8. Iskanderov N.F., Bojchuk O.G. Metodicheskie vozmozhnosti fizicheskogo simulyatora Algodoo kak pomoschnika v izuchenii razdela «Mehanika» shkol'nogo kursa fiziki. Molodoj uchenyj. 2019; № 39. Available at: https://moluch.ru/archive/277/62600/
9. Burov V.A. Demonstracionnyj 'eksperiment po fizike v starshih klassah srednej shkoly: posobie dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 1967.
10. Shahmaev N.M. Fizicheskij 'eksperiment v srednej shkole: Mehanika. Molekulyarnaya fizika. 'Elektrodinamika. Moskva: Prosveschenie, 1989.
Статья поступила в редакцию 25.03.20
УДК 37.013.42
Karchakin A.N., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF SOCIALIZATION OF A PERSON IN CONDITIONS OF MILITARY-PROFESSIONAL ENVIRONMENT. The article observes a question of the role of socialization of cadets at a military university in the process of developing the personality of a future officer and his entry into the army profession. The author proceeds from the fact that the socialization of military personnel is a complex, multi-level process and requires a deep theoretical understanding. The work is based on the analysis of a number of works by modern scientists in the field of pedagogy, sociology, psychology and discusses possible organizational and pedagogical approaches to solving the issues of socialization and professionalization of future specialists in higher education, and determines their significance in the learning process. The main attention in the study is aimed at determining the specifics of the educational process in a military university and the characteristics of the socialization of the personality of cadets. As a result of the study, an integrative strategy for the socialization of future military professionals was outlined, promising tasks for working in this direction were identified, and the main organizational and pedagogical conditions for successful personality socialization in the military professional environment were identified.
Key words: personality, military university, socialization, organizational and pedagogical conditions, professional activities, military professional environment.
А.Н. Карчакин, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли социализации курсантов военного вуза в процессе развития личности будущего офицера и его вхождения в армейскую профессию. Автор исходит из того, что социализация военных кадров является сложным, многоуровневым процессом и требует глубокого теоретического осмысления. В статье на основе анализа ряда работ современных ученых в сфере педагогики, социологии, психологии рассматриваются возможные организационно-педагогические подходы к решению вопросов социализации и профессионализации будущих специалистов в высшей школе, определяется их значимость в процессе обучения. Основное внимание в исследовании направлено на определение специфики образовательного процесса в военном вузе и особенностей социализации личности курсантов. В результате исследования намечена интегративная стратегия социализации будущих военных профессионалов, определены перспективные задачи работы в указанном направлении и выделены основные организационно-педагогические условия успешной социализации личности в военно-профессиональной среде.
Ключевые слова: личность, военный вуз, социализация, организационно-педагогические условия, профессиональная деятельность, военно-профессиональная среда.
Модернизация содержания военного образования требует полного ответа на основные вопросы, которые связаны с обеспечением оптимальных условий развития личности военнослужащего. Очевидно, что для этого необходимо продолжение теоретических и экспериментальных изысканий по выяснению особенностей социализации курсанта и возможностей влияния на его личность в военно-профессиональной среде. В данном аспекте осмысление современных научных трудов в сфере исследования процесса социализации молодежи в условиях высшей школы является актуальным и востребованным практикой, тем более - с целью выявления особенностей социализации обучающихся в достаточно закрытом образовательном пространстве военного вуза.
Обратимся к основному понятию нашего исследования - «социализация». Что мы понимаем под этим? Если изначально педагогическая наука для описания процесса становления личности использовала категорию «воспитание», то сегодня ряд авторов избегает употреблять дефиницию «воспитание», замещая её понятием «социализация»; иные стараются дифференцировать категории «социализация», «образование», «воспитание»; третьи считают социализацию непедагогическим понятием, поскольку понимают под ней только стихийные влияния на человека. И.Ю. Тарханова видит в социализации процесс формирования личности, который кроме сознательного освоения готовых видов социальной жизни содержит приобретение собственного социального опыта и жизненных ценностей [1].
Что же представляют собой организационно-педагогические условия социализации? Как считает «Новая философская энциклопедия», «условие - это существенный компонент комплекса объектов, вещей, их состояний, взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [2].
В своей работе мы опираемся на исследования Л.И. Саввы и ее коллег, где педагогические условия предстают «как совокупность внешних объектов и внутренних обстоятельств, определяющих существование, функционирование и развитие, эффективное решение поставленной проблемы» [3].
Организационно-педагогические условия рассматриваются в нашем исследовании как компонент социализации будущих офицеров в военном вузе. Конкретизируя понятие «организация», подчеркнем, что мы имеем ввиду внешние и внутренние сознательно создаваемые явления и используемые в образовательном военно-профессиональном пространстве для обеспечения наиболее эффективной подготовки специалистов, верных присяге и умеющих высокопро-
фессионально работать с современной военной техникой и технологиями, что и является целью образовательного процесса.
Организационно-педагогические условия призваны обеспечить социально значимый результат образовательного процесса, который способствует достижению педагогической стратегии, где основной компонент - социализация будущих офицеров [4].
В высшей школе тесно переплетаются процессы социального и профессионального становления личности, причем ввуз (военный вуз) в этом плане имеет специфические особенности по сравнению с любым гражданским вузом. Профессионализация будущего офицера начинается еще с момента профориентации и поступления, то есть «здесь и сейчас», что предполагает ускоренное прохождение всех этапов адаптации и социализации в целом.
Материалы исследования М.П Волковой убедительно доказывают: около 90% курсантов-первокурсников, поступающих в военный вуз после окончания средней школы, слабо адаптированы в обществе, практически не имеют жизненного опыта и должного уровня мотивационно-профессиональной направленности [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что приспосабливаться им приходится не только к новым, но и к жестоко регламентированным армейским условиям образования, службы, казарменного положения. Именно эти особенности существования вызывают у большей части курсантов трудности социализации в условиях военно-профессиональной среды, чем и определяется значимость всестороннего изучения ее специфики в военном вузе, в том числе - и значимость влияния личностных характеристик и их структур на успешность вхождения в армейскую профессию.
В педагогических, психологических, социологических науках начальный этап профессионализации трактуется как определяющий весь ход дальнейшей жизни человека, поскольку он включает выбор следующие компоненты:
- выбор сферы деятельности в целом;
- нахождение своего места в профессии;
- социальную приспособляемость и самореализацию в качестве эффективного члена общества.
Период обучения в вузе - важная составляющая названного этапа: здесь будущий офицер получает необходимые знания и умения, знакомится с более опытными коллегами, расширяет свое представление о профессиональной деятельности по той или иной военной специальности.
В России требования к личности военнослужащего, его психологическому образу и социальным компетенциям всегда высоки. Сейчас обществу требуются
специалисты, сочетающие глубокую профессиональную подготовку, ответственность, стремление к обновлению и обогащению своих знаний, умение решать сложные ситуативные задачи. Адаптировать процесс социализации личности к условиям военно-профессиональной среды крайне важно, поскольку именно от личностных особенностей каждого обучающего зависит не только его профессиональное становление, но успешность его социализации в целом. Чем эффективнее пройдет процесс социализации, тем выше будет готовность военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей.
Обращаясь к работам психологов и педагогов, занимающихся изучением профессиональной деятельности, мы обратили внимание на следующее предположение, выдвинутое Ю.П. Поваренковым: формирование субъекта строится на разрешении противоречий, которые определяются разницей между социальными и профессиональными требованиями к человеку и его личными возможностями и способностями [6]. Исходя из этого, в качестве ресурсов социальной успешности субъекта в профессиональной деятельности могут служить как «внутренние условия» субъекта, так и «внешние условия» (или условия среды). Эти ресурсы представляют собой не уже имеющиеся индивидуальные особенности субъекта и составляющие социальной среды, а другие внутренние или внешние явления. Усиленная работа всех функциональных систем личности ведет к образованию новых систем, повышающих результативность деятельности личности, а значит, к успешной социализации. Этот процесс взаимодействия особенно остро происходит в жестких армейских условиях. Но обретение новых социально-личностных ресурсов ведет к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста, что является одни из важнейших направлений социализации.
В современном военном образовании центром внимания становится новое отношение к личности курсанта как субъекту образовательного процесса. Военные вузы решают задачу выявления потенциала армии, сохранения славных традиций и воспитания молодого поколения, постоянно совершенствующихся как в личностном, так и в профессиональном плане [7, 8].
При этом очень важно понимать специфику военной образовательной среды, которая влияет на формирование личности по определенному образу и создает возможности для профессионального и личностного развития [9].
В учебниках по военной педагогике подробно проанализирована специфика образования в военном вузе. Вот один из примеров:
Для образовательного процесса военного вуза характерно следующее:
- должностная функция - освоение военного дела;
- образовательный процесс непрерывен и строится на коллективных и индивидуальных формах обучения;
- исключительно практическая ориентация;
- значительные психологические и физические нагрузки;
- образовательный процесс жестко регламентирован.
Учитывая специфику военно-профессиональной образовательной среды вуза и опираясь на работы доктора педагогических наук И.Ю. Тархановой [10], можно определить основные организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешную социализацию курсантов в высшей военной школе.
Во-первых, необходимо систематическое психолого-педагогическое диагностирование образовательных потребностей курсантов, определение имеющегося уровня профессиональной и социальной компетентности. В таком случае очень важным становится выявление барьеров к обучению и к профессиональной деятельности. Профессиональный интерес курсанта вообще занимает особое место в процессе социализации, поскольку рождается в ходе профессионального самоопределения и представляет собой мотивированное осознанное субъективное отношение к конкретной профессиональной деятельности, что, безусловно, способствует укреплению боеспособности армии в целом.
Во-вторых, содержание и формы реализации образовательных программ должны быть направлены на интеграцию социальной и профессиональной ком-
Библиографический список
петентностей курсантов. При этом особенно важно, что место и роль теоретических знаний переоценивается именно в процессе освоения профессиональных компетенций, а это, в свою очередь, приводит к повышению образовательного интереса. Значит, в структуре учебного модуля следует выделить этапы освоения профессиональной компетенции и спланировать оценку результатов обучения, а учебным занятиям придать практический характер и имитировать профессиональную деятельность будущих военных специалистов.
Следует понимать, что в процессе первичной реализации подобной стратегии профессионального образования социализация носит адаптивный характер: неофициальные взаимоотношения, высокая эмоциональность общения студенческого социума в первичный период социализации крайне важны.
Очевидно, что процессу совместной учебно-профессиональной деятельности присущи социальные психологические явления, оказывающие существенное влияние на личность и деятельность курсанта: это и «традиции», и «коллективное настроение», и «общественная мысль». Традиции помогают привлечь старших курсантов к процессу воспитания поступивших в вуз на основе качественно новых для них ценностных ориентаций и приоритетов. Отношение коллектива способно повысить или снизить степень активности личности. Общественная гражданская позиция влияет на формирование социально адекватных форм поведения и социально значимых качеств личности.
В-третьих, необходим высокий уровень психолого-педагогического сопровождения курсантов офицерами и преподавателями, обеспечивающего развитие их гражданской идентичности, профессиональное саморазвитие и дальнейшее самообразование на основе рефлексии. Личностно-профессиональное саморазвитие курсанта военного вуза обеспечивается на основе индивидуального и деятельностного подходов, которые реализуются посредством выстраивания субъект-субъектного педагогического общения между курсантом и преподавателем. Упомянутые подходы требуют профессиональной заинтересованности и подготовленности преподавателей и командиров подразделений. Личностное и профессиональное становление будущих офицеров российской армии во многом зависит от уровня психолого-педагогической компетентности офицеров-наставников и педагогов высшей военной школы.
Выявленные и обоснованные нами организационно-педагогические условия успешной социализации курсантов в военно-профессиональной среде взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому рассматриваются в комплексе. Неслучайно они легли в основу стратегического подхода к социализации курсантов, который мы рассматриваем как перспективу теоретической разработки главных направлений развития системы военно-профессионального образования.
На наш взгляд, стратегический подход к социализации курсантов в системе военного образования представляет собой:
- реализацию комплексного управления развитием как социальной и профессиональной сферы личности;
- замена решения текущих задач на решение перспективного развития личности;
- взгляд на образовательную ситуацию как на новый уровень социальной интеграции.
Определяя направления наших будущих исследований, мы понимаем, что интегративная стратегия подготовки военных профессионалов посредством создания соответствующей социализирующей среды требует, прежде всего, решения ряда задач методологического характера:
- проникновение в сущность социализации взрослых и выявление ее реального смысла;
- установление очевидных и скрытых причин связей смыслов теории и практики, нацеленных на достижение успешной социализации курсантов высшей военной школы средствами профессионального образования;
- создание военно-профессиональной социализирующей образовательной среды, постановка её целей и задач.
1. Тарханова И.Ю. Социализация взрослых в системе дополнительного профессионального образования. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2014.
2. Новая философская энциклопедия. https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia
3. Савва и др. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: коллективная монография. Магнитогорск: МАГУ, 2008.
4. Тарханова И.Ю. Организационно-педагогические условия социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14192
5. Волкова М.Г Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2003.
6. Поварёнков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека. Идея системности в современной психологии. Москва, 2005: 260 - 285.
7. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России. Вестник Волгоградского государственного университета Серия 4: История. Реги-оноведение. Международные отношения. 2016; № 1: 122.
8. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Механизмы формирования гражданской идентичности как социально-политического феномена гражданского общества. Граждан-ско-патриотическое воспитание детей и молодёжи в 21 веке как ресурс личностного развития человека: традиции, инновации, перспективы исследования. Ярославль, 2018: 77 - 83.
9. Кротова М.Н. О специфике индивидуально-психологических особенностей курсантов военного вуза на начальном этапе профессионализации. Вопросы теории и методики профессионального образования. Ярославль, 2018: 143 - 147.
10. Тарханова И.Ю., Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2016; № 1: 131 - 135.
References
1. Tarhanova I.Yu. Socializaciya vzroslyh v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU, 2014.
2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia
3. Savva i dr. Usloviya gumanitarizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Magnitogorsk: MAGU, 2008.
4. Tarhanova I.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14192
5. Volkova M.G. Adaptaciya kursantov voennogo vuza v usloviyah izmeneniya social'nojsredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2003.
6. Povarenkov Yu.P. Sistemogeneticheskaya koncepciya professional'nogo stanovleniya cheloveka. Ideya sistemnosti v sovremennoj psihologii. Moskva, 2005: 260 - 285.
7. Koryakovceva O.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoj Rossii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016; № 1: 122.
8. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Mehanizmy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti kak social'no-politicheskogo fenomena grazhdanskogo obschestva. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi v 21 veke kak resurs lichnostnogo razvitiya cheloveka: tradicii, innovacii, perspektivy issledovaniya. Yaroslavl', 2018: 77 - 83.
9. Krotova M.N. O specifike individual'no-psihologicheskih osobennostej kursantov voennogo vuza na nachal'nom 'etape professionalizacii. Voprosy teorii i metodiki professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavl', 2018: 143 - 147.
10. Tarhanova I.Yu., Bugajchuk T.V., Koryakovceva O.A., Kulikov A.Yu. Koncepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; № 1: 131 - 135.
Статья поступила в редакцию 25.03.20
УДК 374.7
Kayugina S.M., senior teacher, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES IN PEOPLE OF "THE THIRD AGE". The article deals with a problem of the need to form digital competencies in people of "the third age". Teaching older people the basics of computer literacy is a means of social adaptation of the older generation, a tool for overcoming the typical problems of old age (the need for communication, a variety of leisure activities, self-education, receiving public services in electronic form, paying bills and ordering goods at home). The solution to this problem is possible through the use of various social programs that reduce digital inequality between generations. When teaching people of "the third age", it is necessary to take into account age-related psychophysiological features, use explanatory-illustrative and reproductive methods.
Key words: digital competence, information technology, computer literacy, people of "the third age".
С.М. Каюгина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»
В статье раскрывается проблема необходимости формирования цифровых компетенций у лиц «третьего возраста». Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности - это средство социальной адаптации старшего поколения, инструмент преодоления типичных проблем старости (потребность в общении, разнообразие досуга, самообразование, получение государственных услуг в электронном виде, оплата счетов и заказ товаров на дом). Решение указанной проблемы возможно путем реализации различных социальных программ, благодаря которым сокращается цифровое неравенство между поколениями. При обучении людей «третьего возраста» необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности, использовать объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Ключевые слова: цифровые компетенции, информационные технологии, компьютерная грамотность, люди «третьего возраста».
В эпоху цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека современные информационные и телекоммуникационные технологии открывают для людей беспрецедентные возможности. Широкий доступ к разнообразной информации позволяет каждому человеку самореализовываться, насыщать свой ежедневный досуг и улучшать качество собственной жизни [1, 2].
Формирование цифровых компетенций является актуальной задачей не только для людей молодого и среднего возраста, но и пожилые люди, лица «третьего возраста» не должны оставаться в стороне.
Граждане пенсионного возраста составляют одну из наиболее представительных социально-демографических групп российского общества [3]. Понятие «третий возраст» пришло из геронтологии. Геронтологи условно делят жизнь человека на три периода. Первый период (до 30 лет) - период познания мира, обучения и выбора профессиональной деятельности. Второй период, следующие 30 лет или около того, - это период семьи и активной работы. Начало третьего периода связано с выходом на пенсию. В России это до недавних пор было 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В последнее время у геронтологов также сформировался четвертый период жизни - период долголетия, но этот термин используется редко [2].
Одной из наиболее важных проблем старости является социальная адаптация пожилых людей. Возрастные ограничения жизнедеятельности, психологические особенности, выход на пенсию, отказ от активной работы, изменение социальных и семейных ролей, снижение социального и семейного положения влекут за собой существенные изменения стиля, уровня и качества жизни и создают необходимость активной адаптации пожилых людей в новых условиях жизни [4].
Для успешного приспособления людей старшего возраста необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные как на процесс адаптации человека к окружающей среде, так и на изменение самой окружающей среды для создания оптимальных условий жизни и самореализации пожилых людей. Одним из важнейших аспектов активизации представителей «третьего возраста» является информационно-просветительская работа [4].
Идея продолжения образования в старости была обозначена в проекте «Образование для граждан третьего возраста», разработанном в 1996 году обществом «Знание». Центральным элементом этого проекта является решение создать народные университеты «третьего возраста». Образовательные программы в университете создавались с учетом возрастных, психологических, личностных и когнитивных особенностей пожилых людей. В реализации образовательных программ для лиц «третьего возраста» используются не только тра-
диционные методы обучения взрослых (лекции, семинары), но и инновационные (творческие работы, эссе, ролевые и деловые игры, дискуссии и т.д.). Приобретенные в университете знания и навыки помогают пожилому человеку адаптироваться к современным условиям, понимать пенсионное законодательство, права потребителей, научиться поддерживать свое здоровье, эффективно вести домашнее хозяйство и т.д. [4].
Сегодня, при переходе к информационному обществу, современные цифровые технологии позволяют упростить жизнь пожилым людям. Они помогают найти необходимую информацию по интересующему вопросу, не теряя времени и денег. Интернет-ресурсы дают пожилым людям возможность записаться к врачу, получить выписку из электронной медицинской карты с результатами анализов или, например, оплатить счета за связь и ЖКХ. На порталах органов власти можно посмотреть законодательные и нормативные акты, регулирующие предоставление медицинских, юридических и социальных услуг, а также другую информацию, представляющую интерес для старшего поколения. В сети Интернет люди пенсионного возраста могут завести новые знакомства, создать круг общения по интересам и даже найти спутника жизни. Эти возможности очень ценны для них, поскольку многие пожилые люди часто чувствуют себя одинокими. «Всемирная паутина» может стать реальным, а иногда и единственным источником общения с внешним миром (для людей с ограниченными возможностями).
Такой популярный сервис, как 1Р-телефония ^куре, Viber, WhatsApp и др.), даёт возможность общения посредством более дешёвой и даже бесплатной междугородней и международной связи. Эта технология весьма популярна среди пожилых людей, многие из которых имеют родственников или друзей как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Возрастает активность пожилых людей в «социальных сетях» [5].
Однако не у каждого пожилого человека есть возможность приобрести компьютерную технику. Кроме того, для людей пенсионного возраста актуальна проблема компьютерной неграмотности. Различные учебные курсы для пожилых людей и обеспечение для них доступа к Интернету позволят значительно повысить эффективность социальной адаптации в современном мире, повысить качество жизни.
Обучение взрослых в России рассматривается как дополнительное профессиональное образование и развивается на основе местных и региональных инициатив [6]. Несколько лет назад началась реализация различных социальных программ, с помощью которых люди «третьего возраста» имеют возможность пройти бесплатное обучение компьютерной грамотности. Например, программа