Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Наталия Александровна

Статья посвящена проблеме моделирования процесса педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса. Представлены различные подходы к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение»: с точки зрения структуры и содержания деятельности; с позиции ресурсного подхода и профессиональной педагогической деятельности, а также педагогической системы и повышения эффективности обучения с помощью дидактического материала. Раскрываются особенности применения метода моделирования в педагогической науке. Представлена модель педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса. Модель включает в себя ориентационно-целевой, информационно-содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-критериальный блоки, каждый из которых выполняет определённые функции в процессе педагогического обеспечения адаптации обучающихся. Модель рассматривается как механизм практического осуществления педагогического обеспечения успешной адаптации обучающихся первого курса в условиях колледжа, входящего в состав многоуровневой образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF COLLEGE STUDENTS’ ADAPTATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX: MODELING THE PROCESS

The problem of modeling the process of pedagogical support of adaptation of college students in the educational environment of a multilevel educational complex is viewed. Various approaches to defining the essence of the concept of pedagogical support are presented: from the point of view of the structure and content of activities; from the standpoint of the resource approach and professional pedagogical activity, as well as the pedagogical system and increasing the effectiveness of teaching with the help of didactic material. The features of the application of the modeling method in pedagogical science are revealed. The model of pedagogical support of adaptation of college students in the educational environment of a multilevel educational complex is presented. The model includes orientation-target, information-content, procedural-activity and evaluative-criteria blocks, each of them performs certain functions in the process of pedagogical support of students' adaptation. The model is considered as a mechanism for the practical implementation of pedagogical support for the successful adaptation of the first-year students in a college, which is a part of a multilevel educational organization.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 178-182. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 178-182.

Научная статья УДК 377.5

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.30

Педагогическое обеспечение адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса:

моделирование процесса

Наталия Александровна Остапенко

Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия, ostapenckonatalia@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0176-0282

Аннотация. Статья посвящена проблеме моделирования процесса педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса. Представлены различные подходы к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение»: с точки зрения структуры и содержания деятельности; с позиции ресурсного подхода и профессиональной педагогической деятельности, а также педагогической системы и повышения эффективности обучения с помощью дидактического материала. Раскрываются особенности применения метода моделирования в педагогической науке. Представлена модель педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса. Модель включает в себя ориентационно-целевой, информационно-содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-критериальный блоки, каждый из которых выполняет определённые функции в процессе педагогического обеспечения адаптации обучающихся. Модель рассматривается как механизм практического осуществления педагогического обеспечения успешной адаптации обучающихся первого курса в условиях колледжа, входящего в состав многоуровневой образовательной организации.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, адаптация, образовательная среда, многоуровневый образовательный комплекс, моделирование, модель, учебный процесс.

Для цитирования: Остапенко Н.А. Педагогическое обеспечение адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 178-182. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.30.

Original article

Pedagogical support of college students' adaptation in the educational environment of a multilevel educational complex: modeling the process

Natalia A. Ostapenko

Penza State Technological University, Penza, Russia, ostapenckonatalia@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0176-0282

Abstract. The problem of modeling the process of pedagogical support of adaptation of college students in the educational environment of a multilevel educational complex is viewed. Various approaches to defining the essence of the concept of pedagogical support are presented: from the point of view of the structure and content of activities; from the standpoint of the resource approach and professional pedagogical activity, as well as the pedagogical system and increasing the effectiveness of teaching with the help of didactic material. The features of the application of the modeling method in pedagogical science are revealed. The model of pedagogical support of adaptation of college students in the educational environment of a multilevel educational complex is presented. The model includes orientation-target, information-content, procedural-activity and evaluative-criteria blocks, each of them performs certain functions in the process of pedagogical support of students' adaptation. The model is considered as a mechanism for the practical implementation of pedagogical support for the successful adaptation of the first-year students in a college, which is a part of a multilevel educational organization.

Keywords: pedagogical support, adaptation, educational environment, multilevel educational complex, modeling, model, educational process.

For citation: Ostapenko N.A. Pedagogical support of college students' adaptation in the educational environment of a multilevel educational complex: modeling the process // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 178-182. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.30.

В настоящее время в современной системе образования большое внимание уделяется среднему профессиональному образованию. Одной из причин данного обстоятельства является рост числа обучающихся, поступающих в колледж. С одной стороны, девятиклассников беспокоит предстоящая сдача единого государственного экзамена, с другой стороны, поступление в

колледж с возможностью дальнейшего обучения в высшем учебном заведении характеризуется наименьшими материальными, социальными и эмоциональными затратами.

В современной педагогической и психологической литературе уделяется достаточно большое внимание вопросам жизненного выбора, социализации и адаптации школьников. Однако в момент поступления в среднее профессиональное учебное заведение вся устоявшаяся за школьные годы жизнь претерпевает значительные изменения [1]. У юношей и девушек уже в который раз меняются жизненные цели, приоритеты, и перед ними вновь встаёт необходимость адаптироваться к новым условиям. При переходе к студенческой жизни происходит переосмысление, прежде всего, системы ценностных ориентаций. Изменяется не только статус обучающегося, но и круг его общения. Иногда поступление в учебное заведение сопряжено с переездом на новое место жительства, в другой город.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема адаптации обучающихся первого курса к образовательному процессу колледжа. Первый курс очень важен для студентов, так как именно здесь и сейчас закладываются основы будущих специалистов, формируется отношение к обучению, к выбранной профессии. Характер протекания процесса адаптации, его успешность во многом определяются спецификой самой образовательной среды [2, с. 152]. Особенные условия для адаптации обучающихся складываются в колледжах, входящих в состав многоуровневых образовательных комплексов (МОК) [3].

МОК позволяет не только осуществлять большое количество образовательных услуг, но и предоставляет возможность обучающимся получать уникальную разноуровневую профессиональную специализацию. Отметим, что в процессе адаптации обучающихся первого курса к образовательной среде МОК происходит постепенный переход с учебной деятельности на профессиональную, со сменой ценностных ориентаций, интересов, действий и результатов. В условиях МОК существуют дополнительные обстоятельства, которые способствуют благоприятному переходу интересов обучающихся.

Для педагогического обеспечения успешной адаптации необходима целенаправленная деятельность, включающая в себя целый комплекс мероприятий и условий моделирования данного процесса. В этой связи целью работы является моделирование процесса педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде МОК как основы практического решения социально-педагогической проблемы.

Процесс адаптации обучающихся колледжа, при всей его целостности, включает в себя в качестве важнейших составляющих учебно-профессиональную и социально-психологическую адаптацию. Под учебно-профессиональной адаптацией понимается приспособление студентов-первокурсников к структуре и организационно-педагогическим условиям функционирования образовательного процесса, в котором значимое место отводится организации самостоятельной работы с обучающимися. Социально-психологическая составляющая целостного процесса адаптации студентов колледжа связана с их приспособлением, в первую очередь, к группе, в которой они обучаются, складывающимся в ней нормам и правилам взаимодействия, а также образовательной среде колледжа в составе МОК.

Благоприятное течение процессов учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации студентов колледжа во многом связано с организацией и осуществлением педагогического обеспечения данных процессов в многоуровневой образовательной организации. В научной литературе педагогическое обеспечение рассматривается с разных позиций:

• структуры и содержания деятельности (Л.М. Бочкова, Т.А. Самолыга);

• ресурсного подхода (И.А. Гусева, М.А. Райкина, Г.В. Чекмарёв);

• профессиональной педагогической деятельности (Ю.В. Яковлева, В.В. Измайлова);

• педагогической системы, включающей совокупность методов и средств (П.П. Ростовцева, А.В. Бедарёва);

• повышения эффективности обучения с помощью различных дидактических материалов, форм и методов организации образовательного процесса (Я.А. Глазова, В.С. Торохтий, Ч. Купи-севич).

Так, например, в исследовании О.А. Воскрекасенко предлагается достаточно убедительная трактовка понятия «педагогическое обеспечение», в соответствии с которой «под педагогическим обеспечением понимается вид профессиональной деятельности по активизации личностных и институциональных ресурсов образовательной организации, необходимых для эффективной реализации образовательного процесса и развития потенциала личности обучающегося» [4, с. 28].

Сам процесс педагогического обеспечения успешной адаптации студентов-первокурсников колледжа в образовательной среде МОК характеризуется рядом специфических черт, которые целесообразно учитывать при разработке модели данного процесса. Во-первых, особенности, связанные с возможностями и функциональной структурой образовательной среды МОК как внешних условий адаптации. Во-вторых, особенности, связанные с вхождением обучающихся

колледжа в ранний юношеский возраст, актуализирующий проблему профессионального и личностного самоопределения. Учёт данных особенностей, а также сущности педагогического обеспечения как вида профессиональной деятельности позволил разработать модель педагогического обеспечения адаптации обучающихся коллежа в образовательной среде МОК.

Сам метод моделирования применяется в педагогической науке достаточно давно. Особенности модельного подхода, а также представление о методах моделирования в педагогике рассматривались такими учеными, как Ю.К. Бабанский, А.А. Братко, Т.А. Ильина, Л.Б. Ительсон и др. Моделирование учебного процесса освещали в своих публикациях С.И. Архангельский,

A.Н. Дахин, И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин, И.Г. Шендрик,

B.А. Ясвин и др. В качестве ключевого результата моделирования выступает модель, представляющая собой искусственно созданный объект в виде схемы, формулы и т. д. Созданная модель позволяет воспроизвести в более простом и обобщенном виде содержание, структуру, условия и взаимоотношения между этими объектами.

В педагогике модель считается образцом для определения и оценки правильности последующих действий, а также форм, средств и методов организации образовательного процесса. Кроме того, педагогическая модель выполняет множество различных функций, таких как построение, развитие, оформление наглядности, организации образовательного процесса. Стоит отметить, что в модели представлены и рассматриваются наиболее важные структурные компоненты, а также условия и свойства исследуемого процесса, что позволяет не только оценить его перспективы, но и спрогнозировать тенденции дальнейшего развития. По мнению Ш.М. Мухамеджа-нова, «практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании определяется её адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования» [5, с. 45].

Модель педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде МОК отражает систему поэтапной целенаправленной деятельности субъектов педагогического обеспечения по актуализации возможностей образовательной среды МОК и развитию личностного адаптационного потенциала обучающихся.

В структуру модели в качестве её компонентов включены ориентационно-целевой, информационно-содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-критериальный блоки, каждый из которых выполняет определённые функции в процессе педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в условиях МОК. Графически модель представлена на Рис.1.

Ориентационно-целевой блок модели, выполняя ориентационную функцию, включает в себя цель и задачи деятельности субъектов образовательного процесса по педагогическому обеспечению успешной адаптации студентов колледжа, а также ведущие принципы его организации и осуществления на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного и средового подходов.

Информационно-содержательный блок выполняет описательную функцию, способствуя формированию представления об этапности деятельности по педагогическому обеспечению адаптации обучающихся, её основных направлениях и программах, позволяющих её реализовать.

В свою очередь процессуально-деятельностный блок выполняет инструментально-технологическую функцию. Он включает в себя весь педагогический инструментарий (формы, методы, приёмы, средства), позволяющий актуализировать как возможности образовательной среды МОК, так и заложенный в каждом обучающемся адаптационный потенциал личности.

Оценочно-критериальный блок разработанной модели включает в себя показатели уровня учебно-профессиональной и социально-психологической адаптированности обучающихся. Данный блок модели, выполняя рефлексивную функцию, позволяет оценить уровень, а также соотнести поставленные цели и задачи педагогического обеспечения с полученными результатами.

В качестве ожидаемого результата реализации описанной модели выступает обучающийся колледжа, характеризующийся достаточным для успешного осуществления его профессиональной подготовки уровнем учебно-профессиональной и социально-психологической адаптированности. Реализация модели педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде МОК рассматривается как механизм практического осуществления педагогического обеспечения успешной адаптации обучающихся первого курса в условиях колледжа, входящего в состав многоуровневой образовательной организации, позволяющей актуализировать потенциал образовательной среды и самой личности студента.

Таким образом, с целью успешной профессиональной подготовки студентов колледжа в составе МОК необходимо осуществление целенаправленной деятельности по педагогическому обеспечению адаптации студентов-первокурсников. Одним из методов научно-обоснованного решения данной социально-педагогической проблемы выступает моделирование педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа в образовательной среде МОК. Проверка на практике эффективности разработанной модели станет следующей исследовательской задачей.

§ §

Я «о

^ ©

а я

а ч

8 и

оая

-1

о 2 «§

I :Е I «

Э л

I Г

а н о в £

= ^

о

5 '5

§ £

^ н

а

« Я

Й л

° к а 2

к " м «

% 1 1

ё 1

« |

а

* 1

а

а 1

4 1

X

1

5 1 1

Цель: успешная адаптация обучающихся колледжа как условие эффективности профессиональной подготовки

Задачи:

1. Обеспечение успешной учебно-профессиональной адаптации обучающихся колледжа.

2. Обеспечение успешной социально-психологической адаптации обучающихся колледжа.

Подходы

Системный Личностно-ориентированный Компетентностный Средовой

1 Принципы г

- целостности; - комплексности; - развития - центрации; - субъектности; - самоактуализации -конкурентоспособности; - социального закаливания; - проблемности - сообъектности; - опосредованности; - функциональности

Э Т А П Ы

I этап - ориентационно-диагностический

1

II этап - деятельностно-технологический

III этап - оценочно-рефлексивный

С У Б Ъ Е К Т Ы

Социально-г сихологическое

> г

Учебно-профессиональное

- преподаватели;

- классные руководители;

- практические психологи;

- тьюторы и др.

Н А П Р А В Л Е Н И Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы: «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся колледжа», «Тренинг адаптационного потенциала»

Учебно-пофессиональная адаптация Социально-психологическая адаптация

Формы

лекции, лабораторные работы, семинары, практические занятия, научно-практические конференции, олимпиады, консультации и др. индивидуальная и групповая работа по результатам исследований, индивидуальная психологическая консультация, тренинговые занятия, культурно-массовые мероприятия, собрания для первокурсников, классные часы, круглые столы и др.

Методы

решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, упражнения, объяснение, самостоятельная работа, иллюстрация и демонстрация, метод проектов, кейс-метод и т.д. деловые и ролевые игры, мозговой штурм, дискуссия, творческая визуализация, проективный рисунок, создание ситуаций успеха и неуспеха, доверительная беседа, акцент на достоинствах, создание ситуации выбора и т.д.

Показатели

Учебно-профессиональная адаптация Социально-психологическая адаптация

- академическая успеваемость; - успешное овладение учебными знаниями, умениями и н авыками; - профессиональная направленность - эмоциональное самочувствие, активность, комфортность; - принятие новой социальной роли «студент колледжа»; - установление адекватных доброжелательных взаимоотношений с новым социальным окружением; - удовлетворенность результатами собственной деятельности

Уровни: низкий, средний, высокий

Результат: обучающийся с достаточным уровнем адаптированности для успешного осуществления профессиональной подготовки.

кн

I

Рисунок 1 - Модель педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа

в образовательной среде МОК

Список источников:

1. Попова Ю.И., Шкуропий К.В., Аветисян Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение учебной адаптации обучающихся колледжа // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8 (76). С. 61-66. https://doi.org/10.24158/spp.2020.8.10.

2. Глухова Н.Н. Денисова Л.Г. Адаптация студента первого курса к новой жизни // Педагогические науки: вопросы теории и практики: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 30 января 2021 года. Пенза, 2021. С. 151-155.

3. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции СПО и ВПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 275-278.

4. Воскрекасенко О.А. Категория «педагогическое обеспечение» в спектре научно-понятийного поля педагогической науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 52-55.

5. Мухамеджанов Ш.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность // Наука и мир. 2019. Т.2. № 4 (68). С. 44-47.

Информация об авторе Н.А. Остапенко - аспирант кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия.

Information about the author N.A. Ostapenko - PhD student, Pedagogy and Psychology Department, Penza State Technological University, Penza, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.09.2021;

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.09.2021;

Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.