siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 298-301,
15. Sinyushkina, S.D. and Merkeeva, E.O. (2020), "Assessment of the role of stress factors for the organization of psychological training of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 644-648.
16. Chevrenidi, A.A. (2019), "The peculiarities of the time perspective among leaders of different job levels", Organizational psychology, Vol. 7, No. 1, pp. 83-96.
17. Yurkina Z.V. (2019), "Psychological training of athletes during volleyball competitions", Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them, No 2, pp. 912-917.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.11.2021
УДК 159.9.07
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ У КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Татьяна Борисовна Зотова, преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М.
Кирова», Санкт-Петербург; Майя Витальевна Снеткова, кандидат психологических наук, ЕВМ-консалтинг, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам формирования способности к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза. В теоретическом анализе выявлены подходы к определению понятий «образовательная среда», «саморазвитие», «способность» и условия для формирования способности к саморазвитию у курсантов в военно-медицинском вузе. В практической части исследования изучался характер взаимосвязи образовательной среды и формирования способности к саморазвитию. Целью исследования является теоретический анализ условий для формирования способности к саморазвитию как специфическому виду способности у курсантов в военно-медицинском вузе. Задачи данной статьи состоят в: теоретическом обзоре подходов к определению понятий «образовательная среда», «саморазвитие» и «способность»; практическом подтверждении взаимосвязи образовательной среды и проявлении способности к саморазвитию. С целью выявления мнения курсантов о степени влияния образовательной среды на их саморазвитие было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие курсанты Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова 3-6 курсов в количестве 101 человек. Выводы: Существуют различные точки зрения о понятии «саморазвитие». В нашем исследовании понятие «саморазвитие» - особый вид «внутренней деятельности», осознанный целенаправленный процесс самопознания и самосовершенствования, который направлен на формирование и развитие тех сфер личности, которые сами в свою очередь, будут влиять на способность к саморазвитию. С точки зрения деятельностного подхода способность к саморазвитию - интегративное образование в виде совокупности индивидуально-психологических качеств. Мы предполагаем наличие следующих предикторов способности к саморазвитию: мотивационный, когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивный и рассматриваем эти характеристики как внутренние условия для формирования способности к саморазвитию. Вместе с тем, образовательная среда, организуемая в военно-медицинском вузе, является внешним условием формирования способности к саморазвитию у курсанта.
Ключевые слова: образовательная среда, способность, саморазвитие, военно-медицинский вуз, мотивационный предиктор, когнитивно-оценочный предиктор, эмоционально-волевой предиктор, деятельностный предиктор, рефлексивный предиктор.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p567-574
FORMATION OF THE ABILITY TO SELF-DEVELOPMENT AMONG CADETS IN
THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY MEDICAL UNIVERSITY
Tatyana Borisovna Zotova, the teacher, the Kirov Military Medical Academy St. Petersburg;
Maya Vitalievna Snetkova, the candidate of psychological sciences, Consulting of EVM,
St. Petersburg
Abstract
The article is devoted to topical issues of the formation of the ability to self-development among cadets of the military medical university. The theoretical analysis reveals approaches to the definition of the concepts of "educational environment"," self-development"," ability " and conditions for the formation of the ability to self-development among cadets at a military medical university. In the practical part of the study, the nature of the relationship between the educational environment and the formation of the ability to self-development was studied. The purpose of the study is a theoretical analysis of the conditions for the formation of the ability to self-development as a specific type of ability in cadets at a military medical university. The objectives of this article are to: theoretical review of approaches to the definition of the concepts of "educational environment", "self-development" and "ability"; practical confirmation of the relationship between the educational environment and the manifestation of the ability to self-development. In order to identify the opinion of cadets about the degree of influence of the educational environment on their self-development, a questionnaire was conducted. The study involved cadets of the Kirov Military Medical Academy of 3-6 courses in the number of 101 people. Conclusions: There are different points of view about the concept of "self-development". In our study, the concept of "self-development "is a special type of" internal activity", conscious purposeful process of self - knowledge and self-improvement, which is aimed at the formation and development of those areas of personality that, in turn, will affect the ability to self-development. From the point of view of the activity approach, the ability to self - development is an integrative education in the form of a set of individual psychological qualities. We assume the presence of the following predictors of the ability to self-development: motivational, cognitive-evaluative, emotionally strong-willed, activity-based, reflexive and we consider these characteristics as internal conditions for the formation of the ability to self-development. At the same time, the educational environment organized in a military medical university is an external condition for the formation of the cadet's ability to self-development.
Keywords: educational environment, ability, self-development, military medical university, motivational predictor, cognitive-evaluative predictor, emotional-volitional predictor, activity predictor, reflexive predictor.
ВВЕДЕНИЕ
Во многих психологических и педагогических исследовательских работах, посвященных вопросу образовательной среды, просматривается идея о том, что среда оказывает влияние на развитие и поведение человека. Человек воспринимает окружающую среду через постоянное взаимодействие с ней. Курсанты являются неотъемлемой частью образовательной среды. Формирование способности к саморазвитию является «самодвижением» субъекта, включенного в многообразие взаимоотношений с окружающей средой.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является теоретический анализ условий для формирования способности к саморазвитию как специфическому виду способности у курсантов в военно-медицинском вузе.
Задачи данной статьи состоят в: теоретическом обзоре подходов к определению понятий «образовательная среда», «саморазвитие» и «способность» и практическом подтверждении взаимосвязи образовательной среды и проявлении способности к саморазвитию. В данной работе были использованы общенаучные методы исследования: анализа, моделирования, индукции и дедукции, научных исследований отечественных ученых, анкетный опрос.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время происходит глобализация мышления, информатизация всех сфер жизни общества, и в связи с этим, система высшего образования претерпевает существенные изменения. К выпускникам военно-медицинских вузов предъявляются следующие требования:
- выпускник военного медицинского вуза должен обладать профессиональными знаниями, умениями и способностями на современном научном уровне по важнейшим разделам медицины;
- должен постоянно повышать свою компетентность, саморазвиваться, самосовершенствоваться в области избранной специальности.
Эти требования отражены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее - ФГОС ВО) и квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников.
В требованиях ФГОС ВО 31.05.01 «Лечебное дело» (утвержденного приказом от 12 августа 2020 года №988) закреплено следующее требование : у выпускника должны быть сформирована такая универсальная компетенция, как способность определять и ре-ализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6).
Требования к профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам будущего военного врача постоянно повышаются. На формирование личностной сферы обучающегося оказывает влияние не только образовательный процесс, но и образовательная среда в целом, в которой он оказывается, поступая в высшее военное медицинское учреждение.
«Врачевание - не только применение полученных знаний, но обязательно и развитие этих знаний, т.е. при врачевании должна быть использована идея развития. Богатство врача, его личности - отнюдь не образованность сама по себе. От врача требуется, прежде всего, духовное богатство его собственного «я» - вот что приобретает все большее значение. У него должно быть постоянное ощущение высокого достоинства своей профессии, ответственности гражданина и одновременно мастера своего дела. В своей работе он должен раскрывать для себя сверхзадачу, т.е. идейно-философский смысл понимания своих действий» [2, стр. 19].
Вопрос о формировании способности к саморазвитию у курсантов и изучение условий для ее формирования является особенно актуальным в военно-медицинском вузе, поскольку образовательная среда, в которой проходит обучение курсантов, имеет свою специфику.
Рассмотрим подходы к пониманию понятия «образовательная среда».
В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду как систему определенных условий, которые необходимы для практической реализации образовательных технологий [10]. В. П. Лебедева считает, что образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности обучающихся по заданному образцу и возможностей для её развития [5]. Дж. Маркович рассматривает образовательную среду как систему межличностных отношений, место для разнообразных видов деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда - это пространство, где осуществляется их жизнедеятельность, формируются межличностные отношения, что способствует формированию способности к саморазвитию. М. В. Петровская выделяет специфические особенности образовательной среды военного вуза:
- особенности общения;
- воинскую атрибутику;
- уставную дисциплину;
- режим секретности;
- приоритет национальных интересов и национальной безопасности при определении содержания образования;
- наличие жесткого контроля деятельности со стороны командования;
- приоритет дидактических и воспитательных целей в образовательном процессе над развивающими;
- доминирование мужского контингента среди преподавателей, военнослужащих и обучаемых;
- психологическую напряжённость и др. [8]
А.В. Межуев считает, что образовательная среда военного вуза - это комплекс социально-педагогических условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие определенных правил, традиций, ценностных установок, состояние морально-психологического климата, отношений, которые оказывают влияние на развитие личности курсанта, на его вхождение в военную корпоративную культуру, на процесс воспитания и самовоспитания [6]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда военно-медицинского вуза - это многофункциональная система подготовки курсантов, включающая в себя:
- субъекты образовательной среды;
- поведенческий компонент;
- содержательный компонент;
- материальный компонент.
В основу теоретического исследования условий формирования способности к саморазвитию легли основные положения личностно-деятельностного и субъектного подходов. Понятие способности к саморазвитию включает в себя широкий круг явлений. Сложность определения способностей отмечали не только российские, но и западные ученые. В 1923 г. Э. Клапаред отмечал сложность в определении способности в общей форме. Он выделил три признака, которые содержит понятие «способности»:
1) идею практического применения;
2) идею индивидуальной дифференциации (своеобразия);
3) идею природного предрасположения (он подчеркивал идею врожденности способностей) [4, с. 12-16].
Также первые попытки дать определение понятию способность, были у Б.М. Теп-лова: «Три признака всегда заключаются в понятии способности:
- во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;
- во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой--либо деятельности или многих деятельностей;
- в-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека» [9, с. 16].
При рассмотрении этих признаков, способность можно определить как «особенность». Итак, способности - это индивидуальные, психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием для успешного ее выполнения. В современной науке закрепилась идея о саморазвитии как специфической особенности, фундаментальной способности, высшей и сущностной человеческой потребности. Саморазвитие как категория нашла свою актуальность, как в педагогической, так и психологической науке.
По мнению А.В. Петровского, источником развития и самоутверждения личности «выступает возникающее в системе межиндивидных отношений противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованности конкретной общности, референтной для индивида, принимать те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности». [7, с.62]. Взаимосвязь с окружающей средой служит источником саморазвития личности, средством обеспечения самореализации личности и импульсом для дальнейшего личностного роста, который осуществляется непрерывно.
К.А. Абульханова-Славская рассматривает саморазвитие как активность, как способ самовыражения личности в жизни и как предпосылку становления личности. В процессе активности личности «обеспечивается и сохраняется ее субъектность, в большей или меньшей мере сохраняя целостность, автономность, индивидуальность, и тем самым одновременно обеспечивается возможность ее развития». [1, с. 14] Таким образом, активность личности обусловливает успешность протекания процесса формирования способности к саморазвитию.
Г.И. Железовская и А.В. Елисеева понимают саморазвитие как «процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие - это потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности» [3, с. 18].
М.А. Щукина рассматривает саморазвитие как форму развития личности с атрибутами управляемости, произвольности и самодетерминированности качественных личностных изменений.
Д.А. Леонтьев считает, что саморазвитие - это особая форма деятельности.
Проанализировав подходы к определению понятия «саморазвитие», раскрыв содержательные характеристики этого понятия, можно сделать вывод, что способность к саморазвитию является специфической способностью личности, которая может реализо-вываться в деятельности при наличии определенных внутренних условий, характеристик личности, которые одновременно являются прогностическими критериями - предикторами реализации способности к саморазвитию.
Мы предполагаем наличие следующих предикторов способности к саморазвитию:
- Мотивационный
- Когнитивно-оценочный
- Эмоционально-волевой
- Деятельностный
- Рефлексивный
Мотивационный предиктор - наличие мотивов, соответствующих потребностям личностного саморазвития (хочу саморазвиваться). Условиями развития мотивационной сферы является интерес личности к саморазвитию, значимость саморазвития и осознанная потребность в саморазвитии. Результатом сформированности этой характеристики является устойчивая мотивация к саморазвитию. Человек испытывает интерес к информации о саморазвитии, примерам саморазвития из опыта окружающих; осознает значимость саморазвития для себя, знает, зачем саморазвитие необходимо ему; ощущает потребность в активной деятельности по саморазвитию.
Когнитивно-оценочный предиктор - наличие знаний о процессе саморазвития, его этапах и применение их на практике (знаю, как развивать себя). Эта сфера отражает внутренний потенциал человека в саморазвитии, его представление о своих возможностях. Условиями развития данной сферы является обобщенный образ «Я» как субъекта саморазвития, положительный прогноз вероятности достижения успеха в деятельности по саморазвитию, программа саморазвития. Результатом развития данного предиктора выступает субъективная готовность к саморазвитию.
Эмоционально-волевой предиктор - саморегуляция процесса и результата личностного саморазвития (владею техниками и приемами эмоционального стимулирования). Условиями развития этой сферы является: целенаправленность действий, умение владеть своим эмоциональным состоянием; способность мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.
Деятельностный предиктор - действия человека по достижению результата саморазвития (делаю для этого все возможное). Данная сфера характеризуется организацией своей деятельности по саморазвитию. О развитии данной сферы может говорить сформированный опыт личности в активном использовании своих способностей к саморазви-
тию.
Рефлексивный предиктор - анализ собственных успехов в саморазвитии, обозначение своих ошибок и, выстраивание дальнейшего плана действий (анализирую успехи, промахи, ошибки, выстраиваю дальнейший план действий). Условиями развития этой сферы является владение средствами саморазвития, осознание процесса и результата саморазвития, составление плана дальнейшего саморазвития. Результатом развития данной сферы является появление способности к самоуправлению, наличие таких личностных качеств как целеустремленность, ответственность, решительность; аналитические, прогностические, организаторские и рефлексивные способности.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что способность к саморазвитию - это специфическая способность личности, которая является обязательной целью современного образования, и которая реализуется через внутренний процесс самоизменения. Этот процесс становится возможным при наличии внутренних условий личности, которые одновременно являются предикторами саморазвития и внешних условий - образовательной среды, направленной на реализацию способности к саморазвитию
С целью выявления мнения курсантов о степени влияния образовательной среды на их саморазвитие было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие курсанты Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова 3-6 курсов в количестве 101 человек. Анкетный опрос показал следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Вопросы анкеты Низкое значение Среднее значение Высокое значение
Оцените, пожалуйста, степень влияния воспитательной работы в вузе на Ваше саморазвитие 21% 57% 22%
Оцените, пожалуйста, степень влияния преподавателей на Ваше саморазвитие и профессионализацию 21% 57% 22%
Оцените, пожалуйста, степень влияния освоение дисциплин на развитие Ваших умений и навыков 3% 42% 55%
Оцените пожалуйста степень влияния образовательной среды в целом на Ваше профессионально-личностное саморазвитие 2% 47% 51%
Опираясь на данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что образовательная среда в целом, по мнению курсантов, оказывает значительное влияние на их саморазвитие, при этом не все из предложенных в анкете компонентов имеют существенное значение. Так, например, влияние освоения дисциплин на развитие умений и навыков у курсантов оказалось более выражено, чем воспитательная работа и влияние преподавателей. Наше предположение, что образовательная среда влияет на формирование способности к саморазвитию у курсантов, подтвердилось, при этом не все компоненты образовательной среды имеют выраженное воздействие. Исследование характера взаимосвязи образовательного процесса и способности к саморазвитию требует более детального изучения влияния определенных компонентов образовательной среды на конкретные личностные характеристики, связанные с формированием способности к саморазвитию у курсантов.
Хотелось бы отметить, что образовательная среда в военно-медицинском вузе по отношению к курсанту может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование способности к саморазвитию. Если образовательная среда оказывает положительное влияние на личностные характеристики обучающихся, которые определены как предикторы саморазвития, то в этом случае будет формироваться способность к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза.
ВЫВОДЫ
Существуют различные точки зрения о понятии «саморазвитие». В нашем исследовании понятие «саморазвитие» - особый вид «внутренней деятельности», осознанный целенаправленный процесс самопознания и самосовершенствования, который направлен
на формирование и развитие тех сфер личности, которые сами в свою очередь, будут влиять на способность к саморазвитию. С точки зрения деятельностного подхода способность к саморазвитию - интегративное образование в виде совокупности индивидуально -психологических качеств. Мы предполагаем наличие следующих предикторов способности к саморазвитию: мотивационный, когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивный и рассматриваем эти характеристики как внутренние условия для формирования способности к саморазвитию.
Вместе с тем, образовательная среда, организуемая в военно-медицинском вузе, является внешним условием формирования способности к саморазвитию у курсанта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психолог. труды / К.А. Абульханова. - Москв а: Московский психолого-социальный институт; 1999. - 224 с.
2. Билибин А.Ф. Методологические аспекты врачевания / А.Ф. Билибин // Медицинская этика и деонтология. - Москва : Медицина, 1983. - С. 270-275.
3. Железовская Г.И. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности / Г.И. Железовская, Н.В. Абрамова, Е.Н. Гудкова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1.
- С. 120-125.
4. Клапаред Э. Как определить умственные способности школьника / Э. Клапаред. - Ленинград : Сеятель, 1927. - 256 с.
5. Лебедева В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 25-30.
6. Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов : специальность автореф. дис. ... канд. пед. наук / Меж-уев Александр Владимирович. - Астрахань, 2008. - 22 с.
7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Москва : Политиздат, 1982. - 255 с.
8. Петровская М.В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя / М. В. Петровская // Фундаментальные исследования: научный журнал. - 2013. - № 1-3. - С. 632-635. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31000 (дата обращения 04.10.2021).
9. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. / Б.М. Теплов - Москва : Педагогика, Т. 1 1985. -
328 с.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин.
- Москва : Смысл, 2001. - 365 с
REFERENCES
1. Abulkhanova, K.A. (1999), Psychology and consciousness ofpersonality (Problems of methodology, theory and research of real personality): selected psychological works, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
2. Bilibin, A.F. (1983), "Methodological aspects of healing", Medical ethics and deontology, Medicine, Moscow, pp. 270-275.
3. Zhelezovskaya, G.I., Abramova, N.V. and Gudkova, E.N. (2014), "Creative environment as a factor of creative self-development of personality", Prospects of science and education, Vol. 1, pp. 120125.
4. Klapared, E. (1927), How to determine the mental abilities of a schoolboy, Sower, Leningrad.
5. Lebedeva, V.P. (1996), "Psychodidactic aspects of developing education", Pedagogy, Vol. 6, pp. 25-30.
6. Mezhuyev, A.V. (2008), Formation of readiness for life in the educational environment of a military university for junior cadets, dissertation, Astrakhan.
7. Petrovsky, A.V. (1982), Personality. Activity. Collective, Politizdat, Moscow
8. Petrovskaya, M.V. (2013), "The educational environment of a military university as a space for the development of a teacher's psychological culture", Fundamental research: scientific journal, Vol. 1-3, pp. 63-635, available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31000 (accessed 04.10.2021).
9. Teplov, B.M., (1985), Selected works. In 2 vols. Vol. 1, Pedagogika Moscow.
10. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Sense. Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2021
УДК 159.98:159.962
СУГГЕСТИЯ И РОЛЬ «БОКСЕРСКОГО ВОССТАНИЯ» ИХЭТУАНЕЙ (1899-1901) В РАСПРОСТРАНЕНИИ ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ УШУ
Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
В 1899-1901 годах в Китае произошло так называемое «боксерское восстание» ихэтуаней. Когда европейцы впервые увидели систему подготовки войск ихэтуаней их удивлению не было предела - время ускоренной массовой подготовки войск порой доходило до 3-10 суток. Русский физиолог, невропатолог, психиатр В.М. Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев «боксерского восстания», писал (1903) о механизмах их ускоренной психотелесной подготовки не иначе как о «психическом заражении», «психической эпидемии» методом «внушения», «истерии и гипноза». В основу подготовки ихэтуаней была положена методика генерала Ци Цзигуана (15281588), созданная им еще на рубеже 16-17 веков для подготовки войск армии Китая. Боксерское восстание стало отправной исторической и культорологической точкой распространения боевых искусств Китая по всему миру.
Ключевые слова: внушение, суггестия, ихэтуани, боксерское восстание, рукопашный бой, боевые искусства востока, ушу, ускоренная массовая подготовка войск, Старый Китай.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p574-579
SUGGESTION AND THE ROLE OF "BOXING REVOLT" YI-HE-TUAN (1899 - 1901) IN DISTRIBUTION OF EAST FIGHTING ARTS WU-SHU
Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
In 1899-1901 in China there was so-called «Boxer Rebellion» or «Yihetuan Movement». When Europeans for the first time have seen system of preparation of Yihetuan armies to their surprise there was no limit - time of the accelerated mass preparation of armies at times reached up to 3 - 10 days. The Russian physiologist, the neuropathologist, psychiatrist V.M. Bekhterev, having familiarized with activity of insurgents of «Boxer Rebellion», wrote (1903) about mechanisms of their accelerated mind-body preparation as precisely about «mental infection», «mental epidemic» a method of «suggestion», «hysteria and hypnosis». The technique of general Qi Jiguang has been put in the basis of preparation Yihetuan armies (1567 - 1644), created by him on the boundary of 16 - 17 centuries for preparation of armies of army of China. Boxing revolt became starting historical and culturological point of distribution of martial arts of China worldwide.
Keywords: suggestion, Yihetuan, Boxer Rebellion, unarmed combat, martial arts, Chinese wushu, Ancient China.
События, последовавшие в Российской империи после 1904 года - Русско-Японская война (1904-1905 гг.), первая революция (1905), первая мировая война (1914), вторая революция (февраль 1917), третья революция (октябрь 1917) и последовавшая за ней гражданская война совершенно отодвинули на «задний план» и на неопределенное время события, не менее значимые в мировом плане, но для России и российской истории