Научная статья на тему 'Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях'

Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СОТРУДНИК / УЧРЕЖДЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются пути повышения результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Рассмотрены основные пути повышения конкурентоспособности результатов научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE RESULTS OF SCIENTIFIC ACTIVITIES IN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS

The article discusses ways to improve the results of scientific activities in educational and scientific institutions of the Federal penitentiary service of Russia. The main ways of increasing the competitiveness of the results of scientific activity are considered.

Текст научной работы на тему «Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях»

Социально-политические науки

5'2018

27. РАЗНОЕ

27.1. ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ Место работы: НИИ ФСИН России

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются пути повышения результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Рассмотрены основные пути повышения конкурентоспособности результатов научной деятельности.

Ключевые слова: наука, сотрудник, учреждения, конкурентоспособность, научный потенциал.

IMPROVING THE RESULTS OF SCIENTIFIC ACTIVITIES IN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS

Drozdova Elena A., PhD in law, research associate of SRC-3 Place of employment: Research Institute of FPS Russia

[email protected]

Abstract: the article discusses ways to improve the results of scientific activities in educational and scientific institutions of the Federal penitentiary service of Russia. The main ways of increasing the competitiveness of the results of scientific activity are considered.

Keywords: science, employee, institutions, competitiveness, scientific potential.

Конкурентоспособность - термин, получивший наиболее широкое распространение в экономике и бизнесе, и означающий способность какого-либо субъекта превзойти своих конкурентов, а также выдерживать конкуренцию к себе подобным путем совершения конкурентных действий сравнительно лучше конкурирующих субъектов [1, с. 65].

Под конкурентоспособностью результатов научной деятельности подразумевается их максимально широкое признание в научном сообществе, преимущественная востребованность, рентабельность и полезность в использовании. Научная конкурентоспособность может проявляться в признании личностных, национальных, мировых, общечеловеческих научных авторитетов и достижений, во внедрении и широком применении результатов научно-исследовательской деятельности, функционировании научных школ и научно-исследовательских структур, росте индекса научного цитирования авторов. Наука является основным видом деятельности целого ряда специализированных учреждений, таких как академия наук, научно-исследовательских институтов, вузов, научно-исследовательских отделов предприятий и организаций.

Наука и ее результаты находятся в отношениях взаимообусловленности и взаимозависимости со всеми сферами жизнедеятельности государства: его внешней и внутренней политикой, правом, экономикой, управлением, производством, технической, деятельностью средств массовой информации, культурой, литературой, искусством, спортом и др. Научными достижениями во многом определяется международный имидж страны и качественный уровень жизни ее граждан.

Еще одним показателем конкурентоспособности науки является качество обучения и образования и, соответственно, конкурентоспособность выпускников

вузов. Несмотря на различие основных функций образования и науки, они оказываются связанными самым тесным образом. В 1995 году известный советский ученый и организатор науки, лауреат Нобелевской премии по физике П.Л. Капица (1894-1984 гг.) писал главному ученому секретарю Президиума АН СССР А.В, Топчиеву: «Вопрос подготовки кадров - это самый важный вопрос в организации научной работы, так как только при его успешном решении мы можем поддержать высокий уровень нашей науки» [2, с. 150].

Неслучайно, что название профильного государственного органа «Министерство образования и науки Российской Федерации», а также программные документы государственного уровня, как правило, связывают развитие образования и науки в единую политику.

Свой вклад в развитее отечественной науки вносит и ведомственная наука уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), главная задача которой состоит в обеспечении высокого уровня функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Под ведомственной наукой мы в данном контексте рассматриваем научные знания, генерируемые в стенах научно-исследовательских учреждений и образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России). Авторами результатов научно-исследовательской деятельности в данном случае являются сотрудники и работники УИС.

В настоящее время в составе УИС сложилась и действует ведомственная система образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений, включающая, согласно официальным данным, 7 учреждений высшего образования с 1 филиалом, 3 института повышения квалификации, 2 межрегиональных учебных центра, 29 учебных центров территориальных

Дроздова Е. А.

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

органов ФСИН России, научно-исследовательский институт (г. Москва) с филиалом в городе Ижевске, научно-исследовательский институт информационных технологий (г. Тверь).

Так сложилось, что в силу целого ряда объективных и субъективных политических и социально-политических причин с начала 90-х гг. XX века до настоящего времени российская уголовно-исполнительная система находится в положении «догоняющего» на пути гуманизации, демократизации, либерализации, открытости для общества (прозрачность, гласность) своей деятельности. Мы принимаем пенитенциарные европейские и мировые стандарты и правила, изучаем и внедряем иностранный опыт, следуем научно-практическим рекомендациям предлагаемым из-за рубежа. И зачастую забываем о своем опыте, научных разработках и преимуществах отечественных традиций, в частности традиции проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по самым проблемным вопросам. Именно научно-ориентированный стратегический подход позволил российской тюремной системе уже к концу XIX века стать одной из лучших в мире [3, с. 2]. А бытовавшее в России на протяжении XVIII-XIX веков мнение, что «для несложных целей и примитивной грубости» тюремного дела «особых пенитенциарных знаний не требуется» [4, с. 13], сменилось твердым убеждением, подержанным на государственном уровне, в необходимости формировать и развивать науку о тюремном деле.

Противоречивый в политико-правовом смысле советский период оказался чрезвычайно плодотворным для всей системы наук, так или иначе связанных с деятельностью УИС, о чем свидетельствует не только труды выдающихся ученых-пенитенциаристов всего Советского Союза, в значительной степени, сохранившие свою актуальность и в наши дни, но и внушительные практические результаты деятельности советской уголовно-исполнительной системы, основанные на этих научных достижениях.

На современном этапе Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5] среди основных направлений ее развития определяет повышение эффективности управления УИС, использование инновационных разработок и научного потенциала, что в свою очередь, подразумевает повышение эффективности результатов научной деятельности, проводящейся в учреждениях и органах ФСИН России.

Среди поставленных Концепцией задач, непосредственно касающихся проблемы науки можно выделить следующие:

- активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов УИС, повышение требований к контролю качества образования;

- проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других подразделений, сформированных по предусмотренным Концепцией направлениям развития уголовно-исполнительной системы.

Основными задачами по повышению конкурентоспособности результатов научной деятельности научно-исследовательских учреждений ФСИН России могут стать:

- определение и обоснование объективных критериев кон-

курентоспособности результатов научной деятельности научно-исследовательских учреждений ФСИН России;

- выявление основных конкурентов научно-исследовательских подразделений ФСИН России в сфере научной деятельности (научные школы, научно-исследовательские учреждения и образовательные организации, научные коллективы, персоны);

- определение ключевых показателей эффективности научной работы научно-исследовательских институтов и научных подразделений органов и учреждений ФСИН России;

- определение факторов, влияющих на уровень использования научного потенциала научно-исследовательских учреждений ФСИН России и разработка на этой основе инструментов влияния на эти факторы;

- формирование учеными приоритетных направлений научных исследований, исходя из проблем деятельности и развития УИС, и выделение важных технологий для оптимального функционирования УИС;

- организация, формирование и обеспечение деятельности межведомственных межвузовских научных коллективов (групп, структур) по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и реализации совместных проектов на мировом уровне по широкому спектру направлений, охватывающих деятельность УИС;

- организация межведомственной межвузовской междисциплинарной лаборатории по направлениям научного обеспечения деятельности учреждений и органов УИС;

- расширение партнерства научно-исследовательских институтов ФСИН России с отечественными и зарубежными академическими институтами и научными организациями;

- генерация, применение и распространение глобально значимых мультидисциплинарных знаний, связанных с деятельностью УИС;

- развитие сотрудничества с пенитенциарными системами и вузами России и иностранных государств, международными, в том числе неправительственными организациями, а также грантовой деятельности и академической мобильности;

- формирование распределенной инфраструктуры эффективного научного сотрудничества за счет совместного использования материально-технической и инновационно-технологической базы научно-исследовательских институтов ФСИН России и университетов-партнеров для проведения фундаментальных и прикладных исследований;

- развитие на базе научно-исследовательских институтов ФСИН России системы повышения квалификации научных сотрудников и преподавателей из других образовательных организаций и научных учреждений.

Реализация обозначенных мер по повышению эффективности научной деятельности научных и образовательных учреждений ФСИН России и конкурентоспособности результатов научно-исследовательской деятельности возможна при совершенствовании финансового и материально-технического обеспечения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,96%.

Список литературы:

1. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65-68.

2. Капица П.Л. Письма о науке, 1930-1980 / сост. П.Е. Рубинин. М.: Московский рабочий, 1989. 319 с.

3. Бабушкин А.В. Карманная книжка общественного инспектора. М., 2009. 85 с.

4. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. 120 с.

5. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. От 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.

6. Жданов С.П. Разработка научных основ участия специалиста в правоохранительной деятельности как новое

Социально-политические науки

5 '2018

(перспективное) научное направление. // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 2. С. 279-283.

7. Кулешов Г.Н., Незнамова А.А. Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как элемент, влияющий на качество образовательного процесса. // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 58-60.

РЕЦЕНЗИЯ

на публикацию Дроздовой Елены Анатольевны, научного сотрудника центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях УИС ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата юридических наук «Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях» Тема рецензируемой статьи «Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях» является актуальной в вопросах повышения результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях ФСИН России.

Автор статьи справедливо указывает на то, что активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности

диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов УИС, повышение требований к контролю качества образования сможет существенно повысить конкурентоспособность результатов научно-исследовательской деятельности и эффективность научной деятельности.

Публикация «Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях» изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.

Оригинальность текста в системе «Антиплагиат» составляет 85,96%.

Публикация Дроздовой Е. А. «Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях» может быть опубликована в журнале рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Главный научный сотрудник

центра изучения проблем управления и

организации исполнения наказаний

в уголовно-исполнительной системе

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор юридических наук, профессор

С.Х. Шамсунов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.