школьников, необходимо вести работу не только с обучающимися, но и с их родителями, в виду того, что в психолого-педагогической деятельности стоит соблюдать принцип единства требований, которые предъявляются детям.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / Асмолов А.Г. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
3. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. - СПб.: Изд-во Питер, 2019. - 400 с.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Изд-во: Оникс, 2010 - 736 с.
5. Словарь медицинских терминов / под ред. Калиничева Н. / Изд-во: Феникс, 2014 - 310 с.
6. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков // 170 тысяч слов и словосочетаний. -Изд-во: Хит-книга, 2020 - 816 с.
7. Ушинский, К.Д. Лекции в Ярославском лицее / Ушинский К.Д. // Собрание сочинений. Т. 1. - С. 54
8. Хьелл Л.А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер. -Из-во: Питер, 2019. - 608 с.
Педагогика
УДК 377.12
старший преподаватель кафедры
«Нормальная физиология» Наурбиева Любовь Батырбековна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Аннотация. В статье рассмотрены личностные факторы адаптации студентов медицинского колледжа к образовательному процессу. Проблема адаптации студентов в медицинском колледже находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды колледжа. Раскрыто понятие «адаптация». Среди множества факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации в колледже, наиболее важными можно назвать педагогические, социологические и психологические. Психологическая служба колледжа может значительно облегчить адаптацию студентов к колледжу. Рассмотрены основные признаки социальной дезадаптации: нежелание заниматься делами, касающимися учёбы в колледже, раздражительность, агрессия, повышенная тревожность, уход в себя, социофобия, нежелание подчиняться требованию общества - протест. Подход к студентам в адаптационный период должен быть мобильным, не существует чётких алгоритмов работы, содержание работы должно меняться в зависимости от ситуации. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды медицинского колледжа, то есть успешности процесса адаптации и достижения состояния адаптированности.
Ключевые слова: личностные факторы, адаптация, студент, медицинский колледж, образовательный процесс.
Annotation. The article considers the personal factors of adaptation of medical college students to the educational process. The problem of adaptation of students in medical college is now in the focus of attention of many researchers and practitioners working in the field of education. The success of training and professional development largely depends on the favorable development of a new college environment for students. Adaptation Among the many factors that influence the process of adaptation in college, the most important are pedagogical, sociological and psychological. The psychological service of the college can greatly facilitate the adaptation of students to college. The main signs of social maladaptation are considered: unwillingness to do things related to college studies, irritability, aggression, increased anxiety, withdrawal into oneself, social phobia, unwillingness to obey the demand of society - protest. The approach to students during the adaptation period should be mobile, there are no clear algorithms for work, the content of the work should change depending on the situation. The success of training and professional development largely depends on the favorable development of a new environment for medical college students, that is, the success of the adaptation process and the achievement of a state of adaptability.
Keywords: personal factors, adaptation, student, medical college, educational process.
Введение. Проблема адаптации студентов в медицинском колледже находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды колледжа. Дезадаптация в образовательном пространстве колледжа приводит к конфликтам со сверстниками и преподавателями, сложностям учебной деятельности и профессионального становления будущего специалиста.
За последние годы в России произошло несколько инцидентов, связанных со стрельбой в учебных заведениях, в результате чего пострадали люди. Анализ данных ситуаций, показал, что во всех случаях стрелки являлись студентами или выпускниками тех учебных заведений, где было совершено преступление. В социологических исследования, среди ряда причин содеянного, называются так же плохие отношения с коллективом и педагогами учебных заведений, что является свидетельством низкойсоциально-психологической адаптированности данных студентов.
Изложение основного материала статьи. Адаптация («adaptation» позднелат. - приспособление, прилаживание) этот термин впервые был введен немецким учёным Г. Аубергом в 1865 году, термин получил широкое распространение не только в общественных, но и в естественных и технических отраслях науки.
И.А. Милославская, А.А. Налчаджян, Л.П. Хохлова, Г.И. Царегородцеваи др посвятили свои работы проблеме социально-психологической адаптации.
По мнению Милославской И.А. социально-психологическая адаптация характеризуется гармоничным равновесием личности и среды, в случае нарушения этого равновесия, или расхождением реальной ситуации и личностных ценностей, может возникнуть психологический конфликт. А достижение духовного равновесия и психологического здоровья - есть цель успешной адаптации.
Адаптация имеет объективно-субъективный характер, отмечает в своей работе Л.П. Хохлова, так же автор разделяет понятия приспособление - адаптация индивида к среде, и приспосабливание - адаптация среды к индивиду. Благодаря социально-психологической адаптации, индивид в последующем легко приспособиться к повторяющимся жизненным
ситуациям, так как психика «записывает» те стандарты и стереотипы поведения, которые необходимы для жизнедеятельности в подобных ситуациях (например, снова оказавшись в новом коллективе, человек приспособиться к нему проще и быстрее чем в прошлый раз). Иными словами, благополучно протекающая адаптация приводит к устойчивой адаптивной реакции психики в типичных ситуациях, без нарушения психического здоровья и нарушения норм социальной группы [8].
А.В. Карпов определяет социально-психологическую адаптацию к колледжу, как процесс принятия личностью новых социальных ролей и форм деятельности в колледже, процесс разностороннего (содержательного, психологического, творческого, материального) приспособления студента к особенностям будущей специальности и понимается как установление оптимального режима целостного и разностороннего функционированияличности студента [2, С. 45].
Среди множества факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации в колледже, наиболее важными можно назвать педагогические, социологические ипсихологические:
• педагогические факторы, оказывающее влияние на адаптацию следующие: материально-техническая оснащение, организация учебнойдеятельности, мастерство педагогов;
• перечень социологических факторов состоит из типа образовательного учреждения, которое студент уже закончил, его возраста и социального положения;
• психологические факторы, оказывающие влияние на адаптацию следующие: индивидуально-психологические факторы, социально-психологические факторы (интеллект, направленность, мотивация к обучению,положение в группе).
С.Д. Смирнов даёт характеристику студентам, которые, по его мнению, наиболее успешно приспосабливаются к условиям колледжа - это студенты, которые выработали определенный распорядок дня, качественно и умело конспектирую лекции, систематически и умело готовятся к различным формамзанятий, зачётам и экзаменам [7].
Кукулите Т.Г. [4, С. 128] было разработано качественное описание адаптированности студентов первокурсников и описано три уровня адаптированности. Те студенты, у которых отмечен низкий уровень адаптированности, отличаются низким уровнем соматического здоровья, повышенной утомляемостью, апатией, отрешенностью при выполнении коллективных задач, повышенным уровнем тревожности, такие студенты испытывают сложности в усвоении информации, выстраивании межличностных отношений, и организации своего времени.
Для среднего уровня адаптированности характерны: средний уровень соматического здоровья, наличие низкого или среднего уровня мотивов работы в группе и выстраивания межличностных отношений, готовность преодолевать трудности и принимать волевые решения.
Высокий уровень адаптированности предполагает, что у студентов на достаточно высоком уровне сформированы навыки самостоятельной работы и умение находить необходимую учебную информацию. Такие студенты испытывают удовлетворение от общения со сверстниками, а при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателям. У студентов свысоким уровнем адаптированности как правило низкий уровень тревожностии раздражительности.
Когда идёт речь о студентах с низким уровнем адаптированности, справедливо говорить о дезадаптации.
Под социальной дезадаптацией понимают частичную или полную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности. Студент, страдающей социальной дезадаптацией, с трудом осваивает учебные предметы и находит общий язык с коллективом. Социальная дезадаптация как может характеризоваться повышенной раздражительностью и агрессивным поведением, или же напротив - замкнутостью, апатией и сниженной учебной мотивацией.
Шпак Л.Л. выделяет [10, С. 51] наиболее часто встречающиеся причины социальной дезадаптации: требования общества, которые студент не может оправдать (преподавателей или родителей), педагогическая запущенность, состояние психического и физиологического здоровья. Так же автор называет основные признаки социальной дезадаптации, среди них: нежелание заниматься делами, касающимися учёбы в колледже, раздражительность, агрессия, повышенная тревожность, уход в себя, социофобия, нежелание подчиняться требованию общества - протест.
Обучение в колледже часто требует у студента обладать многозадачностью, решать одновременно несколько проблем: посещать занятия, самостоятельно находить и изучать учебную литературу, выполнять домашние задания, реализовывать проектную деятельность, а так же участвовать в студенческой жизни.
Стиль занятий в колледже во многом отличается от того, к которому студенты привыкли за время обучения в школе -необходимо конспектировать лекции, готовиться к семинарам и лабораторным работам. Перестройка на новый стиль восприятия информации зачастую осложнён тем, что требует навыков, которые не формируются, или формируются недостаточно при обучении в школе.
Отношения с преподавателями колледжа является еще одним существенным поводом беспокойства для первокурсников. Преподаватели колледжа кажутся новоиспеченным студентам намного более официальными и безразличными в сравнении с учителями в школе, к которым молодые люди привыкли. Каждый преподаватель выдвигает свои требования к выполнению заданий и имеет индивидуальный стиль преподавания, к этим требованиям и стилю студенту невсегда легко приспособиться.
Студентам, приехавшим из других городов и проживающим в студенческом общежитии или в съёмном жилье, приходится приспосабливаться не только к изменившейся социальной роли, но и к самостоятельному быту, а также выстраивать отношения с соседями по комнате. Жизнь вдали от родителей требует высокоразвитых навыков самодисциплины, так как молодойчеловек вынужден сам планировать своё время и бюджет. Перед первокурсником стоит не всегда простая задача построения отношений с одногруппниками. Этот процесс не всегда проходит гладко, так как образование новой малой группы может сопровождаться конфликтами, связанными с распределением власти и групповых ролей.
Адаптацию может облегчить общественная и учебная активность студентов: участие в творческих конкурсах и олимпиадах по учебным дисциплинам, посещение «кружков» по интересам, занятие командными видами спорта в рамках учебного заведения, волонтерская активность. Когда студенты ведут активную общественную жизнь в учебном заведении, они получают от ВУЗа не только знания, но и улучшают свои коммуникативные способности, развивают творческие навыки, а также знакомятся с людьми со схожими интересами и возможно, находят среди них друзей и единомышленников.
Психологическая служба колледжа может значительно облегчить адаптацию студентов к колледжу - об этом в своей работе говорит Т.Н. Мартынова [6, С. 104]. Психологическая служба выполняет функцию психологического сопровождения студентов, в том числе и в адаптационный период. Функции психологической службы заключается в консультировании и оказании помощи студентам, а также профилактики психологических проблем. Согласно Т.Н. Мартыновой, работа психологической службы должна вестись по следующим направлениям: психодиагностическое - исследование и анализ индивидуальных особенностей студентов в период адаптации, цель этого направления работы психологической службы -разработка и апробация наиболее эффективных методов работы со студентами для облегчения процесса адаптации и своевременное выявление студентов из групп риска, с потенциально низкой адаптированностью; психологическое
просвещение - это направление работы психологической службы включает в себя информирование студентов по общим вопросам познавательного развития и личного роста; психологическое консультирование - работая в данном направлении, психологическая служба колледжа должна осуществлять групповые и индивидуальные консультации студентов, с целью выявления и коррекциипроблем жизненного и учебно-профессионального характера.
В социально-психологическую адаптацию к колледжу входит адаптация к образовательному процессу, к новому учебному режиму и к новой социальной группе.
В ходе адаптации к образовательному процессу колледжа, студенту предстоит адаптироваться к новому режиму обучения, возросшей учебной нагрузке, появлению новых форм учебных занятий и методов обучения. Так же первокурснику необходимо проявлять большую, в отличии от школы, самодисциплину, самоорганизацию и выполнять больший объём самостоятельной работы.
Так как процесс адаптации очень сложен и многогранен - существует огромное множество переменных, определяющие его успешность. Так, например, в одном отдельно взятом случае, общительность может выступать активным адаптором, а в другом случае - стрессоустойчивость и тд. Е.В. Виттенберг утверждает, что не существует готового «рецепта», формулы наличия и пропорции определенных качеств, обладая которыми студент наверняка успешно пройдёт путь адаптации. Однако, поощряя и взращивая в себе вышеперечисленные психологические факторы, вчерашний школьник может надеяться на успешную адаптацию.
Исследование, в котором выявлялась взаимосвязь уровня тревожности и адаптированностью студента в колледже, провела В.В. Зашихина [1, С. 629], в ходе ее исследования у студентов выявляли уровень тревожности и адаптированности, после чего искали взаимосвязь исследуемых характеристик. В результате стало ясно, что у подавляющего большинства студентов с высоким уровнем тревожности (92%), наблюдаются низкие показатели по шкале адаптированности.
Следующее исследование авторства И.В. Малышева и С.В. Галаева [5, С. 62] рассматривает проблему социально-психологической адаптации личности с точки зрения используемых копинг-поведенческих стратегий, то есть тех стереотипов поведения, которые личность проявляет в стрессовой ситуации. В рамках исследования авторы выявили, что те студенты, которые используют поведенческие копинг-стратегии - в числе которых сотрудничество, обращение, альтруизм, обладают более высоким показателями по шкале адаптированности. Студенты же, проявляющие в стрессовой ситуации эмоциональные и когнитивные копинг-стратегии, обладают более низкимипоказателями адаптированности.
А.В. Шевкун [9, С. 51] выявлял, оказывают ли организаторские и коммуникативные способности студентов какое-либо влияние на успешную адаптацию к колледжу. С помощью диагностических методик ему удалось выявить, что у 48% респондентов выявлена положительная взаимосвязь исследуемых факторов, то есть чем выше коммуникативные и организаторские способности, тем выше уровень адаптации. Однако у 52% респондентов отчётливой взаимосвязи не было обнаружено. Автор делает заключение, что организаторские и коммуникативные способности не всегда влияют на успешность адаптации в колледже, однако не стоит преуменьшать их значимость в процессе адаптации.
Личность студента с высоким уровнем перфекционизма характеризуется внутренней тревожностью и противоречивостью. Студент склонен к внешней демонстрации собственного внутриличностного благополучия -стремления к автономии, свободе и доминированию, силы личности, однако всё это маскирует общую неуверенность в себе и болезненную зависимость от общественной оценки. При этом ему свойственна демонстрация эффективности в решении деловых проблем и высоких показателей работоспособности.
Предметом исследования учёных так же стал феномен влияния уровня тревожности студента на процесс адаптации Т.М. Бабаев и Т.П. Маховицкая подводя выводы своих исследований, сходятся во мнении, о том, что в процессе адаптации к условиям обучения в высшей школе студент испытывает определённые трудности, сопровождающиеся, в соответствии с периодами учёбы, усилением или ослаблением некоторых психофизиологических показателей, в частности, уровня тревожности. Так же исследователи отмечают, что своевременная психолого-педагогическая диагностика и коррекция уровня тревожности у студентов - важный фактор эффективности образовательного процесса, мотивации к учебной и профессиональной деятельности, сохранения физического и психологическогоздоровья.
В психологии самооценку определяют, как совокупность представлений человека о самом себе, сформированное в результате сравнения себя с другими. В данном обществе в данное время. Адекватная самооценка правильно отражает способности и качества личности, то есть представление человека о самом себе соответствует действительности, такая самооценка помогает человеку ставить перед собой реальные цели и помогает критически оценить свои действия, распознать свои ошибки. Неадекватная самооценка в свою очередь может бытьзаниженная или завышенная.
Выводы. Таким образом, подход к студентам в адаптационный период должен быть мобильным, не существует чётких алгоритмов работы, содержание работы должно меняться в зависимости от ситуации. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды медицинского колледжа, то есть успешности процесса адаптации и достижения состояния адаптированности.
Литература:
1. Зашихина, В.В. Физиологические аспекты адаптации к стрессогенным ситуациям при обучении в вузе / В.В. Зашихина, Т.В. Цыганок // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 4-3. - С. 629-633.
2. Карпов, А.В. Психология профессиональной адаптации / А.В. Карпов. - Ярославль: Институт «Открытое общество» РПО, 2019 - 161 с.
3. Кузьмишкин, А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин // Молодой ученый. - 2014. -№ 3 (62). - С. 933-935
4. Кукулите, Т.Г. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в вузе / Т.Г. Кукулите // Молодой ученый. - 2018. - № 35 (92). - С. 128-132
5. Малышев, И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг поведения студентов в стрессовых ситуациях / И.В. Малышев, С.В. Галаев // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов, 2019. - Вып. 4. - С. 61-70.
6. Мартынова, Т.Н. Психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности студента в деятельности психологическойслужбы вуза / Т.Н. Мартынова // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (54). - С. 104-108
7. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 270 с.
8. Хохлова, Л.П. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания [Текст]: Тез. докл. всесоюз. конф. (11-12 апр. 1979 г., Москва). - Москва: НИИ общ. и пед. психологии, 1979. - 261 с.
9. Шевкун, А.В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса / А.В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-164
10. Шпак, Л.Л. Социология: Учеб. пособие / Л.Л. Шпак; М-во образования РФ. Кемеров. гос. ун-т. Каф. политологии и социологии. - 2. изд., перераб. и доп. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2002 (Тип. Кузбассвузиздат). - 212 с.
Педагогика
УДК 377.131.14
преподаватель Османова Аида Зайнутдиновна
ГБПОУ Ямало-Ненецкого АО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» (г. Новый Уренгой)
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования активной гражданской позиции студентов колледжа во внеурочной деятельности. Сформированное правосознание и гражданская позиция студентов является одним из значимых результатов успешной реализации целей правового воспитания в колледже. Дано толкование понятия «гражданская позиция». Рассмотрены принципы функционального подхода, включенности, интегративности и гуманизма на которых основывается процесс формирования гражданской позиции студентов. Раскрыто значение внеурочной деятельности, представляющей большие возможности для становления гражданской позиции и формирования правосознания студентов. Представлены разнообразные приемы для организации внеурочной деятельности в сфере правового воспитания, которые позволяют заинтересовать обучающихся вопросами действия и применения правовых норм, реализации и защиты прав человека, правопорядка и выражения собственного мнения.
Ключевые слова: формирование, активная гражданская позиция, студент, колледж, внеурочная деятельность.
Annotation. The article considers the process of forming an active civic position of college students in extracurricular activities. The formed legal awareness and civic position of students is one of the significant results of the successful implementation of the goals of legal education in college. The interpretation of the concept of "civil position" is given. The principles of the functional approach, inclusiveness, integrativity and humanism on which the process of forming the civic position of students is based are considered. The importance of extracurricular activities, which represent great opportunities for the formation of a civic position and the formation of legal awareness of students, is revealed. Various techniques for organizing extracurricular activities in the field of legal education are presented, which allow students to be interested in the issues of the operation and application of legal norms, the implementation and protection of human rights, the rule of law and the expression of their own opinion.
Keywords: formation, active citizenship, student, college, extracurricular activities.
Введение. В современных условиях развития общества особое значение приобретает проблема правового воспитания подрастающего поколения, которое определяет будущее любой страны, поскольку каждая страна заинтересована в том, чтобы подрастающее поколение знало, уважало и соблюдало действующие законы. Являясь одним из основных институтов социализации личности, колледж так же способствует формированию гражданской позиции студентов. Сегодня одна из главных задач, которая стоит перед колледжем - создать условия для успешного формирования активной гражданской позиции, правового сознания, правовой культуры среди подрастающего поколения, которые включают в себя знание, уважение, понимание, соблюдение законов своей страны и прав человека, проявляясь в осознанных действиях и поступках, правомерном поведении, в участии в жизни колледжа, города, страны.
На данный момент отсутствуют предложения по усовершенствованию системы правового воспитания в профессиональных образовательных организациях, в условиях, когда необходимо учитывать современные тенденции в образовательном процессе. Это ориентация на формирование таких навыков, как критическое мышление, креативность, коммуникация, координация; системно-деятельностный подход; ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и воспитания. Необходимо выяснить, как можно организовать правовоспитательный процесс при условии возникновения новых угроз вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные публичные мероприятия и сохранением роста преступности среди несовершеннолетних.
В настоящее время необходимо сформировать новый и единый подход к правовому воспитанию, как к одному из важнейших способов формирования правосознания и гражданской позиции обучающихся, который в будущем станет одним из условий соблюдения законности и правопорядка в обществе.
Вопросы, связанные с воспитанием законопослушного гражданина рассматриваются давно. Однако, выделение и рассмотрение правового воспитания как самостоятельного и ценного направления осуществления воспитательной деятельности приобретает все больший интерес среди педагогов и юристов.
Достаточно много работ посвящены формированию правовой культуры, правового сознания у обучающихся, рассматриваются психолого- педагогические аспекты правового воспитания обучающихся, а также воспитание гражданско-правовой позиции личности студента, изучается история появления и развития правового воспитания. В основном обосновывается роль правового воспитания в формировании правового сознания обучающихся, в связи с чем количество работ, которые бы рассматривали правовое воспитание еще и как способ формирования гражданской позиции обучающихся невелико. Работы М.В. Саакяна, Е.К. Матевосовой, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Кунца, А.В. Кученева, П.П. Баранова рассматривают проблемы формирования правосознания, правовой культуры, а также преодоления правового нигилизма в процессе правового воспитания.
В изменении качеств личности и поведении проявляется результат воспитания, представляющий собой компонент процесса воспитания, который отвечает за достижение поставленных целей. Результат воспитания может проявиться в общении с людьми, в процессе выполнения различных видовдеятельности, в поступках. Все это будет отражать отношение человека к окружающему его обществу. Это и отношение к семье, к друзьям, к учебе, к вещам, к стране, к культурным и общественным ценностям.
Изложение основного материала статьи. Одним из значимых результатов успешной реализации целей правового воспитания в колледже, будут являться сформированное правосознание и гражданская позиция студентов. Обращаясь к работе Д. А. Кунц, можно увидеть, что «в юридической науке понятие правосознание имеет множество значений: - как знание, правосознание представляет собой систему знаний о праве, об истории и становлении развития права, его современного состояния; - как отражение, правосознание есть отражение правовых явлений и представлений о должном правопорядке; -как отношение, правосознание выступает отношение человека к действующему праву, к поведению людей, к своим правам и обязанностями; - как восприятие, правосознание является интеллектуальным и эмоциональным восприятием правовой информации; - как представление о праве» [2, С. 163].
Основываясь на принципе единства сознания и деятельности, можно сказать, что правосознание будет проявляться в активной деятельности обучающихся в сфере правовых отношений. Это может включать в себя более уверенную и грамотную реализацию своих прав, ответственное исполнение обязанностей и выполнение общественных поручений, инициирование важных общественных дел, участие в жизни колледжа, района, города, страны, участие в социально-значимых проектах, негативное отношение к проявлению противоправного поведения. Проявляясь в волевом элементе