Научная статья на тему 'Особенности институциональногоуправления профессиональной социализациейвоеннослужащих контрактной службы'

Особенности институциональногоуправления профессиональной социализациейвоеннослужащих контрактной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МОДУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поплёвкин Н.П.

В статье проанализирован феномен институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих контрактной службы, как сложный динамический процесс формирования системы отношений с профессионально-трудовой средой. На основании рассмотренных модусных конструктов ценностей военнослужащих, понятия социальный институт и феномена институциональной девиаций выявлен ряд особенностей процесса институционального управления профессиональной социализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности институциональногоуправления профессиональной социализациейвоеннослужащих контрактной службы»

Особенности институционального управления

■ V V

профессиональной социализациеи военнослужащих контрактной службы

Поплёвкин Н.П.

В статье проанализирован феномен институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих контрактной службы, как сложный динамический процесс формирования системы отношений с профессионально-трудовой средой. На основании рассмотренных модусных конструктов ценностей военнослужащих, понятия социальный институт и феномена институциональной девиаций - выявлен ряд особенностей процесса институционального управления профессиональной социализацией. Ключевые слова: модус; профессиональная социализация; институциональная девиация; институциональное управление.

Poplevkin N.P.

Features of institutional management of professional socialization of the military personnel of contract service

In article the phenomenon of institutional management of professional socialization of the military personnel of contract service as difficult dynamic process of formation of system of the relations to the professional and labor environment is considered and analysed. On the basis of the considered modusny constructs of values of the military personnel, a concept the social institute and a phenomenon institutional deviation -is revealed a number of features of process of institutional management of professional socialization.

Keywords: mode; professional socialization; institutional deviation; institutional management.

Профессиональная социализация является непростым динамическим процессом, обусловливающим развитие системы отношений к профессионально-трудовой среде. В ходе процесса происходит формирование и выражение профессиональных амбиций и планов, впитывание и усвоение личностью нормативно-ценностного набора альтернатив поведения профессионального сообщества, выступающих образцом социальных коммуникаций в профессиональной сфере.

Профессиональная социализация - не столько личное дело индивида, как например, социализация в семье которая является первичной, хотя она в конечном счёте тоже не является необходимостью только для индивида, сколько вопрос и процесс, в котором заинтересовано общество и профессиональное сообщество. Успешная и эффективная профессиональная социализация в результате дает обществу ценный ресурс - человека обученного, способного и мотивированного к некой профессиональной деятельности. Экономической эффективностью результата профессиональной социализации объясняется интерес к институциональному управлению этим процессом.

Институциональное управление в широком смысле, по отношению к профессиональной социализации военнослужащего контрактника не вполне возможно. При этом армия как социальный институт, обладающий особыми функциями, получает от политического института - государства, санкционированные обществом привилегии и возможности для воздействия на прочие институты для достижения максимального эффекта. Необходимо подчеркнуть, что успешная профессиональная социализация, будучи вторичной социализацией, является продолжением первичной социализации и её ключевые характеристики, и конеч-

ная успешность являются залогом успешной профессиональной социализации. Проведенные [Корнилович В.А., 2009] исследования социализации учащейся молодёжи, а именно молодежь является основным контингентом военной службы по контракту, показывают, что некоторые социальные институты прекращают гарантировать массовую коммуникацию по трансляции социокультурного опыта, осуществлять интегрирующую роль.

Это означает, что далеко не все молодые люди разделяют ценности, обусловливающие эффективную профессиональную социализацию военнослужащего, которая возможна при изначальной сформированности у него набора ценностей, которые позволяли бы выходить в принятии решений и их реализации за грани важных доступных возможностей, быть открытому обучению.

Данные наборы ценностей возможно рассматривать с позиции модусных конструктов.

Модус - это теоретическая конструкция, призванная отразить в сконцентрированном виде ценности, черты, образ деятельности. Преобладание в социальной структуре личности ценностей, свойственных модусу служения, позволяет создавать собственный жизненный мир в принятии мира других. Атрибутами модуса служения являются - самоотверженность и направленность на творчество, что соответствует профессиональной природе военнослужащего, так как ценностные ориентации субъекта, жизненная позиция которого соответствует этому модусу, отвечает профессиональным и корпоративным ценностям военно-профессиональной деятельности. Личность, с развитым модусом служения, отличается чувством повышенной ответственности, высокой степенью готовностью к самоограничениям.

Эффективным дополнением к основному модусу служения может стать модус социальных достижений, поскольку он основан на социальном одобрении и соперничестве, высоком желании достичь успеха.

Формирование в ходе первичной социализации модусов служения и социальных достижений - особая практическая деятельность по реализации программ воспитания и социализации, реализуемой методами институционального управления в широком трактовании этого понятия.

Среди значимых проектов по созданию в группах молодёжи именно этих наборов ценностей - добровольческая деятельность.

Исследования [Корнилович В.А., 2009] общественного института добровольчества, как управляемого социализирующего фактора, показывают адекватность норм, ценностей добровольчества профессиональной социализации контрактных военнослужащих. Добровольчество создает условия для успешной идентификации индивида с группой, направленной на служение, пользу обществу, достижение корпоративных целей через ограничение собственных важных потребностей, жертвенной ориентации в поведении по отношению к группе, обеспечения усвоение норм и ценностей в конкретных поступках. Не стоит путать добровольчество с виктимным поведением, в ходе которого индивид отклоняется от общественно признанных норм социализации. В данном случае жертвенность - отказ от удовлетворения ряда индивидуальных потребностей для неограничения удовлетворения неэгоистических потребностей иных индивидов группы.

Исследования ценностей россиян [Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт. П., 2015, с. 74-93] показывают неутешительное для развития общества преобладание в структуре ценностей модуса обладания. Этот модус характеризуется стремлением к объектному присвоению, в индивиде доминирует присваивающая, потребительская мотивация. Социальный институт, в частности институт военной службы, является объектом и средством для достижения личных целей, нравственные барьеры при целеполага-нии и выборе средств отсутствуют, что делает профессиональную социализацию контрактного военнослужащего неэффективной.

Таким образом, институциональное управление профессиональной социализацией военнослужащего контрактной службы в широком звучании этого понятия остаётся недоступным институту военной службы ввиду невозможности достаточного проникновения в процесс первичной социализации. Рассмотрим особенности институционального управления профессиональной социализацией контрактного военнослужащего в узком трактовании этого понятия. Институциональное управление учитывает регламентацию поведения военнослужащего в рамках военной службы посредством внедре-

ния ограничений и закрепления конкретных норм. По мнению Д. Новикова «институциональное управление является наиболее жестким и заключается в целенаправленном ограничении центром множества возможных действий и результатов деятельности агентов, которое осуществляется правовыми актами, распоряжениями, приказами или морально-этическими нормами, корпоративной культурой» [Новиков Д.А., 2004, с.10-11]

Для реализации институционального управления профессиональной социализацией контрактного военнослужащего применяются регламентирующие документы, имеющие ограничительный характер и указывающие субъекту осуществление конкретных действий.

Механизмы институционального управления осуществляют сокращение общей неопределенности и содействуют повышению упорядоченности системы, осуществляя согласование между подсистемами, а также компонентами социальной подсистемы между собой, делая их более точными и прогнозируемыми. Однако необходимо учесть, что, в основной своей массе чрезмерная регламентация способствует быстрому снижению лояльности некоторых субъектов и, как результат, неминуемому ослаблению результативного функционирования системы и, как правило, развитие эффекта неуправляемости до тотального разрушения этой системы. Негативное воздействие на эффективность управления профессиональной социализацией оказывает и то, что военнослужащие не в состоянии в полной мере реализовывать все пункты требований, регулирующих их деятельность.

По итогам эксперимента [Ажмухамедов А.И., Копытина Т.А., 2015, с. 10-20], в ходе которого была подтверждена зависимость эффективности деятельности от интенсивности мер институционального управления, выяснилось, что при полной регламентации деятельности подразделения эффективность управления резко снижается - сотрудники перестают соблюдать требования регламентирующих документов. Поэтому применяя институциональные меры необходимо сопровождать их мерами, способствующими укреплению высокой степени лояльности, повышения информированности и уровня мотивированности сотрудников организации, которые в свою очередь осуществляются мето-

дами мотивационного и информационного управления.

Несмотря на то, что в Вооруженных силах как социальном институте элементы мотивационного и информационного управления традиционно существуют, однако не везде применяются в полной мере.

Воздействие институционального управления профессиональной социализацией на личность военнослужащего оказывается посредством императивных норм, зафиксированных в нормативных актах и положениях. Это формирует предсказуемую среду поведения военнослужащих, что важно для исполнения функций тотального института, каким являются Вооруженные силы. Однако управляющее воздействие посредством только формальных норм не достигает эффективного результата в профессиональной социализации. Эффективность достигается через воздействие неформальных норм, формирующих институциональные девиации [Агранат Д.Л., 2009]1.

Институциональные девиации, не изменяя и не угрожая позициям формальных норм, дополняют их, позволяя индивиду достигать состояния комфорта в условиях профессиональной социализации, удовлетворяя личные потребности. Институциональные девиации представляют собой элементы мотивационного и информационного управления, реализуемые за пределами институционального управления, и компенсирующими его солирующую неэффективность в управлении профессиональной социализацией военнослужащих.

С таких методологических позиций институциональное управление социализацией военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту рассматривается как создание и обеспечение нормативно ценностных условий в институционально-организованной военной среде в целях формирования профессионально ориентированной системы регуляторов ролевого поведения личности кадрового военнослужащего.

Следовательно, институциональное управление профессиональной социализацией военнослужащего - целенаправленное создание ценностно-нормативных условий, обеспечивающих деятельность военнослужащих по усвоению системы ценностей и нормативов поведе-

ния профессионального сообщества, в целях сохранения целостности и управляемости военно-организационной системы.

Литература

1. Агранат Д.Л. Социализация личности в военизированных организациях: монография / Д.Л. Агранат; Московский гуманитарный ун-т. - М.: Изд-во Московского гуманитарного унта, 2009. 166 с.

2. Ажмухамедов А.И., Копытина Т.А. Особенности мотивационного, институционального и информационного управления персоналом коммерческого банка // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 2 (30). с.10-20.

3. Корнилович В.А. Институциональные основы социализации учащейся молодежи: Дисс ... канд. соц. наук: - М., 2009. 191 с.

4. Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. (2015) Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. № 3-4 (121). с. 74-93.

5. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. М., 2004. с.10-11.

Ссылки:

1 Институциональные девиации - мера допустимого отклонения личности в процессе социализации от социальных норм, которое не ставит под угрозу существование принятого порядка в целом, либо его существенной части, допустимые социальным институтом и не подрывающих его устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.