5'2018
Пробелы в российском законодательстве
7.15. НОРМОТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Дроздова Елена Анатольевна, канд. юрид. наук. Должность: Научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Кудряшов Олег Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: Заместитель начальника. Место работы: НИИ ФСИН России.
Аннотация: В статье рассматривается вопрос нормативного правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы и проблемные вопросы функционирования этой системы в настоящее время. Кроме того, предлагается ввести специальное подразделение в УИС, которое будет заниматься разработкой и изданием нормативных правовых актов регламентирующих деятельность ФСИН России.
Ключевые слова: нормативный правовой акт, нормотворчество, правовая основа.
NORM-SETTING WORK IN THE RUSSIAN PENAL SYSTEM
Drozdova Elena Anatolievna, PhD at law. Position: Researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: SRC-3. E-mail: [email protected] Kudryashov Oleg Vladimirovich, PhD at law. Position: Deputy Head. Place of employment: research Institute of FPS Russia.
Annotation: The article deals with the issue of normative legal support of the criminal-Executive system and the problematic issues of the functioning of this system at the present time. In addition, it is proposed to introduce special units in the UIS, which will be engaged in the development and publication of normative legal acts regulating the activities of the FSIN of Russia. Keywords: normative legal act, norm-making, legal basis.
Уголовно-исполнительная система (далее - УИС), являясь одним из элементов правоохранительной системы государства, осуществляет свою деятельность в ограниченных и строго регламентированных правовых рамках, которые определяют компетенцию, правомочия, порядок и процедуру реализации возложенных задач и функций.
Правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы - это сложная совокупность законов и подзаконных актов, межведомственных и ведомственных приказов, инструкций и иных нормативных документов.
Организация и формирование правовой базы для эффективной деятельности, и обеспечение ее функционирования относится к числу первостепенных задач УИС и Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).
Кроме того, принятие Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обуславливает возросшую значимость правовой работы в современных условиях.
В этой связи особое внимание уделено к вопросу нормативного правового обеспечения и возможно да-
же дальнейшего совершенствования законодательства и ведомственного регулирования правоотношений, складывающихся в УИС после 1 августа 2018 года.
Нормативный акт - это особый вид управленческих решений, координирующий деятельность в УИС. Его можно охарактеризовать как изданный (принятый) в установленном порядке обязательный и официальный документ в письменной форме специально уполномоченным правотворческим органом (Минюст России) в рамках и пределах компетенции и имеющий возможность устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. При этом правовая норма это такое обязательное предписание, имеющее государственную волю, которое носит характер постоянно или временно существующее и распространяется на неопределенный круг лиц и на неоднократное его применение.
Верховный суд Российской Федерации, регламентируя порядок судебного обжалования нормативных правовых актов, указывает:
«Нормативный правовой акт это издаваемый в определенной последовательности и порядке акт, компетентным лицом или органом власти, который устанавливает правила поведения, распространенные на неопределенный круг лиц, обязательный для исполнения и применяемый неоднократно и действующий на конкретные правоотношения» [2].
Виды правовых актов имеют строго определенный перечень (постановления, указы, приказы, и подобные документы). Надо иметь в виду, что издание нормативных актов - прерогатива первых руководителей. Структурные подразделения не вправе издавать такие акты.
В правовой литературе подчеркивается, что ведомственные нормативные акты занимают важное место в правовой системе Российского государства [3].
Прежде всего, рассматриваемые акты имеют большое значение как элемент механизма действия права в целом. Они доводят до адресата требования закона и организуют реализацию этих требований.
Во-вторых ведомственные акты существенным образом корректируют механизм исполнения норм права, усиливая либо ослабляя его.
В третьих, ведомственные акты выходят непосредственно на физических и юридических лиц и тем самым формируют социально-правовой климат в обществе.
В период действия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации до сегодняшнего дня издано более 1500 нормативных правовых актов. В этой связи значимость этой работы возрастает с каждым днем в системе УИС, а с принятием нового закона такая значимость возрастет в разы.
Как было сказано в системе УИС вопросы нормотворчества в основном ложатся на Минюст России, в числе прочих у него ряд дополнительных таких как:
Разработка и предложение общей стратегии в государственном масштабе в своей сфере деятельности.
Нормативное правовое урегулирование в пределах компетенции, о чем идет речь в статье.
Обеспечение охраны прав и свобод лиц вовлеченных в правоотношения.
Организация в пределах компетенции представительства в судах различных инстанций и на разном уровне (государственный, международный).
Организация и реализация работы Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, в данном случае одного из заместителей Минюста России.
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Дроздова Е.А. Кудряшов О.В.
Реализация по государственной регистрации различных организаций, в том числе религиозных, а также общественных объединений, политических партий.
Осуществление контрольных и надзорных функций в отношении адвокатуры и нотариата.
В этой связи в ближайшее время перед Минюстом России стоит сложная задача нормативного правового обеспечения деятельности УИС, а также урегулирования правоотношений складывающихся в системе ФСИН России.
Задача усложняется в связи с совершенствованием деятельности в УИС и гармонизации всей нормативной правовой базы с иными нормативными правовыми актами (трудовое, семейное законодательство), а также международными документами (Европейская конвенция по правам человека), обеспечивающие защиту и охрану прав лиц вовлеченных в рассматриваемые отношения.
Существующие нормативные правовые акты имеют множество недостатков, это и низкое качество многих нормативных актов, слабая структурированность нормативных актов, их недостаточная согласованность и взаимосвязанность; гипертрофированная роль подзаконных нормативных актов; низкое качество юридической техники; чрезмерная централизация правового регулирования и некоторые другие проблемы.
Вместе с тем, нельзя не признать и тот факт, что правовая работа в силу своей специфичности, особого места в системе управления вполне обоснованно может претендовать на определенную автономию, на самостоятельное функционирование вне рамок штабных структур, поскольку объективное ее существование повлияет на качество и беспристрастность подготовленных нормативных правовых актов.
Таким образом, представляется необходимым в ближайшее время решить вопрос о структурной реорганизации УИС, в части создания обособленного управления с правом создания нормативных правовых актов, в целях реализации задач Минюста России и обеспечения охраны и защиты прав человека и гражданина в правоотношениях, складывающихся в УИС.
Список литературы:
1. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // [Электронный ресурс] http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 240552#03228569289311798 (дата обращения: 15.07.18).
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» РГ от 25.01.2003.
3. С.Н. Жевакин. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации // Юридическая научная библиотека «Спарк». Хозяйство и право. М.. 1996. № 6. С. 101-106.
4. Чепунов О.И. К вопросу об организации государственного управления // Социально-политические науки. Вып. №1. М. 2018. С. 20.
5. Синодов И.А., Лебедев В.М. Участие органов внутренних дел в мероприятиях гражданской и территориальной обороны: статья // Закон и право. Журнал. -2008. № 8.
6. Синодов И.А. Использование Виртуального полигона» в проведении учений Академии управления МВД России - как способ дальнейшего повышения качества учебного процесса: статья // Труды Академии управления МВД России. Журнал. - 2013. № 2 (26).
7. Синодов И.А. Княжев В.Б. Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации: статья // Труды Академии управления МВД России. Журнал. -2017. № 2 (42).
8. Синодов И.А. Вопросы совершенствования гражданской обороны в органах внутренних дел Российской Федерации: статья // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - Выпуск №7 2017 г.
9. Синодов И.А. Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций: статья // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - Выпуск №2 2018 г.
Рецензия
на статью научного сотрудника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата юридических наук Дроздовой Е.А. и заместителя начальника ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук Кудряшова О.В. «Нормотворческая работа в уголовно-исполнительной системе России»
Рецензируемая статья посвящена некоторым вопросам, связанным с нормотворческой деятельностью в уголовно-исполнительной системе России. Вопросы нормотворчества всегда актуальны, поскольку любое законодательство имеет ряд проблем, в нем много разночтений, несогласованностей, юридических коллизий на разных уровнях и в разных формах. Основные причины такого положения дел заключаются в отсутствие последовательности и какой-либо системности. Это, в свою очередь, проявляется в импульсивности законодательства и несогласованности норм. Кроме того, к деятельности такого рода должны привлекаться специалисты, обладающие глубокими правовыми знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
В статье анализируется нормотворчество, как процесс в УИС, предлагается создать отдельную структуру с возложением функций разработки и утверждения нормативных правовых актов для УИС, что является не безосновательным предложением.
В статье прослеживается логическая цепочка изложения материала, авторы делают выводы, статья может быть использована в научно-практической работе заинтересованными сотрудниками УИС.
Статья проверена системой «Антиплагиат» оригинальность текста составляет 83,49 %.
Вывод: статья Дроздовой Е.А., Кудряшова О.В. может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Социально-политические науки».
Главный научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор С.Х. Шамсунов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 83,49%.