Психологические аспекты воспита работы
теяьноп
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
З. А. Аксютина, С. А. Маврин
В статье рассматриваются теоретико-практические особенности социального воспитания подрастающего поколения в деятельности правоохранительных органов.
Ключевые слова: социальное воспитание, взаимодействие, подрастающее поколение, правоохранительные органы, гражданское воспитание.
Одним из аспектов воспитания, который выделился в связи с развитием социальной педагогики как практикоориентированной отрасли педагогического знания и соответствующей сферы профессиональной практической деятельности, является социальное (общественное) воспитание [1, с. 118-119].
М. В. Шакурова утверждает, что социальное воспитание - забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека [2, с. 5].
В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией В. А. Никитина говорится о том, что понятие «социальное воспитание» наряду с понятиями «социальное обучение» и «социальное образование» можно отнести к основным в социально-педагогической деятельности, так как в них реализуется содержание основных ее операций.
Автор указывает, что социальное воспитание - важнейшая, но не единственная часть воспитания в целом. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека, но вместе с тем имеют свою специфику [3, с. 39].
Под социальным воспитанием, по мнению П. А. Шеп-тенко и Г. А. Ворониной, в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения) [4, с. 36].
Согласимся с мнением А. В. Мудрика о том, что социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации,
осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [5, с. 111].
Созвучно приведенному выше определению Н. Ф. Маслова пишет: «Социальное воспитание - забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений» [6, с. 131].
Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в иной жизненной ситуации.
Общественное воспитание как отрасль научного знания (ее разрабатывали такие педагоги, как Г. Н. Филонов,
В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.), по существу, ставит проблему возрождения в стране на новых идеологических основаниях института общественного воспитания, который объединил бы на концептуально единых педагогических основаниях всех разрозненных агентов социализации в обществе (образовательные учреждения, правоохранительные органы, культурно-досуговые центры, общественные объединения, воспитательные структуры воинских организаций и др.).
Общественное воспитание ориентировано на решение сугубо педагогических проблем и весьма специфично по всем параметрам:
- по субъектам - это широкий круг агентов социализации;
- по объектам - все члены общества;
- по учреждениям и организациям, где осуществляется деятельность, - широкий круг учреждений и организаций;
- по целям - гражданское становление каждого человека;
- по средствам - воспитание.
Дети - это категория людей, особенностью которых является то, что они находятся в процессе активного приобщения к жизни общества, первичного усвоения принятых в нем норм и ценностей, формирования личнос-
ти. Поэтому воспитание как внешняя, направленная на их развитие деятельность, является обязательным, неотъемлемым фактором их социализации. Это, в частности, означает, что решение проблем социального функционирования ребенка не может осуществляться без применения воспитательных, педагогических методов и методик [7].
В настоящее время реализуется обновленная парадигма развития социального воспитания, по сути своей представляющая качественно новый подход к процессу формирования и становления личности современного молодого человека. Ее новое качество выражается: в статусе социального воспитания как важнейшего приоритета в образовании подрастающего поколения, отрасли социального и педагогического знания, востребованного на всех уровнях общественной жизни; в потребности гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося социума, общества; в универсальной значимости социально-педагогических знаний и соответствующем обеспечении ими всех сфер социальной практики; в деятельности социальных учреждений (различной ведомственной принадлежности, системы социальных служб).
Место «дислокации» социального воспитания - социальная среда, в том числе внешкольная, которая одновременно является внеучебной средой для учащихся других учебных заведений, внепроизводственной для взрослых. Широкий социальный характер внешкольной среды, разновозрастной состав ближайшего окружения, определенная стихийность, свойственные внешкольной жизни учащихся, предполагают огромное многообразие форм общения личности, сложную систему контактов, взаимоотношений с родителями, сверстниками, разными поколениями, старшими и младшими. «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой» [8, с. 440].
Именно эти обстоятельства в первую очередь свидетельствуют о том, что социальная работа с детьми по своему содержанию и формам может осуществляться и работниками правоохранительных органов, в первую очередь - участковыми инспекторами и сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних. Исходя из того, что целью социального воспитания является гражданское становление каждого человека, соответственно основным направлением деятельности правоохранительных органов является гражданское воспитание.
Воспитание гражданина - одна из краеугольных педагогических задач, решение которой в полной мере могут осуществлять работники правоохранительных органов. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Содержание гражданского воспитания обусловливает его функции: социальную, культурно-просветительскую, воспитательную, психологическую. Социальная функция направлена на стабилизацию внутреннего по-
ложения в обществе, осознание себя гражданином данного государства. Культурно-просветительская функция проявляется в содействии обогащению людей духовной культурой, побуждению к духовному творчеству. Воспитательная функция состоит в том, что под его влиянием формируется общественное мнение. Психологическая функция заключается во влиянии на мотивы деятельности и поведения личности.
Ведущим направлением гражданского воспитания является правовое воспитание. В рамках данного направления необходимо довести до сознания подрастающего поколения требования правовых норм. Источниками многих деформаций в развитии личности ребенка является семья. Особенно значимо в этом контексте положение ребенка в семье. По данным исследований, в «зоне конфликтности» с родителями находятся 78% детей и подростков, из них: постоянно конфликтуют 3,2%; часто - 10,5; иногда - 25,8; редко - 38,5% детей. Частота конфликтов возрастает по мере взросления ребенка, что связано с особенностями подросткового возраста (стремлением к самостоятельности, пересмотром ценностей и нравственных норм, повышением самооценки и др.) и низким уровнем психолого-педагогической культуры как отдельных родителей, так и всего общества в целом. Поэтому важно обращать особое внимание на семьи, ведущие асоциальный образ жизни. Деградация взрослого (пьянство, драки, судимости и пр.) формирует у ребенка пренебрежение к труду, деформированную сферу потребностей и т. д., кроме того, дети из подобных семей отличаются высокой криминальной активностью. Особенно остро негативные явления в семье переживают подростки, которым важно иметь значимого взрослого. Большая проблема возникает у подростков тогда, когда такого взрослого в ближайшем окружении нет. Исследования отечественных и зарубежных ученых [9-12] убедительно доказывают, что для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий как в психике, так и в поведении, вплоть до выраженных форм девиантного и делинквентного поведения. Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной, волевой и речевой сфер ребенка, сужает круг его познавательных интересов. Дети из конфликтных семей обычно плохо подготовлены к семейной жизни, а их браки распадаются значительно чаще, чем у выходцев из гармоничных семей. Характер отношений ребенка с родителями в семье и между его матерью и отцом воспроизводится им в коллективе сверстников, а в дальнейшем - и в отношениях с окружающими его людьми.
Такое положение ребенка в семье имеет свое продолжение. Он как бы вытесняется из ситуации личностного развития, а его стремление к самоутверждению общественно приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Ребенок оказывается в состоянии психической изоляции в сфере общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и тем охотнее воспринимает микросредовые ценности и установки. Постоянная конфронтация с миром взрослых, отчуждение от семьи заставляют подростка с уже деформированной личностью обращаться к поиску себе подобных, среди которых нежелательные человеческие качества не
обсуждаются с точки зрения обычной морали, а принимаются как должные и даже желательные, а потому оттачиваются и совершенствуются.
Последствия и проявления социальной дезадаптации детей и подростков - ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и бродяжничество, беспризорность, суицид, проституция, различного рода правонарушения и другие формы социально нео-добряемого, девиантного поведения.
Социальная дезадаптация, приобретающая все более широкие масштабы, превращается в серьезнейшую социальную проблему. Современная социально-педагогическая парадигма развития процесса социального воспитания, естественно, не может не учитывать этого тяжелого и во многом негативного фона, который сказывается в первую очередь на детях: нарастает детская безнадзорность, переходящая в беспризорность и бродяжничество; растет уровень алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков; сохраняются негативные тенденции в сфере противоправного поведения несовершеннолетних. Среди последних увеличилась доля младших возрастных групп и девочек-подростков; укрепились их связи с представителями других возрастных групп преступного мира, но одновременно наблюдается и тенденция к автономизации детской преступности.
Задачу по профилактической деятельности с детьми, склонными к девиациям, могли бы взять на себя сотрудники правоохранительных органов в рамках социального воспитания. История нашей страны показательна в этом направлении. Так, в 20-е гг. прошлого столетия органы НКВД осуществляли деятельность по профилактике беспризорности, создавали колонии для несовершеннолетних преступников. Распространенной была помощь детям, содержащимся в таких колониях, путем перечисления части заработной платы. Шефская работа стала частью профессиональной деятельности зарождающейся тогда милиции. Именно в таких учреждениях раскрылся педагогический талант выдающегося советского педагога А. С. Макаренко.
В изложенном контексте в правовом воспитании необходимо выделить основные направления деятельности работников правоохранительных органов. К ним относятся: социально-правовая защита несовершеннолетних, профилактика правонарушений, правовое просвещение. Важно осознать, что каждый агент социального воспитания может и должен работать в рамках своей профессии. Безусловно, что, например, профилактикой правонарушений будут заниматься школа, родители, общественность. Однако сотрудники правоохранительных органов могут осуществлять эту деятельность наиболее продуктивно, так как обладают высоким уровнем правовых знаний.
Социальное воспитание обладает достаточным диапазоном форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. К ним можно отнести: олимпиады на знание законодательства РФ, правовые лектории, экскурсии в музеи правоохранительных организаций, встречи с ветеранами МВД, шефство над несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, индивидуальные и групповые профилактические беседы и т. д. Серьезное воздействие на подростков, состоящих на учете в ИДН, оказывают поездки в колонии для несовершеннолетних, интересной может быть экскурсия в отделение милиции.
Социальное воспитание охватывает и, соответственно, рассматривает с педагогических позиций практически все сферы социальной жизни и деятельности: семейный социум, детство, отрочество и юность, различные группы риска, специфику городского микрорайона и сельской общины, школу и другие учебные и социальные заведения и т. д. Оно направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск педагогически компетентных решений в различных, в том числе личностно-кризисных ситуациях. Целью социального воспитания является формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.
Серьезные изменения, происходящие в современном российском обществе, не могли не затронуть и воспитание, которое переживает серьезный кризис, отражая в себе все те противоречия и социальные недуги, которыми пронизано общество, в том числе кризисное состояние нравственности, духовности. Одна из причин такого положения заключается в недооценке воспитания как социального явления.
От того, какими станут подрастающие поколения ближайшего времени, от уровня и качества их образованности, воспитанности, подготовленности к жизни в быстро меняющихся условиях, от современности их мышления, гражданской ответственности, инициативности их социального участия в делах своей страны, от их готовности к политическому и социальному выбору зависит реализация важнейших составляющих государственной, экономической, социальной политики на обозримое будущее - обеспечение фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общественных отношений, роста культуры.
Социальное воспитание это сложная комплексная система мер, взаимодействий, воздействий, отношений, в которой интегрируются все воспитательные силы и средства. Модернизация российского образования и, следовательно, всей системы воспитания, востребованность в этих условиях на всех уровнях общественной жизни социального воспитания возникла как гражданская инициатива. Отсюда новый уровень ответственности, новый механизм принятия решений. Подчеркивая значимость подобного рода инициатив, В. В. Путин отмечал: «Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Осуществлялась в условиях исторической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна» [13, с. 5].
Как показывает анализ внешкольной среды, последняя характеризуется многосферностью. Эти сферы не изолированны, они дополняют друг друга, компенсируя
недостающие влияния. Мы выделяем следующие основные микросферы:
- личностные отношения в семье;
- личностные отношения вне школы и семьи;
- внеличностные общения.
В этой связи новая парадигма социального воспитания предусматривала три взаимосвязанных направления:
- передача (организация) социального опыта школьников и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества и личности направлении; активизация всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности;
- создание воспитывающей среды в ближайшем окружении личности, формирование социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
- процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер борьбы с асоциальными отклонениями и профилактику правонарушений, обеспечение социально-педагогической поддержки и защиты детей в социальной дезадаптации и включение их в жизнь в динамичном социуме.
Проблема организации взаимодействия приобретает особую актуальность в условиях социальных изменений. Анализ современных исследований позволил сделать вывод об актуальности проблемы организации взаимодействия правоохранительных органов и других агентов социального воспитания. Взаимодействие может быть представлено как целостная, открытая, развивающаяся система, которая имеет внутреннюю и внешнюю структуру, связи, функции и при определенных условиях становится развивающей по отношению ко всем участникам взаимодействия. Эта система включает в себя субъектный, содержательно-целевой, организационный и результативный компоненты [14].
Взаимодействие правоохранительных органов и других агентов социального воспитания предполагает организацию взаимодействия с семьей, школой, общественностью, гражданами, учреждениями социального воспитания (детскими домами, школами-интернатами, реабилитационными центрами для несовершеннолетних и т. д.).
Во взаимодействии с семьей важно оказывать помощь по восстановлению нормальных взаимоотношений между членами семьи, в рамках правового поля; во взаимодействии со школой необходимо выстраивать сотрудничество в организации правозащитной деятельности и правового просвещения; во взаимодействии с общественностью должна формироваться совместная деятельность по социальному воспитанию; во взаимодействии с гражданами можно использовать такое направление, как оптимальное реагирование на заявления граждан о различных правонарушениях; во взаимодействии с
учреждениями социального воспитания первичным является интеграция воспитательных возможностей.
1. Социальная педагогика / под общ. ред. М. А. Галагузо-вой. М., 2001. 416 с.
2. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. 272 с.
3. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М.,
2000. 272 с.
4. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В. А. Сластенина. М., 2007. 208 с.
5.МудрикА. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2003. 200 с.
6. Рабочая книга социального педагога / под ред. Н. Ф. Масловой. Орел, 1994. 240 с.
7. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г Н. Научные исследования в социальной педагогике: проблемы и пути повышения профессионализма // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2004. № 2(7). С. 13-16.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. : в 9 т. М., 1968. Т. 3. 586 с.
9. Алексеева Л. С. Методики адресного социального патроната. М., 2001. 180 с.
10. Буянов М. Л. Ребенок из неблагополучной семьи. М.,
2001. 220 с.
11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 236 с.
12. ЛангмейерЙ., Матейчик3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 232 с.
13. Модернизация российского образования : документы и материалы / ред.-сост. Э. Д. Днепров. М., 2002. 290 с.
14. Аксютина З. А., Маврин С. А. Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в организации социально-правовой защиты несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 61-65.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ
М. В. Кочетков
В статье рассматривается проблема реформирования практической правоохранительной деятельности и соответствующей системы подготовки кадров. Основное внимание уделяется организации воспитательной работы в вузах МВД. Обосновывается необходимость коренного пересмотра сложившейся системы организации и оценки воспитательной деятельности, которая должна быть сориентирована на современные требования к процессу обучения в вузе.
Ключевые слова: воспитание, вузы МВД, система оценки деятельности, самостоятельная подготовка, саморазвитие, профессиональное развитие, Болонский процесс, свободное время, информационные технологии, компьютерные технологии.
Когда нравственность входит вумысел действующего, она немедленно вырождается в фарисейство, а это значит, что нравственный поступок должен иметь своим содержанием никогда не себя самого, но всегда какую-нибудь конкретную цель, вытекающую непосредственно из жизни, из ее нужд и потребностей, и в этом смысле предметную, объективную цель.
С. И. Гессен
Негативные процессы практической деятельности органов внутренних дел нередко тесно связаны с систе-