Научная статья на тему '«Рабочие гулянья» как форма праздничной культуры 1920-х гг'

«Рабочие гулянья» как форма праздничной культуры 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / КУЛЬТУРА / ПРАЗДНИКИ / МАССОВОЕ ДЕЙСТВО / РАБОЧИЕ ГУЛЯНЬЯ / ОБЩЕСТВО СТРОИТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО СТАДИОНА / WORKERS’ FESTIVALS / ASSOCIATION OF INTERNATIONAL RED STADIUM’S BUILDERS / SOVIET POWER / CULTURE / FESTIVALS / MASS ACTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалаева Надежда Владимировна

Статья посвящена изучению отдельных аспектов становления советской праздничной культуры в рабочей среде. Автор подробно останавливается на особой форме праздника – массовом действе как методе рабочей праздничной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of establishment’s aspects of Soviet festive culture of the working people. The author in details considers the special form of festival – mass action as a method of workers’ festive culture.

Текст научной работы на тему ««Рабочие гулянья» как форма праздничной культуры 1920-х гг»

Надежда ШАЛАЕВА

«РАБОЧИЕ ГУЛЯНЬЯ» КАК фОРМА ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ 1920-х гг.

Статья посвящена изучению отдельных аспектов становления советской праздничной культуры в рабочей среде. Автор подробно останавливается на особой форме праздника - массовом действе как методе рабочей праздничной культуры. The article is devoted to the study of establishment’s aspects of Soviet festive culture of the working people. The author in details considers the special form of festival - mass action as a method of workers’ festive culture.

Ключевые слова:

советская власть, культура, праздники, массовое действо, рабочие гулянья, Общество строителей Международного Красного стадиона; Soviet power, culture, festivals, mass action, workers’ festivals, Association of International Red Stadium’s Builders.

ШАЛАЕВА Надежда Владимировна — к.и.н., доцент кафедры социальногуманитарных наук СГАУ им. Н.И. Вавилова nаdejdа-hist@ yandex.ru

Особую роль в формировании образов власти и становле -нии новых сценариев играли массовые праздники как выс -шая форма репрезентации, соединяющая «в одно целое, в ансамбль разные уровни выражения: слово, изображение, дви -жение, инсценировки»1. А.В. Луначарский, обращаясь к опыту Великой французской революции, к Робеспьеру, писал, что массы имеют «страшное тяготение... к широко массовым зрелищам, где народ, как и его трудовое величие, или наша революция являются одновременно зрителем и зрелищем»2.

В последнее время большое внимание в научной литера -туре уделяется проблемам праздничной культуры. В свет вышли работы как отечественных, так и зарубежных исследователей. Методологически определяющими стали работы Ш. Плаггенборга и М. Рольфа3. Ш. Плаггенборг, изучая природу ранней советской культуры, активно использует культурологические методы исследо -вания, способствуя изучению структурных и семиотических смыс -лов советской культуры, порожденных ею образов.

Для понимания проблем репрезентации власти большую роль сыграла работа М. Рольфа «Советские массовые праздники». Автор исследует и анализирует становление советского праздничного календаря и массовые праздники, в которых формировались совет -ские культурные и идеологические стандарты. Он рассматривает массовые праздники как каналы - проводники властных идей, как способ манипулирования сознанием людей.

Проблема становления и развития массовых праздников стала одним из наиболее изучаемых в отечественной историографии аспектов советской культуры как на общероссийском, так и на мест -ном материале. К этой теме обращались М. Деканова, Е. Киселева, С. Шаповалов и др.4 В основе большинства работ лежит методо -

1 Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. — СПб., 2000, с. 287.

2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 142, оп. 1, д. 313, л. 40.

3 Плаггенборг Ш. Указ. соч.; Рольф М. Советские массовые праздники. — М., 2009.

4 Деканова М.К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX — первой трети XX в.: центр и провинция : дис. ... к.и.н. — Самара, 2009; Киселева Е.В. Формирование образа Советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь 1917—1920 гг. (на материалах Орловской и Брянской губерний) : дис.. к.и.н. — Брянск, 2011; Шаповалов С.Н. Историческая трансформация российских (советских) государственных праздников 1917—1991 гг. (на материалах Краснодарского края и Ростовской области). — Краснодар, 2011.

логия изучения локальной истории, что позволяет детализировать, конкретизи ровать развитие праздничной культуры на местах, выявить ее специфику. В целом, для всех работ характерно изучение празд -ничной культуры как формы коммуника ции.

В работах Е. Барышевой1 становление праздничной культуры рассматривается как механизм коммуникации власти и общества и одновременно как способ легитимации власти. Культура рассма тривается автором как инструментарий для придания идеологическим основам советской власти, сложным конструкциям марксизма политического смысла, доступного сознанию масс.

В работах отечественных исследовате лей основное внимание уделяется изуче нию деятельности советской власти по внедрению и распространению празднич ной культуры в крестьянской среде, город ской быт и рабочий класс затрагиваются в меньшей степени. Обращение к город скому празднику происходит в основном в связи с государственными праздниками. Поэтому целью данной статьи является попытка на основе архивных материалов рассмотреть процесс развития празднич ной культуры в рабочей среде в 1920 -х гг на примере массовых рабочих гуляний.

Массовый праздник объединял пространство и время в сознании человека, делая его активным участником действа. В ходе праздника пространство органи -зовывалось таким образом, что равно душных не должно было быть. И в этом смысле массовый праздник стал одним из механизмов формирования представ лений о власти в сознании общества. Особенностью проведения массовых праздников стало соединение прагма тического, рационально утилитарного

1 Барышева Е.В. Метафора диктатуры пролетариата в политических коммуникациях 1917—1920- х годов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. Политология. Социально -коммуникативные науки, 2007, № 1, с. 204—218; она же. Политическое событие как способ легитимации диктатуры пролетариата // Вестник Российского государственного гума нитарного университета. Сер. Политология. Социально коммуникативные науки, 2008, № 1, с. 180—185; она же. Репрезентация власти как форма политического конструирования соци альной среды // Вестник Российского государ ственного гуманитарного университета. Сер. Политология. Социально коммуникативные науки, 2011, № 1, с. 124-131.

подхода, выраженного в пропагандист ских целях и задачах, что хорошо видно в планах подготовки массовых меро приятий, с использованием чувственно эмоционального начала. Задача празд -ника заключалась в формировании ощу щения единения власти и общества в массовом действии. Стилистическими признаками «массовых празднеств эпохи октябрьской революции были .активная самодеятельность масс, организованность и коллективность движений и действий, .эмоциональная насыщенность»2, отра жающая революционный подъем, клас совую патетику, праздничную приподня тость. Революционные праздники несли в себе не только единство действий, но и единство переживаний, что выходит за пределы рационального подхода. Их про должительность, по мнению теоретиков массового действа, должна была состав лять от одного до нескольких рабочих дней, поглощая «собой весь день, совер шенно не дав других переживаний»3.

Уже в начале 1920 -х гг. в комиссариатах просвещения всех уровней (от централь -ных до местных), а также в культурно -просветительских организациях появля ются инструкторские отделы, призван ные разрабатывать методики проведения праздников. В их трактовке праздник получал широкое толкование своего при менения, что в большей степени соответ -ствовало задачам репрезентации власти и имело высокую степень эмоционального воздействия.

К середине 1920 -х гг. наблюдается кризис политико - агитационной культуры совет -ской власти. Со стороны зрителей, как в городе, так и в деревне, прослеживался откровенный отказ от участия в меропри ятиях ярко выраженного агитационного характера или даже присутствия на них. В одном из докладов Главполитпросвета, сделанного в Доме театрального просве -щения им. В.Д. Поленова в 1927 г., отме -чалось, что зрители жаловались на непри годность пьес для восприятия. В основ ном жалобы были следующего характера: «надоели агитпостановки, просят худо жественных пьес», «лучше смотрят коме дии», «агитпьесы больше не идут» 4.

2 Государственный архив Российской федера ции (ГАРФ), ф. 628, оп. 1, д. 13, л. 17.

3 ГАРФ, ф. 4346, оп. 1, д. 93, л. 7.

4 ГАРФ, ф. 628, оп. 1, д. 14, л. 4.

После окончания Гражданской войны при сохранении праздничного совет ского календаря с его гражданско революционной героикой начинают раз виваться новые элементы праздничной культуры. Во многом это было связано с деятельностью научно методического Общества строителей Международного Красного стадиона (ОСМКС). Общество стремилось к утверждению в рабоче крестьянской среде новой пролетарской культуры, перевоспитанию рабочих и крестьян, к формированию в их созна нии советской психологии. Сделать это было возможно, по мнению методистов ОСМКС, на основе коллективно рожден -ного в едином действии масс социального опыта. Если центральная власть развивала праздничную культуру на государствен -ном уровне, то Общество — на уровне пси -хологии человека как части коллектива. Не отказываясь от участия в разработках главных праздников государства, оно стремилось к созданию культуры воскрес ного отдыха как основы эмоционального единения всего общества. Это дало начало разработке научно методическим отделом Общества теории массовых действ, где одной из их форм была игра, используе мая в массовых «рабочих гуляньях».

Научно - методический отдел Общества разработал теорию массовых игр как метода и системы массового воспитания, в ходе которых у их участников должно было родиться единство чувств и инте ресов. В поиске наибольшей эффектив -ности воздействия и вовлечения в них участников - зрителейэксперты - методисты обращаются к народной традиции и куль турным корням. Празднества в сознании человека должны быть связаны с бытовой обрядовостью и ассоциироваться с народ ными играми. «В сценических играх мы имеем лучший из способов действитель ного оформления любого мотива, близ -кого и родного рабочему классу, в котором он может черпать силы и живую уверен ность... в действии.»1 Отказываясь от идеи состязательности, характерной для спортивных обществ, к которым принад -лежало Общество строителей МКС, они взамен вводили систему игр, направлен ных на восстановление сил пролетариата. «Игра — это комплекс, в котором отра -жается идеал, направляющий его инте

1 ГАРФ, ф. 4346, оп. 1, д. 85, л. 115.

рес, устремление к этому идеалу, борьба и достижение происходит в таких легких условных формах, что вместо утомления вызывает бодрость, подъем его энергии»2. Игры должны были проводиться на све -жем воздухе. Массовое участие рабочих в играх в воскресные дни и стало называться «рабочими гуляньями».

«Рабочие гулянья» в первую очередь — организованный отдых. В разработанном позже сценарии подобных праздников предполагалось четко организованное и спланированное действие всех его участ ников по командам под руководством инструкторов. Первые такие массовые гулянья были организованы в 1921 г., в них приняли участие делегаты III Конгресса Коммунистического интернационала.

Один из теоретиков массового дей -ства, заведующий методическим отделом ОСМКС А.Г. Харлампиев в своих работах связывал массовые действа с народными играми и гуляниями, для которых было характерно сочетание игры, театрали-зации и спорта. Достаточно вспомнить народные гуляния на Масленицу или на праздник Ивана Купалы, когда организо -вывались различные игры, где их участ ники мерились силой или соревновались в ловкости, а потом начинались массовые танцы и песни. В своих методических работах А.Г. Харлампиев приводил клас -сификацию игр, выделяя игры команд ные, атлетические, но доступные для всех (волейбол), забавы и развлечения (соби рание грибов, стрельба из лука, карусель и т.д.)2, линейные, спокойные (для отдыха), общие для оживления и т.д.3 Техника мас -сового действа (игры) должна была вклю -чать три части: начало, нарастание и выс ший подъем. Прелюдия игры должна была дать ее участникам «установку на дина мичное начало, это возбудит энергию». Все должно происходить в соединении с маршем, который задает определенный ритм4. Далее должны идти собственно игры, сопровождаемые песнями и тан цами. «В ходе игры ее участники должны достичь такой степени единения и вооду -шевления, которая им позволит перейти к хоровому пению “Интернационала”»5.

Эффект воздействия определялся

2 Там же, д. 533, л. 1.

3 Там же, л. 15.

4 Там же, д. 537, л. 2(об).

5 Там же, л. 3—4.

оформлением праздника, к которому предъявлялось множество требований. Их суть сводилась к созданию такого социокультурного пространства, кото рое способно было вызвать у зрителей и участников массового действа эмоции на грани эйфории и экзальтации. Для этого необходимо было использовать все сред ства аудиовизуального характера: кино, музыку, цветовое и световое решение, «использование больших плоскостей», шумовые эффекты с рукоплесканием, сту ком, криком, пением и др. звуками. Все действия должны идти друг за другом, со здавая единое праздничное пространство и проводя общие идеи. Все действия сопро -вождались парадами, хоровым пением, оркестровой музыкой, элементами драма тизации и театрализации.

Сценарная разработка «рабочих гуля ний» оставляет двойственное чувство. С одной стороны, это формализован ное действо, с речевками, фигурным маршем, «колонным танцем», «ораньем хором»1. Последнее предполагало хоро вое пение, чтение и хоровую шутку. Хор «хорошо воспитывает массовое чувство и представление о силе в единении и зна

комит с новой силой стихии звука»2. В отчете за 1924—1929 гг. ОСМКС отмеча -лось, что было проведено до 258 гуляний и массовых игр3. В среднем это 4 меро приятия в месяц. Но в то же время про ведение мероприятий шло по разнарядке. Сами же методисты общества, проведя сбор статистических данных, пришли к выводу, что от общего числа участников «рабочих гуляний» в среднем было задей ствовано только 38%4.

С другой стороны, эти массовые игры на воздухе заложили основы характерной для советского времени формы массового спорта, где принцип: «главное не победа, а участие» был привлекателен для тех, кто занимался физическим развитием. До сих пор многие игры, разработан -ные научно методическим отделом этого Общества, используются в спортивных массовых мероприятиях образователь ных учреждений разного уровня. Формы, предложенные Обществом строителей Международного Красного стадиона, оказались достаточно востребованными в проведении массовой работы в советском и российском обществе.

1 Там же, д. 107, л. 28, 59—62, 65—70.

2 Там же, д. 97, л. 67.

3 Там же, д. 85, л. 87(об).

4 Там же, д. 107, л. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.