Надежда ШАЛАЕВА
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО ОБРАЗА ВЛАСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (1917-1920-е гг.)
В статье рассматривается значение советских государственных праздников и их воздействие на сознание общества на чувственно-эмоциональном, образно-символистическом уровне, направленное на формирование репрезентативного образа власти в революционный период.
The importance of Soviet state holidays and its impact on public consciousness on sensual-emotional, figurative, symbolic level, aimed at formation of a representative image of power in the revolutionary period, is considered in the article.
Ключевые слова:
власть, образы власти, репрезентация, государственный праздник, культура; authority, images of authority, representation, state holiday, culture.
ШАЛАЕВА Надежда Владимировна — к.и.н., доцент; доцент кафедры социальногуманитарных наук СГАУ им. Н.И. Вавилова nadejda-hist@ yandex.ru
%
Октябрьские события 1917 г. и процесс формирования Советского государства способствовали разрушению старых культурных традиций и становлению новой культуры, кото -рая призвана была решить проблему формирования репрезентатив ных образов власти, выработать механизмы необходимого их вос приятия. Одна из особенностей решения этих задач была связана с нарушением исторического времени, его разрывом, вызванным революционными процессами 1917 г. Восстанавливая историче -скую преемственность, советское правительство уже в первый год своего существования обратилось к пластическим видам искусства, способным формировать особое городское пространство, к монументальной круглой скульптуре и политическому плакату. Задача эмоционального усиления визуального воздействия в вопросах со здания образа власти способствовала внедрению новых форм ком -муникации. Праздники, возникшие как государственный полити -ческий заказ, стали механизмом активного вовлечения в уличное действие населения, даже если это была пассивная форма участия, выраженная в прохождении в рядах демонстрантов или сторон -нем наблюдении за шествием колонн манифестантов. По выраже нию Ш. Плагенборга, «праздники можно назвать высшей формой репрезентации, т.к. при их проведении соединяются в одно целое, в ансамбль разные уровни выражения: слово, изображение, движе -ние, инсценировки»1.
Государственные праздники первых 10 лет существования совет -ской власти можно классифицировать по уровню проведения (государственные и местные), по социальному предназначению (пролетарские, крестьянские и красноармейские), по политиче -ской направленности (антивоенные, в поддержку мирового проле тариата, революционные). Данная статья будет посвящена анализу первой группы праздников, в которых наиболее ярко проявились репрезентативные задачи власти.
Советские государственные праздники в историографии тради -
1 Плагенборг Ш. Культура и Революция. Культурные ориентиры периода Гражданской войны. - СПб., 2000, с. 287.
ционно рассматриваются в основном как форма агитации и пропаганды1. Но форма отражала только внешнее проявление сути и действия, придавая им яркость и эмоци ональность, тогда как механизм был при зван выполнять определенные функции. Праздники могли быть реализованы в различных формах — митинга, демонстра -ции, игры, театрального действия, инсце -нировки. Они посвящались какому либо событию — Февральской революции, Дню Парижской коммуны или имели опреде -ленную тематику: праздник труда, соли дарности или урожая. Массовые празд -ники — явление синтетическое и синкре -тичное, способное объединить простран -ство и время в сознании человека, сделать его активным участником действа. В ходе праздников городское пространство было организовано таким образом, что равно душных не могло быть.
По мнению М. Рольфа, «место празд -ника в обществе обусловлено его много образными функциями в социальной структуре человеческого общежития»2. Во первых, советские массовые празд ники посредством противопоставления имперским должны были отражать репре зентативные задачи власти. Во вторых, им отводилась роль конструктора социали стического строительства, позволявшего рабочему и крестьянину идентифициро вать себя с общими задачами власти по формированию нового общества, ощутить событийную сопричастность и масштаб ность перемен. В -третьих, праздники были направлены на формирование «коллек тивной культурной памяти»3, что позво -ляло более успешно реализовать задачу по восстановлению культурно исторической преемственности и линейности событий. В четвертых, праздники способствовали становлению и развитию политической и социокультурной коммуникации как одного из путей интеграции общества и власти, легитимации нового политиче
1 Там же; Деканова М.К. Формирование советской праздничной культуры в деревне в 1920- е гг. // Вестник СамГУ, 2008, № 1(60), с. 20-27; Рольф М. Советские массовые праздники. — М., 2009; Киселева Е.В. Формирование образа Советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь 1917—1920 гг. (на материалах Орловской и Брянской губерний) : дис. ... к.и.н.
— Брянск, 2011, с. 75—114.
2 Рольф М. Указ. соч., с. 13.
3 Там же, с. 15.
ского режима. В - пятых, праздники стали механизмом советского мифотворчества.
Первые праздники, возникшие из по -требности политической агитации и про -паганды, имели исключительно проле -тарскую направленность. Исторически у большевиков не было опыта проведения массовых праздников, за исключением демонстраций и манифестаций, которые носили политический характер. Это была наиболее привычная форма взаимодей ствия партии и рабочего класса. Поэтому неудивительно, что именно эту форму массовых действий советская власть берет за основу собственных праздников, кото рые первое десятилетие соединяли в себе государственный и партийный характер.
Особенностью проведения массовых праздников стал прагматический, рационально утилитарный подход, выра женный в пропагандистских целях и задачах, что хорошо видно в планах под готовки мероприятий. К проведению каждого крупного праздника создавались специальные комиссии, которые начи нали заседать еще за два -три месяца до времени его проведения. Частота заседа -ний зависела от исторической значимости мероприятия. Наиболее масштабными были заседания комиссий по подготовке октябрьских торжеств, пропагандистская направленность и революционная рито рика которых была определяющей в их содержании. В среднем частота заседаний была раз в 7—10 дней, т.е. за месяц комис -сия собиралась не менее 3—4 раз. Если под -готовка к празднованию второй и после -дующих годовщин Октябрьской револю ции начиналась в августе—сентябре4, то к 10 -й годовщине празднования революции подготовка началась фактически за год, комиссия регулярно стала заседать не позднее мая 1927 г.
В то же время в проведении праздни ков активно использовалось чувственно -эмоциональное начало. «Стилистические признаки массовых празднеств эпохи октябрьской революции: .активная самодеятельность масс, организован ность и коллективность движений и дей ствий, .эмоциональная насыщенность (революционный подъем, классовая
4 Российский государственный архив социально -политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 60, д. 5, 38, 163, 379.
патетика, праздничная приподнятость)»1. Праздники должны были нести в себе не только единство действий, но и един ство переживаний, что выходит за пре делы рационального подхода. Торжество должно было «поглотить собой весь день, совершенно не дав других переживаний»2 и в среднем длиться от одного до несколь -ких рабочих дней. Праздники включали череду последовательно сменяющих друг друга действий, со временем укоренив шихся в сознании человека как традиции и обычаи.
Каждый праздник власть стремилась использовать для демонстрации своих достижений, создавая собственные цере монии, традиции и обычаи. Так, напри мер, к очередной годовщине Октября выпускались агитационные брошюры, писались специальные сборники, посвя щенные истории революции, политиче скому моменту, экономической политике, борьбе мирового пролетариата, экономи ческим вопросам, а также сборники ЦК партии, составлялись программы бесед, создавались музыкальные и театральные произведения3.
Уже в начале 1920 -х гг. в Наркомпросе, а также в культурно просветительских организациях появляются инструктор ские отделы, призванные разрабатывать методики проведения праздников. В трактовке инструкторов праздник полу чал широкое толкование его применения как механизма репрезентации власти. Ему придавалась высокая степень воздействия на чувственно эмоциональном, образно символистическом, невербальном уровне на сознание и психику общества, направ ленного на формирование позитивного образа власти. В основе праздника был заложен метод массового действа, тракту емого как хоровое и общинное. «Массовое действо, прямо и настоятельно действу ющее на чувство, делает способным к высокому настроению и пафос его, даже не открывая ничего нового, заставляет переживать все по -новому.
.Массы поют, пляшут, ритмически двигаются и произносят слова — это само -утверждение, хоровое действо.»4.
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. А- 628, оп. 1, д. 13, л. 17.
2 ГАРФ, ф. Р-4346, оп. 1, д. 93, л. 7.
3 РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 163, л. 8, 11-12, 15, 16-19, 22, 36.
4 ГАРФ, ф. Р-4346, оп. 1, д. 537, л. 1.
Особую роль в подготовке и проведении праздников играли инструкции ЦК пар тии. Так, например, в докладе на заседа -нии праздничной комиссии по подготовке и проведению 3- й годовщины Октября А.В. Луначарский, объясняя задержку в разработке сценария, сослался на ожи дание инструкции от ЦК5. В ЦК пар -тии накануне празднования годовщины Октября с мест стали регулярно поступать телеграммы с просьбами срочно выслать материалы для торжеств, дать руководя щие указания или инструкцию по прове дению праздника6.
Ведущая роль в разработке празднич ных сценариев ложилась на все сек ции, отделы и подотделы Наркомпроса. Театральный отдел занимался написа нием новых пьес («Взятие Бастилии», «Зори»7 и т.п.), темы которых зависели от политического заказа и официальной направленности праздника. Так, напри мер, 2 я годовщина Октября прошла под знаменем борьбы с контрреволюцией, 3 я - борьбы с неграмотностью и вне дрения всеобуча, 4 -я посвящена III кон -грессу Коминтерна и т.д. Музотдел дол -жен был разрабатывать репертуары для митингов - концертов, ИЗО — плакаты, Главполитпросвет - агитматериалы, методический отдел - указания по прове дению праздников. С 1919 г. стали выпу скаться сборники сценариев празднова ния Дня солидарности всех трудящихся8 и Октябрьской революции9, которые выпу -скались комиссиями по празднованию и губернскими или местными комитетами РКП(б). Они содержали информацию о праздниках и их истории, рекомендации по прочтению специальной литературы, песни, лозунги, призывы и т.д. С сере -дины 1920 х гг. эти сборники уже издава лись повсеместно по всей стране.
Достаточно быстро сложился, по выра
5 РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д.5, л. 2.
6 Там же, д. 38, л. 74, 79, 84.
7 Там же, д. 5, л. 2.
8 1 Мая 1919 г. : литературно -художественный сборник. — Казань, 1919; 1 ое Мая : статьи, тези сы, стихи. — Харьков, 1921; 1 Мая : сборник.
— Екатеринбург, 1923; 1 ое Мая : литературный сборник. — Архангельск, 1923.
9 Великая Годовщина пролетарской революции.
— Пг., 1918; Великая пролетарская революция: Октябрь 1917. — Тифлис, 1920; Вехи Октября : литературно художественный альманах. — М., 1923; Октябрь 1917—1921 : сборник литературной студии Пролеткульта. — Саратов, 1921.
жению М. Рольфа, круг профессиональ ных экспертов, которые фактически были методистами специально созданных при культурно просветительских организа циях отделов. Они выпускали методи -ческие материалы по истории советских праздников и разрабатывали к ним сце нарии. Одним из таких экспертов был нарком просвещения А.В. Луначарский. Он писал сценарии к праздникам и кино фильмам. В одном из своих сценариев, написанном ко дню открытия III кон -гресса Коминтерна в 1921 г., он предлагал создать грандиозное массовое действо, состоящее из 5 картин и рассказывающее об исторической эволюции человечества от первобытного общества к светлому будущему1.
В период нэпа особое внимание уделя лось развитию самодеятельности. Клубы и низовые организации сами должны были проводить подготовку к праздни кам, развивая творчество трудящихся. Вмешательство сверху и централизация праздника как социокультурного явле ния мешало процессу развития пролетар ского искусства. По мнению М. Рольфа, начался процесс децентрализации празд ника, отказ от единого руководящего начала, что было связано с экономиче ской ситуацией в стране и необходимо стью режима экономии2. Однако анализ документального материала показывает, что на протяжении 1920 х гг. никакой децентрализации фактически не было. За процесс децентрализации М. Рольф принимает перенос работы из центра в местные органы власти, культурно просветительные организации и кружки, что не означало отказа от государствен ного управления праздником. Влияние центра не просто сохранялось, а, напро тив, усиливалось многократно благодаря научно методической работе и руковод ству Наркомпроса.
В 1920 е гг. одной из форм проведе ния праздников стали театрализованные постановки, в основе которых лежал метод массового действа. В поиске наи более эффективных приемов воздей ствия и вовлечения в праздники участ ников эксперты методисты обращались
1 Луначарский А.В. Сценарий для массового действия на празднике Третьего Интернационала // О массовых празднествах, эстраде, цирке. — М., 1981, с. 92.
2 Рольф М. Указ. соч., с. 84-85.
к народной традиции и культурным кор -ням. Празднества должны быть связаны с бытовой обрядовостью и ассоцииро -ваться с народными играми. «Массовое празднество — явление оформленного быта. <.> метод культурного, организа -ционного и политического воздействия на массы»3. А.Г. Харлампиев — один из теоретиков массового действа, возглав -лявший методический отдел Общества строителей «Международного красного стадиона», в своих работах связывал мас совые действа с народными играми и гуляниями, для которых было характерно сочетание игры, театрализации и спорта. Достаточно вспомнить народные гуляния на Масленицу или Ивана Купалу, когда организовывались различные игры, где их участники мерились силой или сорев новались в ловкости, а потом начинались массовые танцы и песни. Техника массо вого действа (игры) должна была вклю -чать 3 части: начало, нарастание и выс -ший подъем. Прелюдия игры должна была дать ее участникам «установку на дина -мичное начало, это возбудит энергию»4. Действие в соединении с маршем зада вало определенный ритм. Далее должны были идти собственно игры, сопровожда -емые песнями и танцами, в ходе которых ее участники достигают такой степени единения и воодушевления, которая им позволила бы перейти к хоровому пению «Интернационала»5.
Сила воздействия праздников опреде лялась оформлением, к которому предъ -являлось множество требований. Их суть сводилась к созданию социокультурного пространства, способного вызвать у зри телей и участников массового действа эмоции на грани эйфории и экзальта ции. Для этого необходимо было исполь зовать все средства аудиовизуального характера: кино, музыку, цветовое и све товое решение, «использование больших плоскостей»6, шумовые эффекты «с руко плесканием, стуком, криком, пением и др. звуками»7.
Вершиной методических разработок, предложенных Обществом строите лей «Международного красного стади
3 Там же, ф. А- 628, оп.1, д. 14, л. 17.
4 Там же, ф. Р -4346, оп. 1, д. 537, л. 2(об).
5 Там же, л. 3, 3(об), 4.
6 Там же, ф. А- 628, оп.1, д. 14, л. 18.
7 Там же, ф. Р -4346, оп. 1, д. 93, л. 7.
она», стал сценарий проведения Первой Всемирной Октябриады — «историко революционного парада пролетарских масс, объединенных Спортинтерном»1. Мероприятие предполагалось прове сти на 10 -ю годовщину Октября. Этот сценарий стал показателем стремления власти к высшей степени репрезентатив ности. Сценарий представлял собой, по сути, проведение Олимпиады, в основе которой был заложен не спортивный, а классовый принцип. Целью Всемирной Октябриады явилось стремление увлечь и объединить массы, продемонстрировать поддержку мирового пролетариата и про блески новой культуры. Основой сцена -рия явилась идея парада с высокой степе нью театрализации, где его участниками становились все присутствующие на ста дионе. «Экзальтированная масса зрителей с множеством оркестров, флагов и шумов будет вовлечена в апофеозное построе ние пирамиды, Всемирной Коммуны, на которую жестами руки будет указывать гигантская фигура Вождя Ленина, кото рая будет выситься над верхними трибу
1 ГАРФ, ф. Р -4346, оп. 1, д. 93, л. 7.
нами Стадиона.»2. Продолжительность парада должна была составить 6—8 часов и создать не только единство места, вре мени и действия, но и абсолютное един ство эмоционального переживания. хотя проведение Октябриады не было реа лизовано в социокультурной практике советской власти, тем не менее основ ные идеи, содержащиеся в ее сценарии, частично были воплощены в государ -ственных праздниках 1930 х гг.
Подводя итог исследования государ ственных праздников как явления массо вого действа, можно утверждать, что они создавались как механизм социокультур ного воздействия власти на общество. Их целью было создание позитивного образа власти, привлечение людей к активному участию в них, выработка событийной сопричастности к решению задач вла сти по формированию нового общества и строительству надэтнической общно сти — «советского народа», доведение до сознания масс репрезентативных идей Советского государства.
2 Там же, д. 537, л. 7.