Научная статья на тему 'К вопросу правового регулирования формирования образа уголовно-исполнительной системы'

К вопросу правового регулирования формирования образа уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна, Лосева Светлана Николаевна

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования формирования положительного образа-статуса уголовно-исполнительной системы. Проанализированы нормативные правовые акты, относящиеся к этой отрасли правоотношений. В процессе анализа высказаны некоторые предположения, и пожелания в части формирования рассматриваемого образа. На основе проведенного исследования сделаны выводы и предложены варианты решения возникших трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна, Лосева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE PENITENTIARY SYSTEM

The article deals with the issues of legal regulation of the formation of a positive image-status of the penitentiary system. Analyzed regulatory legal acts relating to this branch of legal relations. In the process of analysis, some assumptions were made, and suggestions regarding the formation of the image under consideration. On the basis of the study, conclusions are drawn and solutions are proposed for the difficulties encountered.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового регулирования формирования образа уголовно-исполнительной системы»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

11.1. К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Дроздова Елена Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник. Отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства, кафедра Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика

Место работы: НИИ ФСИН России; Российский университет транспорта (МИИТ)

Gorbunovala@ya.ru

Лосева Светлана Николаевна, старший научный сотрудник. Отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства Место работы: НИИ ФСИН России

snloseva@yandex.ru

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы правового регулирования формирования положительного образа-статуса уголовно-исполнительной системы. Проанализированы нормативные правовые акты, относящиеся к этой отрасли правоотношений. В процессе анализа высказаны некоторые предположения, и пожелания в части формирования рассматриваемого образа. На основе проведенного исследования сделаны выводы и предложены варианты решения возникших трудностей.

Ключевые слова: образ, уголовно-исполнительная система, статус.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Drozdova Elena A., PhD in law, associate professor, senior researcher. Department of study of domestic and foreign experience, history of the penal system, comparative analysis of the penitentiary legislation, Criminal law, Criminal process and Forensics chair Work place: research Institute of FPS Russia; Russian University of Transport (MIIT).

Gorbunovala@ya.ru

Loseva Svetlana N., senior researcher. Department of study of domestic and foreign experience, history of the penal system, comparative analysis of the penitentiary legislation Work place: research Institute of FPS Russia

snloseva@yandex.ru

Annotation: the article deals with the issues of legal regulation of the formation of a positive image-status of the penitentiary system. Analyzed regulatory legal acts relating to this branch of legal relations. In the process of analysis, some assumptions were made, and suggestions regarding the formation of the image under consideration. On the basis of the study, conclusions are drawn and solutions are proposed for the difficulties encountered. Keywords: image, penitentiary system, status.

Правовой основой повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного выполнения государственными служащими должностных обязанностей выступает Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885, которым утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. Он стал одним из первых нормативных правовых актов в Российской Федерации, определивших принципы поведения на службе.

Доверие к пенитенциарной системе напрямую зависит от того, соблюдают ли ее сотрудники эти принципы.

Кроме того, государственные служащие, наделенные организационными и административными полномочиями по отношению к другим государственным служащим и призванные принимать внутри учреждения различные меры по выявлению

проявлений коррупции или предотвращению конфликта интересов, а также предотвращать случаи принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и других общественных объединений.

Основной целью общих принципов служебного поведения государственных служащих является формирование положительного статуса или имиджа государственной службы, в том числе службы в пенитенциарной системе (далее - УИС), и повышение ее авторитета.

Общие принципы служебного поведения государственных служащих получили дальнейшее развитие в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, включая: Федеральный закон № 58-ФЗ, Федеральный закон № 79-ФЗ, Федеральный закон № 273-ФЗ, Указ Прези-

Дроздова Е. А., Лосева С. Н.

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

дента Российской Федерации № 557, Указ Президента 559 Указ Президента № 1065 [1].

Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов, и в соответствии с утвержденной концепцией Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-Р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, ведомственными нормативно-правовые акты были изданы: приказ ФСИН России № 372; приказом ФСИН России № 478; приказ ФСИН России № 256; приказом ФСИН России № 529; приказом ФСИН России № 240; приказ ФСИН России № 118 [2].

Образ формируется не только на основе прямых коммуникаций, но и на основе мнений, распространяемых в средствах массовой информации (далее - СМИ). Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) является более уязвимой и беззащитной для информации, поступающей из СМИ, чем в других государственных структурах, поскольку в связи с установлением режима для большинства населения эта система непонятна и закрыта. В этой связи, основным источником для общества являются СМИ. Поэтому очень важно в процессе создания положительного имиджа сотрудников УИС взаимодействия ФСИН России со СМИ. Таким образом, для улучшения взаимодействия и создания формата делового партнерства и участия медиа-, совместно ФСИН России и СМИ был утвержден приказ ФСИН России от 01.02.2011 № 10-П «О совершенствовании взаимодействия со средствами массовой информации». Данная концепция определяет принципы и основы взаимодействия названных структур.

В целом, рассмотренные нормативные правовые акты в совокупности составили правовую основу применения общих принципов служебного поведения сотрудников УИС и направлены, в том числе, на повышение доверия населения к деятельности сотрудников УИС и улучшение имиджа УИС в целом.

В то же время достаточно сложно получить объективные данные о том, что с наличием этих нормативных правовых актов ситуация в этой сфере существенно изменилась. Это связано с отсутствием законодательной базы именно для мониторинга общественного мнения о деятельности УИС. К сожалению, в УИС нет специального нормативного правового акта, устанавливающего порядок организации и проведения такого мониторинга, формы его проведения и условия использования его результатов. В органах внутренних дел существует значительное количество нормативных правовых актов направленных на мониторинг общественного мнения, что позволило этой системе в рассматриваемом вопросе продвинуться очень далеко.

Конечно, специфика условий, в которых организована оперативная деятельность органов внутренних дел и пенитенциарной системы, различается в зависимости от численности личного состава и регионов структурных подразделений, формирования органов управления, открытости функционирования для гражданского представительства, распространенности форм общественного контроля и многого другого. Следовательно, формы деятельности отделов по изучению общественного мнения, его мониторингу, анализу и использованию результатов для изменения климата, доверие к органам внутренних дел в целом и позитивное восприятие его сотрудниками не могут быть переданы в УИС без учета таких особенностей. В то же время анализ организационных начинаний деятельности по формированию и постоянному повышению доверия населения к органам внутренних дел в целом и сотруд-

никам органов внутренних дел, в том числе к подразделению отдельных служб, в частности, накопленного в этой работе опыта, может быть использован во многих областях с целью формирования и корректировки имиджа сотрудника УИС.

Для объективной оценки уровня доверия в пенитенциарной системе, представляется целесообразным организовать постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности пенитенциарной системы. Для этого необходимо разработать инструкции по организации такого мониторинга, внедряя в него все передовые и обоснованные в отечественной практике и за рубежом, в которых предусмотреть формы организации непрерывного мониторинга общественного мнения о деятельности пенитенциарной системы, уделяя особое внимание формированию положительного имиджа сотрудника УИС.

На постсоветском пространстве проблемам изучения общественного мнения, формирования положительного имиджа работника пенитенциарной системы, нормативного регулирования исследуемого вопроса в странах СНГ также не уделяется должного внимания. Повышение доверия, как правило, осуществляется через взаимодействие со СМИ. Так, например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.02.2009№. 65 «О совершенствовании работы государственных органов и иных государственных организаций со средствами массовой информации», на руководителя органа или учреждения, о которых распространяется информация, полностью возлагается ответственность по корректировке этой информации или опровержению/подтверждению [3]. Интересно отметить, что приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24 июля 2004 года. 167 «О критериях оценки деятельности руководителей органов внутренних дел», действующих до 1 января 2012 года, в числе других критериев оценки их работы, было прописан такой критерий как «общественное мнение о деятельности органов внутренних дел в обслуживаемом регионе, а также формирование положительного имиджа охраны правопорядка среди населения Республики» [4]. В дальнейшем это повлияла на формирования положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел в Белоруссии.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,62%.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государ-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

ственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

2. Приказ ФСИН России от 31 августа 2009 г. № 372 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Приказ ФСИН России от 7 декабря 2009 г. № 478 «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;Приказ ФСИН России от 29 мая 2010 г. № 256 «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений»; Приказ ФСИН России от 16 декабря 2010 г. № 529 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов»; Приказ ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы»; Приказ ФСИН России от 1 марта 2011 г. № 118 «О комиссии территориального органа ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов».

3. Указ Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 № 65 (ред. от 03.06.2016) «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.02.2009, № 40, 1/10451.

4. Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.07.2004 № 167 (ред. от 12.01.2009) «О критериях оценки работы

руководящих кадров органов внутренних дел» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.04.2005, № 61, 8/12453. 5. Богдан В.В., Жерелина О.Н., Тодрик В.В. К вопросу об унификации законодательства о страховании государственных служащих: частноправовые начала // Пробелы в российском законодательстве. № 6. М. 2018. С. 66.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «К вопросу правового регулирования формирования образа уголовно-исполнительной системы» Научная статья «К вопросу правового регулирования формирования образа уголовно-исполнительной системы», подготовленная Дроздовой Е.А и Лосевой С.Н., соответствует тематике, определенной редакционной политикой издательского дома «Юр-ВАК».

Проведение научных исследований по изучению формирования положительного образа уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), является одним из приоритетных направлений предусмотренных Концепцией развития УИС РФ до 2020 года (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р).

Следует отметить, что в основу статьи легли результаты проведенного анализа нормативных правовых актов регламентирующих формирования положительного образа УИС, и определяющих понимание служебного поведения сотрудников УИС.

При написании статьи авторы использовали широкий спектр методов научного исследования, среди которых: метод системного анализа, сравнительно-правовой метод, формально-юридический.

Научная статья имеет теоретическое и практическое значение и будет интересна не только ученным, но и практическим работникам правоохранительных органов.

Таким образом, статья соответствует тематике и требованиям, определенным редакцией издательского дома «Юр-ВАК», является актуальной и обладающей новизной, имеет теоретическое значение для науки и ее выводы могут быть использованы как ученными, так и практическими работниками.

По мнению рецензента, статью следует рекомендовать к опубликованию.

Рецензент

главный научный сотрудник НИЦ-1

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор

С.И. Гирько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.