Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛА-ВУЗ КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛА-ВУЗ КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ШКОЛА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наливайко Константин Владимирович

В статье рассматривается социальное партнёрство школы и ВУЗа. Подчёркнута профориентационная функция данного взаимодействия. Рассмотрен вопрос сложности профессионального самоопределения обучающегося и обозначена актуальность данной проблемы. Рассмотрены разнообразные пути решения проблемы профориентации. В качестве ключевого решения обозначено сотрудничество школы и университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наливайко Константин Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP SCHOOL-UNIVERSITY AS A CONDITION FOR SOLVING THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article discusses the social partnership of a school and a university. The career guidance function of this interaction is emphasized. The question of the complexity of the professional self-determination of the student is considered and the relevance of this problem is indicated. Various ways of solving the problem of career guidance are considered. The cooperation of the school and the university is designated as a key solution.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛА-ВУЗ КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

контролю со стороны системы на протяжении всего учебного процесса. Важнейший аспект, который невозможно не упомянуть при рассмотрении данной программы, кроется в возможности интуитивного запоминания лексических и грамматических конструкций. Предусмотренное разработчиками аудиовизуальное сопровождение обучающего курса является качественной альтернативой изучения языка в условиях естественной среды. Программа выполняет функцию оценивания произношения тех или иных слов пользователем, предоставляя шанс на тренировку разговорной речи и корректировку ошибочных мест. Постановка корректного произношения с помощью Rosetta stone производится посредством выполнения следующих шагов: пользователю предлагается текст, который ему следует проговорить вслух, и впоследствии формируется оценка за степень соответствия фонетического звучания транслируемого в устной форме текста оригиналу. Программный продукт не только является отправной точкой для активизации свободного говорения, но и содержит в себе ряд возможностей для реализации творческого потенциала.

Еще одним не менее популярным сервисом, предназначенным для обучения иностранному языку и упоминаемым в статье Е.Ю. Чурзиной, является Duolingo. Платформа также включает языковые основы грамматики, произношения, правописания. Целостный курс делится на несколько этапов с планомерно увеличивающейся сложностью. Уникальная особенность сервиса состоит в том, что обучающиеся могут установить взаимодействие друг с другом и поучаствовать в своеобразном соревновательном процессе, предстающем в качестве дополнительного стимула для продолжения изучения языка [5].

В научной статье Е.Ю. Есионовой речь идет о том, что изучение языка происходит посредством активного и восприимчивого использования. Исходя из этого, главная задача в процессе обучения заключается в необходимости предоставления обучающимся максимального числа разнообразных способов применения языка. Не что иное, как поддержание онлайн-коммуникации с использованием искусственного интеллекта прокладывает путь к достижению эффективного обучения иностранным языкам. Автор работы приводит в пример применение так называемых чат-ботов -«разговорных агентов», способных формулировать ответы на поступающие извне предложения с опорой на языковые нормы и правила в обучении иностранным языкам. На сегодняшний день можно говорить о весьма высоком уровне развития синтаксической языковой обработки. Это достижение позволяет разрабатывать усовершенствованные версии чат-ботов с обширным количеством шаблонов для ответа и делает их применение в рамках образовательного процесса гораздо более оправданным [1].

Выводы. Теоретический обзор исследований по теме использования искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях указывает на ряд имеющихся технологий и неоспоримых преимуществ. Прежде всего, речь идет о расширении возможностей для установления продуктивного иноязычного коммуникативного процесса, стремлении учитывать индивидуальные особенности и запросы обучающихся наряду с присущим им уровнем владения иностранным языком, повышении мотивации и раскрытии творческого потенциала студентов в контексте изучения иностранных языков и прочих аспектах. Ожидается, что технологии искусственного интеллекта окажут содействие повышению эффективности изучения иностранных языков с помощью специализированных ботов, поисковых систем, машинного перевода, различных языковых приложений и сервисов.

Несмотря на множество положительных аспектов и предвосхищаемых перспектив развития, свидетельствующих о релевантности инновационных технологий задачам современной образовательной среды, все чаще подчеркивается возрастающий риск неэффективного их применения. Исследователи отмечают, что текущее цифровое поколение студентов испытывает необходимость в разработке таких подходов, которые могли бы гармонично совмещать преимущества традиционных и новых методов обучения на основе уже имеющегося опыта.

Литература:

1. Есионова, Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка / Е.Ю. Есионова // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - №. 3. - С. 155-166

2. Исламов, Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р.С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2020. - Т. 13. - №. 12. - С. 300-305

3. Колобанова, Ю.Н. Использование современных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку / Ю.Н. Колобанова // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 148-150

4. Куликова, Л.А. Внедрение современных цифровых технологий в обучении иностранным языкам и культуре / Л.А. Куликова // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 180-181

5. Чурзина, Е.Ю. Практическое применение интеллектуальных обучающих систем на уроках иностранного языка / Е.Ю. Чурзина // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. - 2017. - С. 276-281

6. Шефиева, Э.Ш., Исаева Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Э.Ш. Шефиева, Т.Е. Исаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №. 10. - С. 84-89

Педагогика

УДК 371

аспирант Наливайко Константин Владимирович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛА-ВУЗ КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается социальное партнёрство школы и ВУЗа. Подчёркнута профориентационная функция данного взаимодействия. Рассмотрен вопрос сложности профессионального самоопределения обучающегося и обозначена актуальность данной проблемы. Рассмотрены разнообразные пути решения проблемы профориентации. В качестве ключевого решения обозначено сотрудничество школы и университета.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, обучающийся, школа, ВУЗ. Annotation. The article discusses the social partnership of a school and a university. The career guidance function of this interaction is emphasized. The question of the complexity of the professional self-determination of the student is considered and the

relevance of this problem is indicated. Various ways of solving the problem of career guidance are considered. The cooperation of the school and the university is designated as a key solution.

Key words: career guidance, professional self-determination, students, school, university.

Введение. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших процессов в жизни каждого обучающегося. Зачастую старшеклассникам бывает затруднительно принять решение относительно будущей специальности. Во многом такая ситуация складывается вследствие недостаточной осведомлённости старшеклассников о структуре и системе вузовского образовательного процесса. Кроме того, свой отпечаток накладывает и достаточно низкая осведомлённость обучающихся о специфике различных профессий.

Дело в том, что в процессе школьного обучения внимание педагогического состава преимущественно уделяется подготовке старшеклассников к экзаменам, в частности к Основному и Единому государственным экзаменам. Логичным итогом такой ситуации являются обучающиеся с положительными экзаменационными результатами, при этом не имеющие представления о своём дальнейшем профессиональном будущем.

Решением данной проблемы может послужить более тесное и целенаправленное сотрудничество школы и ВУЗа. Социальное партнёрство школы и университета сможет позволить обучающимся ближе познакомиться с вузовской спецификой, а также в целом с различными университетами, направлениями и факультетами. Именно этим обусловлена актуальность настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Вопрос профориентации старшеклассников всегда был достаточно актуален. Ежегодно уже много десятилетий огромное количество обучающихся встаёт перед нелёгким выбором будущей профессии. Кроме того, с годами данная проблема становится всё более острой. На сегодняшний день профессиональное самоопределение - это особенно затруднительный процесс. Динамику актуальности этой проблемы можно объяснить следующими факторами:

1. Из года в год в высших учебных заведениях появляются новые направления. С течением времени открываются ранее не существовавшие факультеты. Разумеется, это положительно сказывается на образовательном процессе, так как обучающиеся получают возможность выбрать более узкую специализацию в интересующей области. Также с помощью увеличения направлений решается и вопрос с недостаточным количеством мест для обучения: как бюджетных, так и платных. Тем не менее, широкий выбор нередко пугает обучающихся. Затруднительно выбрать подходящий университет и факультет, когда их существует огромное количество.

2. В современном мире к специалистам, а в особенности к тем, кто получил высшее образование, предъявляется всё больше различных требований. Это происходит как с позиции работодателя, так и с общественной. Такая ситуация неизбежно влечёт за собой трудности в поиске работы даже при наличии соответствующего образования.

В идеале, чтобы проблема профессионального самоопределения разрешалась гораздо проще, каждый обучающийся должен с лёгкостью отвечать самому себе на вопрос: «Для чего я обучаюсь в школе?». На практике же далеко не каждый обучающийся сможет сформулировать полноценный ответ на данный вопрос. Так, многие обучающиеся не представляют, чем хотят заниматься по окончанию одиннадцатого класса. Сомнения относительно профессионального самоопределения закономерно влекут за собой частичную или полную потерю мотивации к образовательному процессу. Это объясняется довольно просто:

• обучающийся, который, например, мечтает работать окулистом, будет осознавать необходимость школьного образовательного процесса. С особенным усердием такой ребёнок будет заниматься на уроках химии и биологии. Кроме того, отличной будет подготовка такого обучающегося и к обязательным экзаменам по русскому языку и математике. Дело в том, что замотивированному школьнику гораздо проще даётся освоение материала. У него не возникает вопроса: «Зачем мне это нужно?»;

• если обучающийся не представляет, какую профессию хочет получить после школы, то он не сможет в должной мере принимать школьные занятия как нечто значительное и необходимое. Из-за этого неизбежно будет ухудшаться успеваемость: он будет хуже усваивать новую информацию во время школьных уроков, в связи с чем его оценки значительно снизятся, как и желание обучаться.

Печальным является факт, что таких «незамотивированных» обучающихся на практике много. Однако их нельзя полностью обвинить в отсутствии интереса к обучению. Подобно тому, как обучающимся объясняют математические правила или физические формулы, им необходимо рассказывать и об отличительных особенностях разнообразных вузовских направлений, а также о специфике существующихпрофессий. Такого рода информация позволит обучающемуся обрести достаточную осведомлённость о структуре университета как такового.

Кроме того, в процессе школьного обучения педагогическому коллективу необходимо раскрывать те или иные способности и таланты обучающихся, о которых они могли самостоятельно и не подозревать. Таким образом, неотъемлемой частью образовательного процесса в школе должны являться профориентационные занятия. Особенно необходимыми такие занятия могут стать для тех обучающихся, которые уже в ближайшие пару лет окончат школу и встанут перед выбором подходящего университета, а значит и будущей специальности.

15-17 лет - это наиболее подходящий возраст для введения профориентационных уроков или курсов не только из-за грядущего окончания школы. Данные мероприятия актуальны ещё и по той причине, что именно в эти годы, с точки зрения психологии, подросток активно занимается изучением себя: своей индивидуальности, желаний и интересов, в том числе и профессиональных. В этот период у каждого обучающегося можно выделить следующие основные психологические особенности:

• специфическое восприятие времени (отличается одновременно и от детского, и от взрослого восприятия);

• стремление к самостоятельности и независимости;

• большая зависимость от социального окружения, в большей степени от сверстников [8].

Таким образом, становится очевидно, что в старших классах необходимо проводить познавательные профориентационные занятия. Однако, как построить процесс профориентации таким образом, чтобы обучающиеся получили от него максимальное количество пользы? Этим вопросом длительный промежуток времени задаются многие общеобразовательные школы, а также гимназии и лицеи.

Правильнее всего заниматься профориентацией не только внутри школы (сюда можно отнести уроки, посвящённые данному вопросу, составленные педагогами электронные презентации и т.д.). Очень важно включать в данный процесс высшие учебные заведения, то есть преподавателей различных университетов, студентов, выпускников и т.д.

В некотором смысле школа и ВУЗ являются единым целым. И то, и другое образовательное учреждение выступает в качестве определённой ступени на пути к получению высшего образования и собственно профессии. Школа, являясь первой образовательной ступенью, должна сделать всё возможное, чтобы обучающийся не допустил ошибку, выбирая свой дальнейший профессиональный путь. Тем не менее, школа и сама по себе способна произвести определённые шаги в

рамках профориентационных занятий, проводимых для старшеклассников. К наиболее распространённым шагам школьного педагогического состава можно отнести проведение следующих мероприятий во время урочной и внеурочной деятельности:

• проведение психологических тестирований и медицинских обследований, целью которых является выявление особенностей ментального и физического здоровья, способных повлиять на выбор специализации. Кроме того, различного рода тестирования и анкетирования позволяют школьным психологам выделить наиболее значимые с профессиональной точки зрения качества тех или иных обучающихся;

• создание в школе разнообразных элективных модулей, направленных на предпрофильную подготовку старшеклассников. Тематика данных курсов может быть различной. Хорошо, если обучающиеся будут иметь большой выбор элективов, чтобы точно найти для себя что-то интересное или даже попробовать несколько разных курсов;

• проведение разнообразных творческих работ как на уроках, так и в процессе внеурочных занятий. Творческая деятельность позволяет раскрывать таланты и способности обучающихся в разных областях. Это может поспособствовать и профессиональному самоопределению обучающегося [5].

Однако, без участия университет,а процесс профориентации будет неполным. Так, при совместной деятельности школы и ВУЗа возможны следующие шаги в рамках профориентационных занятий обучающихся:

1. Экскурсии по корпусам различных университетов, включающие в себя посещение разнообразных факультетов и кафедр.

2. Проведение небольших вводных лекций для обучающихся в стенах тех или иных ВУЗов.

3. Общение обучающихся старших классов с преподавателями и студентами университетов.

4. Учебно-методическое взаимодействие педагогов и преподавателей ВУЗа (с целью создания учебных и методических пособий, проведения круглых столов по образовательным вопросам и т.д.) [11].

Социальное партнёрство школы и университета способно выступать не только в качестве эффективной профориентационной деятельности. Помимо этого, взаимодействие данных образовательных элементов может существенно повысить уровень знаний обучающихся в тех или иных областях научных знаний.

Выводы. Таким образом, в очередной раз подчёркнута актуальность темы, которая является ключевой в современной педагогике высшей и общеобразовательной школы. Вопрос профессионального самоопределения обучающихся имеет огромное значение не только для старшеклассников и их родителей. Эта проблема касается деятельности сразу двух учебных организаций - общеобразовательной школы (гимназии или лицея) и высшего учебного заведения.

Социальное партнёрство школы и ВУЗа способно стать решением важнейшей проблемы старшеклассников -профессионального самоопределения. Совместными усилиями школа и университет могут организовать всесторонние профориентационные занятия, которые позволят обучающемуся:

• узнать о своих способностях и талантах в разнообразных сферах;

• изучить специфику различных университетов и факультетов;

• получить новую полезную информацию об особенностях тех или иных профессий.

Литература:

1. Алонова, С.В. Социальное пространство «Школа-ВУЗ» как направляющий фактор мотивации учащихся / С.В. Алонова // Вестник РМАТ. - 2021. - №3. - С. 72-74

2. Бардакова, Н.М. Профессиональное самоопределение школьников / Н.М. Бардакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - С. 64-67

3. Белофост, М.Г. Школа-вуз: к вопросу о преемственности и взаимосвязи / М.Г. Белофост // Гаудеамус: Краткие сообщения. - 2004. - С. 192-194

4. Береснева, Н.В. Классный час «В поисках своего призвания»: по теме «Мир профессий и твоё место в нём» / Н.В. Береснева // Последний звонок. - 2008. - №8. - С. 11-12

5. Журавлёв, С.Н. Сопровождение профессионального самоопределения школьников / С.Н. Журавлёв, Т. Чубарова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2013. - С. 36-38

6. Копытова, Н.Е. Исследовательская работа в системе «Школа-вуз» / Н.Е. Копытова // Гаудеамус: Краткие сообщения. - 2004. - №1 (5). - С. 189-191

7. Краилина, С. Школа-вуз: опыт сотрудничества / С. Краилина // Высшее образование в России. - 2002. - №5. -С. 114-115

8. Онипко, А.А. Противоречия самоопределения современных школьников / А.А. Онипко // Дискуссия. - 2011. - №7 (15). - С. 125-129

9. Семёнова, Л.М. Проектная деятельность учащихся старших классов школы и студентов вуза в системе преемственности «Школа-вуз» / Л.М. Семёнова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - С. 121

10. Склярова, И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза / И.В. Склярова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №4 (18). - С. 124-129

11. Хохлова, М.Г. Потенциал взаимодействия школы и вуза / М.Г. Хохлова // Аграрное образование и наука. - 2012. -№2. - 14 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Наурбиева Любовь Батырбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации студентов-медиков 1 курса к образовательному процессу колледжа. Изучение проблемы адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в учреждении высшего образования является одной из актуальных проблем высшей школы, потому что именно на первом курсе формируется отношение молодых людей к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Вхождение молодых людей в систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Показана роль преподавателей учреждения среднего профессионального образования, где важной задачей является поиск наиболее эффективных подходов, методов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.