Научная статья на тему 'КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ'

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1210
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / БИХЕВИОРИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОАНАЛИЗ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ADAPTATION / CONTENT ANALYSIS / SOCIAL ADAPTATION / BEHAVIORISM / HUMANISTIC PSYCHOLOGY / PSYCHOANALYSIS / RUSSIAN PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доржеева Анастасия Анатольевна

Введение. Современный быстро изменяющийся социум предъявляет значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адаптированности зависит успешность как профессиональной, так и познавательной деятельности. Цель публикации - провести контент-анализ феномена адаптации. Материалы и методы. Для решения поставленной задачи проведён анализ философской и психолого-педагогической литературы с последующим обобщением. Результаты исследования. Выявлено, что адаптация - это процесс приспособления к среде, который может протекать на различных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом, социально-педагогическом. Адаптация является индивидуальным процессом, основанным на анализе потребностей и мотивов личности. Кроме того, различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат. Также существует несколько разновидностей адаптации: аллопластическая и аутопластическая, а также внешняя и внутренняя. Заключение. Полученные результаты определили основные особенности, подходы и разновидности процесса адаптации; характеристику феномена адаптации в рамках различных форм и категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ANALYSIS OF THE ADAPTATION PHENOMENON

Introduction. Modern rapidly changing society requires significant adaptive abilities of a person because the success of both professional and cognitive activities depends on the degree of adaptation. The paper aims to conduct the content analysis of the phenomenon of adaptation. Materials and methods. The philosophical and psychological-pedagogical literature was analyzed, and subsequent generalization was made to accomplish this objective. Research result. The study indicates that adaptation is a process of changing to fit the environment, which can occur at various levels: biological, physiological, psychological, social, social-psychological, and social-pedagogical. Adaptation is an individual process based on the examination of the needs and motives of a person. Furthermore, there is a difference between adaptation as a process and adaptability as a result. There are also several types of adaptation: alloplastic and autoplastic, as well as external and internal. Conclusion. The findings have indicated the main features, approaches, and varieties of the adaptation process; and the characteristic of the phenomenon of adaptation within various forms and categories.

Текст научной работы на тему «КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ»

Педагогический ИМИДЖ

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 159.99

Контент-анализ феномена адаптации

А. А. Доржеева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Современный быстро изменяющийся социум предъявляет значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адапти-рованности зависит успешность как профессиональной, так и познавательной деятельности. Цель публикации -провести контент-анализ феномена адаптации. Материалы и методы. Для решения поставленной задачи проведён анализ философской и психолого-педагогической литературы с последующим обобщением. Результаты исследования. Выявлено, что адаптация -это процесс приспособления к среде, который может протекать на различных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом, социально-педагогическом. Адаптация является индивидуальным процессом, основанным на анализе потребностей и мотивов личности. Кроме того, различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат. Также существует несколько разновидностей адаптации: аллопластическая и аутопластическая, а также внешняя и внутренняя.

Заключение. Полученные результаты определили основные особенности, подходы и разновидности процесса адаптации; характеристику феномена адаптации в рамках различных форм и категорий.

Ключевые

слова: адаптация, контент-анализ, социальная адаптация,

бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ, отечественная психология.

Для

цитирования: Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 346-356. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356

Дата поступления статьи в редакцию: 24 апреля 2019 г.

Введение

Проблема адаптации актуальна на протяжении всего жизненного пути человека. Потребность в ней возникает при интеграции с новой средой, когда привычное поведение становится неэффективным, возникает необходимость преодолевать возникшие трудности, искать новый стиль поведения. Процесс адаптации направлен на достижение и поддержание подвижного состояния системы, при этом путём противодействия воздействию внутренних и внешних факторов, которые нарушают это равновесие.

Современные реалии предъявляют значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адаптированности зависит успешность деятельности.

Материалы и методы

Для контент-анализа феномена адаптации проведён анализ философской и психолого-педагогической литературы с последующим обобщением.

Проблема адаптации рассматривалась ещё в древние времена. Философ Анаксагор в «Гиппократовом сборнике» впервые пытался обосновать зависимость организмов от условий жизни [23]. Аристотель выделил причины активности живых тел [13]. Также данный вопрос рассматривался Демокритом, который пришёл к выводу, что образ жизни определяет специфику окраса и форм животных [8].

Также понятие адаптации еще в 1513 году рассматривал Н. Макиавелли, для которого человек - это нечто пластичное, поддающееся тренировке и приспосабливающееся к окружающей среде. Природа человека имеет формирующийся характер, способный принимать огромное количество всевозможных свойств [9].

Однако впервые понятие «адаптация» было употреблено в 1865 году физиологом Г. Аурбертом и обозначало «изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей. Позже оно получило широкое распространение в естественных, технических и общественных науках» [1, с.63]. Данное понятие изначально возникло в биологии, однако сейчас оно употребляется в естественных и социальных науках, что приводит к неоднозначности его определения. По мнению ряда исследователей, понятие адаптации как общенаучного явления содействует синтезу знаний различных наук в целостные теоретические построения.

В настоящее время понятие «адаптация» в Большом энциклопедическом словаре представлено следующим об-

разом: «Адаптация (лат. adaptatio - прилаживание и приспособление, в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определённых условиях внешней среды» [15, с. 25].

Философская энциклопедия определяет адаптацию так: «Адаптация - это приспособление, то есть нахождение соответствия (а также процесс, приводящий к такому соответствию) между живой системой (или её частью) и внешним по отношению с ней условиям» [21, с. 8].

Рассмотрим кратко явление адаптации с точки зрения различных научных направлений и концепций.

Исследователи в области биологии объясняют адаптацию через эволюцию. Согласно дарвинизму «эволюция представляет собой процесс адаптации организмов к условиям окружающей среды, причём приспособленность организмов является результатом эволюции» [4, с. 56].

В медицине понятие используется для характеристики оптимальной жизнедеятельности и нормального социобиологического развития человека.

В технических науках и кибернетике на его основе разрабатывается понятие «адаптивные системы», которым обозначаются различные самонастраивающиеся технические системы с обратной связью.

Во многих общественных науках (философии, социологии, педагогике и др.) чаще применяется категория «социальная адаптация», под которой понимается система, которая направлена на овладение общественными нормами. Стоит отметить, что социальная адаптация не исключает биологические формы адаптации, а видоизменяет их, включая в себя регулируемые и внутренние элементы.

Бихевиористы понимают адаптацию как «процесс физических, социально-экономических либо организационных изменений в групповом поведении, социальных отношениях, культуре. Смысл процесса адаптации зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей» [14, с. 115]. В бихевиористском определении речь идёт, по большей мере, об изменении групп, а не индивидов.

В то же время бихевиористы отмечают адаптивный характер изменения поведения через процесс учения. Данную проблему впервые обсуждал философ Г. Спенсер, который говорил о важном условии приобретения адаптивных возможностей личности в процессе её развития и социализации [14, с. 112].

В рамках гуманистической психологии А. Маслоу и Г. Оллпорт считают, что адаптацию нужно рассматривать как «эффективное, оптимальное воздействие личности и среды» [11, с. 145].

По мнению А. Маслоу, «Конфликт возникает в случае рассогласования лич-ностно значимых ценностей с реальной ситуацией. Состояние тревоги побуждает индивида к активности по его устранению» [10, с. 369].

Таким образом, представители гуманистической психологии А. Маслоу и Г. Оллпорт рассматривают адаптацию как «динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой» [5].

Также в рамках гуманистической концепции адаптацию исследовал

К. Р. Роджерс. Он считал, что господствующий мотив существования человека заключается в сохранении и развитии себя, в «тенденции к актуализации». Эта тенденция имеет биологическую основу, обеспечивая на организменном уровне сохранение живого существа (растения, животного, человека) благодаря удовлетворению физиологических потребностей в еде, воде, тепле и пр., а также дифференциацию органов и функций, рост и постоянное обновление. По мнению Роджерса, всем живым управляет стремление к росту и развитию -это сущность жизни [18, с. 257].

Таким образом, адаптация личности заключается в достижении соответствия между осознанным «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек стремится к реалистичному восприятию себя и своих отношений с другими людьми. Он открыт для переживаний, принимает ответственность за своё поведение.

Всё вышесказанное отражает стремление гуманистической психологии к пониманию человека, базирующемуся на принятии его сложности, уникальности и способности к изменениям, и помощи ему в усилиях найти индивидуальный путь развития, что находит реализацию и в личностно центрированном подходе Роджерса.

Также проблема адаптации была рассмотрена в рамках психоанализа такими учёными, как З. Фрейд, А. Адлер. Они разрабатывали концепцию адаптации на основе анализа защитных механизмов личности.

Психоаналитическое понимание адаптации основано на представлениях З. Фрейда о структуре психической сферы, где есть три инстанции: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно включает инстинкты, Сверх-Я - система централизованной морали, а «Я» включает рациональные познавательные процессы личности. Оно руководствуется принципом удовольствия, Я - принципом реальности. Я противоборствует с Оно и Сверх-Я и внешней реальностью» [6, с. 276].

Изучение «Я» в психоанализе началось с описания защитных механизмов. Так, Г. Гартманн считал, что, «если конкретный интеллектуальный процесс играет защитную роль, то это не значит, что его функция исчерпывает определение. Данный процесс может быть направлен на внешнюю реальность и способствовать адаптации в ней личности. Многие функции «Я» не включены в конфликты личности, но оказывают опосредованное влияние на защитные процессы. Развитие интеллекта происходит вне зависимости от той борьбы, которую ведёт «Я». Таким образом, познавательные процессы в защитно-адаптивных процессах играют следующую роль: они активизируются тогда, когда фрустрированная личность для поддержания своей защиты нуждается в когнитивных процессах, например, для интеллектуализации и рационализации. Итак, одним из возможных направлений развития теории социально-психологической адаптации является исследование того, как в процессе развития интеллектуальных способностей некоторые из них начинают играть защитно-адаптивную роль.

Также немецкая психоаналитическая школа (Г. Гартманн и другие психоаналитики) проводит различие между адаптацией как процессом и адаптиро-ванностью как результатом» [3, с. 35].

Кроме того, З. Фрейд выделил две разновидности адаптации:

1. «Аллопластическая адаптация, которая осуществляется изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения в соответствие со

своими потребностями.

2. Аутопластическая адаптация, обеспечивающая изменения личности, с помощью которых она приспосабливается к среде» [20, с. 214].

Кроме того, психоаналитики придают большое значение социальной адаптации личности.

Например, Э. Эриксон определяет адаптацию как «гомеостатическое равновесие, которое находится между требованиями окружающей среды и стимулами личности. В том случае, если потребности личности и требования окружающей среды противоречат друг другу, возникает внутриличностный конфликт, предваряющий чувство тревоги» [11, с. 87].

Полноценное определение научного термина адаптации основано на идее онтогенетической социализации. То есть можно отметить, что явление адаптации сопряжено с социальной сферой жизни человека.

Адаптацию в целом А. А. Налчаджян охарактеризовал как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда:

1. Личность выполняет свою деятельность без каких-либо внешних или внутренних конфликтов.

2. Личность удовлетворяет свои потребности и в полной мере идёт навстречу ролевым ожиданиями, которые к ней предъявляет референтная группа.

3. Личность переживает состояния самоутверждения и свободного выражения творческих способностей» [12, с. 203].

В контексте рассматриваемой проблемы стоит отметить, что существует несколько подходов к классификации видов адаптации. Так, одна из таких классификаций основана на анализе потребностей и мотивов личности. Согласно другой классификации можно выделить внешнюю и внутреннюю разновидности адаптации. Внешняя адаптация - это процесс, с помощью которого личность приспосабливается к внешним проблемным ситуациям. Внутренняя адаптация направлена на разрешение внутриличностных конфликтов.

В свою очередь, специалисты в области физиологии считают, что адаптация проистекает из резервных возможностей человека, проявляющихся в виде физиологических и биохимических сдвигов, перестройки на уровне систем органов и тому подобное. Указанные изменения были исследованы Г. Селье, который разработал модель адаптации к стрессу. Кроме того, он выделил три стадии ответной реакции на стресс: стадия тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения [17, с. 49].

С позиции физиологии, адаптация - это свойство организма, обеспечивающееся различными системами - сердечно-сосудистой, выделительной, дыхательной.

Основой изучения явления психологической адаптации в отечественной науке является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, учёный отмечал, что в процессе исторического развития человечества возникают, формируются культурные формы поведения. Также он акцентировал внимание на том, что природа приспособления человека к природе отличается от животных, так как в основе человеческой природы лежит историческая жизнь человечества, вызывающая качественно отличную систему поведения.

Согласно теории Л. С. Выготского, «высшие функции человека в процессе развития человечества подвергаются глубокому изменению. Развитие пси-

хических функций включает в себя создание внешних средств, являющихся орудиями, которые позволяют достигать более высоких результатов. Создание, употребление искусственных символов являются вспомогательными средствами для овладения собственными реакциями, являющимися базой той или иной формы, которая определяет поведение, отличающее элементарное поведение от высшего» [24, с. 62].

Кроме того, в отечественной психологической науке явление адаптации рассматривается при использовании категории предметной деятельности и понятия «присвоение». Присвоение - овладение личностью выработанными социумом способами ориентации в мире.

Решающее значение вслед за А. Н. Леонтьевым имеет тот факт, что «достижение мира социальных объектов стоит как задача для индивида. Также отмечается различие между процессами приспособления и процессами присвоения, которое заключается в том, что процесс приспособления - это процесс изменения способностей организма и его видового поведения» [7, с. 77].

В свою очередь, освоение - это процесс, результатом которого становится воспроизведение индивидом исторически сложившихся способностей, функций.

Согласно позиции С. Л. Рубинштейна, «явление адаптации предполагает активность человеческой деятельности, которая направлена на удовлетворение внешней и внутренней среды индивида». Кроме того, С. Л. Рубинштейн развивает положение о единстве сознания и деятельности, которые, по его мнению, «...образуют органическое целое, которое способствует процессу адаптации. Так, сознание человека обеспечивает регуляцию деятельности и является условием её выполнения» [16, с. 217].

Также явление адаптации нашло отражение в таких категориях, как «переживание» у Л. С. Выготского, «личностный смысл» у А. Н. Леонтьева, «отношение человека» у В. Н. Мясищева и «установка» у Д. Н. Узнадзе. «Каждая названная категория и связанная с ним концепция указывают на интегратив-ную работу, которая выполняется в процессе адаптации личности» [11, с. 135; 19, с. 28].

В отношении адаптации как педагогического явления, с позиции М. В. Бирюковой, речь идёт об адаптации в педагогической среде - специально, сообразно с педагогическими целями создаваемой системе условий организации их жизнедеятельности, направленной на формирование у адаптирующихся отношения к миру, людям и друг к другу. Детерминантами педагогической среды является совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (обучающихся, педагогов, работников образовательных учреждений в целом).

Педагогическая адаптация характеризуется наиболее важными аспектами:

1) средовыми детерминантами учебного заведения;

2) деятельностью, которая протекает в условиях воспитательно-образовательного процесса;

3) деятельностью, которая педагогически организована и управляема;

4) учебное заведение является одновременно и адаптирующим, и адаптируемым элементом;

5) обучающийся является не только субъектом процесса адаптации, но и

частью самой среды [2, с. 58].

В качестве желаемого результата процесса адаптации отмечались и приспособление, и уравновешивание, и самоактуализация, в которых отражается понимание сути самого процесса адаптации. Иными словами, через конечную цель процесса были попытки дать его определение [22].

Результаты исследования

Таким образом, процесс адаптации направлен на достижение и поддержание подвижного состояния системы, при этом путём противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, которые нарушают это равновесие.

При подведении итога контент-анализа в мире мнений мыслителей разных времён, стран и научных позиций определено, что адаптация - это процесс приспособления к среде, который может протекать на различных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом, социально-педагогическом. Адаптация является индивидуальным процессом, основанным на анализе потребностей и мотивов личности. Кроме того, различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат. Существует несколько разновидностей адаптации: аллопластическая и ау-топластическая, а также внешняя и внутренняя.

Заключение

Полученные результаты определили основные особенности, подходы и разновидности процесса адаптации; характеристику феномена адаптации в рамках различных форм и категорий.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Андреева Д. А. О понятии адаптация // Человек и общество : ЛГУ 1973. № 1. С. 62-69.

2. Бирюкова М. В. Современные подходы к пониманию социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, ноябрь 2014 г. Красноярск : Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 21-23.

3. Гартманн Г. Эго - психология и проблемы адаптации личности. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь ; пер. с 6-го изд. [Лондон, 1872]. СПб. : Наука, 1991. 539 с.

5. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии [Электронная версия] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. «Современная психология». Казань, октябрь 2016 г. Казань : Бук, 2016. С. 43-45. URL: https:// moluch.ru/conf/psy/archive/236/11143/ (дата обращения: 19.02.2019).

6. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб. : Питер, 2001. 688 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.

8. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Л. : Наука, 1970. 664 с.

9. Макиавелли Н. Государь. М. : Эксмо, 2013. 672 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.

11. Молокова О. А. Психологическая адаптация: основные концепции: монография. Иркутск : ИГЛУ, 2014. 274 с.

12. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010. 368 с.

13. Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2011. 317 с.

14. Петровский А. В. Общая психология: учебник для педагогических институтов ; 2-е изд. / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1976. 479 с.

15. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, Ленинградская галерея, 1993. 1628 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1989. 488 с.

17. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии учебное пособие. М. : Просвещение, 1977. С. 305-310.

18. Сэнфорд Р. От Роджерса к Глейку и от Глейка к Роджерсу // Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. М. : Когито-Центр, 2005. С. 271-292.

19. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.

20. Фрейд З. Исследования истерии ; пер. С. В. Панкова // Полное собрание сочинений в 26 т. Т. 1. СПб. : ВЕИП, 2005. 464 с.

21. Фролова И. Т. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика, 2001. 719 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Хорев И. М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ 2012. № 12. С. 140-147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-vu-zov-kak-aktualnaya-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.05.2019).

23. Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 135-149.

24. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Dubna Psychological Journal - Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. С. 60-97.

References

1. Andreeva D. A. O ponyatii adaptatsiya [About the concept of adaptation] // Chelovek i obshchestvo. Human and Society: LGU. 1973. no.1. pp. 62-69. (In Russian).

2. Biryukova M. V Sovremennye podkhody k ponimaniyu sotsial'no-pedagogicheskoi adaptatsii kak psikhologo-pedagogicheskogo yavleniya [Modern approaches to understanding socio-pedagogical adaptation as a psychological and pedagogical phenomenon] // O ne-kotorykh voprosakh i problemakh psikhologii i pedagogiki: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [On some questions and problems of psychology and pedagogy: Proceedings of an international scientific and practical conference] Krasnoyarsk, November 2014. Krasnoyarsk: Innovatsionnyi tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki, Innovative Development Center of Education and Science. 2014. P .21-23. (In Russian).

3. Gartmann G. Ego - psikhologiya i problema adaptatsii lichnosti [Ego-psychology and problems of personality adaptation]. M.: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, Institute of Institute of General Humanities Research. 2002. 160 p. (In Russian).

4. Darvin Ch. Proiskhozhdenie vidov putem estestvennogo otbora ili sokhranenie blago-

priyatnykh ras v bor'be za zhizn' [The Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life]. Saint Petersburg: Nauka, 1991. 539 p. (In Russian)

5. Zelenaya L. V Problema adaptatsii v pedagogicheskoi psikhologii [The problem of adaptation in pedagogical psychology] // Materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. "Sovremen-naya Psikhologia". Proceedings of iV International Conference "Modern psychology". October 2016. Kazan: Buk, 2016. P. 43-45. (In Russian). Available at: https://moluch.ru/conf/ psy/archive/236/11143/ (accessed 19.02.2019).

6. Leibin V M. Slovar' - spravochnik po psikhoanalizu [Dictionary of psychoanalysis]. St.P.: Piter Publ. House, 2001. 688 p. (In Russian)

7. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M.: Politizdat Publ., 1975. 130 p. (In Russian)

8. Lur'e S. Ya. Demokrit: Teksty, perevod, issledovaniya [Democritus: Texts, translation, research]. L.: Nauka, 1970. 664 p. (In Russian)

9. Makiavelli N. Gosudar' [Ruler]. M., 2013. 672 p. (In Russian)

10. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. St.P.: Evraziya Publ., 1999. 478 p. (In Russian)

11. Molokova O. A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: osnovnye kontseptsii [Psychological adaptation: basic concepts]. Irkutsk: IGLU [ISLU], 2014. 274 p. (In Russian)

12. Nalchadzhyan A. A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: mechanisms and strategies]. M.: Eksmo Publ.House, 2010. 368 p. (In Russian)

13. Orlov E. V Filosofskii yazyk Aristotelya [Aristotle's philosophical language]. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN [SB RAS Publ.], 2011. 317 p. (In Russian).

14. Petrovskii A. V. Obshchaya psikhologiya: uchebnik dlya pedagogicheskikh institutov [General psychology: textbook for pedagogical institutes]. M.: Prosveshchenie Publ., 1976. 479 p. (In Russian).

15. Prokhorov A. M. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Large encyclopedic dictionary]. M.: Izdatel'stvo: Sovetskaya ehntsiklopediya, Soviet Encyclopedia Publ. Fond «Leningradskaya galereya» [Leningrad Gallery exhibits], 1993. 1628 p. (In Russian)

16. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. M.: Pedagogika Publ., 1989. 488 p. (In Russian).

17. Sel'e G. Nekotorye aspekty ucheniya o stresse [Some aspects of the theory of stress]. M.: Prosveshchenie Publ., 1977. P. 305-310. (In Russian)

18. Sanford R. Ot Rodzhersa k Gleiku i ot Gleika k Rodzhersu [From Rogers to Gle-ick and back again] // Karl Rodzhers i ego posledovateli: psikhoterapiya na poroge XXI veka. [Beyond Carl Rogers]. M.: Kogito-Tsentr, 2005. P. 271-292. (In Russian)

19. Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki [Psychology of mindset]. St.P.: Piter Publ. House, 2001. 416 p. (In Russian).

20. Freid Z. Issledovaniya isterii [Studies on hysteria] (translated by S. V. Pankov). St.P.:VEIP, 2005. 464 p. (In Russian).

21. Frolova I. T. Filosofskii slovar' / pod red. I. T. Frolova [Philosophical dictionary]. M.: Respublika Publ., 2001. 719 p. (In Russian).

22. Khorev I.M. Sotsial'naya adaptatsiya studentov vuzov kak aktual'naya psikholo-go-pedagogicheskaya problema [Social adaptation of higher educational institution students as a relevant psychological and pedagogical problem] // Vestnik CHGPU. 2012. no.12. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnaya-adaptatsiya-studen-tov-vuzov-kak-aktualnaya-psihologo-pedagogicheskaya-problema (accessed 07.05.2019).

23. Yankov V A. Stroenie veshchestva v filosofii Anaksagora [The structure of matter in the philosophy of Anaxagoras] // V. A. Yankov // Voprosy filosofii.[Voprosy Filisophy] .2003. no.5. pp.135-149. (In Russian)

24. Yasnitskii A. K. Istorii kul'turno-istoricheskoi geshtal'tpsikhologii: Vygotskii, Luriya, Koffka, Levin i dr. [History of cultural and historical Gestalt psychology: \fygotsky, Luria, Koffka, Levin, etc.] // Dubna Psychological Journal - Psikhologicheskii zhurnal Mezhdun-arodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka «DubnA» [Psychological Journal of International university of Nature, Society and Human "Dubna"]. 2012. no 1. pp.60-97. (In Russian)

Content Analysis of the Adaptation Phenomenon

Anastasia A. Dorzheeva

Irkutsk State University, Irkutsk

Introduction. Modern rapidly changing society requires significant adaptive abilities of a person because the success of both professional and cognitive activities depends on the degree of adaptation. The paper aims to conduct the content analysis of the phenomenon of adaptation.

Materials and methods. The philosophical and psychological-pedagogical literature was analyzed, and subsequent generalization was made to accomplish this objective.

Research result. The study indicates that adaptation is a process of changing to fit the environment, which can occur at various levels: biological, physiological, psychological, social, social-psychological, and social-pedagogical. Adaptation is an individual process based on the examination of the needs and motives of a person. Furthermore, there is a difference between adaptation as a process and adaptability as a result. There are also several types of adaptation: alloplastic and autoplastic, as well as external and internal.

Conclusion. The findings have indicated the main features, approaches, and varieties of the adaptation process; and the characteristic of the phenomenon of adaptation within various forms and categories.

Keywords: adaptation, content analysis, social adaptation, behaviorism, humanistic psychology, psychoanalysis, Russian psychology.

Доржеева Anastasia A.

Анастасия Анатольевна Dorzheeva

аспирант кафедры педагогики Post-Graduate Student of the

Abstract.

Department of Pedagogy

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-5352-8840

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-5352-8840

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

тел.: +7(3952)240700 e-mail: aadorzheeva@gmail.com

tel.: +7(3952)240700

e-mail: aadorzheeva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.