Научная статья на тему 'Ценностный аспект институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих Вооруженных сил РФ'

Ценностный аспект институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих Вооруженных сил РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7357
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫЕ / ЦЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ / МОДУС СЛУЖЕНИЯ / МОДУС ОБЛАДАНИЯ / МОДУС ДОСТИЖЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поплёвкин Н.П.

В статье представлены результаты исследования институционального управления социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации. Автором был проведён экспертный опрос офицеров по работе с личным составом, с целью выявления ценностей, которые должны разделять военнослужащие контрактной службы, и те, которые, по мнению офицеров, действительно разделяют военнослужащие контрактной службы. Проведенный анализ результатов исследования по авторской методике позволил определить иерархию жизненных ценностей-целей, ценностей-средств, дал возможность оценить жизненные идеалы и нормы поведения, которые воспринимаются в качестве эталона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностный аспект институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих Вооруженных сил РФ»

Ценностный аспект институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих вооруженных сил РФ

Поплёвкин Н.П.

В статье представлены результаты исследования институционального управления социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации. Автором был проведён экспертный опрос офицеров по работе с личным составом, с целью выявления ценностей, которые должны разделять военнослужащие контрактной службы, и те, которые, по мнению офицеров, действительно разделяют военнослужащие контрактной службы. Проведенный анализ результатов исследования по авторской методике позволил определить иерархию жизненных ценностей-целей, ценностей-средств, дал возможность оценить жизненные идеалы и нормы поведения, которые воспринимаются в качестве эталона.

Ключевые слова: ценности терминальные; ценности инструментальные; модус служения; модус обладания; модус достижения; институциональное управление.

Poplevkin N.P.

Valuable aspect of institutional management of professional socialization of the military personnel of the armed forces of the Russian Federation Results of a research of institutional management of socialization of the military personnel passing military service under the contract are presented in article. The author has conducted expert survey of officers on work with staff, for the purpose of identification of values which the military personnel of contract service has to divide, and those which, according to officers, are really divided by the military personnel of contract service. The carried-out analysis of results of a research on an author's technique has allowed to define hierarchy of vital values purposes, values means, has given the chance to estimate vital ideals and standards of behavior which are perceived as a standard.

Keywords: terminal values; tool values; service mode; possession mode; achievement mode; institutional management.

Институциональное управление социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, является сложным многоуровневым процессом, соответствующим регламентирующим нормам. Оно рассматривается нами как целенаправленное систематически организованное воздействие в институционально-организованной военной среде в целях обеспечения эффективного формирования профессионально ориентированной системы регуляторов ролевого поведения личности военнослужащего.

Особенность социализации военнослужащего рядового и сержантского состава, проходящего службу по контракту, состоит в том, что отсутствует необходимость радикальной трансформации личности военнослужащего, так как это обусловлено тем, что служба по контракту не является окончательным выбором и что по её окончанию военнослужащий может выбрать другую профессиональную траекторию не связанную с военной службой. Таким образом социализация военнослужащего по контракту носит характер профессиональной социализации. Именно поэтому в дальнейшем мы будем употреблять термин профессиональная социализация и, соответственно, институциональное управление профессиональной социализацией военнослужащего контрактной службы.

Институциональное управление профессиональной социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, автор понимает, как целенаправленное воздействие посредством формальных и неформальных норм на военнослужащих в процессе усвоения системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества для

Таблица 1

Наблюдаемые и ожидаемые ценности военнослужащих контрактной службы по мнению офицеров по работе с личным составом.

Наб лю д а ем ы е Ожидаемые

Т ерминальные Инструментальные Т ерминаль ны е Инструментам ны е

Здоровье 3,6 Высокие запросы 3,3 Здоровье 2,0 Воспитанность 2,2

Материально обеспеченная жизнь 4,2 Смелость 4,4 Развитие 5,1 Исполнительность 2,9

Общественное признание 6,2 Исполнительность 5,9 Интересная работа 5,6 Аккуратность 4,5

Активная деятельная жизнь 6,3 Жизнерадостность 6,0 Любовь 5,8 Ота етств е н н о сть М

Свобода 13,1 Воспитанность 6,2 Жизненная мудрость 5,9 Смелость 13,3

Творчество 13,7 Образованность 13,9 Творчество 12,8 Терпимость 13,3

Красота природы и искусства 14 Л Чуткость 14,0 Продуктивная жизнь 13,5 Высокие запросы 13,5

Счастье других 14,4 Нетерпимость к недостаткам 14,6 Счастье ДРУГИХ 13,3 Чуткость 14,8

Свобода 14,2

Развлечения 16,5

обеспечения военно-профессиональной деятельности за счет нормативного воспроизводства системы регуляторов поведения. Институциональное управление может достигать устойчивого положительного результата только при воздействии на тех, кто изначально нацелен на результативность социализации и имеет для этого основу.

В рамках исследования институционального управления социализацией военнослужащих контрактной службы автором был проведён экспертный опрос, в котором приняли участие 25 офицеров, проходящих службу в рядах Вооруженных сил РФ, на должностях заместителей командиров (рот, батальона, бригады) по работе с личным составом. Основной целью исследования было выявление ценностей, которые должны разделять военнослужащие контрактной службы, и те, которые, по мнению офицеров, действительно разделяют военнослужащие контрактной службы. Опрос проводился согласно авторской методике, позволяющей выявить четыре группы ценностей, разделённых на два блока.

Офицерам были представлены для ранжирования от 1 до 18 наборы из 18 терминальных (ценности-цели, содержащие образ будущего) и 18 инструментальных (цели-средства, выбираемые способы поведения) ценностей, выделенных М. Рокичем [6], так как они вполне соответствуют поставленным нами целям и дают возможность оценить не только личные ценностные ориентации испытуемого, но и выделить и проанализировать бытование в коллективе конкретных ценностей.

Анализ результатов опроса позволяет выявить иерархию жизненных ценностей-целей, ценностей-средств, дает возможность оценить жизненные идеалы и нормы поведения, которые воспринимаются в качестве эталона. Кроме того, основная направленность ценностных ориентаций может быть сформулирована как занимаемая военнослужащим жизненная позиция, в соответствии с уровнем вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность.

Результаты опроса офицеров о должном (идеальном) наборе терминальных и инструмен-

Таблица 2

Ценностное наполнение модусов социального бытия.

Модус служения Модус социальных достижений Модус обладания

Терминальные I-[негру мент ал ьные Терминальные Инстру мен тап ьные Терминальные И негру мент альнь ге

любовь ответственность активная деятельная жшнь высокие запросы материально обеспеченная жизнь высокие запросы

развитие терпимость общественное признание непримиримость к недостаткам развлечения воспитанность

продуктивная жизнь чуткость познание рационализм наличие хороших и верных друзей неиримнрнмоегь к недостаткам

счастье других самоконтр опь уверенность в себе смелость в отстаивании своего мнения активная деятельная жизнь смелость в отстаивании своего мнения

творчество честность наличие хороших и верных друзей образованность уверенность в себе твердая воля

интересная работа широта взглядов материально обеспеченная :кизиь эффективность в делах здоровье жизнерадостность

тальных ценностей у военнослужащих контрактной службы дают нам представление:

■ во-первых, о собственных ценностных ори-ентациях офицеров по работе с личным составом;

■ во-вторых, о тех ценностях, которые они хотели бы видеть среди разделяемых военнослужащими контрактной службы.

Особенности опросных методик с формулировкой вопроса об идеальных представлениях обязательно влечёт представление собственных ценностных ориентиров опрашиваемого в качестве правильных.

По результатам исследования, очевидным становится разброс мнений офицеров об ожидаемом наборе ценностей для контрактника и наблюдаемом наборе ценностей, который, по мнению экспертов, бытует среди военнослужащих контрактной службы (см. Таблица - 1).

В таблице 1 представлены две группы ценностей: наблюдаемые офицерами среди военнослужащих контрактной службы и ожидаемые, то есть те, которые предполагаются как необходимые для успешного прохождения службы по контракту, Выделенные группы содержат набор терминальных и инструментальных ценностей. Каждым офицером список из 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей был

ранжирован от 1 до 18, где 1 соответствовала наиболее значимой ценности, 18 оказывающей наименьшее значение в поведении. Таким образом, усреднив значение для каждой ценности, мы получили иерархию наблюдаемых терминальных и инструментальных ценностей и ожидаемых терминальных и инструментальных ценностей, состоящую из четырёх списков по 18 пунктов. Ценности, имеющие значение от 1 до 6, определяют основные цели (терминальные ценности) и модели поведения (инструментальные ценности), это высоко значимые ценности. Ценности, имеющие значение от 12 до 18, относятся к тем, которые не оказывают влияния на выбор жизненной стратегии, и по сути являются антиценностями. В таблице представлены ценности, получившие ранг от 1 до 6, так как именно они определяют цели и характер деятельности, и от 12 до 18, так как они необходимы для целостного понимания результатов исследования.

Иерархия ценностей используется для качественного анализа ценностных ориентаций. В анализе используют деление на группы. В терминальных ценностях используют группы:

- конкретных и абстрактных ценностей;

- профессиональной самореализации;

- личной жизни.

Инструментальные ценности делят на:

- этические ценности;

- ценности общения;

- ценности дела;

- индивидуалистические;

- конформистские;

- альтруистические ценности;

- ценности самоутверждения и ценности принятия других людей.

Также терминальные и инструментальные ценности могут быть соотнесены с модусами человеческого бытия под которыми понимают теоретическую конструкцию, призванную отразить в сконцентрированном виде ценности, черты, образ деятельности [5]. К ним относят:

- модус служения;

- модус социальных достижений;

- модус обладания (Таблица - 2).

По нашему мнению, результатом успешной социализации военнослужащих, проходящих службу по контракту, является сформированное у военнослужащих модуса служения, дополнение его модусом социальных достижений и их преобладание над модусом обладания, то есть ориентированность на смысл деятельности, достижение цели и отсутствие стремление к физическому приобретению, как основной цели жизни.

В каждый из модусов включены по 6 терминальных и инструментальных ценностей (из 36 возможных), для определения сформированно-сти того или иного модуса именно эти ценности должны быть высоко ценимы и иметь ранг от 1 до 6, последовательность в иерархии допускается произвольная.

Соотнесение модусов служения, социальных достижений и обладания с терминальными и инструментальными ценностями требуется для их операционализации и дальнейшего анализа полученных результатов.

В таблице 1 очевидна разница между ожидаемыми и наблюдаемыми офицерами ценностями у военнослужащих контрактной службы. Но необходимо обратить внимание на то, что группа ожидаемых идеальных ценностей не только констатирует ожидания непосредственно от военнослужащих контрактной службы, но собственные усвоенные идеалы воина.

Набор ценностей, наблюдаемых офицерами, среди военнослужащих проходящих службу по контракту в полной мере соответствует цен-

ностным ориентирам россиян, которые отмечают Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П, в более ранних исследованиях. Они выделили следующие ценности как основные: трудолюбие, терпимость и уважение к другим людям, послушание, решительность и настойчивость, независимость, воображение. Молодежь в целом обладает выраженной индивидуалистической ориентацией, но отметим, что чем ниже уровень дохода и образования, тем в большей степени проявляется социальная ориентация как признание необходимости поддержки со стороны общественных институтов и неуверенности в собственных силах. Так, среди тех, кто имеет социальную ориентацию больше ценятся трудолюбие, терпимость, послушание; а решительность, независимость и воображение имеют гораздо меньший вес. Среди тех, кто разделяет индивидуалистические ориентации в меньшей степени разделяются послушание и воображение, в то время как решительность и настойчивость ценятся даже выше, чем независимость, таким образом, люди с индивидуалистической ориентацией могут быть отнесены к людям с выраженным модусом социальных достижений [3, Т. 121. № 3-4. С. 74-93.].

Среди наблюдаемых ценностей офицеры выделили высокую значимость терминальных конкретных (активная деятельная жизнь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, общественное признание) ценностей профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, общественное признание), подкреплённых инструментальными ценностями дела (смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность) и общения (воспитанность, жизнерадостность), индивидуалистическими (смелость в отстаивании своего мнения), конформистскими (воспитанность) и ценностями самоутверждения (высокие запросы, смелость в отстаивании своего мнения). Офицеры отмечают низкую значимость для военнослужащих контрактной службы терминальных абстрактных ценностей (свобода, творчество, красота природы и искусства, счастье других) личной жизни (свобода) при низкой значимости инструментальных ценностей из блоков ценностей общения (нетерпимость к недостаткам, чуткость) и альтруистических ценностей (чуткость).

Офицеры среди военнослужащих по контракту наблюдают ценностные ориентиры тер-

минального блока больше свойственные модусу обладания и носят конкретный характер, который разделяют люди с социальной (патерналистской) ориентацией. Отметим низкую значимость ценности свободы, счастья других и творчества, что, как показывают результаты исследований в других профессиональных областях [2], ведёт к быстрому профессиональному выгоранию в следствие не сформированного модуса служения. Инструментальные ценности, которые офицеры наблюдают у военнослужащих, соотносятся с ценностными ориентация-ми людей индивидуалистической ориентации, что, как мы отмечали, соответствует возрастным тенденциям и соотносятся с модусом социальных достижений. Особенно стоит отметить, что среди незначимых ценностей оказались образованность и чуткость, тогда как среди высоко значимых - высокие запросы и сме-лось в отстаивании своего мнения. Такая иерархия ценностей закладывает потенциал в нарушениях адаптации к групповым и профессиональным нормам, а также конфликтам и в целом неудовлетворённости деятельностью.

Таким образом, жизненная позиция военнослужащего контрактной службы выражается в достижении максимального результата владения как материальными, так и социальными ресурсами. При этом счастье других и собственная свобода не имеют ценностной значимости, а попытка достижения поставленной цели осуществляется посредством заранее установленной высокой планки достижений, подкреплённой уверенностью в себе (смелость в отстаивании своего мнения вкупе с низкой ценностью образованности) и ценимыми у старших (как по возрасту, так и по званию) конформных качеств (исполнительность, воспитанность, низкая значимость нетерпимости к недостаткам других). То есть человек с такой иерархией ценностей стремиться к накоплению материального и социального ресурса любыми средствами, если потом он будет жить в довольствии, что говорит о выраженном модусе обладания, которые не является основой для успешного прохождения службы по контракту.

Офицеры ожидают видеть набор абстрактных ценностей (жизненная мудрость, развитие, любовь), связанных с ориентированностью на профессиональную самореализацию (интересная работа, развитие), подкреплённых инстру-

ментальными ценностями дела (аккуратность, исполнительность) наряду с конформистскими ценностями (воспитанность). С другой стороны, офицеры ожидают видеть в военнослужащих контрактниках низкую значимость ценностей личной жизни (развлечения, свобода), ценностей общения (терпимость, чуткость) и этических ценностей (высокие запросы), самоутверждения (высокие запросы, смелость в отстаивании своего мнения), а также альтруистических (терпимость, чуткость). Ожидаемые ценности соответствуют модусу социальных достижений и индивидуалистической ориентации, среди высоко значимых терминальных ценностей преобладают абстрактные ценности профессиональной самореализации. Офицеры не выделили как высоко значимые ценности те, которые позволяют личности развиваться и совершенствоваться, хотя ценность развития, по мнению опрашиваемых, значима. Терминальные ценности, формирующие фундамент развития: продуктивная жизнь, творчество, свобода, счастье других, - оценены как незначимые, таким образом, высокая ценность развития - выученный постулат, который не имеет потенциала для реализации в практике, а высокая значимость ценности любви как духовной и физической близости с любимым человеком при низкой значимости счастья других - потребность в высокой оценке со стороны эмоционально значимых людей, но неготовность к взаимному участию. Соотношение терминальных высоко значимых ценностей и антиценностей указывает на сугубый индивидуализм, который препятствует эффективному достижению групповых целей, ведет к возможным дезадаптациям, неудовлетворенности профессиональной деятельностью и, как следствие, профессиональному выгоранию, использование этого соотношения на практике имеет конфликтный потенциал.

Высоко значимые инструментальные ценности в списке ожидаемых относятся к ценностям дела конформистского характера: воспитанность, исполнительность, аккуратность, ответственность, - таким образом офицеры ожидают, что военнослужащие контрактной службы будут в первую очередь послушным инструментом. Также это мнение подтверждает низкая значимость ценностей высоких запросов и смелости в отстаивании своего мнения, но курьезом среди них выглядит ценность терпимости к

взглядам и мнениям других, так как она подразумевает умение прощать другим их ошибки. Иерархия инструментальных ценностей, предложенных офицерами по работе с личным составом, невозможно отнести к модусу служения, так как он подразумевает осмысленное принятие, осознание необходимости действовать в первую очередь во благо общества. Эта установка не означает аскетического отречения от обладания, владения, стремления к реализации амбиций, но указывает, что личность, разделяющая ценности модуса служения, реализует эти потребности через производство ресурсов для всего общества и себя как его части. Полученная нами иерархия характеризует личность даже не как конформистскую, а как сервильную.

Таким образом, результаты опроса офицеров по работе с личным составом указывают на недостаточную сформированность представлений о нормативной личной ценностной иерархии военнослужащего проходящего службу по контракту. Офицеры понимают, что военнослужащий долен быть заинтересован в своей работе, военной службе, должен разделять военно-профессиональные ценности и стремиться к совершенствованию своего профессионального мастерства, кроме того, военнослужащий обязан подчиняться приказам, быть готов исполнить свой воинский долг, но офицеры не в полной мере представляют себе пути достижения поставленных целей и методы исполнения задач. Это привело к случайному набору ценностей, не отражающему целостную личность военнослужащего контрактной службы.

Выявленная нами проблема является предпосылкой для сложности и неоднозначности процесса профессиональной социализации военнослужащих контрактной службы. В рамках институционального управления профессиональной социализации военнослужащих проходящих службу по контракту необходимо в первую очередь обратить внимание на наблюдаемую у военнослужащих иерархию ценностей, так как в представлении офицеров на данный момент среди военнослужащих контрактной службы ярко выражен модус обладания с подкреплением модуса социальных достижений, что как мы отметили выше, не ведет к успешной социализации, так как противоречит военно-профессиональным ценностям. Следовательно, на наш

взгляд, во-первых, в рамках первичного профессионального отбора необходимо ограничить набор людей, только лишь использующих военную службу как возможность для социального роста за пределами военной службы, для таких людей военная служба не является ни ценностью, ни целью, а только средством и инструментом, который при необходимости будет заменён иными в кратчайшие сроки.

Как показывают результаты мониторинга «Стратегии профессионального развития молодежи» [4] Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), по мнению 63,9% молодых специалистов, работающих в силовых структурах (полиция и армия), образование, позволяющее работать в этой сфере, гарантирует наиболее успешное трудоустройство в будущем. Авторы исследования полагают, что наиболее уверены в своем будущем люди, чья профессия предполагает четко прописанный регламент. Что предполагает, с одной стороны, заинтересованность молодёжи, в частности, в прохождении воинской службы по контракту, а с другой, инструментальное отношение к работе, связанной с риском для жизни.

Во-вторых, для успешной реализации стратегии в рамках институционального управления социализацией необходимо усилить подготовку работников структур по работе с личным составом, так как сам процесс управления социализацией зависит от их компетенций. Без профессиональной подготовки и переподготовки офицеры вынуждены опираться на собственные представления о должном, которые, как показал проведённый нами опрос, ведут к воспроизводству внешних признаков без соответствия содержанию процесса. Таким образом, в процессе профессиональной социализации военнослужащий контрактной службы сталкивается с конфликтом должного-требуемого-воз-можного-желаемого, в то время как конфликт для его дальнейшего разрешения может развиваться только между должным и желаемым, добавление компонента требуемого вводит компонент возможного, отодвигает нормативный конфликт социализации на второй план и препятствует его разрешению. Усвоение требуемых норм в данном случае не ведет к ни к адаптации, ни, тем более, интериоризации, то есть

даже те военнослужащие контрактной службы, кто мотивирован на осуществление этой профессиональной деятельности, могут столкнуться с проблемами в социализации, и она не завершится успешно.

В рамках исследования институционального управления профессиональной социализа-ций военнослужащих проходящих службу по контракту обратимся к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 года N 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [1], который является основным правовым актом институционального управления в сфере формирования военно-профессиональных качеств. Приложение 1 Приказа содержит указания общего характера о качествах, которые необходимо сформировать в ходе работы с личным составом: высокую мотивацию и осознанное отношение к службе в Вооруженных Силах, готовность к вооруженной защите, верность Военной присяге, готовность выполнить приказ командира, высокая дисциплинированность и законопослушное поведение, уважительное отношение к сослуживцам, войсковое товарищество; такие обще указания касательно свойств личности военнослужащего контрактной службы: необходимые морально-психологические и военно-профессиональные качества, стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестное освоение военной специальности.

Каждый из перечисленных пунктов приказа содержит критерии, которые не раскрыты и пути достижения личных качеств оставлены на решение офицера по работе с личным составом. Как видно из результатов нашего опроса, для правильного выявления офицерами важных крите-

риев, ведущих к достижению поставленных целей необходимо прохождение дополнительной подготовки. Таким образом, инструменты институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих, проходящих службу по контракту, являются недостаточными для достижения эффективной социализации военнослужащих контрактной службы.

Литература

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 года N 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/ 456046040 (дата обращения: 20.10.2017).

2. Егоров Г., свящ. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика / священник Г. Егоров, Т. В. Меланина. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 113 с.

3. Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.

4. Трудоустройство молодежи. Стратегии профессионального развития молодежи. (2016 - 2017 гг.) / под ред. Т. Л. Клячко. - М., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018 - 20 с.

5. Поплёвкин Н.П., Особенности институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих контрактной службы // Социология. 2018. №3 С. 208.

6. Rokeach, M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.