Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ'

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПЕРВОКУРСНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наурбиева Любовь Батырбековна

В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации студентов-медиков 1 курса к образовательному процессу колледжа. Изучение проблемы адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в учреждении высшего образования является одной из актуальных проблем высшей школы, потому что именно на первом курсе формируется отношение молодых людей к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Вхождение молодых людей в систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Показана роль преподавателей учреждения среднего профессионального образования, где важной задачей является поиск наиболее эффективных подходов, методов и приемов работы, обеспечивающих качественный отбор и системный подход к процессу социально-психологической адаптации первокурсников. Автор пришел к выводу что, несмотря на внушительное количество определений понятия процесса адаптации, большинство исследователей сходится в одном: адаптации личности представляет собой единый процесс, в ходе которого, с одной стороны, индивид испытывает влияние со стороны окружающей среды, с другой стороны, социальное окружение может трансформироваться под влиянием активных и осознанных действий индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE 1ST YEAR MEDICAL STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS

The paper deals with the problems of psychological and pedagogical conditions of social and psychological adaptation of 1st year medical students to the educational process of college. Studying the problem of the first-year students' adaptation to the educational process in higher education institution is one of the actual problems of higher education because exactly in the first year the attitude of young people to their studies, future professional activity and "active search for self" is formed. Young people's entry into the education system and their acquisition of a new social status of a student require them to develop new ways of behaviour that allow them to best fit their new status. The role of teachers of secondary vocational education institution is shown, where an important task is to find the most effective approaches, methods and techniques to ensure qualitative selection and systematic approach to the process of social and psychological adaptation of first-year students. The author came to the conclusion that despite the impressive number of definitions of adaptation process, most researchers agree on one thing: personality adaptation is a single process during which, on the one hand, an individual is influenced by the environment, on the other hand, the social environment can be transformed under the influence of active and conscious actions of an individual.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ»

рамках профориентационных занятий, проводимых для старшеклассников. К наиболее распространённым шагам школьного педагогического состава можно отнести проведение следующих мероприятий во время урочной и внеурочной деятельности:

• проведение психологических тестирований и медицинских обследований, целью которых является выявление особенностей ментального и физического здоровья, способных повлиять на выбор специализации. Кроме того, различного рода тестирования и анкетирования позволяют школьным психологам выделить наиболее значимые с профессиональной точки зрения качества тех или иных обучающихся;

• создание в школе разнообразных элективных модулей, направленных на предпрофильную подготовку старшеклассников. Тематика данных курсов может быть различной. Хорошо, если обучающиеся будут иметь большой выбор элективов, чтобы точно найти для себя что-то интересное или даже попробовать несколько разных курсов;

• проведение разнообразных творческих работ как на уроках, так и в процессе внеурочных занятий. Творческая деятельность позволяет раскрывать таланты и способности обучающихся в разных областях. Это может поспособствовать и профессиональному самоопределению обучающегося [5].

Однако, без участия университет,а процесс профориентации будет неполным. Так, при совместной деятельности школы и ВУЗа возможны следующие шаги в рамках профориентационных занятий обучающихся:

1. Экскурсии по корпусам различных университетов, включающие в себя посещение разнообразных факультетов и кафедр.

2. Проведение небольших вводных лекций для обучающихся в стенах тех или иных ВУЗов.

3. Общение обучающихся старших классов с преподавателями и студентами университетов.

4. Учебно-методическое взаимодействие педагогов и преподавателей ВУЗа (с целью создания учебных и методических пособий, проведения круглых столов по образовательным вопросам и т.д.) [11].

Социальное партнёрство школы и университета способно выступать не только в качестве эффективной профориентационной деятельности. Помимо этого, взаимодействие данных образовательных элементов может существенно повысить уровень знаний обучающихся в тех или иных областях научных знаний.

Выводы. Таким образом, в очередной раз подчёркнута актуальность темы, которая является ключевой в современной педагогике высшей и общеобразовательной школы. Вопрос профессионального самоопределения обучающихся имеет огромное значение не только для старшеклассников и их родителей. Эта проблема касается деятельности сразу двух учебных организаций - общеобразовательной школы (гимназии или лицея) и высшего учебного заведения.

Социальное партнёрство школы и ВУЗа способно стать решением важнейшей проблемы старшеклассников -профессионального самоопределения. Совместными усилиями школа и университет могут организовать всесторонние профориентационные занятия, которые позволят обучающемуся:

• узнать о своих способностях и талантах в разнообразных сферах;

• изучить специфику различных университетов и факультетов;

• получить новую полезную информацию об особенностях тех или иных профессий.

Литература:

1. Алонова, С.В. Социальное пространство «Школа-ВУЗ» как направляющий фактор мотивации учащихся / С.В. Алонова // Вестник РМАТ. - 2021. - №3. - С. 72-74

2. Бардакова, Н.М. Профессиональное самоопределение школьников / Н.М. Бардакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - С. 64-67

3. Белофост, М.Г. Школа-вуз: к вопросу о преемственности и взаимосвязи / М.Г. Белофост // Гаудеамус: Краткие сообщения. - 2004. - С. 192-194

4. Береснева, Н.В. Классный час «В поисках своего призвания»: по теме «Мир профессий и твоё место в нём» / Н.В. Береснева // Последний звонок. - 2008. - №8. - С. 11-12

5. Журавлёв, С.Н. Сопровождение профессионального самоопределения школьников / С.Н. Журавлёв, Т. Чубарова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2013. - С. 36-38

6. Копытова, Н.Е. Исследовательская работа в системе «Школа-вуз» / Н.Е. Копытова // Гаудеамус: Краткие сообщения. - 2004. - №1 (5). - С. 189-191

7. Краилина, С. Школа-вуз: опыт сотрудничества / С. Краилина // Высшее образование в России. - 2002. - №5. -С. 114-115

8. Онипко, А.А. Противоречия самоопределения современных школьников / А.А. Онипко // Дискуссия. - 2011. - №7 (15). - С. 125-129

9. Семёнова, Л.М. Проектная деятельность учащихся старших классов школы и студентов вуза в системе преемственности «Школа-вуз» / Л.М. Семёнова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - С. 121

10. Склярова, И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза / И.В. Склярова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №4 (18). - С. 124-129

11. Хохлова, М.Г. Потенциал взаимодействия школы и вуза / М.Г. Хохлова // Аграрное образование и наука. - 2012. -№2. - 14 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Наурбиева Любовь Батырбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации студентов-медиков 1 курса к образовательному процессу колледжа. Изучение проблемы адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в учреждении высшего образования является одной из актуальных проблем высшей школы, потому что именно на первом курсе формируется отношение молодых людей к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Вхождение молодых людей в систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Показана роль преподавателей учреждения среднего профессионального образования, где важной задачей является поиск наиболее эффективных подходов, методов и

приемов работы, обеспечивающих качественный отбор и системный подход к процессу социально-психологической адаптации первокурсников. Автор пришел к выводу что, несмотря на внушительное количество определений понятия процесса адаптации, большинство исследователей сходится в одном: адаптации личности представляет собой единый процесс, в ходе которого, с одной стороны, индивид испытывает влияние со стороны окружающей среды, с другой стороны, социальное окружение может трансформироваться под влиянием активных и осознанных действий индивида.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, социально-психологическая адаптация, студент, первокурсник, образовательный процесс, колледж.

Annotation. The paper deals with the problems of psychological and pedagogical conditions of social and psychological adaptation of 1st year medical students to the educational process of college. Studying the problem of the first-year students' adaptation to the educational process in higher education institution is one of the actual problems of higher education because exactly in the first year the attitude of young people to their studies, future professional activity and "active search for self' is formed. Young people's entry into the education system and their acquisition of a new social status of a student require them to develop new ways of behaviour that allow them to best fit their new status. The role of teachers of secondary vocational education institution is shown, where an important task is to find the most effective approaches, methods and techniques to ensure qualitative selection and systematic approach to the process of social and psychological adaptation of first-year students. The author came to the conclusion that despite the impressive number of definitions of adaptation process, most researchers agree on one thing: personality adaptation is a single process during which, on the one hand, an individual is influenced by the environment, on the other hand, the social environment can be transformed under the influence of active and conscious actions of an individual.

Key words: psychological and pedagogical conditions, socio-psychological adaptation, student, freshman, educational process, college.

Введение. Проблема студенческой адаптации к процессу обучения в условиях вузовской образовательной практики всегда являлась актуальной, так как именно на первом курсе идёт резкий переход на новые формы обучения (лекционно -семинарские) и от того как быстро и успешно приспособятся студенты к новым для себя образовательным реалиям - от этого зависит успешность дальнейшего обучения в вузе.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ источников, посвященных проблеме исследования, начнем с изучения проблемы адаптации в психолого-педагогической литературе. Каждый организм имеет свойство приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Адаптация - универсальный феномен для человека и животных, тем не менее, есть существенные различия. Если говорить об адаптации применительно к животному миру, то изменения, происходящие в организме животных, носят рефлекторный характер и могут наблюдаться, например, в изменениях работы сердца или системы пищеварения. Поведение животных тоже изменяются, но неосознаваемо. В отличие от животных человек способен на сознательные метаморфозы в процессе адаптации: в его силах корректировать свое поведение, уровень активности, характер действий при изменении условий [6, С. 101].

Исследователи процесса адаптации не пришли к единому мнению относительно происхождения и характеристик психологической адаптации личности. Тем не менее, можно условно выделить три основных направления в изучении данного вопроса: психоаналитическое, гуманистическое, когнитивное.

Первое направление - психоаналитические теории (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Беркович) и близкая к данному подходу концепция общего адаптационного синдрома, разработанная Г. Селье [8].

С позиции психоаналитической теории психологическая адаптация представляет собой некоторый результат, к которому приходит личность для достижения баланса с окружающей средой. Проходя через конфликт с окружающей действительностью, личность испытывает тревогу и в результат «вырабатывает» свои защитный реакции, происходит адаптации.

Согласно концепции общего адаптационного синдрома, разработанной Г. Селье [8], и близкой по смыслу к психоаналитической теории, личность переживает конфликт в том случае, когда социальная среда начинает ограничивать ее потребности. Как следствие - актуализируется состояние личностной тревоги, запускается процесс мобилизации ресурсов личности, начинают действовать на бессознательном уровне защитные реакции. Определить, насколько успешно прошел адаптации можно по эмоциональной составляющей: адаптированность подразумевает отсутствие личностной тревоги, неадаптированность - ее наличие.

Переходной от первого направления ко второму является позиция Э. Эриксона, согласно которой личность, проживая противоречие с окружающей средой, испытывает тревогу, запускаются защитные реакции, следствием выступает назревание конфликта или наступление гармонического равновесия с окружающей средой. Отличие от психоаналитических теорий заключается в том, что конфликт со средой - не единственный вариант разрешения противоречия, он наступает в том случае, если недостаточно продуктивно отработали защитные механизмы личности, либо среда оказалось чрезмерно требовательной. В иных случаях индивид может в достаточной мере гармонично адаптироваться к окружающей среде, этим обосновывается близость концепции Э. Эриксона гуманистическому направлению [7, С. 176].

Второе направление исследований адаптации личности - гуманистическое направление (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Гуманистическая психология критикует рассмотрение процесса адаптации с позиции стремления индивида прийти к равновесию с окружающей средой. По мнению учёных данного направления, адаптация происходит не тогда, когда личность достигла гомеостаза со средой, а тогда, когда достигла позитивного духовного здоровья, при этом ценности личности соответствуют ценностям среды. Благодаря адаптации у человека развиваются определенные, необходимые ему личностные качества.

Адаптация с позиции гуманистической психологии выглядит следующим образом: происходит конфликт индивида и окружающей среды, запускается процесс фрустрации, в результате которого у человека развиваются акты приспособления. Важно подчеркнуть, что конфликт возникает только в случае блокировки фундаментальных потребностей личности.

Для описания качества поведенческих реакций применяется критерий продуктивности. Таким образом, выделяют конструктивные поведенческие реакции и неконструктивные поведенческие реакции. Абрахам Маслоу, описывая конструктивные реакции, говорил о том, что они отвечают требованиям среды, имеют однозначную цель, направлены на решение конкретной ситуации. Поведение, основанное на конструктивных реакциях, характеризуется осознанностью. Согласно А. Маслоу, неконструктивные поведенческие реакции характеризуются агрессивностью и носят регрессивный характер. Неконструктивные поведенческие реакции не осознаются человеком и направлены на то, чтобы удалить из сознания неприятные переживания. При этом реальная проблема человека не разрешается. [4, С. 9].

Представители гуманистического направления психологии: Абрахам Маслоу и Карла Роджерс по-разному понимали природу и роль защитных реакций в процессе адаптации личности. Согласно позиции Карла Роджерса, неконструктивные реакции свойственны психически нездоровой личности.

В отличие от К. Роджерса А. Маслоу полагал, что при условии цейтнота и недостатка информации, неконструктивные реакции свойственны даже здоровым людям. В такой ситуации неконструктивные реакции помогают человеку справиться с ситуацией. Позиция А. Маслоу считается наиболее перспективной для дальнейшего развития теорий личности. Так, современные концепции исследования личности придерживаются данной точки зрения. В ситуациях череды провалов у человека может сформироваться временная защитная экстернальность. Её задача заключается в том, чтобы помочь человеку в условиях неудачи сохранить уровень более-менее адекватной самооценки и самоуважение для того, чтобы человек мог продолжать деятельность.

Резюмируя вышесказанное, можем сказать, что, представители гуманистической психологии считают, что адаптационный процесс не сводится к состоянию гомеостаза организма со средой. Уровень адаптированности может быть оценён с точки зрения успешности интеграции личности в окружающую среду.

Эмоциональное самочувствие индивида тоже рассматривается как критерий, но он носит второстепенный характер. Если поведение человека носило конструктивный характер, и он достиг оптимального взаимоотношения с окружающей действительностью, то можно говорить об адаптации. Если действия человека носили неконструктивный характер, а подходы к решению ситуаций были несостоятельны, и человек не достиг оптимального взаимоотношения со средой, то говорим принято говорить о его дезадаптации.

Третье направление в исследовании адаптации личности - когнитивный подход.

Рассмотрим формулу адаптации личности с точки зрения когнитивного подхода. При возникновении конфликта человек испытывает состояние угрозы со стороны окружающей действительности, затем следует реакции приспособления. Тем не менее, содержание данной формулы носит иной характер, нежели в рассмотренных ранее подходах. Если от окружающей действительности человек получает сигналы о том, что противоречит сложившимся в его сознании установкам, это вызывает состояние когнитивного диссонанса. Индивид переживает дискомфорт и угрозу. Далее он начинает искать пути и способы уменьшения когнитивного диссонанса. С точки зрения когнитивного подхода, адаптация также может быть рассмотрена как успешная и неуспешная. В этом случае мы говорим об адаптации и дезадаптации. Если человек адаптировался, то он не испытывает состояние угрозы. Дезадаптация связана с выраженным негативным эмоциональным переживанием [9, С. 433].

Обратимся к позиции отечественных авторов на проблему адаптации личности. Отечественные исследователи В.Д. Небылицин, П.В. Симонов и др. придерживались теории деятельности при изучении адаптационных механизмов.

Процесс адаптации, согласно мнению большинства отечественных исследователей, представляет собой единство биологического, социального и психического.

Биологическая составляющая адаптации человека заключается в том, что адаптация основана на механизмах саморегуляции, образующих динамический гомеостаз внутренней среды каждого организма.

Социальная составляющая находит свое выражение в том, что в процессе адаптации человек активно взаимодействует с окружающей социальной средой. Постепенно он входит в систему межличностных взаимосвязей, устанавливает профессиональные взаимоотношения. формирует новые социальные роли, ценности, нормы поведения.

На психическом уровне адаптация индивида находит свое выражение в том, как личностные особенности влияют на восприятие того, что происходит вокруг человека. Когда потребности личности совпадают с требованиями среды и являются удовлетворёнными, можно говорить об адаптированности данного индивида к окружающей действительности [5].

Изучая процесс и специфику адаптации человека, большинство исследователей [10, С. 44] сходится во мнении, что основной особенностью адаптации человека является способность активно и сознательно воздействовать на окружающую действительность. Для измерения степени индивидуального здоровья можно рассматривать способность живой системы подстраиваться под изменяющиеся условия среды.

М.А. Гилинский рассматривал продуктивность приспособления человека к окружающей действительностью с точки зрения способности центральных механизмов формировать на основе имеющегося опыта адекватную стратегию поведения [1, С. 35]. Качество реакции зависит от работы некоторых систем мозга, которые выполняют интегративную и регуляторные функции. Компонентами физиологической адаптации выступают привыкание и фиксация навыка адаптации. Также исследователь полагает, что особая роль принадлежит вегетативной памяти [3, С. 35].

То насколько успешно формируются навыки адаптации в поведенческих моделях, во многом зависит от эмоционального воздействия существующих раздражителей. Адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей действительности происходит на всех уровнях его деятельности.

А.А. Ильюченок изучал роль эмоций в процессе адаптации. Они могут компенсировать нехватку опыта и знаний. Но, в то же время, эмоции могут играть и негативную роль в процессе адаптации, так как каждый новый раздражитель при дефиците информации может приводить к стрессовому состоянию [2].

Часть авторов-исследователей проблемы психической адаптации личности сходится во мнении, что психическая адаптация всегда представляет собой процесс регуляция в стрессовом состоянии.

Исследователи проблемы адаптации А.К. Андреев подчеркивал, что роль адаптационного процесса заключается в необходимости выживания индивида через приспособление его потребностей к изменяющимся условиям природы и социума [2, С. 382].

Человек по-разному взаимодействует с окружающим миром, поэтому ему необходимо найти гармонию в сфере физиологического состояния и социального взаимодействия. Человек стремится к тому, чтобы и в физическом и социальном плане чувствовать себя комфортно.

В свете вышеизложенного можно так же отметить. Что часть учёных выделяют биофизиологическую и социально-психологическую.

Биофизиологическая адаптация способствует приспособление человека к условиям окружающей среды: температуре, давлению, уровню света, физические факторы, к внутренним изменениям организма.

Адаптация человека к изменившейся окружающей среде, например, к новому профессиональному коллективу, к новым межличностным связям и отношениям, получила название социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация имеет две компоненты:

• первая - увеличение количества новых ситуаций, когда некоторая социальная группа не имеет определённых нормативных предписаний о целях и результатах своей деятельности;

• вторая компонента - изменения в социальной действительности, как правило, сопряжены с появлением несуществующих ранее видов социальной деятельности, а также возникновением новых ролей в социуме. Все это ведёт к тому, что появляются специфические новые групповые нормы.

Социально-психологическая адаптивность понимается как особое состояние отношений человека и социума, когда индивид достаточно быстро, минуя внешние и внутренние конфликты, органично включаются в деятельность социума, удовлетворяет свои социальные потребности, соответствуют ролевым ожиданиям группы, а также переживает состояние самоутверждения и имеет возможность выразить свой творческий потенциал.

Выводы. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что в науке до сих пор не сложилось единой точки зрения на данную проблему.

Психоаналитическое направление под адаптацией понимает состояние, при котором личность находится в равновесии с требованиями окружающей среды.

Гуманистическое направление рассматривает адаптацию как оптимальные взаимоотношения между социумом и индивидом, достигаемые за счет конструктивного поведения человека.

Отечественные исследователи рассматривают адаптацию как единство биологической, социальной и психической компонент.

Важным аспектам в процессе адаптации является уровень приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды, также важную роль играют те возможности, которые сформированы у человека для того, чтобы поддерживать функционирование организма в процессе приспособления на должном уровне.

Эмоциональное состояние личности является показателем того, насколько эффективно происходит процесс адаптации. Положительные эмоции, а также удовлетворительное самочувствие и ощущение душевного комфорта является показателем адаптированности личности.

Цейтнот и дефицит информации являются стрессогенными факторами, которые приводят к ухудшению процесса адаптации личности, а также негативно влияют на эмоциональное состояние индивида. Жизненный опыт человека в преодолении трудностей, а также крепкое здоровье и наличие волевых качеств способствуют облегчению процесса адаптации личности.

Подводя итог, скажем о том, что, несмотря на внушительное количество определений понятия процесса адаптации, большинство исследователей сходится в одном: адаптации личности представляет собой единый процесс, в ходе которого, с одной стороны, индивид испытывает влияние со стороны окружающей среды, с другой стороны, социальное окружение может трансформироваться под влиянием активных и осознанных действий индивида.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2. Андреев А.К. Методологические принципы анализа социального приспособления и проблема приспособления личности. - Л., 1985. - С. 64-75

3. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин [Электронный ресурс]. - Мн, 2012. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/ dictionary/25. (дата обращения: 01.12.2022).

4 Дьяченко, М.И. Адаптация / М.И. Дьяченко // Психологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 100-106

5. Налчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджан [Электронный ресурс]. - URL: http://ethnopsyhology.narod.rU/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm.

6. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 100-106

7. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 365 с.

8. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 01.12.2022).

9. Солсо, Роберт. Когнитивная психология / Р. Солсо. - СПб.: Изд-во Питер, 2006. - 589 с.

10. Якиманская, И.С. Психология и педагогика: учебное пособие / И.С. Якиманская [и др.]. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Османова Хатидже Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Визуализация представляет собой один из немногих универсальных инструментов, который позволяет достигнуть максимального эффекта при изучении иностранных языков, по средствам активизации зрительной памяти, ассоциативного мышления и других видов стимулирования процесса обучения. Визуализация дает возможность задействовать оба полушария мозга, что позволяет не только быстро и качественно изучать язык, но и способствует общему развитию личности. В статье рассмотрены основные инструменты визуализации, а также принципы, на которых она должна базироваться, для достижения наибольшей эффективности при изучении иностранных языков.

Ключевые слова: визуализация, принципы, память, полушария мозга, восприятие, ассоциативное мышление. Annotation. Visualization is one of the few universal tools that allows you to achieve maximum effect when learning foreign languages, by means of activating visual memory, associative thinking and other types of stimulation of the learning process. Visualization makes it possible to use both hemispheres of the brain, which allows not only to quickly and efficiently learn a language, but also contributes to the overall development of personality. The article discusses the main visualization tools, as well as the principles on which it should be based to achieve the greatest effectiveness in learning foreign languages. Key words: visualization, principles, memory, brain hemispheres, perception, associative thinking.

Введение. В современном мире, где любое получение информации характеризуется лавинообразным ростом, нельзя не отметить тот факт, что привлечь внимание и заинтересовать, не только ребенка, но и любого взрослого возможно по средствам яркой картинки, что является продуктом креативной визуализации. Мозг современного человека настолько переполнен быстрой, и не всегда качественной информацией, что его восприятие смещается, а ракурс внимание все сложнее удерживать. В связи с этим можно констатировать факт перехода к цивилизации изображений, от текстовой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.