Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ / ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / КУРСАНТЫ / ГАБИТУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешонок Т.А.

Выполнение основных задач высшим военным учебным заведением по своему предназначению невозможно без мотивационной среды вуза, созданной и управляемой самим вузом, что обосновывает важность выделения ее основных характеристик и элементов для исследования. В настоящей статье мотивационная среда анализируется посредством теоретического разбора понятий «социальная среда», «социальное пространство» и «мотивация». В первой части рассматривается соотношение понятий «социальная среда» и «социальное пространство», делается акцент предостережении исследователей от понимания данных понятий как тождественных или синонимичных, а также подчёркивается важность понимания их объективно-субъективной природы. Автор приходит к выводу, что социальную среду необходимо понимать как часть социального пространства, с которой субъект взаимодействует, которая развивает и «питает» его. Во второй части статьи из социального пространство вычленяется профессионально-образовательное пространство, а из социальной среды мотивационная среда, говорится о том, что профессионально-образовательное пристрастно - это вид социального пространства, а мотивационная среда - вид социальной среды. Доказывается мысль, что наиболее близкой к исследованию мотивационной среды теорией, предполагающей изучение не только внутренних побудительных сил человеческого поведения, но и обстоятельств, оказывающих влияние на поведение субъектов, выступает теория габитусов П. Бурдье. В заключении приводятся основные характеристики мотивационной среды военного вуза: тесная связь с пространством, субъектность, взаимодействие, ситуативность, двойственность мотивационной среды, идеологическая направленность, управляемость. Статья представляет существенный интерес для научных сотрудников, для исследователей в области мотивации, а также для специалистов социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CHARACTERISTICS AND CONCEPTAL PROVISIONS OF STUDYING THE MOTIVATIVE ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY IN THE SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

The fulfillment of the main tasks by a higher military educational institution according to its intended purpose is impossible without the motivational environment of the university, created and managed by the university itself, which justifies the importance of highlighting its main characteristics and elements for research. In this article, the motivational environment is analyzed through a theoretical analysis of the concepts of "social environment", "social space" and "motivation". The first part examines the relationship between the concepts of "social environment" and "social space", emphasizes warning researchers against understanding these concepts as identical or synonymous, and also emphasizes the importance of understanding their objective and subjective nature. The author comes to the conclusion that the social environment must be understood as a part of the social space with which the subject interacts, which develops and "nourishes" him. The social environment is associated with the personal characteristics and social qualities of a person, while space refers to the country, the side, suggesting the possibility of wandering inside it where there is no center, there are distances from point to point, and acts as a more objective construct than the environment. Modeling the social environment is intended to demonstrate the real life processes of people and control their behavior, therefore it is impossible to separate from the specific subjects that are its participants. In the second part of the article, the professional and educational space is isolated from the social space, and the motivational environment from the social environment, it is said that the vocational and educational biased is a type of social space, and the motivational environment is a type of social environment. The idea is proved that the theory of habitus by P. Bourdieu is the closest theory to the study of the motivational environment, which involves the study of not only the internal incentive forces of human behavior, but also the circumstances that influence the behavior of subjects. The goals of the motivational environment can be reduced to two poles - the "benefit" for the professional educational space and the institution of military service in general - getting a good specialist motivated to perform military professional activity and the "benefit" for each specific participant - self-realization, involvement in the military-social process, which allows us to say that the motivational environment is a means of personal development and formation. In the conclusion, the main characteristics of the motivational environment of a military university are given: close connection with space, subjectivity, interaction, situational awareness, duality of the motivational environment, ideological orientation, controllability. The article is of significant interest for researchers, for researchers in the field of motivation, as well as for specialists in social management.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 30-42.

УДК 316:316.354:351/354

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Терешонок Т. А.

Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: tanyusha. tereshonok@gmail com

Выполнение основных задач высшим военным учебным заведением по своему предназначению невозможно без мотивационной среды вуза, созданной и управляемой самим вузом, что обосновывает важность выделения ее основных характеристик и элементов для исследования. В настоящей статье мотивационная среда анализируется посредством теоретического разбора понятий «социальная среда», «социальное пространство» и «мотивация». В первой части рассматривается соотношение понятий «социальная среда» и «социальное пространство», делается акцент предостережении исследователей от понимания данных понятий как тождественных или синонимичных, а также подчёркивается важность понимания их объективно-субъективной природы. Автор приходит к выводу, что социальную среду необходимо понимать как часть социального пространства, с которой субъект взаимодействует, которая развивает и «питает» его. Во второй части статьи из социального пространство вычленяется профессионально-образовательное пространство, а из социальной среды мотивационная среда, говорится о том, что профессионально-образовательное пристрастно - это вид социального пространства, а мотивационная среда - вид социальной среды. Доказывается мысль, что наиболее близкой к исследованию мотивационной среды теорией, предполагающей изучение не только внутренних побудительных сил человеческого поведения, но и обстоятельств, оказывающих влияние на поведение субъектов, выступает теория габитусов П. Бурдье. В заключении приводятся основные характеристики мотивационной среды военного вуза: тесная связь с пространством, субъектность, взаимодействие, ситуативность, двойственность мотивационной среды, идеологическая направленность, управляемость. Статья представляет существенный интерес для научных сотрудников, для исследователей в области мотивации, а также для специалистов социального управления.

Ключевые слова: мотивационная среда, мотивация, теория мотивации, социальная среда, социальное пространство, военный вуз, военная социология, курсанты, габитус.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие мотивационная среда в основном употребляется в психологии, менеджменте и педагогике, где понимается с одной стороны, как «социально-психологическая атмосфера в организации, которая стимулирует сотрудников к активной деятельности по решению профессиональных задач» (В. В. Простяков, Е. В. Скворцова [1]), с другой стороны как комплекс специально сформированных организацией условий, определяющих вектор развития и трудозатраты сотрудников, прилагаемых ими для достижения результатов трудовой деятельности (С. А. Волков А. Н. Машнюк, О. В. Конакова [2], Е. А. Медник [3]). Нам бы хотелось бы расширить эти представления, для чего пришлось проанализировать составляющие термина «мотивационная среда».

30

Цель статьи: выявление основных характеристик и разработка концептуальных положений исследования мотивационной среды военного вуза в социологии управления для дальнейшей диагностики и выявления проблемных вопросов, что будет способствовать успешности ее функционирования.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Сущность понятия «социальная среда». Термин «среда» на сегодняшний день не имеет строго очерченного объема значений и является скорее дискуссионным концептом, нежели аналитически обоснованным понятием. Согласно теории среды человек глубоко зависим от окружающего мира, потому является морально совершенно неответственным, что предполагает его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с ним [4]. В словарях представляются схожие толкования понятия «среда». Не углубляясь в этимологию слова, приведем одно из определений: «Среда - совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества. Социально-бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановкой» [5, с. 462]. Достаточно познавательное толкование можно встретить в Оксфордском словаре по психологии: «Термин происходит из старофранцузского и переводится приблизительно как окружать. Следовательно, среда - это то, что окружает. Ясно, что это общее значение влечет за собой широкий круг способов употребления. Обычно этот термин содержит определение, позволяющее точно понять, что именно окружается... Обратите внимание также, что термин несет в себе коннотацию влияния, то есть то, что является частью данной среды организма, играет некоторую фактическую или потенциальную роль в жизни этого организма...» [6].

Социологи употребляют термин «социальная среда», с помощью которого описывают различные стороны общественной жизни, в связи с чем понятие «среда» в зависимости от целей, задач исследования и интересующих ученого процессов, протекающих в ней, получает многообразныеные наименования: образовательная (С. К. Бондырева[7], А. П. Надточий, В. Ю. Луньков [8], И. А. Баева [9], А. Р. Текеева [10]), культурно-образовательная (Е. П. Белозерцев, И. Б. Щербакова [11]), духово-нравственная (Т. В. Гильмидиова [12]), профессиональная (Т. Г. Калачева, В. А. Мальцева, С. А. Тихонинова [13], Н. Д. Стрекалова, В. А, Семенов, Г. И. Рогова [14]), социализирующая (Н. П. Поплевкин [15]). Методологической основой всех социологических трудов, посвященных среде является известный тезис К. Маркса «. сущность человека есть не весь абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительность он есть совокупность всех общественных отношений» [16, с. 262].

Достаточно часто в социологии социальная среда понимается как окружающее человека социальное пространство, в которое он включен и с которым взаимодействует (Л. В. Коновалова [17], В. Л. Примаков [18], Е. П. Белозерцев, И. Б. Щербакова [11]), что продиктовало необходимость анализа термина «социальное пространство». Обращение к пониманию термина «социальное пространство» в научных кругах показывает достаточно большое разнообразие толкований, что

31

продиктовало целесообразность внесения ясности в его теоретическую сущность с точки зрения социологического знания. В первую очередь, по нашему мнению, стоит предостеречь от интерпретации терминов «социальное пространство» и «социальная среда» как идентичных или синонимичных (С. В. Иванова, С. Б. Иванов [19], Ю. С. Мануйлов [20], А. К. Орешкина [21]).

Соотношение понятий «социальная среда» и социальное пространство». Словосочетание «социальное пространство», получившее распространение в научных кругах, благодаря работе немецкого социолога и философа Г. Зиммеля «Социология пространства» [22] (согласно его взглядам, пространство является социальным потому что освоено человеком), нередко ассоциируется с чем-то вроде емкого контейнера, куда можно поместить все, что угодно: социальные институты, образовательные системы, коммерческие организации, людей, предметы быта и многое другое.

Большая часть исследователей склоняется к тому, что социальное пространство формируется в процессе социального взаимодействия. К примеру, П. А. Сорокин под социальным пространство понимал место, где происходят события, процессы и явления, которые описываются социологом [23]. В трудах французского социолога П. Бурдье социальное пространство трактуется как логически мыслимый конструкт, имеющий силовое влияние на людей, занимающих различные социальные позиции, где осуществляются социальные отношения [24]. Размещение индивидов в социальном пространстве Т. Парсонс именует резидентным размещением внутри сообщества, означающее его нахождение на определенной контролируемой территории, как мы уже упомянули выше, сопровождающееся различного рода взаимодействия. Сообщество, с его точки зрения, означает коллектив, члены которого разделяют общую территориальную область как основу своих операций в повседневной деятельности [25]. Движения субъектов внутри сообщества ограничиваются соответствующими исполнениями социальных ролей [26] и надзираются организацией посредством наличия силовых ресурсов, в связи с чем пребывание на территории, принадлежащей сообщества тесно взаимосвязано с нормами и жесткими гарантиями порядка.

Анализ социологических трудов по интересующей нас тематике позволил выделить три подхода к определению социального пространства: 1) пространство, где происходит взаимодействие субъектов (П. Бурдьё [24], Г. И. Гофман [27], Э. Гидденс [28], Зиммель [29]); 2) пространство, где присутствует структурирование социальных позиций, выражающееся в статусно-ролевом положении субъектов внутри него (П. Бурдьё [24], Э. Дюркгейм [30], М. Кастельс [31], П. А. Сорокин [23]); 3) пространство как видимое место расположения чего-либо, что доступно наблюдению (П. Бурдьё [24], Э. Гидденс [28], Г. Зиммель [29]). Не составит труда проследить, что в работах социологов достаточно редко присутствует однобокое видение социального пространства, поэтому у большинства из них можно обнаружить два или все три подхода.

Целесообразное и применимое в рамках наших теоретических изысканий определение социального пространства основано на симбиозе теоретических определений предложенных вышеперечисленными социологами и выражается в

32

том, что оно выступает, прежде всего, пространством физическим с социальными отношениями (социальными взаимодействиями), вне которых социальное пространство представляет лишь хаотичность социальных структур и некоторого количества субъектов в пределах определённых границ, находящихся обособленно по отношению друг к другу. Каждый субъект насыщает пространство «своей субстанцией, своей деятельностью» [30], центрировано относительно самого себя (только непосредственно свое индивидуально отведенное место), а «ожитворяет» пространство взаимодействие между людьми. При этом важно отметить, что в субъекте мы учитываем мотивационные характеристики о определяем его как систему, добровольно и сознательно принимающую участие в социальном взаимодействии [22].

Разработанное нами теоретическое определение говорит о двойственной объективно-субъективной природе социального пространства. Так, субъективность социального пространства заключается в том, что оно выступает результатом процесса человеческих отношений, где присутствуют восприятие, действия, воздействия субъектов как друг на друга, так и на это пространство. Несмотря на это, социальное пространство является совокупностью имеющих отношение к людям, создающих и наполняющих это пространство объектов, соответственно в этом смысле оно объективно и подобно естественному пространству существует и развивается по своим законам, которые еще далеко не познаны [19].

Совокупность типизаций и сформированных посредством них повторяющихся образцов взаимодействия внутри социального пространства запечатлена в социальных структурах (П. Бергер и Т. Лукман) [33, с. 60]. Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой, тем самым соединяет его элементы и отражает внутренний порядок, в результате чего образуется сообщество. Применительно к нашей диссертации сообществом выступает военный вуз.

Анализ теорий, связанных с социальными структурами (П. Бергер, Т. Лукман [33], Т. Парсонс [25], М. Ориу [34], К. Марскс [35], М. Вебер [36], Р. Коллинз [37]) позволяет нам говорить о том, что социальная структура военного вуза выражается в следующих признаках:

- индивидуально-типические функции и задачи; - символы - принимаемые конкретным сообществом, морально-политические и/или идеологические идеи, принципы, ценности, взгляды; - структурированная и иерархичная система институционально закреплённые социальных ролей - ожиданий поведения, типичного для данного статуса в конкретном сообществе (структурирование статусов и ролей): - предписывающие и ограничивающие правила поведения и взаимодействия между членами сообщества; - совокупность ритуалов - стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер; -социальный контроль - сумма тех методов, с помощью которых сообщество пытается влиять на поведение человека, чтобы поддерживать определенный порядок.

По нашему мнению, в социологии социальную среду следует рассматривать как часть социального пространства внутри сообщества, непосредственно окружающую субъектов и включающую их в себя [38]. То есть социальная среда

33

сосредоточена на субъекте, находящемся в ее центре, с которым непосредственно взаимодействует, при этом развивая и «питая» его.

Социальная среда связана с личностными характеристиками и социальными качествами человека, в то время как пространство относится к стране, стороне, предполагая возможность странствия внутри него (к примеру П. А. Сорокин говорил о том, вселенная, состоящая из народонаселения Земли является социальным пространством [23]), где нет центра, есть расстояния от точки до точки, и выступает более объективным конструктом чем среда. Моделировать социальной среды предназначено для демонстрации реальных процессов жизнедеятельности людей и управления их поведением, потому в отрыве от конкретных субъектов, являющихся ее участниками невозможно. Из этого следует, что среда не является данностью, так как возникает лишь в результате жизнедеятельность ее субъектов. На это счет существуют и другие мнения, сводящиеся к тому, что социальная среда — это объективная данность, выражающаяся в комплексе инструментов, влияющих ее формирование (А. И. Артюхина [39], Н. М. Борытко [40], С. А. Волков, А. Н. Машнюк, О. В. Конакова [2]).

Мотивационная среда как часть профессионально-образовательного пространства. В фокусе нашего мнения находится профессионально-образовательное пространство вуза, которое в свою очередь является частью еще большего пространства - институционального (пространства института военной службы), потому содержит в себе идеологическую направленность, связанную с ценностями и нормами военной службы. Отношение понятий, составляющих категорию «профессионально-образовательное пространство», носит характер взаимодополняемости: «образовательное» указывает получение образования курсантом, а «профессиональное» — связано со спецификой обучения в военном вузе и имеет смысловое единство с понятием «профессиональная деятельность», которая начинается уже в военном учебном заведении. Военно-профессиональное пространство не сводится ко всему социальному пространству, окружающего субъекта, но в контексте социологического знания является его видом, потому они имеют единую природу и обладают общими характеристиками. Конечно было бы точнее употреблять термин «социально-профессионально-образовательное пространство», но поскольку в таком случае, он будет сложен для восприятия, ограничимся в его названии двумя составляющими, а третью будем иметь в виду.

Научный взгляд М. Н. Филатовой, о, том, что «образовательное пространство -это структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных сред, их компонентов, образовательных событий» [38], позволяет нам выделить в профессионально-образовательном пространстве мотивационную среду. Логика ее выделения основана на важности поиска и исследования движущих сил, с которыми субъект не только взаимодействует, но и которые побуждают его осваивать военную специальность.

Соотношение понятия «мотивационная среда» и «социальная среда» подобно соотношению понятий «профессионально-образовательное пространство» и «социальное пространство», подробный разбор которого был произведен выше (данные понятия обладают схожими характеристиками). Функционал

34

мотивационной среды непосредственно связан с ее воздействием на субъектов образовательного процесса внутри вуза, вместе с тем мотивационная среда выступает результатом практик и усилий субъектов, которые в ней же реализуют свою деятельность. При этом важно учитывать влияние различных факторов и условий [41]. Приведенное толкование диктует необходимость признать двойственность мотивационной среды, что служит основанием некоторых трудностей, во-первых, при определении сущностного теоретического определения, а во-вторых при разработке концептуальной модели и измерении эффективности сформированной мотивационной среды.

Обращаясь к этимологии слова «мотивация», стоит сказать, что его корнем служит французское «тойу», означающее побудительную причину, базис действия. Но необходимо понимать, что мотивация значительно более сложное явлением, чем одномоментный толчок к действию, которое представляет собой совокупность биопсихических состояний и реакций человека, формирующих его поведение. Существует множество «классических» теорий мотивации как психологических (теория потребностей Маслоу [42] и Д. Мак-Клелланда [43]), теория мотивации Ф. Херцберга [44], теория ожиданий В. Врума [45], теория справедливости Д. Адамса [46], модель мотивации Л. Портера и Э. Лоулера [47, с. 75-77]), так и социологических (теория ритуалов и интеракций Р. Коллинза [37], социально-бихевиористская теория Б. Ф. Скиннера [48], теория рационального выбора Д. Хоманса и Блау [49], символический интеракционизм Г. Блумера и Дж. Мида [50]), каждая из которых, имея своих приверженцев и последователей, безусловно, доказала право на существование, однако, на наш взгляд, в их положениях достаточно мало уделяется внимания гибкости управления, слабо учитывается влияние внешних факторов на организацию.

Наиболее близкой к исследованию мотивационной среды теорией, предполагающей изучение не только внутренних побудительных сил человеческого поведения, но и обстоятельств, оказывающих влияние на поведение субъектов, на наш взгляд, выступает теория габитусов П. Бурдье.

В соответствии с выбранным нами подходом, главная функция мотивационной среды заключается в оказании интериорезирующего воздействия профессионально-образовательное пространства во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Мотивационная среда обусловливает практики и представления субъектов, но субъекты производят практики и тем самым воспроизводят и/или преобразуют мотивационную среду. Но реализуются далеко не все практики, для осуществления этого процесса диктуется необходимость интериоризация, усвоение, присвоение и даже инкорпорирование социальных структур субъектами, которые активно «конструируют» свое восприятие для выражения и оценивания социальной действительности (повседневности). Поэтому при исследовании мотивационной среды военного вуза необходимо учитывать внутренние, характеристики человека, через которые преломляются внешние социальные воздействия, что влияет на формирование мотивационной среды (в субъективном плане мотивационная среда возникает не при любых воздействиях на курсанта, а только тех, которые «проходя через его голову»). В связи с этим мотивационная среда для разных субъектов

35

отлична и своеобразна, связано это не только с тем фактом, что она многообразна внутри себя, а с тем, что для другого субъекта тот же «континуум» - уже другая среда [17].

Повседневность интериоризируются в форме социально структурированных схем производства практик субъектом, которые П. Бурдье именует «габитусы» (габитус - от лат. habitus - свойство, состояние, положение), предрасположенные функционировать как структуры, порождающие практики и представления [52]. Из ботаники известно, что габитусы - это подвиды одного и того же вида растений, которые различаются конституцией в зависимости от той среды, в которой протекает их жизненных цикл.

В этой связи уместно привести выражение П. Бурдье о формировании габитуса: «Среда, ассоциируемая с определенным классом условий существования, производит габитус, т. е. системы прочных приобретенных предрасположенностей, структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов...» [53, с. 16-17]. Стоит отметить, что в современных реалиях предрасположенности формируются длительное время посредством различных систем обстоятельств и организаций деятельности (разрешения и запреты, возможности и невозможности, свободы и необходимости) [54].

П. Бурдье достаточно парадоксальное утверждает, что с одной с одной стороны, габитус - это «бесконечная способность к производству...» [53, с. 20], а с другой - ограничение этой способности историческими и социальными условиями, подчеркивая, что габитус стремится обеспечить собственное постоянство и защититься от изменений [53, с. 118], что продиктовало нам необходимость признать двойственно объективно-субъективную природу данного термина. Это подтверждает и В. А. Ядов, утверждая, что габитус представляет собой диспозиционную структуру личности; целостность, интегрирующую жизненный опыт субъекта [55]. В связи с этим, в настоящем исследовании мы будем придерживаться идеи важности преемственности прошлого опыта, полученного из социальных пространств, с которыми военнослужащих взаимодействовал до поступления в военный вуз, и одновременно изменения социальных практик уже посредством влияния мотивационной среды внутри военного вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели мотивационной среды, можно свести к двум полюсам - «польза» для профессионально-образовательного пространства и института военной службы в целом - получение хорошего специалиста, замотивированного к выполнению военно-профессиональной деятельности и «польза» для каждого конкретного ее участника - самореализация, вовлеченность в военно-социальный процесс, что позволяет нам сказать, что мотивационная среда - это средство развития и формирования личности. В этой связи А. И. Пригожин говорил следующее: «Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение

36

индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей» [56, с. 45].

Участники мотивационной среды военного вуза, используя возможности профессионально-образовательного пространства, удовлетворяют свои потребности и интересы, в том числе потребность в самореализации. В то же время выполнение основных задач высшим военным учебным заведением по своему предназначению невозможно без мотивационной среды вуза, созданной и управляемой самим вузом.

Исходя из вышеизложенного теоретического анализа, мы предлагаем к основным характеристикам мотивационной среды военного вуза, отнести следующие положения:

- тесная связь с пространством (мотивационная среда является неотъемлемой частью профессионально-образовательного пространства);

- субъектность (наличие субъектов - участников военно-образовательного процесса);

- взаимодействие (постоянная совместная деятельность субъектов среды);

- ситуативность (возникновение различных ситуаций при взаимодействии и влиянием различных факторов);

- двойственность мотивационной среды (способность к изменению, при этом важность поддержания среды на высоком мотивационном уровне);

- идеологическая направленность (соответствие ключевым идеям и целям военно-профессионального образования);

- управляемость (четкость и распределение полномочий, следование функциям и контроль).

Список литературы

1. Простяков В. В. Мотивационная среда организации: факторы, условия ее формирования в подразделениях системы правоохранительных органов / В. В. Простяков, Е. В. Скворцова // Юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 13-16.

2. Волков С. А. Мотивационная среда угледобывающего предприятия: содержание, состояние, направления развития / С. А. Волков, А. Н. Машнюк, О. В. Конакова // Уголь. - 2019. - № 8 (1121). - С. 62-68.

3. Медник Е. А. Стимулирование педагогов к непрерывному образованию в процессе организации внутри школьной методической работы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Елена Алексеевна Медник - Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2015. - 227 с.

4. Тэн И. Философия искусства / И. Тэн. - СПб.: Республика, 1996. - 352 с.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М: Репринтное издание, 2000. - С. 462.

6. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера, 2002. [Электронный ресурс]. Дата обращения 10.10.21. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/sreda

7. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С. К. Бондырева. - М.: МПСИ, Модэк, 2003. - 352 с.

8. Надточий А. П. Формирование образовательной среды / А. П. Надточий, В. Ю. Луньков // Современное педагогическое образование. - № 3. - 2020. - С. 8-12.

9. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Ирина Александровна Баева. - СПб: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2002. - 386 с.

10. Текеева А. Р. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов / А. Р. Текеева // Kant. - 2018. - № 2. - С. 132-137.

37

11. Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): [монография] / Е. П. Белозерцев, И. Б. Щербакова. -Воронеж: Тип. им. И. А. Болховитинова, 2016. - 247 с.

12. Гильмидинова Т. В. Анализ понятия "духовно-нравственная среда образовательной организации" в Российской дидактике / Т. В. Гильмидинова // Общество: социология, психология, педагогика. -2020. - № 1. - С. 69-72.

13. Калачева Т. Г. Профессиональная среда государственной гражданской службы. / Т. Г. Калачева, В.

A. Мальцев, С. А. Тихонина. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. - 111 с.

14. Стрекалова Н. Д. Профессиональная среда как фактор профессионального развития государственных служащих налоговой службы / Н. Д. Стрекалова, В. А. Семенов, Г. И. Рогова // Управленческое консультирование. - 2014. - № 2 (62). - С. 15-26.

15. Поплевкин Н. П. Институциональное управление социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: дис. ... канд. соц наук: 22.00.08 / Николай Петрович Поплевкин. - М: Воен. ун-т МО РФ, 2019. - 200 с.

16. Маркс К. Тезисы о Фейербахе (текст 1845 года) // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 42.

- М.: Политиздат, 1974. - 535 с. - С. 262.

17. Коновалова Л. В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: дисс ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Людмила Викторовна Коновалова. -Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2011. - 358 с.

18. Примаков В. Л. Социализация офицера в условиях военной службы: на примере Вооруженных Сил Российской Федерации: диссертация ... док. соц. Наук: 22:00:08 / Вячеслав Леонидович Примаков.

- М: Воен. ун-т МО РФ, 2000. - 391 с.

19. Иванова С. В. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография / С. В. Иванова, О.Б. Иванов - Москва.: «Русское слово - учебник», 2020. - 160 с.

20. Мануйлов Ю. С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - № 5. - С. 83-84.

21. Орешкина А. К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений / А. К. Орешкина // Инновационные образовательные технологии. - 2014. - № 2 (38). - С. 4-7.

22. Зиммель Г. Социология пространства / Г. Зиммель // Избранное. В 2 т. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - 607 с.

23. Сорокин П. А. Собрание сочинений: / П. Сорокин; редакционная коллегия: А. К. Конюхов [и др.]; Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии. - Сыктывкар: Анбур, 2020. - 910 с.

24. Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. / П. Бурдье; общ. ред. пер. Н. А. Шматко. - М.: Ин-т эксперим, социологии; Алетейя. Ист. кн., 2005. - 288 с.

25. Парсонс Т. Социальная система: Пер. с англ. / Т. Парсонс - М.: Академ. проспект, 2018. - 530 с.

26. Веремчук В. И. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации / В. И. Веремчук, М.

B. Барановский. // Военный академический журнал. - 2015. - № 3(7). - С. 104-110.

27. Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта; перевод с английского Р.Е. Бумагин, Ю.А. Данилов, А.Д. Ковалев, О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. -М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004. - 752 с.

28. Гидденс Э. Основные понятия в социологии / Э. Гидденс, Ф. Саттон; перевод с английского Е. Рождественская, С. Гавриленко, под ред. С. Гавриленко. 2-е изд. - М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 333 с.

29. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии / Сост. С. Я. Левит. - М. - СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 416 с.

30. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм; перевод с французского А. Аполлонова и Т. Котельниковой. - М: Изд. дом Дело: РАНХиГС, 2018. - 732 с.

31. Кастельс М. Власть коммуникации. учеб. пособие. 2-е изд. дополненное / М. Кастельс. - М: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. -590 с.

38

32. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин; перевод с немецкого Е. Сурпина. - М.: Академический проект, 2018. - 316 с.

33. Бергер П. Л. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Л. Бергер, Т. Лукман; перевод с английского Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323 с. - С. 60.

34. Ориу М. Основы публичного права: монография / О. Морис; сост.: Р. С. Куракин [и др.] - М: ИНФРА-М, 2013. - 572 с.

35. Маркс К. Капитал: полная версия: [12+] / Карл Маркс; авторы-составители: С. Н. Полторак [и др.].

- М: ОГИЗ; АСТ, cop. 2020. - 958 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: [в 4 т.] / Макс Вебер. - М: Высшая школа экономики, 2016-2019. Т. 2: Общности / перевод с немецкого И. А.Сударикова [и др.] под общ. ред. Л. Г. Ионина, 2017. - 428 с.

37. Коллинз Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности / Р. Коллинз; перевод с английского и послесловие Н. С. Розова. - М: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. - 499 с.

38. Филатова М. Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: дисс ... док соц. наук: 22.00.08 / Марина Николаевна Филатова. - М: Российский университет дружбы народов, 2012. - 364 с.

39. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. И. Артюхина. - Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2007. - 377 с.

40. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 180 с.

41. Веремчук В. И. Институциональное управление процессом социализации военнослужащих по контракту / В. И. Веремчук, Н. П. Поплевкин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, - 2020. - № 2. - С. 182-188.

42. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; перевод с английского Т. Гутман, Н. Мухин. - 3-е изд. Санкт-Петербург [и др.]. - СПб.: Питер, 2021. - 399 с.

43. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд; науч. ред. Е. П. Ильина; перевод с английского А. Богачев [и др.]. - СПб: Печатный двор им. А. М. Горького, 2007 - 669 с.

44. Херцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; перевод с английского Д. А. Куликов; под общ. ред. Е. А. Борисовой. - М: Вершина, 2006. - 238 с.

45. Vroom V. H. Work and motivation. - New York: Wiley, 1964. - 331 p.

46. Кнышов А. В. Применение теории справедливости Д.С. Адамса в системе мотивации должностных лиц таможенных органов России / А. В. Кнышов, А. В. Санчирова // NOVAUM.RU. - Абакан: Ситников Е.В, - 2017. - № 7. - С. 99-101.

47. Осадчая С. М. Менеджмент: учебно-методическое пособие / С. М. Осадчая; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». - Белгород: БелГУ: НИУ «БелГ», 2020. - 169 с. - С. 75-77.

48. Скиннер Б. Ф. Поведение организмов / Б. Ф. Скиннер; перевод с английского Зуев А. Б. - Москва: Оперант, 2016. - 363 с.

49. Homans G. Social Behavior: Its Elementary Forms. - N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1974. - 386 p.

50. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов; перевод с английского В. Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М: РАН ИНИОН, 2009 - 289 с.

51. Дементьев Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Геннадий Геннадьевич Дементьев. - Москва, 2000. - 191 с.

52. Шматко Н. А. «Габитус» в структуре социологической теории/ Н. А. Шматко // ЖССА,1998 - № 2

- С. 60-70.

53. Бурдье П. Структуры, habitus, практики / П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас // Современная социальная теория: - Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1995. - 120 с. - С. 16-31.

54. Подгорный Б. Б. Социальные габитусы населения: методология определения и классификация: монография / Б. Б. Подгорный. - Курск: Университетская книга, 2021. - 225 с.

55. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В .А. Ядов - 2-е расширенное изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 c.

39

56. Пригожин А. И. Современная социология организаций: учебник / А. И. Пригожин. - М.: Интерпракс, 1995. - 296 с. - С.45.

BASIC CHARACTERISTICS AND CONCEPTAL PROVISIONS OF STUDYING THE MOTIVATIVE ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY IN THE

SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

Tereshonok T. A.

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Moscow, Russian Federation

E-mail: tanyusha tereshonok@gmail com

The fulfillment of the main tasks by a higher military educational institution according to its intended purpose is impossible without the motivational environment of the university, created and managed by the university itself, which justifies the importance of highlighting its main characteristics and elements for research. In this article, the motivational environment is analyzed through a theoretical analysis of the concepts of "social environment", "social space" and "motivation". The first part examines the relationship between the concepts of "social environment" and "social space", emphasizes warning researchers against understanding these concepts as identical or synonymous, and also emphasizes the importance of understanding their objective and subjective nature. The author comes to the conclusion that the social environment must be understood as a part of the social space with which the subject interacts, which develops and "nourishes" him. The social environment is associated with the personal characteristics and social qualities of a person, while space refers to the country, the side, suggesting the possibility of wandering inside it where there is no center, there are distances from point to point, and acts as a more objective construct than the environment. Modeling the social environment is intended to demonstrate the real life processes of people and control their behavior, therefore it is impossible to separate from the specific subjects that are its participants. In the second part of the article, the professional and educational space is isolated from the social space, and the motivational environment from the social environment, it is said that the vocational and educational biased is a type of social space, and the motivational environment is a type of social environment. The idea is proved that the theory of habitus by P. Bourdieu is the closest theory to the study of the motivational environment, which involves the study of not only the internal incentive forces of human behavior, but also the circumstances that influence the behavior of subjects. The goals of the motivational environment can be reduced to two poles - the "benefit" for the professional educational space and the institution of military service in general - getting a good specialist motivated to perform military professional activity and the "benefit" for each specific participant - self-realization, involvement in the military-social process, which allows us to say that the motivational environment is a means of personal development and formation. In the conclusion, the main characteristics of the motivational environment of a military university are given: close connection with space, subjectivity, interaction, situational awareness, duality of the motivational environment, ideological orientation,

40

controllability. The article is of significant interest for researchers, for researchers in the field of motivation, as well as for specialists in social management.

Keywords: motivational environment, motivation, theory of motivation, social environment, social space, military university, military sociology, cadets, habitus.

References

1. Prostyakov V.V., Skvortsova E.V., Motivational environment of the organization: factors, conditions of its formation in the subdivisions of the system of law enforcement bodies, Legal psychology, 4, 13 (2014).

2. Volkov S.A., Mashnyuk A.N., Konakova O.V., Motivational environment of a coal mining enterprise: content, state, development directions, Coal, 8, 1121 (2019).

3. Mednik E.A., Stimulating teachers to continuous education in the process of organizing methodological work within school: dis ... cand. ped. sciences 13.00.08, 227 p. (Nizhny Novgorod, 2015).

4. Teng I., Philosophy of art, 352 p. (SPb., Respublika, 1996).

5. Ushakov D.N., Explanatory dictionary of the Russian language: in 4 volumes (Reprint edition, M., 2000).

6. Oxford Explanatory Dictionary of Psychology edited A. Rebera (2002). URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/sreda (accessed: 10.10.21).

7. Bondyreva S.K.? Psychological and pedagogical problems of integrating the educational space: selected works, 352 p. (MPSI, Modek, Moscow, 2003).

8. Nadtochiy A.P, Lunkov V.Yu.? Formation of the educational environment, Modern pedagogical education, 3 (2020).

9. Baeva I.A., Psychological safety of the educational environment: Theoretical foundations and technologies of creation: dissertation ... doctor of psychological sciences: 19.00.07, 386 p. (SPb, 2002).

10. Tekeeva A.R., Educational environment as a condition for the development of personality and its subjects, Kant, 2 (2018).

11. Belozertsev E.P., Cultural and educational environment of the province and a healthy lifestyle of a student (theoretical and methodological aspect), 247 p. (Type. them. I. A. Bolkhovitinova, Voronezh, 2016).

12. Gilmidinova T.V., Analysis of the concept of spiritual and moral environment of educational organization in Russian didactics, Society: sociology, psychology, pedagogy, 1 (2020).

13. Kalacheva T.G., Maltsev V.A., Tikhonina S.A., Professional environment of the state civil service, 111 p. (Publishing house of VVAGS, N. Novgorod, 2004).

14. Strekalova N.D., Semenov V.A., Rogova G.I., Professional environment as a factor of professional development of civil servants of the tax service, Management consulting, 2, 62 (2014).

15. Poplevkin N.P., Institutional management of socialization of servicemen undergoing military service under contract in the Armed Forces of the Russian Federation: dis. ... cand. social sciences 22.00.08, 200 p. (Moscow, 2019).

16. Marx K., Engels F., Compositions, 535 p. (Politizdat, Moscow, 1974).

17. Konovalova L.V., Formation and development of ethnocultural competence of teachers in the process of lifelong education: dissertation ... doctor of pedag. sciences: 13.00.08, 358 p. (Veliky Novgorod, 2011).

18. Primakov V.L., The socialization of an officer in the conditions of military service: On the example of the Armed Forces of the Russian Federation: diss. ... doc. social sciences: 22.00.08, 391 p. (Moscow, 2000).

19. Ivanova S.V., Ivanov O.B., Educational space as a modus of educational policy, 160 p. (Moscow, 2020).

20. Manuilov Yu.S., Correlation of the concepts of space and environment in the context of management practice, Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 5 (2009).

21. Oreshkina A.K., Theoretical foundations of the development of the educational space of the continuous education system in the context of its social dimensions, Innovative educational technologies, 2, 38 (2014).

22. Simmel G., Sociology of space, 607 p. (Jurist, Moscow, 1996).

23. Sorokin P.A., Collected works: edited by A. K. Konyukhov [and others], 910 p. (Anbur, Syktyvkar, 2020).

24. Bourdieu P., Sociology of social space: trans. With by Pierre Bourdieu, ed. N. A. Shmatko, 288 p. (Institute of Experiment, Sociology, Aletheia, East book Moscow, 2005).

25. Parsons T., Social system: translated from English, 530 p. (Akademichesky prospect, Moscow, 2018).

41

26. Veremchuk V.I., Poplevkin N.P., Institutional management of the process of socialization of servicemen under contract, Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 2 (2020)

27. Goffman I., Analysis of frames: Essays on the organization of everyday experience, translated from English R.E. Bumagina, Yu.A. Danilova, A.D. Kovaleva, O.A. Oberemko ed. G.S. Batygin and L.A. Kozlova, 752 p (Institute of Sociology RAS; FOM, Moscow, 2004).

28. Giddens E., Basic concepts in sociology / translated from English E. Rozhdestvenskaya, S. Gavrilenko, ed. S. Gavrilenko, 333 p. (Publishing house. House of the Higher School of Economics Mockow 2019).

29. Simmel G., Favorites. Problems of Sociology, 416 p. (Moscow, SPb., 2015).

30. Durkheim E., Elementary forms of religious life, translated from French by A. Apollonov and T. Kotelnikova, 732 p. (House Delo: RANEPA, Moscow, 2018).

31. Castells M., The Power of Communication, 590 p. (House of Higher. shk. Economics, Moscow, 2017).

32. Levin K., Field theory in social sciences Per. E. Surpina, 316 p. (Moscow: Academic project, 2018).

33. Berger P.L., Social construction of reality, transl. from English E. Rutkevich, 323 p. (Medium, M., 1995).

34. Oriu M., Fundamentals of Public Law, comp.: R. S. Kurakin [and others], 572 p. (NfRA-M, M., 2013).

35. Marx K., Capital: full version; author-compilers: S. N. Poltorak [and others], 958 p. (M., 2020).

36. Weber M., Economy and Society translated from German A. Sudarikova [and others], 428 p. (M., 2017).

37. Collins R., Macrohistory [Text]: long-term essays on sociology translated from English by N.S. Rozov, 499 p. (URSS: LENAND, Moscow, 2015).

38. Filatova M. N., Designing the socio-cultural environment of a university in the context of a competence-based approach to education: dissertation ... doctor of sociological sciences: 22.00.08, 364 p. (M., 2012).

39. Artyukhina A.I., Educational environment of a higher educational institution as a pedagogical phenomenon (based on the design of the educational environment of a medical university): dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.08, 377 p. (Volgograd, 2007).

40. Borytko N.M., In the space of educational activity, 180 p. (Change, Volgograd, 2001).

41. Veremchuk V.I., Poplevkin N.P., Institutional management of the process of socialization of servicemen under contract, Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 2 (2020).

42. Maslow A., Motivation and personality, transl. from English by T. Gutman, N. Mukhin, 399 p. (Piter, St. P., 2021).

43. McClelland D., Human motivation, translated by E.P. Ilyina, 669 p. (Printing House im. A.M. Gorky, SPb., 2007).

44. Herzberg F., Motivation to work, translated from English [D. A. Kulikov], ed. By E.A. Borisova, 238 p. (Vershina, Moscow, 2006).

45. Vroom V.H., Work and motivation, 331 p. (New York: Wiley, 1964).

46. Knyshov A.V., Sanchirova A.V., Application of the theory of justice D.S. Adams in the system of motivation of officials of the customs authorities of Russia, NOVAUM.RU, 7 (2017).

47. Osadchaya S.M., Management: teaching aid, 169 p. (Belgorod, NRU «BelGU», 2020).

48. Skinner B.F., Behavior of organisms, translated from English A.B. Zuev, 363 p. (Operant, M., 2016).

49. Homans G., Social Behavior: Its Elementary Forms, 386 p. (Harcourt Brace Jovanovich, N. Y., 1974).

50. Mead J.G., Translations. Compiled by and translator V.G. Nikolaevz, ed. by D.V. Efremenko, 289 p. (RAN INION, Moscow, 2009).

51. Dementyev G.G., The process of personality formation under the influence of the social environment in modern conditions: dissertation ... candidate of sociological sciences: 22.00.04, 191 p. (Moscow, 2000).

52. Shmatko N.A., «Habit» in the structure of sociological theory, ZhSSA, 2 (1998).

53. Bourdieu P., Structures, habitus, practices, 120 p. (Novosibirsk publishing house, Novosibirsk 1995).

54. Podgorny B.B., Social habits of the population: methodology and classification, 225 p. (Kursk, 2021).

55. Yadov V.A., Self-regulation and prediction of social behavior of a person: a dispositional concept, 376 p. (TsSPiM, Moscow, 2013).

56. Prigogine A.I., Modern sociology of organizations: textbook, 296 p. (Interpraks, Moscow, 1995).

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.