Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников'

Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2147
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токова Соня Магометовна

В статье рассматриваются основные условия эффективной организации педагогического взаимодействия школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников. Проблема правового воспитания подрастающего поколения является актуальной для современной России, и в этой связи существует необходимость выявления условий эффективности ее решения. В качестве одного из таких условий рассматривается организация педагогического взаимодействия школы и семьи. Среди задач исследования можно выделить: рассмотрение основных аспектов педагогического сотрудничества семьи и школы, выявление функций взаимодействия школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников. Объектом исследования является правовое воспитание старшеклассников, а предметом педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токова Соня Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников»

УДК 37.035.4 ББК 74.200.515 Т 51

С.М. Токова ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные условия эффективной организации педагогического взаимодействия школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников. Проблема правового воспитания подрастающего поколения является актуальной для современной России, и в этой связи существует необходимость выявления условий эффективности ее решения. В качестве одного из таких условий рассматривается организация педагогического взаимодействия школы и семьи. Среди задач исследования можно выделить: рассмотрение основных аспектов

педагогического сотрудничества семьи и школы, выявление функций взаимодействия школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников. Объектом исследования является правовое воспитание старшеклассников, а предметом - педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, правовое воспитание, старшеклассник, семейное воспитание.

S.M. Tokova PEDAGOGICAL INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY IN LEGAL EDUCATION OF SENIOR PUPILS

Abstract. The paper examines the basic conditions of the effective organization of pedagogical interaction of school and family in legal education of senior pupils. The problem of legal education of rising generation is actual for modern Russia, and in this connection there is a necessity of revealing conditions of efficiency of its decision. The organization of pedagogical interaction of school and family is considered as one of such conditions. Among research problems it is possible to allocate: consideration of the basic aspects of pedagogical cooperation of family and school, revealing functions of interaction of school and family in legal education of senior pupils. Object of research is legal education of senior pupils, while the subject is pedagogical interaction of school and family in legal education of senior pupils.

Key words: pedagogical interaction, legal education, the senior pupil, family education.

Существование любого общества, государства, эффективность любой коллективной деятельности в той или иной мере зависят от наличия и соблюдения определенных нормативных условий, законов, узаконенных критериев отношений людей в труде и быту. Вопрос о необходимости правового воспитания стоит особенно остро в России, что обусловлено следующими особенностями ее развития. Во-первых, резко возросшая криминализация общества, потеря веры граждан в справедливость, прогрессирующий правовой нигилизм и пренебрежение людей к закону приобрели общегосударственные масштабы и затронули все возрастные и социальные слои общества. Во-вторых, процесс становления России как правового государства находится на начальной стадии своего развития, занимает длительное время.

Обращение к личности школьника как к индивиду, равноправному субъекту общественной жизни ставит на первый план задачу создания необходимых условий, поиск образовательными учреждениями путей, с помощью которых учащиеся смогли б ы узнать св ои гражданские, политические, экономические права, успешно реализовать и защищать их на практике. В качестве одного из таких условий мы рассматриваем педагогическое взаимодействие семьи и школы в правовом воспитании старшеклассников, так

как «в условиях семейного и школьного воспитания ребенок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности» [1, С.210].

Раскрывая суть проблемы правового воспитания старшеклассников, мы старались определить, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности -семейное воспитание или воздействие общественных факторов: школы, внешкольных учреждений, средств массовых коммуникаций, специфически сложившейся для каждого человека микросреды, «улицы». Разрешить такие вопросы трудно, так как приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в различные периоды жизни и зависит от индивидуальных особенностей. Но все-таки, изучив различные аспекты этой проблемы, мы пришли к выводу, что основными факторами, влияющими на нравственно-правовое воспитание старшеклассников, являются семья и школа.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования

гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Рассмотрим основные аспекты педагогического сотрудничества семьи и школы. Доказано, что индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Следовательно, воспитательная работа школы не может строиться без учёта этого фактора развития старшеклассника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать достижение планируемых результатов. Необходимость организовать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, воспитательные результаты школы не «стирались семьёй», чтобы не было педагогического противостояния школы и семьи, от которого страдает ученик и формирование его личности.

Вот почему перед школой встаёт задача педагогизации домашней среды, в которой развивается личность старшеклассника, задача создания единого, педагогически целесообразного влияния семьи и школы, приобщения родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы школы.

В последнее десятилетие во многих зарубежных странах возник термин «воспитание родителей», но не как унизительный, а как термин, несущий здравый смысл, имеющий отношение к развитию человека. Однако нельзя забывать о том, что семейное воспитание дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребёнка, имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с подростком, собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому мы, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся стремились выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для нас работа с родителями заключалась в создании воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, «статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребёнка в случае лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребёнка, защиты ребёнка от

физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством» [2, с.124].

В своих исследованиях мы, опираясь на результаты исследования Ивановой Е.А. и основываясь на воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяем несколько основных функций взаимодействия школы и семьи, которые способствуют более тесному сотрудничеству педагогов и родителей, родителей и детей, педагогов и воспитанников, а также правовому воспитанию старшеклассников: 1) психолого-

педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; 3) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Необходимым слагаемым педагогического мастерства следует считать знание воспитателем возрастной психологии, умение пользоваться ими в конкретных жизненных ситуациях, в воспитании подростка. Первая функция работы классного руководителя с родителями - их психолого-педагогическое просвещение. Задача каждой школы, каждого классного руководителя - выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей [3, с.11].

Назовём некоторые оправдавшие себя на практике в ходе проведения исследования формы психолого-педагогического просвещения родителей по правовому воспитанию: школьный лекторий и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам, поклассное просвещение родителей, индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), различного рода читательские конференции, психолого-педагогические семинары для родителей по совместной деятельности психологов, педагогов, родителей, медиков, юристов, инспекторов правовых органов по предупреждению правонарушений среди учащихся старших классов.

Педагогикой и психологией накоплен уже значительный запас методик изучения личности развивающегося человека. В основном они рассчитаны на школьного педагога, но многие из них могли бы войти в семейную библиотеку. В ходе экспериментальной работы нами были использованы и успешно оправдали себя на практике некоторые тесты, анкеты, опросники. Мы подобрали их с различным назначением: для родителей, для педагогов, для старшеклассников. Также была разработана примерная тематика лекций и бесед с родителями. Материал лекций и бесед может быть проиллюстрирован фактическими данными с использованием материалов периодической печати, ситуациями из жизни класса, материалами конкретных психолого-педагогических исследований. Необходимо заметить, что при проведении лекций и бесед педагог должен непременно обладать педагогическим тактом и ни в коем случае не употреблять против учащихся и их родителей негативную информацию.

Вторая функция работы школы с родителями - вовлечение родителей в совместную со старшеклассниками деятельность - всё шире практикуется в школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Классный руководитель вместе с родителями получает возможность в ходе совместной деятельности корректировать личность ученика, направлять его деятельность в нужное русло, лучше узнать его интересы и потребности.

И третья функция работы школы с родителями - это корректировка воспитательного процесса в отдельных семьях. Первый аспект - оказание психологопедагогической помощи старшеклассникам. Другой аспект в работе педагога - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: преодоления трудностей воспитания юношей и девушек,

профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодёжи, профилактика правонарушений. В эту функцию входит работа с неблагополучными семьями учащихся:

аморальными и противоправными; вовлекающими старшеклассников в пьянство, наркоманию и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания и т.п. Эту работу педагог осуществляет совместно с правоохранительными органами: инспекциями по делам несовершеннолетних, органами охраны прав ребёнка и опеки, департаментов образования, прокуратурой и судом и т.д.

Педагог, изучив специфику жизни и воспитания в семье, вынужден заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители - школа». В решении этой задачи следует выделить два аспекта: 1) корректировка воспитания в отдельных семьях; 2) работа педагога с неблагополучными семьями. В корректировке воспитательного воздействия специалистом-педагогом (психологом, социологом, психиатром, сексопатологом) нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных внешне благополучных семей. В процессе эксперимента мы учитывали типы семей с различными вариантами намечающегося семейного неблагополучия. Задача педагогов, работающих со старшеклассниками, воспитывающимися в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и, если нужно и можно, изменять в соответствии с усвоенными моральными требованиями.

В заключение отметим, что школа «получает» для организации учебновоспитательного процесса человека, имеющего уже собственную историю жизни и воспитания, а также определённую среду обитания, где в определённой логике осуществляется уже на протяжении ряда лет воспитательный процесс определённого содержания. Уже сформировались определённые ценностные ориентации, которые способствуют либо принятию, либо отвержению, либо нейтрализации ценностей, предлагаемых в качестве приоритетных всем ходом учебно-воспитательного процесса школы. Воспитательные воздействия педагогов, направленные на личность школьника, должны быть гармонично и диалектически сочетаемы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. Поэтому одной из задач школы является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий для воспитания старшеклассников.

Примечания:

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003. 528 с.

2. Балкаров Р.И. Формирование нравственно-правового сознания личности старшеклассника в этнорегиональной среде: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 158 с.

3. Иванова Е.А. Психолого-педагогический семинар по совместной деятельности

родителей, психологов, педагогов, инспекторов ОППН: метод. пособие для средней

общеобразовательной школы. Карачаевск, 2004. 38 с.

References:

1. The pedagogical encyclopaedic dictionary // Editor-in-Chief B.M.Bim-Bad. M., 2003. 528 pp.

2. Balkarov, R.I. Formation of moral - legal consciousness of the person of the senior pupil in ethnic-regional environment: Thesis for Candidate of Pedagogy degree. Karachaevsk, 2006. 158 pp.

3. Ivanova, E.A. Psychological-pedagogical seminar on joint activity of parents, psychologists, teachers and OPPN inspectors: methodical manual for secondary comprehensive school. Karachaevsk, 2004. 38

pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.