Научная статья на тему 'Социальное прогнозирование как элемент военно-институционального управления'

Социальное прогнозирование как элемент военно-институционального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
социальное прогнозирование / превентивность / военно-институциональное управление / особый (специальный) период. / social forecasting / prevention / military-institutional management / special (uniqe) period

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костерин Артём Андреевич, Барановский Максим Витальевич

Социальное прогнозирование представляет собой неотъемлемую часть современного управленческого процесса. В том числе, прогнозирование, как инструмент управления, позволяет расширять возможности перспективного применения сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ) с учетом эффективности оценки текущей обстановки. Особенностями военной службы являются наличие в системе военного управления ценностей, норм и убеждений, сформировавших институт военной службы. Соответственно, возникает необходимость рассмотрения особой формы управления – военно-институционального управления как одного из направлений военно-социального управления. В том числе, в период выполнения боевых (специальных) задач, где прогнозная деятельность в управлении является актуальной на постоянной основе. Учитывая особенности текущей обстановки, возникает необходимость изложения основных целей социального прогнозирования в системе военно-институционального управления. С точки зрения, ценностей, норм и убеждений, сформировавших современные ВС РФ, мы можем считать, что существует необходимость уточнения понятия военно-институционального управления. Необходимостью уточнения является недостаточная научная разработанность в институциональном управлении социальными процессами военной службы. Научная проблематика данной темы обусловлена необходимостью уточнения направлений и применяемых способов формирования социального прогноза в военно-институциональном управлении ВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FORECASTING AS AN ELEMENT OF MILITARY-INSTITUTIONAL MANAGEMENT

Social forecasting is an integral part of the entire management process. In particular, forecasting, as a management tool, allows you to expand the possibilities of the prospective use of forces and means of units of the Armed Forces of the Russian Federation, taking into account the effectiveness of assessing the current situation. The peculiarities of military service are the presence in the military management system of values, norms and beliefs that have formed the institution of military service. Accordingly, there is a need to consider a special form of management – military-institutional management as one of the directions of military-social management. Including in a special (uniqe) period, where forecasting activities in management are relevant on an ongoing basis. Taking into account the peculiarities of the current situation, there is a need to outline the main goals of social forecasting in the system of military-institutional management. The scientific problems of this topic are conditioned by the need to clarify the directions and methods used to form a social forecast in the military-institutional management of the Armed Forces of the Russian Federation, including during the period of its implementation. The reason for the clarification is the incomplete scientific development in the institutional management of the social processes of military service. Including the lack of existing knowledge in the field of military and social management in the Armed Forces of the Russian Federation in the conditions of performing combat ( special) tasks in modern conditions. The scientific problems of this topic are conditioned by the need to clarify the directions and methods used to form a social forecast in the military-institutional management of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальное прогнозирование как элемент военно-институционального управления»

Социальное прогнозирование как элемент военно-институционального управления

Костерин Артём Андреевич,

адъюнкт Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации E-mail: kosterin.a1917@gmail.com

Барановский Максим Витальевич,

д.с.н., начальник кафедры социологии Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации E-mail: m.baranovskj@gmail.com

Социальное прогнозирование представляет собой неотъемлемую часть современного управленческого процесса. В том числе, прогнозирование, как инструмент управления, позволяет расширять возможности перспективного применения сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ) с учетом эффективности оценки текущей обстановки. Особенностями военной службы являются наличие в системе военного управления ценностей, норм и убеждений, сформировавших институт военной службы. Соответственно, возникает необходимость рассмотрения особой формы управления -военно-институционального управления как одного из направлений военно-социального управления. В том числе, в период выполнения боевых (специальных) задач, где прогнозная деятельность в управлении является актуальной на постоянной основе. Учитывая особенности текущей обстановки, возникает необходимость изложения основных целей социального прогнозирования в системе военно-институционального управления. С точки зрения, ценностей, норм и убеждений, сформировавших современные ВС РФ, мы можем считать, что существует необходимость уточнения понятия военно-институционального управления. Необходимостью уточнения является недостаточная научная разработанность в институциональном управлении социальными процессами военной службы. Научная проблематика данной темы обусловлена необходимостью уточнения направлений и применяемых способов формирования социального прогноза в военно-институциональном управлении ВС РФ.

Ключевые слова: социальное прогнозирование, пре-вентивность, военно-институциональное управление, особый (специальный) период.

Помимо совокупности менедже-риальных подходов (ситуационный, социально-организационный, творческий, дескриптивный и нормативный [1]) к управлению подразделениями необходимо учитывать другой подход к управлению - военно-социальный подход. Ввиду особенностей военной службы в ВС РФ социальное управление учитывает потребности личного состава в обеспечении выполнения служебно-боевых задач и в удовлетворении потребностей внеслужебного характера [2]. Относительное смещение внимания военно-социального управления в сторону удовлетворения жилищных, бытовых и материальных потребностей обуславливается, в том числе, высоким процентом комплектования частей и подразделений ВС РФ военнослужащими по контракту [3].

С учетом особенностей выполняемых задач подразделениями ВС РФ, возникает необходимость рассмотреть иной подход в социальном управлении - военно-институциональный. Данный подход позволит рассмотреть проблемы военного управления в особый (специальный) периода (на примере специальной военной операции) с другой стороны и, соответственно, поможет увидеть возможные пути решения выявленных проблем. Ввиду особенностей текущей обстановки - проведения специальной военной операции (далее СВО), актуальность военно-социального управления возрастает. Возрастает и необходимость в уточнении количественных и качественных параметров, способов их оценки и выработки комплекса процедур военно-социального управления. В том числе, учитывая масштаб и особые виды и средства поражения (информационные, кибернетические) при проведении СВО, стоит отметить, что понятие «военно-социальное управление» не полностью отражает ориентированность в сторону воздействия на инсти-

136

туциональный аспект объекта управления. В таком случае, мы считаем целесообразным дать определение понятия военно-институционального управления и разграничить его с военно-социальным управлением в рамках научного дискурса о военном управлении.

Военно-социальное управление представляет собой внешнее и внутренне систематическое воздействие на военно-социальную систему для приведения ее в состояние готовности к успешному решению служебных и боевых задач [4]. Основным направлением воздействия военно-социального управления будут являться структурные элементы военно-социальной системы в процессах социального взаимодействия [5]. Основной задачей военно-социального управления является регулирующие действия в отношении формирования устойчивости существования социальной среды института военной службы при выполнении служебно-боевых задач [4]. Содержание военно-социального управления заключено в постоянном контроле над военно-социальными отношениями в воинских частях и их подразделениями в системе социально-бытовой обеспеченности. В таком случае, управление процессами подготовки к выполнению боевых (специальных) задач, мотивация и стимулирование их выполнения, а также рекомендации по повышению качества работы с последствиями будут являться управлением в военно-социальной сфере.

Отличительными чертами военно-институционального управления мы можем считать целенаправленное воздействие на ценности, убеждения и нормы (институции), формирующие институт военной службы с целью достижения уровня их устойчивого функционирования, обеспечивающего выполнение служебно-боевых задач. В том числе способных влиять на формирование нормативных устоев и (или) профессиональных убеждений военной службы. Основными инструментами можно выделить убеждение и демонстрация в отношении социальной среды организации с уче-

том целей военно-институционального управления [6]. Ключевая необходимость внедрения данного управленческого подхода обусловлена длительностью проведения СВО, частному смешению контингента в подразделениях и аналитических выводов из практики управления подразделениями в СВО. Актуальность данного понятия может быть определена, как концептуальное отличие управленческих подходов в отношении способов воздействия на социальную среду.

Говоря о военно-институциональном управлении, мы, в первую очередь, хотим подчеркнуть необходимость воздействия на социальную среду подразделения на институциональном уровне. Исходя из составляющих института военной службы, мы можем выделить последовательность воздействия на каждую из институций, описать ее и систематизировать процесс управления. Таким образом, мы хотим обратить внимание на то, что военно-институциональное управления по набору инструментов и операциональному алгоритму их реализации концептуально отличается от понятия военно-социальное управление. Тем не менее, отличия в инструментах и формах их реализации не отделяет военно-институциональное управление от категории социального. Для изучения данного управленческого подхода мы предлагаем рассмотреть военно-институциональное управление на этапе применения первичного инструмента управления - социального прогнозирования.

Рассматривая военно-институциональное управление подразделениями ВС РФ на этапе социального прогнозирования, мы можем выделить основные направления применения данного этапа. Таким образом, основными направлениями этапа социального прогнозирования будут являться следующие.

1. Выявление возможных сценариев действий и их последствий.

2. Выявление сосредоточения направлений управленческого воздействия или новых путей решения управленческой задачи.

137

3. Поиск возможных путей решения сложившихся проблем военно-институционального характера.

4. Выявление причин возможного возникновения нежелательных ситуаций на основе прогнозных данных.

Рис. 1

В отношении выполнения задач военной службы мирного и особого (специального) периода можно отметить одинаковую доступность в отношении сведений о закономерностях в протекании социальных процессов и (или) явлений. Поэтому в период выполнения боевых (специальных) задач военно-институциональное управление осуществляет регулирование социальных процессов и (или) явлений в текущий момент времени. Благодаря известным закономерностям субъект управления имеет информационно-аналитическую «базу» в отношении возникновения, протекания и развития конкретного социального процесса и (или) явления. В таком случае, социальное прогнозирование в военно-институциональном управлении представляется нам в качестве инструмента превентивного действия [7]. Высокая актуальность превентивных мер обусловлена необходимостью в поддержании устойчивости функционирования социальной среды подразделения при выполнении боевых (специальных) задач в вооруженных конфликтах высокой интенсивности.

Учитывая цели социального прогнозирования в военно-институциональном управлении стоит отметить направления, которые наиболее приоритетны с позиции превентивных мер [8]. Такими направлениями можно выделить: фазы социализации и порядок применения оружия. В отношении социализации можно считать, что ее фазы способны претерпевать изменения во временных промежутках протекания. Практика управления в особый (специальный) период выявляет частное, но закономерное ускорение адаптации в сторону инте-риоризации. В том числе, по сравнительным наблюдениям в некоторых боевых (специальных) задачах, можно сказать, что влияние условий боя на социальную среду выявляет социальных акторов подразделения, способных положительно влиять на процесс социализации.

В отношении применения оружия можно считать, что существует необходимость управленческого воздействия с позиции инструментов военно-институционального управления на понимание и осознание выполнения боевой (специальной) задачи. Практика управ-

138

ления в особый (специальный) период позволяет сделать выводы о том, что существует необходимость воздействия на данное направление с позиции устойчивого формирования понимания функционального назначения оружия в руках военнослужащего. Превентивный характер военно-институционального управления в данном случае позволяет рассматривать социальные процессы и явления, как возможные факторы неопределенности. В таком случае, социальное прогнозирование развития и протекания процессов в особый (специальный) период можно считать технологической компетенцией военно-институционального управления. В том числе, с позиции социального прогнозирования мы способны превентивно воздействовать на данные направления и выявлять новые формы социальных взаимоотношений или их утрачивание.

Заключение

Хотелось бы обратить внимание на то, некоторые особенности выполнения боевых (специальных) задач остаются открытыми для научного обсуждения. Влияние особого (специального) периода на социальную среду подразделения отражается в изменениях поведения и характера поступков. Как показывает опыт управленческой практики, эти изменения чаще всего носят деструктивный характер для социальной среды и для выполнения боевых (специальных) задач. Исходя из этого, мы считаем, что существует необходимость научного развития военно-институционального управления, как превентивной формы воздействия на социальную среду подразделения. В таком случае, предвосхищение развития процессов и (или) явлений должно осуществлять методами социального прогнозирования.

Учитывая то, что элементами прогнозирования являются закономерности, то первичной задачей социального прогнозирования будет выявление «катализаторов» закономерностей социальных процессов или явлений. В период мирного времени и особого (специального) периода социальное прогнозирование

в военно-институциональном управлении будет разделяться главным образом в определении приоритетных предикторов прогноза. Особенностями социального прогнозирования в период выполнения боевых (специальных) задач является высокая динамика протекания процессов и (или) явлений. В таком случае, применение инструментов военно-институционального управления на этапе социального прогнозирования позволяет получать представления о распределении сил и средств в период выполнения боевых (специальных) задач.

Литература

1. Луговский В.А. Социология и психология управления: учеб. пособие / В.А. Луговский, Л.В. Сурженко, Д.А. Чурянина. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 144 с.

2. Калинин, М.А. Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту / М.А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2(42). -С.149-158.

3. Приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2023 г. № 625 «О контракте о прохождении военной службы».

4. Мармаза, С.А. Военно-социальное управление как объект социально-философского анализа / С.А. Мармаза // Вестник университета. - 2013. -№ 1. - С. 296-299.

5. Карлова Е. Н., Машина А.В. Российские военнослужащие в социально-профессиональной стратификационной системе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 5. С. 34-37.

6. Веремчук, В.И. Институциональное управление процессом социализации военнослужащих по контракту / В.И. Веремчук, Н.П. Поплевкин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2020. -№ 2(839). - С. 182-188.

139

7. Поплевкин, Н.П. Институциональный подход к социализации военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации / Н.П. Поплевкин // Теории и проблемы политических исследований. - 2018. - Т. 7, № 5A. -С. 337-343.

8. Богатырев, Э.Я. Анализ методов военно-политического прогнозирования / Э.Я. Богатырев, Ю.Д. Макиев, В.П. Малышев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2013. - Т. 3, № 2(5). - С. 35-53.

SOCIAL FORECASTING AS AN ELEMENT OF MILITARY-INSTITUTIONAL MANAGEMENT

Kosterin A.A., Baranovsky M.V.

Military University named after. Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Social forecasting is an integral part of the entire management process. In particular, forecasting, as a management tool, allows you to expand the possibilities of the prospective use of forces and means of units of the Armed Forces of the Russian Federation, taking into account the effectiveness of assessing the current situation. The peculiarities of military service are the presence in the military management system of values, norms and beliefs that have formed the institution of military service. Accordingly, there is a need to consider a special form of management - military-institutional management as one of the directions of military-social management. Including in a special (uniqe) period, where forecasting activities in management are relevant on an ongoing basis. Taking into account the peculiarities of the current situation, there is a need to outline the main goals of social forecasting in the system of military-institutional management. The scientific problems of this topic are conditioned by the need to clarify the directions and methods used to form a social forecast in the military-institutional management of the Armed Forces of the Russian Federation, including during the period of its implementation. The reason for the clarification is the incomplete scientific development in the institutional management of the social processes of military service. Including the lack of existing knowledge in the field of military and social management in the Armed

Forces of the Russian Federation in the conditions of performing combat (special) tasks in modern conditions. The scientific problems of this topic are conditioned by the need to clarify the directions and methods used to form a social forecast in the military-institutional management of the Armed Forces of the Russian Federation.

Keywords: social forecasting, prevention, military-institutional management, special (uniqe) period.

References

1. Lugovsky V.A. Sociology and psychology of management: textbook. manual / V.A. Lugovsky, L.V. Surzhenko, D.A. Churyanina. - Krasnodar: KubGAU, 2016. - 144 p.

2. Kalinin, M.A. Analysis of social problems and needs of military personnel under contract / M.A. Kalinin // News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. - 2017. - No. 2(42). - pp. 149158.

3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated September 18, 2023 N625 "On the contract for military service"

4. Marmaza, S.A. Military-social management as an object of social and philosophical analysis / S.A. Marmaza // University Bulletin. - 2013. - No. 1. - P. 296-299.

5. Karlova E. N., Mashina A.V. Russian military personnel in the socio-professional stratification system // Current problems of the humanities and socio-economic sciences. 2019. T. 13. No. 5. pp. 34-37.

6. Veremchuk, V.I. Institutional management of the process of socialization of contract military personnel / V.I. Veremchuk, N.P. Poplevkin // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. - 2020. - No. 2(839). - pp. 182-188.

7. Poplevkin, N.P. Institutional approach to the socialization of military personnel of the armed forces of the Russian Federation / N.P. Poplevkin // Theories and problems of political research. - 2018. - T. 7, No. 5A. -pp. 337-343.

8. Bogatyrev, E. Ya. Analysis of methods of military-political forecasting / E. Ya. Bogatyrev, Yu.D. Makiev, V.P. Malyshev // Civil Defense Strategy: Problems and Research. - 2013. - T. 3, No. 2(5). - P. 35-53.

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.