Научная статья на тему 'Социальное воспитание в поликультурной среде в контексте гендерной компетентности специалиста'

Социальное воспитание в поликультурной среде в контексте гендерной компетентности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СИТУАЦИИ / SOCIAL EDUCATION / GENDER COMPETENCE / GENDER APPROACH / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / GENDER SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агулина С. В.

В статье раскрываются сущность гендерной компетентности специалиста в процессе социального воспитания школьников и с учетом особенностей многонационального детского коллектива. Каждый компонент методики социального воспитания школьников в процессе гендерной социализации дополняется методами гендерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агулина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EDUCATION IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF GENDER COMPETENCE OF A SPECIALUST

In article reveals the basics of gender competence of a specialist in the course of social education of school students, taking into account features of multinational community of children. Each component of the technique of social education of school students in the course of gender socialization is supplemented with methods of the gender approach.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание в поликультурной среде в контексте гендерной компетентности специалиста»

УДК 376.6

Agulina S.V. SOCIAL EDUCATION IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF GENDER COMPETENCE OF A SPECIALUST. In article reveals the basics of gender competence of a specialist in the course of social education of school students, taking into account features of multinational community of children. Each component of the technique of social education of school students in the course of gender socialization is supplemented with methods of the gender approach.

Key words: social education, gender competence, gender approach, polycultural environment, ethnocultural competence, gender situations.

С.В. Агулина, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы Северо-Кавказского федерального

университета, г. Ставрополь, E-mail: agulina7@yandex.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

В статье раскрываются сущность гендерной компетентности специалиста в процессе социального воспитания школьников и с учетом особенностей многонационального детского коллектива. Каждый компонент методики социального воспитания школьников в процессе гендерной социализации дополняется методами тендерного подхода.

Ключевые слова: социальное воспитание, гендерная компетентность, тендерный подход, поликультурная среда, этнокультурная компетентность, тендерные ситуации.

Общепризнанным является особая значимость такого важного для формирования личности института социализации, как современная система образования, в структуре которой каждый ребенок приобщается к культурным ценностям. В современных условиях актуализации регионального компонента в российском образовании возрастает потребность в этнокультурной компетентности всех участников педагогического процесса, включая специалистов, осуществляющих социальную работу в школе -социальных педагогов. Многонациональные ученические коллективы стимулируют необходимость повышать этнокультурную компетентность и этническую толерантность у педагогов с целью более успешной организации учебно-воспитательного процесса. Именно при условии учета культурных традиций и этнопсихологических особенностей этнических групп и общностей, к которым принадлежат учащиеся, есть возможность повысить качество всего педагогического процесса. Кроме этого актуальной становится еще и гендерная компетентность специалистов, выражающаяся в реализации на каждом этапе педагогического процесса гендерного подхода к учащимся, главной целью которого является «содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуальности каждого воспитанника с учетом многовариантного фактора пола» [1, с. 256]. В условиях поликультурной школьной среды к этому надо еще добавить и этнический аспект. Особое значение эта компетентность имеет в процессе социального воспитания, как части социально-педагогического процесса. Реализация гендерного подхода в социальном воспитании в поликультурной среде обладает рядом специфических признаков, определяющих направления деятельности социального педагога. При этом главным остается суть ген-дерного подхода, заключающегося в «специальной организации социально-педагогической деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, с учетом присущих ему индивидуальных особенностей по признаку пола и гендерной индивидуальности» [2, с. 216]. С одной стороны, социальный педагог должен владеть знаниями о гендерных особенностях учащихся и умениями учитывать их в процессе социального воспитания, а также понимать предназначение мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций, основанных на ценностях различных культур взаимоотношений полов. С другой стороны, социальному педагогу надо в полной мере осознавать особенности организации воспитательного процесса, обусловленного национальными ценностями и традиционными взглядами. В организации воспитательного процесса в детской среде, отличающейся поликультурностью, такому специалисту необходимо уметь сочетать народные особенности и традиции с инородными, с всенародными и общечеловеческими.

Раскроем возможности реализации этих направлений деятельности в процессе социального воспитания. Воспитание будущих мужчин и женщин в современных условиях предполагает

развитие у них способности к гибким партнерским отношениям. В связи с этим перед всеми субъектами воспитательного процесса стоит задача создать специальные условия, позволяющие воспитанникам овладеть разнообразным гендерным репертуаром и культурой взаимоотношений полов, выполнять различные гендерные роли. Это предполагает, что каждый ребенок должен осознать и утвердить себя как представитель определенного пола, и овладеть способностью к реализации соответствующее гендерного поведения. То есть для решения этой задачи специалисты должны владеть гендерной компетентностью и в связи с этим раскроем сущность системы гендерных ситуаций, лежащих в основе методики социального воспитания школьников в процессе гендерной социализации [3]. Первым компонентом этой методики является организация воспитательных ситуаций, т.е. создание условий для развития мальчиков и девочек. Второй компонент представляет собой, собственно ген-дерное воспитание, и получил название структурирование воспитательных ситуаций. Третьим компонентом методики является упорядочение воспитательных ситуаций, которая предполагает создание условий для позитивной гендерной социализации. Реализацию каждого компонента данной методики целесообразно дополнять методами гендерного подхода в социальном воспитании [4]. При организации воспитательных ситуаций рекомендуются следующие типы ситуаций: интеллектуальные, мотива-ционные, эмоциональные, деятельностные, ситуации саморегуляции и самореализации. Первый тип ситуаций предлагает мальчикам и девочкам проанализировать конкретные гендерные ситуации, что способствует формированию у них понятия о моделях гендерного поведения современных женщин и мужчин в контексте современной культуры. В результате, основываясь на собственных женских и мужских индивидуальных особенностях и в соответствии с принятыми в обществе нормами, они приобретают опыт данного конкретного поведения. Формированию умений и навыков достойного гендерного поведения, мотивов гуманных, уважительных, искренних, доверительных и ответственных взаимоотношений полов способствуют мотивационные воспитательные ситуации. Средством решения этой воспитательной задачи может стать гендерная игра, которая моделирует различные типы взаимоотношений полов, соответствующих возрасту участников игры. В процессе социального воспитания особую значимость имеет развитие эмоциональной сферы учащихся, чему способствуют эмоциональные воспитательные ситуации. В контексте гендерного подхода эффективным методом развития эмоциональной сферы мальчиков и девочек может стать гендерная социодрама, которая способствует приобретению ими навыков оценки состояния другого человека и управления своими чувствами и эмоциями. Реализации девочками и мальчиками способностей и умений гендерного поведения в различных видах предметно-практической деятельности и об-

щения способствуют специально организованные деятельност-ные воспитательные ситуации. Условия для взаимоотношений мальчиков и девочек, удовлетворяющие их любознательность в том или ином вопросе, создаются при организации воспитательных ситуаций саморегуляции.

Второй компонент методики гендерного подхода в социальном воспитании заключается в структурировании воспитательных ситуаций. При этом модель проблемной воспитательной ситуации должна иметь форму педагогической задачи, для решения которой инструментом выступает обсуждение. Наиболее эффективно коллективное обсуждение вариантов решения гендерной задачи, благодаря чему углубляется гендерный опыт учащихся: каждый может ознакомиться с различными вариантами решения, выслушать и проанализировать множество оценок этих вариантов, и предлагаемых во время обсуждения дополнений и изменений. Упорядочение воспитательных ситуаций, как третий компонент методики гендерного подхода в социальном воспитании, способствует позитивной гендерной социализации и нацелен на оказание индивидуальной помощи

Библиографический список

мальчикам и девочкам, юношам и девушкам в решении проблемных ситуаций.

В целом, в процессе реализации гендерного подхода в социальном воспитании в поликультурной среде, специалисту необходимо учитывать национальные особенности представлений о культуре взаимоотношений полов и особенности воспитания детей разного пола. Для этого помимо гендерной компетентности он должен владеть знаниями о традициях, культурах, обычаях различных народов и народностей, проживающих на данной территории. Кроме этого в задачу социального педагога будет входить формирование и развитие толерантных качеств личности у детей: эмпатии, сочувствия, доверия, понимания и принятия других, открытости, способности к взаимодействию с другими людьми. Важное место в деятельности специалиста должно быть отведено педагогическому просвещению родителей с целью повышения воспитательного потенциала семьи по формированию толерантности не только к национальным обычаям и традициям, но и к гендерным особенностям взаимоотношений у людей различных этнических групп и общностей.

1. Агулина, С.В. Гендерная составляющая социально-педагогической деятельности бакалавра социальной работы // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 9.

2. Агулина, С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике // Наука. Инновации. Технологии. - 2010. - № 6.

3. Столярчук, Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания. - Волгоград, 1999.

4. Каменская, Е.Н. Гендерное воспитание: сущность и технология // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1.

Bibliography

1. Agulina, S.V. Gendernaya sostavlyayuthaya socialjno-pedagogicheskoyj deyateljnosti bakalavra socialjnoyj rabotih // Vestnik universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2013. - № 9.

2. Agulina, S.V. Teoreticheskie osnovih gendernogo podkhoda v socialjnoyj pedagogike // Nauka. Innovacii. Tekhnologii. - 2010. - № 6.

3. Stolyarchuk, L.I. Polorolevaya socializaciya shkoljnikov: teoriya i praktika vospitaniya. - Volgograd, 1999.

4. Kamenskaya, E.N. Gendernoe vospitanie: suthnostj i tekhnologiya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2006. - № 1.

Статья поступила в редакцию 14.04.14

УДК 378

Alexandrova N.M., Lamanova L.A. THE VARIABLE PART OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A TOOL FOR OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL LABOR MARKET. The article shows the possible ways of using the variable part of the professional educational programs for training in non-pedagogical directions in the context of optimization of pedagogical labor market.

Key words: labor market, lifelong learning, Professor, Federal state educational standards, variable part of educational curriculum, academic discipline, interdisciplinary complex.

Н.М. Александрова, д-р пед. наук, проф., директор научно-исследовательского инновационного центра

ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: profped@bk.ru;

Л.А. Ламанова, методист БОУ СПО ВО «Череповецкий технологический техникум», г. Череповец,

E-mail: lidok2211@mail.ru

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЫНКА ТРУДА

В статье показаны возможные пути использования вариативной части профессиональных образовательных программ при подготовке по не педагогическим направлениям в контексте оптимизации педагогического рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, непрерывное образование, преподаватель, федеральные государственные образовательные стандарты, вариативная часть, учебная дисциплина, междисциплинарный комплекс.

В настоящее время для развития и оптимизации состояния рынка труда необходимы специалисты с достаточно высоким уровнем квалификации.

Как известно, требования к будущим кадрам меняются с учетом социально-экономических изменений. Это связано, прежде всего, с ускорением темпов появления и внедрения новых технологий, как в производственных условиях, так и в системе образования, поэтому все большее значение приобретает прогноз видов деятельности, уровней квалификации, функций деятельности, профессиональных полей, качеств личности профессионала.

Для учета перспектив развития профессий, их социально-экономического и психолого-педагогического статуса огромное значение имеет правильное и эффективное распределение вариативной части при реализации профессиональных образовательных программ.

В Концепции Федеральной целевой программы РФ «Развитие образования на 2011 - 2015 годы» стратегической целью является ориентация на развитие образования как решающего фактора экономического роста страны в условиях рыночной экономики. В этом же документе указано, что постоянно усиливаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.