Научная статья на тему 'Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе'

Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенова Анна Владимировна, Дроздова Елена Анатольевна

На основе научного анализа статья рассматривает теоретико-методологическое обеспечение управленческой проблематики в уголовно-исполнительной системе, которую авторы связывают с радикальными преобразованиями во всех сферах функционирования российского общества и государства. Рассмотрены некоторые особенности управления в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MANAGEMENT AS A CONTROL ELEMENT IN THE PENAL SYSTEM

On the basis of scientific analysis the article considers the theoretical and methodological support of management issues in the criminal-Executive system, which the authors associate with radical transformations in all spheres of the functioning of the Russian society and the state. Some peculiarities of management in the prison system.

Текст научной работы на тему «Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе»

16.6. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Аксенова Анна Владимировна, научный сотрудник НИЦ-3

Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России

sharonova-anna@mail.ru

Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

gorbunovala@ya.ru

Аннотация: на основе научного анализа статья рассматривает теоретико-методологическое обеспечение управленческой проблематики в уголовно-исполнительной системе, которую авторы связывают с радикальными преобразованиями во всех сферах функционирования российского общества и государства. Рассмотрены некоторые особенности управления в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: форма управления, управленческая деятельность, уголовно-исполнительная система.

SOCIAL MANAGEMENT AS A CONTROL ELEMENT IN THE PENAL SYSTEM

Aksenova Anna V., Research associate of SIC-3

Place of employment: Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia

sharonova-anna@mail.ru

Drozdova Elena A., PhD in law, Researcher of SIC-3

Place of employment: Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia

gorbunovala@yandex.ru

Abstract: on the basis of scientific analysis the article considers the theoretical and methodological support of management issues in the criminal-Executive system, which the authors associate with radical transformations in all spheres of the functioning of the Russian society and the state. Some peculiarities of management in the prison system.

Keywords: form of management, management, the penal system.

Управление присуще человеческому обществу на любой стадии его существования. Объективная необходимость возникновения и развития управления коренится в общественном характере труда людей.

Социальное управление - это особый вид человеческой деятельности, возникшей в результате общественного разделения труда, из потребности согласования совместной работы. К. Маркс в этой связи писал, что «любой совместный, общественный труд в рамках общества нуждается в упорядочивании и управлении, которое реализует потребности заказчиков и исполнителей и урегулирует правоотношения» [1, с. 344].

Далее для большей наглядности К. Маркс отмечал, что если отдельный скрипач сам управляется собой, то уже оркестр нуждается в дирижере [1, с. 344]. Эти положения имеют методическое значение для правильного понимания сущности социального управления.

Упорядочивающее, организующее воздействие и составляет сущность управления, общая цель которого -совершенствование и повышение эффективности деятельности общества.

Управление представляет собой особый вид деятельности осуществляемой человеком, который организует параллельную иную деятельность, повышая тем самым ее эффективность, обеспечивая стабилизацию и развитие правоотношений.

Управление как отдельный вид деятельности имеет опосредованный характер, поскольку управление это

средство обеспечения успешности, повышения эффективности всякой иной деятельности (в сфере материального производства, политики, правопорядка). Так, в частности в уголовно-исполнительной системе управленческая деятельность сама по себе не обеспечивает организацию отбывания уголовных наказаний и профилактику правонарушений в местах лишения свободы, раскрытие и расследование преступлений и т.д., а создает необходимое условие успешности выполнения названных функций (видов предметной деятельности).

Социальное управление существовало всегда в любом общественном строе, и его сущность организации остается незыблемым. Вместе с тем функция социально-политическая рассматриваемого управления имеет зависимость от такого фактора как общественно-экономический строй, который определяет политический характер управления, его цели, принципы, методы. Поэтому в обществе управления носит двойственный характер: социально-политический (зависящий от целей) и организационный (не зависящий от целей).

Это обстоятельство должно служить отправной теоретической предпосылкой при определении целей управления. Очевидно, что с одной стороны, цель управления совпадает с теми целями, к достижению которых стремится управляемая система и чему служит управление, с другой - собственно цель управления состоит в обеспечении наиболее эффективного движения к целям первого порядка независимо от их содержания.

Аксенова А. В., Дроздова Е. А.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

На организационную сущность управления в обществе обратила внимание и кибернетика, которая в качестве своего предмета избрала процессы (закономерности) управления, происходящие в объектах различной природы. Из множества различных объектов кибернетика выделила такие, которые обладают способностью сохранять себя в условиях постоянно изменяющейся и воздействующей среды. Эта способность обусловлена особым механизмом, который и есть управление, рассматриваемое в качестве функции организованных систем1, обеспечивающее сохранение их структуры, поддержание режима функционирования.

Принципиальная структура механизма управления обычно представляется в виде субъекта и объекта управления, взаимодействие которых обеспечивают каналы прямой (от субъекта к объекту) и обратной связи.

По этим каналам субъект и объект постоянно обмениваются информацией, без которой управление было бы не возможно. В целях оказания воздействия на объект, субъект должен знать о его состоянии. Благодаря обратной информационной связи он также оценивает эффективность своих воздействий, реагирование на них объектов управления. С другой стороны, управляющее воздействие субъекта реализуется посредством информации, идущей от него к объекту в виде различных команд (приказов, распоряжений и др.). Кроме того, система любой природы функционирует в определенной среде, приспособление, адаптация к воздействиям и изменениям которой и составляет основную задачу управления. Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы, а также связи между ними образуют систему управления. Уголовно-исполнительная система представляет собой систему управления, которая состоит из неоднородных элементов, специфичных в функциональном и организационном отношении, взаимосвязанных и взаимодействующих, выполняющих определенные функции и образующих некое целое единство.

Для уголовно-исполнительной системы характерна разветвленная сеть внешних и внутренних информационных связей. Динамичность, активная адаптация к среде функционирования свойственна уголовно-исполнительной системе. Эта система способна видоизменять свои функции, приспосабливая к ним структуру, концентрировать силы и средства для решения актуальных проблем. Уголовно-исполнительная система имеет ряд особенностей:

- объектом ее воздействия выступает определенный комплекс общественных отношений, обладающих специфическими свойствами;

- военизированность системы;

- осуществление надзора за исполнением законов и иных нормативных актов по вопросам использование специфических методов оперативно-розыскной работы.

Главная особенность социального управления состоит в том, что и субъектами и объектами управления здесь являются люди, как отдельные лица, так и различные их общности. Определяющим признаком социальных систем является их человеческая природа. В современных условиях следует учитывать в управлении интересы, потребности, цели, определяющие активность деятельности человека, его заинтересован-

1 Под системой обычно понимается определенная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих определенные функции и образующих некое целостное единство, обладающее интегративными свойствами не сводимыми к сумме свойств отдельных элементов.

ное, творческое участие в решение социально-экономических и иных проблем в жизни общества.

Важным свойством социального управления является его целенаправленность. Стремление к достижению определенных целей представляет существенный признак социальных систем (как в целом, так и отдельных элементов).

Следует подчеркнуть, что цели управления в зависимости от уровней его осуществления дифференцируются. Достижение целей управления происходит при реализации таких его общих функций как прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль. Каждая из функций управления осуществляется с помощью различных методов и последовательно выполняемых технологических операций. В своей совокупности они образуют прогресс управления, который носит циклический характер. Управленческий цикл включает в себя следующие стадии:

- выдвижение управленческих гипотез;

- оперирование информацией;

- подготовка и принятие управленческих решений;

- организация исполнения управленческих решений;

- учет, контроль и проверка исполнения;

- коррегирование управленческих решений и регулирование системы управления.

Содержанием управления являются цели, функции, методы. А процесс рассмотренной деятельности характеризует ее пространственно-временную форму. Поэтому социальные системы оказываются способными не только к приспособлению и адаптации к различным внешним условиям, но и к активному влиянию на среду и противоборству другим системам.

Признавая в принципе управляемость социальных систем, следует одновременно понимать и то, что эффективность социального управления может быть различной. В этой связи необходимо отметить и такое существенное свойство социальных систем как способность к саморегулированию, т.е. сохранению или изменению своего состояния без каких- либо управляющих воздействий со стороны.

В социальном управлении нет жесткой зависимости поведения объекта управления от управляющих воздействий субъекта.

Между субъектом и объектом управления существует внутреннее единство. В то же время это соответствие не бывает полным, поскольку оно нарушается и устанавливается одновременно. Иногда управляющая подсистема слишком отстает в своем развитии от управляемой. Тогда управляющая подсистема приобретает консервативный, застойный характер. Бывает когда управляющая подсистема забегает вперед, не считаясь с закономерным течением управляемых объектов. В таких случаях возникают уродливые формы управления, связанные с проявлением субъективизма. В целях избегания этого, необходимо иметь надежный механизм целеполагания, гибкие оргструктуры, эффективные системы информационного обеспечения, контроля и т.д. [2, с. 9].

В укрупненном виде объектом социального управления в широком смысле является общество в целом как системное образование. С учетом различных сфер социальной деятельности можно выделить три крупных сферы управления-экономику, социально-политическую сферу и духовное развитие общества. В каждой из этих сфер можно в свою очередь выделить самостоятельные отрасли управления. Например, в социально-политической сфере можно выделить

управление правоохранительной деятельностью, а внутри него управление органами внутренних дел.

Представляет практический интерес вопрос об отнесении к числу объектов социального управления разнообразных процессов, происходящих в обществе (миграции населения, преступности и т.д.).

Говоря о субъектах управления, следует отметить, что наряду с индивидуальным, существует и коллективный субъект управления, который оказывает воздействие на определенные общественные образования, действующие в различных сферах социальной жизни. В обществе субъектом социального управления является сложная система отраслевых и территориальных государственных и негосударственных органов и организаций.

Исходя из этого, различают такие виды социального управления, как государственное управление, местное самоуправление и общественное управление. Государственное управление осуществляется преимущественно в правовых рамках. Деятельность его органов носит юридически властный характер. Властные полномочия воплощаются в их компетенции, которая определяется законами и иными нормативными актами. Выделяют следующие виды управления в зависимости от федеративного устройства и административно-территориального деления: управление государством в целом; субъектами федерации (республиками, автономными образованиями краями, областями); местное самоуправление на уровне города, района. Критерием классификации видов государственного управления является отраслевой принцип построения его системы. Существует управление в сфере экономической, социально-политической, духовной сфере общества. В свою очередь в каждой из этих сфер можно выделить отрасли и присущие им сферы управления.

В социально политической сфере важное значение имеет управление правоохранительной деятельности, в том числе осуществляемой уголовно-исполнительной системой. Уголовно-исполнительная система, являясь подсистемой правоохранительных органов, выступает в качестве элемента управляющей системы и выполняет соответствующие их компетенции функции государства в целом.

Управление в уголовно-исполнительной системе рассматривается в двух аспектах.

Во-первых, управление уголовно-исполнительной системой со стороны государства как объектом.

И, во-вторых, управление внутри системы, где объектами управления являются подразделения, сотрудники, службы.

Общественное управление является разновидностью социального управления. Оно дополняет государственное управление и осуществляется негосударственными органами и преимущественно средствами неюридического характера. В связи с тем, что государство не охватывает все сферы общественной жизни, оно должно

создавать условия, чтобы объединения граждан могли на началах самодеятельности активно участвовать в жизни общества и государства и активно влиять на формирование управленческих программ [3, с. 79].

В современных условиях все большее значение приобретает самоуправление народа, которое должно пронизывать все звенья общества.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,96%.

Список литературы:

1. К. Маркс «Капитал, т. 1. с, 344.»

2. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. Учебник Академия МВД СССР, 1990 г., 129 с.

3. Ю.М. Козлов, Е. Фролов. Научная организация управления и права. М., 1986 г. 156 с.

4. Фукс В.Ю. Личностные и межгрупповые принципы участия граждан в управлении делами государства. // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2. С. 29-31.

5. Егорушкина Е.С., Подъяблонский П.А. Социально-психологические аспекты управления в уголовно-исполнительной системе России. // Социально-политические науки. 2014. № 3. С. 66-68.

РЕЦЕНЗИЯ

на публикацию Аксеновой Анны Владимировны научного сотрудника НИЦ-3 и Дроздовой Елены Анатольевны научного сотрудника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России «Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе» Тема рецензируемой публикации «Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе» является актуальной в вопросах теоретико-методологического обеспечения управленческой проблематики в уголовно-исполнительной системе, которую авторы связывают с радикальными преобразованиями во всех сферах функционирования российского общества и государства.

Авторы публикации справедливо замечают, что управление в уголовно-исполнительной системе следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, управление в уголовно-исполнительной системе со стороны государства, где УИС выступает объектом управления. Во-вторых, управление внутри системы, где объектами управления являются (подразделения, сотрудники, службы).

Публикация «Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе» изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.

Оригинальность текста в системе «Антиплагиат» составляет 85,96%.

Публикация Аксеновой А.В., Дроздовой Е.А. «Социальное управление как элемент управления в уголовно-исполнительной системе» может быть опубликована в журнале рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Главный научный сотрудник

центра изучения проблем управления и

организации исполнения наказаний

в уголовно-исполнительной системе

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор юридических наук, профессор

С.Х. Шамсунов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.