DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-135-143
Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориентационной работы
кафедры вуза
Коган Евгения Александровна - канд. социол. наук, доцент. E-mail: [email protected] Пономарева Диана Игоревна - канд. психол. наук. E-mail: [email protected] Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) Адрес: 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Аннотация. Извлечение абитуриентов является достаточно сложной задачей для высших учебных заведений. С наибольшими трудностями в этом процессе сталкиваются непрофильные выпускающие кафедры, вуза. В статье рассмотрены направления профориентационной работы кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (НИУ) в ходе реализации договоров о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями г. Москвы и Московской области. Представлен опыт организации и проведения научно-исследовательских кружков по социологии и социальной психологии для обучающихся 8-11-х классов.
Деятельность социологического научно-исследовательского кружка «Первые шаги в науку» направлена на формирование у обучающихся представлений об исследовании, его методах и этапах; на развитие умений самостоятельной работы с социальной информацией; получение навыков разработки, проведения и презентации результатов исследования. Программа кружка «Социальная психология», адаптированная под классы гуманитарной и социально-экономической направленности, включает тренинги личностного роста и проф-ориентационные игры, направленные на развитие профессионального самоопределения при планировании карьеры.
Отмечается, что в ходе реализации профориентационных мероприятий в современных реалиях, наряду с позитивными результатами, были выявлены факторы, препятствующие успешному взаимодействию школы и вуза: отсутствие включённости в данный процесс всех субъектов образовательного пространства, недостаточное внимание администрации школ к социальным запросам выпускающих кафедр. Для решения этих проблем авторами была разработана и предложена модель организации научно-исследовательских кружков на базе школ, которая может качественно улучшить социальное партнёрство всех заинтересованных участников. Материалы статьи могут представлять интерес как для преподавателей высших учебных заведений, так и для педагогических коллективов общеобразовательных школ.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, научно-исследовательский кружок, взаимодействие вуза со школой, социальное партнёрство, привлечение абитуриентов
Для цитирования.: Коган Е.А, Пономарева Д.И. Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориентационной работы кафедры вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 135-143. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-135-143
(сс)
Введение
Своевременная профориентационная работа со школьниками способствует повышению эффективности подготовки старшеклассников к совершению ими самостоятельного профессионального выбора. В связи с этим возрастает необходимость улучшения качества взаимодействия школы с другими субъектами, в частности с учреждениями высшего образования [1]. Как показывает практика, российские школы заинтересованы в помощи со стороны вузов в сфере профориентации, так как у большинства из них отсутствует кадровый ресурс для полноценной реализации данных программ [2].
В последнее десятилетие исследования проблем и эффективности профориентации в системе непрерывного образования активно проводятся в разных регионах России как среди школьников, так и среди студентов младших курсов [3-6]. Полученные результаты показывают, что во многих средних общеобразовательных учреждениях проф-ориентационная работа характеризуется низкой результативностью или вообще отсутствует [5; 7]. В большинстве школ индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников на этапе профессионального самоопределения имеет слабо выраженный характер [4].
В разработке и реализации профори-ентационной программы, направленной на развитие у старшеклассников навыков осознанного выбора профессии, могут помочь преподаватели вузов. При этом школа должна обеспечивать преподавательский состав необходимыми ресурсами, а также учитывать стратегические цели вузов. Но исследования показывают, что администрация школ ожидает от вузов проведения такой профориентационной работы, которая исключает открытую агитацию поступления в конкретный вуз, ориентируясь только на развитие определённых способностей учеников и умение делать осознанный выбор [2]. Г.Ф. Шафранов-Куцев и С.Н. Толстогу-зов также отмечают, что преподаватели выс-
ших учебных заведений должны не только привлекать учащихся в свои вузы, но и активно помогать общеобразовательным школам в профориентационной работе, изучать социально-профессиональные устремления старшеклассников [8, с. 35]. Такая деятельность позволит существенно повысить мотивацию обучающихся, определяющую их карьерные предпочтения при выборе вуза в зависимости от профиля своего класса [9].
На сегодняшний день в рамках взаимодействия школ с вузами используется множество различных форм профориентацион-ной работы: организация предметных недель в школе, инженерных классов, подготовка учащихся к конференциям и олимпиадам различного уровня, проведение элективных курсов по профессиональной подготовке учащихся, профессиональные пробы, тестирование, привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.
Одним из перспективных направлений профориентационной работы является организация преподавателями вузов научно-исследовательских кружков в общеобразовательных учреждениях. Данная форма взаимодействия решает задачи как школы, так и вуза. В её рамках происходит развитие исследовательских навыков обучающихся, на что у школьных учителей не всегда хватает временных ресурсов. Преподаватели вуза могут квалифицированно выявить ведущие мотивы и желания будущих абитуриентов, их представления о профессиональной карьере, развить их интерес к определённой сфере рынка труда и одновременно продемонстрировать преимущества обучения в своём вузе.
Обзор литературы
Проблемам профориентации посвящены работы многих российских исследователей. В трудах Е.И. Головахи, Д.Л. Константи-новского, А.Б. Курлова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина рассматривается категория «профессиональное самоопределение», которая имеет ключевое значение при изучении
профориентации. Ими изучались факторы, влияющие на выбор тех или иных профессий, динамика их престижа, профессиональные интересы и намерения молодёжи. Анализу профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы Е.А. Климова, Н.С. Пряжнникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Ша-дрикова и др. Особенности взаимодействия школьного и вузовского обучения в рамках профориентационной работы подробно рассмотрены в трудах Г.Н. Александрова, С.М. Годника, С.Н. Рягина, М.М. Фирсовой и др. Различные формы профориентационной работы, реализуемые вузом в школах, рассматриваются в работах таких авторов, как Н.А. Абрамова, Ю.А. Сардушкина, Е.В. Таточен-ко, М.И. Бекоева, Е.Е. Плотникова, и многих других. Н.А. Абрамова и её соавторы отмечают высокую эффективность такого метода, как профориентационные олимпиады «Мой выбор» для старшеклассников, которые позволяют выявить личностные склонности учащихся к педагогической деятельности [10, с. 77]. По мнению Е.В. Таточенко, для формирования профессиональной направленности старшеклассников необходимо включение в учебный план общеобразовательного учреждения профориентацион-ного спецкурса «Я и мир профессий» [11]. Е.Е. Плотникова и Н.В. Быстрова приводят примеры эффективного использования про-фориентационных игр в образовательных организациях [12]. Ю.А. Сардушкина и М.И. Бекоева подчёркивают важность включения родителей учащихся в процесс профориентации, в частности, необходимость участия сотрудников вуза в родительских всеобучах, проведения представителями вуза индивидуальной работы с родителями учащихся старших классов [1; 13].
В зарубежных исследованиях профессиональной ориентации также уделяется значительное внимание. Многие современные авторы учитывают в своих разработках факторы мотивации социального поведения, рассмотренные в теории А. Бандуры
[14]. Учёные делают акцент на изучении социально-психологических особенностей профессионального самосознания в старшем подростковом возрасте. В этой связи следует отметить сборник «Развитие самоопределения через жизненный путь», который является первым систематическим и комплексным изучением формирования ценностных ориентаций подростков такого уровня. В данном сборнике представлены различные аспекты самоопределения в терминах теорий человеческого поведения, самоопределения и индивидуализации подростков [15; 16]. Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, исследования эволюционных факторов карьерных ориен-таций с учётом индивидуально-психологических различий обучающихся [17]. В своих исследованиях Р. Томсен рассматривает вопросы профессиональной ориентации с точки зрения всех, кто участвует в профессиональном определении, консультировании и развитии карьеры. Акцент делается не только на самом процессе профориентации, но и на переходе из системы образования на рынок труда [18]. В работе Х. Рид приводятся ключевые методы и модели профориентационной работы, а также рассматриваются основные навыки, необходимые ученикам для адекватного карьерного самоопределения [19].
Научно-исследовательские кружки в школах
Кафедра «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (НИУ) в 2020 г. отмечает своё 25-летие. За время своего существования было выпущено более 3000 специалистов, бакалавров и магистров, которые успешно трудоустроились. Однако направление кафедры является непрофильным для аэрокосмического вуза, что затрудняет привлечение выпускников школ. Во-первых, сами школы чаще всего ориентированы на сотрудничество с вузами по техническим направлениям. Во-вторых, у абитуриентов и их
родителей возникают сомнения относительно того, стоит ли поступать на социально-гуманитарные направления в технический вуз, смогут ли выпускники удачно трудоустроиться в будущем. Ситуация усугубляется тем, что вузы в современных условиях вынуждены конкурировать за выпускников школ. В эту борьбу включается не только высшая школа в целом (в ходе реализации профориентационной стратегии), но и конкретные кафедры, разрабатывающие и реализующие различные методы привлечения абитуриентов.
Учитывая вышеизложенное, кафедра «Социология, психология и социальный менеджмент» МАИ проводит активную про-фориентационную работу: организует презентации в школах, консультации на Днях открытых дверей, размещает информацию для абитуриентов на официальном сайте кафедры и в социальных сетях, сотрудничает со школами на договорной основе. Одной из форм адресного взаимодействия со школами является ведение научно-исследовательских кружков в рамках внеурочной деятельности с учащимися 8-11-х классов. В 2018/2019 и 2019/2020 учебных годах авторами статьи были разработаны программы и организованы научно-исследовательские кружки по социологии и социальной психологии в школах г. Москвы и Московской области. Главная цель - вызвать интерес школьников к исследовательской работе в области социологии и психологии, выявить круг потенциальных абитуриентов, заинтересованных в обучении по направлениям «Менеджмент» и «Сервис», привлечь их в уникальную образовательную среду МАИ.
Социологический кружок «Первые шаги в науку » проводился в одном из лицеев Московской области, социально-психологический - в одной из школ города Москвы. Задачами социологического научно-исследовательского кружка «Первые шаги в науку» являлись:
- формирование представлений об исследовании, его методах и этапах;
- развитие умений самостоятельно собирать и использовать информацию;
- развитие умений работать в команде;
- получение навыков разработки и проведения исследования;
- развитие умений презентовать результаты исследования на публике.
Занятия проводились один раз в неделю по два академических часа, всего 74 часа. Доля теоретических занятий составила 30%, практических - 70%. Программа кружка предусматривала как работу учащихся в группах, парах, так и индивидуальную. Занятия проводились в форматах мастер-классов, тренингов, практических упражнений. Практическая работа обучающихся включала следующие этапы: 1) выбор темы исследовательского проекта; 2) изучение литературы по выбранной теме; 3) разработка программы исследования; 4) разработка инструментария исследования; 5) освоение google-формы для проведения онлайн-опро-са; 6) организация опроса респондентов; 7) описание полученных данных и разработка рекомендаций по решению проблемы; 8) формирование презентации и подготовка выступления на научно-практической конференции.
Ученики самостоятельно выбирали интересную для них тему или предлагали свою. При выполнении проекта использовалась рабочая тетрадь, в которой фиксировались все этапы исследовательской работы. Важно, чтобы каждый проект был завершён до конца, тогда у обучающихся останется чувство морального удовлетворения, а в случае успешности проекта - чувство гордости за него. Отметим, что результаты проекта необходимо позиционировать в первую очередь в классе - для повышения интереса к исследовательской деятельности у других учеников, а также статуса тех обучающихся, кто уже выполнил это задание. На выходе были подготовлены проекты по следующим темам: «Экологические проблемы города глазами жителей», «Социальные проблемы города и их решение», «Отношение школь-
ников к компьютерным играм», «Отношение учащихся к школьной форме». Результаты работы в виде презентаций были представлены в классе, а затем на лицейском и районном конкурсах исследовательских проектов и отмечены специальными грамотами.
Кружок «Социальная психология» предназначался для 10-11-х классов гуманитарной и социально-экономической направленности. Занятия проходили один раз в неделю по два часа в различных формах: интерактивные мини-лекции, дискуссии, кейсы, тренинги, ролевые и деловые игры. Обучающиеся развивали умения применять тактики конструктивного взаимодействия в конфликте, получили возможность апробировать различные модели ролевого поведения для эффективной межличностной коммуникации. Объём нагрузки составил 76 часов, из них 30 часов - теоретические, 46 - практические занятия. Программа кружка включала в себя пять основных разделов, структурно состояла из семи этапов: 1) вводное занятие «Роль психологии в современном мире»; 2) тренинг формирования эффективной команды; 3) тренинги коммуникативных навыков и саморегуляции эмоций; 4) тренинг личностного роста; 5) тренинг профессионального самоопределения «Карта жизни»; 6) социальное творчество; 7) итоговое занятие «Чему мы научились».
На практических занятиях были проведены психодиагностические тесты, разработаны мини-опросники по коммуникативным навыкам, формированию эффективной команды, личностному росту, выбору профессии. В программу также включены элементы социологического проектирования (разработка анкет, путеводителей интервью, презентация проекта).
В рамках одного из разделов были проведены тренинг профессионального самоопределения и профориентационная диагностика. Особый акцент был сделан на развитии мотивации достижения успеха у обучающихся. Старшеклассники с интересом принимали участие в профориентационной игре «Перспектива», направленной на форми-
рование умений расставлять приоритеты в ценностных ориентациях при планировании карьеры. На заключительном этапе учащимися были представлены презентации проекта «Мой социально-психологический портрет». Цель проекта - обобщение результатов психологической самодиагностики для выявления проблемных зон и определения основных направлений развития профессионального самосознания и саморегуляции.
Научно-исследовательский кружок позволяет не только развивать исследовательские навыки и проводить профессиональное тестирование для определения выбора профессии, но и демонстрирует возможности применения знаний и навыков в области психологии и социологии в рамках разных профессий и сфер жизнедеятельности, в том числе в менеджменте и управлении персоналом. В частности, в рамках программы кружка рассмотрена специфика обучения по профилям «Социальный менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности» и «Международный социально-культурный сервис» в авиакосмическом вузе, показана востребованность специалистов данных профилей на предприятиях.
Обсуждение результатов
Несмотря на то что школы ориентированы на технические направления, кружки социально-гуманитарной направленности являются привлекательными для определённой части обучающихся. Эффективность работы таких кружков как направления профориентации в настоящее время оценить достаточно сложно, поскольку ощутимый результат возможен лишь при долгосрочной работе. Тем не менее можно утверждать, что уже на данном этапе у обучающихся улучшилось понимание необходимости планирования карьеры, сформировались более чёткое представление о применении знаний психологии и социологии в рамках разных профессий, интерес к социальным и психологическим исследованиям. Примерно 10% школьников выразили желание узнать боль-
ше о социальном менеджменте для поступления в МАИ.
Однако необходимо также обозначить риски, с которыми сталкиваются педагоги вуза при работе с учащимися, и перспективы развития этого направления. Трудности профориентационной работы были связаны с:
- привлечением старшеклассников к работе в данных кружках;
- быстрой потерей мотивации части школьников к работе в кружке вследствие его необязательности, отсутствия оценок;
- высокой загруженностью учеников в определённые периоды учебного года;
- низкой включённостью учителей школы в данный процесс;
- использованием дистанционного формата занятий в 2020 г.
Считаем, что эффективно преодолеть эти сложности можно только при более тесной коммуникации с учителями и администрацией школы путём выработки совместных подходов к мотивации обучающихся 8-11-х классов, учёта их работы в рамках школьных предметов. Учителя при этом должны быть не вспомогательным звеном, а активными участниками данного процесса. Организация работы кружка должна сочетать интересы всех субъектов, вовлечённых в процесс: учеников и их родителей, учителей и администрации школы, педагогов вузов и их кафедр. Привлечь учащихся к работе кружка и удержать их интерес возможно только при активном содействии учителей-предметников, классных руководителей и администрации школы. Именно они должны показать значимость данного вида деятельности для учеников. Также допускается вариант освобождения старшеклассников профильных классов, участвующих в работе кружков, от второстепенных видов учебных работ, а деятельность в рамках кружка оценивать высокими отметками.
Заключение
Организация научно-исследовательских кружков в школах является перспективным направлением профориентации для кафедр
вузов, имеющих социально-гуманитарную направленность. Для повышения эффективности профориентационной работы необходима активизация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и преподавателями кафедр вуза. При этом важно, чтобы учителя воспринимали педагогов вуза не как «конкурентов», «чужаков» или «агитаторов», а как социальных партнёров, которые могут оказать реальную помощь учащимся в развитии исследовательских навыков и в выборе профессии.
Литература
1. Сардушкина Ю.А. Организационно-педагогические условия, необходимые для проведения результативной профориентационной работы среди старшеклассников в рамках взаимодействия вуза и школы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4 (33). Т. 1. С. 115-118.
2. Дзаурова П.С. Разработка механизма организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профори-ентационной работы // Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 100-101.
3. Батырева М.В, Семенов М.Ю. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной образовательной школе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. № 8. С. 50-56.
4. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориен-тационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. № 4. С. 85-95. DOI: 10.24422/ MCIT0.2018.4.12373
5. Шатыр Ю.А, Срослова Г.А., Улесикова И.В, Постнова М.В. Проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательной школе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2017. Т. 7. № 2. С. 44-53. DOI: 10.15688/jvolsu11.2017.2.6
6. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 4.
7. Коган Е.А. Профориентационная работа со школьниками: проблемы и пути их решения // Социология образования. 2018. № 2. С. 4-11.
8. Шафранов-Куцев Г.Ф, Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза. М.: Логос, 2014. 194 с.
9. Кочнева Л.В, Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74-76.
10. Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Корнилова Е.Н. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 76-78.
11. Грузков В.Н., Таточенко Е.В. Профориента-ционная работа в школе: теория и практика реализации / Под ред. Л.Л. Редько. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 144 с.
12. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). 11 c. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/ aiticle/view/347
13. Бекоева М.И. Основные направления профо-риентационной деятельности в современной
общеобразовательной школе// Балтийский гуманитарный журнал. 2016. T. 5. № 4 (17). С. 159-162.
14. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. No. 84(2). Р. 191-215. DOI: https:// doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
15. Wehmeyer, M.L,, Shogren, K.A, Little, T.D, Lopez, S.J. Development of Self-Determination Through the Life-Course: Springer, 2017. 303 p.
16. Nguyen T, Ryan R, Deci E. Solitude as an approach to affective self-regulation // Personality and social psychology bulletin. 2017. № 44. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0146167217733073
17. Ryan R, Deci E. Self-determination theory basic psychological needs in motivation, development, and wellness. The Guilford Press. 2017. 756 p.
18. Thomsen R. Career Guidance in Communities. Aarhus: Aarhus University Press, 2012. 255 p.
19. Reid H. Introduction to Career Counselling and Coaching. SAGE, 2015. 291 p.
Статья поступила в редакцию 01.07.20 Принята к публикации 08.09.20
The Experience of University Department in Organizing Research Circles at Schools as a Direction of University Career Guidance Work
Evgeniya A. Kogan - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Diana I. Ponomareva - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia Address: 4, Volokolamskoe shosse, Moscow, 125993, Russian Federation
Abstract. Attracting applicants in modern conditions is quite an important and difficult task for higher education institutions. Non-core graduate departments of the University face the greatest difficulties in this process.
The article discusses the main directions of career guidance work of the Department of "Sociology, psychology and social management" of the Moscow Aviation Institute (National Research University) in the course of implementing cooperation agreements with educational institutions in Moscow and the Moscow region. The authors present an experience of organizing and conducting research circles in sociology and social psychology for students of grades 8-11.
The activity of the sociological research circle "First steps in science" was aimed at forming students' ideas about research, its methods and stages; developing skills of independent work with the received social information; obtaining skills for developing, conducting and presenting research results. The program of the circle "Social psychology" adapted for classes of humanitarian and socioeconomic orientation, included personal growth trainings and career guidance games aimed at developing professional self-determination in career planning.
Research circles allowed school students to develop their special skills, arouse interest in sociology and psychology, improve their understanding of the criteria for their own professional choice, as well as form students' understanding of the Department's profile.
During the implementation of career guidance measures in modern conditions, along with positive results, the authors have identified the factors that hinder the successful interaction of schools and universities such as the lack of involvement in this process of all subjects of the educational space, insufficient attention of the school administration to the social needs of graduating departments. To solve these problems, the authors have developed and proposed a model for organizing research circles based on schools, which can qualitatively improve the social partnership of all interested participants. The basic ideas and theses of the article may be of interest both for teachers of higher educational institutions and for pedagogical staff of secondary schools.
Keywords: career guidance work, professional self-determination, research circle, interaction "University - school", social partnership, attracting applicants
Cite as: Kogan, E.A., Ponomareva, D.I. (2020). The Experience of University Department in Organizing Research Circles at Schools as a Direction of University Career Guidance Work. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 10, pp. 135-143. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-135-143
References
1. Sardushkina, Yu.A. (2011). Organizational and Pedagogical Conditions Necessary for Effective Career Guidance Among High School Students in the Framework of Interaction between the University and the School. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Cherepovets State University. No. 4 (33), pp. 115-118. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Dzaurova, P.S. (2019). [Development of a Mechanism for Organizing Interaction between Schools and Universities as a Factor for Improving the Effectiveness of Career Guidance]. Nauka i obrazovanie segodnya = Science and Education Today. No. 2 (37), pp. 100-101. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Batyreva, M.V., Semenov, M.Yu. (2014). To the Issue of Career Guidance Effectiveness in Modern Comprehensive School. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskiye i pravovyye issledovaniya = Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research. No. 8, pp. 50-56. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Patrakhina, T.N., Vyalkova, K.S. (2018). Vocational Guidance Work in University: Project Approach. Kontsept = Concept. No. 4, pp. 85-95. DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12373 (In Russ., abstract in Eng.)
5. Shatyr, Yu.A., Sroslova, G.A., Ulesikova, I.V., Postnova, M.V. (2017). Problems of Career Guidance Work at Secondary School. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 11: Estestvennyye nauki = Bulletin of Volgograd State University. Series 11: Natural Sciences. Vol. 7, no. 2, pp. 44-53. DOI: 10.15688/jvolsu11.2017.2.6 (In Russ., abstract in Eng.)
6. Shikina, E.A. (2012). Features of Vocational Counselling of Graduates of Schools: Problems and Decisions. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy = Modern Economy: Problems, Trends, Prospects. No. 6, p. 4. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Kogan, E.A. (2018). Career Guidance Work with Pupils: Problems and Solutions. Sotsiologiya obrazovaniya = Sociology of Education. No. 2, pp. 4-11. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Shafranov-Kutsev, G.F., Tolstoguzov, S.N. (2014). Proforiyentatsionnyye praktiki vuza [Career Guidance Practices at University]. Moscow: Logos Publ., 194 p. (In Russ.)
9. Kochneva, L.V., Ponomareva, D.I. (2018). The Study of Career Preferences as a Prerequisite for Developing Professional Self-Consciousness Among Students of the Technical and Humanitarian Faculties of the Universities. Initsiativy XXI veka [Twenty-First Century Initiatives]. No. 3-4, pp. 74-76. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Abramova, N.A., Arkhipova, S.N., Kornilova, E.N. (2018). Development of Professional Work of the Department Under the Conditions of Competitive Environment of Higher Education Institution. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = World of Science, Culture, and Education. No. 1 (68), pp. 76-78. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Gruzkov, V.N., Tatochenko, E.V. (2008). Proforiyentatsionnaya rabota v shkole: teoriya i praktika realizatsii [Career Guidance at School: Theory and Practice of Implementation]. L.L. Redko (Ed). Stavropol: SGPI Publ., 144 p. (In Russ.)
12. Plotnikova, E.E., Bystrova, N.V. (2017). Social and Pedagogical Conditions of Professional Orientation of High School Students. Vestnik Mininskogo universiteta = Vestnik ofMinin University. No. 2 (19), 11 p. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/347 (In Russ., abstract in Eng.)
13. Bekoyeva, M.I. (2016). [The Main Areas of Career Guidance in Modern Secondary Schools]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. Vol. 5, no. 4 (17), pp. 159162. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Bandura, A. (1977). Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review. No. 84 (2), pp. 191-215. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
15. Wehmeyer, M.L., Shogren, K., Little, T.D., Lopez, S.J. (Eds.) (2017). Development ofSelf-Deter-mination Through the Life-Course. Springer, 303 p.
16. Nguyen, T., Ryan, R., Deci, E. (2017). Solitude as an Approach to Affective Self-Regulation. Personality and Social Psychology Bulletin. No. 44. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0146167217733073
17. Ryan, R., Deci, E. (2017). Self-Determination Theory Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. The Guilford Press, 756 p.
18. Thomsen, R. (2012). Career Guidance in Communities. Aarhus: Aarhus University Press, 255 p.
19. Reid, H. (2015). Introduction to Career Counselling & Coaching. SAGE. 291p.
The paper was submitted 01.07.20 Accepted for publication 08.09.20