Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 351-354. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 351-354.
Научная статья УДК 377:316.614
https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.52
Психолого-педагогическая диагностика адаптации студентов-первокурсников в колледже Сергей Николаевич Игошин
Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7071-4258
Аннотация. В статье обосновывается роль и место психолого-педагогической диагностики в системе педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде колледжа с позиции значимости её эффективности для дальнейшего профессионального становления обучающихся. Раскрывается сущность понятия «психолого-педагогическая диагностика». Представлены направления, показатели и методики определения уровня психофизиологической, социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде колледжа. Охарактеризованы результаты психолого-педагогической диагностики уровня адаптированности обучающихся, проведённой на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства». На основе анализа данных доказана необходимость психолого-педагогической диагностики как важного компонента организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся учреждения СПО. Представленный инструментарий диагностики уровня адаптированности студентов колледжа может быть использован в практике организаций профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, колледж, психолого-педагогическая диагностика, педагогическое сопровождение, студенты-первокурсники, образовательный процесс
Для цитирования: Игошин С.Н. Психолого-педагогическая диагностика адаптации студентов-первокурсников в колледже // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 351-354. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.52.
Original article
Psychological and pedagogical diagnostics of adaptation of first-year college students Sergey N. Igoshin
Penza College of Architecture and Construction, Penza, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7071-4258
Abstract. The author substantiates the role and place of psychological and pedagogical diagnostics in the system of pedagogical support for the adaptation of first-year students to the educational environment of the college from the standpoint of the importance of its effectiveness for the further professional development of students. The essence of the concept of "psychological and pedagogical diagnostics" is revealed. The directions, indicators and methods for determining the level of psychophysiological, socio-psychological and educational-professional adaptation of first-year students to the educational environment of the college are presented. The results of psychological and pedagogical diagnostics of the level of adaptation of students, carried out on the basis of Penza College of Architecture and Construction, are characterized. Based on the analysis of the data, the necessity of psychological and pedagogical diagnostics as an important component of the organization and pedagogical support of the adaptation of students of the institution of secondary vocational education has been proved. The presented toolkit for diagnosing the level of adaptation of college students can be used in the practice of vocational education organizations.
Keywords: adaptation, adaptedness, college, psychological and pedagogical diagnostics, pedagogical support, first-year students, educational process
For citation: Igoshin S.N. (2021) Psychological and pedagogical diagnostics of adaptation of first-year college students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 351-354. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.52 (In Russian).
На современном этапе функционирования системы среднего профессионального образования (СПО) одной из значимых проблем является адаптация студентов-первокурсников к образовательному процессу колледжа. От уровня адаптации напрямую зависит не только эффективность учебной деятельности обучающихся, овладение ими необходимыми навыками и компетенциями, но и их дальнейшая успешность в профессиональной сфере, а также личностное разви-
© Игошин С.Н., 2021
тие. В этой связи организация педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников на современном этапе развития теории и практики СПО становится особенно актуальной (Еременко, 2018).
Одним из значимых условий эффективного осуществления педагогического сопровождения адаптации студентов колледжа является психолого-педагогическая диагностика. Поэтому целью нашего исследования выступает определение её роли и места как компонента педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа. В качестве методов исследования были использованы: анализ и обобщение научной информации по вопросам адаптации студентов-первокурсников к условиям организаций среднего профессионального образования; анкетирование; а также обобщение и систематизация данных, полученных в ходе использования методов психодиагностики.
Диагностический подход в образовании изучался А.С. Белкиным, Ю.К. Бабанским, В.П. Бес-палько, Н.М. Борытко, Е.А. Михайлычевым, М.И. Рожковым и др. В исследованиях данных авторов диагностическая деятельность педагогических работников рассматривается как средство оптимизации обучения и воспитания. Вопросу применения психолого-педагогической диагностики в педагогической практике посвящены также исследования О.А. Воскрекасенко, Н.И. Вьюновой, Г.Б. Горской, Е.А. Колотовкиной, А.В. Лапшовой, Н.Л. Сомовой, Н.Г. Супрун и др. Однако роли и месту психолого-педагогической диагностики в процессе педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа в современной науке уделяется недостаточно внимания.
В настоящее время психолого-педагогическая диагностика в научных исследованиях трактуется как «деятельность по выявлению актуального состояния тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленная на управление качеством образовательного процесса» (Лапшова и др., 2018: 195). Психолого-педагогическая диагностика, являясь отправным моментом в осуществлении педагогического сопровождения адаптации обучающихся, позволяет определить исходный уровень адаптированности студентов-первокурсников, а также эффективность осуществляемого комплекса корректирующих мероприятий (Воскрекасенко, 2020). Психолого-педагогическая диагностика непосредственно направлена не только на изучение изменений личности студентов, но и на поиск благоприятных условий протекания процесса формирования их личности, управление и коррекцию педагогического взаимодействия. Использование психолого-педагогической диагностики на этапе адаптации студентов-первокурсников к условиям образовательной среды организации СПО позволяет эффективно организовать психолого-педагогическое сопровождение студентов первых лет обучения (Свинарева, 2016).
В ходе психолого-педагогической диагностики, проведенной на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства», в рамках реализации первого констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению адаптации обучающихся, было осуществлено определение исходного уровня адаптированности студентов-первокурсников на момент поступления в колледж. В диагностике принимали участие 103 обучающихся первого курса, составившие контрольную (КГ - 50 человек) и экспериментальную (ЭГ - 53 человека) группы. Целесообразность выделения КГ и ЭГ обоснована необходимостью объективной оценки эффективности комплекса мероприятий по организации и осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников, что планируется к осуществлению на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
В соответствии с видами адаптации обучающихся (психофизиологической, социально-психологической и учебно-профессиональной) были определены показатели адаптированности, под которые был подобран соответствующий диагностический инструментарий. Так, для определения уровня психофизиологической адаптированности (определение состояния здоровья, уровня физической подготовки, стрессоустойчивости, а также организации режима труда и отдыха) была составлена анкета «Психофизиологическая адаптация студентов колледжа». Полученные данные диагностики представлены в таблице 1 .
Таблица 1 - Результаты диагностики психофизиологической адаптированности
студентов-первокурсников
Группы Уровень (%)
высокий средний низкий
ЭГ 16 31 53
КГ 15 29 56
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что только меньшая часть студентов (КГ - 15 %; ЭГ - 16 %) обладает высоким уровнем психофизиологической адаптированности. Каждый второй студент характеризуется низким (в ЭГ - 53 %; в КГ - 56 %), а каждый третий -средним (в ЭГ - 31 %; в КГ - 29 %) уровнем психофизиологической адаптированности, что актуализирует работу по педагогическому сопровождению адаптации обучающихся колледжа.
Определение исходного уровня социально-психологической адаптированности (овладение обучающимися новой социальной роли «студента колледжа», установление адекватных связей с новым социальным окружением, удовлетворенность результатами деятельности, эмоциональное самочувствие) осуществлялось с помощью шкалы социально-психологической адапти-рованности К. Роджерса и Р. Даймонда, позволяющей выявить внутренние факторы, снижающие эффективность протекания адаптационных процессов (Толканюк, 2019). Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты диагностики социально-психологической адаптированности
студентов-первокурсников
Группы Уровень (%)
высокий средний низкий
ЭГ 23 48 29
КГ 25 43 32
Так, для испытуемых с высоким уровнем социально-психологической адаптированности (в ЭГ - 23 %; в КГ - 25 %) характерны овладение новой социальной ролью студента колледжа, соответствующими предписаниями ролевого поведения, состояние уверенности, спокойствия и уравновешенности, а также ощущение удобства в новых условиях. При этом обучающиеся не только испытывают чувство удовольствия и оптимизма, но и открыто их выражают. Для данных обучающихся также характерно установление адекватных связей с новым социальным окружением (преподавательским составом, студентами других групп, специальностей и т. д.), удовлетворенность результатами своей деятельности. В свою очередь студенты-первокурсники со средним уровнем социально-психологической адаптированности (в ЭГ - 48 %; в КГ - 43 %) недостаточно уравновешены, испытывают сложности в установлении связей с новым социальным окружением, с трудом овладевают новой социальной ролью и соответствующими предписаниями ролевого поведения. Для студентов-первокурсников с низким уровнем социально-психологической адаптированности (в ЭГ - 29 %; в КГ - 32 %) характерны хронический эмоциональный дискомфорт, повышенная тревожность, беспокойство, напряжённость, низкая самооценка, неуверенность в себе, своих силах и возможностях, конфликтное поведение, изоляция, яркое проявление индивидуализма и эгоцентризма.
Для определения исходного уровня учебно-профессиональной адаптированности студентов-первокурсников (академическая успеваемость, успешное овладение учебными умениями и навыками) использовалась методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), которая позволяет выявить обучающихся, испытывающих трудности в учебной деятельности, а также методически обеспечить их педагогическое сопровождение и исследовать эффективность проделанной работы (Чепарухина, 2019). Результаты диагностики представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты диагностики учебно-профессиональной адаптированности
студентов-первокурсников
Группы Уровень(%)
высокий средний низкий
ЭГ 18 52 30
КГ 17 54 29
Данные диагностики показали, что студенты с высоким уровнем учебно-профессиональной адаптированности составляют меньшинство (в ЭГ - 18 %; в КГ - 17 %). Студенты-первокурсники со средним уровнем составляют половину выборки (в ЭГ - 52 %; в КГ - 54 %). Они демонстрируют недостаточное овладение учебно-профессиональными умениями и навыками для осуществления успешной учебной деятельности и, как следствие, удовлетворительную академическую успеваемость. В свою очередь низкий уровень учебно-профессиональной адаптированности характеризует каждого третьего обучающегося (в Эг - 30 %; в КГ - 29 %). Данные студенты с трудом осваивают учебные предметы, испытывают затруднения в ходе ответов на учебных занятиях, у них отсутствует готовность к осуществлению учебно-профессиональной деятельности и, как следствие, они демонстрируют академическую неуспеваемость по изучаемым учебным дисциплинам.
Общая усредненная характеристика уровня адаптированности студентов-первокурсников представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Общая усредненная характеристика уровня адаптированности
студентов-перовкурсников
Группы Уровень (%)
высокий средний низкий
ЭГ 18,9 43,4 37,7
КГ 19,4 43 37,6
Представленные выше обобщённые данные свидетельствуют о том, что значительный процент студентов с низким уровнем адаптированности (в ЭГ - 37,7 %; в КГ - 37,6 %) по всем исследуемым параметрам актуализирует организацию работы по педагогическому сопровождению адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде колледжа. В свою очередь отсутствие значимых различий в данных ЭГ и КГ позволит впоследствии определить эффективность проделанной работы.
Значимое место в системе педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа занимает психолого-педагогическая диагностика. На начальном этапе организации и осуществления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников она позволяет определить исходный уровень адаптированности как в целом, так и по отдельным направлениям протекания адаптационных процессов (психофизиологическому, социально-психологическому и учебно-профессиональному). Полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы объективные данные выступают основой разработки программ адресной помощи и поддержки студентов в ситуации адаптации на формирующем этапе, способствуя успешному преодолению ими трудностей адаптационного периода.
Список источников:
Воскрекасенко О.А. Психолого-педагогическая диагностика в системе педагогического сопровождения развития социальной адаптивности студентов в высшей школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 103-108. https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.18.
Еременко Л.А. Адаптация студентов-первокурсников колледжа // Технолого-экономическое образование. 2018. № 10. С. 73-77.
Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Пескова Н.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 195-198.
Свинарева О.В. Диагностика адаптации курсантов к образовательному процессу образовательной организации: современное состояние и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 232-236.
Толканюк З.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 79-81.
Чепарухина Е.А. Дидактическая адаптация студентов колледжа как социально-педагогическая проблема // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 218-222.
References:
Cheparukhina, E.A. (2019) Didactic adaptation of college students as a social-pedagogical problem. Journal of Shadrinsk State Pedagogical University. (4). 218-222. (In Russian)
Eremenko, L.A. (2018) Adaptatsiya studentov-pervokursnikov kolledzha [Adaptation of first-year college students]. Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie [Technological and economic education]. (10). 73-77. (In Russian)
Lapshova, A.V., Tsyplakova, S.A., Peskova, N.V. (2018) Psychological and pedagogical diagnosis in the professional activity of a teacher. Problems of modern pedagogical education. (60-3). 195-198. (In Russian)
Svinareva, O.V. (2016) Diagnostics of the adaptation of cadets to the educational process of the educational organization: current state and prospects. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. (1). 232-236. (In Russian)
Tolkanuk, Z.A. (2019) Socio-psychological adaptation of students-freshmen in college. Humanitarian Balkan Research. (3:2). 79-81. (In Russian)
Voskrekasenko, O.A. (2020) Psychological and pedagogical diagnostics in the system of pedagogical support for development of social adaptability of higher school students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9). 103-108. Available from: https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.18. (In Russian)
Информация об авторе
С.Н. Игошин - педагог дополнительного образования, Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия.
Information about the author
S.N. Igoshin - extended education teacher, Penza College of Architecture and Construction, Penza, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.12.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.