Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ'

МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешонок Т. А.

Мотивационная среда военного вуза редко становилась предметом сосредоточения интересов ученых в социологической науке, в связи с чем в настоящей статье приведен ее детальный теоретический разбор посредством анализа понятий «среда военного вуза» и «мотивация» и их дальнейшего симбиоза. На основе обзора научных работ выделяется два подхода к изучению среды вуза. В рамках первого подхода среда рассматривается как объективная данность и совокупность условий. Второй подход подразумевает, что среда вуза существует только там, где есть взаимодействие обучающихся субъектов образовательного процесса, которые на него воздействуют. Доказывается, что при исследовании среды военного вуза в рамках социологии управления необходимо учитывать внутренние характеристики человека, через которые преломляются внешние социальные воздействия. Большое внимание уделяется рассмотрению мотивации с точки зрения деятельностного и системного подходов. Отмечено, что мотивы не сводятся к потребностям, а являются сложными психосоциальными образованиями. Вместе с тем автор подробно останавливается на структуре мотивов курсантов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности. Особое внимание обращается на тесную связь мотивации и социализации курсантов. Представлена авторская трактовка понятия «мотивационная среда военного вуза» как совокупности факторов, вызывающих активность и направленность действий курсанта в определенной ситуации, побуждающих к успешной социализации. Подчеркивается, что факторы могут быть как внутренними, так и внешними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY: THE ESSENCE, BASIC CONCEPTS AND CONCEPT OF RESEARCH IN THE FRAMEWORK OF THE SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

The motivational environment of a military university has rarely become the focus of scientists 'interests in sociological science, and therefore this article provides a detailed theoretical analysis of it by analyzing the concepts of "military university environment" and "motivation" and their further symbiosis. Based on the review of scientific works, the author identifies two approaches to the study of the university environment. In the first approach, the environment is considered as an objective reality and a set of conditions. The second approach implies that the university environment exists only where there is an interaction of the subject and the agents of the educational process that affect it. The idea is proved that when studying the environment of a military university within the framework of the sociology of management, it is necessary to take into account the internal characteristics of a person through which external social influences are refracted.Much attention is paid to the consideration of motivation from the point of view of the activity and system approach. It is said that motives are not reduced to needs, but are complex psychosocial formations. At the same time, the author dwells in detail on the structure of the motives of cadets in the process of preparing for military professional activity. Special attention is paid to the close connection between motivation and socialization of cadets.In conclusion, the author's definition of the concept of "motivational environment of a military university" is presented, which is defined as a set of factors that cause the activity and direction of the actions of a cadet in a certain situation, encouraging successful socialization. It is emphasized that the factors can be both internal and external.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаче вского. Серия: Социальн ые науки, 2021, № 4 (64), с. 127-135 127

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2021_4_127

МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

© 2021 г. Т.А. Терешонок

Терешонок Татьяна Андреевна, м.н.с. Научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, Москва tanyusha.tereshonok@gmail.com

Статья поступмла вррдакцмю 20.08.2021 Статья прмията к публмкацмм 25.10.2021

Мотивационная среда военного вуза редко становилась предметом сосредоточения интересов ученых в социологической науке, в связи с чем в настоящей статье приведен ее детальный теоретический разбор посредством анализа понятий «среда военного вуза» и «мотивация» и их дальнейшего симбиоза. На основе обзора научных работ выделяется два подхода к изучению среды вуза. В рамках первого подхода среда рассматривается как объективная данность и совокупность условий. Второй подход подразумевает, что среда вуза существует только там, где есть взаимодействие обучающихся субъектов образовательного процесса, которые на него воздействуют. Доказывается, что при исследовании среды военного вуза в рамках социологии управления необходимо учитывать внутренние характеристики человека, через которые преломляются внешние социальные воздействия.

Большое внимание уделяется рассмотрению мотивации с точки зрения деятельностного и системного подходов. Отмечено, что мотивы не сводятся к потребностям, а являются сложными психосоциальными образованиями. Вместе с тем автор подробно останавливается на структуре мотивов курсантов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности. Особое внимание обращается на тесную связь мотивации и социализации курсантов.

Представлена авторская трактовка понятия «мотивационная среда военного вуза» как совокупности факторов, вызывающих активность и направленность действий курсанта в определенной ситуации, побуждающих к успешной социализации. Подчеркивается, что факторы могут быть как внутренними, так и внешними.

Ключрвые слова: курсант, военнослужащий, военный вуз, мотивация, мотив, мотивационная среда, моти-вационная среда военного вуза, структура мотивации, социализация, военная социология.

Введение

Исследование мотивационной среды военного вуза имеет большое значение для диагностики эффективности подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности. Устойчивый осознанный интерес и стремление к постоянному развитию в рамках института военной службы являются одним из базовых условий формирования специалиста, способного решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, критически мыслить и нести профессиональную ответственность.

В настоящее время о подготовке курсанта к военно-профессиональной деятельности судят в основном по формальным критериям. Дипломные работы могут получить хорошие оценки, экзамены быть сданы на «отлично», но никто не сможет в точности предсказать, как себя офицер покажет в дальнейшей службе. Именно поэтому важно изучать качественные характеристики будущих офицеров, в частности их мотивацию.

Методика

Применительно к нашей работе мотивацион-ная среда военного вуза требует анализа наиболее общих понятий «среда военного вуза» и «мотивация», являющихся ее основой, и дальнейшего их теоретического симбиоза. Многочисленные научные труды, посвященные исследованию данных понятий, обусловливают множественность мнений об их сущности, в связи с чем мы полагаем, что самый верный путь получения представления о мотивационной среде военного вуза заключается в анализе и интеграции целого ряда подходов с точки зрения различных наук. Данные выводы диктуют необходимость использования метода теоретического анализа.

Исследование среды военного вуза в различных науках

Подготовка курсанта к военно-профессиональной деятельности происходит в рамках

специально организованного социального пространства. Применительно к нашей теме основной сферой его выражения будет выступать военный вуз. Среда военного вуза в различных науках, в зависимости от ее целей и задач, интересующих процессов, определяется по-разному.

В педагогике среда военного вуза зачастую называется образовательной. По мнению С.К. Бондыревой, главная цель образовательной среды заключается в формировании специфического образа жизни участника образовательного процесса, опосредовании его общего развития, а также типизации личности обучающегося по образу заданного средой идеала [1]. А.П. Надточий и В.Ю. Луньков определяют образовательную среду как совокупность условий, которые необходимы личности для успешного развития [2]. В исследованиях И.А. Баевой [3], Н.А. Владимировой, А.Ш. Шигаповой, Т.В. Ожи-гановой [4], В.А. Ясвина [5], И.Н. Пожарковой, Е.Е. Носковой, Е.Ю. Трояк [6], А.Р. Текеевой [7] образовательная среда рассматривается как фактор, условие и средство образовательного процесса, осуществляется анализ ее современного состояния, а также доказывается большая роль среды в формировании образа жизни человека и развитии личности.

Ученые--педагоги (Е.П. Белозерцев, И.Б. Щербакова [8]) активно используют термин «культурно-образовательная среда». В трудах С.Л. Фроловой данное понятие обозначает социально организованное педагогизированное социальное пространство, где осуществляются различного рода действия и взаимодействия обучающегося с другими участниками образовательного процесса, при этом идет активный процесс принятия общезначимых и ментально значимых ценностей и формирование личности согласно целям и задачам конкретного образовательного института [9, с. 109].

Изучая среду учебного заведения, социологи придерживаются достаточно широкого термина «социальная среда», а военные социологи -«военно-социальная среда», которая имеет свою структуру, где присутствуют социальные позиции и их деятельностные проекции на условия конкретной деятельности в соответствии с целями и задачами института военной службы. Согласно взглядам Ю.В. Сычева, сущность социальной среды заключается в объективном социальном окружении человека, которое предполагает с одной стороны симбиоз различного рода условий (социально-экономических, политико-идеологических и бытовых), с другой стороны круг людей, имеющих прямое отношение к этим условиям [10, с. 9].

Военный социолог В.Л. Примаков видит содержание военно-социальной среды во всем

социальном пространстве, всей совокупности элементов и аспектов военно-социальных отношений, в которые включен военнослужащий, где он принимает на себя и (или) развивает уже имеющееся социальные качества. Исследователь утверждает, что социальная среда подготовки к военно-профессиональной деятельности включает в себя многие сферы взаимодействия военнослужащего: служебная (построение офицерской карьеры, совершенство военно-профессионального мастерства), общественно-политическая (отношение к власти, общественная позиция), социально-бытовая (комфортные условия досуга и отдыха) [11].

В социологии через призму социализации среда военного вуза исследуется и как «социализирующая среда», которую Н.П. Поплевкин определяет как комплекс факторов, влияющих на сознание военнослужащего, при этом он отмечает, что факторы оказывают влияние на военнослужащих не напрямую, а опосредованно, через осознание и принятие ими собственных целей и предпочитаемых методов их достижения [12].

В экономике, менеджменте и науках по управлению человеческими ресурсами употребляется относительно новое понятие «мотиваци-онная среда», которая крайне редко рассматривалась в контексте вуза, в связи с чем обратимся к теоретическим определениям мотивационной среды в организациях в целом. В.В. Простяков и Е.В. Скворцова под мотивационной средой понимают «социально-психологическую атмосферу в организации, которая стимулирует сотрудников к активной деятельности по решению профессиональных задач» [13]. С.А. Волков, О.В. Конакова [14], Е.А. Медник [15, с. 92] определяют интересующее нас понятие как комплекс специально сформированных организацией условий, определяющих вектор развития и трудозатраты сотрудников, прилагаемые ими для достижения результатов трудовой деятельности.

Анализ взглядов на исследование среды в организации, в частности среды в военном вузе, позволяет говорить о том, что авторы изучают различные стороны и вопросы данной проблемы. Мы пришли к выводу, что существуют две модели устойчивого мнения о среде конкретной организации (в нашем случае военного вуза), отличие которых основывается на различии взглядов на нее в ее формировании с точки зрения участия личности и агентов воздействия. Ученые не пришли к единому мнению.

Сторонниками первой модели, изучающими среду организации как объективную данность (А.И. Артюхина [16], Н.М. Борытко [17], С.А. Волков, А.Н. Машнюк, О.В. Конакова [14],

Мотивационная среда военного вуза

129

В.В. Простяков [13], О.Б. Рубцова [18], Е.А. Медник [15]), ее сущность, не выделяя частности, определяется как совокупность служебных, социальных, культурных, общественно-политических, бытовых специальным образом созданных специфических условий в конкретной организации, которые должны обеспечивать развитие и типизацию личности в векторе определенного образа, идеала данной организации.

В рамках второй модели, в научных исследовательских трудах В.В. Рубцова, Т.Г. Ивоши-ной [19], В.Л. Примакова [11], Н.П. Поплевкина [12], В.А. Ясвина [5], С.Л. Фроловой [9] среда сама по себе есть взаимодействие, форма сотрудничества, коммуникативного взаимодействия личности и агентов, которые на нее воздействуют. Данную среду нельзя оценивать без участия конкретной личности в ее формировании.

В социологической науке применительно к мотивационной среде мы не можем придерживаться первого подхода и отрицать роль личности в ее формировании, так как он не предусматривает значимости личностных факторов (социально-демографические характеристики, ценности, мотивы выбора профессии офицера). Многие курсанты поступают в военные вузы из «гражданской» среды, и с выхода приказа о зачислении на первый курс какая-либо мотиваци-онная среда уже сформирована, хотя и произошло это стихийно. Однако стоит понимать, что мотивационная среда не является застывшей, статичной, а выступает развивающейся, поддающейся трансформации под влиянием факторов, которые в идеале должны обеспечить типичный, повторяющийся характер мотивацион-ных процедур.

Исследовательские подходы к определению понятий «мотив» и «мотивация»

Термин «мотивация» прочно вошел в арсенал научных понятий философов, психологов, социологов, экономистов и управленцев и стал предметом сосредоточения интересов многих зарубежных и отечественных исследователей уже в начале ХХ века, когда было разработано большое число теорий и концепций мотивации, на которые опираются многие современные исследователи.

Что касается интересующей нас военно-профессиональной мотивации, то наиболее широкое ее определение представлено в трудах А.В. Петкина, О.П. Пузикова, Е.А. Цариева, которые определяют военно-профессиональную мотивацию как «совокупность побуждающих инструментов, влияющих на возникновение

интереса индивида к освоению военной науки» [20].

Категория «мотивация как внутренняя составляющая человека» наиболее полно разобрана в рамках психологической науки, где исследование проблемы мотивации в основном производится согласно распространённому методологическому подходу - деятельностному, базирующемуся на взглядах А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой [21]. Так, современные российские ученые в области психологии объясняют деятельность человека через его мотивы, осуществляя поиск «внутри человека» побудителей и причин определённого поведения.

В психологии мотивации дискуссионным является вопрос соотношения потребности и мотива. В западных научных школах психологии мотив определяется как «психогенная потребность» (Х. Мюррей), «квазипотребность» (К. Левин) и просто потребность (Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон) [22]. Этой точке зрения возражает С.П. Манукян, который отрицает объединение понятий «мотив» и «потребность», поскольку потребности побуждают к деятельности не напрямую, а посредством других психологических образований [23].

Большинство социологов (Е.Н. Карлова, В.Н. Машинин, А.Ю. Григоров, В.В. Дрозд [24]) солидарны с точкой зрения С.П. Ма-нукяна, утверждая, что одни только потребности не предоставляют эпистемических ресурсов социологическому мышлению о мотивации. Они, не отождествляя, но тесно связывая мотив с потребностью, определяют его как психосоциальное образование, сопряженное со стремлением удовлетворить определённые группы потребностей, побуждающее к сознательным действиям и поступкам. Сущность мотивации названные исследователи понимают как «осмысление индивидом ситуации, выбор и оценку различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и на этой основе мотивов» [24].

«Социологический словарь» трактует мотив, во-первых, как «побудительную причину (повод) к какому-либо действию», во-вторых, как «осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определённые группы потребностей» [25]. В «Энциклопедическом социологическом словаре» под мотивом подразумевается предметное содержание потребности, которая для своего удовлетворения требует приложения усилий со стороны человека [26, с. 425].

Весьма развернутое определение мотива военно-профессиональной деятельности представлено современным исследователем В.Н. Лыма-ревым. Данное понятие он трактует, с одной стороны, как качества личности, побуждающие к осознанному выполнению военно-профессионального долга, и внедрение в деятельность военнослужащего значимых для института военной службы ценностей. С другой стороны, мотив, по его мнению, это еще и «целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий воздействие на сознание и личностный опыт курсанта для понимания основ будущей военно-профессиональной деятельности, ценностного отношения к ней и ее результатам» [27].

Чтобы подробнее разобраться в сущности понятия «мотив», обратимся к взглядам ученых на механизм его возникновения. Данный вопрос подробно в своих трудах рассматривает М.В. Демин, по мнению которого мотив формируется поэтапно. Первый этап предусматривает формирование представлений о потребностях и интересах, а также имеющихся средствах и возможностях для их удовлетворения. Второй уровень предполагает осуществление важного процесса интеграции факторов первого уровня, в итоге чего, собственно, и формируется мотив [28].

О.А. Уржа утверждает, что внутреннюю мотивацию человека определяет интерес, который возникает как осознание некоей потребности, а потребности, в свою очередь, детерминированы условиями среды, в которых находится субъект. Существенными факторами здесь являются статус человека, его социальное окружение, в котором сформированы определенные жизненные установки [29].

По мнению С.А. Макаровой, перед тем как потребность даст толчок к определенному действию субъекта, она должна «определиться» (получить определённость в отношении отвечающих ей внешних объектов), «наполниться содержанием». В противном случае формируется специфическое «состояние мотивационной установки» [30].

Множество трактовок сущности понятия «мотив» свидетельствует о содержании в нем сложного, но очень значимого для личности психосоциального образования, влияющего на различные стороны и аспекты деятельности. И это различие в дальнейшем становится причиной разведения методологических подходов и методических приемов исследования мотивации. Однако все науки имеют общую канву размышлений, сводящуюся к одному положению: мотив - всеобщая и фундаментальная часть структуры отдельно взятой личности, дающая толчок к определенному действию; а мо-

тивация - это комплекс движущих сил - побудителей человека к имеющей определённую цель деятельности.

Мотивация как часть системы управления

В современной научной литературе по менеджменту понятие «мотивация» исследуется, с одной стороны, как внутреннее состояние человека, находящееся под постоянным воздействием различного рода факторов. Например, Э.А. Уткин считает, что мотивация — это выбор человеком собственного поведения, на который оказывает влияние комплекс внешних и внутренних факторов [31]. Весьма похожее определение и у В.П. Пугачева, который под мотивацией понимает «сложный социально-психологический процесс, детерминирующий поведение человека также под воздействием множества факторов влияния: внешних, со стороны социальной среды, и внутренних, продиктованных системой ценностей и моральных установок субъекта мотивации» [32, с. 113-166].

С другой стороны, мотивация рассматривается как процесс стимулирования работы людей в направлении эффективного исполнения трудовых обязанностей, нацеленный на удовлетворение собственных потребностей сотрудников и достижение общих целей организации (М. Альберт, Ф. Хедоури, В.И. Подлесных) [33]. Вместе с М. Месконом [34] М. Альберт, Ф. Хедоури в теориях мотивации выделяют две группы: содержательные и процессуальные [35].

Содержательные основываются на идентификации внутренних источников побуждения, заставляющих людей действовать конкретным образом. Подробное описание данных теорий представлено в работах А. Маслоу [36], Д. Мак-клелланда [37], Ф. Херцберга [38]. Однако данный подход, по нашему мнению, не дает возможности ответить на вопрос о том, какие обстоятельства выступили действенными при следовании той или иной модели действия и выборе профессионального пути, а главное, каким образом мы можем стимулировать работников в нужную нам сторону. Исходя из вышесказанного, содержательный подход к определению мотивации в рамках социологии управления не позволит создать целостную картину мотиваци-онной среды военного вуза.

Процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Их замысел, не отрицая большую роль потребностей, сводится к тому, что на высокую самоотдачу и старательность работника влияет не

Мотмвацмоибая сррда ворииого вуза

131

столько вознаграждение, столько содержание самого процесса работы. Процессуальные теории мотивации выражают мысль, что самым действенным фактором мотивации является то, как складывается субъективное восприятие условий процесса труда и оценка этих условий самим работником. В число основных таких теорий вполне оправданно включить теорию ожиданий В. Врума [39] теорию справедливости Д. Адамса [40] и модель мотивации Л. Портера и Э. Лоулера [41].

Обзор и разбор теорий мотивации привел нас к необходимости выделения и различия в мотивационной среде мотивов и стимулов как внутренних и внешних побуждений к действию. Под мотивами мы понимаем внутренние осознанные побуждения, связанные с личностными диспозициями (ценности, потребности, установки, интересы), в то время как стимулы определяются как обусловленные условиями и обстоятельствами субъективно значимые силы, находящиеся за пределами субъекта, но затрагивающие его интересы (денежное довольствие, стремление сделать военную карьеру и др.).

В известном социологическом исследовании «Человек и его работа» В.А. Ядов и А.Г. Здра-вомыслов фиксируют несколько типов, уровней, мотивов деятельности в зависимости от типа и уровня стимулов. На высшем уровне отводится место мотивам и стимулам, связанным с общими социальными условиями, политическим строем и идеологией. На следующем уровне мотивы и стимулы детерминируются специфическими условиями деятельности в конкретной организации, где наиболее важным обстоятельством выступает содержание труда. Еще более специфические условия, порождающие специфические мотивы, - особенности конкретной трудовой деятельности определенного сотрудника [42].

Таким образом, ученые в рамках науки по управлению человеческими ресурсами отводят значительное место мотивации, рассматривая ее как часть системы управления, которая оказывает большое влияние на остальные ее составляющие.

Учебно-профессиональная мотивация курсантов военных вузов

Речь идет о мотивационной среде военного вуза в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности. Специфика образовательного процесса курсантов требует постоянного сочетания учебной подготовки и выполнения служебных обязанностей, которое для успешности должно побуждаться адекватными мотивами [43].

Прежде всего, необходимо затронуть вопросы мотивации выбора военной службы, которые можно свести к профессиональному самоопределению. Данному процессу большинство ученых (В.С. Волегов [44], И.А. Левицкая [45], Е.Н. Шарова [46]) отводят ключевую роль в становлении профессионала и доказывают, что он не может произойти стихийно, а является симбиозом многих факторов различных институтов и социальных групп, оказывающих влияние на выбор направления дальнейшей жизнедеятельности.

Профессиональный выбор закрепляется в процессе обучения в военном вузе, где важную роль играет учебно-профессиональная мотивация, которая должна выражаться в принятии курсантом целей и задач образовательного процесса как личностно для себя значимых и необходимых [47].

Во многих социологических исследованиях учебно-профессиональная мотивация понимается как частный вид мотивации личности, включенной в учебно-профессиональную деятельность, которая обладает направленностью, устойчивостью и динамичностью. Мотивы курсантов при подготовке к военно-профессиональной деятельности, по мнению О.Р. Шефер, С.В. Крайневой, Т.Н. Лебедевой, можно разделить на две категории, где первая представляет собой содержание самого образовательного процесса и выполнения его требований (учебно-профессиональные мотивы), а вторая категория мотивов связана с более широким взаимоотношением обучающегося с окружающей средой (социально-профессиональные мотивы) [48, с. 35-36].

К учебно-профессиональным мотивам относятся:

- широкий учебно-профессиональный мотив -выражается в стремлении курсантов к овладению глубокими знаниями, которые пригодятся в дальнейшей военно-профессиональной деятельности;

- узкий учебно-профессиональный мотив -выражается в стремлении курсантов овладеть компетенциями, ограниченными рабочей программой конкретных дисциплин;

- мотив профессионального самообразования - выражается в стремлении курсантов к самостоятельному поиску возможностей обогащения своих знаний.

Группа социально-профессиональных мотивов включает:

- широкий социально-профессиональный мотив - выражается в уверенности курсанта в том, что его дальнейшая военно-профессиональная деятельность востребована, необходима и важна в современном мире;

- узкий социально-профессиональный мотив

- выражается в стремлении курсантов обрести определенный социальный статус (специалист с высшим образованием, офицер);

- мотив профессионального сотрудничества

- выражается в стремлении курсантов налаживать коммуникацию с другими курсантами, офицерами, которые обладают сходными профессиональными интересами и увлечениями.

По мнению В.Г. Леонтьева, мотивы, связанные с учебно-профессиональной деятельностью, выстраиваются в иерархию, как правило, по закону взаимной или последовательной индукции. Суть взаимной индукции сводится к тому, что один мотив влечет за собой другой мотив. Последовательная индукция означает, что каждый элемент мотивационной системы выступает для следующего в качестве механизма мотива. Результаты исследования В.Г. Леонтьева свидетельствуют, что в начальный период обучения высока роль внешней стимуляции, носителем которой выступает лидирующий обучающийся. В дальнейшем значение приобретает морально-психологический климат в коллективе, сплоченность, то есть все то, что выступает условиями для благоприятной служебной атмосферы [49].

Большое количество работ (Н.Д. Никандров, О.Г. Грохольская [50], Т.Л. Маркова [51]) посвящены структуре профессиональной, в том числе и учебно-профессиональной, мотивации, выделяя в ее составе следующие компоненты: профессиональный (освоение ценностей военной службы - причастность к защите Отечества, офицерская честь и достоинство и др.), познавательный (желание осваивать и углублять свои знания в служебной, профессиональной и учебной деятельности), социально-нравственный (ответственность перед собственной совестью, Отечеством, народом) и утилитарный (большое денежное довольствие, стремление к повышению звания, должности, представление к награде или почетному званию). Содержанием этих компонентов являются соответствующие мотивы, интересы, потребности, желания, установки и стремления.

Мы считаем очень важным гармоничную взаимосвязь различных мотивов, так как абсолютное доминирование какой-либо группы мотивов не приведет к эффективному исполнению служебно-профессиональных и учебных обязанностей курсанта в соответствии с требованиями Министерства обороны Российской Федерации.

Обсуждение

Мы придерживаемся мнения, что мотиваци-онную среду военного вуза следует рассматри-

вать как сочетание мотивов и стимулов. Но тут же возникает еще один противоречивый вопрос: как связаны эти два компонента? Одна группа специалистов (Е.А. Подольская [52], В.П. Пугачев [32], Э.А. Уткин [31]) исследуют мотивацию, а соответственно мотивационную среду, как «стимулирование», то есть различными способами внешнее воздействие. Сторонники другого подхода (А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева [53]), наоборот, полагают, что человека невозможно мотивировать и стимулировать, единственный возможный вариант влияния на его поведение заключается в обнаружении его собственных мотивов и грамотном подборе к ним соответствующих стимулов.

Исследование среды военного вуза, с точки зрения социологии управления, должно быть акцентировано на прикладной стороне процесса и связано с изучением влияния различного рода факторов на мотивационную сферу внутри личности, обусловливающей и объясняющей поведение человека. Мотивация - это своего рода выбор определенной модели поведения, сформированной на базе мотивов, основывающейся на мониторинге курсантом возможных последствий этого выбора. При исследовании среды военного вуза необходимо брать во внимание внутренние характеристики личности, сквозь призму которых преломляется внешнее влияние, что в конечном итоге служит базисом формирования индивидуальной мотивационной сферы внутри личности и обусловливает конкретные ее действия.

Военно-профессиональная мотивация курсантов тесно связана с важным социально-психологическим явлением - социализацией курсанта. Н.П. Поплевкин, выделяя в качестве результата социализации высокую осознанную мотивацию, выражающуюся в осознании целей и стремлении к их реализации, определяет ее как постоянное взаимодействие среды и специалиста, когда военнослужащий осознанно и мотивированно принимает на себя нормы, правила, ценности военно-профессиональной среды [12].

Огромную роль социализации в процессе формирования мотивов личности военнослужащего отводит и Р.В. Ткачев, отмечая, что на протяжении всей жизни будущий офицер усваивает определенные правила поведения и культурные нормы окружающей среды, что влияет на формирование базовых устойчивых мотивов, которые впоследствии составляют базис исполнения обязанностей в рамках своей военно-профессиональной деятельности [54].

Мы согласимся, что формирование мотивации происходит в процессе социализации лич-

Мотивационная среда военного вуза

133

ности курсанта под влиянием факторов военно-социальной среды, где протекает основная часть его жизнедеятельности. В процессе социализации происходит развитие внутренних источников побуждения к действию, их переплетение между собой. Воздействие внешних факторов обусловливает активность и направленность поведения человека в конкретной ситуации. Очевидно, что военно-профессиональная мотивация является и одной из задач социализации, фактором развития военной организации, и продуктом этой же социализации.

Заключение

Достижения психологической и управленческой науки в области мотивационных теорий получили развитие в социологии управления, где большое внимание уделяется социальной среде и различного рода условиям, в которых развивается взаимодействие между субъектами.

Теоретический анализ понятий «среда военного вуза» и «мотивация» привел нас к выводу, что сущность мотивационной среды военного вуза заключается в совокупности факторов, вызывающих активность и направленность действий курсанта в определенной ситуации, побуждающих к успешной социализации. Причем этим факторы могут быть как внутренними (мотивы), так и внешними (стимулы). Особо подчеркнем, что курсанта «заставляет действовать» только то, что «проходит через его голову», что говорит о субъективности источников активности.

Спмсок лмтрратуры

1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: МПСИ, Модэк, 2003. 352 с.

2. Надточий А.П., Луньков В.Ю. Формирование образовательной среды // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 8-12.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2002. 386 с.

4. Владимирова Н.А. Современная образовательная среда: теория и практика // Современная образовательная среда: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / Редкол. О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 170-174.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 395 с.

6. Пожаркова И.Н., Носкова Е.Е., Трояк Е.Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентирован-

ной среды обучения // Педагогический ИМИДЖ, 2018. № 3 (40). С. 179-192.

7. Текеева А.Р. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Kant. 2018. № 2 (27). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov-1 (дата обращения: 05.08.2021).

8. Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): Монография. Воронеж: Тип. им. И.А. Болхо-витинова, 2016. 247 с.

9. Фролова С.Л. Реализация средового подхода к воспитанию: история и современность // Мир науки, культуры и образования. 2015. № 4 (53).

10. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: На примере Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. ... док. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 2000. 391 с.

12. Поплевкин Н.П. Институциональное управление социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 2019. 200 с.

13. Простяков В.В., Скворцова Е.В. Мотивацион-ная среда организации: факторы, условия ее формирования в подразделениях системы правоохранительных органов // Юридическая психология. 2014. № 4. С. 13-16.

14. Волков С.А., Машнюк А.Н., Конакова О.В. Мотивационная среда угледобывающего предприятия: содержание, состояние, направления развития // Уголь. 2019. №8 (1121). С. 62-69.

15. Медник Е.А. Стимулирование педагогов к непрерывному образованию в процессе организации внутришкольной методической работы: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2015. 227 с.

16. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): Дис. ...д-ра пед. наук: Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2007. 377 с.

17. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.

18. Рубцова О.Б. Средовой подход к построению воспитательного процесса профессионального лицея: Дис. ... канд. пед. наук: СПб.: Высш. шк. нар. искусств (ин-т), 2013. 250 с.

19. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2002. 272 с.

20. Петкин А.В., Пузиков О.П., Цариев Е.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ // Вестник БГУ. 2017. № 4. С. 86-91.

21. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.

22. Бобков О.Б. Особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов на разных этапах профессионального становления: Дис. ... канд. психол. наук. Самара: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад., 2012. 261 с.

23. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. М.: Просвещение, 2004. 37-52 с.

24. Карлова Е.Н., Машин В.Н., Григоров А.Ю., Дрозд Е.В. Мотивация военно-профессионального выбора молодежи: от профориентации к обучению в военном вузе: Монография. Воронеж: Научная книга, 2018. 195 с.

25. Социологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gufo.me/dict/social_dict.

26. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

27. Лымарев В.Н. Профессиональная мотивация как показатель успешности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации // Ученые записки Университета Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 225-228.

28. Демин М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988. № 2. С. 24-32.

29. Уржа О.А. Трансформация социальной структуры российского общества в период перехода к рыночной экономике: Монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. 172 с.

30. Макарова С.А. Формирование мотивационно ориентированной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Пенза: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсе-вьева, 2016. 200 с.

31. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Приор, 2013. 287 с.

32. Пугачев В.П. Управление персоналом организации. М. : Юрайт, 2020. 402 с.

33. Подлесных В.И. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. СПб.: Изд. дом «Бизнес пресса», 2014. 211 с.

34. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. 3-е изд. М.: Вильямс, 2016. 665 с.

35. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2008. 318 с.

36. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. СПб.: [и др.]: Питер, 2021. 399 с.

37. Макклелланд Д. Мотивация человека / Науч. ред. пер. Е.П. Ильина; пер. с англ. А. Богачев и др. СПб.: Печатный двор им. А.М. Горького. 669 с.

38. Херцберг Ф., Моснер Б., Блох Снидерман Б. Мотивация к работе / Пер. с англ. Д.А. Куликов; под общ. ред. Е.А. Борисовой. М.: Вершина, 2006. 238 с.

39. Vroom V.H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964. 331 p.

40. Кнышов А.В., Санчирова А.В. Применение теории справедливости Д.С. Адамса в системе мотивации должностных лиц таможенных органов России // NOVAUM.RU. 2017. № 7. С. 99-101.

41. Чуднова О.В. Управление стимулированием труда преподавателей современной высшей школы на основе модели мотивации Портера-Лоулера // Социодинамика. 2019. № 3. С. 13-17.

42. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр.и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 485 с.

43. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. № 1. С. 53-72.

44. Волегов В.С. Профессиональное самоопределение студентов в социокультурном пространстве большого города: Дис. ... канд. соц. наук. Пермь, 2016. 175 с.

45. Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник КемГУ. 2014. № 2 (58). С. 136-140.

46. Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества: на примере Мурманской области: Дис. ... канд. соц. наук. Архангельск: Сев. (Арктический) федер. ун-т, 2012. 214 с.

47. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское психологическое общество. Ярославль, 2003. 101 с.

48. Шефер О.Р., Крайнева С.В., Лебедева Т.Н. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе высшего образования через инспирацию компетенций. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. 319 с.

49. Леонтьев В.Г. Принципы исследования мотивации деятельности // Социокультурные проблемы современной молодежи: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. Новосибирск: НГПУ, 2007. С. 132-139.

50. Никандров Н.Д., Грохольская О.Г. Профессиональная деятельность, ее сущность, структура и содержание // Научные исследования в образовании. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-deyatel nost-ee-suschnost-struktura-i-soderzhanie-2 (дата обра-ще-ния: 10.08.2021).

51. Маркова Т.Л. Феномен «профессиональная деятельность»: концептуальный анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfk-mn. ru/PDF/04SFK316.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

52. Подольская Е.А., Назаркина В.Н. Управление социальными процессами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Харьков: Изд-во НУА, 2016. 524 с.

53. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2019. 524 с.

54. Ткачев Р.В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации: социолого-управ-ленческий аспект: Дис. ... канд. соц. наук. М. : Соврем. гуманит. акад., 2013. 239 с.

Momuea^oman cpeda eоенного ey3a

135

MOTIVATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY: THE ESSENCE, BASIC CONCEPTS

AND CONCEPT OF RESEARCH IN THE FRAMEWORK OF THE SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

T.A Tereshonok

Research Department (Military and Humanitarian Studies) Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The motivational environment of a military university has rarely become the focus of scientists 'interests in sociological science, and therefore this article provides a detailed theoretical analysis of it by analyzing the concepts of "military university environment" and "motivation" and their further symbiosis. Based on the review of scientific works, the author identifies two approaches to the study of the university environment. In the first approach, the environment is considered as an objective reality and a set of conditions. The second approach implies that the university environment exists only where there is an interaction of the subject and the agents of the educational process that affect it. The idea is proved that when studying the environment of a military university within the framework of the sociology of management, it is necessary to take into account the internal characteristics of a person through which external social influences are refracted.

Much attention is paid to the consideration of motivation from the point of view of the activity and system approach. It is said that motives are not reduced to needs, but are complex psychosocial formations. At the same time, the author dwells in detail on the structure of the motives of cadets in the process of preparing for military professional activity. Special attention is paid to the close connection between motivation and socialization of cadets.

In conclusion, the author's definition of the concept of "motivational environment of a military university" is presented, which is defined as a set of factors that cause the activity and direction of the actions of a cadet in a certain situation, encouraging successful socialization. It is emphasized that the factors can be both internal and external.

Keywords: cadet, soldier, military university, motivation, motive, motivational environment, motivational environment of a military university, motivation structure, socialization, military sociology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.