Научная статья на тему 'Конфликтный инструментарий «Цветных революций» и электронная демократия'

Конфликтный инструментарий «Цветных революций» и электронная демократия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
235
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / МИТИНГ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ELECTIONS / SOCIAL PROTEST / POLITICAL PARTIES / MEETING / E-DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Байханов Исмаил Баутдинович

На основе анализа различных избирательных кампаний последних двух лет автор выявляет ряд новых тенденций, отражающих усложнение связи избирательного процесса и социального протеста. В статье подчеркивается, что интернет-пространство становится наиболее популярной площадкой для такого рода процессов, результатом чего становится развитие так называемой электронной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the base of the analysis of various electoral campaigns in the last two years the author reveals a number of new tendencies, reflecting complication of connection between electoral process and social protest. It is emphasized that the Internet space become the most popular area for such processes, and the development of so called e-democracy is the result of this process.

Текст научной работы на тему «Конфликтный инструментарий «Цветных революций» и электронная демократия»

Исмаил БАЙХАНОВ

КОНФЛИКТНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» И ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

На основе анализа различных избирательных кампаний последних двух лет автор выявляет ряд новых тенденций, отражающих усложнение связи избирательного процесса и социального протеста. В статье подчеркивается, что интернет-пространство становится наиболее популярной площадкой для такого рода процессов, результатом чего становится развитие так называемой электронной демократии.

On the base of the analysis of various electoral campaigns in the last two years the author reveals a number of new tendencies, reflecting complication of connection between electoral process and social protest. It is emphasized that the Internet space become the most popular area for such processes, and the development of so called e-democracy is the result of this process.

Ключевые слова:

выборы, социальный протест, политические партии, митинг, электронная демократия; elections, social protest, political parties, meeting, e-democracy.

БАЙХАНОВ

Исмаил

Баутдинович —

к.полит.н.,

председатель

Избирательной

комиссии Чеченской

Республики

ismail.67@mail.ru

В современных процессах у участников протестных акций пре -обладает мотивация, исходящая из неверия в то, что правящие силы вообще способны организовать честные выборы. Если нет сомнений в чистоте подсчета голосов, то может быть сомнение в чистоте, отсутствии коррумпированности кандидатов. Еще один мотив, с вариациями повторяющийся в каждом революционном движении, относится к задаче расширения области прав человека. Иногда для этого требуется избрать новый орган власти, а порой сами итоги голосования указывают на изменение границ этого поля. Отметим, что речь может идти о правах человека в целом, а может — о правах определенных групп: этнических, религиозных, региональных, гендерных. Характерная черта взаимосвязи выбо -ров и революций последних лет состоит в том, что эта взаимосвязь все больше проявляется не в волновой форме, когда после подъема социальной активности наступает время откатной волны, а в форме афтершоков, следующих за крупным землетрясением. В контексте такого сравнения выборы и взлет массового недовольства их ито гами могут быть сравнены с форшоком, землетрясением, проис шедшим до более сильного и связанным с ним общим временем и местом.

В 2009 г. был реализован исследовательский проект по вопро -сам выборов и предотвращению конфликтов под эгидой исследо -вательских центров Программы развития ООН (ПРООН) с целью выработать методики проведения выборов и предотвращения кон -фликтов1. То, что исследование охватило многие регионы мира, указывает на глобальность проблемы эскалации конфликтного потенциала во время выборов. Отсюда представляется целесообраз ным пройти по этой карте, выделив особенности связей выборов и революций не просто новейшего времени, а весьма сжатого поли тического периода.

Сужение хронологических рамок дает возможность более четко представить проблемы взаимосвязи выборов и форм социального протеста, которые определены национальными особенностями политической культуры, продиктованы условиями открытости

1 UNDP’s Bureau for Development Policy. Elections and Conflict Prevention. 2009 // www.undp.org/governance/

или закрытости политической системы, влиянием экономической ситуации в самой стране и последствиями мирового экономического кризиса. Для того чтобы наше сравнение социальной и геологиче ской карт было оправданным, важно для анализа взять события, отражающие рост социальной напряженности и проявляю щиеся в требованиях выборов или оценках результатов голосования, происходящие в узкий период 2011—2012 гг. Поскольку многие тенденции начинают формиро ваться в процессе афтершоков «арабской весны», то и период отграничивается этими революциями. Но территория, охваченная социальным недовольством, выходит далеко за рамки части арабского мира, где состоялись эти революционные перемены.

Исследуя карту выборов, проходящих в разных странах и регионах, продвигаясь по ней с Востока на Запад, можно выде -лить ряд закономерностей, которые гово рят о возросшем внимании избирателей к чистоте не только организации самих выборов, но и политических сил, отве чающих за их проведение. Например, на выборах законодателей Национальной ассамблеи Южной Кореи в апреле 2012 г. оказался востребованным американский опыт «Уотергейта», хотя он и не вписы -вался в корейскую политическую культуру. Подобные реакции на действия властей обусловлены проявлением общих причин, связывающих выборы и социальный про тест, который может и не достигать рево люционного уровня, но в определенной степени предвещать его1.

Второй тенденцией является всплеск митинговой активности. Так, в конце апреля 2012 г. в Куала - Лумпуре (Малайзия) прошел многотысячный митинг, участ -ники которого требовали реформиро вания избирательной системы в стране, проведения честных и прозрачных выбо ров. Эта протестная акция стала одной из самых массовых в стране за последнее десятилетие. Малазийский парламент принял несколько законов, реформи рующих избирательные процедуры. Этот факт заставляет обратить внимание на то, что если массам предлагаемые властями меры по реформированию избирательной системы кажутся незначительными, они в

1 Скосырев В. Призрак «Уотергейта» бродит по Сеулу // Независимая газета, 2012, 11 апр.

состоянии поддерживать протестные дей -ствия и наращивать градус недовольства.

Третья тенденция указывает на то, что соперничающие стороны при опреде -ленных обстоятельствах, как внутри политических, так и внешних, готовы идти на компромисс. В Мьянме допуск оппозиции к парламентским выборам не угрожал власти военных, но он должен был позволить вывести страну из режима международных санкций, как и тот факт, что лидер оппозиционной Национальной лиги за демократию (НЛД) Мьянмы, лау реат Нобелевской премии мира (1991 г.) Аун Сан Су Чжи была избрана депутатом парламента. Несмотря на то что допуск оппозиции к парламентским выборам является в значительной мере символиче ским шагом со стороны бирманских вла стей, они отдают отчет в том, что снятие наложенных на Мьянму международных экономических санкций необходимо, т.к. за годы нахождения в блокаде страна фактически превратилась в экономический протекторат Китая.

Четвертая тенденция может быть проил люстрирована акциями протеста в марте 2012 г. в Ираке, которые были приурочены к годовщине парламентских выборов. Свидетельством отказа в доверии членам правительства и депутатам парламента стал вымазанный чернилами поднятый кверху указательный палец. Это было сделано по аналогии с выборами, когда, чтобы быть допущенным к ним, иракцы обязаны обмакнуть палец в несмываемые чернила и оставить отпечаток в списке избирателей как свидетельство получе ния бюллетеня. Делается это для того, чтобы исключить повторное голосование. Однако, в отличие от выборов, где исполь -зуются синие чернила, для акций протеста были выбраны черные чернила. Все это говорит о том, что организаторы акций протеста прекрасно понимают, сколь большую роль в их успехе играет полити ческая символика, в которой очень важно использовать весь спектр цветовых, звуко вых и иных индикаторов.

Пятая тенденция, которая также обна ружилась в Ираке, касается участия моло дежи в протестных акциях. Так, инициато -ром демонстраций выступила молодежная организация, в которую объединились 29 групп, представляющих различные города и районы Ирака. К ним присоединился профсоюз иракских рабочих, требующих

повышения уровня оплаты труда и сниже ния пенсионного возраста.

И все же если выделять страну, в кото рой самым тесным образом переплелись революционные события и история выбо ров, то в первую очередь следует назвать Египет, где разворачивается один из самых сложных революционных сценариев. Казалось, парламентские выборы в ноя бре 2011 г. могут стать консолидирующим процессом для разношерстного общества, началом пути от стихийных бунтов пло щадей и улиц к построению демократиче ского государства1.

Итоги выборов в Египте подтвердили шестую тенденцию: в Северной Африке и на Ближнем Востоке набирает силу стрем -ление к изменению политического спек тра, причем изменению радикальному. На ведущие позиции в политической сфере претендуют силы, которые долгие годы находились в подполье и были фактиче ски лишены права голоса и каких -либо возможностей участвовать в политической жизни своих стран, а потому нередко про двигали свои взгляды с помощью методов, далеких от демократических. Успех этих партий на выборах определяется и тем, что они долгое время были запрещены и преследовались властями. Следует заме тить, что существенную роль в убедитель ной победе исламистов сыграли внешние игроки: кампании фундаменталистов финансировались Саудовской Аравией, Ираном и Катаром2.

Седьмая тенденция — усиление этно -политического компонента конфликта. Когда говорят о политическом пробуж дении Африки, то учитывают и разви тие электоральной культуры Черного континента. Во первых, для региона Центральной Африки важно решить про -блему разделенных народов и несоответ ствия существующих государственных границ этнической структуре. Во вторых, политическая культура региона в чем то близка к культуре бывших метрополий, но все более и более отдаляется от нее. О таком процессе можно судить по выборам пре зидента и парламента Демократической

1 Снегирев В. Египет встал в очередь // Российская газета, федеральный вып., 2011, 29 нояб.

2 Строганова Е. Зеленеет Восток // Профиль, 2012, № 2(750), 23 янв.

республики Конго (бывшего Заира)3. Ж. Кабила стал четвертым президентом страны в 2001 г. после убийства своего отца, который пришел к власти благодаря руандийским тутси, действующим через своих единоплеменников в самом Заире.

Восьмая тенденция, проявляющаяся в сопряженности социального конфликта и выборов, относится к появлению не только региональной, но и субрегиональ ной специфики. В Европе, где причина массовых выступлений определяется глу боким экономическим кризисом, больше проблем обнаружилось на юге региона, например в Греции, где по итогам парла -ментских выборов весны 2012 г. ведущим партиям не удалось набрать число голо сов, достаточное для формирования ко алиционного правительства. Тревожным представляется и то, что впервые в пар ламент прошло неонацистское движе ние «Золотая заря», а также еще 6 других партий, отвергающих жесткую бюджет -ную политику, что значительно усложнит реализацию программ, согласованных греческим правительством с тройкой кредиторов4. Во Франции с поражением Николя Саркози и победой Франсуа Оланда на президентских выборах многие аналитики высказывали предположения о серьезной корректировке европейской составляющей внешней политики страны. Возможно, подобные ожидания объясня -ются не только пониманием разницы в политических платформах кандидатов в президенты, но и того, что в Европе время выборов превращается в период социаль ной нестабильности.

Девятая тенденция проявляется в том, что выборы позволяют измерить глубину конфликтного потенциала как на обще национальном, так и на местном уровне. Внимание к результатам муниципальных выборов определяется их важностью не только для оценки ситуации в отдельных территориях, но и для выявления фор мируемых политических предпочтений. В этой связи, несомненно, показательны административные выборы в Италии. Они показали не только то, что страна больше не хочет Берлускони, устала затягивать пояса в ожидании экономического чуда от Монти, но и то, что успех обеспечен

3 Зубков К. Конго между Первой и Второй мировой // Известия, 2011, 28 нояб.

4 Фещенко В. Укрощение популизма // Российская газета, столичный вып., 2012, 8 мая.

политикам - популистам, выступающим с идеями «антиполитики», как, например, уличный комик Беппе Грилло. Все указы -вает на то, что общей тенденцией для стран Евросоюза становится рост популярности ранее маргинальных партий1.

Протестная волна, связанная с ито -гами выборов, прокатилась и по постсо ветскому пространству, на котором еще совсем недавно выборы были отмечены «цветными революциями». Исследователи почти единодушны в том, что «революция роз» в Грузии и «оранжевая революция» в Украине были «цветными революциями». Некоторые специалисты относят к таким видам протеста и «бульдозерную рево -люцию» в Югославии. Следует обратить внимание на то, что за последние два десятилетия на постсоветском простран стве выросло новое поколение, которому не столь важно, кто победит на выборах, главное, чтобы они проходили честно. И этот аргумент приводится многими участ -никами оппозиционных выступлений в разных частях постсоветского простран -ства, он же сплачивает сторонников оппо зиции и за его пределами. Солидарный протест по поводу выборов в России выра -жали соотечественники, проживающие в разных странах.

Наиболее активно этот протест про явился в пространстве Интернета, что можно считать десятой тенденцией раз вития связи выборов и акций протеста. Хакеры, называющие себя представи -телями российского крыла движения Anonymous, провели в мае 2012 г. атаки на сайты государственных структур, сообщив о них заранее в видеоролике, где говори -лось, что таким образом Anonymous готовы поддержать «массовую демонстрацию против нелегитимных выборов», атаковав сайты правительства России и премьер министра. Генеральный директор Google

1 См.: Пушкарская Е. Комедия пожеланий // Коммерсантъ - Власть, 2012, № 20.

Э. Шмидт и директор Google Ideas Дж. Коэн считают, что мы живем в «эру цифрового разрушения». В статье, опубли -кованной в 2010 г. в журнале Foreign Affairs, они пишут: «Появление и стремительный рост значения коммуникационных технологий, которые дают людям доступ к огромным массивам информации и соеди -няют друг с другом, означает, что XXI век будет полон сюрпризов. Правительства будут застигнуты врасплох, когда толпы горожан, вооруженных только мобиль -ными телефонами, начнут протесты и бро -сят вызов власти (в новый век разделения властей никто не может двигать прогресс в одиночку)»2.

В том, что протест в период выборов приобретает характеристики виртуально сти, можно видеть проявление еще одной важной закономерности. Выборы всегда могли мобилизовать наиболее востре -бованные, отвечающие духу эпохи сред ства массовой информации. Например, в период студенческих протестов 1960 -х гг. в США самым распространенным источ -ником стали университетские издания. В первые годы постсоветской России таким источником были газеты и радио. В наше время им становятся электронные СМИ. Однако нельзя не учитывать, что они могут как формировать культуру электронной демократии (e-democracy), так и закла -дывать основы дестабилизации системы реальной демократии. Появление пред ложений по совершенствованию элек -тронной демократии будет затрагивать проблему организации выборов. И чем больше появится конструктивных предло -жений, тем меньше будет накал страстей, свидетельствующих о высоком конфликт ном потенциале общества, в период самих выборов.

2 Цит. по: Брэнсон Р. Мы живем в глобальной деревне // Независимая газета, 2012, 15 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.