSCOW REGION ELECTION COMMITEE

The article is devoted to the issues of improving the electoral process by analyzing the experience of using modern technologies. The weak and strong sides of the relevant technologies were identified: technologies, materials for informing voters and participants in the electoral process; technologies related to counting the votes of voters; technologies designed to organize monitoring of the electoral process. Based on these data, the author concludes that today modern technologies are deeply integrated into the electoral process and facilitate it, besides they strengthen the confidence of citizens in the institution of elections.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса в деятельности избирательной комиссии Московской области»

УДК 342.846(470.311)

DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-42-50

современные технологии обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса в деятельности избирательной комиссии московской области

Коновалова ИА.

Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация;

Избирательная комиссия Московской области

123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20 корп. 1, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются способы совершенствования избирательного процесса путём анализа опыта использования современных технологий. В ходе исследования выявлены слабые и сильные стороны используемых технологий: технологий, направленных на информирование избирателей и участников избирательного процесса; технологий, связанных с подсчётом голосов избирателей; технологий, предназначенных для организации контроля за ходом избирательного процесса. На основании этих данных автор делает вывод, что сегодня современные технологии плотно вошли в избирательный процесс и существенно облегчают работу, при этом укрепляют доверие граждан к институту выборов.

Ключевые слова: избирательная комиссия, избирательный процесс, избирательная кампания, «Комплекс обработки избирательных бюллетеней», современные технологии, выборы.

modern technologies of providing the openness and transparency of electoral process in the work of the Moscow region election commitee

I. Konovalova

Moscow Region State University; The Election Commission of the Moscow Region 10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation 123592, Moscow, Kulakov Street, 20 Building 1

Abstract. The article is devoted to the issues of improving the electoral process by analyzing the experience of using modern technologies. The weak and strong sides of the relevant technologies were identified: technologies, materials for informing voters and participants in the electoral process; technologies related to counting the votes of voters; technologies designed to organize monitoring of the electoral process. Based on these data, the author concludes that today modern technologies are deeply integrated into the electoral process and facilitate it, besides they strengthen the confidence of citizens in the institution of elections.

© CC BY Коновалова И.А., 2018.

Key words: election commitee, electoral process, election campaign, Optical Scan Voting System, modern technologies, elections.

Научно-технический прогресс оказывает заметное влияние на все сферы человеческой жизни. Не является исключением и избирательный процесс, организации которого посвящена наша работа. В ходе своего исторического развития процедуры определения воли народа прошли долгий путь от голосования белыми и чёрными камнями на общем собрании граждан до современных электронных средств подсчёта голосов - и сегодня всё еще продолжают развиваться [3-7; 9].

По мере развития технологий появляются всё новые возможности для совершенствования избирательного процесса. Они позволяют значительно упростить исполнение обязанностей организаторов выборов, облегчают задачи, стоящие перед участниками выборов, а также выводят на новый уровень реализацию принципа открытости и прозрачности избирательного процесса [1; 2; 8].

При этом мы должны не только пользоваться достижениями науки и техники, но и предоставлять обратную связь: выявлять слабые и сильные стороны используемой технологии, определять пути устранения возможных недочётов, а также указывать на приоритетные направления дальнейших исследований.

В этой связи следует поделиться опытом использования современных технологий при организации выборов на территории Московской области.

Среди таких технологий можно условно выделить следующие виды:

- технологии, направленные на информирование избирателей и участников избирательного процесса;

- технологии, связанные с подсчётом голосов избирателей;

- технологии, предназначенные для организации контроля за ходом избирательного процесса.

Рассмотрим эти категории более подробно.

Говоря об инновациях в информировании избирателей и участников избирательного процесса, хочется упомянуть интернет-портал Избирательной комиссии Московской области. Разумеется, на сегодняшний день собственные сайты в сети Интернет имеются у всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, но их содержание различно.

В ходе реализации задач по информированию избирателей с использованием сети Интернет Избирательной комиссией Московской области воплощены некоторые интересные идеи.

Прежде всего наряду с официальным сайтом комиссии на отдельном домене организована работа интернет-портала «Вестник Избирательной комиссии Московской области». Данное решение имеет два важных следствия.

Во-первых, вновь созданный портал был зарегистрирован нами в Ро-скомнадзоре как средство массовой информации - сетевое издание. Таким образом, мы получили средство официального опубликования решений комиссии и иных документов, не привязанное к срокам выхода в печать периодических печатных изданий и не имеющее ограничений по объёму публикаций. Соответствующие документы Избирательной комиссии Московской области продолжают публи-

коваться в периодическом печатном издании - газете «Ежедневные новости. Подмосковье», однако дублирование публикаций на официальном интернет-портале позволяет донести информацию до избирателей и иных участников избирательного процесса максимально оперативно, что может быть крайне необходимо на некоторых стадиях избирательного процесса и особенно удобно при опубликовании результатов выборов.

Во-вторых, на портале применена облачная технология хранения информации, открывающая доступ к размещению материалов не только системным администраторам нашей комиссии, но и сотрудникам информационного управления ИКМО, осуществляющим свою деятельность на местах, в нижестоящих территориальных избирательных комиссиях. На портале реализована возможность поиска по документам, в том числе сортировка по названию комиссии, издавшей документ, типу документа, дате его принятия, номеру документа или номеру заседания, на котором было принято соответствующее решение комиссии. Таким образом, посетители портала получают доступ ко всем необходимым документам, принятым как Избирательной комиссией Московской области, так и нижестоящими комиссиями. Аналогичным образом на портале организована новостная лента, позволяющая публиковать как региональные новости, так и новости отдельных муниципалитетов.

Интересно, что за счёт такого гибкого функционала информирование участников избирательного процесса с использованием портала показывает свою эффективность как в период про-

ведения избирательных кампаний, так и в межвыборный период.

Например, по результатам прошлого года нашей работы при проведении избирательных кампаний на сайте «Вестник ИКМО» размещено 1077 информационных сообщений, в том числе о деятельности комиссий - 60; общая информация об избирательных кампаниях - 15; информирование о кандидатах - 229.

Кроме того, на портале размещено 3266 документов, в том числе 1836 решений комиссий.

В межвыборный период на портале можно ознакомиться с информацией об избирательных системах, применяемых в каждом из муниципальных образований, сведениями об избирательных комиссиях, проводящих выборы, их персональном составе.

Всего за прошлый год в межвыборный период на портале размещено 1753 информационных сообщения, в том числе о деятельности комиссии -113, новостях местного самоуправления - 38, а также 49 сообщений о прошедших мероприятиях по повышению правовой культуры избирателей.

За это время также размещено на сайте 2193 документа, в том числе 1471 решение избирательных комиссий.

Вместе с тем работа портала не заменяет собой деятельности прежнего официального сайта, поскольку задачи последнего непосредственно связаны с функционированием системы ГАС «Выборы». В качестве перспективного направления можно обозначить взаимную интеграцию этих ресурсов для достижения ещё большего удобства пользователей.

Работа Избирательной комиссии Московской области по информиро-

ванию избирателей посредством сети Интернет дополняется ведением акка-унтов в основных социальных сетях и присутствием в мессенджерах. Здесь хочу отметить положительный опыт использования мессенджера Telegram для организации работы «горячей линии» перед единым днем голосования 10 сентября прошлого года. Приём сообщений о предполагаемых нарушениях или недостатках в работе нижестоящих комиссий, а также сообщений для разъяснения в режиме группового чата позволил моментально снять многие вопросы, возникавшие у участников избирательного процесса и, таким образом, упредить многие письменные обращения и жалобы.

Следовательно, можно резюмировать, что в области информирования участников избирательного процесса приоритетным направлением инновационного развития является использование интернет-технологий.

Вторая группа технологий связана с подсчётом голосов избирателей и определением результатов выборов. Конечно же, говоря о современных технологиях, применяемых при подсчёте голосов, мы чаще всего обращаем внимание на комплексы обработки избирательных бюллетеней.

Полагаю, что, как и мы в Московской области, мои коллеги из других регионов имеют богатый опыт использования комплексов обработки избирательных бюллетеней - КОИБ-2010 и могут подтвердить, что на сегодняшний день они зарекомендовали себя с положительной стороны. Использование КОИБ позволяет исключить человеческий фактор из процедуры подсчёта голосов на избирательном участке, что практически сводит на нет веро-

ятность возникновения ошибок при подсчёте и служит укреплению доверия граждан к процедуре определения результатов выборов. Накопленный за несколько лет опыт использования КОИБ, который включает в том числе и проведение процедур ручного пересчёта голосов для проверки корректности работы КОИБ, показывает, что комплекс практически не допускает ошибок.

При этом имевшие место немногочисленные случаи несовпадения данных КОИБ с результатами ручного подсчёта были связаны с нарушением инструкции по использованию данного технического средства избирателями, в частности со сгибанием бюллетеня перед опусканием в принимающее устройство, когда устройство ошибочно принимает линию сгиба, проходящую через квадрат для отметок избирателя, как дополнительную отметку.

Ещё одним неоспоримым преимуществом является ускорение процедуры подсчёта, что особенно актуально, учитывая, что подсчёт голосов происходит в ночные часы после дня голосования.

Таким образом, на наш взгляд, технология подсчёта голосов избирателей с использованием КОИБ доказала свою эффективность и подлежит дальнейшему внедрению и развитию.

В единый день голосования 10 сентября 2017 г. на 2-х избирательных участках Московской области были впервые испытаны комплексы новой модели - КОИБ-2017.

Их конструктивными и программными особенностями в сравнении с КОИБ-2010 являются:

- ввод исходных данных с применением технологии QR-кода. При этом

возможность ввода исходных данных с флеш-носителя сохранена;

- наличие сенсорного ЬСБ-дисплея, который повышает удобство ввода данных оператором, по сравнению с использовавшейся ранее подключаемой клавиатурой;

- распечатка итогового протокола с QR-кодом.

Пробное применение КОИБ-2017 показало, что конструкция обеспечивает стабильную работу прибора как в технической, так и в программной части. Обеспечена корректная обработка бюллетеней, что было подтверждено контрольными ручными пересчётами, по результатам которых все УИК показали попадание в норму, установленную законодательством. Со стороны голосующих отмечалась положительная реакция на новое голосовое сопровождение работы КОИБ-2017, что позволило снять нагрузку на операторов КОИБ на участке.

Кроме того, использование КОИБ-2017 позволяет:

- автоматически проверить контрольные и логические соотношения;

- исключить наличие орфографических ошибок, описок, опечаток в протоколе УИК;

- быстро распечатать и выдать копии протокола УИК, исключить вероятность составления копий протокола УИК с ошибками в результате описок;

- сократить время приезда УИК в вышестоящую комиссию для ввода данных протоколов в ГАС «Выборы».

Внедренная в КОИБ-2017 технология QR-кодирования в настоящее время является одной из самых перспективных инноваций в методике подсчёта голосов и определения результатов выборов.

QR-код (от англ. quick response -'быстрый отклик' это квадратное изображение, представляющее собой матричный двумерный штрихкод, которое может быть распознано сканером, камерой или иным считывающим устройством. В одном таком квадрате может быть закодировано до 7089 цифр, 4296 букв латиницы или 2953 букв кириллицы.

В такое изображение можно с лёгкостью закодировать все данные, содержащиеся в итоговом протоколе участковой избирательной комиссии. Изготовление протокола УИК с QR-кодом позволяет получить следующие преимущества в сравнении с обычным протоколом:

1) После изготовления экземпляра протокола наблюдатели и иные участники избирательного процесса, присутствующие на участке при подсчёте голосов, могут сфотографировать или просканировать QR-код при помощи мобильных устройств. Такая простая операция способна отчасти заменить традиционную процедуру выдачи копий протокола в случае, если участник избирательного процесса желает получить данные протокола в электронном виде и максимально быстро.

2) Программное обеспечение мобильных устройств, имеющееся сегодня в свободном доступе, позволяет не только получить фотографическое изображение протокола с QR-кодом, но и распознать сам код, переведя его в текстовый вид.

3) Главное преимущество заключается в многократном ускорении процесса обобщения данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, после их поступления в территориальную из-

бирательную комиссию. Сотруднику территориальной избирательной комиссии достаточно отсканировать код, и при помощи специального программного обеспечения информация автоматически заносится в ГАС «Выборы».

Однако КОИБ-2017 только начинают внедряться, и Избирательная комиссия Московской области, понимая перспективность и удобство применения технологии QR-кодирования, по собственной инициативе начала пробное использование этой технологии в единый день голосования 10 сентября на тех участках, где не были установлены КОИБ-2010. Для этого участковые избирательные комиссии были оснащены персональными компьютерами со специальным программным обеспечением (СПО УИК), а также печатным и сканирующим оборудованием.

Общее количество избирательных участков, где 10 сентября 2017 г. применялась технология QR-кода, составило 325 из 1006 участков, на которых проводилось голосование.

10 сентября 2017 г. все указанные выше участковые избирательные комиссии использовали СПО УИК для составления протоколов УИК об итогах голосования, которые были считаны и занесены в ГАС «Выборы». Сбоев при распознавании машиночитаемого кода не возникло.

Подводя итог описанию инновационных технологий подсчёта голосов, можно резюмировать, что приоритетным направлением их развития является дельнейшее совершенствование механизмов распознавания бюллетеней, а также разработка методик, направленных на ускорение процесса обобщения информации об ито-

гах голосования, которые позволили бы определять результаты выборов в кратчайший срок после завершения голосования.

Наконец, третий вид современных технологий в области избирательного процесса направлен на организацию контроля за ходом голосования и подсчёта голосов, и под такими технологиями подразумеваются в первую очередь видеонаблюдение и организация видеотрансляции соответствующих избирательных процедур.

На последних очередных выборах регионального уровня, проведённых в Московской области, выборах депутатов Московской областной Думы в 2016 г., был организован комплекс мероприятий видеотрансляции в сети Интернет процесса голосования и видеонаблюдения подсчёта голосов избирателей.

Мониторинг включал в себя установку средств видеотрансляции на каждом избирательном участке, предоставление доступа к сети передачи данных и обеспечение односторонней видеоконференцсвязи, а также хранение полученных данных.

В день голосования была организована онлайн-трансляция процесса голосования на 3474 избирательных участках. Кроме того, на 311 участках камеры, установленные в помещениях для голосования, работали в режиме записи.

Можно с уверенностью сказать, что видеотрансляция процесса голосования является одним из самых эффективных и показательных способов обеспечения прозрачности выборов. Несмотря на значительные затраты, связанные с организацией работы системы видеонаблюдения, данная тех-

нология полностью оправдывает своё назначение, позволяя быстро и чётко разобраться в значительном количестве спорных ситуаций, которые могут возникнуть на избирательном участке, а также максимально оперативно получить информацию о работе участковых избирательных комиссий.

При использовании средств видеотрансляции особое внимание следует уделять правильному размещению ка-

мер в помещении комиссии для обеспечения полного обзора столов для выдачи бюллетеней и ящиков для голосования, но с учётом соблюдения принципа тайного голосования.

Итак, на этих примерах мы можем убедиться, что сегодня современные технологии плотно вошли в избирательный процесс и существенно облегчают нашу работу, при этом укрепляя доверие граждан к институту выборов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гаран-

тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37119 (дата обращения: 17.11.2017).

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, ин-

формационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 17.11.2017).

3. Мастюков Н.Ю. Ответственность как способ защиты избирательных прав граждан //

Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 6. С. 37 - 42.

4. Мухачев И.В., Демьянов Е.В. Вопросы организации и деятельности избирательных ко-

миссий в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 42 - 45.

5. Рыкова Л.В. Конституционно-правовое регулирование состава и внутренней структу-

ры участковых избирательных комиссий // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 10. С. 60 - 70.

6. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА,

ИНФРА-М, 2017. 608 с.

7. Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности поли-

тических партий России: монография. М.: Юрист, 2017. 336 с.

8. Постановление ЦИК России от 08.11.2017 N 109/906-7 «О Порядке изготовления, пере-

дачи, использования и учета специальных знаков (марок) для защиты от подделки заявлений избирателей о включении в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2017. N 11

9. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. 4-е изд., изм. и доп. М.:

Статут, 2017. 624 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. [Federal Law dated 12.06.2002 no. 67-FZ (ed. from 01.06.2017) "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in Referendum of the Citizens of the Russian Federation" (as amended and enforced 01.10.2017)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119 (accessed: 17.11.2017).

2. [Federal Law dated 27.07.2006 no. 149-FZ (as amended on 25.11.2017) "On Information, Information Technologies and Protection of Information"]. In: Konsul'tantPlyus: spravoch-naya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (accessed: 17.11.2017).

3. Mastyukov N.Yr. [Responsibility as a way of protection of electoral rights of citizens]. In:

Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2016, no. 6, pp. 37-42.

4. Mukhachev I.V., Dem'yanov E.V. [The questions of organization and activity of election commissions in the constituent entities of the Russian Federation]. In: Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2016, no. 4, pp. 42-45.

5. Rykova L.V. [Constitutional-legal regulation of the composition and internal structure of

precinct election commissions] In: Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], 2015, no. 10, pp. 60-70.

6. Krasinskii V.V. Zashchitagosudarstvennogo suvereniteta [The protection of state sovereignty].

Moscow, NORMA, INFRA-M Publ., 2017. 608 p.

7. Dolgikh F.I. Pravovoe regulirovanie finansirovaniya tekushchei deyatel'nosti politicheskikh par-

tii Rossii [Legal regulation of financing of the current activities of political parties of Russia]. Moscow, Yurist Publ., 2017. 336 p.

8. [Resolution No. 109/906-7 of the Central Election Committee of the Russian Federation "On

the Procedure for the Manufacture, Transfer, Use and Accounting of Special Marks (Stamps) to Protect Against Counterfeiting of Voter Applications for inclusion in the Voter List at the Location of the President of the Russian Federation" of November 8, 2017]. In: Vestnik Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the Central Election Commission of the Russian Federation], 2017, no. 11.

9. Shakhrai S.M. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional law of the Russian

Federation]. Moscow, Statut Publ., 2017. 624 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Коновалова Ирина Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Института экономики, управления и права Московского государственного областного университета; Председатель избирательной комиссии Московской области; e-mail: ia.konovalova@mgou.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina A. Konovalova - PhD in Law, associate professor, associate professor at the Department of Criminal Law at the Institute of Economy, Management and Law, Moscow Region State University; e-mail: ia.konovalova@mgou.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Коновалова И.А. Современные технологии обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса в деятельности избирательной комиссии Московской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 42-50. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-42-50

V49y

FOR CITATION

Konovalova I.A. Modern Technologies of Providing the Openness and Transparency of Electoral Process in the Work of the Moscow Region Election Committee. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, pp. 42-50. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-42-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.