Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИНАМИКА АДАПТАЦИИ / EDUCATIONAL ADAPTATION / ADAPTABILITY / ADAPTATION TO ACTIVITIES / SOCIAL ADAPTATION / DYNAMICS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Юлия Ивановна, Шкуропий Константин Викторович, Аветисян Тамара Сергеевна

Выполнение работы обусловлено необходимостью актуализации понимания адаптационного потенциала личности на этапе профессионализации обучающихся колледжа. Исследование проводилось с целью анализа динамики учебной адаптации на примере показателей адаптированности в учебной группе и адаптированности к учебной деятельности с использованием методики Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой. Проверялось предположение о том, что результатом специально организованного психолого-педагогического сопровождения может явиться увеличение показателей учебной адаптации студентов первого курса. Динамика учебной адаптации оценивалась путем сопоставления показателей адаптированности обучающихся к учебной деятельности в учебной группе, полученных до и после осуществления психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие компонентов саморегуляции, совершенствование навыков социальной коммуникации и навыков работы с информацией. Для оценки значимости различий показателей, полученных на первом и повторном диагностических этапах, использовался статистический анализ с применением Т-критерия Вилкоксона. В результате проведенного исследования на основании качественного и статистического анализа сделан вывод о том, что в результате реализации психолого-педагогического сопровождения у обучающихся отмечается положительная динамика учебной адаптации, в частности указывающая, что адаптация к учебной деятельности у девушек происходит успешнее, чем адаптация в группе. Практическая значимость исследования заключается в обосновании возможности применения системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся первого курса для поддержания адаптации к социокультурной среде колледжа за счет создания условий для укрепления субъективного компонента учебной мотивации, способствующего лучшему пониманию результативности собственных усилий по работе с учебным материалом; для создания условий для укрепления навыков саморегуляции в ходе психологического консультирования (как направления психолого-педагогического сопровождения); для развития познавательного потенциала личности и укрепления коммуникативных навыков в ходе общего сопровождения. В исследовании подтверждена возможность использования методики оценки учебной мотивации обучающихся для отслеживания ее динамики с помощью как качественных, так и количественных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ADAPTATION OF COLLEGE STUDENTS

The research is based on the need to update the understanding of the adaptive potential of the individual at the stage of professionalization of college students. The study was conducted to analyse the dynamics of educational adaptation on the example of indicators of adaptation in the study group and adaptation to educational activities, using the methodology of T.D. Dubovitskaya and A.V. Krylova. The authors tested the assumption that the result of specially organized psychological and pedagogical support might be an increase in the indicators of educational adaptation of first-year students. The dynamics of educational adaptation was assessed by comparing the indicators of students’ adaptation to educational activities and in the study group, obtained before and after the implementation of psychological and pedagogical support aimed at strengthening the components of self-regulation, developing social communication and skills and skills of working with information. Statistical analysis using the Wilcoxon T-test was used to assess the significance of differences. As a result of the research, based on qualitative and statistical analysis, it can be concluded that as a result of psychological and pedagogical support, students have a positive dynamics of educational adaptation, in particular, indicating that the girls’ adaptation to educational activities is more successful than adaptation in a group. The practical significance of the research is to justify the applicability of the system of psychological and pedagogical support for first-year College students to maintain adaptation to the socio-cultural environment of the university by creating conditions for strengthening the subjective component of educational motivation. It contributes to a better understanding of the effectiveness of their own efforts to work with educational material; creating conditions for strengthening self-regulation skills in the course of psychological counselling of students (as a direction of psychological and pedagogical support), for developing the cognitive potential of the individual and strengthening communication skills in the course of general support. Moreover, the study confirms the possibility of using the methodology for evaluating students’ educational motivation to track its dynamics using both qualitative and quantitative indicators.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА»

УДК 159.9.07:377

Попова Юлия Ивановна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Кубанского государственного университета

Шкуропий Константин Викторович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета

Аветисян Тамара Сергеевна

аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Аннотация:

Выполнение работы обусловлено необходимостью актуализации понимания адаптационного потенциала личности на этапе профессионализации обучающихся колледжа. Исследование проводилось с целью анализа динамики учебной адаптации на примере показателей адаптированности в учебной группе и адаптированности к учебной деятельности с использованием методики Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой. Проверялось предположение о том, что результатом специально организованного психолого-педагогического сопровождения может явиться увеличение показателей учебной адаптации студентов первого курса. Динамика учебной адаптации оценивалась путем сопоставления показателей адаптированности обучающихся к учебной деятельности в учебной группе, полученных до и после осуществления психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие компонентов саморегуляции, совершенствование навыков социальной коммуникации и навыков работы с информацией. Для оценки значимости различий показателей, полученных на первом и повторном диагностических этапах, использовался статистический анализ с применением Т-критерия Вилкоксона. В результате проведенного исследования на основании качественного и статистического анализа сделан вывод о том, что в результате реализации психолого-педагогического сопровождения у обучающихся отмечается положительная динамика учебной адаптации, в частности указывающая, что адаптация к учебной деятельности у девушек происходит успешнее, чем адаптация в группе. Практическая значимость исследования заключается в обосновании возможности применения системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся первого курса для поддержания адаптации к социокультурной среде колледжа за счет создания условий для укрепления субъективного компонента учебной мотивации, способствующего лучшему пониманию результативности собственных усилий по работе с учебным материалом; для

Popova Yulia Ivanovna

PhD in Psychology, Associate Professor, Pedagogy and Psychology Department, Kuban State University

Shkuropiy Konstantin Viktorovitch

PhD in Education Science, Associate Professor, Theory, History of Pedagogy and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University

Avetisian Tamara Sergeevna

PhD student, Theory, History of Pedagogy and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ADAPTATION OF COLLEGE STUDENTS

Summary:

The research is based on the need to update the understanding of the adaptive potential of the individual at the stage of professionalization of college students. The study was conducted to analyse the dynamics of educational adaptation on the example of indicators of adaptation in the study group and adaptation to educational activities, using the methodology of T.D. Dubovit-skaya and A.V. Krylova. The authors tested the assumption that the result of specially organized psychological and pedagogical support might be an increase in the indicators of educational adaptation of first-year students. The dynamics of educational adaptation was assessed by comparing the indicators of students' adaptation to educational activities and in the study group, obtained before and after the implementation of psychological and pedagogical support aimed at strengthening the components of self-regulation, developing social communication and skills and skills of working with information. Statistical analysis using the Wilcoxon T-test was used to assess the significance of differences. As a result of the research, based on qualitative and statistical analysis, it can be concluded that as a result of psychological and pedagogical support, students have a positive dynamics of educational adaptation, in particular, indicating that the girls' adapta-tion to educational activities is more successful than adaptation in a group. The practical significance of the research is to justify the applicability of the system of psychological and pedagogical support for first-year College students to maintain adaptation to the socio-cultural environment of the university by creating conditions for strengthening the subjective component of educational motivation. It contributes to a better understanding of the effectiveness of their own efforts to work with educational material; creating conditions for strengthening self-regulation skills in the course of psychological counselling of students (as a direction of psychological and pedagogical support), for developing the cognitive potential of the individual and strengthening communication skills in the course of general support. Moreover, the study confirms the pos-

создания условий для укрепления навыков саморегуляции в ходе психологического консультирования (как направления психолого-педагогического сопровождения); для развития познавательного потенциала личности и укрепления коммуникативных навыков в ходе общего сопровождения. В исследовании подтверждена возможность использования методики оценки учебной мотивации обучающихся для отслеживания ее динамики с помощью как качественных, так и количественных показателей.

Ключевые слова:

учебная адаптация, адаптированность, адаптация к деятельности, социальная адаптация, динамика адаптации.

Интерес к исследованию учебной адаптации обучающихся продиктован динамикой изменений в средней профессиональной школе, которые обусловливают успешность профессионального развития молодежи при условии быстрого реагирования и приспособления к возникающим возможностям и задачам современной реальности. Формирование профессиональной компетентности молодых специалистов происходит благодаря их включению в учебную деятельность, в которой раскрывается личностный, познавательный потенциал, реализуются мотивы, ценности и смыслы. При этом согласованность всех внутренних процессов с внешними условиями деятельности обеспечивается свойством адаптации, в частности адаптации к учебной деятельности и к социокультурному пространству, где осуществляется учебная деятельность и где происходит формирование профессионального мышления.

В настоящее время адаптация в широком смысле понимается как приспособление человека к среде, происходящее на всех уровнях функционирования - от микробиологического до духовного, целью и содержанием которого является сохранение баланса, устойчивости, согласованности, которые способствуют решению разнообразных жизненных задач [1]. Адаптацию рассматривают или как потенциальную адаптивность к разнообразным условиям внешней среды, или как свойство адаптируемости - способности субъекта изменяться в соответствии с условиями, или как возникающее в результате приспособления состояние адаптированности [2]. Подробные исследования динамических и структурных параметров адаптации представлены в работах А.А. Реана, Ф.Б. Березина, А.Р Кудашова, А.А. Баранова [3].

Учебная адаптация представляет собой интегральный феномен, лежащий на пересечении социально-психологической адаптации, профессиональной компетентности, мотивации к учению, степени сформированности познавательных умений [4].

Учебная адаптация обучающихся в целом и обучающихся колледжа в частности - один из сложных видов социально-профессиональной адаптации, составляющая профессионального развития, способствующая формированию и развитию профессиональной направленности личности, раскрытию личностного потенциала. При рассмотрении учебной адаптации наиболее существенными являются социально-психологические и сущностные качества личности, поскольку они способствуют подстройке к существующим образовательным условиям, характеризующим социально-образовательную среду колледжа [5].

Изучение учебной адаптации в настоящее время происходит главным образом на материале школьного возраста, с использованием методов, направленных на оценку познавательных умений и социальных навыков. Адаптация обучающихся колледжа рассматривается через сочетание отдельных видов психологических феноменов - мотивации к обучению, социально-психологической компетентности, познавательной и учебной компетентности, субъективной самооценки приспособленности к учебному процессу. Можно отметить фрагментарность существующих исследований, посвященных изучению учебной адаптации в средней профессиональной школе. Чаще рассматриваются именно отдельные стороны адаптации, реже - ее факторы и субъективно воспринимаемая динамика. Учебная адаптация к обучению может рассматриваться также в соотношении с уровнями психических свойств, как показано в работе Е.В. Соловьевой, где также раскрыты преимущества индивидуального подхода для улучшения адаптации обучающихся [6]. В исследовании А.Н. Попцова и С.А. Суровикиной учебная адаптация определяется как «...часть профессиональной адаптации, в процессе которой студенты-первокурсники приобретают обобщенные учебные умения для успешного обучения и принятия решения получить профессиональную квалификацию, а также как процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с условиями образовательной среды» [7]. Подчеркивается, что для учебной адаптации важным фактором является

sibility of using the methodology for evaluating students' educational motivation to track its dynamics using both qualitative and quantitative indicators.

Keywords:

educational adaptation, adaptability, adaptation to activities, social adaptation, dynamics of adaptation.

создание условий для осуществления учебной деятельности. Ряд авторов акцентируют внимание на важности мотивационного компонента адаптивности, связанного со смысловой и эмоциональной ценностью изучаемого материала. Реже рассматриваются субъективное отношение к адаптации, возможность осознанно контролировать и направлять процесс собственного приспособления к социокультурной среде и к условиям обучения. Регуляционный компонент адаптации чаще рассматривается в русле общей саморегуляции [8].

Как отмечает в своем обзоре Л.П. Даниленко, в настоящее время продолжается рассмотрение факторов, повышающих эффективность адаптационных процессов личности в целом. Автор указывает на необходимость изучения учебной адаптации в более широком контексте и учета как субъективных оценок собственного потенциала к приспособлению, так и динамических культурно-социальных параметров, таких как жизненный опыт обучающихся, социальный уровень семьи и др. [9].

В исследованиях, посвященных повышению адаптированности через усиление эффективности учебной деятельности, особое внимание уделяется учебной мотивации, возможности удовлетворения коммуникативно-познавательных потребностей, возможности субъективного контроля и самооценке в учебной деятельности. В нашем исследовании мы использовали данные, представленные в этих работах, для осуществления психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся, в том числе с помощью специально организованной самостоятельной работы.

Многие исследования подчеркивают важность психолого-педагогического сопровождения для оптимизации процесса адаптации обучающихся к образовательной среде. Как указывают А.В. Лапшова с коллегами, сущностными характеристиками психолого-педагогического сопровождения являются его научно-теоретический характер, позволяющий рассмотреть систему сопровождения как совокупность разнообразных элементов и средств воздействия на образовательные среды и субъектов образования; и практико-методический аспект, который «...употребляется в связи с конкретными задачами по решению социально-психологических или психологических проблем» [10, с. 51].

В качестве элементов психолого-педагогического сопровождения ряд авторов определяют: профилактику, диагностику, анализ и помощь в преодолении проблем обучающихся. При этом с обеспечением адаптации связано создание специальных условий для реализации личностного потенциала, решения задач и раскрытия способностей. Успешность психолого-педагогического сопровождения способствует лучшей интеграции профессионального и личностного развития, что является важным условием формирования компетентности специалистов высшего звена. При этом важные субъективные условия реализации психолого-педагогического сопровождения также составляют готовность обучающихся принять его, творческая активность и их интерес к собственной деятельности. С точки зрения направленности на оптимизацию личностного развития в качестве мишеней психолого-педагогического сопровождения можно назвать саморазвитие, рефлексию, мотивацию, психологическую компетентность. Важными организационными аспектами психолого-педагогического сопровождения служат создание благоприятных условий для общения, атмосферы доверия, поддержание оптимальной коммуникативной культуры [11].

Данное исследование было направлено на выявление динамики учебной адаптации обучающихся колледжа. В ходе исследования использовалась методика «Адаптированность студентов» Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой, позволяющая изучить такие проявления учебной адаптации, как адаптированность в учебной группе и адаптированность к учебной деятельности [12]. Оценка уровня адаптированности производилась следующим образом: 2-5 баллов - низкий уровень; 6-11 баллов - средний уровень; 12-16 баллов - высокий уровень. Также были применены методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона). Выборку составили 40 обучающихся 1-го курса Армавирского колледжа управления и социально-информационных технологий в возрасте 15-16 лет, из них 14 юношей и 26 девушек.

На первом этапе работы у обучающихся был выявлен уровень адаптированности к учебной группе и к учебной деятельности.

Согласно использованной методике, высокие показатели адаптированности к учебной группе указывают на то, что обучающийся воспринимает свое положение в группе как комфортное, легко устанавливает социальные контакты, без затруднений следует групповым нормам и правилам, может проявить активность, инициативу и обратиться за помощью; в группе его принимают.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе указывают на отстраненность, недопонимание и ощущение изолированности, сложности в установлении и поддержании контактов, в принятии групповых норм и правил.

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности указывают на легкость в изучении учебных дисциплин, успешное и своевременное выполнение заданий, возможность обратиться за консультацией к преподавателю, проявление во время учебы личностного и познавательного потенциала и способностей.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности указывают на сложности в изучении учебных дисциплин, несвоевременное и некачественное выполнение заданий, трудности в выражении своих мыслей, в проявлении познавательного потенциала, необходимость дополнительных консультаций [13].

Оценка производилась в октябре 2018 г., после завершения ознакомительного этапа пребывания студентов в среде колледжа. В результате были выявлены респонденты с различными показателями адаптированности. Далее им были предложены психолого-педагогическое сопровождение, направленное на повышение уровня адаптированности, в ходе которого происходили встречи с психологом с частотой 1 раз в 2 недели, с целью формирования навыков саморуководства и самопонимания, а также постоянное дистанционное кураторское сопровождение, включающее социально-информационную поддержку, и специально организованные домашние задания по формированию навыков работы с информацией и развитию познавательного потенциала. В конце учебного года, в мае 2019 г., мы произвели повторное измерение показателей адаптированности. Был использован ^критерий Манна - Уитни для оценки достоверности различий показателей адаптированности юношей и девушек. Показатели, полученные во время первого и второго измерений, сопоставлялись с использованием Т-критерия Вилкоксона, который позволяет установить, является ли изменение достоверным. Таким способом на примере показателей адаптированности к учебной группе и к учебной деятельности оценивалась динамика адаптации обучающихся в ходе реализации психолого-педагогического сопровождения, направленного на повышение адаптации.

Как показал статистический анализ, не было обнаружено статистически значимых различий между юношами и девушками ни по показателям адаптированности в учебной группе (^мп = 157 при рэмп = 0,46), ни по показателям адаптированности к учебной деятельности (^мп = 172 при рэмп = 0,77). Это позволило при осуществлении психолого-педагогического сопровождения объединить юношей и девушек в одну группу.

На первом и втором этапах исследования были выявлены следующие данные о выраженности таких показателей учебной адаптации, как адаптированность в группе и адаптированность к учебной деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели адаптированности в группе и адаптированности

к учебной деятельности на первом и втором этапах исследования

Подгруппа респондентов Адаптированность в группе Адаптированность к учебной деятельности

На первом этапе исследования

Девушки Низкий уровень: 8 % (2 человека) Средний уровень: 88 % (23 человека) Высокий уровень: 4 % (1 человек) Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 65 % (17 человек) Высокий уровень: 35 % (9 человек)

Юноши Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 100 % (14 человек) Высокий уровень - 0 % (0 человек) Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 64 % (9 человек) Высокий уровень: 36 % (5 человек)

На втором этапе исследования

Девушки Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 81 % (21 человек) Высокий уровень: 19 % (5 человек) Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 35 % (9 человек) Высокий уровень: 65 % (17 человек)

Юноши Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 79 % (11 человек) Высокий уровень: 21 % (3 человека) Низкий уровень - 0 % (0 человек) Средний уровень: 57 % (8 человек) Высокий уровень: 43 % (6 человек)

Как следует из представленных данных, на этапе повторной диагностики в подгруппах девушек и юношей увеличилось количество респондентов с высоким уровнем адаптированности в группе и адаптированности к учебной деятельности. Повторная диагностика не выявила респондентов с низкой адаптацией среди девушек, которые были выявлены на первом этапе.

Среднегрупповые показатели адаптированности представлены на рисунке 1.

Как показано на рисунке 1, у юношей отмечено повышение среднегруппового уровня адаптированности в группе, и эти изменения являются статистически достоверными (Тэмп = -2,82 при рэмп = 0,00), также отмечено повышение адаптированности к учебной деятельности, которое статистически недостоверно (Тэмп = -1,26 при рэмп = 0,20). У девушек также отмечено повышение среднегруппового уровня адаптированности в группе, и это изменение является статистически

достоверным (Тэмп = -4,06 при рэмп = 0,00), также у девушек отмечено повышение адаптирован-ности к учебной деятельности, которое статистически достоверно (Тэмп = -3,73 при рэмп = 0,00). Таким образом, с помощью статистического анализа подтверждена положительная динамика показателей учебной адаптации на примере показателей адаптированности в группе и к учебной деятельности у обучающихся первого курса колледжа между первым и повторным диагностическими этапами, с октября по май, что позволяет говорить об эффективности использованных мер психолого-педагогического сопровождения, включающих психологическую работу по формированию навыков саморуководства и самопонимания - развитие субъектного компонента учебной адаптации с опорой на ценностно-смысловую сферу личности; развитие навыков работы с информацией и повышение познавательного потенциала с помощью специально организованных домашних заданий; развитие социально-психологического потенциала личности через традиционную систему воспитательной работы.

юноши девушки

■ адаптация в группе ■ адаптация к учебной деятельности

Рисунок 1 - Среднегрупповые показатели адаптированности в группе и к учебной деятельности у юношей и девушек на первом и втором диагностических этапах (баллы)

Таким образом, была статистически подтверждена положительная динамика таких показателей учебной адаптации первокурсников, как адаптированность в группе и адаптированность к учебной деятельности, отмеченная в результате осуществления (в течение восьми месяцев) психолого-педагогического сопровождения первокурсников, направленного на формирование навыков саморегуляции, и кураторского сопровождения, направленного на развитие навыков работы с информацией и использование социально-психологических навыков для установления взаимосвязей в учебной группе. Доказано, что при реализации психолого-педагогического сопровождения происходит увеличение показателей адаптированности в группе и к учебной деятельности, т. е. повышается уровень учебной адаптации.

Ссылки:

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 272 с.

2. Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов. Воронеж, 2006. 295 с.

3. Березин Ф.Б. Указ. соч. ; Реан A.A., Кудашов AP., Баранов A.A. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика СПб. 2006. 479 с.

4. Adaptability: How Students' Responses to Uncertainty and Novelty Predict Their Academic and Non-Academic Outcomes / Martin A.J., Nejad H.G., Colmar S. et. al. // Journal of Educational Psychology, No. 105(3). P. 728-746. https://doi.org/: 10.1037/a0032794.

5. Толканюк 3.A. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже // Гуманитарные балканские исследования. Пловдив. 2019. С. 79-81.

6. Соловьева Е.В. Aдаптация студентов-первокурсников в новой образовательной среде как предмет психологического консультирования // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10, № 6. С. 24-31. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2019-6-24-31.

7. Попцов A.M., Суровикина СА Aнализ содержания понятия «адаптация» и ее диагностика в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 132. URL: http://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=5682 (дата обращения: 02.06.2020).

8. Ромм М.В. Указ. соч. ; Реан A.A., Кудашов AP., Баранов A.A. Указ. соч.

9. Даниленко Л.П. Особенности социально-психологической адаптации обучающихся при вхождении в образовательную среду // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 101-109. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-101-109.

10. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 51.

11. Там же.

12. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 1-12.

13. Там же.

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.